Выступление на педсовете «Использование речевых игр в работе учителя-дефектолога на ГКН для детей с ЗПР» учитель-дефектолог Догадаева И.Н.
учебно-методический материал по коррекционной педагогике

Догадаева Ирина Николаевна

Я как учитель-дефектолог в процессе коррекционно-развивающей работы способствую развитию познавательной деятельности детей, которая неразрывно связана с речевым развитием.

Неполноценное речевое развитие накладывает отпечаток и на формирование психических процессов: внимания, восприятия, мышления, памяти.

В своей работе я использую разные технологииформы и приемы работы, направленные на развитие психических процессов, в том числе и речи. Бесспорно, ведущее место занимаю различные речевые игры и упражнения, тк игра является ведущим видом деятельности.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад№4»

Выступление на педсовете «Использование речевых игр в работе учителя-дефектолога на ГКН для детей с ЗПР»

Учитель-дефектолог Догадаева И.Н

Луга

2023

Я как учитель-дефектолог в процессе коррекционно-развивающей работы способствую развитию познавательной деятельности детей, которая неразрывно связана с речевым развитием.

Неполноценное речевое развитие накладывает отпечаток и на формирование психических процессов: внимания, восприятия, мышления, памяти.

В своей работе я использую разные технологии, формы и приемы работы, направленные на развитие психических процессов, в том числе и речи. Бесспорно, ведущее место занимаю различные речевые игры и упражнения, тк игра является ведущим видом деятельности.

 Одной из важных является технология «Развитие речевого дыхания». Она не только способствует развитию речи, но также является здоровье-сберегающей технологией, что является важным в работе с детьми с ОВЗ.

Технология «Развитие речевого дыхания»  ежедневно реализуется в виде дыхательной гимнастики в процессе НОД, индивидуальных занятий и совместной деятельности с детьми.

Дыхательная гимнастика способствует развитию и укреплению грудной клетки, улучшает полноту речевого дыхания, ритмику организма, развивает самоконтроль и произвольность. Так же осуществляется работа над развитием силы, плавности, длительности выдоха. Выработка правильного дыхания необходима для дальнейшей работы по коррекции звукопроизношения.

С проведения дыхательной гимнастики начинается НОД и индивидуальные коррекционно-развивающие занятия. Включаются упражнения с использованием различных игровых материалов: сдувание ватных шариков «Подуй на снежок», бумажных птичек «Научи птичку летать», мелких шариков «Прокати мяч в ворота», вертушки «Ветерок», снежинок, надувание мыльных пузырей, и многое другое.

Пальчиковая гимнастика и самомассаж - это другие, влияющие на речевое развитие и ежедневно используемые в НОД, индивидуальной и совместной деятельности технологии.

Развитию мелкой моторики пальцев рук на коррекционных занятиях уделяется особое внимание, так как этот вид деятельности способствует речевому развитию. Выполнение ребенком движений пальцами и кистями синхронно с произношением стихотворного текста активизирует внимание, развивает чувство ритма и пальцевую моторику.

 Для выполнения самомассажа используются: массажные мячи с шипами, карандаши с гранями, массажные колечки, грецкие орехи и др.)

Ознакомление с окружающим миром

В ходе НОД по ознакомлению с окружающим я знакомлю детей с предметным, животным, растительным миром и деятельностью человека, тем самым, обогащая, как активный, так и пассивный словарь ребенка, способствуем развитию связной речи.

С этой целью  использую следующие формы работы:

• рассматривание предметных и сюжетных картинок;

• беседы по картинкам;

•дидактические игры и упражнения («Кто, как голос подает?»«Повтори»«Покажи и назови»«Расскажи» и мн. др.);

• чтение художественной литературы;

• компьютерные технологии (обучающие игры и презентации по темам недели).

Формирование количественных представлений и сенсорное развитие активно способствуют расширению словарного запаса ребенка.

Я учу детей различать цвет и название цветов, форму и объемные и плоскостные фигуры, величину, свойства и качества предметов (мягкий – твердый, мокрый – сухой, гладкий – шершавый и др.) и обозначать выделенные свойства словесно.

При формировании пространственно-временных представлений дети испытывают трудности в понимании логико-грамматических структур, выражающих пространственно-временные отношения, им сложно дать словесный отчет при выполнении заданий, основанных на осознании этих отношений.

Упражнения по ориентировке в пространстве, знакомство с пространственными предлогами «в»«на»«под»«перед»«за» способствуют

формированию пространственных представлений, а также речевому развитию детей.

Для формирования количественных представлений , в рамках речевого развития, я знакомлю детей с математической терминологией (больше – меньше – поровну, один – много и т. д., обогащая словарь, способствуем развитию понимания речевых инструкций, умению вербально (словесно) или невербально (на пальцах) давать ответ на поставленный вопрос (например, при закреплении результата счета на вопрос «Сколько?»).

Формирование мышления

Мыслительная деятельность человека неразрывно связана с речью. Для детей с ОВЗ характерно недоразвитие наглядно-образного и несформированность словесно-логического мышления. Недостатки речевого развития затрудняют выявление существенных признаков предмета и установление связи между ними.

В процессе коррекционной работы я способствую формированию умения выполнять различные классификации (по форме и цвету, величине, функциональному назначению и др., определять последовательность событий «Что сначала, что потом», выделять лишний предмет и др., сопровождать свои действия речью, а не говорящим детям жестами «Покажи»«Разложи»«Найди пару» и т. д., что является невербальной речью

Работа с родителями

Не менее важная часть работы учителя-дефектолога – взаимодействие с родителями. Включение родителей в совместный с педагогами процесс познавательного и речевого развития ребенка позволяет значительно повысить его эффективность.

Основные задачи работы с родителями:

1. Знакомить родителей с коррекционно-педагогической деятельностью в группе и ДОУ.

2. Повышать компетентность родителей в вопросах коррекционной работы с детьми в домашних условиях.

3. Закреплять и отрабатывать достижения и навыки, полученные в ДОУ.

4. Обучать конкретным приемам работы с детьми.

5. Координировать совместные действия педагогов и семьи.

Взаимодействие с родителями осуществляется в различных формах работы:

• еженедельные рекомендации в уголке учителя-дефектолога и на сайте ДОУ;

• индивидуальные беседы по запросу родителей;

• консультативная работа и показ приемов работы с детьми (они отражены в журнале консультаций, памятки, буклеты;

• ведение индивидуальных домашних тетрадей для отработки и закрепления изученного материала;

• участие в проведении родительских собраний.

Использование современных технологий и разнообразных форм работы, взаимодействие между педагогами ДОУ и родителями позволяет добиться значительно лучших и более устойчивых результатов в коррекционной работе по развитию познавательной и речевой деятельности детей с нарушениями интеллекта.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы на тему:": «Особенности работы учителя-дефектолога по развитию речи у детей с синдромом Дауна»

Опыт связан с системой занятий по развитию речи у  детей с синдромом Дауна, в ходе которых используются эффективные методы и приемы, способствующие развитию речи.Адресная направленность: уч...

Выступление на педсовете «Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми»

Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. До семи лет человек проходит огромный путь развития,  неповторяемый на протяжении последующей ж...

Выступление на педсовете «Использование мнемотехники, мнемотаблицы в работе с детьми дошкольного возраста»

Выступление на педсовете«Использование мнемотехники, мнемотаблицы в работе с детьми дошкольного возраста»...

Выступление на педсовете «Использование мнемотехники, мнемотаблицы в работе с детьми дошкольного возраста»

Мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации. Другими словами, мнемотехника – это средство запоминания, нап...

Выступление на педсовете "Использование здоровья сберегающих технологий в обеспечении охраны жизни и здоровья детей"

Дошкольный возраст обоснованно считается наиболее важным периодом в процессе формирования личности человека. В этом возрасте более интенсивно развиваются различные способности, формируются нравственны...

Выступление на педсовете «Использование речевого материала программы «Социокультурные истоки» как средство общения театрализованной деятельности»

Выступление на педсовете «Использование речевого материала  программы «Социокультурные истоки»  как средство общения  театрализованной деятельности»...