Развитие эмоциональной сферы детей раннего и младшего дошкольного возраста 2-4 лет на основе технологии эмоционального погружения
методическая разработка (младшая группа)

Раннее детство - самый поддающийся педагогическим воздействиям период. Более эмоционального существа, чем маленький ребенок трудно найти. Л.С. Выготский.

Эмоции влияют на содержание и динамику развития познавательных психических процессов: восприятия, внимания, воображения, памяти, мышления.

Целью реализации технологии «Эмоционально – чувственного погружения» детей раннего и младшего дошкольного возраста 2-4 лет является: эмоциональное развитие, обогащение чувственного опыта детей раннего и младшего дошкольного возраста, формирование его эмоциональной сферы.

Воспитание через эмоциональное воздействие, погружение в мир эмоций – очень тонкий процесс. Основная задача заключается не в том, чтобы подавлять и искоренять эмоции, а в том, чтобы надлежащим образом их направлять.

Задачи:

- способствовать открытому проявлению детских эмоций различными социально приемлемыми способами (мимика, жесты, поза, слово);

- знакомить детей со способами проявления эмоций радости, обиды, боязни, печали;

- формировать понятия: о сопереживании близким, сверстникам, игровым персонажам, проявлять сочувствие;

- обогащать словарь воспитанников словами обозначающие эмоции;

Внедрять образовательную технологию эмоционально – чувственного погружения начала с раннего возраста - адаптации ребёнка к детскому саду. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развитие эмоциональной сферы детей раннего и младшего дошкольного возраста 2-4 лет на основе технологии эмоционального погружения

Автор: Морозова Александра Викторовна

Эмоции играют важную роль в жизни человека. Они сопровождают нас всю жизнь. Через эмоции мы можем выразить свои чувства, свои отношения к другим людям. Понимание эмоций другого человека является важным для процесса общения между людьми, определяют всю жизнь человека и его место в социуме.

Актуальность данной технологии очевидна: эмоциональная сфера современных детей слабо развита. Увеличилось число детей страдающих неразвитостью эмоциональной сферы или отклонениями в эмоциональной сфере: тревожностью, агрессивностью, замкнутостью, застенчивостью, гипервозбудимостью, гиперактивностью и т. д. Сегодня редко можно встретить по-настоящему веселого, эмоционально благополучного ребенка. Многие дети не умеют даже улыбаться и смеяться от души. Причиной этому является ряд отрицательных факторов: взрослые не контролируя детей уже с раннего возраста позволяют ребёнку замыкаться на телевизоре, гаджетах (компьютере, планшете, телефоне, любых электронных устройств, которые носят развлекательный характер), ребёнок становится зависимым. Так же немаловажным фактором является, то, что взрослые направляют все свои усилия, на развитие интеллектуальной сферы ребенка (чтобы дети могли, пойдя в школу считать, писать и читать), забывая об эмоциональной сфере и не задумываясь о том, что обеднённая эмоциональная чувственность замедляет развитие интеллектуальной сферы

В «Концепции содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звено)» (2000) среди приоритетных задач выделено «обеспечение эмоционального благополучия каждого ребенка, развитие его положительного самоощущения», там же оговаривается необходимость создания «образовательной среды, способствующей эмоционально-ценностному, социально-личностному, познавательному, эстетическому развитию ребенка и сохранению его индивидуальности».

Во ФГОС дошкольного образования развитие эмоционального интеллекта ребенка рассматривается как одно из направлений социально коммуникативного развития.

Наш детский сад работает по программе «Детство», эмоциональное самочувствие ребенка в дошкольном учреждении является предметом особого внимания, в программе реализуется подход, целью которого является обогащение всех компонентов эмоциональной сферы ребенка-дошкольника.

Развитие эмоциональной сферы – долгий процесс и начинать его необходимо с самого раннего возраста, а продолжать в дошкольном возрасте.

Раннее детство - самый поддающийся педагогическим воздействиям период. Более эмоционального существа, чем маленький ребенок трудно найти. Л.С. Выготский.

Эмоции влияют на содержание и динамику развития познавательных психических процессов: восприятия, внимания, воображения, памяти, мышления.

Целью реализации технологии «Эмоционально – чувственного погружения» детей раннего и младшего дошкольного возраста 2-4 лет является: эмоциональное развитие, обогащение чувственного опыта детей раннего и младшего дошкольного возраста, формирование его эмоциональной сферы.

Воспитание через эмоциональное воздействие, погружение в мир эмоций – очень тонкий процесс. Основная задача заключается не в том, чтобы подавлять и искоренять эмоции, а в том, чтобы надлежащим образом их направлять.

Задачи:

- способствовать открытому проявлению детских эмоций различными социально приемлемыми способами (мимика, жесты, поза, слово);

- знакомить детей со способами проявления эмоций радости, обиды, боязни, печали;

- формировать понятия: о сопереживании близким, сверстникам, игровым персонажам, проявлять сочувствие;

- обогащать словарь воспитанников словами обозначающие эмоции;

Внедрять образовательную технологию эмоционально – чувственного погружения начала с раннего возраста - адаптации ребёнка к детскому саду. Создавая развивающую среду развития эмоционально – чувственного погружения, учитываю возрастные особенности ребёнка. Для развития эмоционально – чувственного погружения в группе созданы условия. Группа оформлена красочно, оттенки цветов радуют глаз ребёнка, специальная расстановка мебели и подбор игрушек, соответствует реализации задач по данной технологии.

Приходя в детский сад, ребёнок уже погружается в мир эмоций. Всегда встречаю детей с улыбкой, доброжелательно. Если ребёнку грустно, у меня всегда под рукой добрые, яркие игрушки, вызывающие интерес. Использую малый фольклор. Читаю коротенькие стишки прибаутки, потешки. Делаю комплименты, своим воспитанникам. Так начинается утро.

В системе развития эмоциональной сферы детей раннего и младшего возраста я определила наиболее эффективные методы и приёмы для эмоционально – чувственного погружения, которые непосредственно применяю в течение дня: в режимных моментах, непрерывно – образовательной деятельности, в общение ребёнка с взрослым, в общении детей со сверстниками.

Использую такие методы и приёмы: как чтение художественной литературы, для формирования осознания детьми эмоций я своим воспитанникам читаю потешки, сказки, которые вызывают эмоциональный отклик, учат сопереживать, выражать собственные чувства мимикой, жестами, словами, В младшем возрасте ребенок понимает только простые эмоции: грусть, страх, злость, радость, обида, интерес. После прослушивания произведения, с малышами мы определяем эмоциональное состояния героев сказки в различных сюжетных ситуациях (колобок весёлый, Маша, испугалась медведей, Зайку выгнала лиса, ему грустно и.т.д.) В центре «Книги» подобраны специальная художественная литература для определения эмоций.

Проговаривая стих, Агнии Барто – мы вливаемся, погружаемся в роль персонажа: зайку надо пожалеть его бросила хозяйка, ему грустно. Как ему грустно покажите. Одновременно развивается у ребёнка сопереживание и в тоже время осуществляются поставленные задачи данной технологии. Ребёнок изображает грусть. Тут же можно показать карточку эмоция грусти, эмоция радости через чтение специально подобранных стихов.

В процессе поставленных мною задач по эмоционально – чувственному погружению подобраны и составлены сборник потешек, пеструшек, специальных пальчиковых гимнастик. Картотека помогает мне организовать режимные моменты, провести игру – занятие.

В группе создала альбом «Моя семья» - рассматривая альбом, дети проявляют разнообразные эмоции по отношению к своим родным из моих наблюдений – это эмоции не только радости, но и грусти. Увидев грусть на лице сверстника, дети проявляют чувства, могут пожалеть сверстника, порадоваться вместе с ним.

В 3 года у детей складываются элементарные представления о том, что «такое хорошо, а что такое плохо». На основе примеров из опыта ребенка, его конкретных поступков, развиваются представления о доброте, грубости, жадности взаимопомощи, дружбе.

Каждый день, входя в мир эмоций, разбираем разные педагогические ситуации, направленные на доброжелательные отношения между сверстниками. Например:- Почему Феде грустно? Что так сильно рассмешило Аню? На кого злиться Андрей? Почему? Кто обидел? Плохо это или хорошо? И.т.д.

В группе есть «уголок уединения» где ребенок может некоторое время побыть в одиночестве, посидеть с любимой игрушкой, отдохнуть, а затем снова пойти играть с ребятами уже в хорошем настроении. Важно помочь детям понять, что их эмоциональное состояние может измениться: «Тебе сейчас грустно и хочется сидеть отдельно, но позже ты можешь почувствовать себя по-другому и, возможно, захочешь присоединиться к нам».

Так же к средствам развития эмоций отношу подвижные игры. Высокая эмоциональная насыщенность подвижных игр позволяет использовать их для воспитания детей бодрыми, жизнерадостными. «Огуречик, огуречик», «Мой весёлый звонкий мяч». Они доставляют детям радость, чувство удовольствия, вызывают интерес, захватывают воображение, побуждают к творческому выполнению игровых действий. Подобрана картотека и описание подвижных игр для детей младшего возраста.

В своей работе применяю прослушивание музыкальных произведений – это малый фольклор, короткие детские песенки, дети, вслушиваясь в слова, приобретают первоначальные понятия настроения музыки (весёлая, грустная). Танцуем, прыгаем, поём, подпеваем.

  • из важнейшим в работе с малышами является использование наглядности. Знакомлю детей с дидактическими играми: «Домик настроений» пока читаем сказки, выделяем и инсценируем с детьми простые доступные эмоции, игру домик настроений мы будем использовать на протяжения всего дошкольного развития, включая младший и старший дошкольный возраст. Так же к играм относятся пиктограммы, мини книжечки, карточки с эмоциями, игра «Составь эмоцию», «Приложи эмоцию». Развивая любопытство: специально строю речь так, чтобы заинтересовать малыша – «Игра волшебный сундучок – чудесный мешочек», таинственное появление игрушки вызывает восторг, интерес, яркие эмоции. Наблюдение наглядных предметов доставляют радость.

Составлены специальные занятия и упражнения для накопления эмоций: «Слепые котята», «Игра тренируем эмоции» - нахмуриться, как туча, как сердитая мама, улыбнутся, как радостный ребёнок, как котик на солнышке, испугаться, как зайка увидевший лису. Для снятия эмоционального напряжения: «Дружба начинается с улыбки», «Гнёздышко» дети присели, взявшись за руки – это гнёздышко. Внутри сидит птичка, снаружи летает ещё одна птичка и даёт команду: птичка вылетает, гнездо рассыпается птички все летают, ведущий командует в гнездо, дети опять присоединяются, «Передай мячик», «Каравай» и.т.д.

Занятия по эмоциональному развитию можно проводить один раз в неделю во второй половине дня (по подгруппам, и индивидуально) или включать отдельные игры и упражнения в режим дня. Время для занятия отводится 8 – 10 минут.

Освоению ребенком мира человеческих чувств и социальных отношений способствует культурном - досуговая деятельность: тематические праздники, спортивные мероприятия, развлечения.

Родители и педагоги должны помнить, что в немалой степени эмоции ребенка - это эмоции окружающих ребенка людей.

Взаимодействие с родителями

Значительная роль в развитии у ребенка раннего возраста сопереживания сочувствия принадлежит семье, где малыш получает первые образцы отношения взрослых к окружающим людям и самому себе.

Взаимодействие с родителями в форме консультаций и совместных занятий, ориентированных на снижение негативных поведенческих проявлений у детей.

Темы консультаций для родителей:

  • «Роль семьи в воспитании эмоциональной отзывчивости дошкольника»
  • «Как воспитать в ребенке доброту?»
  • «Воспитание у детей доброжелательных взаимоотношений со сверстниками» и другие.
  • Для профилактики агрессивного поведения у детей раннего возраста целесообразно спланировать организацию с родителями индивидуальных бесед:
  • «Истоки детской агрессивности»
  • «Причины вспышек детской агрессии»
  • «Как помочь агрессивному ребенку?»
  • «Учим ребенка конструктивному общению»
  • Буклеты с вариантами упражнений для эмоционального развития детей:
  • «Как научить ребенка понимать эмоции?»,
  • «Развитие сопереживания у детей 2–3 лет»,
  • «Тренируем эмоции» (комплекс упражнений на развитие способности к сопереживанию Н. Л. Кряжевой).

Проводя работу с родителями в форме индивидуальных консультаций, беседуя с ними по поводу поступков детей, я пробуждаю у родителей интерес к эмоциональному миру малыша, подчеркиваю его достоинства, тактично и корректно раскрываю его слабые стороны и недостатки, а также роль собственного участия родителей в воспитании у ребенка эмоциональной отзывчивости.

Данная технология позволяет окунуть малыша в мир эмоций, учит разобраться в собственном состоянии, учит общению со сверстниками и взрослыми.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОПЫТ РАБОТЫ ПО ТЕМЕ «РАЗВИТИЕ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ РАННЕГО И МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА» в соответствии с ФГОС

ОПЫТ РАБОТЫ ПО ТЕМЕ «РАЗВИТИЕ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ РАННЕГО И МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА» в соответствии с ФГОС...

Долгосрочный проект «Пластилиновые ручки» на развитие мелкой моторики рук, на эстетическое развитие, на развитие сенсомоторики для детей раннего и младшего дошкольного возраста

laquo;Ум ребенка находится на кончиках его пальцев»Сухомлинский В.А. Актуальность проекта:Известные педагоги В.А.Сухомлинский, Б.М Неменский обращали внимание на то, что детское твор...

Методическая разработка, направленная на развитие эмоциональной сферы детей раннего и младшего дошкольного возраста посредством релаксационных технологий

В  данных  методических  рекомендациях  представлены   различные  варианты  педагогических  и  коррекционных  технологий, котрые  можно испо...

Консультация для воспитателей «Воспитание эмоциональной отзывчивости детей раннего и младшего дошкольного возраста в период адаптации».

Наступает новая жизнь, когда маленький ребенок впервые выходит в мир. И начинается жизнь обычно с детского сада. Поступление ребенка в ясли вызывает, как правило, серьезную тревогу у взрослых. Особенн...

Педагогический опыт работы на тему: «Обеспечение эмоционального благополучия детей раннего и младшего дошкольного возраста посредством культурных практик»

Опыт работы по теме «Обеспечение эмоционального благополучия детей раннего и младшего дошкольного возраста посредством игровых культурных практик» формировался в условиях дошкольного образ...

Развитие речи у детей раннего и младшего дошкольного возраста в игровой деятельности на основе инновационных технологий

Развитие речи у детей раннего и младшего дошкольного возраста в игровой деятельностина основе инновационных технологий...