Занятие по обучению грамоте в подготовительной логопедической группе "Звук и буква Цц"
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) на тему
Ознакомление с буквой Цц и звуком [ц]. Формирование навыка чтения слогов, слов, предложений с новой буквой Цц. Закрепление представлений о твёрдости – мягкости, глухости - звонкости согласных. Совершенствование навыков звукового анализа и синтеза. Совершенствование навыка конструирования и печатания
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zvuk_i_bukva_tsts_.docx | 24.66 КБ |
Предварительный просмотр:
Буква Цц и звук [ц].
Образовательные задачи. Ознакомление с буквой Цц и звуком [ц]. Формирование навыка чтения слогов, слов, предложений с новой буквой Цц. Закрепление представлений о твёрдости – мягкости, глухости - звонкости согласных. Совершенствование навыков звукового анализа и синтеза. Совершенствование навыка конструирования и печатания.
Развивающие задачи. Развитие фонематического восприятия, зрительного гнозиса, конструктивного праксиса, навыков ориентировки на плоскости, общей и тонкой моторики, координации движений, творческого воображения, подражательности.
Воспитательные задачи. Формирование взаимопонимания, доброжелательности, инициативности, самостоятельности, ответственности.
Оборудование. Магнитная доска, контейнеры с палочками Кюизенера для составления буквы, «Мой букварь» и рабочая тетрадь по числу детей, контейнеры с цветными карандашами, презентация.
Предварительная работа. Заучивание подвижной игры «Листья».
Ход занятия:
- Организационный момент. Развитие навыков звукового анализа слов. Создание эмоционального положительного фона, объявление темы занятия.
Логопед встречает детей и организует приветствие с ними, предлагает детям занять места за столиками. На доске презентация.
Логопед. Посмотрите на картинки, которые перед вами. Назовите их.
Дети называют картинки.
1-й ребёнок. Птенец.
2-й ребёнок. Огурец.
3-й ребёнок. Колодец.
4-й ребёнок. Заяц.
Логопед. Каким звуком заканчиваются все эти слова?
Дети. Звук [ц].
Логопед. Верно. Посмотрите на эти картинки. Какой звук мы слышим в начале этих картинок?
Дети. Звук [ц].
Логопед. Верно. Вот об этом звуке и букве, которая его обозначает, мы и поговорим сегодня.
- Игра «Синий сигнал». Развитие фонематического восприятия.
Логопед раздаёт детям разноцветные сигналы.
Логопед. Послушайте моё стихотворение и определите, какой звук я выделяю при произношении.
Логопед читает стихотворение, акцентировано произнося звук [ц].
Цапля в цирке выступала,
Трёх цыплят дрессировала.
Дети. Во всех этих словах есть звук [ц].
Давайте произнесём этот звук все вместе.
Дети вместе с логопедом произносят звук [ц].
Логопед. Обратите внимание, когда мы произносим этот звук, у нас во рту есть преграда из языка. Как вы думаете, звук [ц] – гласный или согласный?
Дети. Согласный.
Логопед. Верно. Его нельзя петь. Кроме того, он глухой и всегда твёрдый. Каким цветом мы будем обозначать этот звук?
Дети. Зелёным.
Логопед. Правильно. Поэтому возьмите в руки по одному синему сигналу. Вы будете поднимать их, как только услышите звук [ц].
Для игры используется следующий материал: ц, т, с, т, ц, т', ц, с, ц, с, конец, цапля, пальцы, сосна, тяпка, колодец, тапки, циркуль, морозец, тина.
Дети слушают и поднимают сигналы, услышав звук [ц].
Логопед. Молодцы. Вы были очень внимательными и не допустили ошибок.
- Работа по книге «Мой букварь». Знакомство с буквой Цц. Совершенствование навыка чтения. Развитие навыков звукового анализа слов (определение места звука в слове).
Логопед раздаёт детям буквари, открытые на с. 80.
Логопед. В верхней части страницы слева вы видите букву Цц. Это новая согласная буква, с которой вы сегодня познакомитесь. Как вы думаете, почему под буквой только один синий кружок?
Дети. Значит, буква Цц обозначает только один твёрдый согласный звук [ц].
Логопед. Я надеюсь, что вы запомнили: звук [ц] – согласный глухой и всегда твёрдый. Посмотрите на картинку рядом с буквой. Я прочитаю вам стихотворение к ней.
Цапля в цирке выступала,
Трёх цыплят дрессировала.
В каких словах этого стихотворения есть звук [j]?
Дети. Цапля, цирк, цыплята.
Логопед. Правильно. А теперь рассмотрите картинку в нижней части страницы. Помогите цыплёнку найти предметы со звуком [ц] в названиях. Перечислите их.
Дети. Циркуль, огурец, цепочка, яйцо, кольцо, ножницы.
Логопед. Отлично! А теперь давайте прочитаем слова с новой буквой.
1-й ребёнок. Цена.
2-й ребёнок. Цепи.
3-й ребёнок. Яйцо.
4-й ребёнок. Отец.
1-й ребёнок. Заяц.
2-й ребёнок. Цветы.
3-й ребёнок. Конец.
2-й ребёнок. Ножницы.
Логопед. Теперь прочитайте слова под картинками.
4-й ребёнок. Цепи.
1-й ребёнок. Яйцо.
Логопед. Верно. Теперь давайте прочитаем предложения под картинками.
4-й ребёнок. Это заяц.
1-й ребёнок. У зайца куцый хвост.
Логопед. Верно. Теперь давайте прочитаем предложения под картинками все вместе.
Дети читают.
Логопед. Молодцы! А теперь закройте буквари.
Дети закрывают буквари. Логопед убирает их.
- Игра «Какие слова составим?» Развитие зрительного гнозиса.
- Упражнение «Кто скорее?» Конструирование буквы Цц из палочек. Развитие зрительного гнозиса и пространственного праксиса. Совершенствование навыков конструирования.
Логопед ставит на стол контейнеры с палочками Кюизенера.
Логопед. Давайте проведём соревнование: кто скорее сложит большую букву Ц из палочек. Какие палочки вам нужны для этого?
Дети берут палочки и шнурочки и выполняют задание.
Логопед. Молодцы. Сложите палочки и шнурочки в контейнеры.
Дети. Нам нужны две длинные палочки , одна средняя и одна короткая.
Дети берут палочки.
- Подвижное упражнение
«Листья»
Листья осенние тихо кружатся, Кружатся, расставив руки в стороны
Листья нам под ноги тихо ложатся. Приседают.
И под ногами шуршат, шелестят, Движения руками влево - вправо.
Будто опять закружиться хотят. Кружатся на носках.
- Игра «Определи по половинкам». Развитие зрительного гнозиса и пространственного праксиса.
Логопед. Посмотрите внимательно на буквы, которые у вас написаны, но не дописаны. Определите по половинкам букв, что здесь написано.
Дети выполняют задание.
- Пальчиковая гимнастика «Осенние листья»
Раз, два, три, четыре, пять, Сжимают и разжимают кулаки.
Будем листья собирать.
Листья берёзы, Загибают пальцы, начиная с большого.
Листья рябины,
Листья тополя,
Листья осины,
Листики дуба мы соберём,
Маме осенний букет отнесём. «Шагают» по столу средним и
указательным пальцами.
- Работа в тетради. Развитие тонкой моторики, графомоторных навыков.
Логопед раздаёт детям тетради, ставит на столики контейнеры с карандашами.
Логопед. Что вы видите в верхней части страницы?
Дети. Букву Цц, цыплёнка, цепь.
Логопед. Верно. Раскрасьте больщую и маленькую буквы. Какой карандаш вам для этого потребуется?
Дети. Синий, потому что буква Ц– твёрдая согласная буква.
Дети выполняют задание, логопед контролирует их и оказывает им помощь, если это необходимо.
Логопед. Теперь подумайте, как правильно раскрасить картинки, и раскрасьте их.
Дети выполняют задание.
Логопед. Возьмите простые карандаши, давайте напишем букву Ц. Сначала пишем сверху вниз одну длинную палочку, потом на расстоянии чуть меньше клеточки – вторую такую же палочку, затем соединяю их внизу горизонтальной палочкой, а потом на горизонтальной палочки справа сверху вниз пишем короткую палочку. Напишите четыре больших буквы и три маленьких по точкам. Слова и предложение вы будем писать потом.
- Упражнение «Путаница». Профилактика нарушений письменной речи.
Логопед. Какие буквы написаны справа в нижней части страницы?
Дети. Буквы Ш, Ц, П.
Логопед. Возьмите три разных цветных карандаша и раскрасьте эти буквы.
Дети выполняют задание. Логопед контролирует выполнение задания.
- Упражнение «Разноцветные линии». Развитие фонематических представлений (дифференциация звуков [с] - [ц] в словах).
Логопед предлагает детям перевернуть страницу.
Логопед. Какую букву вы видите в верхней части страницы слева?
Дети. Букву Ц.
Логопед. А в нижней части страницы?
Дети. Букву С.
Логопед. Рассмотрите картинки, нарисованные между картинками. Соедините с буквой Ц те картинки, в названиях которых есть звук [ц], красным карандашом, а с буквой С те картинки, в названиях которых есть звук [с], синим карандашом.
Дети выполняют задание. Логопед контролирует выполнение задания.
- Организация окончания занятия. Оценка работы детей.
Логопед предлагает детям рассказать, чем они занимались, что им было особенно интересно. Затем он оценивает работу каждого ребёнка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Занятие по обучению грамоте "Звуки п-пь и буква Пп".
Уважаемые коллеги.Это занятие разработано для детей подготовительной логопедической группы. Занятие построено с учетом знаний детей, с использованием игровых приемов....
Занятие по обучению грамоте "Звуки п-пь и буква Пп".
Уважаемые коллеги.Это занятие разработано для детей подготовительной логопедической группы. Занятие построено с учетом знаний детей, с использованием игровых приемов....
Занятие по обучению грамоте "Знакомство со звуком и буквой - Р"
Обучение грамоте. Звуки и буква Р....
Конспект занятия по обучению грамоте. "Согласный звук "С", "СЬ", буква "С".
Знакомство детей с буквой "С". Чтение слогов и слов с заданной буквой....
Конспект занятия по обучению грамоте. Тема: Звуки С, СЬ. Буква С.
Данный конспект отражает систему занятий по обучению грамоте детей с ОНР, которая построена так , чтобы подвести ребёнка к осмыслению способа чтения, сформировать внимание к словам, их фонетике, морфо...
Конспект занятия по обучению грамоте. Тема: Звуки С, СЬ. Буква С.
Данный конспект отражает систему зантятий по обучению грамоте детей с общим недоразвитием речи, которая построено так, чтобы подвести ребенка к осмыслению способов чтения, сформиро...
Конспект занятия по обучению грамоте "Звуки [К] [Кь] и буква К" для детей группы компенсирующей направленности 6-7 лет с ЗПР
В конспекте широко использованы приёмы дифференциации звуков [к] [кь], здоровьесберегающие технологии, социоигровой подход, позволяющий при взаимодействиис детьми с ОВЗ, исключить принужден...