Развитие моторных навыков – важнейшая ступень в коррекции звукопроизношения у детей с общим недоразвитием речи
материал (логопедия) на тему

Шагова Оксана Викторовна

Упражнения и игры для развития тонких движений пальцев рук.

Обучение действиям с предметами.

Игры с мячом, направленные на формирование правильного    звукопроизношения и развития фонематических процессов.

Игры с мячом, направленные на обобщение и расширение словарного запаса и развитие грамматического строя речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabota.docx20.06 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие моторных навыков – важнейшая ступень в коррекции звукопроизношения у детей с общим недоразвитием речи

Вся история развития человечества доказывает, что движения руки тесно связано с речью.

Первой формой общения первобытных людей были жесты. Особенно велика была роль руки. Указывающие очерчивающие, оборонительные и другие движения руки лежали в основе того первичного языка, с помощью которого люди изъяснялись. Прошли тысячилетия, пока развилась словесная речь.

О том, что движения пальцев тесно связаны с речью, было известно давно. Играя с маленькими ,ещё не говорящими детьми, сопровождали слова песни, игры движениями пальцев ребёнка, отсюда появились известные всем <Ладушки>, <Сорока-ворона> и т.д.

Большое стимулирующее влияние функции руки отмечают все специалисты, изучающие деятельность мозга, психику детей.

В своей работе я опиралась на то, что для полноценного формирования навыков устной речи ребёнка важно развивать  у него мелкую моторику  рук. Современные научные данные подтверждают, что области коры головного мозга, <отвечающие> за движение органов речи и управляющее движениями пальцев рук, расположены в непосредственной близости друг от друга. Следовательно, идущие в кору головного мозга нервные импульсы от движущих пальцев рук<тревожат>расположенные по соседству речевые зоны, стимулируя  их активную деятельность.

По мнению М.М.Кольцовой, уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук: если развитие движений пальцев соответствует возрасту ребёнка, то и речевое развитие его будет в пределах нормы; если же развитие движений пальцев отстаёт, задерживается и развитие речи. М.М.Кольцова отмечает, что есть все основания рассматривать кисти рук как <орган речи>-такой же, как артикуляционный аппарат .С этой точки зрения, двигательную проекционную область кисти руки можно считать ещё одной речевой зоной мозга.

В практике работы с детьми речевой группы прослеживается прямая зависимость между уровнем сформированности речи и развитие моторики пальцев рук у каждого отдельного ребёнка.

Изучив опыт работы в этой области таких авторов как: О.И.Крупенчук,М.А.Поваляева,М.М.Кольцова,И.С.Лопухина,Н.В.Нищува и многих других, мною были отобраны и апробированы методические приёмы по коррекции мелкой моторики и речи у детей логопатов.

В системе обучения предусмотрена взаимосвязь между моторики и звукопроизношением, моторики и лексико-грамматического развития речи. Предложенные игры и упражнения используются как часть индивидуального и подгруппового занятия. Пальцевые упражнения, моделирующие окружающий мир ребёнка, при умелом их включении в контекст различных занятий и режимных моментов могут способствовать развитию у детей элементов их двигательного поведения, обусловленного игровой, бытовой или учебной ситуации.

Упражнения и игры для развития тонких движений пальцев рук

   Для полноценного формирования навыков устной речи ребёнка важно развивать у него мелкую моторику рук. Современные научные данные подтверждают, что области коры головного мозга,<отвечающие>за движение органов речи и управляющие движениями пальцев рук, расположены в непосредственной близости друг от друга. Следовательно, идущие в кору головного мозга нервные импульсы от движущих пальцев рук<тревожат>расположенные по соседству речевые зоны, стимулируя их активную деятельность. В процессе работы с детьми речевой группы можно проследить прямую зависимость между уровнем сформированности речи и развитием моторики пальцев рук у каждого отдельного ребёнка. Мною были предложены детям упражнения и задания, сред которых ведущее место занимают игры с пальчиками. Развитию тонких дифференцированных движений пальцев и кистей рук так же способствует самомассаж.

Обучение действиям с предметами

     На развитие мелкой моторики влияет выполнение ребёнком различных манипуляций с мелкими предметами. В этом разделе обучения мною широко использовались настольные игры: различные виды мозаик, мелкий конструктор, нанизывание на нитку бусинок, различные варианты шнуровок и д.р.

     Для обучения детей застёгиванию, расстегиванию, пристёгиванию я применила дидактические пособия, содержащие большое количество пуговиц, кнопок ,шнурков, молний. Много времени я уделила обучению детей правильно держать карандаш, пользоваться обводками, проводить прямые вертикальные и горизонтальные линии, обводить по точкам контур предмета, регулируя нажим карандаша. Так же в своей работе я уделяла место играм со счетными палочками. Детям предлагалось выложить фигуру из палочек по образцу, по памяти, по замыслу. Развитию мелких движений способствует и укладывание палочек в коробочку по одной большим и указательным пальцами правой и левой рук.

Игры с мячом, направленные на формирование правильного    звукопроизношения и развития фонематических процессов

В начале учебного года мы знакомим детей с гласными .Длительное время уделяется этой работе, так как на этом базируется вся работа по развитию фонематических процессов у детей. Усвоив эту тему, дети, как правило,  хорошо овладевают звуковым анализом и синтезом слов, а следовательно в дальнейшем легче усваивают материал по обучению грамоте. Вся работа над гласными звуками закрепляется в играх с мячом. Для тренировки в четком произношении гласных звуков и выделении их из звукового ряда. В своей повседневной работе по коррекции речи детей я занималась закреплением правильного произношения согласных звуков и развитием фонематических процессов. Предлагала игру, где дети подбирали слова на заданный звук, чётко произнося эти слова.

Игры с мячом, направленные на обобщение и расширение словарного запаса и развитие грамматического строя речи

Учитывая то, что в группе, с которой я работаю, большинство детей имеют логопедическое заключение-общее недоразвитие речи второго уровня, в своей повседневной работе кроме звукопроизношения мы занимались развитием у детей и других основных аспектов устной речи: расширением словарного запаса и обучением грамматической правильности речи. Работая с маленькими детьми, я старалась внести в коррекционную работу игры с мячом. Для многих детей с общим недоразвитием речи характерны трудности в усвоении новых слов. Это выражается не только в более поздних сроках появления слов в речи ребёнка и малом их количестве, но и в трудностях понимание ребёнком значиние слов.

В обогащении речи ребёнка существительными, глаголами, прилагательными, обобщающими словами, в уточнении уже имеющихся у него слов, привитии ребенку простейших навыков образование новых слов, большое значение имеют игры с мячом. Поскольку словарь дошкольника обогащается преимущественно в процессе игры, то для получения наилучшего эффекта такие игры могут проводиться и родителями, воспитателями по указанию логопеда. В свободное время дети охотно играют в эти игры. Они универсальны, их разнообразие и наполнение содержанием зависит от фантазии взрослого и желание работать с детьми весело и интересно.

Благодаря подобранным играм и упражнениям уровень овладения моторными навыками у детей повысился. Хорошо пошёл процесс овладения пальчиковой гимнастикой, благодаря удачно подобранным стихам и рифмовкой этот вид занятий вызвал у детей повышенный интерес. Благодаря регулярным упражнениям пальчиковой гимнастикой помогли детям не только выполнять набор определённых движений пальцев рук, но и ритмично согласовывать движения с речью. Учитывая недостаточно высокий уровень овладения мячом, я постаралась включить в свою работу максимальное количество игр с мячом для работы над звукопроизношением и для развития лексико-грамматического строя речи.

Библиографические ссылки

1.Воробьева Т.А. , Крупенчук О.И.  Мяч и речь. СПб.,2003

2.Цвынтарный В.В. Играем пальчиками и развиваем речь. СПб.,1996

3.Лопухина И.С. 550 упражнений для развития речи. СПб., 2004


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коррекция звукопроизношения у дошкольников с общим недоразвитием речи.

Индивидуальное занятие посвящено автоматизации звука ш в слове.В предложенном занятии применяются разнообразные игровые приемы, с помощью которых удалось добиться положительного эмоционального фона на...

Конспект организованной образовательной деятельности по развитию правильного звукопроизношения у детей с общим недоразвитием речи III уровня в логопедической подготовительной к школе группе

Конспект организованной образовательной деятельности  по развитию правильного звукопроизношения у детей с общим недоразвитием речи III уровня  в логопедической подготовительной к школе групп...

Эффективные способы и приемы коррекции звукопроизношения у детей с общим недоразвитием речи дошкольного возраста

Коррекционная логопедическая работа у детей с общим недоразвитием речи производится поэтапно. Важную роль в коррекции звукопроизношения играет качественно проведенный подготовительный этап....

«Эффективные способы и приемы коррекции звукопроизношения у детей с общим недоразвитием речи дошкольного возраста».

Коррекционная логопедическая работа у детей с общим недоразвитием речи производится поэтапно, в статье раскрыты эффективные способы и приёмы коррекции звукопроизношения у детей....

Дидактические игры и упражнения в коррекции словообразования у детей с общим недоразвитием речи.

В публикации говорится о коррекции словообразования у детей с общим недоразвитием речи посредством дидактических игр и упражнений....

Специфика нарушения звукопроизношения у детей с общим недоразвитием речи

    В настоящее время распространенное нарушение речи является общее недоразвитие речи. Это нарушение охватывает весь спектр языковой системы (фонетика, лексика и графика). Общее недо...