Методическая разработка НОД по развитию фонетико-фонематических представлений у детей старшего дошкольного возраста с ФФНР. Постановка звука «Р». Знакомство с Буквой «Р»
методическая разработка по логопедии (подготовительная группа)
Предварительный просмотр:
Методическая разработка НОД по развитию фонетико-фонематических представлений у детей старшего дошкольного возраста с ФФНР. Постановка звука «Р». Знакомство с Буквой «Р»
Образовательный процесс построен на Образовательной программе дошкольного образования ГБДОУ детский сад № 33 комбинированного вида Петродворцового района Санкт-Петербурга и Программе логопедической работы по преодолению фонетико-фонематического недоразвития речи у детей. Автор Т.Б.Филичева, Г.В.Чиркина, Т.В.Туманова, С.А.Миронова, А.В.Лагутина;- М.: «Просвещение»
Логопункт посещают 25 детей, из них 13 девочек и 12 мальчиков. После обследования специалистов у всех детей поставлен диагноз Фонетико-фонематическое нарушение речи, Фонетическое нарушение речи. Детей старшего возраста (5 лет) – 7, детей подготовительного возраста (6лет) – 18.
1группа здоровья – 2 ребенка, 2 группа здоровья – 20 детей, 3 группа здоровья – 3 ребенка. ФФНР – 23 ребенка, ФНР – 2 детей
Занятие рассчитано на 25 минут и является ознакомительным по теме «Постановка звука Р»
Цель: Постановка Звука «Р» Знакомство с буквой «Р»
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
- Упражнять в определении на слух звука «Р» в слогах, в словах, во фразе.
Коррекционно-развивающие:
- Развитие координации мелкой и общей моторики рук.
- Развитие подвижности артикуляционного аппарата при выполнении артикуляционных упражнений.
- Развитие фонематического слуха.
- Развитие целенаправленной воздушной струи.
- Развитие слоговой структуры слов.
- Развитие навыков звукового анализа слов.
- Развитие умения словообразования путем замены звуков.
- Развитие пространственной ориентации.
Коррекционно-воспитательные:
- Воспитывать самоконтроль.
- Воспитывать культуру поведения на занятии.
Оборудование:
конверт, карточки с заданиями, артикуляционные профили звука «Р»,
Организационный момент
- Артикуляционная разминка
Упражнение «Чистим зубы»
Упражнение « Маляр»
Упражнение « Вкусное варенье»
Упражнение « Индюк»
Упражнение «Барабанщики» - улыбнуться, открыть рот и постучать кончиком языка за верхними зубами, произнося Д-Д-Д. темп постепенно убыстрять.
Добавить в упражнение шпатель с соской.
Постепенно переводить произношение Д-Д-Д как Джжжж, Джжжж, помогая шпателем с соской.
Если стал получаться звук, то шпатель и соску постепенно убираем. «Рычим» Рррррр
- Упражнения для развития мелкой моторики
- Работа над звуком
- Узнавание звука
- Отгадай загадку. Скажи, какой звук слышен в начале слова:
Шел я лугом по тропе,
Видел солнце я в траве, Но совсем не горячи
Солнца белые лучи
(Ромашка)
- Знакомство с буквой Р
- Послушай стихотворение про букву Р:
Сам увидишь ты, дружок:
Р – на палочке флажок.
-Рассмотри внимательно, как пишется буква Р? (прямая палочка и полуовал справа в верхней части буквы).
- Напиши букву Р в воздухе
- Напиши букву Р на ладошке
- Поучись писать букву Р в тетради (Печатание буквы в тетради)
- Найди в своем альбоме и обведи в кружок только правильно написанные буквы Р
- Упражнения в произнесении
- Когда мы произносим звук Р , то широкий кончик языка поднимается за верхние зубы и там дрожит.
- Язык мешает воздуху свободно выходить изо рта.
- Попробуй порычать , как собака: Р-Р-Р-Р
- Характеристика звука
- Гласный или согласный звук Р?
- Глухой или звонкий ?
( Звук Р – согласный, звонкий, может быть мягкий или твердый)
- Какие еще согласные звонкие ты знаешь?
- Придумывание слов на данный звук
-Придумай слова, начинающиеся на звук Р
- Придумай слова, заканчивающиеся на звук Р
- Придумай слова, чтобы звук Р был в середине слова
- Отработка звука Р в слогах
- Повтори слоговые цепочки
АР-АР-АР
ОР-ОР-ОР
РА-РА-РА
КРА-КРО-КРЫ
ТРА-ТРО-ТРЫ
БРА-БРО-БРЫ
УРА-УРА-УРА
УРУ-УРУ-УРУ
РА-РО-РУ
- Отработка в словах
- Произнеси , четко проговаривая звук Р:
шар
хор
сыр
рак
рука
рама
река
роща
рыба
крот
кран
крыша
крыса
картошка
мартышка
баран
баранка
барабан
- Какие слова запомнил?
- Отработка в предложениях
- Произнеси предложения:
Рома грызет орехи.
Курочка Ряба собирала крошки.
- Сколько слов в первом предложении?
- Составь схему этого предложения.
- Звуковой анализ
- Что нарисовано? (БАРАН)
-Сколько слогов в этом слове?
- Назови первый слог
- Сколько в этом слоге звуков?
- Назови их по порядку
- Назови второй слог
- Сколько в этом слоге звуков?
- Назови их по порядку
- Назови только гласные в этом слове
-Назови только согласные в этом слове
- Пропечатай это слово в тетради или выложи из букв «Азбуки»
- Закрепление
- С каким звуком мы сегодня познакомились?
- Дай характеристику этому звуку
-Произнеси этот звук правильно.
- Домашнее задание
- Придумать слова, начинающиеся на букву Р
- Проговаривать чистоговорки:
В огороде старика репка выросла крепка.
Белые бараны били в барабаны.
- Произвести звуковой анализ слова РАКИ
-Сколько слогов в этом слове?
- Назови первый слог
- Сколько в этом слоге звуков?
- Назови их по порядку
- Назови второй слог
- Сколько в этом слоге звуков?
- Назови их по порядку
- Назови только гласные в этом слове
-Назови только согласные в этом слове
- Пропечатай это слово в тетради или выложи из букв «Азбуки»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка по развитию поисково-экспериментальной деятельности у детей старшего дошкольного возраста "Волшебница вода"
Дети по природе своей – исследователи. Исследовательская, поисковая активность – естественное состояние ребёнка, он настроен на познание окружающего мира, он хочет познавать: рвёт бумагу и смотрит, чт...
Методическая разработка по развитию поисково-экспериментальной деятельности у детей старшего дошкольного возраста "Волшебница вода"
Дети по природе своей – исследователи. Исследовательская, поисковая активность – естественное состояние ребёнка, он настроен на познание окружающего мира, он хочет познавать: рвёт бумагу и смотрит, чт...
Методическая разработка по развитию поисково-экспериментальной деятельности у детей старшего дошкольного возраста «Удивительные звуки»
держание деятельности детей (дидактические единицы):– свойства шумового звука (шорох, скрип, треск, гром, стук; высота,длительность, громкость);– изготовление шумового музыкального инструмента «марака...
Методическая разработка по развитию поисково-экспериментальной деятельности у детей старшего дошкольного возраста «Удивительные звуки»
Методическая разработка по развитию поисково-экспериментальной деятельности у детей старшего дошкольного возраста «Удивительные звуки»Содержание деятельности детей (дидактические единицы):– свой...
Методическая разработка по развитию элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста.
Развитие элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста....
Методическая разработка по формированию элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста.
Актуальность темы обусловлена тем, что дети дошкольного возраста проявляют спонтанный интерес к математическим категориям(форма, количество, величина, время, пространство), которые способс...
Методическая разработка по формированию элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста.
Методическая разработка по формированию элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста.Автор: Попова Екатерина Алексеевна Мето...