Развитие эмоциональной сферы детей дошкольного возраста как условие повышения уровня развития их эмоционального интеллекта.
статья по психологии (старшая группа)

Серегина Мария Викторовна

Актуальность развития эмоционального интеллекта. Программа эмоционально-коммуникативного развития "В стране эмоций".

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Краснослободский детский сад комбинированного вида «Улыбка»

Краснослободского муниципального района

Республики Мордовия

Выступление на тему:

 «Развитие эмоциональной сферы детей дошкольного возраста как условие повышения уровня развития их эмоционального интеллекта»

                                                                               Подготовила: Серегина М.В.

                                                                          педагог-психолог МБДОУ

                                                                          детский сад «Улыбка»

Саранск 2023 г.

Раннее и дошкольное детство – время, когда эмоции господствуют над всеми сторонами жизни ребенка, управляют и регулируют все остальные его психические функции.

Однако на фоне прогрессивных изменений (активное реформирование системы дошкольного образования: рост значительной сети альтернативных дошкольных учреждений, появление новых программ дошкольного воспитания, разработка оригинальных методических материалов) именно развитию эмоциональной сферы ребенка уделяется недостаточно внимания. Приоритет, как родителями, так и практическими работниками, отдается интеллектуальному развитию. Но, как справедливо указывали                             Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, только согласованное функционирование этих двух систем, их единство может обеспечить успешное выполнение любых форм деятельности.

Кроме этого, больше стало детей нервных, раздражительных, капризных, подавленных и одиноких, более импульсивных и непослушных. Раньше дети знакомились с основными эмоциями и получали социальные навыки от своих родителей, родственников, соседей и импровизированных игр с другими детьми. Сейчас новые экономические реалии вынуждают родителей работать больше, чем предыдущие поколения, а значит, у них остается меньше свободного времени, которое можно провести с детьми, нежели с ними проводили их собственные родители. При этом из-за повышенной тревожности родители запрещают маленьким детям гулять одним на улице, не говоря уже о том, чтобы зайти в гости к соседям. Вместо того, чтобы играть со сверстниками, дети проводят все больше времени перед экраном телевизора или компьютера.

Отсутствие возможности научиться основам эмоционального развития приводит к неблагоприятным последствиям. Мы все чаще слышим в СМИ о жестокости среди подростков по отношению к сверстникам, братьям и сестрам, пожилым людям и животным.

Не понимая свои чувства и не умея выражать свои эмоции, а также не понимая чувства других, дети быстрее подвергаются негативному влиянию, начинают искать мимолетное успокоение в сомнительных друзьях, в наркотиках.

Именно поэтому раннее эмоциональное воспитание еще не было столь необходимым, как в нынешней сложившейся ситуации.

           Таким образом, актуальность развития эмоционального интеллекта детей старшего дошкольного возраста обусловлена, с одной стороны, благоприятными психологическими предпосылками, а с другой - требованиями ФГОС ДО, так как развитие эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, саморегуляции собственных действий одна из задач образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» ФГОСа дошкольного образования.

           Поэтому в нашем детском саду было принято решение активизировать работу в данном направлении. Поставив перед собой цель - развитие эмоциональной сферы старших дошкольников, я  разработала программу эмоционально-коммуникативного развития «В стране эмоций» для детей старшего дошкольного возраста.

          Данная программа включает в себя такие задачи, как:

 • расширение знания детей о чувствах, эмоциях и способах их выражения, обогащения словаря детей за счёт слов, обозначающих различные эмоции, чувства, настроения;

• развитие и совершенствование  умения детей распознавать собственные эмоциональные состояния;

• формирование и развитие умения детей распознавать эмоциональные проявления других людей по различным признакам (мимике, пантомимике, интонации);

• развитие способности открытому проявлению эмоций и чувств различными социально приемлемыми способами (словесными, творческими и так далее);

• развивать у детей навыки общения в различных жизненных ситуациях со сверстниками и окружающими взрослыми.

Программа развития эмоциональной сферы старших дошкольников «В стране эмоций» состоит из 3 разделов: «Мои эмоции», «Я и эмоции других людей», «Навыки общения».

В первом разделе «Мои эмоции»  собраны игры и упражнения, направленные:

• на расширение представлений об основных эмоциях: радость, грусть,

удивление, страх, гнев;

• на развитие внимания к самому себе, к своим эмоциям и переживаниям;

• на развитие способности различать свои мышечные и эмоциональные

ощущения;

• на развитие умения адекватно выражать свои чувства.

Во втором разделе «Я и эмоции других людей» 

представлены игры и упражнения, направленные:

• на понимание индивидуальных особенностей других людей;

• на распознавание эмоциональных реакций окружающих;

• на дальнейшее развитие языка жестов, мимики и пантомимики.

Третий раздел «Навыки общения»  является итоговым.

В этом разделе в ходе упражнений у детей:

• закрепляются знания об основных эмоциях;

• приобретаются навыки взаимодействия с другими людьми в различных жизненных ситуациях.

Занятия, рассчитаны на старших дошкольников, проводятся один раз в неделю. Продолжительность каждого из них составляет 20-25 минут, форма работы групповая и индивидуальная.

Занятия по данной программе строятся в доступной и интересной для детей форме - в форме театрализованной игры, которая включает в себе следующие приёмы активного обучения:

• проигрывание этюдов (мимические и пантомимические), которые позволяют ребёнку почувствовать нужное эмоциональное состояние через движение и мимику;

• элементы изобразительной деятельности в сочетании с этюдами приводит к взаимному усилению влияния на ребёнка и той и другой деятельности;

• музыкальное сопровождение этюдов способствует эмоциональному переживанию различных настроений, снижению раздражительности и агрессивности, преодолению двигательного автоматизма, обучению технике выразительных движений;

• сюжетно-ролевые игры ведут к приобретению навыков общения со сверстниками.

Каждое занятие программы начинается с приветствия, дети настраиваются на положительную эмоциональную атмосферу внутри группы. Завершаются занятия созданием детьми какого-либо рисунка, который является итогом работы и объединяет в себе все впечатления, полученные в ходе игры.

Программа «В стране эмоций» знакомит детей с собственными эмоциональными переживаниями, с проблемами, поступками, с эмоциональными состояниями других людей.

Таким образом, благодаря систематической работе, у детей формируются знания о социальных эмоциях, они учатся понимать эмоциональное состояние по мимике, пантомимике, жестам, интонации голоса, замечать эмоциональное неблагополучие окружающих, у детей появляется стремление и желание реагировать на эмоциональное неблагополучие окружающих, они учатся эмоциональной саморегуляции, овладевают языком эмоций как способом выражения собственного эмоционального состояния, у детей формируются установки «я - хороший, ты - хороший»

Занимаясь по этой программе, дети начинают понимать, какие действия и поступки приводят к одним и тем же переживаниям у всех людей независимо от возраста и пола. Так постепенно формируется понятие о гуманном и негуманном поведении, дети учатся замечать общность настроения природы и человека, сострадать людям, животным, растениям.

Результаты проведённой психодиагностики (промежуточной, в конце года) показывают, что развивающие занятия по программе «В стране эмоций» способствуют снижению тревожности и агрессивности у детей, развитию у них эмоционального интеллекта, воображения, творческих способностей и, главное, приобретению навыков позитивного общения не только со сверстниками, но и со взрослыми.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Поиск и реализация способностей у детей дошкольного возраста» (программа по выявлению и развитию способностей у детей дошкольного возраста)

laquo;Поиск и реализация способностей  у детей дошкольного возраста» (программа по выявлению и развитию способностей у детей дошкольного возраста)...

«Поиск и реализация способностей у детей дошкольного возраста» (программа по выявлению и развитию способностей у детей дошкольного возраста)

Самым сенситивным периодом для развития способностей является раннее детство и дошкольный возраст. Для ребенка этого возраста характерна высокая познавательная активность, повышенная впечатлительность...

«Поиск и реализация способностей у детей дошкольного возраста» (программа по выявлению и развитию способностей у детей дошкольного возраста)

laquo;Поиск и реализация способностей  у детей дошкольного возраста»  (программа по выявлению и развитию способностей у детей дошкольного возраста)...

«Поиск и реализация способностей у детей дошкольного возраста» (программа по выявлению и развитию способностей у детей дошкольного возраста)

Самым сенситивным периодом для развития способностей является раннее детство и дошкольный возраст. Для ребенка этого возраста характерна высокая познавательная активность, повышенная впечатлительность...

«Поиск и реализация способностей у детей дошкольного возраста» (программа по выявлению и развитию способностей у детей дошкольного возраста)

laquo;Поиск и реализация способностей у детей дошкольного возраста» (программа по выявлению и развитию способностей у детей дошкольного возраста)...

«Поиск и реализация способностей у детей дошкольного возраста» (программа по выявлению и развитию способностей у детей дошкольного возраста)

laquo;Поиск и реализация способностейу детей дошкольного возраста» (программа по выявлению и развитию способностей у детей дошкольного возраста)...

«Поиск и реализация способностей у детей дошкольного возраста» (программа по выявлению и развитию способностей у детей дошкольного возраста)

laquo;Поиск и реализация способностей у детей дошкольного возраста»(программа по выявлению и развитию способностей у детей дошкольного возраста)...