Использование форм речевого развития в работе учителя-дефектолога
методическая разработка по коррекционной педагогике на тему

Лариса Павловна Волкова

Использование форм речевого развития в работе учителя-дефектолога

Скачать:


Предварительный просмотр:

Учитель-дефектолог:

Волкова Л.П.

«Использование форм речевого развития и технологии

«Развитие речевого дыхания» в работе учителя-дефектолога»

Учитель-дефектолог в процессе коррекционно-развивающей работы способствует развитию познавательной деятельности детей, которая неразрывно связана с речевым развитием.

Неполноценное речевое развитие накладывает отпечаток и на формирование психических процессов: внимания, восприятия, мышления, памяти.

Нашим контингентом являются дети с тотальным недоразвитием, у большей части которых:

  • отсутствует собственная речь или имеются ее грубые нарушения;
  • затруднено понимание обращенной речи и простых речевых инструкций;
  • понимание слов, обозначающих предметы, действия и признаки;
  • многие с трудом могут соотносить реальные предметы с их изображением и функциональным назначением.

В своей работе учитель-дефектолог использует разные технологии, формы и приемы работы, направленные на развитие психических процессов, в том числе и речи. Одной из важных является технология «Развитие речевого дыхания». Она не только способствует развитию речи, но также является здоровьесберегающей технологией, что является важным в работе с детьми с ОВЗ.

 Технология «Развитие речевого дыхания» дефектологом ежедневно реализуется в виде дыхательной гимнастики в процессе ННОД, индивидуальных занятий и совместной деятельности с детьми.

Дыхательная гимнастика способствует развитию и укреплению грудной клетки,  улучшает полноту речевого дыхания, ритмику организма, развивает самоконтроль и произвольность.    Нами осуществляется работа над развитием силы, плавности, длительности выдоха. Выработка правильного дыхания необходима для дальнейшей работы по коррекции звукопроизношения над которой работает учитель-логопед.

С проведения дыхательной гимнастики начинается ННОД и индивидуальные коррекционно-развивающие занятия. Включаются упражнения с использованием различных игровых материалов: сдувание ватных шариков «Подуй на снежок», бумажных птичек «Научи птичку летать», мелких шариков «Прокати мяч в ворота», вертушки «Ветерок», снежинок, надувание мыльных пузырей, и многое другое.

Чтобы проведение дыхательной гимнастики было наиболее эффективным и интересным для детей, нами запланирована следующая работа, по обогащению содержания данной технологии и отражению ее в пространственной предметно-развивающей среде группы:

  1. Вместе с учителем-логопедом и воспитателем принять участие в создании картотеки упражнений дыхательной гимнастики.
  2. Подготовить карточки-схемы для самостоятельного выполнения упражнений детьми в свободной деятельности.
  3. Обогатить и разнообразить игровой материал, необходимый для проведения дыхательных упражнений в соответствии с календарем тематических недель.

Пальчиковая гимнастика и самомассаж - это другие, влияющие на речевое развитие и ежедневно используемые  в ННОД, индивидуальной и совместной деятельности технологии.

Развитию мелкой моторики пальцев рук на коррекционных занятиях уделяется особое внимание, так как этот вид деятельности способствует  речевому развитию. Выполнение  ребенком движений пальцами и кистями синхронно с произношением стихотворного текста активизирует внимание, развивает чувство ритма и пальцевую моторику.

  1. Для проведения пальчиковой гимнастики создана картотека с упражнениями в сочетании со стихотворными текстами в соответствии с календарем тематических недель.
  2. Для выполнения самомассажа используются: массажные мячи с шипами, карандаши с гранями, массажные колечки, грецкие орехи и др.)

Ознакомление с окружающим миром

В ходе ННОД по ознакомлению с окружающим мы знакомим детей с предметным, животным, растительным миром и деятельностью человека, тем самым, обогащая, как активный, так и пассивный словарь ребенка, способствуем развитию связной речи.

С этой целью учитель-дефектолог использует следующие формы работы:

  • рассматривание предметных и сюжетных картинок;
  • беседы по картинкам;
  • дидактические игры и упражнения («Кто, как голос подает?», «Повтори», «Покажи и назови», «Расскажи» и мн. др.);
  • чтение художественной литературы;
  • компьютерные технологии (обучающие игры и презентации по темам недели).

Формирование количественных представлений и сенсорное развитие активно способствуют расширению словарного запаса ребенка.

Мы учим детей различать цвет и название цветов, форму и объемные и плоскостные фигуры, величину, свойства и качества предметов (мягкий – твердый, мокрый – сухой, гладкий – шершавый и др.) и обозначать выделенные свойства словесно.

При формировании пространственно-временных представлений дети испытывают трудности в понимании логико-грамматических структур, выражающих пространственно-временные отношения, им сложно дать словесный отчет при выполнении заданий, основанных на осознании этих отношений.  

Упражнения по ориентировке в пространстве, знакомство с пространственными предлогами «в», «на»,  «под», «перед», «за» способствуют формированию пространственных представлений , а также речевому развитию детей.

Для формирования количественных представлений мы знакомим детей с математической терминологией (больше – меньше – поровну, один – много и т.д.), обогащая словарь, способствуем развитию понимания речевых инструкций, умению вербально (словесно) или невербально (на пальцах) давать ответ на поставленный вопрос (например, при закреплении результата счета на вопрос «Сколько?»).

Формирование мышления 

Мыслительная деятельность человека неразрывно связана с речью. Для детей с тотальным недоразвитием характерно недоразвитие наглядно-образного и несформированность словесно-логического мышления. Недостатки речевого развития затрудняют выявление существенных признаков предмета и установление связи между ними.

В процессе коррекционной работы мы способствуем формированию умения выполнять различные классификации (по форме и цвету, величине,  функциональному назначению и др.), определять последовательность событий «Что сначала, что потом», выделять лишний предмет и др., сопровождать свои действия речью, а не говорящим детям жестами «Покажи», «Разложи», «Найди пару» и т.д., что является невербальной речью

 Работа с родителями

Не менее важная часть работы учителя-дефектолога – взаимодействие с родителями. Включение родителей в совместный с педагогами процесс познавательного и речевого развития ребенка позволяет значительно повысить его эффективность.

Основные задачи работы с родителями:

  1. Знакомить родителей с коррекционно-педагогической деятельностью в группе и ДОУ.
  2. Повышать компетентность родителей в вопросах коррекционной работы с детьми в домашних условиях.
  3. Закреплять и отрабатывать достижения и навыки, полученные в ДОУ.
  4. Обучать конкретным приемам работы с детьми.
  5. Координировать совместные действия педагогов и семьи.

Взаимодействие с родителями осуществляется в различных формах работы:

  • еженедельные рекомендации в уголке дефектолога и на сайте ДОУ;
  • индивидуальные беседы по запросу родителей;
  • консультативная работа и показ приемов работы с детьми (они отражены в журнале консульцаций), памятки, буклеты;
  • ведение индивидуальных домашних тетрадей для отработки и закрепления изученного материала;
  • участие в проведении родительских собраний.

Использование современных технологий и разнообразных форм работы, взаимодействие между педагогами ДОУ и родителями позволяет добиться значительно лучших и более устойчивых результатов в коррекционной работе по развитию познавательной и речевой деятельности детей с нарушениями интеллекта.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование элементов технологии SANDPLAY в работе учителя – дефектолога

Использованиеэлементов  технологииSANDPLAY в работе учителя – дефектолога ...

Использование элементов технологии SANDPLAY в работе учителя – дефектолога

Использованиеэлементов  технологииSANDPLAY в работе учителя – дефектолога ...

Использование методов альтернативной коммуникации в работе учителя-дефектолога с дошкольниками с ОВЗ

Данная статья будет интересна педагогам и специалистам, работающих с детьми с ОВЗ....

Презентация педагогического проекта «Использование ИКТ в коррекционно-развивающей работе учителя-дефектолога с дошкольниками с ЗПР»

Использование коммуникационных технологий постепенно овладевает системой не только всего образования, но и дошкольной, первой его ступенью. Применяются возможности компьютера и на занятиях в детском с...

Презентация педагогического проекта «Использование ИКТ в коррекционно-развивающей работе учителя-дефектолога с дошкольниками с ЗПР» -1.

Данная публикация - вторая презентация , раскрывающая используемое нами в коррекционно-развивающем процессе ИКТ как наиболее эффективное средство, облегчающее, с одной стороны, для нас выполнение свои...

Презентация педагогического проекта «Использование ИКТ в коррекционно-развивающей работе учителя-дефектолога с дошкольниками с ЗПР» - 2

Данная публикация - следующая ступень детальнораскрываемого проекта, успешно используемого  в коррекционно-развивающей работе учителя-дефектолога с детьми, имеющими ЗПР различного генеза. Здесь б...