Методическая разработка серия конспектов логопедических занятий по формированию лексико-грамматических категорий у детей с ТНР 4-7 лет, посещающих группы комбинированной направленности. Тема: «Родные края Прибайкалья»
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)
Серия конспектов логопедических занятий по формированию лексико-грамматических категорий у детей с ТНР 4-7 лет, посещающих группы комбинированной направленности.Тема: «Родные края Прибайкалья»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Озеро Байкал и его обитатели | 23.55 КБ |
Моя малая родина | 22.12 КБ |
Животные Прибайкалья | 20.64 КБ |
Народы Прибайкалья. Буряты | 19.57 КБ |
Мой край Сибирские просторы | 23.55 КБ |
Птицы Прибайкалья | 22.8 КБ |
Озеро Байкал | 19.99 КБ |
Байкал-Жемчужина Сибири | 22.96 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект логопедического занятия в средней группе комбинированной направленности по теме:
«Озеро Байкал и его обитатели».
Цель: создание условий для знакомства детей с Малой Родиной, с городом Зима в котором мы живем, Иркутская область, где находится наш город, с озером Байкалом и животными обитающими рядом с озером Байкалом.
Задачи:
- Коррекционно-образовательные:
- расширять представление детей о месте, в котором они живут, области в которой находится город Зима, познакомить детей с значением слова «озеро» и активизировать словарь по теме «Озеро Байкал и его обитатели»;
- совершенствовать лексико-грамматический строй речи: образовывать существительные в родительном падеже множественного числа, упражнять в подборе существительных в уменшительно-ласкательной форме;
- совершенствовать навыки связной речи, словообразования и словоизменения;
- Коррекционно-развивающие:
- развивать зрительное и слуховое восприятие, внимание, воображение, память, мышление;
- развивать умение координировать речь с движениями, развивать общую моторику, развивать моторику рук;
- развивать словесно-логическое мышление, умение образовывать существительные в родительном падеже множественного числа, существительные в уменшительно-ласкательной форме.
- Коррекционно-воспитательные:
- воспитывать устойчивый интерес детей, усидчивость, любознательность;
- воспитывать любовь к малой родине, к своему городу, бережное отношение к природе и животным, воспитывать чувства сострадания.
Оборудование: доска, игрушка мягкая нерпа, картинка с изображением города Зимы, картинка с изображением Иркутской области, мяч, картинка с изображением о. Байкал, картинки животных (лиса, заяц, белка, медведь, волк, нерпа, лось, рысь), силуэты данных животных, картинки с изображением животных и их детенышей, карандаши, индивидуальные карточки.
Предварительная работа: просмотр мультфильма про о. Байкал., заучивание приветственного стихотворения, физ. минутки, пальчиковой гимнастики.
Ход занятия:
Ⅰ. Орг. момент:
- Ребята давайте с вами встанем в круг и поприветствуем сегодняшний день!
Утром Солнышко встает, (Руки поднять вверх).
Всех на улицу зовет
Выхожу из дома я:
«Здравствуй, улица моя!» ( Выпрямить руки в стороны).
Отвечаю Солнцу я
Отвечаю Травам я (Опустить руки на ковер).
Отвечаю Ветру я (Поднять руки над головой и покачать ими).
Здравствуй, Родина моя!
- Молодцы!
(Логопед включает звук нерпы)
-Ребята, вы слышите? Кто это так кричит? (предполагаемые ответы детей)
(Логопед достает игрушечную нерпу из-за доски)
- Посмотрите ребята, кто это? (ответы детей)
- Правильно, это маленькая нерпочка, и она грустит от того, что потерялась и не может найти дорогу домой!
- Ребята, хотели бы вы помочь ей? А как мы можем с вами помочь нерпе?
Д. – отвезти ее домой и др. ответы детей
Л. – да, ребята, все правильно, мы с вами можем помочь нерпе найти дорогу домой, но мы не знаем, где она живет, ребята, кто-нибудь знает из вас, где живет нерпа и вся ее семья? (ответы детей).
Л. – Чтобы нам узнать, где живет нерпа, предлагаю выполнить несколько заданий, которые помогут определить место обитания нерп.
Ⅱ. Основная часть:
- Кто из вас знает, в каком городе мы живем? (на доске картинка с изображением города Зимы).
- Посмотрите, это наш город Зима, здесь мы с вами родились и живем, ходим в детский сад, гуляем по улицам нашего города. Также и у нашего гостя нерпы есть свой дом. Предлагаю поиграть вам в игру.
Игра «Один-много» (игра с мячом)
Улица – улиц, фонарь – фонарей, клумба – клумб, машина – машин, лавочка – лавочек, дорога – дорог, дерево – деревьев, дом – домов, магазин – магазинов.
Л. – Молодцы ребята, мы с вами живем в городе Зима и все, что мы с вами сейчас называли есть в нашем городе, теперь и нерпа узнала, где она находится, а то она совсем заблудилась, не знает где она, от куда она.
(На картинке изображена Иркутская область, логопед обращает внимание детей на картинку).
- Посмотрите, это карта Иркутской области, в этой области находится наш город Зима, а также в нашей области есть великое, большое и красивое озеро Байкал. (Рассматривание картинки с изображением о. Байкала).
- Как вы думаете, что такое озеро?
Предполагаемые ответы детей.
Л. - Озеро - это углубление в земле, которое заполнено водой.
(показываю наглядно на картинке)
- В этом озере живет много разных рыб, а также рядом с Байкалом живет много разных животных. Хотите узнать какие животные там обитают?
Д. – Да!
Л. – Предлагаю вам поиграть в игру и узнать, кто же там живет?
Но прежде, чем мы начнем играть, давайте с вами немного разомнемся.
Физ. минутка:
Нерпы плавают, резвятся
В теплой, чистенькой воде.
То сойдутся, разойдутся
То на дно они нырнут.
То на камушках лежат.
И на солнышко глядят.
Игра «Подбери к тени, подходящее животное».
На ковре хаотично разложены картинки животных (лиса, заяц, белка, медведь, волк, нерпа, лось, рысь), силуэты данных животных.
Л. – Ребята, посмотрите, дунул сильный ветер и все картинки разлетелись и перепутались, поможете мне подобрать к каждому животному его тень?
Д. – Да!
Л. – Артем, кого ты нашел?
Р. – Я нашел зайца и его тень и т.д.
Л. – Молодцы, что это за животные, где они все живут?
Д. – Рядом с озером Байкалом (если дети затрудняются, логопед задает наводящие вопросы)
Л. – Да, правильно, а кто- то из вас нашел нерпу? (ответ ребенка)
Л. – Значит наша нерпочка, которая потерялась живет рядом с озером Байкалом и обитает в этом озере, и вся ее семья живет там.
У каждого животного есть своя мама, предлагаю поиграть и узнать где, чей детеныш?
Игра «Чей детеныш»
На картинке изображены животные и их детеныши, нужно подобрать и назвать детеныша.
Например: у медведя – медвежонок, у лисы – лисенок и т.д.
Л. – Какие мы с вами молодцы, мы узнали, какие детеныши есть у животных, а также где живет нерпа и теперь поможем с вами добраться ей домой, давайте пройдем с вами за столы.
(Работа в индивидуальных карточках, ребенку необходимо провести дорожку карандашом, до о. Байкала).
- Ребята, перед тем как мы возьмем в руки карандаш, давайте разомнем свои пальчики.
Пальчиковая гимнастика:
Рыбки в озере живут,
Вверх и вниз они плывут.
По команде «Раз, два, три»
Выпускают пузыри.
И кружатся, и шалят,
И хвостами шевелят.
- Молодцы, размяли наши пальчики, возьмите карандаш в руку, сели все ровно.
- давайте найдем с вами в карточке нерпочку. От нерпочки нам нужно с вами провести дорожку в виде спирали до о. Байкал. (дети выполняют задание)
Задание в нейрокарточке «Дорожка до о. Байкал»
Л. – вот какие мы с вами молодцы, давайте подарим наши карточки нерпе, которая потерялась, с помощью этих карточек она сможет найти путь домой.
Ⅲ. Итог:
- Ребята, кто был у нас в гостях? Кому мы помогали?
- Что понравилось больше всего на занятии?
- Смогли ли мы помочь нерпе?
Предварительный просмотр:
Конспект логопедического фронтального занятия в средней группе комбинированной направленности
на тему: «Моя малая Родина»
Цель: создание условий для формирования представлений о понятии «Малая Родина» и своем родном городе.
Задачи:
1. Коррекционно - образовательные задачи: расширять представления и знания детей о малой Родине (город Зима); уточнять, расширять и активизация словарь по теме; совершенствовать грамматический строй речи (изменять существительные в уменьщительно-ласкательную форму, применять форму ед. и мн.ч существительных)
2. Коррекционно – развивающие задачи: развивать общие речевые навыки, зрительное восприятие и внимание у детей, координацию речи с движениями; развивать логическое мышление.
3. Коррекционно – воспитательные задачи: формировать навыки сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности.
Предварительная работа: просмотр слайдов с изображением нашего города, экскурсия в Парк победы, рассматривание открыток и фотографий, загадывание загадок.
Оборудование: интерактивная доска, ноутбук, фотографии достопримечательностей гора, мяч
Ход занятия:
I. Орг.момент
В группе раздается стук в дверь, входит взрослый в костюме почтальона. Здоровается, говорит, что у него есть письмо для ребят, передает письмо, прощается и уходит..
Л: Ребята, к нам пришло письмо. Давайте узнаем от кого оно? Это письмо от Лунтика. Лунтик пишет, что родился и живет на луне, он очень любознательный и решил изучить весь земной шар. Очень просит вас помочь и рассказать ему о городе, в котором вы живете: как он называется, что интересного в нем есть.
Вы хотите ему помочь? А как мы можем это сделать? (Дети предлагают разные варианты решения проблемы, обсуждают и приходят к одному правильному решению). Конечно ребята, мы с вами будем разные интересные задания, за выполнение которых получите фотографии достопримечательных мест нашего города. В конце все вместе сделаем альбом и отправим Лунтику по почте.
II. Основная часть
Л: Все вы помните, что Россия – это наша большая родина. У каждого человека, есть своя малая Родина. Малая родина – это такой маленький уголок, где мы родились, там, где мы живем, это - то место где находится наш дом, где живут наши дорогие близкие нашему сердцу люди. Ребята, скажите, а в каком городе мы с вами живем? (Ребята отвечают)
Упражнение «Давай посчитаем»
Л: Вот и первое задание, которое нужно выполнить. Посмотрите на экран ребята. (На интерактивной доске пять домов. Так же другие слова: школа, улица, фонтан). Я предлагаю вам посчитать дома.
Один дом, два дома… пять домов… Далее ребята делают тоже со словами школа, фонтан, улица.
Л: Очень хорошо, справились с заданием правильно, за это вы получаете вторую фотографию. Посмотрите и скажите, что на ней изображено? (ответы детей) Да все верно, Памятник Ямщику. Как вы сказали, этот памятник находится на автостанции. Его посвятили самому жителю нашего города.
Упражнение «Один – много» (с мячом)
Логопед: А сейчас, я предлагаю всем встать и сделать большой, красивый круг. Будем играть в игру «Один - много». Буду каждому из вас кидать мяч, называть слово в единственном числе, а вы должны мне его сказать во множественном. Например: я говорю вам дом, а вы как скажите много? Правильно много домов.
Дом – много домов. Дорога, улица, дерево, магазин, школа, машина, лавочка, больница.
Л: Молодцы, вы справились с заданием, получаете фотографию Что на ней изображено? (Правильно это Парк Победы). Парк Победы, Около мемориала «Воин – победитель» и «Родина – Мать» – вечный огонь. В парке – танк и пушки. Люди не забывают защитников России, чтут память о них, возлагают цветы, венки. 9 Мая мы с вами тоже ходим к памятнику и приносим цветы «Воинам – победителям».
Физминутка
Один, два, три, четыре, пять. (Прыжки на месте на двух ногах)
Будем строить и играть.
Дом высокий, большой строим. (Встать на носочки и тянуться понятыми руками вверх)
Крышу кроем, окна ставим, (Показать руками крышу, окно)
Какой красивый дом! (Указательным жестом вытягивают руки вперед)
Упражнение «Назови ласково».
Магазин, сад, дорога, дом, улица, город, двор, мост, цветок,
Л: Молодцы ребята, еще с одним заданием справились. За это вы получаете фотографию, что на ней изображено? Вы видите скульптуру посвященную первооткрывателям космоса. Это сквер космонавтов, а рядом находится фонтан.
Теперь мы можем сделать альбом, но перед тем как мы приступим к выполнению задания, нам нужно с вами размять наши пальцы на руках.
Пальчиковая гимнастика «Я по городу иду»
Я по городу иду (Ходьба на месте)
Я про город расскажу.
Поликлиника, аптека, (Сгибают пальцы на обеих руках)
Магазин, библиотека.
Много здесь жилых домов (Разжимать по очереди пальцы)
И деревьев, и цветов.
(Дети приклеивают фотографии на лист бумаги). Посмотрите, какой красивый альбом получился. Сегодня, когда я пойду домой, зайду на почту и отправлю его Лунтику.
III. Итог занятия
Л: Посмотрите какой красивый альбом у нас получился. Кому мы сегодня помогали? Как мы помогли Лунтику? Что нового вы узнали сегодня? Понравилось ли вам наше занятие?
Предварительный просмотр:
Конспект логопедического фронтального занятия в старшей группе комбинированной направленности
на тему: «Животные Прибайкалья»
Цель: создание условий для расширения представлений о диких животных.
Задачи:
1. Коррекционно - образовательные задачи: закрепление представлений и знаний о диких животных Прибайкалья, их внешнем виде, повадках; уточнение, расширение и активизация словаря по теме; совершенствование грамматического строя речи (употребление существительных с суффиксами -онок, -енок, -ат.
2. Коррекционно – развивающие задачи: развитие связной речи, речевого слуха, координации речи с движением.
3. Коррекционно – воспитательные задачи: формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности. Воспитание бережного отношения к природе.
Предварительная работа: просмотр слайдов с изображением животных наших лесов и их детенышей. Беседа о животных, чтение художественной литературы по лексической теме. Отгадывание загадок про животных. Дидактические игры, лото. Разучивание пальчиковой гимнастики.
Оборудование: интерактивная доска, ноутбук, игрушка бегемот, плакат с изображением диких животных, разукрашки с изображением животных, мяч.
Ход занятия:
I. Орг.момент
Раздается стук в дверь, ребята вместе с логопедом подходят к двери и видят игрушку Бегемота.
Л: Ребята посмотрите у нас сегодня гость. Давайте с ним поздороваемся. Бегемот говорит, что приплыл из жаркой Африки и никогда не видел животных, которые живут в наших лесах, он очень хочет с ними подружиться. Давайте поможем ему узнать о животных, которые обитают в лесах Прибайкалья. Как мы можем это сделать? (Дети предлагают разные варианты решения проблемы). Правильно ребята, мы с вами нарисуем животных, это будут новые друзья нашего гостя. А сначала, мы вспомним про животных, которые обитают в наших лесах, и поговорим о них.
II. Основная часть
Дети подходят к интерактивной доске
Л: Ребята, в какой области мы с вами живем? Какое озеро находится в Иркутской области? Посмотрите на экран. Давайте с вами попробуем отгадать, какое животное спряталось за забором. (На интерактивной доске изображен забор. Логопед предлагает детям назвать животных, чья голова при помощи анимации появляется из-за забора. Нужно следить за тем, чтобы дети отвечали полным предложением: За забором спрятался медведь, потому что видна медвежья голова и т.д.).
Дыхательная гимнастика
Л: Ребята, представим, что мы с вами ежики. Давайте встанем, ноги на ширине плеч. Покажем, как ежик во время опасности сворачивается в клубок. Наклонитесь как можно ниже, не отрывая пятки от пола, обхватите руками грудь, голову опустите, произнеся на выдохе «п-ф-ф» - звук, издаваемый сердитым ежиком, затем «ф-р-р» - а это уже довольный ежик. Вот какие ежики у нас получились. Повторим пять раз.
Упражнение «Подскажи словечко»
Л: Я хочу вам загадать загадки о животных. Давайте поиграем в игру «Подскажи словечко».
Без тропинок, без дорог
Серый катится клубок.
Он с иголками
Потому что это… (еж)
Сладкий мох искал весь день
И жевал его… (олень)
Лесники ее котят
Взять домой не хотят.
Ей не скажешь: «Мурка, брысь!»
Потому что это… (рысь)
Упражнение «Назови семью»
Все верно ребята, все животных мы с вами отгадали. А теперь давайте с вами поиграем в игру «Назови семью». На экране будет появляться изображение животного, а вы должны сказать, как мы назовем папу, маму и детеныша этого животного. Например: это папа медведь – мама медведица – детеныш медвежонок и т.д. (Дети подбирают слова к другим животным: лиса, волк, нерпа, лось, еж).
Л: Давайте ребята немного отдохнем, встаньте в круг на ковре. Повторяем за мной движения и слова. (Проводится физминутка. Дети проговаривают слова и выполняют движения)
Физминутка:
Летним днем лесной тропой,
Шли животные на водопой (дети шагают на месте)
За мамой - лосихой бежал лисенок (бег на месте)
За мамой – лосихой шагал лосенок (шаги на месте)
За медведицей ковылял медвежонок (переваливаться с ноги на ногу)
За мамой – белкой скакали бельчата (подскоки на месте)
Мама – волчиха вела волчат (идут полусидя)
Все ведь напиться, напиться хотят!
Л: Посмотрите ребята, на доске весит плакат. На нем животные и их дома. Только почему то все перепуталось. Давайте с вами поможем найти жилье животным. Каждый из вас по очереди будет соединять линией дом и животное. Только обязательно нужно проговорить словами, почему он так думает и как этот дом называется. Например: это берлога медведя, он в ней живет. Это нора зайца, потому что он в ней живет и т.д. Вам понятно задание? (Дети выполняют задания).
Упражнение «Назови ласково»
Л: Очень хорошо, справились с заданием, помогли животным найти свои жилища. А теперь давайте с вами поиграем вот в такую игру «Назови ласково». Встаньте в круг, каждому из вас я буду кидать мяч и называть животное, а вы должны будете мне кинуть мяч обратно и назвать это животное ласково. Изменить слово. Например: лось – лосенок. (Дети подбирают уменьшительно – ласкательную форму к словам нерпа, волк, медведь, лиса, заяц, соболь, рысь).
Упражнение «Где, чей детеныш»
Л: А теперь у нас такое задание. Посмотрите какой у меня плакат. Каждый из вас по очереди подходит, находит маму и ее детеныша называет и соединяет линией. Проговаривает название. Остальные ребята проверяют, правильно ли выполнено задание.
III. Итог занятия
Л: Перед тем как мы приступим к изготовлению рисунков, я предлагаю вам размять наши пальцы рук, выполнить пальчиковую гимнастику.
Пал.гимнастика «Жизнь в лесу»
В лесу дремучем растут елки
И бродят злые-злые волки.
Бывает зайка пробежит,
И ветка елки задрожит.
Бывает мишка косолапый
Заденет елку своей лапой.
А старый еж, колючий бок,
Под елкой спит,
Свернувшийся в клубок.
Л: Посмотрите ребята, какие красивые рисунки у вас получились. А теперь я давайте с вами вспомним, о чем мы сегодня с вами говорили. Что нового вы узнали сегодня? Понравилось ли вам на нашем занятии?
(Дети делятся своими впечатлениями. Рисуют животных для Бегемота. Логопед благодарит детей за занятия).
Предварительный просмотр:
Конспект логопедического фронтального занятия в старшей группе комбинированной направленности
на тему: «Народы Прибайкалья (буряты)»
Цель: создание условий для расширения представлений о народах Прибайкалья (бурятах)
Задачи:
1. Коррекционно - образовательные задачи: расширить представления и знания детей о народах, живущих в Сибири (национальность буряты); активизировать лексический запас по теме; совершенствовать грамматический строй речи. Закреплять умение составлять предложения с помощью предметных картин. Совершенствовать грамматический строй речи.
2. Коррекционно – развивающие задачи: развивать общие речевые навыки, зрительное восприятие и внимание у детей, координацию речи с движениями; развивать логическое мышление.
3. Коррекционно – воспитательные задачи: формировать у детей навыки сотрудничества, взаимопонимания, самостоятельности и ответственности.
Предварительная работа:
Рассматривание иллюстраций и картин с изображением народов Сибири, жизнь на Байкале, карты Иркутской области; беседа о народах, их быте, роде деятельности, традициях; составление описательных рассказов о народных костюмах.
Оборудование: колокольчик, куклы мальчик и девочка в бурятских национальных костюмах, карта Иркутской области, предметные картинки, разукрашки для детей национальные костюмы.
Ход занятия:
I. Орг.момент:
В группу входит взрослый, переодетый в костюм мальчика Сибирячка. Он очень расстроен. Сообщает ребятам, о том, что он уже большой и ходит в школу, там ему задали подготовить сообщение о народах Прибайкалья. А он совсем не знает, какие народы живут рядом с нами. Просит ребят помочь ему разобраться. Дети решают помочь и вместе узнать про народы. Логопед приглашает ребят и мальчика Сибирячка отправиться в школу, где они узнают о бурятах на уроке.
II. Основная часть
(Логопед звонит в колокольчик, тем самым дает понять детям, что начался урок)
Л: Ребята подойдите, пожалуйста, к доске. Что на ней висит? (Предположительные ответы ребят). Правильно это карта нашего края. Если мы с вами живем в Сибири то мы кто? (Ответы детей). Покажите мне, пожалуйста, где находится озеро Байкал на карте. (Дети показывают). Обратите внимание, что территория, которую занимает озеро очень большая. И на той территории живут разные народы. У каждого народа есть своя национальность, свои традиции, своя одежда, любимые блюда. Как вы думаете, к какой национальности мы с вами относимся? Правильно ребята, мы русские. А скажите, кто знает, какие национальности людей живут в Сибири (Дети должны предположительно назвать национальности которые они знают).
Упражнение «Составление предложения с применением предметных картин»
Л: Ребята, рядом с нами живут буряты. Буряты – это такая национальность людей. Сегодня мы с вами узнаем много интересного об этом народе. Обратите внимание на экран, что вы видите? На экране представлены пары картин: лук и стрелы, шкура и одежда, лодка и рыба). Правильно это пары картин, давайте их все вместе назовем. А сейчас попробуем определить, чем занимались буряты в давние времена. Какие промыслы (логопед объясняет значение слова промыслы) они любили? Будем составлять с вами предложения, например: буряты из шкуры оленей шили теплую одежду. Теперь каждый из вас попробует составить свое предложение. (Ребята по очереди составляют предложения с помощью парных картин).
Л: Молодцы, вы справились с заданием. Вот мы с вами и узнали, какими промыслами занимались буряты. А теперь ребята посмотрите (Логопед показывает ребятам две куклы в национальных бурятских костюмах). Какие красивые куклы у меня есть. Как вы думаете, к какой национальности они относятся? (Ответы детей). Правильно ребята, национальность у наших кукол бурятская. Что мы еще с вами можем про них сказать? (Отвечают что это мальчик и девочка). Если это мальчик, то, как мы скажем? Правильно бурят. А если девочка? Все верно ребята, бурятка. Давайте представим, что у меня много кукол, то, как мы с вами скажем? (Много бурятов). А если у меня много кукол девочек? (Много буряток)
Сейчас я вам загадаю загадку, а вы попробуете ее отгадать. И узнаем, как называется дом, где живут буряты.
В доме том одна стена,
Круглая она.
Такая круглая она-
Что нет ни одного угла
(Логопед показывает фотографию юрты).
Л: Правильно ребята, дом этот называется юрта. Юрта это основной дом кочевников - бурятов. Юрта покрыта войлоком. Войлок это шерсть овец. Давайте с вами поиграем в игру, которая называется «Какая юрта?», будем подбирать слова, чтобы описать жилище бурят. Например: юрта круглая, большая и т.д. (Дети подбирают слова признаки). Если у нас много юрт. Давайте их посчитаем? (Дети считают одна юрта, две юрты, три юрты и т.д. счет до десяти). Молодцы ребята, верно посчитали.
Л: Посмотрите, какие у меня красивые национальные бурятские костюмы. Предлагаю вам их разукрасить, а потом мы их соберем и сделаем из них красивый альбом, который подарим Сибирячку (Ребята выполняют задание.
Перед тем как мы приступим к выполнению задания, предлагаю вам вы пальчиковую гимнастику, размять наши пальцы рук.
Пальчиковая гимнастика:
Карандаш в руках катаю, (Прокатывать карандаш между большим
Между пальцев верчу. (Пальцем и поочередно всеми остальными).
Непременно каждый палец
Быть послушным научу!
III. Итог занятия
(Логопед звонит в колокольчик).
Л: Вот и закончился наш урок. Нам с вами пора возвращаться в группу. Что же нового вы сегодня узнали? Что понравилось, а что нет? Как вы думаете, мы помогли Сибирячку (Ребята делятся своими впечатлениями. Мальчик Сибирячек благодарит ребят, прощается и уходит).
Предварительный просмотр:
Конспект логопедического занятия в подготовительной группе комбинированной направленности на тему:
«Мой край, Сибирские просторы».
Цель: создание условий для закрепления представления детей о Малой Родине, о городе Зима в котором мы живем, о Иркутской области, где находится наш город, актуализирования и закрепление знаний об озере Байкал и животном мире Сибири.
Задачи:
- Коррекционно-образовательные:
- уточнять, расширять, и активизировать словарь по теме «Байкал-жемчужина Сибири»
- совершенствовать лексико-грамматический строй речи: расширять и систематизировать знания детей о животном мире Прибайкалья, через игру «Собери фотографию, опиши животное», упражнять детей классифицировать предметы по существенному признаку, находить лишнее, упражнять детей согласовывать имена числительные с именами существительными;
- совершенствовать навыки связной речи, словообразования и словоизменения;
- Коррекционно-развивающие:
- развивать зрительное и слуховое восприятие, внимание, воображение, память, мышление;
- развивать умение координировать речь с движениями, развивать общую моторику, развивать моторику рук;
- развивать словесно-логическое мышление.
- Коррекционно-воспитательные:
- воспитывать любовь к малой родине, к своему городу, бережное отношение к природе и животным.
Оборудование: конверт с письмом, картинки с буквами, Су-Джок мяч, стенгазета, разрезанные фотографии с животными, картинки для игры «Четвертый лишний», коробка, картинки с изображением рыб.
Предварительная работа: просмотр короткометражного фильма про Сибирь, чтение рассказа «Байкальское путешествие Лучика и Фу» Анна Иоффе, заучивание приветственного стихотворения, физ. минутки, пальчиковой гимнастики.
Ход занятия:
Ⅰ. Орг. момент:
Л. – Здравствуйте ребята, вставайте вкруг, сейчас мы поднимем друг другу настроение.
Приветствие «Дружные ребята»
В нашей группе ярко
Солнышко сияет! Идем по кругу, держась за руки
Здесь ребята дружные,
Это каждый знает! Здороваемся за руку с соседом стоящим справа и
слева, потом обнимаемся
В нашей группе ярко
Солнышко сияет! Идем по кругу, держась за руки
Здесь ребята дружные,
Это каждый знает! Здороваемся за руку с соседом стоящим справа и
слева, потом обнимаемся
В нашей группе ярко
Солнышко сияет! Идем по кругу, держась за руки
Здесь ребята дружные,
Это каждый знает! Здороваемся за руку с соседом стоящим справа и
слева, потом обнимаемся
В нашей группе ярко
Солнышко сияет! Идем по кругу, держась за руки
Здесь ребята дружные,
Это каждый знает! Здороваемся за руку с соседом стоящим справа и
слева, потом обнимаемся
В нашей группе ярко
Солнышко сияет! Идем по кругу, держась за руки
Здесь ребята дружные,
Это каждый знает! Здороваемся за руку с соседом стоящим справа и
слева, потом обнимаемся
В нашей группе ярко, (взявшись за руки дети идут по кругу)
Солнышко сияет! Идем по кругу, держась за руки
Солнышко сияет! Идем по кругу, держась за руки
Солнышко сияет! (дети поднимают руки вверх)
Здесь ребята дружные, (дети обнимают рядом стоящего соседа)
Это каждый знает!
Л. - Ребята, к нам в детский сад сегодня утром пришло письмо от журналиста
иркутской газеты "Сибирячок". Хотите узнать, что в нем написано?
Д. – Да!
Здравствуйте ребята, редактор моей газеты дал мне задание
выпустить стенгазету о нашем родном крае и о Байкале. Я узнал, что вы много
знаете о Сибири, о Байкале, помогите мне, пожалуйста, сделать стенгазету.
Л. - Ну что ребята, поможем журналисту?
Д. – Да! (дети присаживаются на подушки вкруг)
Л. – А как мы можем помочь ему?
Д. – Рассказать про озеро Байкал, про Сибирский лес, животных.
Л. - Итак, мы готовы помочь выпустить журналисту стенгазету «Озеро Байкал».
Л. – Как вы думаете, кто такой журналист и чем он занимается?
Д. – Это такой человек, который рассказывает людям что-то интересное, о разных местах, событиях.
Л. – Да, ребята, журналист ищет разную информацию, фотографии и другое, а затем рассказывает разные истории в своем репортаже другим людям.
Ⅱ. Основная часть:
Л. – Смотрите ребята, в конверте из-под письма, я нашла разные буквы, здесь написано, что из этих букв нужно составить название стенгазеты. Но что-то эти буквы не очень красивые. Предлагаю вам взять по одной букве, пройти за столы и разукрасить, чтобы название газеты было ярким и красивым. Но перед тем как мы начнем разукрашивать, разомнем свои руки и пальцы.
Пальчиковая гимнастика: (с мячиком Су-Джок)
Ежика в руках кручу, (перекатываем мячик в ладонях)
Поиграть я с ним хочу.
Домик сделаю в ладошках – (прячем мячик в ладошках)
Не достанет его кошка. (прижимаем ладошки к себе)
(Дети проходят за столы и цветными карандашами разукрашивают буквы).
Л. – Молодцы ребята, это название стенгазеты, предлагаю приклеить буквы в правильном порядке «Озеро Байкал». Как здорово у нас получилось!
Л. - Ребята, я придумала что мы разместим на стенгазете «Удивительные животные Байкала» и даже где-то у меня были фотографии, (логопед ищет в сумке фотографии, но находит их разрезанными), о нет, кто-то разрезал все мои фотографии на мелкие части.
Л. – Ребята, помогите мне сложить эти части и узнать, какие животные обитают рядом с о. Байкал. (дети подгруппами по 4 человека складывают части фотографии)
Игра: «Собери фотографию, опиши животное»
Л. – Егор, какое животное изображено на вашей фотографии?
Р. – На нашей фотографии изображен медведь (ребенок дает полный ответ).
Л. – Маша, опиши, какой медведь? (ребенок дает полный ответ)
Так все дети поочередно отвечают на вопросы логопеда.
Л. - Спасибо вам большое, журналист, обязательно напишет о животных Сибири в стенгазете, я записала все ваши ответы и передам ему (журналисту).
Л. – а сейчас предлагаю вам немного отдохнуть и размяться.
Физ. минутка
Рыбки плавали, ныряли в теплой чистенькой воде. (дети идут по кругу, имитируя руками как плывут рыбы)
То согнутся, разогнутся, то зароются в песке. (останавливаются, нагибаются, выпрямляются, присаживаются на корточки)
(повторить 2-3 раза)
Л. – Как вы думаете, о чем еще можно рассказать журналисту в стенгазете?
Д. – О растениях (при затруднении, логопед помогает детям, задавая наводящие вопросы)
Л. – Конечно, это хорошая идея, ведь природа Сибири так красива и богата разными растениями. Предлагаю поиграть вам в игру
Игра «Четвертый лишний».
Я вам буду показывать картинки, а вам нужно выбрать одну лишнюю
и объяснить, почему она лишняя.
- береза, сосна, пальма, ель.
- подберезовик, подосиновик, рыжик, мухомор.
- баклан, попугай, ласточка, утка.
- одуванчик, ромашка, жарки, роза.
-омуль, голомянка, акула, осетр.
-волк, лиса, заяц, слон.
-вода, песок, камень, стол.
Л. - Ребята, а как вы думаете, понравится читателем узнать про растения Сибири?
Д. – Да!
Л. – Растения Сибири разнообразны, вы помогли убрать лишние картинки, которые не относятся к Сибири и о. Байкалу. Журналист обязательно напишет об этом в стенгазете.
Л. – Интересно, ребята, а вы знаете кто обитает в озере Байкал?
Д. – Да. Различные рыбы.
Игра: «Найди одинаковых рыб, сосчитай их»
Л. – Верно, посмотрите на ковре лежат картинки с изображением разных рыб, обитающих в о. Байкал, нам с вами нужно, собрать их в коробочку и сосчитать.
- Но для начала давайте вспомним названия рыб.
Д. – Омуль, голомянка, щука, осётр, хариус (дети совместно с логопедом рассматривают рыб и закрепляют название этих рыб).
Л. – Какие мы с вами молодцы, Маша, сосчитай сколько картинок с изображением омуля (ребенок собирает рыб и считает: один омуль, два омуля, три омуля и т.д.) также выполняют задание остальные дети.
Л. – Как много мы с вами всего знаем о Сибири и озере Байкале, о его обитателях.
Мы всю информацию и стенгазету с названием отправим журналисту, а он дополнит стенгазету. Расскажет в ней о животных, растениях, и рыбах Сибири и озера Байкала.
Ⅲ. Итог:
Л. - Ребята, вы такие умные, вы настоящие юные экологи. Как вы думаете мы смогли помочь журналисту?
Д. – Да.
Л. – Что мы для этого сделали?
Д. – Собрали фотографии животных и т.д.
Л. – Журналист будем очень благодарен нам.
Предварительный просмотр:
Конспект логопедического занятия в подготовительной группе комбинированной направленности на тему:
«Птицы Прибайкалья».
Цель: создание условий для актуализации знаний детей о птицах обитающих в Прибайкалье.
Задачи:
1. Коррекционно-образовательные:
-активизировать словарь детей по теме «птицы Прибайкалья»;
- расширять и закреплять знания детей о внешнем виде птиц, их строении, питании, месте обитания;
- закреплять употребление родительного падежа множественного числа существительного со словом «нет» через игру «Путаница»;
-закреплять навык словообразования притяжательных прилагательных через игру «Чей? Чья? Чье?»;
-закреплять навык словоизменения существительных в единственном и множественном числе через игру «Один-много»;
-закреплять навык составления предложений с опорой на схему (мнемотаблицу).
- Коррекционно-развивающие:
- развивать зрительное и слуховое восприятие, внимание, воображение, память, мышление;
- развивать умение координировать речь с движениями, развивать общую моторику, развивать моторику рук;
- развивать словесно-логическое мышление.
- Коррекционно-воспитательные:
-воспитывать интерес и любовь к птицам, желание заботиться о них.
Предварительная работа: просмотр короткометражного фильма про обитателей Прибайкалья (птицы, животные), отгадывание загадок про птиц Прибайкалья, просмотр альбома с фотографиями птиц Прибайкалья, заучивание приветственного стихотворения, физ. минутки, пальчиковой гимнастики.
Оборудование: картина с изображением Прибайкальского леса; вырезанные картинки с изображением птиц Прибайкалья - чайка, баклан, кедровка и др. (с самоклеящимся скотчем); мнемотаблица для составления описательного рассказа о птице; мяч; аудиозапись со звуками птиц; картинки птиц/части тела птиц; картинки птиц/несколько птиц.
Ход занятия
Ӏ. Организационный момент
Л. - «Встанем в круг, ребята, и порадуемся тому, что мы снова вместе!».
Доброе утро улыбчивым лицам!
Доброе утро солнцу и птицам!
Пусть каждый становится добрым, доверчивым.
Пусть доброе утро продлится до вечера!
Л. - протянем вперёд свои руки – соединим их вместе, как лучики солнца, поделимся теплом друг с другом.
(дети присаживаются на стулья)
ӀӀ. Основная часть
Л. – Ребята, посмотрите какая красивая картина с изображением Прибайкальского леса, помните ли вы, как мы смотрели фильм про лес нашего края?
Д. – Да!
Л. – Кажется на картине чего-то не хватает. А вы как думаете ребята, чего не хватает? Растения есть, животные есть.
Д. – Не хватает птиц!
Л. – Правильно ребята! Как вы думаете, что мы можем с вами сделать, чтобы птицы появились на нашей картине?
Д. – Мы можем птиц нарисовать/можем вырезать и приклеить птиц.
Л. – Какие вы молодцы!
- У меня для вас есть интересные игры и задания, за каждое задание я буду дарить вам по одной птице (вырезанные птицы с самоклеящимся скотчем), собрав всех птиц, в конце занятия мы приклеим их на картину Прибайкальского леса. Вы хотите поиграть и всех птичек отыскать?
Д. – Да!
Игра «Угадай, кто поёт?»
(звучит пение птиц, дети отгадывают, что за птица поёт)
Л. – Приготовили свои ушки и слушаем внимательно!
- Какая птица так поёт? (звук кукушки)
Д. – Это кукушка! И т.д.
Л. – Здорово! Получайте первую картинку птицы, что это за птица?
Д. – Это чайка!
Л. – Интересно, хорошо ли знаете вы птиц Прибайкалья?
Д. – Да!
Л. – Предлагаю поиграть в игру с мячом, я буду бросать вам мяч, а вы мне отвечать есть/нет, бросать мяч обратно.
Игра «Путаница»
(дети встают в круг, дают полный ответ)
Л. - У кукушки есть рога?
Р. - У кукушки нет рогов.
Л. - У кедровки ноги есть?
Р. – У кедровки нету ног и т.д.
Л. – Вы такие молодцы! Получаете еще одну птицу и это Баклан.
Л. – Ребята, как вы думаете все ли птицы одинаковые? (размер, окрас перьев, жизнь, питание птицы).
Д. – Нет, все птицы разные.
Л. – Все верно! Предлагаю вам рассказать о птицах по схеме (логопед располагает мнемотаблицу на доске)
Составление описательного рассказа о птицах с помощью мнемотаблицы (по примеру логопеда дети составляют рассказ про предпочитаемую ими птицу).
Л. – Вика, про какую птицу ты составишь рассказ?
Р. – Я расскажу про глухаря и т.д.
Л. – Хорошо справились с заданием и за это получайте птицу. Что это за птица?
Д. – Это кедровка.
Л. – Задания мы выполняли и немножко все устали. Ребята, предлагаю вам встать и размяться.
Физ. минутка
Птички начали спускаться, (машут «крыльями»)
На поляне все садятся.
Надо птичкам отдохнуть. (дети садятся в глубокий присед и сидят несколько секунд)
Подкрепиться в новый путь. (дети имитируют движения по словам)
Водички попили,
Перышки помыли,
В стороны посмотрели,
Прочь улетели. (машут «крыльями»)
Л. – хорошо размялись, получайте за это птицу глухаря.
Л. – много птиц в нашем краю, поиграем мы в игру.
Игра «Один – много»
- Сейчас мы вспомним всех птиц, которые живут в наших краях. Поиграем в игру «Один – много». (логопед выставляет картинки)
Глухарь – много глухарей
Чайка – много чаек
Ласточка – много ласточек
Орлан – много орланов
Дятел – много дятлов
Кедровка – много кедровок
Филин – много филинов
Баклан – много бакланов
Снегирь – много снегирей
Кукушка – много кукушек.
Л. - Посмотрите, как много птиц живет в нашем краю! Какие они все красивые, а я дарю вам еще одну птицу, кто это?
Д. – Дятел.
Л. – Верно! Как вы думаете ребята, чем птицы похожи?
Д. – Строением (тело, хвост, голова, шея, крылья, лапы, клюв)
Л. – Ребята посмотрите на свои столы, что случилось с птицами?
Д. – У них не хватает частей тела (хвоста, головы и т.д.)
Л. – Точно, ребята, что нам нужно сделать?
Д. – Соединить подходящую часть тела с птицей.
Л. – Правильно, предлагаю поиграть и картинки все собрать!
Игра «Чей?Чья?Чье?»
(на одной части стола картинки с изображением птиц, на другой недостающие части тела, соединить подходящие части и назвать)
Р. - Это хвост совы.
Л. – Чей он?
Р. - Совиный хвост.
Это крыло орла – орлиное крыло.
Это голова баклана – бакланья голова и т. д.
Л. – Молодцы ребята. Вы правильно подобрали все части тела и назвали их, за это я дарю вам еще одну птицу – это филин.
- Как здорово, мы собрали всех птиц, а сейчас разомнем свои пальцы, и дополним нашу картину птицами.
Пальчиковая гимнастика
Птичка-птичка (водим пальчиком по ладошке).
Вот тебе водичка! (барабаним пальчиками по ладошке)
Вот тебе крошки на моей ладошке. (пощипываем пальчиками ладошку).
(повторить 2-3 раза, меняя руки)
Л. - Здорово, а сейчас предлагаю пройти к картине Прибайкальского леса и наклеить птиц.
- Молодцы, здорово получилось.
ӀӀӀ. Итог занятия
- Красивая картина у нас с вами получилась? (да)
- Каких птиц мы приклеили на картину? (чайку, баклана, кедровку, глухаря, дятла, филина)
- А что вы делали для того, чтобы получить этих птиц? (играли, выполняли задания)
- Вам понравилось играть?
- О каких птицах мы сегодня узнал?
- Я рада, что вы знаете о птицах Прибайкалья.
- Спасибо за занятие.
Предварительный просмотр:
Конспект логопедического фронтального занятия в подготовительной группе комбинированной направленности
на тему: «Озеро Байкал»
Цель: создание условий для расширения представлений и знаний об озере Байкал.
Задачи:
1. Коррекционно - образовательные задачи: обогащать представления детей о многообразии окружающего мира; упражнять в подборе существительных к прилагательному; упражнять в образовании однокоренных слов.
2. Коррекционно – развивающие задачи: развивать общие речевые навыки, диалогическую речь, зрительное восприятие и внимание у детей, координацию речи с движениями; развивать логическое мышление.
3. Коррекционно – воспитательные задачи: формировать навыки сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности. Воспитывать бережное отношение к природе.
Предварительная работа: беседа о родном крае, загадывание загадок, виртуальная экскурсия, краткосрочный проект «Озеро Байкал – достояние Сибири». Разучивание пальчиковой гимнастики «Рыбы», дидактические игры «Подводный мир», «Подводное царство», просмотр слайдов с изображением рыб.
Оборудование: интерактивная доска, ноутбук, аудиозаписи различных звуков природы Байкала, трафареты бумажных рыб, мелкие камешки, изображения рыб, предметны картинки, конверты с пазлами.
Ход занятия:
I. Орг.момент
Слышен звук скайпа. Логопед открывает сообщение на экране интерактивной доски. Читает письмо, в котором мальчик Сибирячек просит помочь ребятам рассказать про Байкал. Ему скоро идти в школу, а он не знает про озеро ничего.
II. Основная часть
Л: Предлагаю вам помочь Сибирячку? А как мы можем с вами это сделать? (ответы детей). Правильно ребята, мы все вместе отправимся в путешествие. Будем говорить о Байкале, о том, почему это озеро уникально. Прежде чем мы с вами совершим путешествие, давайте вспомним, что мы уже знаем про Байкал. Что такое Байкал? (вспомнить и проговорить, что это озеро, которое находится в Иркутской области, оно самое глубокое в мире)
А теперь отправляемся в путешествие. Повторяйте за мной слова: Гам – Бам - дам. Отправляемся к озеру Байкал.
(звучит звук всплеск волн, крик чаек)
Л: Ребята, что вы слышите? (шум воды, крик чаек). Правильно ребята, это голос самого батюшки Байкала. Посмотрите на экран (на экране фотографии озера).
- А какой здесь чистый, свежий воздух. Давай с вами будем его вдыхать и выдыхать.
Дыхательная гимнастика «Воздух Байкала»
(Логопед проводит дыхательную гимнастику, следит за тем, чтобы дети делали вдох через нос, а выдох через рот, так чтобы щеки не надувались)
(Дети подходят к столу, на котором лежат бумажные рыбы)
Упражнение «Посчитай рыб»
Логопед: Посмотрите, сколько в Байкале много разной рыбы водится. Давайте с вами поиграем в игру «Посчитай рыб» (Каждый ребенок берет пять рыб и складывает в пластмассовое ведро, считает одна рыба, две рыбы…). Молодцы ребята. Всех рыб посчитали. А теперь скажите, кто узнал, как они называются. (Дети по очереди называет рыбу, которую он узнал, и описывает ее признаки).
Байкал, это не только вода. Возле самого озера очень много леса, в котором обитает много разных животных, растения. А лес этот называется тайга.
Упражнение «Большой, еще больше»
Ребята в озере много рыбы. Давайте с вами представим, что наша рыба выросла и стала очень большая. Как изменятся названия рыб. Например: карась – карасище. Попробуем изменить слова? (Дети производят словоизменение слов, с помощью суффикса –ище).
Физмиутка
Рыбки весело резвились, под зеркальною водой (Вытянуть руки, ладони вместе)
Вместе плавали, кружились (Сжимать и разжимать кулаки)
А потом ныряли на счет раз, два, три. (Загибать пальцы поочередно)
Им очень весело посмотри. (Развести руки в стороны)
(Ребята с логопедом, подходят к магнитной доске).
Упражнение «Кто, где живет»
Посмотрите, животные не могут найти свои дома, они играли в прятки и забыли, кто, где живёт. Давайте им поможем. У меня есть картинки с животными и птицами и разные варианты домов - это норы, гнезда и т.д. Вам нужно для каждого животного подбирать свой - дом).
Упражнение «Один - много»
Давайте с вами поиграем в игру «Один – много». Я вам буду называть дерево, а вы должны изменить это слово так, чтобы было много. Например: ель – ели – елей. (Каждый ребенок изменяет слова елка, кедр, пихта).
Упражнение «Работа с пазлами «Рыбы Байкала»
Л: Достаньте из конвертов пазлы и соберите картинки рыб. Изображения рыб на магнитной доске будут служить для вас подсказками.
(Ребята выполняют задания)
Л: Молодцы, хорошо справились с трудной задачей. Кто у вас на картинке? Подберите как можно больше слов о каждой рыбе, отвечающих на вопросы «Какая?»
III. Итог занятия
Л: Вот мы с вами вернулись обратно в нашу группу. Что вам больше всего понравилось в нашем путешествии, а что не очень? Расскажите о своем путешествии.
Л: Перед выполнением следующего задания, нужно выполнить пальчиковую гимнастику. Предлагаю вам встать в круг на ковре и всем вместе выполнить пальчиковую гимнастику.
Пальчиковая гимнастика «Рыбы на Байкале»
Рыбки плавали, резвились.
В теплой, чистенькой воде.
То сойдутся — разойдутся,
То зароются в воде.
(Ребята рисуют рисунки о подводном мире Байкала. Собирают свои рисунки, положили в конверт, чтобы отправить мальчику Сибирячку).
Предварительный просмотр:
Конспект логопедического занятия в старшей группе комбинированной направленности на тему:
«Байкал-жемчужина Сибири».
Цель: создание условий для закрепления представлений детей о регионе Сибирь, в котором мы живем, ее обитателях, об озере Байкал.
Задачи:
- Коррекционно-образовательные:
- уточнять, расширять, и активизировать словарь по теме «Байкал-жемчужина Сибири»
- совершенствовать лексико-грамматический строй речи: расширять и систематизировать знания детей о животном мире Прибайкалья, актуализировать в речи слова противоположные по значению, находить лишнее, упражнять детей согласовывать имена числительные с именами существительными;
- совершенствовать навыки связной речи, словообразования и словоизменения;
- Коррекционно-развивающие:
- развивать зрительное и слуховое восприятие, внимание, воображение, память, мышление;
- развивать умение координировать речь с движениями, развивать общую моторику, развивать моторику рук;
- развивать словесно-логическое мышление.
- Коррекционно-воспитательные:
- воспитывать любовь к малой родине, к своему городу, бережное отношение к природе и животным.
Оборудование: доска, картинка с изображением Незнайки, картинка с изображением растений и др., мяч, плакат с изображением леса, картинки животных (лиса, заяц, белка, медведь, волк, нерпа, лось, рысь), растений и т.д.
Предварительная работа: чтение стихотворений про Сибирь, озеро Байкал, рассматривание фотографий Байкала, растительного и животного мира, заучивание приветственного стихотворения, физ. минутки, пальчиковой гимнастики.
Ход занятия:
Ⅰ. Орг. момент:
Приветственное стихотворение.
(Дети становятся в кругу, проговаривают совместно с логопедом стихотворение, повторяя движения за логопедом)
А что это такое?
Такое голубое,
Холодное, как льдинка,
Прозрачно, как стекло?
Быть может, это небо
За склоны зацепилось
А что это такое?
Всё время в непокое,
Быть может, это туча,
Застряла среди скал?
А это и не туча,
А это и не небо,
А озеро Байкал!
М. Сергеев
Л. – Ребята, посмотрите на доску, кто это?
Д. – Это незнайка!
Л. – А как вы думаете, почему его так называют?
Д. – Потому что он ничего не знает.
Л. – Думаете, он знает что-нибудь о нашем родном крае?
Д. – Нет, он же незнайка.
Л. – Предлагаю вам ребята помочь незнайки узнать много нового о нашей Сибири, ее обитателях, а также про озеро Байкал? Поможем незнайки? Он тоже хочет быть умным, как вы!
Д. – Конечно поможем.
Ⅱ. Основная часть:
Л. – Предлагаю поиграть в игру и вспомнить какое озеро Байкал. Хотите поиграть? Незнайка будет слушать вас внимательно и запоминать.
Игра «Скажи наоборот» (игра с мячом)
Какое наше озеро?
Маленькое – большое (Озеро Байкал самое большое в мире, ещё его называют не озером, а морем.)
Мелкое – глубокое (Глубина озера Байкал – 1620 метров, что делает его самым глубоководным озером в мире.)
Грязное – чистое (В Байкале живут рачки, которые очищают озеро.)
Молодое – старое (Озеро Байкал старое. Первые поселения на берегах Байкала появились около 25 тыс. лет назад.)
Широкое – узкое (Узкое похоже на полумесяц, его можно переплыть за несколько часов.)
Теплое – холодное (В летнее время вода холодная, а осенью прогревается и становится теплее.)
Л. – Молодцы ребята, вспомнили с вами какой он, наш великий Байкал.
Беседа по теме:
- Ребят, а какие леса нашей Сибири, вы знаете? Какие растения в них произрастают? (дети дают свои ответы).
Л. – Злата, какие деревья растут в Сибирских лесах? И т.д.
Р. – В нашем лесу растут ели, сосны, кедры, пихты и т.д. (ответ ребенка полный, также отвечают другие дети)
Л. – Все верно! Незнайке очень интересно нас слушать.
- Сейчас я вас проверю, хорошо ли вы знаете растения Сибири, поиграем в игру, но для начала разомнемся.
Физ. минутка (2-3 раза повторить)
В нашем краю горы высокие, подняться на носки, руки вверх
Реки глубокие, наклон вперёд,
Леса большие, выпрямиться, руки в стороны,
А мы – ребята, вот такие! выставить большой палец.
Л. – Хорошо с вами размялись, а сейчас присаживайтесь на стулья, будем играть.
Игра: «Четвертый лишний»
(На доске расположено несколько рядов картинок, ребенок подходит к доске, убирает лишнюю и объясняет, почему это картинка лишняя).
Береза, сосна, пальма, ель.
Шиповник, багульник, малина, кустарник с бананами.
Ромашка, жарки, подснежник, фикус.
Брусника, голубика, земляника, виноград и др.
Л. – Правильно!
Логопед вывешивает на доску плакат с изображением леса, за деревьями видны хвосты животных, (логопед обращает внимание детей на плакат).
Л. – Какой красивый Сибирский лес, но что там виднеется из-за деревьев?
- Вы видите ребята?
Д. – Да.
Л. – Что это?
Д. – Это хвосты животных.
Л. – Верно, а чьи именно хвосты? Вы расскажите незнайке?
Д. – Да.
Игра «Чей хвост?»
(Дети поочередно выходят к доске и называют чей хвост изображен)
Р. – Это лисий хвост (обращаем внимание на правильное произношение окончания) и тд.
Л. – Здорово, вы даже по хвостам можете узнать, что это за животное.
Чтобы незнайка знал животных Сибири предлагаю вам пройти за столы и выполнить задание (дети проходят за столы), прежде чем начнем выполнять задание разомнем свои пальцы.
Пальчиковая гимнастика: «У кого какая шуба?»
Шуба серая у волка, Дети поочередно загибают пальцы на руке,
Шуба ежика в иголках, перечисляя диких животных.
Шуба рыжая лисы –
Удивительной красы.
Шуба белая у зайца,
У медведя – бурая.
Не страшны ему дожди Качают головой из стороны в сторону.
И погода хмурая.
Л. – Молодцы, посмотрите ребята, что это?
Д. – Лес.
Л. – Правильно лес, нашей Малой Родины.
Л – Посмотрите на столе лежат картинки (деревья Сибири; жилища животных; животные; пища, которой питаются эти животные), нам с вами нужно расположить эти картинки на плакат.
Упражнение: «Составление кластера».
- Для начала вклеим деревья, которые растут в нашей Сибири, затем, животных обитающих в лесу, их жилища и чем они питаются.
Л. – Молодцы ребята, предлагаю подарить этот плакат незнайке, для того чтобы он запомнил, как богат наш Сибирский лес, какое озеро расположено рядом с нами.
Ⅲ. Итог:
Л. – Вот и подошло наше занятие к концу, кому ребята мы с вами помогали узнать много нового о Сибири, ее обитателях, о озере Байкал?
Д. – Незнайке.
Л. – Чем мы помогли незнайке?
Ответы детей
Л. – Молодцы ребята, всем спасибо за занятие!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект логопедического занятия по формированию лексико-грамматического строя речи для детей старшего возраста "Дикие животные наших лесов"
В конспект включены; загадки, физпауза и упражнения на развитие грамматического строя речи.К конспекту есть презентация....
Конспект логопедического занятия по формированию лексико-грамматических категорий у детей в подготовительные группы на тему: «Откуда хлеб пришёл»
Конспект логопедического занятия по формированию лексико-грамматических категорий у детей в подготовительные группы на тему: «Откуда хлеб пришёл»...
Занятие по формированию лексико - грамматических средств языка у детей с ТНР 6 - 7 лет в группе компенсирующей направленности "Профессии"
Занятие позволяет учителю - логопеду формировать лексико - грамматические средства языка и упражнять воспитанников в развёрнутых высказываниях на лексическом...
Конспект логопедического занятия по формированию лексико-грамматического строя речи для детей с ЗПР по лексической теме «Домашние животные и их детёныши»
Конспект занятия по формированию лексико-грамматических средств языка и связной речи у детей с ЗПР для старшей группы компенсирующей направленности. Работа по данному конспекту позволит обобщить и сис...
Конспект логопедического занятия по формированию лексико-грамматических категорий и связной речи по теме «Космос» для детей с ОНР подготовительной группы
Конспект логопедического занятия по формированию лексико - грамматических категорий и связной речи по теме "Космос" для детей подготовительной группы с ОНР...
Конспект логопедического занятия по формированию лексико-грамматических категорий в группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи по произведению К.Д. Ушинского «Птицы».
Конспект логопедического занятия по формированию лексико-грамматических категорий в группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи по произведению К.Д. Ушинского «Пти...
Конспект логопедического занятия по формированию лексико-грамматического строя речи у детей средней группы по лексической теме «Наш город».
Конспект логопедического занятия по формированию лексико-грамматического строя речи у детей средней группы по лексической теме «Наш город»....