«Развитие эмоциональной сферы детей, как фактора развития гармоничной личности»
план-конспект занятия по коррекционной педагогике (подготовительная группа) на тему

Кривова Ирина Владимировна

Развитие эмоционально-волевой сферы у детей старшего возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon master_klass_krivovoy_i.v.doc46 КБ

Предварительный просмотр:

И.В. Кривова, педагог-психолог 1 кв. категории

МБДОУ Алексеевский детский сад №3 «Петушок»

Алексеевского муниципального района Республики Татарстан

Тема мастер – класса: «Развитие эмоциональной сферы детей, как фактора развития гармоничной личности»

           Дошкольное детство – очень короткий отрезок в жизни человека, всего первые шесть – семь лет. Но они имеют очень большое значение. В этот период развитие идет как никогда бурно и стремительно. Из совершенно беспомощного, ничего не умеющего существа младенец превращается в относительно самостоятельную, активную личность. Получают определенное развитие все стороны психики ребенка, тем самым закладывается фундамент для дальнейшего роста.

           По моему наблюдению, последние годы в системе дошкольного воспитания и обучения стала прослеживаться тенденция к интеллектуальному развитию ребенка. При этом развитию эмоциональной сферы часто уделяется недостаточное внимание. Как справедливо указывали Л. С. Выготский и А. В. Запорожец, только согласованное функционирование этих двух систем – эмоциональной сферы и интеллекта, их единство могут обеспечить успешное выполнение любых форм деятельности.

         Эмоции и чувства – это своеобразное личностное отношение человека не только к окружающей действительности, но и к самому себе. Так, между ребенком и окружающим миром складываются объективные отношения, которые становятся предметом чувств и эмоций.

        Нравственное развитие и воспитание ребенка необходимо начинать именно с развития эмоциональной сферы, так как никакое общение, взаимодействие не будет эффективным, если его участники не способны, во-первых, «читать» эмоциональное состояние другого, а во-вторых, управлять собственными эмоциями. Понимание собственных эмоций и чувств также является важным моментом в становлении личности растущего человека.

         Современный родитель, к сожалению, немного внимания уделяет этой проблеме, ему важнее научить ребёнка читать, писать, считать, так как ему кажется этого достаточным для дальнейшего развития ребенка. Именно поэтому так важно объяснить родителям, что одно из важнейших мест в становлении личности занимает именно развитие социально-эмоциональной сферы, и начинать его необходимо именно в дошкольном возрасте, так как именно в этом время мы закладываем первые и самые главные черты характера человека. Ведь чем больше ребенок знает, какие бывают эмоции, тем точнее он поймет состояние другого.  

          Эмоции и чувства придают словам и поступкам, всему поведению своеобразный колорит. Положительные переживания воодушевляют человека в его творческих поисках и смелых дерзаниях.

          Эмоции играют важную роль в жизни детей, помогая воспринимать действительность и реагировать на нее.

          Чувства господствуют над всеми сторонами жизни дошкольника, придавая им особую окраску и выразительность, поэтому эмоции, которые он испытывает, легко прочитываются на лице, в позе, жестах, во всем поведении.

           Поэтому одна из приоритетных задач,  моей работы по развитию эмоциональной сферы дошкольников – научить детей понимать эмоциональное состояние, свое и окружающих их людей; дать представления о способах выражения собственных эмоций (мимика, жесты, поза, слово), а также совершенствовать способность управлять своими чувствами, научить ребенка в приемлемой для него форме рассказывать о своем внутреннем мире.

 Мастер – класс

Цель:  формировать представление об  эмоциях, развивать  способности  понимать свое  эмоциональное состояние и состояние другого человека, умение адекватно выражать его в мимике и движениях.

Оборудование: пластилин, воздушный шарик (10 штук), шарф, лист с контурным изображением лица человека (на каждого участника)

1.Ритуал приветствия.

Ведущий: Давайте поприветствуем друг друга. Для этого мы встанем с вами в небольшой круг и будем по очереди передавать свою улыбку, глядя друг другу в глаза.

2.Упражнение «Давайте познакомимся»

Инструкция: каждый участник называет то имя, которым бы он хотел, чтобы его называли во время занятия.

Педагог- психолог: Бывают чувства у зверей,

                                  У рыбок, птичек и людей.

                                  Влияет без сомнения,

                                  На всех нас настроение.

                                  Кто веселится?

                                  Кто грустит?

                                  Кто испугался?

                                  Кто сердит?

                                  Рассеет все сомнения

                                  Азбука настроения.

3.Упражнение «Определи эмоцию на ощупь»

Инструкция: участнику завязывают глаза шарфом, затем предлагают карточку с объемным изображением эмоции. Он должен с помощью тактильных ощущений определить какая эмоция изображена на карточке.

4.Упражнение «Вылепи эмоцию»

Инструкция: каждому участнику вручается лист с контурным изображением лица человека. Участник должен вылепить эмоцию с помощью пластилина.

Ведущий: (показавает каждый получившийся портрет) как вы думаете, что случилось с этим человеком?

(Обсуждение получившихся работ)

- давайте рассмотрим такую эмоцию как «гнев»

5.Упражнение «Воздушный шарик»

Инструкция: всем участникам раздаются по одному воздушному  шарику. Его необходимо надуть  (представьте, что шарик это вы, когда испытываете гнев). Затем шарик необходимо отпустить и понаблюдать, что произойдет.

Проводится беседа с участниками. Каждый высказывает свое мнение и описывает ощущения.

1.Что происходило с шариком, когда вы его надували?

2.Что происходило внутри шарика? (столкновение частиц друг с другом, как наши мысли).

3.Что произошло с шариком когда вы его отпустили? (он метался по комнате, задевая всех вокруг).

6.Способы избавления от гнева:

1.Отличный способ избавиться от гнева это взять в руки большую подушку, набрать полные легкие воздуха, прижать подушку к лицу и кричать что есть силы, подушка хорошо глушит звук, так что соседи ничего не услышат.

2. Можно поплакать.

3. Поколотить боксерскую грушу.

4. Изрисовать фото обидчика.

5. Послушать любимую музыку.

6. Поделиться своей проблемой с кем-то.

Ведущий: А как вы избавляетесь от гнева?

( участники предлагают свои способы избавления от гнева)

7.Упражнение «Гора с плеч»

Цель: снятие мышечного напряжения.

Инструкция: встать, руки опущены, сделать глубокий вдох, наполнить воздухом легкие. Затем сделать выдох, при этом резко опустить плечи вниз. Повторить несколько раз.

8.Массаж «Наши плечики»

Инструкция: все участники образуют круг, встают спиной друг к другу, кладут руки на плечи.

  • Плавные поглаживания от шеи к низу плеч.
  • Большой палец положить на лопатки, и делать круговые движения, остальная кисть лежит на плечах.
  • Легкое постукивание пальцами (как мелкий дождик) по плечам.
  • Плавные поглаживания от шеи к низу плеч.
  • Собрать кисть руки в форме «щепотки», поставить на лопатки, выполнять круговые движения в правую сторону)
  • Легкое постукивание пальцами (как мелкий дождик) по плечам.
  • Собрать кисть руки в форме «щепотки», поставить на лопатки, выполнять круговые движения  (в левую сторону)
  • Плавные поглаживания от шеи к низу плеч

9.Упражнение «Комплимент» (Никонова А.М.)

Инструкция: все участники сидят в кругу, глядя в глаза соседу, надо сказать ему несколько добрых слов или похвалить за что-то. Принимающий,  кивает головой и говорит: «Спасибо, мне очень приятно!». Затем он дарит свой комплимент своему соседу. Упражнение проводится по кругу.

10.Ритуал прощания.

Список литературы:

1.Изард К. Э. Психология эмоций / Перев. с англ. СПб.: Питер, 2003. — 464 с. илл. «Мастера психологии».

2.Данилина Т.А., Зедгенидзе В.Я., Степина Н.М. В мире детских эмоций. – М.: Академия, 2001. -117 с.

3.Крюкова С. В., Слободяник Н. П. Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь. Программа эмоционального развития детей дошкольного и младшего школьного возраста: Практическое пособие. М.: Генезис, 2001.- 98 с.

4.Кряжева Н. Л. Мир детских эмоций. Дети 5-7 лет / Художники Г. В. Соколов, В. Н. Куров. Ярославль: Академия развития, 2004. — 160 с. илл. «Ваш ребенок: наблюдаем, изучаем, развиваем».

5.Минаева В. М. Развитие эмоций дошкольников. Занятия. Игры. Пособие для практических работников дошкольных учреждений. М.: АРКТИ, 2001. — 48 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективное планирование работы в I младшей группе по разделам программы с использованием задач по развитию эмоциональной сферы детей

Перспективное планирование работы в I младшей группе по разделам программы с использованием задач по развитию эмоциональной сферы детей ...

Театральная деятельность ребенка как фактор развития эмоциональной сферы ребенка дошкольного возраста

В данной статье приводится анализ динамики развития эмоциональной сферы ребенка дошкольного возраста в исследованиях психологов. Акцентируется внимание на сложностях развития эмоциональной сферы и кин...

Развитие эмоциональной сферы детей подготовительной группы (детей 6-7 лет)

Цель: развитие эмоциональной сферы детей подготовительной группы (детей 6-7 лет)...

Консультация для родителей и педагогов: Игры на развитие эмоциональной сферы дошкольников, как средство развития личности ребенка

Главная задача родителей и педагогов — обеспечить эмоциональное благополучие ребенка, как в кругу семьи, так и в группе сверстников в дошкольном учреждении. Это значит, что для каждого ребенка нужно о...

Развитие эмоциональной сферы детей раннего и младшего дошкольного возраста 2-4 лет на основе технологии эмоционального погружения

Раннее детство - самый поддающийся педагогическим воздействиям период. Более эмоционального существа, чем маленький ребенок трудно найти. Л.С. Выготский.Эмоции влияют на содержание и динамику развития...

Конспект занятия педагога-психолога на развитие эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития

Конспект занятия педагога-психолога на развитие эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития. Целью занятия является развитие эмоциональной сферы дете...