Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе Тема: «Звук [ы], буква «Ы»
план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа) на тему

мутьева марина владимировна
Задачи: I Коррекционно – образовательные: 1. Познакомить детей со звуком [ы], буквой «Ы». 2. Закрепить навыки произношения звука [ы], в слогах, словах, предложениях. 3. Учить различать окончания существительных в единственном и множественном числе. 4. Упражнять в составлении предложений. II Коррекционно – воспитательные: 1. Воспитывать доброжелательное отношение к занятиям, чувство взаимопомощи. III Коррекционно – развивающие: 1.Развивать фонематический слух. 2. Развивать зрительную память, устойчивое внимание, мышление, мелкую моторику рук. Оборудование: презентация, буква «Ы», фишки для звукового анализа, мяч, картинки для составления предложений, игрушка Мышонок, карточки для звукового анализа слова, звуковые линейки, полоски для составления схемы предложения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект  занятия по обучению грамоте в подготовительной группе

Тема: «Звук [ы], буква «Ы»

 

Задачи:

I Коррекционно – образовательные:

  1. Познакомить детей со звуком [ы], буквой «Ы».
  2. Закрепить навыки произношения звука [ы], в слогах, словах, предложениях.
  3. Учить различать окончания  существительных в единственном и  множественном числе.
  4. Упражнять  в составлении  предложений.

II Коррекционно – воспитательные:

  1. Воспитывать доброжелательное отношение к занятиям, чувство взаимопомощи.

III Коррекционно – развивающие:

1.Развивать фонематический слух.

  1. Развивать зрительную память, устойчивое внимание, мышление, мелкую моторику рук.

Оборудование:  презентация, буква «Ы», фишки для звукового анализа,  мяч, картинки для составления предложений, игрушка Мышонок, карточки для звукового анализа слова, звуковые линейки, полоски для составления схемы предложения.

Ход занятия

  1. Организационный момент.

- Сегодня к нам на занятие пришёл Мышонок. Он принёс нам много игр, в которые мы сегодня с вами поиграем.

- сядет первым тот, кто назовёт слова, начинающиеся на гласный звук.

2.Сегодня на занятии мы  с Мышонком познакомимся с новым звуком и новой буквой.

3. Отгадайте загадки:  (мультимедиа)

- Маленький рост,

длинный хвост,

Серая шубка,

Острые зубки. (Мышь) (появляется картинка)

- Кольцо в носу, глаза налиты кровью.

 Оберегает он семью коровью.

 Всегда на страже собственного стада,

 Дразнить его совсем не надо.

 Он к разным шуткам не привык,

 Не понимает их, он -… (бык) (появляется картинка)

- Из малых кошек, из пятнистых,

 А на ушах, представьте, кисти!

 Короткий хвост. Не скажешь «брысь»,

 Она ведь хищник грозный …

(Рысь) (появляется картинка)

- Творожку я брат,

 Сметанке - сват,

 Маслу - племянник,

 А молоко - моя мать. (Сыр) (появляется картинка)

- Вьется, взвивается,

В небо устремляется. (дым) (появляется картинка)

-Мышь, бык, рысь, сыр, дым. Какой одинаковый звук в этих словах? (ы)

- Какой это звук? (гласный)

4. Поиграем в игру «Помоги мышке достать сыр» (мультимедиа)

- Произнесём звук [ы-ы-ы] пока мышь не достанет сыр.

5. Поиграем в игру «Светофор»

- Если услышите в слове звук [ы], то покажите красную фишку, если данного звука нет, то покачайте головой.

Дом, мак, дым, ком, усы, мох, бык, весы, кот, дубы, кит, дыни, бок, тыква.

6. Знакомство с буквой

Звук [ы] обозначается буквой «Ы» (показ буквы)

Выложим букву «Ы» из пальцев: (мультимедиа)

Указательный с большим

Мы в «кольцо» соединим,

Остальные пальцы прямо

Вверх направятся упрямо.

Правую ладонь ребром

Направим также вверх, увы!

Но как же здорово, друзья,

Сейчас прочтём мы букву «Ы».

- А теперь послушайте, стихи о букве, а потом скажите, на что похожа буква. (Мультимедиа)

Вот топор. Полено рядом.

Получилось то, что надо:

Получилась буква «Ы»-

Все мы знать её должны.

А бедняжка буква «Ы»

Бродит с палочкой, увы.

-Ты -  худой, а я -  толстяк.

- Ешь поменьше натощак!

  1. Физкультминутка

- Сейчас мы с Мышонком  поиграем

Ветер дует нам в лицо,

Закачалось деревцо.

Ветерок всё тише, тише.

Деревцо всё выше – выше.

  1. Игра «Найди место звука»  со звуковыми линейками

- Поставьте фишку на звуковой линейке туда, где находится звук [ы] в словах.(в начале слова, в середине, в конце)

Дым,   ягоды, дыни, лимоны, сыр,  губы, лыжи, банты, улыбка.

9. Составление предложения по картинке (мультимедиа)

Мышь несёт сыр.

- Сколько слов в предложении? (3)

- Выложите схему.

10. Звуковой анализ слова усы (мультимедиа)

-Сколько слогов в слове усы? (2)

-Сколько звуков? (3)

- Назовите первый звук. (У)

- Какой он? (гласный)

-Каким цветом обозначим? (красным)

- Назовите второй звук. (с)

- Какой он? (согласный, глухой, твёрдый)

-Каким цветом обозначим? (синим)

- Назовите третий звук. (ы)

- Какой он? (гласный)

-Каким цветом обозначим? (красным)

11. Самостоятельно выложить схему слова каждому ребёнку. (карточки)

Сыр, мышь, дым, дыня.

12. Гимнастика для глаз (карточка)

Раз – налево, два – направо,

Три – наверх, четыре - вниз.

А теперь по кругу смотрим,

Чтобы лучше видеть мир.

Взгляд  направим ближе, дальше,

Тренируя мышцу глаз.

Видеть  будем лучше,

Убедитесь вы сейчас!

А теперь нажмем немного

Точки возле своих глаз.

Сил дадим им много-много,

Чтоб усилить в тысячу раз!

13.  Игра «Один – много» (с мячом). В кругу. Педагог бросает мяч и говорит слово, а ребёнок образует множественное число.

Конфета – конфеты,

Лента – ленты,

Тыква – тыквы,

Липа – липы,

Стол – столы,

Дуб – дубы,

Сад – сады,

Ягода – ягоды,

Лимон – лимоны,

Ус – усы.

14. Игра «Составление словосочетаний»

Подберите слова:

Умный…

Дежурный…

Быстрый…

Старый…

Длинные…

Медленный…

Высокие…

Красивый…

Жёлтая…

  1.  Итог занятия

- С каким звуком познакомились?

- Как называется буква?

- Придумайте слова со звуком  [ы]. Если дети затрудняются открыть последний слайд презентации с картинками, в названии которых есть звук [ы].

- Попрощаемся с Мышонком.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Занятие по развитию связной речи в подготовительной группе по лексической теме «Транспорт. Правила дорожного движения.» Мутьева М.В.

Слайд 3

Транспорт который ездит по земле называется наземным. К нему относятся:

Слайд 4

Подземный транспорт

Слайд 5

Транспорт, который плавает по воде -водный.

Слайд 6

Транспорт который летает по воздуху называется воздушным

Слайд 7

Наземный транспорт делится на пассажирский, грузовой и специальный. Пассажирский транспорт перевозит людей – пассажиров. К нему относятся: автобус, троллейбус, такси и трамвай.

Слайд 8

Грузовой наземный транспорт перевозит грузы. К нему относятся такие машины как самосвал, грузовик, муковоз, цементовоз и др.

Слайд 9

К наземному транспорту специального назначения относятся: скорая помощь, полицейская машина, пожарная, автовышка, снегоуборочная машина, трубоукладчик, различные строительные и военные машины.



Предварительный просмотр:

Конспект занятия по развитию связной речи в подготовительной  группе

по лексической теме «Транспорт. Правила дорожного движения.»

Цель: совершенствовать и обобщить знания о транспорте и правилах дорожного движения

Коррекционно-образовательные:

- закреплять знания о видах транспорта, названия транспортных средств, действиях, которые  они совершают, названия дорожных знаков, их значение;

Коррекционно-развивающие задачи:

- расширять и активизировать словарный запас по теме «Транспорт. Правила дорожного движения»;

- совершенствовать навыки словообразования и словоизменения;  

-  развивать речевое дыхание;

- развивать фонематическое восприятие;

- совершенствовать  навыки связной речи;

- учить согласовывать речь с движениями;

- развивать общую и мелкую моторики;

- развивать ловкость, быстроту реакции, координацию движений, пространственные представления;

- развивать  выразительность речи и выразительность движений;

- развивать логическое мышление, внимание, память, воображение.

Воспитательные задачи:

- воспитывать познавательный интерес к разным видам транспорта;

- воспитывать чувство ответственности на дороге;

- воспитывать дисциплинированность и усидчивость;                                                

  - воспитывать умение работать и играть  в коллективе.

Оборудование: ТСО, проектор , мяч, дидактические карточки «Дорожные знаки», макет «светофор».  

Ход занятия

1. Организационный момент

Игра с мячом «На чем я еду, плыву, лечу...» по дороге на машине, на тракторе, в автобусе, по морю—   н корабле, яхте, катере, по воздуху — на самолете, вертолете, на воздушном шаре ит.д.

«Отгадай загадку»

Пьет бензин, как молоко,

Может бегать далеко.

Возит грузы и людей,

Ты знаком, конечно, с ней! (Машина.)

Он в безбрежном океане

Туч касается крылом,

Развернется над лугами,

Отливает серебром. (Самолет.)

Я в любое время года.
И в любую непогоду.
Очень часто, в час любой
Провезу вас под землей. ( Метро)

Какие красавцы.
Всегда и везде.
На суше родятся –
Живут на воде?
( Корабль)

2. Основная часть занятия

Беседа о видах транспорта

-Ребята, посмотрите на экран, и скажите, какие виды транспорта вы знаете?

(Слайд 1 – небо, дорога, море, подземелье)

Почему этот транспорт мы называем наземным? (слайд 2) подземным? (слайд 3) водным? (слайд 4) воздушным? (слайд 5)

 Какие виды наземного транспорта вы знаете? (грузовой, пассажирский, специальный) – (Слайд 6)

Ребята, а сейчас давайте поиграем в игру «Один - много»

Дидактическая игра «Один - много».    Воспитатель, бросая мяч ребёнку, называет слово в ед.ч., а ребёнок, возвращая мяч,  называет его во мн.ч.: самолёт – много самолётов.

Слова для игры:  автобус, грузовик, яхта, корабль, вездеход, поезд, машина, троллейбус, лодка, электричка, телега.

Составьте предложения с помощью слов: составление предложений по опорным словам. 

 

Автомобиль, по, ехать, дорога.

Лодка, река, по, деревянная, плыть.

Магазин, около, велосипед, остановиться.

Пассажиры, электричка, из, выходить.

В, самолет, небо, лететь, высоко.

Подъехать, остановка, к, трамвай.

Мост, выехать, автобус, из-под.

Упражнение на координацию речи с движением   «Едем, едем на машине…».  

Едем, едем на машине,                   Имитируют движения рулём.                                                                                                      

Нажимаем на педаль.                     Ногу сгибают, вытягивают.

Скорости переключаем,                 «Рычаг» поворачивают рукой к себе, от себя.

Смотрим пристально мы вдаль.   Приставляют ладонь ко лбу.

Дворники  счищают  капли          Руки сгибают в локтях перед собой, ладони

                                                                                                                раскрывают.            

Вправо, влево. Чистота!               Наклоняют руки вправо, влево.

Волосы ерошит ветер.                 Над головой шевелят пальцами.

Мы  -  шофёры хоть куда!          Поднимают вверх большой палец руки.

Воспитатель:

- Ребята, скажите, что регулирует движение автомобилей и пешеходов? (Светофор)

Слайд 7

-Сколько сигналов у светофора?

- Что они обозначают?

Стихотворение  про СВЕТОФОР

На дорогах с давних пор

Есть хозяин – светофор!

Перед вами все цвета,

Вам представить их пора.

Загорелся красный свет,

«Стой! Вперед дороги нет»!

Желтый глаз твердит без слов:

«К переходу будь готов!

На зеленый свет – вперед!

Путь свободен пешеход».

Игра малой подвижности «Светофор».   Дети сидят  лицом к светофору.

  Воспитатель:

Если свет зажёгся красный, значит двигаться… (опасно).

  Свет зелёный говорит: «Проходите, путь…» (открыт).

  Жёлтый свет – предупрежденье – жди сигнала для … (движенья).

    Когда зажигается красный свет, вы стоите неподвижно, замираете. Увидите зелёный – шагаете на месте. Когда горит жёлтый, вы хлопаете в ладоши. Тот, кто перепутает сигнал, делает шаг назад.

 Когда педагог показывает сигналы светофора, дети выполняют движения.

Дидактическая игра «Закончи предложение»

Усвоение глагола «Ехать» с различными приставками

 (На мольберте - плакат-схема движения грузовика и маленький игрушечный грузовик).

Ехали мы, ехали, до горки... (доехали),
(Въехали, съехали) и дальше... (поехали).
Ехали мы, ехали и до ямы...
(доехали),
Яму...
(объехали) и дальше... (поехали).
Ехали мы, ехали, до речки...
(доехали),
Мост...
(переехали) и дальше... (поехали).
От моста...
(отъехали) и дальше... (поехали).
Ехали мы, ехали, до дома...
(доехали),
Во двор...
(заехали), вот и... (приехали).

Воспитатель:

-Ребята, кажется, у нашего грузовика прокололась шина, какой звук издает шина?

Игра на развитие речевого дыхания и голоса.

  •  «Прокололась шина у машины». Произнесение звука  ш-ш-ш-ш.

-Давайте накачаем шину

  • «Накачаем шину» («Насос»). Произнесение звука  с-с-с-с.

Воспитатель:

- Ребята, а сейчас я проверю, насколько хорошо вы знаете правила дорожного движения.

Игра «Слушай внимательно»

И проспекты, и бульвары

       Всюду улицы шумны

         Проходи по тротуару

         Только с правой стороны!

Тут шалить, мешать народу - Запрещается!

Быть примерным пешеходом - Разрешается!

Если едешь ты в трамвае

          И вокруг тебя народ,

                   Не толкаясь, не зевая

                   Проходи скорей вперед.

Ехать «зайцем» как известно - Запрещается!

Уступать старушке место - Разрешается!

Если ты гуляешь просто

Все равно вперед гляди Через шумный перекресток Осторожно проходи.

Переход на красном свете - Запрещается!

При зеленом - даже детям - Разрешается!

Всех расталкивать, кричать. Запрещается!

А тихонечко стоять- Разрешается!

Брать мороженое в автобус,- Запрещается!

Воспитатель: - Ребята, а что ещё регулирует движение автомобилей и пешеходов на улицах кроме светофора? (дорожные знаки).

- Давайте все вместе повторим знаки, которые помогают пешеходам. Но для это нам нужно собрать эти знаки. (В конвертах разрезные знаки. Дети  делятся на команды и собирают картинки).

3. Итог занятия. Оценка деятельности детей.

Воспитатель: 

-О чем мы сегодня с вами вспомнили? Какие виды транспорта вы знаете? (наземный, подземный, воздушный, водный).

Назовите виды наземного транспорта?

Нужно ли соблюдать ПДД?

Молодцы! Вы сегодня хорошо занимались


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Занятие по обучению грамоте в подготовительной группе Тема: «Гласный звук [ ы ] , Буква «ы»

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия по обучению грамоте в подготовительной группе Тема: «Звук и буква М»

Уточнить знания о звуках [М], [М\']; упражнять детей в выделении звуков [М], [М\'] в словах и определении позиций звуков в словах; знакомство с буквами М, м; продолжать закреплять графические навыки; ра...

Конспект логопедического занятия по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе тема: Звук [ш], буква Ш «Заколдованная буква»

Конспект логопедического занятия по подготовке к обучению грамотев подготовительной группетема: Звук [ш], буква Ш «Заколдованная буква»...

Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе Тема: «Звук [Г]. Буква Г»

Конспект занятия по подготовке к обучению грамотев подготовительной группеТема: «Звук [Г]. Буква Г»ЦЕЛЬ: Закрепить знание звука [Г] и буквы Г.Задачи:   Образовательные: закр...

Конспект НОД по обучению грамоте в подготовительной группе Тема: «Звук и буква Ш»

Коррекционно-образовательные задачи:- закрепить правильное произношение звука Ш; выделять звук Ш из ряда звуков, слогов, слов; определять место звука в слове;- закрепить навык звуко-буквенного анализа...

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе. Тема: Звук и буква А.

Цель: закрепление понятия «гласный звук»; выделение заданного гласного звука из потока гласных звуков; в начале и в конце слова, в словах из текста; знакомство с буквой А, закрепление...

Конспект организованной образовательной деятельности по обучению грамоте в подготовительной группе Тема: «Звук и буква Ш»

Конспекторганизованной образовательной деятельностипо обучению грамотев подготовительной группеТема: «Звук и буква Ш»...