Конспект занятия с детьми подготовительной к школе группы по коррекции ФФНР "Звук и буква И"
план-конспект занятия по коррекционной педагогике (подготовительная группа) на тему
Конспект подгруппового занятия с детьми подготовительной к школе группы по коррекции фонетико-фонематического недоразвития речи на тему "Звук и буква И"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект занятия с детьми подготовительной к школе группы по коррекции ФФНР | 100 КБ |
Предварительный просмотр:
Занятие в подготовительной группе для детей с ФФНР
Тема: «Звук и буква И»
ЦЕЛЬ:
1. Четкое произнесение и характиристика звука «И».
2. Звуковой анализ ряда из трёх гласных. Воспроизведение звуковых рядов их трёх
гласных звуков.
3. Произнесение звука «И» в словах. Падежное управление.
4. Подбор родственных слов.
5. Закрепление понятий «длинные и короткие слова». Деление слов на слоги.
6. Согласование местоимений с глаголом «идет».
7. Развитие слуховой и логической памяти, слухового и зрительного внимания.
8. Знакомство с буквой «И».
ЗАДАЧИ:
- Коррекционные:
- развитие фонематического слуха через воспроизведение звуковых рядов и их анализ;
- четкое произнесение гласных звуков «А», «У», «И»;
- развитие памяти и внимания через игры «Узнай музыкальный инструмент», «Доскажи слово»;
- Обучающие:
- познакомить с буквой «И»;
- учить делению слов на слоги;
- Развивающие:
- развивать правильное использование в речи лексико-грамматических средств языка через развитие умения согласовывать местоимения с глаголами, через подбор родственных слов и через правильное падежное управление окончаниями существительных;
- Воспитательные:
- способствовать развитию положительных психоэмоциональных состояний;
- учить внимательно слушать друг друга.
ХОД ЗАНЯТИЯ.
- Организационный момент.
Развитие слухового и зрительного внимания. Игра «Узнай музыкальный инструмент».
- Угадайте, на чем я играю?
- А теперь вы будете имитировать игру на каком-либо музыкальном инструменте, а я буду угадывать.
- Сообщение темы занятия. (Выставляются куклы).
- Сегодня к нам на занятие пришли гости – Иван и Ия.
- Повторите, как их зовут? (Иван, Ия).
- Какой первый звук в их именах? (Звук «И»).
- Как кричит ослик? (И-а).
- Сегодня мы будем произносить много слов со звуком «И» и узнаем букву «И».
- Характеристика звука «И» по артикуляционным и акустическим признакам. (Работа с зеркалом).
- Посмотрите, ваш рот улыбается, губы раздвигаются, за нижние зубы язык опускается. Произнесите звук «И» протяжно, долго, спойте его.
- Вы догадались, какой это звук? (Гласный звук).
- Каким квадратом обозначим звук «И»? (Красным).
- А теперь давайте еще раз произнесем звук «И» громко, тихо, длительно, кратко.
- Развитие фонематического слуха и слуховой памяти.
- Послушайте и запомните звуковой ряд: «ауи».
- Назовите первый звук.
- Назовите последний звук.
- Сколько всего звуков я произнесла?
- Повторите этот звуковой ряд.
- Запомните и повторите звуковые ряды: «аиу», «уиа».
- Произношение звука «И» в словах. Развитие логической памяти. Падежное управление. (Выставляются картинки).
- Давайте еще раз повторим, как зовут наших гостей?
- Они принесли нам угощение. Это – изюм, а это – ириски.
- Назовите одним словом эти предметы. (Это игрушки).
- А это? (Инструменты).
- Это дерево называется … (Ива).
- Назовите домашнюю птицу. (Индюк).
- Что здесь острое, металлическое? (Иголка).
- Как по-другому называется такой домик? (Избушка).
- С какого звука начинаются все эти слова? («И»).
- А теперь будьте внимательны, сейчас вы будете договаривать предложения словом, которое начинается со звука «И». Попрошу соблюдать такое правило: «Внимательно слушай, другим не мешай. Когда тебя спросят, тогда отвечай».
- Детей угощали … .
- Мама шьет … .
- Мы не боимся … .
- Лисичка сделала ледяную … .
- Мы играли на музыкальных … .
- У нас в группе много … .
6. Подбор родственных слов.
А сейчас ответьте мне на такие вопросы:
- Что можно делать с игрушками? (Играть).
- Это машина какая? (Игрушечная).
- У нас есть много … . (Игрушек).
- Сейчас я приглашу вас на … . (Игру).
- Со мной вы будете … . (Играть).
Слова: игра, играть, игрушки, игрушечная – называются родственными. Это семья слов.
7. Физминутка.
- Приглашаю вас всех на игру «Будь внимателен».
8. Закрепление понятий «короткие и длинные слова».
- Дети, назовите самое короткое слово со звуком «И». (Ива, Ия).
- Назовите самое длинное слово. (Инструменты).
- Отхлопайте ритм этих слов.
- Какое слово длиннее – игра или игрушки?
- Почему вы так думаете?
9. Согласование местоимений с глаголом.
- Посмотрите, что делает Ия? (Идет).
- Юра, подойди ко мне, Что делает Юра? (Идет).
- Уля и Даша, идите ко мне. Что вы делаете? (Идем).
- Я иду к вам. Что я делаю? (Идете).
- Скажем вместе: я иду, мы идем, ты идешь, вы идете, он идет, они идут.
10. Знакомство с буквой «И».
- Иван и Ия просят вас найти букву «И».
- На какой рябинке вы будете искать эту букву? Почему?
- Эта буква обозначает звук «И». Посмотрите на доску: вот тоже буква «И» строчная и заглавная. Чем они отличаются?
- Послушайте стихотворение о букве «И»:
Молоток я раздобыл, из дощечек букву сбил.
Сколько здесь дощечек? – Три.
А какая буква? – И.
- Давайте выложим эту букву из палочек.
- Закрепление гласных букв «А», «У».
- Посмотрите на рябинки. Какие буквы мы с вами уже знаем?
(Выставляются буквы и картинки).
- Посмотрите на картинки, какой первый звук в этих словах вы слышите?
- Подставьте нужную букву к картинке.
- Итог занятия.
- Какую новую букву вы узнали?
- Сколько гласных звуков вы теперь знаете? Давайте повторим их.
Иван и Ия хотят угостить вас ирисками.
ОБУЧЕНИЕ ГРАМОТЕ
Занятие в подготовительной группе для воспитателей.
31 января 2005г.
ЦЕЛИ:
- Учить составлять предложение с заданными словами, определять количество слов в предложении и называть их по порядку.
- Познакомить детей с буквой Г, г и тем, что она может обозначать звуки «Г» и «ГЬ».
- Закреплять умение называть слова с заданным звуков.
- Учить называть слова определенной звуковой структуры.
- Развивать слуховую и зрительную память через припоминание, слуховое и зрительное внимание через концентрацию.
ПЛАН ЗАНЯТИЯ.
1. Организационный момент. – Сядет тот, кто определит количество слогов в словах.
- Составить предложение из трех слов, в котором первое слово – «Галя», последнее слово – «ноги». – Определить количество слов в предложении. Назвать первое слово, второе, третье. – Составить схему предложения. – Вспомнить (напомнить), с какой буквы пишется первое слово в предложении, что ставим в конце предложения.
3. Звуковой анализ слов «Галя», «ноги».
- Разделить слова на слоги.
- Обозначить фишками звуки в словах. Обозначить ударный гласный звук.
- Вспомнить изученные буквы. Заменить фишки буквами, которые уже изучили. Какие звуки в словах обозначены фишками.
4. Знакомство с буквой Г.
- Нахождение буквы Г на панно.
- Нахождение буквы Г в кассе букв (на что похожа буква Г?).
- Сравнение заглавной и строчной букв Г.
- Количество элементов, выкладывание буквы из карандашей.
- Прорисовка в воздухе.
- Нахождение буквы среди неправильно написанных.
- Печатание буквы Г.
5. Назвать слова со звуком «Г», затем со звуком «ГЬ».
6. Игра «Назови слова».
На доске выставляются фишки: синяя, красная, зеленая, красная.
- Назвать слова, в которых первый звук – твердый согласный, второй – гласный, третий – мягкий согласный, четвертый – гласный.
Игра-соревнование, кто больше наберет фантов.
7. Итог занятия.
- Что нового вы узнали на этом занятии.
- Для чего нужны вам эти знания.
Обучение грамоте.
Итоговое занятие в подготовительной группе.
Май 2004 г.
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ:
(обучающие)
- Закрепление понятий «слово» и «предложение».
- Деление слов на слоги.
- Звуковой анализ слова «книга».
- Составление предложений из четырех слов, (развивающие)
- Развитие слухового внимания через объем и концентрацию.
- Развитие слуховой памяти через припоминание. (коррекционные)
- Коррекция слухового внимания через объем и концентрацию и слуховой памяти через припоминание. (воспитательные)
- Воспитание умения слушать друг друга.
ХОД ЗАНЯТИЯ.
- Организационный момент. – Сядет тот, в чьем имени 2 слога, потом – 3 слога. Назови слоги в твоем имени (опрос 2-3 детей).
– Буратино, ты хочешь и дальше снами позаниматься?
- Повторение. На нашем занятии ты узнаешь много нового о словах. Например, то, что слова можно измерить. Они бывают длинные и короткие.
– Ребята, давайте научим Буратино измерять слова.
Вот, например, слово «собака». Давайте разделим это слово на слоги (прохлопали). – Сколько слогов в этом слове? - А теперь слово «лев». Сколько слогов в этом слове? – Какое слово длиннее? Почему? - А теперь разделим на слоги слово «стульчик». Сколько слогов? А в слове «стол»? – Какое слово длиннее? Почему? – А как сделать слово «стол» длиннее? (Назвать его ласково.) – Как можно одним словом назвать слова «стульчик» и «стол»? – Какие предметы школьной мебели вы можете назвать? - Когда вы пойдете в школу, что вы возьмете с собой?
- Звуковой анализ слова «книга». Буратино собрался в школу не с пустыми руками. У него есть книга. – Ребята, давайте покажем Буратино, как мы можем выложить слово «книга», используя звуковые символы. После выполнения задания ответить на вопросы: - Прочитайте слово, которое вы выложили? – Сколько в нем звуков? – Сколько гласных звуков? Назовите их. - Какой по счету звук «И»? – Сколько согласных? – Назовите твердые согласные звуки. – Назовите мягкий согласный звук. – Какой он по счету в слове? – Назовите первый звук. – Назовите последний звук.
- Составление предложения. А как называется книга, которую Буратино собирается взять с собой в школу? (Азбука.) И у вас, ребята, в школе будут свои азбуки. - А сейчас давайте составим предложение из четырех слов так, чтобы слово «азбука» было первым. – Теперь так, чтобы слово «азбука» было последним. – Какое предложение вам понравилось? – Выложите схему этого предложения. Обход столов и вопросы детям: - Какое по счету слово «азбука» в твоем предложении? – Почему в начале предложения вы поставили прямоугольник с уголком? – Что ставим в конце предложения? – Покажи слово «азбука» в твоем предложении. – Прочитай предложение по схеме.
- Итог. Я надеюсь, что Буратино понравилось наше занятие. – А какое задание вам понравилось больше всего? Спасибо за работу на занятии.
САМОАНАЛИЗ.
В группе 17 детей.
Речевые заключения: с нормой речи – 10 детей, с фонетическим дефектом – 7 детей (4 ребенка имеют стертую форму дизартрии).
Уровень развития речи: высокий – 10 детей, средний – 7 детей.
Уровень усвоения программы по обучению грамоте: высокий – 10 детей, средний – 7 детей.
Данное занятие является итоговым.
Задачи (зачитать в начале).
Использовались следующие дидактические принципы: наглядности, доступности, сознательности, принцип индивидуального подхода.
Методы: словесные, наглядные.
Ход занятия и успешность реализации поставленных задач.
Обучение грамоте должно носить общеразвивающий характер. Занятия по обучению грамоте способствуют развитию активной мыслительной деятельности, работоспособности, нравственно-волевых качеств личности ребенка.
День открытых дверей для родителей
Занятие в подготовительной группе для детей с ФФНР
2003 – 2004 учебный год
ТЕМА: «Звук Ы и буква Ы».
ЦЕЛЬ: 1. Четкое произнесение и характеристика звука Ы.
2. Воспроизведение слоговых рядов.
3. Анализ и синтез слогов и слова «пых».
4. Учить различать окончания существительных в единственном и множественном числе, выделять последний гласный звук в словах.
5. Познакомить с буквой Ы.
6. Развивать память, внимание.
7. Воспитывать умение слушать друг друга.
ХОД ЗАНЯТИЯ.
- Организационный момент. Релаксация (картинки) Какие это деревья? Дуб, береза. Вокруг себя повернитесь и в деревья превратитесь. Представьте, что вы превратились в дубы. Крепко упритесь ногами в пол, сожмите кулачки. Сильный ветер едва – едва раскачивает большие дубы. Они стонут низким голосом: «ы-ы-ы». А сейчас вы превратитесь в березы. Березы раскачивает даже легкий ветерок. Поднимите расслабленные руки, покачайте ими. Березы поют высоким голосом: «ы-ы-ы».
- Выделение звука Ы из слов «дубы, березы». Сообщение темы занятия. Как стонали дубы и березы? Какой последний звук вы слышите в словах «дубы, березы»? Звук Ы. Сегодня мы будем изучать звук Ы.
- Характеристика звука по артикуляционным и акустическим признакам. Язык находится глубоко во рту. Дети произносят звук Ы хором и индивидуально. Обозначьте звук Ы красной фишкой. Почему? Гласный, поется. На какой рябинке мы расположим звук Ы? На красной.
- Развитие фонематического восприятия. Игра «Поймай звук».
- Воспроизведение слоговых рядов: пы – ты – кы – хы (4 варианта) ып – ыт - ык – ых (4 варианта)
- Анализ и синтез слогов и слова «пых». «Даю» вам звук В и звук Ы. Какой слог получился? Вы. Назовите первый звук в слоге «пы». Звук П. Второй? Звук Ы. Обозначьте слог «пы» цветными фишками. Слышат звуки «п», «ы» - кто-то пыхтит «х-х-х». Это звук Х скучает. Добавьте к слогу «пы» звук «х». Какое слово получилось? Пых. Повторите. Пых, пых. А вот и Пых.
- Чтение стихотворения «Пых».
- Произнесение звука Ы в словах. Пригласим Пыха на занятие. Скажите ему, какой звук мы изучаем. Звук Ы. Пых говорит, что очень любит этот звук. Где вы услышали звук Ы в имени нашего гостя. В середине слова. Покажем Пыху картинки со звуком Ы (выставляются картинки, дети называют их, выделяя голосом звук Ы). Где слышится звук Ы в этих словах? В конце слова.
- Различение окончания у существительных в единственном и множественном числе. Выделение последнего гласного в словах. Пых очень хочет с вами поиграть. Он будет выставлять пары картинок, произносить конечный гласный («а» или «ы»), а тот, кого из вас он вызовет, будет угадывать, какая картинка задумана и четко произносить слово.
- Физминутка. Вы любите «Чудесные превращения»? Давайте покажем Пыху, как мы умеем превращаться в разных зверей. Дилы – дилы – дилы – дилы - появились … (крокодилы). Моты – моты – моты- моты – появились … (бегемоты). Афы – афы – афы – афы – жуют листики … (жирафы). Ны – ны – ны – ны – водой брызгают … (слоны). Яны – яны – яны – яны – по веткам скачут … (обезьяны).
- Знакомство с буквой Ы. Показ. Какие элементы вы заметили в букве Ы? Встаньте три человека. Догадайтесь, как можно изобразить букву Ы. Печатание.
- Итог.
День открытых дверей для родителей
Занятие в старшей группе для детей с ФФНР
2003 – 2004 учебный год
Тема: «Звук ТЬ».
ЦЕЛИ: 1. Четкое произнесение звука ТЬ изолированно, с логах, и словах.
2. Различение звуков ТЬ – Т через игру «Наоборот».
3. Закрепление понимания мягкости согласных через выделение звука ТЬ на слух.
4. Развитие слухового и зрительного внимания через концентрацию и объем, зрительной памяти через припоминание.
5. Учить детей звуковому анализу и составлению схем слов «ТАК», «ТИК».
6. Воспитание умения слушать друг друга.
ПЛАН ЗАНЯТИЯ.
- Организационный момент. – Сядет тот, кто назовет слова со звуком Т.
- Артикуляционная и пальчиковая гимнастика. «Сказка о веселом язычке». Упражнения: «Лопатка», «Лошадка», «Перешагиваем через зубки», «Барабан», «Трубочка».
- Повторение. – Слова с каким звуком мы называли в начале занятия? – Давайте вспомним артикуляцию этого звука: язык ударяется о бугорки. – А теперь по таблице дайте характеристику звука Т.
- Знакомство с новым материалом. – Послушайте слова, которые я произнесу, и скажите, какой звук я выделили голосом в этих словах: тягач, тетрадь, тяпка, теленок. – Как вы думаете, с каким звуком мы сегодня будем знакомиться? – Послушайте, как этот звук произнесу я. – А теперь вы произнесите звук Т хором, индивидуально. Характеристика звука ТЬ по таблице.
- Игра «Наоборот» - преобразование слогов и слов.
- Выделение звука ТЬ на слух в слогах, в словах.
- Выделение звука ТЬ в произношении по картинкам: проговаривание всех слов по картинкам; отбор картинок на звук ТЬ.
- Игры на развитие зрительной памяти: «Что с чем поменяли местами?»
- Физминутка. «Я на скрипочке играю».
- Игра «Живые слова». Звуковой анализ и составление схем слов «ТАК», «ТИК».
- Выделение слов со звуком ТЬ из рассказа «Котята».
- Итог занятия.
Семинар: «Развитие мышления детей дошкольного возраста».
Занятие в старшей группе для детей с ФФНР.
2 февраля 2005 года.
Тема: «Звук ПЬ».
ЦЕЛИ:
- Четкое произнесение звука ПЬ и различение звуков ПЬ-П в слогах, словах.
- Закрепление понятия «мягкие согласные».
- Звуковой анализ слова «петух».
- Развитие слухового и зрительного внимания через концентрацию, слуховой и зрительной памяти через припоминание, наглядно – образного мышления через звуковой анализ слова.
- Воспитание умения слушать друг друга.
ПЛАН ЗАНЯТИЯ.
- Организационный момент.
- Сообщение темы занятия.
- Характеристика звука ПЬ.
- Выделение на слух звука ПЬ в слогах, в словах. Игра «Поймай звук».
- Игра «Наоборот» - преобразование слогов.
- Физминутка «Петух, курица и лебедь».
- Различение ПЬ – П в произношении по картинкам:
- Игра на развитие внимания и памяти.
- Звуковой анализ и составление схемы слова. У Петрушки есть друг. Он изображен на одной из этих картинок. А чтобы узнать, как его зовут, отгадайте загадку: Рано утром он встает, На работу всех зовет. Распевает песни вслух, А зовут его …(петух). Звуковой анализ слова «петух».
- Итог занятия.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия с детьми подготовительной к школе группы с ФФН. Путешествие по городу.
Цель. Закрепление знаний о дифференциации звуков Л-Л....
Конспект занятия с детьми подготовительной к школе группы.
Данный конспект иллюстрирует применение на практике нейропсихологического подхода в коррекционной работе. Тема занятия: "Формирование пространственных представлений"....
КОНСПЕКТ занятия с детьми подготовительной к школе группы по формированию основ безопасности собственной жизнедеятельности "Ребенок и другие люди"
Хочу поделиться своим опытом работы с детьми старшего дошкольного возраста по привитию навыков безопасного и здорового образа жизни. Тема безопасности детей в быту и на улице сего...
Конспект занятия с детьми подготовительной к школе группы на тему "Наш город Урай"
Воспитание любви к родному краю....
Конспект занятия с детьми подготовительной к школе группы «Новогоднее приключение Оха и Аха» на основе рекомендаций программы «Азбука АУ»
Интегрированное занятие по физическому развитию и обучению воспитанников навыкам безопасного поведения в условиях природы...
Конспект занятия с детьми подготовительной к школе группы компенсирующей направленности для детей с задержкой психического развития Тема: «Согласный звук [ш], буква Ш.»
Формировать правильное произношение звука [ш] в слогах, словах, фразах, отличать их на слух и в произношении от других звуков.Закрепить навык чёткого произношения звука [ш] в слогах, словах; Упражнять...
Конспект занятия с детьми подготовительной к школе группы по финансовой грамотности "школа Экономики"
Цель: Расширить знания старших дошкольников по финансовой грамотности....