Методическая разработка "Картотека игр по формированию лексико-грамматического строя речи в логопедической группе (из опыта работы)"
методическая разработка по логопедии (подготовительная группа) на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka_po_formirovaniyu_leksiko-grammaticheskogo_stroya_rechi.docx | 79.6 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
детский сад комбинированного вида №5 г. Курганинска
муниципального образования Курганинский район
Методическая разработка
Картотека игр по формированию лексико-грамматического
строя речи в логопедической группе
(из опыта работы)
Автор: учитель-логопед
Юрченко Н.А.
г. Курганинск
2016
Содержание
Пояснительная записка…………………………………………………………. 3
Тематическое планирование логопедической работы в подготовительной группе……………………………………………………………………………. 4
Методические рекомендации к проведению игр……………………………... 5
Практические разработки карточек игр по формированию грамматического строя речи……………………………………………………………………….. 6
Список литературы…………………………………………………………….. 25
2
Пояснительная записка
Проведя первичный мониторинг состояния речи детей с ОНР, логопеды выявляют, что словарный запас не сформирован. Бедность словаря порождает ряд проблем: слабую продуктивную коммуникацию, невозможность лексико – грамматически правильно оформить высказывания, затруднения в связном, фонетически и грамматически правильном выражении своих мыслей в свободном речевом высказывании.
На необходимость коррекции лексико-грамматического строя речи у детей особое внимание обращали такие авторы как Р.И. Лалаева,
Н.В. Серебрякова, Р.Е. Левина, Л.Н. Ефименкова, Н.С. Жукова, Т. П. Горюнова,
В.С. Минашина, Н.И. Сереброва, Н. Е. Ильякова.
Цели методической разработки - корректировать и обогатить словарный запас у старших дошкольников с ОНР, позволяющий сознательно использовать в активной речи точные определения существительных, прилагательных, глаголов.
Эти цели реализуются в систематизированной работе по развитию словаря: существительных, относительных и притяжательных прилагательных, глаголов по лексическим темам в течение всего учебного года в группе для детей с ОНР. Работа по формированию лексико-грамматического строя речи у детей с ОНР проводится в специально организованной деятельности по лексическим темам, в игровых упражнениях.
Задачи методической разработки: логопед, специалисты ДОУ, родители предполагают сформировать у старших дошкольников с ОНР следующие речевые навыки:
- ребёнок умеет образовывать существительные множественного числа Р.п.;
- ребёнок умеет согласовывать существительные с числительными;
- ребёнок умеет образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами;
- ребёнок умеет образовывать притяжательные, относительные прилагательные;
- ребенок сознательно использует в активной речи притяжательные местоимения «мой – моя», «моё» в сочетании с существительными мужского и женского рода;
- ребёнок употребляет обиходные глаголы с новым лексическим значением.
Комплексная работа по формированию лексико-грамматического строя речи у старших дошкольников с ОНР предполагает уменьшить количество лексических ошибок в речи детей, перенос положительного речевого опыта на свободную деятельность, употребление верных лексико - грамматических конструкций в совместных играх, повышение процента детей с улучшенным словарем в ходе изучения лексических тем в течение всего года.
Предложенная разработка базируется на использовании игры, как ведущей деятельности детей дошкольного возраста.
Методическая разработка предназначается для логопедов, воспитателей логопедических детских садов, родителей.
3
Тематическое планирование лексических тем в логопедической
группе для детей с общим недоразвитием речи
месяц | Лексическая тема | № карточки |
сентябрь | Диагностическое обследование | |
Детский сад, игрушки | 1 | |
Овощи, огород | 2 | |
октябрь | Фрукты, сад | 3 |
Осень, грибы | 4 | |
Одежда, головные уборы | 5 | |
Обувь | 6 | |
Продукты питания | 7 | |
ноябрь | Посуда | 8 |
Домашние животные | 9 | |
Дикие животные наших лесов | 10 | |
Домашние птицы | 11 | |
декабрь | Наш город, улица | 12 |
Мебель, бытовые электроприборы | 13 | |
Транспорт, спецмашины | 14 | |
Рыбы | 15 | |
Новый год | 16 | |
январь | Зима | 17 |
Зимние забавы | 18 | |
Зимующие птицы | 19 | |
февраль | Человек, части тела и лица | 20 |
Семья | 21 | |
День защитника Отечества | 22 | |
Профессии, инструменты | 23 | |
март | 8-е Марта, женские профессии | 24 |
Животные холодных стран | 25 | |
Животные жарких стран | 26 | |
Перелетные птицы | 27 | |
Весна | 28 | |
4 | ||
апрель | Школа, школьные принадлежности | 29 |
День космонавтики | 30 | |
Деревья, кустарники | 31 | |
Насекомые | 32 | |
май | День Победы | 33 |
Цветы | 34 | |
Ягоды | 35 | |
Лето | 36 |
Методические рекомендации к проведению игр
В играх с детьми создается ситуация, которая стимулирует поисковую активность в сфере словообразования. При организации речевых игр можно руководствоваться такими рекомендациями:
- игры не должны быть длительными по времени: 5 - 10 - 15 минут;
- они проводятся в неторопливом темпе, чтобы ребенок имел возможность понять задание, осознанно исправить возможную ошибку, а взрослый – помочь ему в этом;
- игра должна быть живой, интересной, заманчивой для ребенка, поэтому в ней должен присутствовать элемент соревнования, награды за правильный ответ;
- игра может быть частью занятия или проводиться в один из режимных моментов;
- в игре необходимо добиваться активного речевого участия всех детей, при этом по возможности использовать и двигательную активность;
- в игре следует развивать у детей навыки контроля за чужой и за своей речью и стремление правильно и достаточно быстро выполнять речевое задание;
- интерес к игре поддерживается наглядным материалом;
- в процессе игры взрослый принимает непосредственное участие, вносит поправки в речь детей, поощряет детей.
Начинают работу по словотворчеству с существительных. Самый простой вид словообразования - образование их множественного числа: игра «Один – много», усложняя в дальнейшем образованием родительного падежа множественного числа (мост – мосты – мостов). В работе с детьми по словообразованию большое место уделяется согласованию числительных с существительными. Продолжая работу с существительными, образовывают их при помощи уменьшительных суффиксов, для этого можно использовать игру «Назови ласково» (гриб – грибочек).
5
В теме «Прилагательные» дети допускают ошибки при образовании относительных и притяжательных прилагательных. Для исправления аграмматизмов проводят игру «Скажи, какой?» (сумка из кожи какая? – кожанная); игру «Чье это?» (чей это хвост? чья это голова?). Учат ребенка сознательно использовать в активной речи местоимения «мой – моя»,
«моё» в сочетании с существительными мужского и женского рода;
В своей речи дети допускают ошибки в изменении глаголов. Для этого их нужно научить различать глаголы настоящего и прошедшего времени в игре «Что мы делаем? Что мы сделали?».
Кроме того, что эти игры способствуют формированию грамматически правильной речи, они способствуют успешному обучению детей в школе, так как дети допускают меньше ошибок при образовании или изменении слов при помощи приставок, суффиксов, окончаний слов.
ПРАКТИЧЕСКИЕ РАЗРАБОТКИ КАРТОЧЕК ИГР ПО ФОРМИРОВАНИЮ ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ
КАРТОЧКА №1 Тема: «ДЕТСКИЙ САД» СЛОВА: д/с, вос-ль, занятие, зарядка, игра, группа, игрушки..
(стул – стульев; карандаш - карандашей)
(одна игра, две игры, 3…, 4…, пять игр)
тельно -ласкательным суффиксом (мяч – мячик)
(мой – д/с, моя – группа)
6 |
КАРТОЧКА №2 Тема: «ОВОЩИ» СЛОВА: лук, огурец, помидор, капуста, баклажан, картофель…
(помидор-помидоров)
(один огурец, два огурца, 3…, 4…, пять огурцов)
тельно -ласкательным суффиксом (лук - лучок)
(мой – огурец, моя – тыква)
чистят, режут, солят, жарят…)
КАРТОЧКА № 3 Тема: «ФРУКТЫ»
СЛОВА: яблоко, слива, груша, персик, абрикос, гранат. 1. Игра «Один - много» - образование сущ-х множ. числа Р.п.(яблоко - яблок, слива - слив) 2. Игра «Посчитай» - согласование числительных с сущ-ми (одна груша, две груши, 3…, 4…, пять груш) 3. Игра «Назови ласково» -образование сущ-х с уменьши – тельно -ласкательным суффиксом (яблоко - яблочко) 4. Игра «Скажи какой, какая, какое?» -подбор прилагательных к сущ-м (персик - сладкий, круглый, шершавый…) 5. Игра «Скажи какой, какая, какое?» - образование относительных прилагательных (сок из сливы- сливовый, варенье…) 6. Игра «Мой, моя, моё» - подбор сущ-х к местоимениям(мой- гранат, моя - груша, моё - яблоко) 7. Игра «Что делают?» - подбор глаголов к сущ-м (яблоко- срывают, моют, кушают…) 7 |
КАРТОЧКА №4 Тема: «ОСЕНЬ»
СЛОВА: осень, листопад, дождь, туман, туча, ветер...
(лист - листьев, дождь - дождей)
(одна капля, две капли, 3…, 4…, пять капель)
тельно -ласкательным суффиксом (туча - тучка)
5. Игра «Скажи какой, какая, какое?» -образование относительных прилагательных ( если днём дождь-день дождливый)
(мой – лист, моя – туча)
|
6
КАРТОЧКА №5
Тема: «ОДЕЖДА»
СЛОВА: пальто, куртка, кофта, жилет, рубашка, юбка, платье.
- Игра «Один - много» - образование сущ-х множ. числа Р.п.
(рубашка - рубашек, брюки - брюк…)
- Игра «Посчитай» - согласование числительных с сущ-ми
(одна куртка, две куртки, 3…, 4…, пять курток)
- Игра «Назови ласково» -образование сущ-х с уменьши –
тельно -ласкательным суффиксом (кофта - кофточка)
- Игра «Скажи какой, какая, какое?» - подбор прилагательных
к сущ-м (платье - нарядное, новое, длинное, любимое,…)
- Игра «Скажи какой, какая, какое?» -образование относитель-
ных прилагательных (шуба из меха - меховая)
- Игра «Мой, моя, моё» - подбор сущ-х к местоимениям
(мой - плащ, моя - юбка, моё - пальто)
- Игра «Что делают?» - подбор глаголов к сущ-м(майку-
стирают, гладят, сушат, покупают, шьют…)
8
КАРТОЧКА №6
Тема: «ОБУВЬ»
СЛОВА: туфли, сапоги, босоножки, ботинки, тапки.
- Игра «Один-много» - образование сущ-х множ. числа Р.п.
(ботинок - ботинок, туфли - туфель)
- Игра «Посчитай» - согласование числительных с сущ-ми
(один сапог, два сапога, 3…, 4…, пять сапог)
- Игра «Назови ласково» -образование сущ-х с уменьши –
тельно -ласкательным суффиксом (тапки - тапочки)
- Игра «Скажи какой, какая, какое?» - подбор прилагательных
к сущ-м (ботинок - новый, грязный, детский, чёрный…)
- Игра «Скажи какой, какая, какое?» -образование относитель-
ных прилагательных (туфли из кожи - кожаные)
- Игра «Мой, моя, моё» - подбор сущ-х к местоимениям
(мой – ботинок, моя - босоножка)
7 Игра «Что делают?» - подбор глаголов к сущ-м (туфли–
покупают, чистят, сушат, дарят,…)
КАРТОЧКА № 7
Тема: «ПРОДУКТЫ»
СЛОВА: хлеб, колбаса, рыба, молоко, яйца, сахар и т.д.
1 Игра «Один-много» - образование сущ-х множ. числа Р.п.
(пирожок - пирожков, рыба - рыбы)
2 Игра «Посчитай» - согласование числительных с сущ-ми
(одно яйцо, два яйца, 3…, 4…, пять яиц)
3 Игра «Назови ласково» - образование сущ-х с уменьши –
тельно -ласкательным суффиксом (булка - булочка)
4 Игра «Скажи какой, какая, какое?» - подбор прилагательных
к сущ-м (хлеб - белый, круглый, вкусный свежий,…)
5 Игра «Скажи какой, какая, какое?» -образование относитель-
ных прилагательных (каши из молока-молочная)
6 Игра «Мой, моя, моё» - подбор сущ-х к местоимениям
(мой – мёд, моя – конфета, моё - мясо)
7 Игра «Что делают?» - подбор глаголов к сущ-м (рыба –
ловят, чистят, варят, жарят, солят, маринуют,…)
9
КАРТОЧКА №8
Тема: «ПОСУДА»
СЛОВА: ложка, стакан, тарелка, нож, кастрюля и т.д.
- Игра «Один-много» - образование сущ-х множ. числа Р.п.
(ложка - ложек, нож - ножей)
- Игра «Посчитай» - согласование числительных с сущ-ми
(одна тарелка, две тарелки, 3…, 4…, пять тарелок)
- Игра «Назови ласково» -образование сущ-х с уменьши –
тельно -ласкательным суффиксом (стакан - стаканчик)
- Игра «Скажи какой, какая, какое?» - подбор прилагательных
к сущ-м (сковорода - железная, круглая, тяжёлая, новая…)
- Игра «Скажи какой, какая, какое?» - образование относитель-
ных прилагательных (кувшин из глины - глиняный)
- Игра «Мой, моя, моё» - подбор сущ-х к местоимениям
(мой – нож, моя – чашка, моё - блюдо)
- Игра «Что делают?» - подбор глаголов к сущ-м (вилка – моют, покупают, накалывают, сушат,…)
КАРТОЧКА № 9
Тема: «ДОМАШНИЕ ЖИВОТНЫЕ»
СЛОВА: кошка, собака, корова, конь, коза, свинья, овца.
- Игра «Один-много» - образование сущ-х множ. числа Р.п.
(кошка - кошек)
- Игра «Посчитай» - согласование числительных с сущ-ми
(одна собака, две собаки, 3…, 4…, пять собак)
- Игра «Назови ласково» -образование сущ-х с уменьши –
тельно -ласкательным суффиксом (лошадь - лошадка)
- Игра «Скажи какой, какая, какое?» - образование относитель-
ных прилагательных (молоко у коровы - коровье; мех..; рога...)
- Игра «Мой, моя, моё» - подбор сущ-х к местоимениям
(мой – баран, моя –свинья)
- Игра «Что делает?» - подбор глаголов к сущ-м (собака–лает,
охраняет, кусает, бегает, спит,…)
10
КАРТОЧКА № 10
Тема: «ДИКИЕ ЖИВОТНЫЕ НАШИХ ЛЕСОВ»
СЛОВА: волк, заяц, медведь, лиса, белка, ёж, барсук, олень.
- Игра «Один - много» - образование сущ-х множ. числа Р.п.
(тигр - тигров, рысь - рысей)
- Игра «Посчитай» - согласование числительных с сущ-ми
(одна лиса, две лисы, 3…, 4…, пять лисиц)
- Игра «Назови ласково» - образование сущ-х с уменьши –
тельно - ласкательным суффиксом (заяц - зайчик)
- Игра «Скажи какой, какая?» - подбор прилагательных
к сущ-м (волк – серый, быстрый, хищный,…)
- Игра «Скажи какой, какая?» - образование относитель-
ных прилагательных (хвост у белки - беличий)
- Игра «Мой, моя » - подбор сущ-х к местоимениям
(мой – енот, олень; моя – медведица)
- Игра «Что делает?» - подбор глаголов к сущ-м (медведь –
охотится, плавает, стоит, идёт,..)
КАРТОЧКА № 11
Тема: «ДОМАШНИЕ ПТИЦЫ»
СЛОВА: курица, утка, индюк, гусь, цыплёнок, утёнок...
- Игра «Один - много» - образование сущ-х множ. числа Р.п.
(утка - уток, гусь - гусей)
- Игра «Посчитай» - согласование числительных с сущ-ми
(одна курица, две курицы, 3…, 4…, пять куриц)
- Игра «Назови ласково» -образование сущ-х с уменьши –
тельно -ласкательным суффиксом (утка - уточка)
- Игра «Скажи какой, какая, какое?» - подбор прилагательных
к сущ-м (петух - большой, красивый, голосистый, драчливый)
- Игра «Скажи какой, какая, какое?» - образование относитель-
ных прилагательных (голова у гуся - гусиная)
- Игра «Мой, моя, моё» - подбор сущ-х к местоимениям
(мой – селезень, моя – индейка)
- Игра «Что делает?» - подбор глаголов к сущ-м (курица –
несётся, бегает, клюёт, пьёт,…)
11
КАРТОЧКА № 12
Тема: «ГОРОД, УЛИЦА»
СЛОВА: светофор, переход, улица, парк, магазин, памятник.. .
- Игра «Один - много» - образование сущ-х множ. числа Р.п.
(улица - улиц, парк - парков)
- Игра «Посчитай» - согласование числительных с сущ-ми
(одна дорога, две дороги, 3…, 4…, пять дорог)
- Игра «Назови ласково» -образование сущ-х с уменьши –
тельно - ласкательным суффиксом (магазин - магазинчик)
- Игра «Скажи какой, какая, какое?» - образование относитель-
ных прилагательных (дорога из асфальта - асфальтированная)
- Игра «Мой, моя, моё» - подбор сущ-х к местоимениям
(мой – музей, моя – почта)
6. Игра «Что делают?» - подбор глаголов к сущ-м (улица-
подметают, асфальтируют, поливают, переходят…)
КАРТОЧКА № 13
Тема: «МЕБЕЛЬ»
СЛОВА: стол, стулья, кровать, диван, кресло, шкаф и т.д.
- Игра «Один - много» - образование сущ-х множ. числа Р.п.
(стул – стульев, кровать - кроватей)
- Игра «Посчитай» - согласование числительных с сущ-ми
(один диван, два дивана, 3…, 4…, пять диванов)
- Игра «Назови ласково» - образование сущ-х с уменьши –
тельно - ласкательным суффиксом (стул - стульчик)
- Игра «Скажи какой, какая, какое?» - подбор прилагательных
к сущ-м (кресло - мягкое, удобное, коричневое,…)
- Игра «Скажи какой, какая, какое?» - образование относитель-
ных прилагательных (стол из дерева - деревянный)
- Игра «Мой, моя, моё» - подбор сущ-х к местоимениям
(мой – шкаф, моя – кровать, моё - кресло)
- Игра «Что делают?» - подбор глаголов к сущ-м (стол –
покупают, ремонтируют, протирают, переставляют,…)
12
КАРТОЧКА № 14
Тема: «ТРАНСПОРТ»
СЛОВА: машина, поезд, корабль, самолёт, велосипед и т.д.
- Игра «Один - много» - образование сущ-х множ. числа Р.п.
(машина - машин, вертолёт - вертолётов)
- Игра «Посчитай» - согласование числительных с сущ-ми
(один трактор, два трактора, 3…, 4…, пять тракторов)
- Игра «Назови ласково» - образование сущ-х с уменьши –
тельно -ласкательным суффиксом (самолёт - самолётик)
- Игра «Скажи какой, какая, какое?» - подбор прилагательных
к сущ-м (такси - быстрое, скорое, удобное…)
- Игра «Мой, моя, моё» - подбор сущ-х к местоимениям
(мой – экскаватор, моя – «Скорая помощь»,моё - такси)
- Игра «Что делает?» - подбор глаголов к сущ-м (грузовик –
едет, перевозит, стоит, заправляют,…)
КАРТОЧКА № 15
Тема: «РЫБЫ»
СЛОВА: сом, окунь, дельфин, акула, кит, щука ,ёрш и т.д..
- Игра «Один - много» - образование сущ-х множ. числа Р.п.
(сом - сомов; дельфин - дельфинов)
- Игра «Посчитай» - согласование числительных с сущ-ми
(одна щука, две щуки, 3…, 4…, пять щук)
- Игра «Назови ласково» -образование сущ-х с уменьши –
тельно - ласкательным суффиксом (ёрш - ёршик)
- Игра «Скажи какой, какая, какое?» - подбор прилагательных
к сущ-м (сом - усатый, большой, серый,…)
- Игра «Скажи какой, какая, какое?» - образование относитель-
ных прилагательных (икра из осетра - осетровая)
- Игра «Мой, моя, моё» - подбор сущ-х к местоимениям
(мой – толстолобик, моя – сельдь)
- Игра «Что делает?» - подбор глаголов к сущ-м (кит– плавает,
ныряет, охотится, питается )
13
КАРТОЧКА № 16
Тема: «НОВЫЙ ГОД»
СЛОВА: ёлка, игрушки, подарки, Снегурочка, Дед Мороз...
- Игра «Один - много» - образование сущ-х множ. числа Р.п.
(костюм - костюмов)
- Игра «Посчитай» - согласование числительных с сущ-ми
(одна игра, две игры, 3…, 4…, пять игр)
- Игра «Назови ласково» -образование сущ-х с уменьши –
тельно - ласкательным суффиксом (ёлка - ёлочка)
- Игра «Скажи какой, какая, какое?» - подбор прилагательных
к сущ-м (Снегурочка: добрая, заботливая, весёлая…)
- Игра «Скажи какой, какая, какое?» -образование относитель-
ных прилагательных (игрушка из стекла - стеклянная)
- Игра «Мой, моя, моё» - подбор сущ-х к местоимениям
(мой – праздник, моя – мишура)
- Игра «Что делает?» - подбор глаголов к сущ-м (дети – играют,
бегают, веселятся, наряжаются…)
КАРТОЧКА № 17
Тема: «ЗИМА»
СЛОВА: снег, лёд, метель, мороз, снежинка, сосулька...
- Игра «Один-много» - образование сущ-х множ. числа Р.п.
(снег - снега, сосулька - сосулек)
- Игра «Посчитай» - согласование числительных с сущ-ми
(одна вьюга, две вьюги, 3…, 4…, пять вьюг)
- Игра «Назови ласково» - образование сущ-х с уменьши –
тельно - ласкательным суффиксом (лёд-ледок)
- Игра «Скажи какой, какая, какое?» - подбор прилагательных
к сущ-м (зима - снежная, холодная, морозная,…)
- Игра «Скажи какой, какая, какое?» - образование относитель-
ных прилагательных (сугроб из снега - снежный)
- Игра «Мой, моя, моё» - подбор сущ-х к местоимениям
(мой – мороз, моя – метель)
- Игра «Что делает?» - подбор глаголов к сущ-м (снег – метёт,
идёт, заносит, засыпает,…)
14
КАРТОЧКА № 18
Тема: «ЗИМНИЕ ЗАБАВЫ»
СЛОВА: санки, коньки, лыжи, снеговик, снежок, горка, …
- Игра «Один-много» - образование сущ-х множ. числа Р.п.
(санки - санок, лыжи-лыж)
- Игра «Посчитай» - согласование числительных с сущ-ми
(один снежок, два снежка, 3…, 4…, пять снежков)
- Игра «Назови ласково» - образование сущ-х с уменьши –
тельно -ласкательным суффиксом (гора- горка)
- Игра «Скажи какой, какая, какое?» - подбор прилагательных
к сущ-м (лёд- прозрачный, холодный, твёрдый,…)
- Игра «Кому что нужно?» - употребление В.п.существительных
(лыжнику нужны лыжи, хоккеисту -…, фигуристу-.., саночнику-..)
- Игра «Почему так назвали?» - словообразование:
хоккеист (играет в хоккей), конькобежец, лыжник, фигурист.
КАРТОЧКА № 19
Тема: «ЗИМУЮЩИЕ ПТИЦЫ»
СЛОВА: синица, воробей, голубь, сова, снегирь и т.д.
- Игра «Один - много» - образование сущ-х множ. числа Р.п.
(воробей - воробьёв, синица - синиц)
- Игра «Посчитай» - согласование числительных с сущ-ми
(один снегирь, два снегиря, 3…, 4…, пять снегирей)
- Игра «Назови ласково» - образование сущ-х с уменьши –
тельно -ласкательным суффиксом (синица-синичка)
- Игра «Скажи какой, какая, какое?» - подбор прилагательных
к сущ-м (сорока - крупная, шустрая, крикливая,…)
- Игра «Скажи какой, какая, какое?» - образование относитель-
ных прилагательных (клюв у вороны - вороний)
- Игра «Мой, моя, моё» - подбор сущ-х к местоимениям
(мой – дятел, моя – ворона)
- Игра «Что делает?» - подбор глаголов к сущ-м (воробей–
летает, клюёт, чирикает, купается, дерётся,…)
15
КАРТОЧКА № 20
Тема: «ЧЕЛОВЕК, ЧАСТИ ТЕЛА»
СЛОВА: голова, глаза, уши, рука, нога, спина, плечо, палец…
- Игра «Один - много» - образование сущ-х множ. числа Р.п.
(рука - рук, ухо - ушей)
- Игра «Посчитай» - согласование числительных с сущ-ми
(один палец, два пальца, 3…, 4…, пять пальцев)
- Игра «Назови ласково» -образование сущ-х с уменьши –
тельно -ласкательным суффиксом (нога-ножка)
- Игра «Скажи какой, какая, какое7» - подбор прилагательных
к сущ-м (нога - детская, маленькая, загорелая, ровная,…)
- Игра «Скажи какой, какая, какое?» -образование относитель-
ных прилагательных (глаз - глазной, рука - ручной)
- Игра «Мой, моя, моё» - подбор сущ-х к местоимениям
(мой – нос, моя – стопа, моё- лицо)
- Игра «Что делает?» - подбор глаголов к сущ-м (голова– моют.
расчесывают, подстригают, сушат, лечат,…)
КАРТОЧКА № 21
Тема: «СЕМЬЯ»
СЛОВА: бабушка, дедушка, мама, папа, сын, дочка, внук,
внучка, тётя, дядя.
- Игра «Один - много» - образование сущ-х множ. числа Р.п.
(бабушка – бабушек, дедушка - дедушек …)
2 Игра «Посчитай» - согласование числительных с сущ-ми
(одна сестра, две сестры, 3…, 4…, пять сестёр)
3 Игра «Назови ласково» -образование сущ-х с уменьши –
тельно - ласкательным суффиксом (мама - мамочка)
4 Игра «Скажи какой, какая?» - подбор прилагательных
к сущ-м (папа - сильный, трудолюбивый, серьёзный, строгий)
5 Игра «Скажи, чьё это?»-образование притяжательных
прилагательных (носок, рубашка, платье, лицо, вещи)
6 Игра «Мой, моя » - подбор сущ-х к местоимениям(мой - папа,
моя -тётя)
- Игра «Что делает?» - подбор глаголов к сущ-м (мама –
готовит .стирает,убирает, отдыхает, шьёт, вяжет ,читает…)
16
КАРТОЧКА № 22
Тема: «НАША АРМИЯ»
СЛОВА: пограничник, танкист, автомат, ракета и т.д..
- Игра «Один - много» - образование сущ-х множ. числа Р.п.
(солдат - солдат, патрон - патронов)
- Игра «Посчитай» - согласование числительных с сущ-ми
(одна пушка, две пушки, 3…, 4…, пять пушек)
- Игра «Назови ласково» - образование сущ-х с уменьши –
тельно -ласкательным суффиксом (корабль-кораблик)
- Игра «Скажи какой, какая, какое?» - подбор прилагательных
к сущ-м (защитник - смелый, сильный, отважный,…)
- Игра «Скажи какой, какая, какое?» - образование относитель-
ных прилагательных (танк из железа - железный)
- Игра «Мой, моя, моё» - подбор сущ-х к местоимениям
(мой – пограничник, моя – пушка)
- Игра «Что делает?» - подбор глаголов к сущ-м (солдаты –
стреляют, бегают, защищают, охраняют,…)
КАРТОЧКА № 23
Тема: «ПРОФЕССИИ»
СЛОВА: учитель, строитель, продавец, водитель и т.д.
- Игра «Один - много» - образование сущ-х множ. числа Р.п.
(учитель - учителя;…)
- Игра «Посчитай» - согласование числительных с сущ-ми
(один лётчик, два лётчика, 3…, 4…,лётчиков)
- Игра «Скажи какой, какая, какое?» - подбор прилагательных
к сущ-м (воспитательница: добрая, заботливая,…)
- Игра «Скажи какой, какая, какое?» - образование относитель-
ных прилагательных (класс в школе - школьный;…)
- Игра «Мой, моя, моё» - подбор сущ-х к местоимениям
(мой – д/с, моя – воспитательница)
- Игра «Что делает?» - подбор глаголов к сущ-м (спортсмены – играют,
бегают, занимаются,…)
7 Игра «Кому что нужно для работы?» (портному – игла, и т.д.)
17
КАРТОЧКА № 24
Тема: «8 МАРТА»
СЛОВА: бабушка, мама, дочка, сестра, тётя, праздник,
букет, открытка
- Игра «Один-много» - образование сущ-х множ. числа Р.п.
(бабушка – бабушек, букет - букетов)
2. Игра «Посчитай» - согласование числительных с сущ-ми
(одна сестра, две сестры, 3…, 4…, пять сестёр)
3. Игра «Назови ласково» - образование сущ-х с уменьши –
тельно - ласкательным суффиксом (подарок - подарочек)
4. Игра «Скажи какой, какая?» - подбор прилагательных
к сущ-м (мама -добрая, ласковая, нежная, родная, любимая)
5. Игра «Мой, моя » - подбор сущ-х к местоимениям
(мой –праздник, букет; моя – тётя, открытка, салфетка)
6. Игра «Что делает?» - подбор глаголов к сущ-м (бабушка –
готовит, стирает, убирает, отдыхает, шьёт, вяжет, читает…)
КАРТОЧКА № 25
Тема: «ДИКИЕ ЖИВОТНЫЕ СЕВЕРА»
СЛОВА: белый медведь, северный олень, тюлень, морж…
- Игра «Один - много» - образование сущ-х множ. числа Р.п.
(медведь - медведей)
- Игра «Посчитай» - согласование числительных с сущ-ми
(один олень, два оленя, 3…, 4…, пять оленей)
- Игра «Назови детёнышей» (у медведицы – медвежонок,…)
- Игра «Скажи какой, какая?» - подбор прилагательных
к сущ-м (медведь - огромный, белый, неповоротливый,…)
- Игра «Скажи какой, какая?» - образование относитель-
ных прилагательных (голова у оленя - оленья)
- Игра «Мой, моя» - подбор сущ-х к местоимениям
(мой – морж, моя – медведица)
- Игра «Что делает?» - подбор глаголов к сущ-м (тюлень –
ныряет, плавает,…)
18
КАРТОЧКА № 26
Тема: «ДИКИЕ ЖИВОТНЫЕ ЖАРКИХ СТРАН»
СЛОВА: слон, бегемот, зебра, жираф, крокодил, кенгуру.
1. Игра «Один - много» - образование сущ-х множ. числа Р.п.
(тигр - тигров, лев - львов)
- Игра «Посчитай» - согласование числительных с сущ-ми
(один слон, два слона, 3…, 4…, пять слонов)
- Игра «Скажи какой, какая?» - подбор прилагательных
к сущ-м (бегемот - огромный, серый, неповоротливый,…)
- Игра «Скажи какой, какая?» - образование относитель-
ных прилагательных (голова у тигра - тигриная)
- Игра «Мой, моя» - подбор сущ-х к местоимениям
(мой – лев, жираф; моя – львица, антилопа)
- Игра «Что делает?» - подбор глаголов к сущ-м (крокодил–
ныряет, плавает, стоит, идёт, нападает,…)
КАРТОЧКА № 27
Тема: «ПЕРЕЛЁТНЫЕ ПТИЦЫ»
СЛОВА: журавль, ласточка, грач, скворец и т.д.
- Игра «Один - много» - образование сущ-х множ. числа Р.п.
(грач - грачей, гусь -гусей )
2. Игра «Посчитай» - согласование числительных с сущ-ми
(один журавль, два журавля, 3…, 4…, пять журавлей)
3. Игра «Назови ласково» - образование сущ-х с уменьши –
тельно -ласкательным суффиксом (утка - уточка)
4 Игра «Скажи какой, какая, какое?» - подбор прилагательных
к сущ-м (цапля -крупная, длинноногая ,крикливая,…)
- Игра «Скажи какой, какая, какое?» - образование относитель-
ных прилагательных (клюв у лебедя – лебединый )
- Игра «Мой, моя, моё» - подбор сущ-х к местоимениям
(мой – соловей, моя – кукушка)
- Игра «Что делает?» - подбор глаголов к сущ-м (гусь– летает, клюёт)
19
КАРТОЧКА № 28
Тема: «ВЕСНА»
СЛОВА: ледоход, капель, оттепель, проталина, почки и т.д.
- Игра «Один - много» - образование сущ-х множ. числа Р.п.
(почка - почек)
- Игра «Посчитай» - согласование числительных с сущ-ми
(одна фиалка, две фиалки, 3…, 4…, пять фиалок)
- Игра «Назови ласково» - образование сущ-х с уменьши –
тельно - ласкательным суффиксом (солнце-солнышко)
- Игра «Скажи какой, какая, какое?» - подбор прилагательных
к сущ-м (весна - тёплая, ранняя, дождливая,…)
- Игра «Скажи какой, какая, какое?» -образование относитель-
ных прилагательных (день весной - весенний)
- Игра «Мой, моя, моё» - подбор сущ-х к местоимениям
(мой – ледоход, моя – проталина, моё - солнце)
- Игра «Что делают?» - подбор глаголов к сущ-м (весной –
сажают, поливают, обрезают (сухие ветки),…)
КАРТОЧКА № 29
Тема: «ШКОЛЬНЫЕ ПРИНАДЛЕЖНОСТИ»
СЛОВА: портфель, ручка, учебник, пенал, тетрадь и т.д.
- Игра «Один - много» - образование сущ-х множ. числа Р.п.
(учебник - учебников; карандаш - карандашей)
- Игра «Посчитай» - согласование числительных с сущ-ми
(одна тетрадь, две тетради, 3…, 4…, пять тетрадей)
- Игра «Назови ласково» -образование сущ-х с уменьши –
тельно - ласкательным суффиксом (стёрка - стёрочка)
- Игра «Скажи какой, какая, какое?» - подбор прилагательных
к сущ-м (учительница: добрая, заботливая,…)
- Игра «Скажи какой, какая, какое? - образование относитель-
ных прилагательных (двор в школе - школьный)
- Игра «Мой, моя, моё» - подбор сущ-х к местоимениям
(мой – класс, моя –ручка)
7 Игра «Что делает?» - подбор глаголов к сущ-м (ученик–
учится, читает, считает, пишет, сидит,…)
20
КАРТОЧКА № 30
Тема: «КОСМОС»
СЛОВА: космонавт, ракета, звёзды, луна и т.д.
- Игра «Один - много» - образование сущ-х множ. числа Р.п.
(космонавт - космонавтов; звезда - звёзд)
- Игра «Посчитай» - согласование числительных с сущ-ми
одна ракета, две ракеты, 3…, 4…, пять ракет)
- Игра «Назови ласково» - образование сущ-х с уменьши –
тельно -ласкательным суффиксом (звезда-звёздочка)
- Игра «Скажи какой, какая, какое?» - подбор прилагательных
к сущ-м (ракета - большая, быстрая, длинная,…)
- Игра «Мой, моя, моё» - подбор сущ-х к местоимениям
(мой – месяц, моя –луна, моё - небо)
- Игра «Что делает?» - подбор глаголов к сущ-м (ракета –
взлетает, стартует, летит, пристыковывается,…)
КАРТОЧКА № 31
Тема: «ДЕРЕВЬЯ, КУСТАРНИКИ»
СЛОВА: берёза, сосна, яблоня, крыжовник, сирень и т.д.
- Игра «Один - много» - образование сущ-х множ. числа Р.п.
(берёза - берёз, смородина - смородины))
- Игра «Посчитай» - согласование числительных с сущ-ми
(одна ель, две ели, 3…, 4…, пять елей)
- Игра «Назови ласково» - образование сущ-х с уменьши –
тельно - ласкательным суффиксом (орех-орешек)
- Игра «Скажи какой, какая, какое?» - подбор прилагательных
к сущ-м (дуб - большой, могучий, раскидистый,…)
- Игра «Скажи какой, какая, какое?» - образование относитель-
ных прилагательных (ветка клёна - кленовая)
- Игра «Что делают?» - подбор глаголов к сущ-м (самшит–
сажают, поливают, подстригают,…)
21
КАРТОЧКА №32
Тема: «НАСЕКОМЫЕ»
СЛОВА: бабочка, кузнечик, комар, муха, пчела, жук и т.д.
- Игра «Один - много» - образование сущ-х множ. числа Р.п.
(жук - жуков, комар - комаров)
- Игра «Посчитай» - согласование числительных с сущ-ми
(одна пчела, две пчелы, 3…, 4…, пять пчёл)
- Игра «Назови ласково» - образование сущ-х с уменьши –
тельно -ласкательным суффиксом (жук- жучок)
- Игра «Скажи какой, какая, какое?» - подбор прилагательных
к сущ-м (муравей - маленький, коричневый, трудолюбивый,…)
- Игра «Скажи какой, какая, какое?» - образование притяжа-
льных прилагательных (нос у комара - комариный)
- Игра «Мой, моя, моё» - подбор сущ-х к местоимениям
(мой – жук, моя – бабочка)
- Игра «Что делает?» - подбор глаголов к сущ-м (пчела-
летает, жужжит, перелетает, прячется,…)
КАРТОЧКА № 33
Тема: «ДЕНЬ ПОБЕДЫ»
СЛОВА: защитник, ветеран, боец, герой, война и т.д..
- Игра «Один - много» - образование сущ-х множ. числа Р.п.
(солдат - солдат, патрон - патронов)
- Игра «Посчитай» - согласование числительных с сущ-ми
(одна пушка, две пушки, 3…, 4…, пять пушек)
- Игра «Скажи какой, какая, какое?» - подбор прилагательных
к сущ-м (зашитник - смелый, сильный, отважный,…)
- Игра «Скажи наоборот»-подбор антонимов(смелый - трусливый,
защитник -…,герой -…,победа -…,наступают -…)
- Игра «Мой, моя, моё» - подбор сущ-х к местоимениям
(мой – защитник, моя –пушка)
- Игра «Что делает?» - подбор глаголов к сущ-м (солдаты–
стреляют, бегают, защищают, охраняют,…)
- Игра «Родственные слова»: герой - героический, геройский…,
защита - защитник, защищать, защищённый..
22
КАРТОЧКА № 34
Тема: «ЦВЕТЫ»
СЛОВА: роза, ромашка, василёк, фиалка, тюльпан и т.д.
- Игра «Один - много» - образование сущ-х множ. числа Р.п.
(ромашка - ромашек, мак - маков)
- Игра «Посчитай» - согласование числительных с сущ-ми
(одна роза, две розы, 3…, 4…, пять роз)
- Игра «Назови ласково» -образование сущ-х с уменьши –
тельно -ласкательным суффиксом (тюльпан - тюльпанчик)
- Игра «Скажи какой, какая, какое? - подбор прилагательных
к сущ-м (роза - белая, душистая, нежная, красивая, колючая,…)
- Игра «Скажи какой, какая, какое?» - образование относитель-
ных прилагательных ( поле с ромашками - ромашковое)
- Игра «Что делает?» - подбор глаголов к сущ-м (тюльпан –
сажают, поливают, срезают…)
КАРТОЧКА № 35
Тема: «ЯГОДЫ»
СЛОВА: смородина, крыжовник, малина, клубника и т.д.
- Игра «Один - много» - образование сущ-х множ. числа Р.п.
(малина - малины)
- Игра «Посчитай» - согласование числительных с сущ-ми
(одна ягода, две ягоды, 3…, 4…, пять ягод)
- Игра «Назови ласково» -образование сущ-х с уменьши –
тельно -ласкательным суффиксом (малина-малинка)
- Игра «Скажи какой, какая, какое?» - подбор прилагательных
к сущ-м (ежевика - круглая, чёрная, вкусная, полезная,…)
- Игра «Скажи какой, какая, какое?» - образование относитель-
ных прилагательных (варенье из клубники - клубничное)
- Игра «Мой, моя, моё» - подбор сущ-х к местоимениям
(мой – крыжовник, моя – калина)
- Игра «Что делают?» - подбор глаголов к сущ-м (смородина –
сажают, поливают, собирают, закатывают,…)
23
КАРТОЧКА № 36
Тема: «ЛЕТО»
СЛОВА: солнце, жарко, цветы, море, трава, фрукты, ягоды и т.д.
- Игра «Один - много» - образование сущ-х множ. числа Р.п.
(солнце - солнца, дождь - дождей)
- Игра «Посчитай» - согласование числительных с сущ-ми
(одна ягода, две ягоды, 3…, 4…, пять ягод)
- Игра «Назови ласково» -образование сущ-х с уменьши –
тельно - ласкательным суффиксом (солнце-солнышко)
- Игра «Скажи какой, какая, какое?» - подбор прилагательных
к сущ-м (лето- жаркое, знойное, весёлое,…)
- Игра «Скажи какой, какая, какое?» -образование относитель-
ных прилагательных (день летом - летний)
- Игра «Мой, моя, моё» - подбор сущ-х к местоимениям
(мой –дождик, моя –травка, моё - солнце)
- Игра «Что делают?» - подбор глаголов к сущ-м (летом – загорают…)
24
Список литературы
1. Агранович З.Е. Сборник домашних заданий в помощь логопедам и
родителям для преодоления лексико-грамматического недоразвития речи у
дошкольников с ОНР. - С-Пб.:ДЕТСТВО-ПРЕСС,2010г., с.128
2. Бородич А.М. Методика развития речи.- М.:Просвещение, 1995г., с.130-149
3. Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников: (Дети с общим
недоразвитием речи). - М.:Просвещение, 1995г.,с.65-80
4. Жукова Н. С., Мастюкова Е.М., . Филичева Т.Б. Преодоление общего
недоразвития речи у дошкольников. - Екатеринбург: Издательство ЛИТУР,
2000г., с.171-263
5. Парамонова Л.Г.Говори и пиши правильно.-С-Пб.:ДЕЛЬТА,1996г.,с.246-278
6. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В.. Программа логопедической работы по
преодолению ОНР III уровня у детей. - М.:Просвещение, 2001г., с.101-106
25
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Основные направления коррекционной-развивающей работы по формированию импрессивной речи в логопедической группе для детей с тяжелыми нарушениями речи.
Импрессивная (от лат. imprtssio - впечатление), или пассивная. речь - восприятие, понимание речи, анализ и синтез разнообразных комбинаций звуков речи или письменных знаков.Устная импрессивная речь (ч...
Доклад на тему: "Взаимодействие детского сада и семьи, в развитии речи детей подготовительной группы (из опыта работы)"
Взаимодействие детского сада и семьи, в развитии речи детей подготовительной группы (из опыта работы)....
Семинар-практикум для воспитателей «Формирование интонационной выразительности речи» дошкольников старшего возраста (из опыта работы подготовительной группы)
Цель:1. Повышение компетентности воспитателей в вопросах речевого развития ребёнка.2. Оказание помощи педагогам в овладении практическими способами по формированию интонационной выразительности речи у...
Организация работы с детьми с ОВЗ в логопедической группе (из опыта работы)
В статье представлена организация коррекционной работы с детьми с ОВЗ, имеющими нарушения речи. Прослеживается взаимосвязь в работе всех специалистов, соприкасающихся с детьми....
Выступление на педагогическом совете "Логоритмика как эффективное средство развития речи детей средней группы" (из опыта работы)
В последнее время проблема развития речи детей дошкольного возраста становится особенно значимой. Речь – это сложнейший процесс, требующий скоординированной работы дыхания, ротовой полости, нерв...
Дидактические игры на формирование грамматического строя речи. (подготовительная логопедическая группа) по лексической теме: «Новый год»
Дидактические игрына формированиеграмматического строя речи. (подготовительная логопедическая группа) по лексической теме: «Новый год»...
Конспект логопедического занятия в подготовительной группе по развитию связной речи с использованием ИКТ (из опыта работы)
Пересказ рассказа по предметным картинкам «Осень в лесу»....