Конспект открытого занятия в старшей группе детей с ЗПР. Тема: «Осень»
план-конспект занятия по коррекционной педагогике (старшая группа) на тему

 Занятие составлено с учетом особенностей детей с ЗПР. Оно способствует формированию у детей осознанного отношения к людям, самому себе, сверстникам, ближайшему окружению, всему окружающему миру.

Использование различных  приемов и методов способствует сохранению интереса на занятии, позволяет удерживать более длительное внимание у детей на протяжении всего занятия, делает его наиболее продуктивными.  Занятие построено с учетом принципа деятельностного подхода.

Задачи:

  1. Образовательные: расширить и систематизировать знания и представления об окружающем мире. Расширить, уточнять и активизировать словарь детей за счет новых слов существительных, глаголов, прилагательных; наречий; развивать умение составлять небольшие описательные рассказы на заданную тему, опираясь на схемы; разучить с детьми стихи, пословицы, загадки пальчиковые и логоритмические игры. Учить детей снятию психофизического напряжения через релаксационные упражнения.
  2. Коррекционные: развивать и корригировать психические процессы: восприятие, внимание, мышление, память; процессы синтеза и анализа; укреплять мелкую и общую моторику; развивать чувство ритма; формировать эмоциональную сферу.
  3. Воспитывать наблюдательность и активность на занятии; формировать нравственные ценности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya_2017.docx18.83 КБ

Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ

«ШКОЛА № 933»

Конспект открытого  занятия

 в старшей группе детей с ЗПР.

Тема: «Осень»

Составила и провела

Учитель – дефектолог

Майборода Е.А.

Москва, 2017г

Цель:

Систематизировать знание детей об осени и осенних явлениях.

Задачи:

Расширять и активизировать словарь по теме « Осень».

Задачи речевого развития:
Закрепить умение образовывать прилагательные от существительных (береза- березовый, рябина - рябиновый); закрепить умение образовывать существительные с уменьшительно-ласкательным значением (Дождь-дождик, лист-листик); закрепить умение образовывать сложные слова.

Совершенствовать грамматический строй речи.

Продолжать учить согласовывать движения с речью.

Развивать мелкую моторику пальцев рук через пальчиковую гимнастику.

Развивать речевое дыхание

Развивать пространственные представления.

Развивать внимание, память.

Воспитывать положительное отношение к занятию, самостоятельность, контроль над собственной речью.

 Воспитательные задачи: 1.  Активизация внимания. 2.  Совершенствование навыков коллективной  и индивидуальной работы. 3.  Воспитание личностных качеств ребенка: активности, самостоятельности, доброжелательности.

Оборудование:

Кукла «Осень», мультимедийная установка, мяч, картинки с листьями,  листы белой бумаги, набор листьев на каждого ребенка, картинки с изображением деревьев,карандаши.

 Ход  занятия:

Орг. момент

Дети входят в игровую зону, на ковре лежат листья.

— Ребята, посмотрите вокруг, что вы видите?

(ответы детей).

— Какого цвета листья?

(ответы детей).

— Как сказать про листья разного цвета?

(ответы детей).

(Да, листья разных цветов, они разноцветные).

— Какие у нас листья?

(ответы детей).

 Введение в тему

-А сейчас внимательно послушайте стихотворение.

Если на деревьях
листья пожелтели,
Если в край далекий
птицы улетели,
Если небо хмурое,
если дождик льется,
Это время года
_________  зовется.
(М. Ходякова)

 — О каком времени года это стихотворение?

( об осени).

 Дыхательная гимнастика (вдох через нос, выдох через рот, дети вдыхают аромат осенних листьев).

-Ребята, осенние листья очень приятно пахнут.

-Давайте подышим ароматом осеннего леса!

Введение в тему

(Звучит музыка осеннего леса).

— Какое настроение вызывает эта музыка? Почему?

(Ответы детей).

-Какие еще приметы осени вы знаете?

(Моросит дождь, дует ветер, листья опадают, птицы собираются улетать на юг, дети надели теплые курточки и сапожки).

— А какие вы знаете осенние месяцы?

(ответы детей).

— Ребята, давайте соберем букет из осенних листьев.

       Пальчиковый  игротренинг «Облако».

Беленькое облако  (округленные руки перед собой, пальцы в замок)              Поднялось над крышей.  (не расцепляя рук, поднять их над головой)                Устремилось облако  (выпрямить руки)                                                                  Выше, выше, выше.  (потянуться руками в верх)                                                  Ветер это облако  (плавные покачивания руками над головой из стороны в сторону)                                                            

Зацепил за кручу  (сцепить руки кончиками пальцев над головой)                      Превратилось облако                                                                                                 В дождевую тучу  (руками описать через стороны вниз большой круг и опустить присесть).
     

 Образование уменьшительно-ласкательных форм существительных

К нам в гости пришел гномик из сказочной страны Гномии. Он сообщает, что к ним тоже пришла осень. У них в стране все маленькое-маленькое и поэтому все зовется ласково. На экране появляются картинки, дети образовывают слова с уменьшительно-ласкательным значением. 

Игра «Друзья Осени» Цель: Упражнять в образовании существительных с уменьшительно- ласкательным значением., Развитие логического мышления.

Дождь-дождик, лист-листик

Ветка-веточка, трава-травка и т.д.

 Игра «Подбери признак»

Воспитатель:

— Ребята, вы сказали, что осенью часто дует ветер. Вот и сегодня он дует с самого утра, встретила я его по дороге в детский сад, и он мне подарил волшебный мяч.

Мяч осенний и волшебный,

Будет в руки к вам скакать

И вопросы задавать.

— Кому я брошу мяч ,тот  отвечает на вопрос и возвращает мне мяч.

-Какие листья осенью?

-Какие деревья?

-Какая трава?

-Какой дождь? и т.д.

 Физ.минутка

Физминутка «Дождик» Цель: Развитие общей моторики, чувства ритма.

Капля раз (прыжок на носочках, руки на поясе)

Капля два (прыжок)

Очень медленно сперва (4 прыжка)

А потом, потом, потом

Все бегом, бегом, бегом (8 прыжков)

Мы зонты свои раскрыли (руки в стороны)

От дождя себя укрыли (руки полукругом над головой).

 Образование притяжательных прилагательных. Игра «С чьей ветки детки».

Лист с рябины – рябиновый,

Лист с дуба – дубовый.

Лист с осины – осиновый .

Лист с березы – березовый,

(дети подбирают листья к нужному дереву).

 Игра на внимание.

Логопед показывает детям ряд листьев, дети их называют. Логопед просит детей закрыть глаза, убирает одну картинку, дети должны догадаться – какой картинки не стало.

 Развитие пространственных представлений. Выкладывание узора из осенних листьев на коврике.

        (Воспитатель предлагает детям выложить узор  из осенних листьев на листе бумаги так, как было на доске).

        — Какой лист в середине?

        — Какой лист слева?   — Какой лист справа?  (ответы детей).

 Релаксационная минутка.

— А теперь давайте отдохнем. Ложитесь на желтую, осеннюю полянку, закрывайте глазки, расслабьтесь. Звучит спокойная музыка.

Дети лежат на полянке, логопед читает стихотворение:

Осень наступила,

Высохли цветы,

И глядят уныло,

Голые кусты.

Вянет и желтеет

Травка на лугах,

Только зеленеет.

Озимь на полях.

Туча небо кроет.

Солнце не блестит,

Ветер в поле воет,

Дождик моросит.

Воды зашумели.

Быстрого ручья,

Птички улетели,

В теплые края.

Итог занятия.

— Занятие подошло к концу.

— Скажите, о каком времени года мы говорили на занятии?

 На прощанье мы тоже хотим подарить осени подарок – свои листочки.


Рисование по контуру шаблона листа клена с элементами штриховки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи детей в старшей группе, с использованием ИКТ. Тема: «Осень в Крыму».

Программное содержание.Образовательные задачи: Обобщить и систематизировать знания детей о дарах осени, познакомить детей с народными названиями сентября, с праздником «Осенины».Рассказать...

Конспект интегрированного занятия учителя-логопеда и музыкального руководителя для детей старшей группы компенсирующей направленности по теме «Осень»

Цель: Использование здоровьесберегающих технологий на занятии по закреплению знаний детей по теме «Осень» и формирование двигательных умений и навыков....

Конспект занятия в старшей группе компенсирующей направленности на тему: «Осенний этюд»

Цель: уточнить и активизировать словарь детей по теме «Осень», расширить представления детей о характерных признаках осени в живой и неживой природе....

Конспект по развитию речи в старшей группе (5-6) на тему "Осень"

Конспект непосредственной образовательной деятельностипо    развитию речи в старшей группе (5-6) на тему «Осень»  с использованием ИКТ- технологий Цели: - развитие...

Конспект непрерывно образовательной деятельности по физическому развитию в старшей группе общеразвивающей направленности на тему: «Осень» 2023 г.

Конспектнепрерывно образовательной деятельности по физическому развитиюв старшей группе общеразвивающей направленности на тему: «Осень»...