КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ГРУППЕ КОМПЕНСИРУЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ДЛЯ ДЕТЕЙ 6-7 ЛЕТ С ОНР «СВОЙСТВА ВЕЩЕСТВ И МАТЕРИАЛОВ. КРАХМАЛ». (ПОДГРУППОВОЕ ЗАНЯТИЕ)
план-конспект занятия по коррекционной педагогике (подготовительная группа) на тему
Конспект занятия по формированию познавательно-исследовательской деятельности у детей 6-7 лет с ОНР.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
svoystva_veshchestv_i_materialov._krahmal.docx | 26 КБ |
Предварительный просмотр:
КОНСПЕКТ
НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ГРУППЕ КОМПЕНСИРУЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ДЛЯ ДЕТЕЙ 6-7 ЛЕТ С ОНР
«СВОЙСТВА ВЕЩЕСТВ И МАТЕРИАЛОВ. КРАХМАЛ».
(ПОДГРУППОВОЕ ЗАНЯТИЕ)
Образовательные области: познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие.
Вид деятельности: познавательно-исследовательская, коммуникативная, игровая, двигательная.
Цель: создание условия для формирования у дошкольников с речевыми нарушениями представлений о крахмале и его .
Задачи:
- познакомить детей со свойствами крахмала;
- изучить один из способов обнаружения крахмала в продуктах питания;
- продолжить обучение практическому исследованию веществ используемых в быту;
- развивать исследовательские умения, умения проводить наблюдения, делать выводы;
- развивать зрительную память, речь, наблюдательность, мышление, творческое воображение.
- воспитание аккуратности при выполнении исследования.
Возрастная группа детей: дети 6-7 лет с ОНР 2-3 уровня.
Оборудование: мультимедийное оборудование (ноутбук, экран, проектор), презентация «Использование крахмала в промышленности», магнитная доска, 2 мольберта, магниты, картинки с изображениями продуктов питания, карточки с изображением круп и клубней , «набор «Юный исследователь» (лупы, фартуки и нарукавники, баночки с крахмалом, стаканчики с водой, ложки и тарелки пластмассовые, дневники наблюдений, пеналы с канцелярскими принадлежностями, стакан «непроливайка» со слабым раствором йода, ватная палочка) продукты питания (хлеб, булка, молоко, сметана, яйца отварные, печенье, картофель), мантия ученого,
мяч.
ХОД ЗАНЯТИЯ.
Воспитатель. Дорогие ребята я рада вас видеть на очередном заседании нашего клуба «Юные исследователи». Наш девиз «Ни шагу назад, ни шагу на месте, а только вперёд и только все вместе!».
Как много интересного можно найти на самой обычной кухне! Сегодня ребята нам передали в лабораторию новое вещество для исследования, нам необходимо ответить на несколько вопросов: Как называется это вещество? Какими свойствами обладает? Где и для чего используется это вещество? А для начала ,напомните мне правила поведения в исследовательской лаборатории.
Воспитатель выслушивает правила, помогает четче их сформулировать, следит за правильностью оформления высказывания при помощи карточек с символами на магнитной доске.
Воспитатель. А сейчас я вам предлагаю пройти в лабораторию и исследовать это вещество.
Дети самостоятельно изучают вещество. Результаты наблюдений записываются детьми в дневник. Воспитатель на доске, при помощи карточек с символами, помогает детям сделать выводы.
Выводы детей: белый сыпучий хрустящий мучнистый порошок, без запаха и вкуса; если потереть между пальцами или сжать его в ладони, можно услышать скрип. Это звук появляется при трении крупиц друг о друга.
Воспитатель. Как определить, растворимо ли вещество, и как много его растворится в воде? Ответы детей (Отмеряем 100 мл воды с помощью мерного стакана, и смотрим, сколько ложечек данного вещество сможет раствориться в этом объеме). Приступаем к работе. Что вы можете сказать о растворимости вещества?
Принимает ответы детей, корректирует речь. Следит за правильностью оформления дневников наблюдений.
Воспитатель. Ребята, а кто-нибудь по этим свойствам смог узнать вещество? Ответы детей. Чтобы узнать точный ответ, вам надо будет выполнить следующее задание. А для начала, потренируем наши глазки.
Зрительная гимнастика «Ах, как долго мы писали».
Ах, как долго мы писали,
Глазки у ребят устали. (Поморгать глазами.)
Посмотрите все в окно, (Посмотреть влево-вправо.)
Ах, как солнце высоко. (Посмотреть вверх.)
Мы глаза сейчас закроем, (Закрыть глаза ладошками.)
В группе радугу построим,
Вверх по радуге пойдем, (Посмотреть по дуге вверх-вправо и вверх-влево.)
Вправо, влево повернем,
А потом скатимся вниз, (Посмотреть вниз.)
Жмурься сильно, но держись. (Зажмурить глаза, открыть и поморгать ими)
Задание «Шифровка»
Воспитатель. Напишите буквы в правильной последовательности. Если вы правильно расставите буквы, то сможете прочитать слово.
А | Р | А | К | М | Л | Х |
6 | 2 | 3 | 1 | 5 | 7 | 4 |
Воспитатель. Какое слово у вас получилось? Сколько слогов в этом слове? Назовите первый звук, последний. Что вы знаете о крахмале? Ответы детей. Крахмал состоит из нескольких веществ, основным из которых является глюкоза. Крахмал содержится в растениях, получают его из зерен пшеницы, кукурузы, риса, ячменя и клубней картофеля. Больше всего крахмала содержится в рисе.
Мы с вами проделали ряд исследований и можем сделать вывод о свойствах изучаемого нами вещества. Кто сегодня в роли ученого выступит с докладом-обобщением о новом веществе?
Один из детей надевает мантию и шапку ученого и выступает в роли докладчика, обобщая полученные результаты исследований
Воспитатель. Есть ли у кого-нибудь дополнения к докладу? Хочет ли кто-нибудь что-то спросить у докладчика? Тогда у меня вопросы ко всем исследователям:
– На что похоже вещество крахмал?
– Что общего между мукой и крахмалом?
– Можно ли издалека спутать крахмал с солью?
– Чем отличаются крахмал и соль? Дети отвечают на вопросы.
Воспитатель. Молодцы, ребята. Вы правильно ответили на все вопросы. Пришло время отдохнуть.
Физкультминутка
Раз – подняться, потянуться,
Два – согнуться, разогнуться,
Три – в ладоши три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре – руки шире,
Пять – руками помахать
И на место тихо встать.
Воспитатель. Ребята, а вы знаете, для чего нужен крахмал? Ответы детей. Я вам предлагаю пройти в видео зал, посмотреть презентацию и самим ответить на этот вопрос.
Просмотр презентации.
Выводы детей: в пищевой промышленности используют для приготовления выпечки, киселей, желе, соусов, кремов, и колбасных изделий. Их крахмала изготавливают клей, используют при производстве бумаги и ткани.
Воспитатель. Ребята, а вы знаете, как называется напиток при изготовлении, которого используется крахмал. Ответы детей. В старину, наши предки кисель не пили, а ели ложками. Кисель готовят из разных ягод, фруктов и да же молока. И я предлагаю пройти в буфет и приготовить свой кисель.
Игра «Приготовь кисель» (с мячом).
Кисель из сливы-сливовый (апельсиновый, ягодный, фруктовый, молочный, грушевый, яблочный и т.д.).
Воспитатель. Ребята, посмотрите, пожалуйста, на стол. Что вы видите? Как можно назвать эти предметы (продукты питания). Многие ответы на задания мы получили опытным путем. А как нам узнать есть ли в этих продуктах соль, сахар. (Если вещество съедобное, можно на вкус определить).
Мы можем определить наличие крахмала на вкус? Почему? (не имеет вкуса). Посмотрите, сколько здесь продуктов! У них одинаковый вкус? Можно ли просто пробуя эти вещества, определить, где, в каком веществе находится крахмал?(ответы детей)
Наличие крахмала в продуктах можно очень легко определить. В это нам поможет специальный реагент ЙОД. Кто знает, что такое йод? Для чего он нужен человеку? Ответы детей Правильно, йод убивает микробы. А раз он кого-то убивает, значит, вещество небезопасно. Поэтому я его очень сильно разбавила. Но раствор получился все равно желтым, поэтому может оставить желтые пятна на руках или одежде. Постарайтесь этого избежать. И уж совсем плохо будет, если раствор йода попадет вам в глаза или в рот. Работайте с этим веществом очень осторожно. Давайте вернемся в лабораторию и исследуем продукты на наличие крахмала.
Опыт «Крахмал меняет цвет».
Воспитатель. Посмотрите внимательно, как правильно нужно действовать: беру сухую ложку и с ее помощью кладу небольшое количество крахмала на середину тарелки. Затем из коробочки достаю ватную палочку и опускаю ее в стакан «непроливайка», а потом дотрагиваюсь до крахмала. Что вы видите? Ответы детей.
Вывод: при взаимодействии с йодом крахмал окрашивается в темно-синий цвет.
Опыт «Найди крахмал».
Воспитатель. Я разделю магнитную доску на 2 половины. Слева мы будем прикреплять карточки с изображением тех продуктов, в которых крахмал есть, а справа – те, в которых вы крахмала не обнаружите.
Ребята проводят эксперименты со всеми имеющимися продуктами питания. На магнитной доске с одной стороны прикрепляются карточки с изображением продуктов питания, содержащими крахмал, с другой стороны – с изображением продуктов, в которых крахмал не обнаружен.
Воспитатель. Итак, ребята, давайте посмотрим, что у нас получилось. Одни продукты питания содержат крахмал, другие – не содержат. Почему? Давайте разберемся, что общего среди продуктов питания, которые расположены слева, и что общего среди продуктов питания, которые расположены справа. (Ответы детей).
Воспитатель выстраивает дискуссию таким образом, чтобы ребята сами пришли к выводу, что продукты питания растительного происхождения содержат крахмал, а продукты питания животного происхождения крахмала не содержат.
Рефлексия
Воспитатель. Ребята, предлагаю пройти в комнату отдыха и обсудить результаты заседания клуба «Юные исследователи».
-Как называется вещество, которое мы сегодня исследовали?
-Какого цвета вещество?
-Какой запах у вещества?
-Какой вкус у вещества?
-Какое вещество на ощупь?
-Растворяется ли вещество в воде?
-Где в природе встречается это вещество?
-Где и для чего используется вещество?
Сегодня часть знаний вы раздобыли опытным путем. Осталась та часть исследований, которая связана с работой с книгами, с интернетом. Обратитесь с вопросами к родственникам. Что они могут вам рассказать о крахмале ? Может, дома найдутся книги с нужной информацией? Или родители помогут вам найти информацию в интернете. Ваше домашнее задание: Узнать, как получают крахмал? Как можно получить крахмал в домашних условиях. А при следующей встречи, вы мне об этом расскажите.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект подгрупповой непосредственно-образовательной деятельности в группе компенсирующей направленности. Тема: "Формирование у детей речемыслительной деятельности и культуры устной речи".
В данном коспекте представлены задания и упражнения на базе которых отрабатываются четкость произношения звуков, мыслительные операции....
План-конспект подгрупповой непосредственно-образовательной деятельности в группе компенсирующей направленности. Тема: "Пересказ описательного рассказа "Собака Кнопка".
В плане-конспекте представлены приемы обучения старших дошкольников с ОНР пересказу описательного рассказа по опорным картинкам....
План-конспект подгрупповой непосредственно-образовательной деятельности в группе компенсирующей направленности. Тема: "Дифференциация звуков [С] - [Ш]"
В данном конспекте представлены приемы работы по слухо-произносительной дифференциации звуков [С] - [Ш]...
Конспект проведения образовательной деятельности в группе компенсирующей направленности для детей с ТНР от 6 до 7 лет "Создание условий для ориентировочно – исследовательской деятельности детей"
Ориентировочно – исследовательская деятельность – это деятельность, направленная на обследование окружающих предметов в целях получения информации, необходимой для реше...
План-конспект подгрупповой непосредственно- образовательной деятельности в группе компенсирующей направленности для детей с ТНР «Путешествие в лес»
Конспект подгрупповой НОД в группе компенсирующей направленности для детей с ТНР "Путешествие в лес"...
Конспект родительского собрания в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ТНР Тема: «Коррекционная и образовательная деятельность в группе компенсирующей направленности для детей с ТНР»
Конспект родительского собранияв старшей группе компенсирующе...