Использование современных образовательных технологий в работе учителя-дефектолога и учителя - логопеда с детьми с ОВЗ. Глобальное чтение.
статья по логопедии

Коротченко Яна Юрьевна

Учитель-логопед/|дефектолог в своей работе использует проверенные временем методы, а современные образовательные технологии являются дополнением в его коррекционной деятельности.Использование современных образовательных технологий в практике является обязательным условием интеллектуального, творческого и нравственного развития детей.Технология разноуровневого обучения - это технология организации учебного процесса, в рамках которого предполагается разный уровень усвоения учебного материала, но не ниже базового, в зависимости от способностей и индивидуальных особенностей личности каждого обучающегося. Одним из востребованных приемов разноуровневого  обучения является АДК. Альтернативная и дополненная коммуникация (АДК) — область знаний, которые включают в себя самые различные средства общения, специальные методики, специальные системы коммуникаций, которые разрабатываются для людей, у которых по каким-то причинам отсутствует речь.Одним из способов альтернативной коммуникации является глобальное чтение. Используется при: • Нарушении слуха; • Интеллектуальных проблемах; • Эмоциональных проблемах (аутизм); • Двигательных нарушениях (дизартрия); • Специфических органических проблемах артикуляционных органов (синдром Дауна).


 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ispolzovanie_sovremennyh_obrazovatelnyh_tehnologiy.docx28.32 КБ

Предварительный просмотр:

Коротченко Яна Юрьевна

Учитель - логопед, учитель - дефектолог

ГБДОУ д/с № 6 Василеостровского района г. Санкт- Петербург.

Использование современных образовательных технологий в работе учителя-дефектолога и учителя - логопеда с детьми с ОВЗ. Глобальное чтение.

В реализации Федерального государственного стандарта дошкольного образования (п.2.11.2), коррекционная работа направлена на обеспечение коррекции нарушений развития различных категорий детей, имеющих статус детей с ограниченными возможностями здоровья (далее по тексту – ОВЗ).

Образование детей с ОВЗ предусматривает создание для них специальной коррекционно-развивающей среды, лечение и оздоровление, воспитание, коррекцию нарушений развития, социальную адаптацию.

Учитель-логопед|дефектолог в своей работе использует проверенные временем методы, а современные образовательные технологии являются дополнением в его коррекционной деятельности.

Большинство дошкольников с ОВЗ, имеют проблемы в развитии восприятия, внимания, памяти, мыслительной деятельности, различную степень моторного развития и сенсорных функций, наблюдается повышенная утомляемость. Чтобы заинтересовать детей, нужны нестандартные подходы, индивидуальные программы, современные технологии:

•        технология разноуровневого обучения

•        коррекционно - развивающие технологии

•        технология проблемного обучения

•        метод проектов

•        игровые технологии

•        информационно-коммуникационные технологии

•        нравственная технология

Использование современных образовательных технологий в практике является обязательным условием интеллектуального, творческого и нравственного развития детей.

Технология разноуровневого обучения - это технология организации учебного процесса, в рамках которого предполагается разный уровень усвоения учебного материала, но не ниже базового, в зависимости от способностей и индивидуальных особенностей личности каждого обучающегося. Использование технологии разноуровневого обучения оценивает не итоги обучения, а его ход. Происходит оценивание усилий обучающегося, его кропотливой работы. Чтобы реализовать данный подход обучающиеся делятся на группы по уровню их развития. Важно, достичь однородности состава обучающихся каждой группы. Целевым назначением технологии является освоение образовательной программы каждым обучающимся на том уровне, который отвечает зоне его ближайшего развития и специфическим признакам развития.

Цель: обучение каждого на уровне его возможностей, способностей, а также адаптации обучения к особенностям различных групп обучающихся.

Одним из востребованных приемов разноуровневого  обучения является АДК. Альтернативная и дополненная коммуникация (АДК) — область знаний, которые включают в себя самые различные средства общения, специальные методики, специальные системы коммуникаций, которые разрабатываются для людей, у которых по каким-то причинам отсутствует речь.

Альтернативной называют все виды не голосового общения, однако альтернативная форма коммуникации так же может использоваться как дополнение к голосовому общению. Особенно альтернативная коммуникация актуальна в случае отсутствия устной речи.

Существует несколько видов альтернативной коммуникации:

•        коммуникация с непосредственным использованием тела: жесты, мимика, движения тела

•        коммуникация через визуальные образы: письмо, символы, пиктограммы, изображения

•        коммуникация через тактильные ощущения: ощупывание, постукивание, поглаживание

Общение – это обмен информацией. Если ваш ребёнок не совсем обычный, если он имеет особенности в развитии, как помочь ему сказать всё, что ему так хочется выразить? Использование дополнительных средств коммуникации.

Одним из способов альтернативной коммуникации является глобальное чтение. Используется при: • Нарушении слуха; • Интеллектуальных проблемах; • Эмоциональных проблемах (аутизм); • Двигательных нарушениях (дизартрия); • Специфических органических проблемах артикуляционных органов (синдром Дауна).

Суть глобального метода обучения чтению заключается в том, что ребенок на протяжении длительного времени регулярно воспринимает зрительно и на слух написанные целиком слова, словосочетания, короткие предложения. Одновременное восприятие информации в нескольких модальностях (зрительно, на слух, тактильно) регулярно в течение длительного времени помогает мозгу сформировать определённые нейронные связи и механизмы.

Глобальный метод обучения чтению является наиболее физиологичным для обучения маленьких детей, так как строится по тем же законам, что и обучение устной речи. Основателями научно обоснованного метода можно считать нейрофизиолога Гленна Домана - основателя Филадельфийского Института Развития Человеческого Потенциала, а также японского педагога Синъити Судзуки. Гленн Доман разработал и подробно описал методику обучения с помощью «Глобального чтения» для детей, которые родились с различными органическими повреждениями мозга. Необходимо сказать, что использовать методику «Глобального чтения» в коррекционно-развивающей работе с детьми предлагали: педагог Мария Монтессори, врач-физиотерапевт Гленн Доман, сурдопедагог Рау Н. А.

Зрительная память – одна из сильных сторон детей с особенностями, организм компенсирует, таким образом, индивидуальность органов восприятия. Несмотря на то, что у некоторых детей снижена концентрация внимания, они отлично осваивают метод «глобального чтения», запоминают огромное количество зрительных и слуховых объектов. Также этот метод помогает развивать импрессивную речь и мышление ребенка до того, как он сможет овладеть произношением. На многолетней практике доказано, что даже неговорящие дети смогут воспринимать написанную информацию, а затем коммуницировать и обучаться, при помощи письменного языка. В последствие, некоторые дефектологи, логопеды, сурдопедагоги адаптировали методику «Глобального чтения» для коррекционной работы с детьми различных категорий. Так, Б. Д. Корсунская предложила использовать методику «Глобального чтения» в работе с глухими дошкольниками; подробно принципы метода изложены в книге «Методика обучения глухих дошкольников речи» (1969 г.) В программе образования учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью под редакцией Л. Б. Баряевой, Н. Н. Яковлевой выделен блок «Альтернативное чтение», который включает в себя раздел обучения «Глобальному чтению» детей данной категории. В книге Л. Г. Нуриевой «Развитие речи у аутичных детей. Методические разработки» подробно описана методика работы по обучению детей с расстройствами аутистического спектра (РАС) «Глобальному чтению».

При обучении «Глобальному чтению» необходимо соблюдать постепенность и последовательность. Слова, чтению которых мы хотим научить ребенка, должны обозначать известные ему предметы, действия, явления. Вводить данный тип чтения можно не раньше, чем ученик сможет соотносить предмет и его изображение, подбирать парные предметы или картинки.

ВАЖНЫЕ ПРАВИЛА:

1. Самое главное! Никогда не проверять ребенка, не экзаменовать. Этого никто не любит, а дети - тем более. Надо подходить к делу с уверенностью, что он все запомнил. Знания эти накопительного характера. Он обязательно сам выдаст свои познания - надо только подождать. А потом и надоест вам своим "Мам, давай уроки, давай уроки!"

2. Обязательно надо заканчивать занятие ДО ТОГО, как ребенку все надоело.

3. Хвалить, хвалить, хвалить! После занятия обнимите его, поцелуйте, порадуйтесь, какой он умница...

Советую все же не покупать карточки, а сделать самим. Они будут наполнены родной (маминой, папиной) энергетикой. Это, конечно, трудно, долго...

А еще труднее все это выдержать и не бросить.

Методика глобального чтения особенно подходит детям с доминированием визуального типа восприятия. Вводить этот метод чтения можно не раньше, чем ребенок способен соотносить предмет с его изображением, а также группировать однотипные предметы, картинки.

Какие результаты можно ожидать?

•        Обучение детей чтению и пониманию устной и письменной речи на основе слухо-зрительного восприятия и запоминания;

•        развитие памяти, наглядно-предметного мышления, восприятия речи;

•        способствует развитию мелкой моторики рук и пространственного восприятия;

•        глобальное чтение позволяет выяснить, насколько хорошо неговорящий ребенок понимает обращенную речь;

•        глобальное чтение позволяет развивать у ребенка импрессивную речь до момента овладения произношением;

•        обучение глобальному чтению детей с тяжелыми речевыми нарушениями улучшает фонематический слух, помогает преодолеть смешение звуков, близких по месту и способу артикуляции, приучает к более четкому произношению окончаний, которые дети часто опускают.

Для «входа» в методику необходимо 10-14 занятий. Далее количество занятий назначается логопедом индивидуально.

Как работать с данной методикой? Нужно чтобы ребенок в течение нескольких секунд запомнил графический рисунок, изображенный на карточке, которую ему показывают, дети запоминают сначала целые слова, а лишь потом начинают разделять их по буквам. Начать можно с изучения карточек. Вы их показываете ребенку, рассказываете про них. Затем вы заучиваете графический рисунок, главное это делать постепенно. После того, как ребенок осваивает определенное количество карточек, старые карточки убираются и постепенно добавляются новые (вы берете 10-15 карточек, изучаете их, а затем, убирая самое «старое» слово, вы начинаете добавлять по одному «новому слову», таким образом, в моменте у вас всегда будет в изучении 10-15 карточек). Длительность занятия, как и количество карточек, специалист подбирает индивидуально, в силу особенностей ребенка.

Глобальное чтение успешно практикуется и в режимных моментах: в процессе умывания, одевания, приема пищи, до и после тихого часа. В этом нам помогают потешки и небольшие стихотворения, которые напечатаны крупным шрифтом и расположены на уровне глаз детей («Глаз, умойся…», «Маша варежку надела…», «Не ворчите вы, кастрюли…», «К деткам дрема пришла…» и многие другие). Во время прогулок глобальное чтение используется при наблюдении за природными явлениями для запоминания новых слов: названий явлений природы, живого - неживого, растений, деревьев, цветов и пр. Также большой интерес к табличкам дети проявляют при проведении подвижных игр на свежем воздухе: воспитатель показывает карточки с названием действия или предмета, именем игрока или голящего («Горячо – холодно», «Найди что спрятано», «Где мы были, мы не скажем» и другие). Безусловно, глобальное чтение находит применение и на занятиях, где используются мнемотаблицы («Опиши предмет/животное»), индивидуальный набор карточек для упражнений (ребенок поднимает слово на заданный вопрос, найденный у себя в наборе). Также с помощью карточек дети хорошо справляются с такими упражнениями как «Найди и покажи такую же», «Что на картине», «Составь словосочетание /предложение».

Литература:

  1. Алиса Самбурская. Глобальное чтение. — Москва: Издательские решения, 2016. — 130 с
  2. Гленн Доман «Как научить ребенка читать. Ласковая революция», М.: АСТ, 2004, 256 с.           
  3. Нуриева Л. Г. «Развитие речи у аутичных детей. Методические разработки», М.: Теревинф, 2013, 107 с.        
  4. Программа образования учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью/ Под ред. Л. Б. Баряевой, Н. Н. Яковлевой. — СПб: ЦДК проф. Л. Б. Баряевой, 2011. — 480 с.
  5. Авторский сайт А.Самбурской «Музыка интеллекта»

https://web.archive.org/web/20191121181312/http://www.xn----7sbabaf9budo9bgce2a0r.xn--p1ai/index/0-2


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности работы учителя-дефектолога и учителя-логопеда с детьми, имеющими множественные нарушения развития,в условиях Центра Социальной Реабилитации Инвалидов Выборгского района.

Одно из условий успешной реабилитации детей, имеющих сочетание нескольких патологий, это совместная работа разнопрофильных специалистов - дефектолога, логопеда, психолога. Некоторые аспекты этой работ...

Использование современных образовательных технологий в работе учителя-логопеда.

Использование современных образовательных технологий в практике является обязательным условием интеллектуального, творческого и нравственного развития детей. Поэтому мной эффективно использует в совме...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В РАБОТЕ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА

В процессе коррекции и развития речи у детей необходимым является применение современных коррекционно-логопедических технологий, направленных на звуковую и смысловую стороны речи, а также связанные с ...

Использование современных образовательных технологий в работе учителя-логопеда

 Психолого-педагогическое сопровождение – это организованная деятельность, в процессе которой создаются социально-психологические и педагогические условия для успешного обучения и пс...

Использование образовательнных технологий в работе учителя – дефектолога

Использованиеобразовательнных  технологий в работе учителя – дефектолога ...

Использование современных образовательных технологий в работе учителя -дефектолога.

Использование современных образовательных технологий в работе учителя -дефектолога....

Использование современных образовательных технологий в работе учителя-дефектолога с детьми с ОВЗ. Глобальное чтение.

Учитель-/дефектолог в своей работе использует проверенные временем методы, а современные образовательные технологии являются дополнением в его коррекционной деятельности.Использование современных обра...