Театральная деятельность ребенка как фактор развития эмоциональной сферы ребенка дошкольного возраста
статья (старшая, подготовительная группа) на тему

Нина Александровна К.

В данной статье приводится анализ динамики развития эмоциональной сферы ребенка дошкольного возраста в исследованиях психологов. Акцентируется внимание на сложностях развития эмоциональной сферы и кинестетической организации всего тела у детей в современном мире. В статье выделяется театрализованная деятельность, как метод развития и преодоления сложностей эмоциональной сферы и кинестетической организации тела ребенка. Приводятся конкретные упражнения, направленные на их развитие. 

Ключевые слова: ребенок, дошкольный возраст, детская личность, эмоциональная сфера, развитие, театральная деятельность.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx26.54 КБ

Предварительный просмотр:

Современный динамичный мир открывает множество возможностей для каждого человека от маленького ребенка до пожилого человека. Но именно в дошкольном возрасте ребенок особенно чувствителен и восприимчив к новым видам деятельности, к когнитивному, эмоциональному развитию и развитию личности через парный механизм «идентификация и обособление»[1, с. 257].

Современные дети характеризуются достаточно качественным когнитивным развитием, сформированностью первичного личностного механизма «соподчинение мотивов» [2, с. 13-25], но отмечаются изменения в эмоциональной сфере и кинестетической организации всего тела.

В дошкольном возрасте эмоции должны пройти общий для высших психических функций путь развития – от внешних социально детерминированных форм к внутренним психическим процессам. С рождения ребенок запечатлевает и присваивает на основании идентификации эмоциональные эталоны и эмоциональные состояния из окружающего мира от значимого взрослого. С развитием ребенка, под влиянием усложняющихся социальных контактов, эмоциональные состояния развиваются в высшие эмоциональные процессы – интеллектуальные и эстетические, составляющие характеристики личности дошкольника. Л.С. Выготский считал, что «эмоциональное развитие детей – одно из важнейших направлений профессиональной деятельности педагога. Эмоции являются «центральным звеном» психической жизни человека, и прежде всего ребенка» [3, с. 22]. Основываясь на идеях Л.С. Выготского, можно отметить, что развитие эмоций является определяющим фактором развития ребенка как социальной единицы.

К концу дошкольного возраста, в 6-7 лет, чувства и переживания детей усложняются, дифференцируются. Сохраняется эмоциональность и впечатлительность, но постепенно уходит из проявления непосредственность, инфантилизм, преодолевается наивность и доверчивость. Стоит отметить, что у современных детей дошкольного возраста развитие в данном направлении может оттягиваться во времени.

В норме к старшему дошкольному возрасте у ребенка повышаются самоконтроль, самокритичность, обязательность, появляются чувства вины («я понимаю, я просто так»), справедливости, красивого (возвышенного) и некрасивого (грязного, уродливого, постыдного), склонность к глубоким переживаниям.

«Основные изменения в эмоциональной сфере у детей на этапе дошкольного детства обусловлены установлением иерархии мотивов, появлением новых интересов и потребностей» [4, с. 296]. Эмоциональная сфера ребенка-дошкольника постепенно становятся более глубинной по смысловому содержанию, теряет импульсивность.

В работе с детьми при этом можно столкнуться с тем, что они не способны контролировать эмоции, связанные с базовыми потребностями, когда они хотят кушать, пить и т. д. Если на предыдущих этапах онтогенеза «основным ориентиром для ребенка являлась оценка взрослого, то теперь он может испытывать радость, предвидя положительный результат своей деятельности и хорошее настроение окружающих» [5, с. 313].

К старшему дошкольному возрасту ребенку становятся доступны экспрессивные формы выражения эмоций – интонация, мимика, пантомимика. Овладение этими выразительными средствами, кроме того, помогает ему глубже осознать переживания другого [Там же, с. 314]. Развитие способности ребенка к сопереживанию позволяет и основывается на преодолении эгоцентризма.

Эмоциональное развитие ребенка дошкольного возраста определяется когнитивной зрелостью дошкольника. Так, например, речь включается в эмоциональные процессы (когда ребенок становится способен вербально описать наблюдаемые мимические движения, провести сравнение между поведением животных и человека), что приводит к их интеллектуализации. На протяжении дошкольного возраста особенности эмоций проявляются вследствие изменения общего характера деятельности ребенка и усложнением его отношений с окружающим миром. В возрасте 4-5 лет у ребенка начинает формироваться чувство долга [Там же, с. 317], формируется способность понимать предъявляемые ему требований, которые он соотносит со своими поступками и поступками окружающих сверстников и взрослых. Наиболее ярко чувство долга демонстрируется детьми 6-7 лет.

Ключевыми моментами эмоционального развития ребенка дошкольного возраста являются: 1. освоение социальных форм выражения эмоций; 2. благодаря речевому развитию эмоции становятся осознанными; 3. эмоции являются показателем общего состояния ребенка, его психического и физического самочувствия.

В дошкольном возрасте происходит развитие динамической и содержательной сторон эмоций и чувств. Как отмечает М.М. Кольцова, «развитие содержательной стороны обусловлено расширением и углублением знаний ребенка об окружающем мире, увеличением круга предметов и явлений, к которым он испытывает устойчивое отношение. Развитие динамической стороны обусловлено формированием умения контролировать и регулировать свои эмоциональные проявления. Содержательный аспект эмоций и чувств связан с причинами, с объектами переживаний. Динамический аспект эмоций и чувств характеризуется глубиной, продолжительностью, частотой возникновения переживаний» [Там же, с. 320]. Как отмечает М.М. Кольцова [Там же, с. 320], до 4,5-5 лет внушение через слово не удается, что объясняется слабыми связями между первой и второй сигнальными системами. В более старшем возрасте по мере усиления взаимосвязи сигнальных систем усиливаются как эмоциональная окраска поведения ребенка, так и контроль над проявлением эмоций.

Дети старшего дошкольного возраста в целом способны правильно воспринимать эмоциональное состояние человека, при этом дети достаточно легко отличают радость, восхищение, веселье и затрудняются в распознавании грусти, испуга, удивления.

Взаимоотношения с другими людьми, их поступки – один из важнейших, но, конечно, не единственный источник чувств дошкольника. Радость, нежность, сочувствие, удивление, гнев и другие переживания могут возникать у него по отношению к животным, растениям, игрушкам, предметам и явлениям природы. Знакомясь с человеческими действиями и переживаниями, дошкольник склонен приписывать их и предметам. Он сочувствует сломанному стульчику, гневается на ударивший ребенка камень.

Ребенок познает мир, прежде всего в образах, наглядно, конкретно. Образы эти чрезвычайно ярки. Многие свойства вещей, которые нам, взрослым, давно стали привычными, на малышей производят неожиданное, неизгладимое впечатление. Краски, звуки, формы наполняют детское сознание гораздо «плотнее», чем наше.

У ребенка развивается умение ставить себя на место другого человека, в известной мере представлять и ощущать его чувства и переживания. Это наполняет более глубоким содержанием чувство сострадания, сопереживания, являющееся вместе с совестливостью мерилом человеческой отзывчивости и благодарности. Умение предвидеть, прогнозировать и чувствовать себя на месте других людей создает основу для принятия и проигрывания межличностных ролей. Согласно идеям Ж.Пиаже ребенок становится способен использовать более сложные  схемы действия, которые станут основой для моральных суждений [6, с. 14], которые позволят сформировать произвольную регуляцию эмоциональной сферы личности. В то время как Л. Кольберг,  описывая предконвенциональный уровень морали [7, с. 117], отмечает значимость авторитетных источников для ребенка дошкольного возраста в регуляции и проявлениях эмоций, определяя значимость и актуальность формирования знаний об эмоциях и эмоциональных проявлениях.

Качественным и результативным методом развития выделенных сложностей возможно через театрализованную деятельность.

Именно она является источником развития чувств, глубоких переживаний и открытий ребёнка, приобщает его к духовным ценностям, развивая эмоциональную сферу ребёнка, заставляет его сочувствовать персонажам, сопереживать разыгрываемые события.

Наиболее доступными для детей дошкольного возраста являются театрализованные игры. Они пользуются неизменной любовью у детей.

В своей работе, я различаю театрализованные игры в зависимости от эмоциональной выразительности, посредством которых разыгрывается сюжет. Подбираю сказки, стихотворения или сюжеты, которые наиболее ярко могут отразить эмоциональный мир ребёнка. Произведения подбираю как весёлые, так и грустные с учётом познавательных ценностей детей.

Использую следующие формы работы и виды деятельности: театрализованные игры, организация спектаклей, сценическое действие, индивидуальные творческие задания (сочинение сказок, придумывание историй для постановок), беседы – диалоги и т.д.

В процессе работы я обучаю детей умению распознать и описать свое эмоциональное состояние, чувства и эмоциональное состояние, чувства окружающих людей.

Так же в работе с детьми использую и игры – упражнения на распознавание эмоциональных состояний, выраженных в мимике, пантомимических движениях с помощью пиктограмм, схематично изображающих эмоциональные состояния.

«Упражнения – этюды» – рисование под музыку различных эмоциональных переживаний и изменение содержания рисунка путем смешивания цветовой палитры - учить определять эмоциональные состояния по изображенным движениям и передавать эти состояния разным цветом путем дорисовывания пиктограмм.

Выражение самых разнообразных эмоций проявляются и через выполнение творческих заданий, направленных на развитие пантомимики.

- диалоги – пантомимы (разговор двух «иностранцев», не знающих языка друг друга, с помощью жестов в различных ситуациях)

- разыграть ситуацию, в которой один сказочный персонаж наступает на ногу другому (например, в автобусе): показать как они выясняют отношения с помощью жестов и мимики.

Загадки-пантомимы (например отгадать настроение по позе, по выражению лица, походке и т.д.; отгадать ,какая на улице погода и т.д.)

Следующие задания, которые я формулирую в работе с детьми: «показать частями тела: Как твои плечи говорят: «Я горжусь»; Как твоя спина говорит: « Я старый, больной человек»; Как твои глаза говорят НЕТ» и т.д.); Показать руками ( идем со мной, я тебя люблю, я боюсь, давай помиримся и т.д.)

Дети дошкольного возраста с интересом включаются в задание «Передай движение (настроение)»:

1. Дети, образуя круг, закрывают глаза. Ведущий «будит» своего соседа и показывают ему какое – либо движение, действие (причесывается, моет руки и т. п.). Это движение ребенок показывает следующему. И так по кругу до последнего. Новое движение показывает кто – либо другой.

2. Передается настроение (грустное, тоскливое, веселое, сердитое). Первым мимикой, жестом настроение показывает педагог. Дети, передав его настроение по кругу, обсуждают, что он загадал и что дети ощущали при показе, передачи настроения.

Проводятся тренинги, направленные на развитие умения овладевать и контролировать эмоции. Например, упражнение «Волшебный шлем» (Воспитатель: «у меня есть невидимый шлем, который может передавать эмоцию через того, на кого его наденут. Надеваю на голову и говорю на ушко: «Включаю радость!» Дети угадывают, шлем снимаем и надеваем на следующего, называя на ушко эмоции или различные оттенки чувств и состояний: удивление, грусть, тоска, хитрость, злость, и т.д.)

При всей кажущейся простоте, распознание и передача эмоций – достаточно сложный процесс, требующий от ребенка определенных знаний, определенный уровень развития. Ведь чем больше ребенок знает, какие бывают эмоции, тем точнее он поймет состояние другого.

Таким образом, театрализованная деятельность с детьми дошкольного возраста позволяют развить эмоциональную сферу личности ребенка.

Ссылки и примечания:

  1. Мухина В.С. Личность: Мифы и Реальность (Альтернативный взгляд. Системный подход. Инновационные аспекты). – 3-е изд. испр. и доп. – М., 2013.
  2. Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста: Сб. ст./ Под ред. А.Н. Леонтьева и А.В. Запорожца. – М., 1995.
  3. Выготский Л. С. Психология развития ребенка. – М., 2004.
  4. Люблинская А.А. О моральных представлениях и моральных привычках. /Г.А. Урунтаева// Хрестоматия. Психология дошкольника. – М., 1997.
  5. Кульчицкая Е.И. О развитии чувств. /Г.А. Урунтаева// Хрестоматия. Психология дошкольника. – М., 1997.
  6. Пиаже Ж. Моральное суждение у ребенка. – М., 2006.
  7. Kohlberg L. Essays on moral development. – N.Y., 1981.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие эмоциональной сферы детей дошкольного возраста в музыкальной деятельности.

Эмоциональный комфорт детям могут обеспечить занятия музыкальным искусством – пение, слушание музыки и творческая импровизация. Педагогические исследования подтверждают, что дошкольники ча...

Театрализованная игра, как средство формирования речи и эмоциональной сферы ребенка дошкольного возраста, с отклонениями в развитии.

Игра является основной деятельностью ребенка дошкольного возраста. Для детей с проблемами в развитии, посещающих  детский сад, игровая деятельность сохраняет свое значение как необходимое условие...

Авторская работа «Музыкально-коммуникативные игры как инновационная форма работы по развитию эмоциональной сферы ребенка дошкольного возраста»

В программе собран комплекс музыкально-коммуникативных игр, указана возможность их использования  в ежедневной деятельности музыкального руководителя. Программа рассчитана на детей старшей, подго...

Статья. Система упражнений для развития эмоциональной сферы ребенка дошкольного возраста

Система упражнений для развития эмоциональной сферы ребенка дошкольного возраста...

Статья.Средства развития эмоциональной сферы ребенка дошкольного возраста.

Средства развития эмоциональной сферы ребенка дошкольного возраста....