Занятие по обучению грамоте в подготовительной группе "Буквы и звуки"
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) по теме
Заключительное занятие по обучению грамоте в подготовительной группе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
bukvy_i_zvuki.docx | 24.86 КБ |
Предварительный просмотр:
Цели:
Образовательные: обобщить и закрепить полученные знания по теме; проверить прочность усвоения детьми знаний, умений и навыков, сформированных на занятиях по обучению грамоте; учить применять их в практической деятельности-игре.
Коррекционно-развивающие: совершенствовать навыки звукобуквенного, слогового и фонематического анализа; закреплять умение определять первый и последний звук в слове; закреплять умение определять звук по твёрдости/мягкости, глухости/звонкости; развивать умение отвечать полным предложением; развивать память, внимание.
Воспитательные: воспитывать интерес к речевым играм, умение работать в коллективе.
Оборудование и материалы: интерактивный стол, зеркала, ручки, цветные карандаши, картинки со «спрятанными буквами», картинки для определения глухого и звонкого звука, колокольчики, кружки синего, зелёного и красного цвета.
Ход занятия:
1.Оганизационный момент
Л.: Здравствуйте ребята, я очень рада встречи с вами. Вижу у вас сегодня блестят глазки, вы все бодры и здоровы и вы готовы к нашему занятию.
2.Основная часть
1)Беседа о звуках (речевых и неречевых) и буквах.
- Ребята, послушайте стихотворение.
Воробей мой, воробьишка!
Серый-юркий, словно мышка.
Глазки - бисер, лапки - врозь,
Лапки - боком, лапки - вкось...
Прыгай, прыгай, я не трону -
Видишь, хлебца накрошил...
Двинь-ка клювом в бок ворону,
Кто ее сюда просил?
Прыгни ближе, ну-ка, ну-ка,
Так, вот так, еще чуть-чуть...
Ветер сыплет снегом, злюка,
И на спинку, и на грудь.
Подружись со мной, пичужка,
Будем вместе в доме жить,
Сядем рядышком под вьюшкой,
Будем азбуку учить...
Ближе, ну еще немножко...
Фурх! Удрал... Какой нахал!
Съел все зерна, съел все крошки
И спасибо не сказал.
- Почему воробей не сказал спасибо? /Потому что воробей не говорит. Он только чирикает/.
- Какие ещё волшебные слова мы знаем? /Пожалуйста, извините, здравствуйте/.
- Хорошо. Теперь послушайте.
Логопед стучит, хлопает, топает.
- Это речь? /Нет/.
- Какие звуки речевые? /Речевые звуки те, которые мы произносим/.
- Правильно. Чем же отличаются речевые звуки от неречевых? /Речевые звуки мы понимаем, а неречевые – нет/.
- Теперь послушайте, как я скажу. С, у, п. Что я произнесла? /Вы произнесли звуки/.
- А если я скажу быстро суп, что получится? /Получится слово/.
- А если я запишу, что это будет? /Это будет слово/.
Логопед записывает слово суп на доске.
- Из чего состоит слово? /Слово состоит из букв/.
- Чем отличаются звуки и буквы? /Звуки мы слышим и произносим, а буквы мы видим и пишем/.
Затем - хоровое проговаривание.
- На какие 2 группы делятся звуки? /Звуки бывают гласные и согласные/.
- Как произносятся гласные звуки? /Гласные произносятся без преграды. Их можно петь и тянуть/.
- А согласные? /Произносятся с преградой/.
- Что образует преграду? /Преграду образуют зубы, губы и язык
2) Пальчиковая гимнастика
«Ищем буквы мы по свету»
Ищем буквы мы по свету.
Составлять будем слова.
Белый аист длинноногий
Так похож на букву А.
Я на яблочко похожа.
Буква Э на эскимо.
Е на ель похожа тоже.
На обруч гимнастический
Похожа буква О.
И похожа на иголки.
Три они и очень колки.
Их в подушечку втыкаем,
Букву Ы мы получаем
Ёжик словно буква Ё.
Да, узнали мы её.
Утка с берега ныряет,
Букву У напоминает.
Как юлу мы завели,
Сразу букву Ю нашли.
Что же вышло? «Посмотри!»
10 гласных букв нашли.
Буквы гласные скажу: (1) Поставить локти рук на стол. Сгибаем и разгибаем кисти рук
«А Э Ы О У, (2) Загибаем по 1 пальцу поочерёдно.
Я Е И Ё Ю».
3).Задание №1 «Напиши букву на интерактивном столе»
Эта буква с большим брюшком, в кепке с длинным козырьком.(Б)
На ножницы похожа, но в работе, а не лёжа. (Х)
Хоть она проста на вид, начинает алфавит.(А)
Эта буква, как кочерга-выступ и одна нога.(Г)
Не просто завитушка- пружинка, крендель, стружка.(З)
Между двух прямых досок одна наискосок.(И)
Эта буква в антенну превратилась и на крыше очутилась.(Т)
В старом дереве дупло, ну совсем как бува….(О)
Палочка и палочка, между ними галочка. (М)
Эта буква натянутая сетка. (Н)
Полумесяц в небе тёмном буквой….. повис над домом.(С)
Снеговик, а с ним метёлка - буквой… стоят под ёлкой. (В)
4).Задание №2 «Буквы сломались»
Ребята, наши буквы сломались. Возьмите ручки и допишите один элемент, так чтобы получилась буква.
5).Задание №3 «Найди букву»
Л.:У каждого из вас на столе есть листочек с буквами. Вам нужно найти первую букву вашего имени и обвести её карандашом. Красным, если имя начинается с гласного звука, синим, если с согласного твёрдого звука и зеленым, если согласный звук мягкий.
6).Задание №4. «Глухой-звонкий»
Я показываю вам картинки, если слово начинается со звонкого звука - звоним в колокольчик.
7).Физминутка
У нас славная осанка
Мы свели лопатки,
Мы походим на носках,
А потом на пятках.
Пойдём мягко, как лисята,
Ну, а, если надоест,
То походим косолапо
Как медведи ходят в лес.
- Ребята, из чего состоят слова? /Слова состоят из слогов/.
- Да. А какое правило о гласных и слогах мы знаем? /Сколько в слове гласных, столько и слогов/.
- Как называется слог, на который падает ударение? /Ударный слог/.
- А гласная как будет называться? /Ударная гласная/.
- Как называется слог, на который не падает ударение? /Безударный слог/.
- А гласная? /Безударная гласная/.
8) Работа над ударением.
- Хорошо, посмотрите на доску. Прочитайте предложение. /Пугало пугало сорок сорок/.
- Мы не поймем, что это за предложение, пока не поставим ударение.
Логопед вместе с детьми расставляет ударение в словах.
- Таких слов много. Посмотрите, атлас и атлас, белки – белки, замок-замок.
9). Звукобуквенный и слоговой анализ.
- А теперь возьмите любое слово из тех, о которых мы только что говорили и придумайте предложение. /Белки прыгали с ветки на ветку/.
- Начертим схему предложения.
- Разделим слова на слоги, подпишем гласные, обозначим их красным кружком.
- Теперь согласные выделим. Мягкие каким кружком обозначим? /Зеленым/.
- А твердые? /Синим/.
Дети выполняют звукобуквенный анализ слов.
Далее – индивидуальная проверка.
10).Игры на интерактивном столе: «Вставь пропущенную букву», соедини картинку с нужным словом», «Прочитай слоги» (портал « Мерсибо»)
3.Итог занятия
- О чем мы сегодня говорили?- Что мы делали на занятии?
- Что вам больше всего понравилось?
Логопед оценивает деятельность каждого учащегося.
Подведение итогов
«Как хорошо быть грамотным на свете,
Всё знать и много так читать.
Ведь грамота-ступенька к свету,
Которую не нужно пропускать».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
НОД, область «Коммуникация» Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе. Тема: «Звук [ы], буква «Ы»
Занятие с использованием ИКТ...
Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе ТЕМА: Звук [т] - [т,] Буквы Т, т
Знакомство с согласным звуком Т, буквой Т....
Конспект открытого занятия по обучению грамоте в подготовительной группе "Дифференциация звуков Х - Хь"
Занятие по обучению грамоте для детей 6 лет с ОНР....
Конспект открытого занятия по обучению грамоте в подготовительной группе Тема: «Звук и буква М»
Уточнить знания о звуках [М], [М\']; упражнять детей в выделении звуков [М], [М\'] в словах и определении позиций звуков в словах; знакомство с буквами М, м; продолжать закреплять графические навыки; ра...
Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе Тема: «Звук [ы], буква «Ы»
Задачи: I Коррекционно – образовательные: 1. Познакомить детей со звуком [ы], буквой «Ы». 2. Закрепить навыки произношения звука [ы], в слогах, словах, предложениях. 3. Учить различать окончания ...
Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе. Тема: Звуки [к — к’] и буква Кк
Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе.Тема: Звуки [к — к’] и буква Кк...
Занятие по обучению грамоте в подготовительной логопедической группе "Звук и буква Цц"
Ознакомление с буквой Цц и звуком [ц]. Формирование навыка чтения слогов, слов, предложений с новой буквой Цц. Закрепление представлений о твёрдости – мягкости, глухости - звонкости ...