Методическая разработка логопедического занятия по формированию лексико-грамматических представлений
план-конспект занятия по коррекционной педагогике (старшая группа) на тему
Занятие на формирование лексико-грамматического строя речи предназначено для детей дошкольного возраста с ОВЗ. Логопедическое заключение: общее недоразвитием речи (3 уровня). Рекомендуемый возраст - 5-6 лет. Занятие проводится в подгруппе от 2 до 5 детей. Занятие разработано с учетом особенностей категории детей с нарушением зрения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka_.docx | 885.69 КБ |
Предварительный просмотр:
ГБУ СО «Ершовский реабилитационный центр для детей и подростков
с ограниченными возможностями»
Методическая разработка логопедического занятия
по формированию лексико-грамматических представлений
у детей с общим недоразвитием речи (3 уровень)
на материале лексической темы "Домашние животные».
Выполнила:
Нагорная Елена Викторовна,
специалист по реабилитационной
работе в социальной сфере
СОДЕРЖАНИЕ
АННОТАЦИЯ………………………………………….…………….…………3
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА……………………………………………….4
ПЛАН-КОНСПЕКТ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ……………...……..6
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………….…………..16
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ…...…18
ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………………………………….19
АННОТАЦИЯ
Занятие на формирование лексико-грамматического строя речи предназначено для детей дошкольного возраста с ОВЗ. Логопедическое заключение: общее недоразвитием речи (3 уровня). Рекомендуемый возраст - 5-6 лет. Занятие проводится в подгруппе от 2 до 5 детей. Занятие разработано с учетом особенностей категории детей с нарушением зрения.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Перемены в системе образования происходят в направлении гуманизации, личностно-ориентированного подхода в обучении и воспитании детей. В сфере образования детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) формируется новый социальный заказ на инклюзивное образование ребенка. Инклюзия (включение) означает обеспечение гарантий поддержки тем, кто в ней нуждается, в какой бы форме она им не потребовалась. В образовательной области – это форма обучения, при которой учащиеся с ОВЗ посещают те же образовательные организации, что и их нормально развивающиеся сверстники, но имеют индивидуальные, соответствующие их потребностям и возможностям учебные цели и обеспечиваются необходимой поддержкой.
Основной контингент детей логопедической группы, для которой разрабатывалось занятие, составляют дети с общим недоразвитием речи (ОНР). Для детей с ОНР характерна низкая речевая активность, ограниченность словаря, несформированность грамматического строя речи: ошибки словоизменения, словообразования, составления словосочетаний и предложений, затруднения при развёрнутом высказывании, что в конечном итоге сказывается на социализации этих детей. У большинства детей с тяжелыми нарушениями речи (ТНР) отмечается недостаточный уровень познавательной активности, низкая работоспособность и недостаточная самостоятельность.
Логопедическая группа крайне неоднородна по своему составу. В группе есть дети со сложной структурой дефекта, дети с сочетанием дефектов. Нередко дети с ОНР имеют ослабленное здоровье, хронические заболевания, проблемы в эмоционально-волевой сфере. Помимо этого в группе часто есть леворукие дети, также требующие создания специальных условий, особенно при выполнении графических заданий. Все эти факторы должен учитывать учитель-логопед при подготовке занятия. Задачей учителя-логопеда является отбор содержания в каждой конкретной ситуации и адекватных этому содержанию и возможностям детей методов и форм организации обучения.
Цель настоящей методической разработки - раскрытие опыта по созданию специальных условий на логопедическом занятии по преодолению общего недоразвития речи для ребенка с нарушением зрения.
ПЛАН-КОНСПЕКТ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ
Цель:
Совершенствовать лексико-грамматические представления детей на материале лексической темы "Домашние животные".
Задачи:
1. Упражнять в употреблении существительных в винительном падеже с окончанием – у.
2. Совершенствовать умение составлять словосочетания и предложения с заданными словами. Активизировать словарный запас детей по теме «Домашние животные».
3. Развивать артикуляционную моторику. Развивать внимание, логическое мышление.
Для ребенка с нарушением зрения: развивать тактильную чувствительность, умение правильно соотносить слово со зрительным образом.
4. Воспитывать самоконтроль, желание активно работать на занятии.
Предварительная работа
Активизация знаний детей о домашних животных: беседа, рассматривание иллюстраций.
Материал к занятию
Раздаточный материал:
- Зеркала по количеству детей.
- Тетради для выполнения графических заданий, простые карандаши по количеству детей.
- Корзинка с картонными фигурками ягод и грибов.
(Приложение 4)
- Смайлики.
- Звездочки для поощрения детей.
Демонстрационный материал:
- Картинки с изображением домашних животных: корова, коза, овца, кошка, собака, курица, утка. Картинки: миска с едой и миска с водой (для животных). (Приложение 1)
- Кукла-мальчик или картинка с изображением мальчика. (Приложение 2)
- Наборное полотно.
- Мяч для игры.
Ход занятия
I.
Организационный момент.
Здравствуйте, ребята! А настроение у вас хорошее? Давайте проверим. Дети подходят к коробке со смайликами и выбирают тот, который соответствует их настроению. Затем подходят к зеркалу и мимикой изображают своё настроение.
Игра "Назови животное".
Дети стоят в кругу. Педагог бросает поочерёдно мяч каждому из детей и просит назвать птицу (рыбу, насекомое, зверя, дикое животное, домашнее животное). Затем дети, получая мяч, называют только домашних животных.
Сюрпризный момент.
Появляется кукла Ваня. Ребята! К нам в гости сегодня пришёл мальчик Ваня.
Он живёт в деревне и приглашает нас поехать в гости. Сегодня на занятии мы узнаем, какие животные есть у Вани и поучимся правильно употреблять слова в речи. Хотите поехать в деревню в гости к Ване? Но сначала сделаем зарядку для язычка, а Ваня посмотрит, чему мы научились.
Артикуляционная гимнастика.
Толстые дети приехали в гости. (Надуваем щёки.)
Сними худые – лишь кожа да кости. (Втягиваем щёки.)
Гости весёлые всем улыбнулись. (Губы в широкой улыбке, видны верхние и нижние зубы.)
Поцеловать они всех потянулись. (Губы тянутся вперёд.)
Утром проснулись – в улыбочку губы, (Снова широкая улыбка.)
Чистим мы свои верхние зубы (Широкий язык за верхними зубами.)
Вправо и влево, внутри и снаружи, (Соответствующие движения широким языком.)
С нижними зубками тоже мы дружим. (Повторение этих движений языком в положении за нижними зубами.)
Губы сожмем мы и рот прополощем. (Поочерёдное надувание щёк —губы не пропускают воздух.)
И самоваром пыхтим, что есть мочи. (Одновременное надувание обеих щёк с последующим выпусканием воздуха через губы.)
Блюдца поставим – положат блины нам. (Широкий язык лежит на нижней губе.)
Дуем на блинчик – не в щёки, не мимо. ( Подуть на широкий язык.)
Блинчик жуём, завернём и прикусим. (Жуём распластанный язык, потом прикусываем его, завернув за нижние зубы.)
Блинчик с вареньем малиновым вкусным. (Облизываем широким языком верхнюю губу спереди назад.)
Чашки поставим, чтобы чаю налили, (Широкий язык загибаем кверху чашечкой),
На нос подули – мы чай остудили.(Подуть с «чашечки» вверх.)
Чаю попили – никто не обижен. («Чашечка» двигается вперёд-назад.)
Вкусные был завтрак, мы губки оближем. (Кончик языка облизывает губы.)
Динамическая пауза "Едем на машине".
Ну а теперь пора отправляться в дорогу. Мы поедем в деревню на машине. (Дети выполняют движения в соответствии со словами).
Еду-еду я в машине.
Руль туда-сюда кручу.
Ты быстрей езжай, машина!
На педали я давлю.
Что-то стало вдруг темно
И не видно ничего
Я включу скорее фары.
Чик - и стало все светло.
Не пойму, что же случилось:
Вдруг машина покосилась,
У нее спустилась шина-
В этом есть и вся причина
Я насос скорей возьму,
Колесо качать начну:
Ш-ш-ш-ш-ш-ш-ш-ш.
Руки чисто отряхну,
И опять свой путь начну.
II.
Игра "Загадки".
Вот мы и приехали. Ваня говорит, что у него во дворе много домашних животных. Но хочет, чтобы вы догадались сами, кто у него живёт. Для этого надо отгадать загадки. (По мере отгадывания педагог выставляет картинки с изображением домашних животных.)
Стоит копна посреди двора,
Спереди вилы, сзади метла. (Корова.)
Бегут по дорожке
Борода и ножки. (Коза.)
Ходит модница у речки, кудри пышные колечком.
А зимою из кудряшек бабушка носочки вяжет. (Овца.)
Мягкие лапки,
А в лапках цап-царапки. (Кошка.)
Гладишь - ласкается,
Дразнишь - кусается. (Собака.)
Квохчет, клохчет, детей созывает,
Под крыло собирает. (Курица.)
Вперевалочку хожу, травку я щипать люблю,
В воду залезаю – плаваю, ныряю. (Утка.)
Игра "Поможем Ване". Употребление существительных в винительном падеже.
Стал Ваня кормить животных. (Выставляется картинка с изображением миски с едой.)
Ребята, кого будет кормить Ваня?
(Дети отвечают с мест: корову, козу, овцу, кошку, собаку, курицу, утку.)
Поможем Ване?
(Дети выходят к доске выбирают картинку.)
Кого ты хочешь покормить?
(Я хочу покормить корову.)
Кого ты покормил?
(Корову.)
А теперь надо напоить животных. (Выставляется картинка с изображением миски с водой. Задание выполняется аналогично предыдущему.)
Молодцы, ребята! Пора возвращаться домой. Мы пойдём пешком.
Физминутка для глаз «Прогулка в лесу»
Мы отправились гулять. (Шагают на месте.)
Грибы-ягоды искать.
Как прекрасен этот лес, (Поочерёдное отведение рук в стороны.)
Полон разных он чудес.
Светит солнце в вышине. (Правую руку поднимают вверх, смотрят вверх.)
Вот грибок растет на пне. (Левую руку опускают вниз, смотрят вниз.) Дрозд на дереве сидит. (Левую руку поднимают вверх, смотрят вверх.) Ежик под кустом шуршит. (Правую руку опускают вниз, смотрят вниз.) Слева ель растет старушка. (Смотрят влево, показывают рукой.)
Справа сосенки-подружки. (Смотрят вправо, показывают руками.) Где вы, ягоды, ау! (Смотрят вниз, ищут глазами.)
Все равно я вас найду!
Мои глазки отдохнут. (Закрывают глаза.)
И опять искать начнут.
Игра «Угадай на ощупь»
Дети закрывают глаза. Ведущий подносит каждому ребенку корзинку с картонными фигурками ягод и грибов. Дети определяют на ощупь, что им досталось, ягода или гриб.
Пальчиковая игра "Встреча животных".
Ребята, Ваня мне сказал, что ему нужен новый забор. Давайте его нарисуем в тетрадях. Но сначала разомнём пальчики.
(Одноимённые пальцы последовательно касаются друг друга, начиная с больших.)
Встретились две коровы и поздоровались: му-му!
Встретились две козы и поздоровались: бе-бе!
Встретились две собаки и поздоровались: гав-гав!
Встретились две кошки и поздоровались: мяу-мяу!
Встретились две утки и поздоровались: кря-кря!
Работа в тетрадях. "Забор". (Приложение 3)
III.
Подведение итогов занятия.
Что вам понравилось на занятии? Что показалось трудным?
Учитель-логопед даёт оценку деятельности каждого ребёнка и награждает его звёздочкой.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В настоящее время основные тенденции развития образования связаны с установкой на создание полноценного образовательного пространства и комплексного сопровождения индивидуального развития ребёнка.
Специфика работы учителя-логопеда в детском саду предполагает оказание помощи разным категориям детей с ОВЗ. Поэтому задача учителя-логопеда состоит в поиске и использовании эффективных для данной категории детей форм и методов обучения.
В группе, для которой разрабатывалось занятие, есть ребенок с сочетанным дефектом (общее недоразвитие речи и нарушение зрения): носит очки, окклюзия левого глаза. Ребенок с нарушением зрения из-за плохой ориентации в пространстве подвержен гиподинамии, у него нарушена координация движений. Поэтому проведение несколько динамических пауз является для такого ребенка еще и своеобразным отдыхом для глаз. Демонстрационный материал (картинки) подобран с учетом следующих требований: цветное изображение, четкий контур, отсутствие лишних деталей, размер А5. Игрушка, используемая на занятии, похожа на реальный объект и по внешнему виду и по цветовой гамме, что важно для детей с нарушением зрения. У ребёнка с ослабленным зрением наблюдается снижение осязательной чувствительности и моторики пальцев. Для развития чувствительности и подвижности пальцев используются игра «Угадай на ощупь» и пальчиковая гимнастика. Для предупреждения утомления глаз и снятия зрительного напряжения в занятие включена гимнастика для глаз. Учитывая, что для выполнения большинства заданий на занятии ребенку с нарушением зрения требуется больше времени (рассматривание объекта, осмысление), чем детям с нормальным зрением, именно этот ребенок готовит атрибуты и выполняет сначала роль ведущего в игре «Угадай на ощупь», а затем участника. Ребенок с нарушением зрения во время выполнения графического задания сидит у окна. Получает дополнительные инструкции от педагога по выполнению графического задания в тетради.
Настоящая работа может рассматриваться как пример создания особых образовательных условий на логопедическом занятии для ребенка с сочетанным дефектом (общее недоразвитие речи и нарушение зрения) в условиях обычной общеобразовательной организации.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1. Аверина И. В. Физкультурные минутки и динамические паузы в ДОУ.– М.: Айрис-пресс, 2006
2. Крупенчук О. И. Пальчиковые игры.– СПб.: Издательский дом «Литера», 2007.
ЭЛЕКТРОННЫЕ РЕСУРСЫ
1. Приказ Минобрнауки России № 1155 от 17 октября 2013 г. «Об
утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».URL: http://минобрнауки.рф/
документы/6261(дата обращения 02.05.2017)
2. Белозерова И. Н. Конспект занятия по внеурочной деятельности в первом классе (в контексте формирования универсальных учебных действий). Культура речи. URL: http://logoportal.ru/konspekt-12844/.html (дата обращения 20.11.2016)
3. Дорохова К. В. Методическая разработка «Тетрадь-пропись «Домовенок Кузя учится писать буквы».URL: http://festival.1september.ru/
articles/658283/ (дата обращения 15.05.2017)
4. Скворцова Н. Конспект занятия «Домашние животные». URL: http://www.maam.ru/detskijsad/-domashnie-zhivotnye-643964.html (дата обращения 20.11.2016)
Приложение 1
Домашние животные
Приложение 2
Мальчик Ваня
Заборчик
Приложение 3
Приложение 4
Ягоды и грибы
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка "Картотека игр по формированию лексико-грамматического строя речи в логопедической группе (из опыта работы)"
Коррекция лексико-грамматического строя речи позволяет детям с ОНР сознательно использовать в активной речи точные определения существительных, прилагательных, глаголов. Работа по формиров...
Конспект логопедического занятия по формированию лексико-грамматических представлений и развитию связной речи в подготовительной к школе группе для детей с ФФН по лексической теме "Одежда и обувь"
Цель: Развитие связной речиЗадачи:упражнять детей в образовании относительных прилагательных;упражнять детей в правильном образовании форм родительного падежа множественного числа;упражнять в правильн...
АВТОРСКОЕ Конспект логопедического занятия по формированию лексико-грамматических представлений "дежда, обувь, части тела"
АВТОРСКОЕ Конспект по формированию лексико-грамматических представлений "Одежда, обувь, части тела"...
Конспект логопедического занятия по формированию лексико-грамматических представлений и развитию связной речи в старшей группе для детей с ОНР по теме «Одежда».
Цель: актуализация коммуникативных возможностей детей с общим недоразвитием речи в ходе изучения темы «Одежда».Задачи: Коррекционно - образовательныеЗакрепление представлений об одежд...
Логопедическое занятие по формированию лексико-грамматических представлений в подготовительной группе с детьми ОНР. тема "Домашние животные"
Цель занятия: Активизация и актуализация словаря по теме "Домашние животные" с использованием дидактического пособия "Домик с сюрпризом"...
Календарно-тематическое планирование подгрупповых логопедических занятий по формированию лексико-грамматических представлений, развитию связной речи и формированию фонетической стороны речи в старшей группе у детей с общим недоразвитием речи
В публикации представлено последовательное прохождение лексических тем, формирование лексико-грамматических представлений, развитие связной речи, обучение навыкам звукового анализа и синтеза с постепе...
Методическая разработка конспекта занятия по формированию лексико-грамматических категорий речи в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ОНР.
Конспект занятия по формированию лексико-грамматических категорий речи на тему "Животные холодных стран" в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ОНР. Автор-разработчи...