программа индивидуальных и подгрупповых логопедических занятий для детей 5-7 лет
учебно-методическое пособие по коррекционной педагогике (подготовительная группа) на тему

Габдуллина Альфина Рифкатовна

программа

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл titulnyy_list.docx46.65 КБ

Предварительный просмотр:

               Муниципальное  бюджетное дошкольное образовательное

 учреждение детский сад «Журавушка»села Бижбуляк

муниципального района Бижбулякский район

Республики Башкортостан

Использование современных коррекционно-образовательных технологий в работе с детьми ОВЗ

Подготовила

Учитель-логопед первой

квалификационной категории

МБДОУ детский сад

«Журавушка» с.Бижбуляк

Габдуллина Альфина Рифкатовна

                              Актуальность

Современная система  дошкольного образования предъявляет  высокие требования к организации образовательного процесса в детском саду. Основной задачей детского учреждения является подготовка ребёнка к школе. Формирование звуковой стороны речи рассматривается как  одно из необходимых средств воспитания звуковой культуры и подготовки к успешному овладению письменной формой речи.

  В последние годы логопеды и психологи отмечают, что всё большее число детей к поступлению в школу имеют те или иные недостатки в развитии звуковой культуры речи:

 - не все звуки родного языка произносят правильно- особенно те, которые относятся к группе шипящих и свистящих, а также сонорных(Л,Р);

-не умеют пользоваться интонационными средствами выразительности;

-не регулируют скорость и громкость речи в зависимости от ситуации.

Поэтому  одной из основных задач речевого развития детей 5-7 лет является совершенствование речевого слуха, закрепление навыков чёткой,правильной, выразительной речи.

 От умения точно и правильно выразить свою мысль зависит свободное и непринужденное общение ребёнка с окружающими.При своевременном и правильном  речевом развитии  ребёнок обычно не испытывает трудностей в таком общении. Если же ребёнок нечетко произносит звук или заменяет один на другой, он стесняется разговаривать, выступать с чтением стихотворений, избегает игр, боится,что другие дети не поймут его или, что ещё хуже, будут смеяться над ним(особенно если он уже осознал недостатки своей речи).

 Недостатки речи сказываются нередко и на формирование характера ребёнка (плохо говорящие дети часто бывают раздражительными, замкнутыми), отражаются на его умственном развитии, а в дальнейшем даже затрудняют овладение чтением и письмом.

Следовательно, работа, направленная на постановку и автоматизацию сонорных звуков очень актуальна и важна.

                           Характеристика программы

                    Цели, задачи, ожидаемые результаты

Программа коррекционно-развивающих занятий направлена на постановку и автоматизацию сонорных звуков у детей  старшего  дошкольного возраста.

Цель программы: коррекция сонорных звуков у детей.

Задачи.

1.Подготовка органов артикуляции к произношению сонорных звуков Л,Л,Р,Р.

2.Постановка сонорных звуков.

3.Автоматизация поставленного звука в речи.

4.Развитие у детей фонематического слуха и восприятия.

5.Развитие памяти, внимания,восприятия,творческих способностей, воображения, речи.

6.Развитие мелкой моторики.

7.Обогащение словаря, развитие лексико-грамматической стороны речи, связной речи.

8.Воспитывать у детей самоконтроль за речь.

Количество занятий:

Возраст: 5-7 лет

Продолжительность занятий:25-30 минут

Форма проведения:подгрупповая 4-6 детей, индивидуальная.

Ожидаемые результаты.

Правильное, чёткое произношение сонорных звуков в речи.

                                       Методические средства

Работа  над проблемным звуком ведётся поэтапно.

1 этап подготовительных упражнений.

Основная задача-подготовка артикуляции (губ, языка нижней челюсти) к произношению данного звука.

  Важным моментом этого этапа является усвоение и закрепление правильной артикуляционной позы, необходимой для правильного  произнесения звука.

  Ввиду необходимости ежедневного выполнения артикуляционных упражнений рекомендуется активное участие родителей на данном этапе.

  2  Этап  непосредственной постановки звука.

 Основная задача- непосредственная постановка звука, т.е. вызывание. Этот этап осуществляется только логопедом с помощью спецефических логопедических приемов. На всем протяжении этого этапа активное место занимает артикуляционная гимнастика, проводимая логопедом на фронтальных, подгрупповых и индивидуальных занятиях, а также воспитателями в группах и родителями в домашних условиях.

3 Этап автоматизации (закрепление) поставленного звука.

Основная задача-закрепление поставленного звука и его введение в активное употребление. Это наиболее сложный и длительный этап,т.к. необходимо сломать привычный стериотип неправильного употребления звука и закрепить новый. Для этого необходима поэтапная, плановая, во многом монотонная работа, требующая активного контроля за своей речью самого ребёнка и контроля за речью со стороны окружающих взрослых. Этот этап подразделяется на несколько подэтапов:

1. Изолированное закрепление поставленного звука (активно используется звукоподражательная деятельность).

2.Произнесение звука в отдельных слогах, различных со стечением с гласными звуками.

3.Произнесение звука в цепочках одноименных и разноименных слогов, различающихся гласными звуками.

4.Отраженное проговаривание (повторение) звука в словах в различных позициях: в начале слова, в середине и в конце.

5.Самостоятельное проговаривание слов, содержащих данный звук.

При составлении программы исползованы следующие  методы:

-игротерапия;

-сказкотерапия;

-изотерапия;

-су-джок терапия;

-упражнения на развитие мелкой моторики пальцев и рук.

                                      Структура занятий

Каждое занятие состоит из  трёх  частей.

Часть  1.  Вводная.  Цель. Настроить группу на совместную работу, установить эмоциональный контакт между всеми участниками.

Часть 2.  Основная.  Цель.   Упражнения для формирования правильного произношения звуков Л, Л, Р, Р. Постановка звуков, автоматизация поставленных звуков в слогах, словах, во фразах, в связной речи. Развитие фонематического слуха и восприятия, мелкой моторики рук и пальцев Обогащение словаря ,развитие  лексико-грамматической стороны речи. Развитие памяти, внимания,воображения и мышления детей. На занятии используются элементы сказкотерапии, игротерапии, арттерапии, артикуляционные  упражнения  и  на развитие  мелкой моторики.

Часть 3.  Заключительная. Цель. Создание положительного настроя  на результат работы на занятии.

                               Диагностический инструментарий

Диагностика звукопроизношения детей ведётся по альбому для логопеда под автором Иншаковой О.В., который представляет собой иллюстрированный материал для проведения индивидуального обследования устной речи детей старшего дошкольного возраста. Он состоит из 6 частей: обследование звукопроизношения, фонематического восприятия, фонематического анализа и синтеза, фонематических представлений, слоговой структуры слов, словаря, грамматического строя речи, самостоятельной речи.

Конспект индивидуального логопедического занятия

Тема: Звук [л]

Цель: формировать умение правильного воспроизведения звука [л].

Задачи: Коррекционно – образовательные:

- формировать навык правильного произношения звука [л] в   слогах, словах, в предложениях;

- закрепить навык согласования существительных и прилагательного в роде и числе;

- учить ребенка давать характеристику звука [л];

- упражнять ребенка в звуко – слоговом анализе слов (дву и трехсложных);

- учить ребенка подбирать антонимы к словам-прилагательным, синонимы к словам-глаголам;

- формировать навык работы со звуковыми символами.

Коррекционно – развивающие:

- развивать слуховое внимание, память, логическое мышление;

- развивать словарный запас ребёнка;

- развивать фонетические процессы;

- развивать общую, мелкую и артикуляционную моторику;

Коррекционно – воспитательная:

- воспитывать чувство любви к птицам и животным и бережное отношение к окружающей природе.

Оборудование:  Зеркало, предметные картинки, мяч, дом для звуко – слогового анализа, звуковые символы.

                                                Ход Занятия

  1. Оргмомент.

-Садится тот,кто правильно ласково назовет свое имя.

  1. Артикуляционные упражнения для формирования правильного произношения звуков [л] и [л’].

«Индюк».

Цель: вырабатывать подъем языка вверх, подвижность кончика языка.

Выполнение:  приоткрыть рот, производить движения широким передним краем языка по верхней губе вперед и назад, стараясь не отрывать язык от губы, добавить голос, пока не послышится : бл – бл (как индюк болбочет).

«Самолет гудит»

Цель: Вызывание звука [л].

Выполнение: Рот приоткрыт, губы растянуты. Слегка укусить кончик языка, длительно произносить звук [ы]. Слышится [л].

Посмотри в зеркало и скажи, как работают язык и губы при правильном произношении звука л: (губы улыбаются, кончик языка поднимается и прижимается к бугорочку за верхними зубами).

  1. Послушай чистоговорки, доскажи словечко и повтори их.

Ла – ла – ла – есть у дворника мет… (ла).

лу – лу – лу – дворник вытащил мет … (лу).

Ля – ля – ля – пух разносят топо… (ля).

Ле – ле – ле – пуха много на зем… (ле).

- Ты знаешь, какого цвета тополиный пух? Правильно, белый.

- А про что ещё можно сказать «белый»? ( сахар, снег, дом и т.п.).

- А что может быть «белое»? (облако, пальто, и т.п.).

- Про что мы говорим «белые»? (брюки, перчатки, зайчики и т.п.).

- К чему подходит слово «белая»? (Шуба, мышка, шляпа и т.п.).

Придумай слова со звуком [л] в начале слова (лампа, лужа и т.п.).

  1. Дай характеристику звука [л] – согласный, твердый, звонкий.

  1. Физминутка. Игра «Наоборот» с мячом.

- Я начинаю предложение, а ты закончи его с  противоположным словом:

Моя улица новая, - … а моя улица старая.

Моя улица короткая, - … а моя улица длинная.

Моя улица темная, - … а моя улица светлая.

Моя улица грязная, - … а моя улица чистая.

Моя улица «грустная», - … а моя улица «веселая».

Моя улица «тихая», - … а моя улица «шумная».

  1. Звуко – слоговой анализ слов.

К тебе в гости пришли животные и прилетели птицы. Посмотри и назови их (лось, баклан, дятел, слон, крокодил). Рассели все слова- картинки в соответствующие квартиры в этом доме. На первом этаже должны жить те животные и птицы, в названии которых один слог, на втором этаже – те, у кого два слога, на третьем этаже – те, у кого три слога. Еще нужно обратить внимание на позицию звука [л] в слове.

Молодец! Ты отлично справился с заданием.

 Звуковой анализ слова «лось» с помощью звуковых символов.

  1. Игра  «Четвертый лишний».

Кукла – клоун – звон – плот.

Ласточка – колодец – слон – ручка.

Клумба – книга – глаза – колобок.

Дом – колесо – лук – лампа.

  1. Игра «Скажи по – другому».

Ласточка весело заливается – щебечет, поет.

Ласточка быстро летает над землей – порхает, вьется, кружит.

Ласточка вьет гнездо – строит.

  1. Проговори скорговорки.

Ветки спилили, а  листья спалили.

Воду налили, и клумбу полили.  

10.Итог занятия.

План-конспект индивидуального логопедического занятия.

Тема: звук Л.

Цель: формировать навык произношения звука  Л .

Задачи: 1.Продолжать формировать навык правильного произношения звука Л в предложениях.

2.Употреблять упражнения в словоизменении(без предложения конструкций).
3.Учить образовывать  глаголы прошедшего времени женского рода.
4.Закрепить навык согласования существительных и глагола прошедшего времени в роде и числе.
5.Развивать произвольное внимание, память и логическое мышление.
6.Воспитывать желание правильно говорить.

                                    Ход занятия.
1.Оргмомент.

2.Повторить за логопедом фразы:


Лось пил воду.
Володя ловил плотву.
Мила купила платок.
Дятел сидел на ёлке.
Лампа упала со стола.
У куклы было белое платье.
Люда пила молоко и ела булку.

3.Ответить на вопросы полным предложением (с опорой на предметные картинки).


Что надела Мила?                                      Мила надела блузку.

Что свила ласточка?                                  Ласточка  свила гнездо.
Чем намыливают ладони?                         Ладони намыливают мылом.
Куда Слава поставил бокал?                     Слава поставил бокал на стол.
Что вымыла Мила?                                     Мила вымыла куклу.

4.Игра «Я скажу про Милу, а ты то же самое скажешь про Володю»

Мила мыла ладони.                                      .(Володя мыл ладони).

Мила копала клумбу.
Мила видела белку.
Мила забыла купит молоко.
Мила гладила носовой платок.

5.Физминутка «Замок»

На двери стоит замок

Кто открыть бы его смог?

Покуртили, постучали,

Потянули  и  открыли.

6.Игра «Найди ошибку»

Светлана надела блузка.
Илона дала мне булавка.

Белые полоски есть в платок.
Володя всю зиму ходил лыжи.

7.Изменить предложение по образцу.


Клава ест салат.                                      Клава ела салат.

Мила моет куклу.
Лада покупает халат.
Илона моет ладони,

Светлана надевает на голову белую панаму.

8.Заучивание чистоговорок.

Лы-лы-лы – забивали мы голы!
Лу-лу-лу – возле окон на полу.
Ла-ла-ла – не заметили стекла.
Лу-лу-лу – мы не били по стеклу.

Ла-ла-ла – только нет в окне стекла.

9.Исправь логические ошибки.

Стало тепло, поэтому наступает весна. Стало холодно, поэтому наступила осень. Светлана заболела, поэтому она пила холодное молоко. Володя заплакал, поэтому он  укололся булавкой.

10.Итог занятия .

 


2.Артикуляционная гимнастика.

-Но сначала давай сделаем зарядку для язычка. А в этом тебе помогут «Весёлые картинки». Посмотри на них и делай так же.

«Лопаточка»

Язык лопаткой положи

И немного подержи.

Язык нужно расслаблять

И под счет его держать.

«Иголочка»

Язык иголочкой тяну.

Не подходи! Я уколю!

«Часики»

Влево-вправо, влево-вправо,

Мой язык скользит лукаво:

Словно маятник часов,

Покачаться он готов.

«Качели»

На качелях я качаюсь.

Вверх лечу и вниз спускаюсь.

«Пароход гудит»

Пароходик небольшой,

Зато смелый он какой!

                                               Ему волны не страшны

                                               Весело гудит он:»Ы-Ы-Ы».

                                                     «Улыбка»

                                               Наша таня-озорница

                                              Тянет губки к ушкам.

                                              -Посмотрите на меня-

                                              -Я теперь-лягушка!

                                                 «Вкусное варенье»

                                              Блин мы ели с наслажденьем-

                                              Перепачкались вареньем.

                                              Чтоб варенье с губ убрать,

                                               Ротик нужно облизать.

3.Автоматизация звука Л в  слогах.

-Пчёлка любит летать на лужайке и петь песенки. И хочет, чтобы ты тоже спела вместе с ней.

Ла-ла-ла          ала-ала-ала

Лу-лу-лу          улу-улу-улу

Лы-лы-лы         ылы-ылы-ылы

Ло-ло-ло           оло-оло-оло

4.Автоматизация звука Л в словах

-Пчёлка предлагает тебе поучиться сочинять стихи. Придумай слово в рифму и повтори всё стихотворение. Не забывай четко и правильно произносить звук Л.

Ла-ла-ла, вкусный мед несет…(пчела).

Лу-лу-лу,мы увидели…(пчелу).

Лы-лы-лы, испугались мы…(пчелы).

5.  Пальчиковая гимнастика.

Пчелки

Домик маленький на ёлке,

Дом для пчёл, а где же пчёлки?

Надо в домик постучать,

Раз, два, три, четыре, пять.

Я стучу, стучу по елке,

Где же, где же эти пчёлки?

Стали вдруг вылетать:

Раз, два, три, четыре, пять.

Одна из рук стоит на столе, опираясь на локоть, пальцы растопырены (елка).

На второй руке пальцы смыкаются в кольцо(улей).  «Улей» прижат к «елке» ребёнок заглядывает в «улей».Сжимает кулачки. Стучит кулаками друг о друга, чередуя руки. Разводит руками, растопыривает пальцы и шевелит ими(пчёлки летают).

6.Формирование навыка звукового анализа.

-Как  много цветов растет на лужайке. Стелла летает от одного цветка к другому и не знает, какие ей выбрать, чтобы собрать цветочный сок. Давай ей поможем выбрать те цветы, в названии которых есть звук Л.

(Ландыш,роза,ирис,колокольчик,гладиолус,фиалка,мак,ромашка,тюльпан,незабудка,флоксы).

7.Физминутка.

-Пчёлка немного устала. Давай вместе с ней отдохнем .

Вот и пчелкина зарядка.

Выполняй-ка по порядку.

Быстро встань и улыбнись.

Выше, выше потянись.

Ну-ка плечи распрями,

Подними и опусти.

Влево, вправо повернись,

Рук коленями коснись.

8. Игра «Где спрятался звук».

- Стелла принесла с собой красивую шкатулку. Посмотри, что в ней лежит. Да тут много картинок, в названии которых каждого предмета спрятался звук [Л]. Определи место звука в словах: в начале, в середине или в конце слова.

(Лапти, вилка, лошадь, велосипед, осел, футбол, ласточка, пила, молоток, волк, палка, мел, ласты, булка, фиалка, стол, вешалка, лук, лодка).

9. Игра «Посчитай».

- Посмотри, как много птиц прилетели на лужайку! Давай посчитаем их. И скажи: каких птиц больше, а  каких – меньше.

(Соловей, иволга, дятел, щегол, соловей).

10. Автоматизация звука [Л] в предложениях.

- Стелла решила посмешить тебя и придумала забавные предложения. Послушай их внимательно и исправь ошибки.

Салат ел Милу.

Салазки везут Славу.

Пол упал на стул.

Футбол уехал на папу.

Лопатка взяла Лолу.

Ладони  вымыли Клаву.

Кукла лупила Лушу.

 Лук полол Милу.

Белый платок надел Аллу.

11. Развитие мелкой моторики.

- Посмотри, если собрать эту картинку, то получится портрет Стеллы. Давай соберем ее и подарим пчелке. (Ребенок собирает разрезную картинку).

-Молодец! Стелла очень довольна.

12. Итог занятия.

- Наше занятие подошло к концу. Пора прощаться с пчелкой. Ей пора возвращаться домой на свою колокольчиковую лужайку. Какая игра тебе понравилась больше всего?

План-конспект индивидуального логопедического занятия

Тема: «Звук Р»

Цель: формирование умения правильного воспроизведения звука [Р].

Задачи:

  1. Коррекционно-образовательные: уточнить артикуляцию и характеристику звука [Р]; формировать умение произносить звук [Р] в прямых открытых слогах, словах и предложениях; закрепить навык образования родственных слов; учить детей в словообразовании с изменением окончаний слов.
  2. Коррекционно-развивающие: совершенствовать работу артикуляционного аппарата; развивать слуховое внимание и фонематическое восприятие, развивать зрительную память.
  3. Коррекционно - воспитательная: воспитывать навык контроля за своей речью.

Оборудование: предметные картинки, в названии которых есть звук [Р], речевой материал.

Ход занятия.

  1. Оргмомент. Логопед и ребенок садятся перед зеркалом. Обращается внимание на посадку ребенка и т.д. Ннесколько слов на установку контакта (как у тебя самочувствие, настроение? и т.д.
  2. Артикуляционная разминка. «Заборчик», «Маляр», «Грибок», «Гармошка».
  3. Уточнение артикуляции звука [Р], характеристика.

Губы раскрыты, нейтральны; зубы разомкнуты; боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам; широкий кончик языка поднят к альвеолам и вибрирует.

Характеристика звука: согласный, звонкий, дрожащий, твердый.

  1. Произнеси звук Р-Р-Р-Р длительно на одном выдохе громко, тихо, шепотом.
  2. Не торопясь, четко выговаривая звук [Р], произнеси за мной слоги и слова.

Ра-ра-ра-рак

Ра-ра-ра-рама

Ра-ра-ра-ранец

Ры-ры-ры-рысь

Ры-ры-ры-рынок

Ро-ро-ро-рот

Ро-ро-ро-робот

Ру-ру-ру-руки

Ру-ру-ру-Русь

Ру-ру-ру-руль

  1. Запомни и повтори слоги.

Ра-ро-ру-ры

Ро-ру-ры-ра

Ру-ры-ра-ро

Ры-ра-ро-ру

Какой ты молодец, ни разу не ошибся!

  1. Физминутка.
  2. Послушай слова, запомни  и повтори только те, в которых есть звук [Р].

Рама                 нога                         тучка                 руки                         Тома

Мама                 розы                         рыба                         лук                         дома

лама                 козы                 Рома                         косы                          ручка

  1. Образуй родственные слова.

Рыба- (рыболов, рыбачить, рыбка, рыбак, рыбёшка).

  1. Посчитай от 1 до 10 и обратно – рыба, рыбак, рыбка.

  1. Проговори предложения.

Рома видит рыбу.         Ромин папа – рыбак.         Рома готовит рыбный суп.

Рома и рая едят рыбу.         Рома ест раков.                 Рая моет рамы.

Рая ходит на рынок.         У Раи новый ранец.         Рая ест раков

У Раи на клумбе растут розы.

  1. Дидактическая игра «Какой картины не стало?»

Парта, мухомор, рак , комар, тигр, ромашка, помидор, робот.

  1. Итог занятия. (Вспомнить, проанализировать).

Конспект индивидуального занятия, по теме: Автоматизация звука [Р]

Тема: Автоматизация звука [Р].

Оборудование: герой Буратино, картинки для выкладывания предметов по образцу, предметные картинки со звуком [Р], домик для определения места звука в слове, мяч, спички.

Программное содержание:

Задачи:

а) образовательная : способствовать обогащению словарного запаса; продолжать учить определять место звука [Р] в слове, образовывать уменьшительно-ласкательную форму существительных, согласовывать числительное с существительным, подбирать правильно рифмующие слова в предложения;

б) коррекционная: развивать артикуляционный аппарат; умения произносить звук [Р] изолированно, в слогах, словах, предложениях, чистоговорках; определять положения органов речевого аппарата при произнесении звука [Р]; фонематическое восприятие, зрительное и слуховое внимание, память, моторику;

в) воспитательная: воспитывать желание и стремление помочь другу; интерес достижения результата от выполненной работы.

Предварительная работа:

проводилась артикуляционная гимнастика, постановка звука, автоматизация звука в слогах, словах, предложениях; работа по определению позиции звука в словах, усвоению уменьшительно-ласкательной формы существительных, согласованию числительных с существительными.

        

План занятия:

  1. Оргмомент. Установка на занятие.
  2. Основная часть.
  1. Артикуляционная гимнастика.
  2. Повторение артикуляции звука [Р].
  3. Развитие мелкой моторики.
  4. Повторение чистоговорок.
  5. Работа с предметными картинками:

а)        «Назови слово и определи место звука»;

б)        «Назови ласково»;

в)        «Посчитай».

  1. Физкультминутка.
  2. Игра с мячом «Закончи слово».
  3. Игра «Путаница».

III. Подведение итогов.

Ход занятия:

  1. Оргмомент. Установка на занятие.

Тарарам, тарарам,

Кто спешит в гости к нам?

Этот мальчик - друг ребят,

С ним встрече каждый будет рад!

-Вот наш гость- Буратино. Он очень расстроен. Его друзья умеют хорошо разговаривать, произносить четко звуки. А Буратино еще не научился произносить звук [Р]. Ты сможешь помочь нашему гостю? Ведь ты уже научился правильно выговаривать этот звук. А для этого ты очень старался и долго тренировался.


II. Основная часть.

1. Артикуляционная гимнастика.

- Для того, чтобы быстрее научиться произносить звук [Р], нужно запомнить и правильно выполнять следующие упражнения:

-«Чашечка».

-«Грибок».

-«Маляр».

-«Вкусное варенье».

-«Лошадка».

-«Мотор».

-«Барабанщики».

  1. Повторение артикуляции звука [Р]:

-Передай рычание злой собаки, карканье вороны, звучание трубы.

-Расскажи Буратино о том, что делают губы, зубы, язык при фроизношении звука [Р]. (Положение органов речи' губы раскрыты, зубы разомкнуты, боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам, широкий кончик языка поднят к альвеолам и вибрирует).

  1. Развитие мелкой моторики.

Упражнение «Выложи по образцу»

-Буратино принес картинки. Посмотри и назови предметы, которые на них нарисованы. Выложи из спичек по образцу.

(Картинки: оранжевая морковь, красный забор, черная ракета).

  1. Повторение чистоговорок.

Кто хочет разговаривать,        

Тот должен выговаривать

Чистоговорки внятно,

Чтоб было всем понятно.

-Научим Буратино произносить чистоговорки со звуком [Р].

РА-РА-РА- РУ-РУ-РУ -

рама, рак, гора, руки, ружья, кенгуру.

РО-РО-РО- РЫ-РЫ-РЫ-

Роща, рот, перо. Рыба, рысь, ковры.

АР-АР-АР- УР-УР-УР-

Рома пошел на базар. Валера тянет шнур.

ОР-ОР-ОР- ЫР-ЫР-ЫР-

На полу лежит ковер. На кармане много дыр.

  1. Работа с предметными картинками.

а) «Назови слово и определи место звука».

-Наш гость принес конверт с картинками.

-Назови слова и разложи правильно: со звуком [Р] в начале слова клади в первое окошко (и т.д.)

(Предметные картинки: ракета, рубашка, рыба, роза, барабан, фартук, арбуз, кровать, трамвай, светофор, помидор).

б) «Назови ласково».

-Преврати эти слова- предметы в маленькие(назови ласково). Например: ракетка, розочка и т.д.

в) «Посчитай».

-А теперь посчитай такие предметы: ракета, барабан, рубашка (одна ракета, две ракеты,... пять ракет и т.д.).

  1. Физкультминутка.

-Посмотри, Буратино немного повеселел. Но еще одна беда - он потерял свой золотой ключик.

-Пока мы будем искать ключик, он придумает интересную игру.

«Буратино» (Ребенок выполняет соответствующие движения).

Буратино потянулся,

Раз - нагнулся,

Два - нагнулся,

Руки в стороны развел,

Ключик видно не нашел.

Чтобы ключик нам достать,

Нужно на носочки встать.

  1. Игра с мячом «Закончи слово».

-Вот такую игру придумал Буратино:

РА-РА-РА

Начинается игра.

Я прошу со слогом РА

Мне помочь назвать слова!

-Я начинаю слово, а ты добавь РА: ко-pa, иг-ра, но-pa, у-ра.

РО-РО-РО

Ты закончи слогом РО: вед-ро, доб-ро, пе-ро, сереб-ро.

А теперь договори

Ты слова со слогом РЫ:

вет-ры, го-ры, кома-ры, топо-ры.

  1. Игра «Путаница».

-И еще одна игра: поправь меня, если я перепутаю слова в конце предложений.

  • Расцвели на клумбе козы,

В огород забрались розы.

  • Ползает у речки мак,

Расцветает в поле рак.

*На конверт наклею маску,

На лицо надену марку.

*Я возьму от сыра кошку,

Угощу я нашу корку.

  1. Подведение итогов.

-Молодец, ты сегодня очень старался, поэтому четко и ясно произносил звук [Р] в слогах, словах, чистоговорках, и этому научил Буратино. Наш гость тебе благодарен. Теперь вы оба следите за своей речью и не забывайте про звук [Р].


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа-план подгрупповых логопедических занятий для детей с ОНР на логопункте (первый год обучения)

Перспективный план занятий по развитию лексико-грамматических категорий, связной речи, звукопроизношения для детей с ОНР (третьего уровня речевого развития)....

Конспект подгруппового логопедического занятия для детей подготовительной группы с логопедическим заключением ФФНР

                                    Автоматизация  звука [ж] в словах и словосочетаниях....

Конспект подгруппового логопедического занятия для детей старшей группы с логопедическим заключением - ОНР, 2 уровень речевого развития.

Конспект и презентация разработаны совместо с логопедом  СПб ГБУЗ "Городская поликлиника № 122" Пучковой Верой Анатальевной.Тема: Автоматизация звука (Г) в словосочетаниях....

Конспект подгруппового логопедического занятия для детей подготовительной группы с логопедическим заключением - ОНР, 3 уровень речевого развития. Дифференциация звуков Р, Р` в словах. Лексическая тема : "Путешествие в деревню Простоквашено"

Цель: Дифференциация звуков [Р], [Р`] в словах.Задачи: Коррекционно-образовательные: Определение позиции звука в словах, обогащение словаря по лексической теме, закрепление произношения звуков [Р], [Р...

Конспект подгруппового логопедического занятия для детей 5-6 лет с использованием компьютерной обучающей программы «Играем и учимся» «Звук и буква М»

Представлен авторский конспект занятия с использованием компьютерной обучающей программы "Играем и учимся"...

Конспект подгруппового логопедического занятия для детей подготовительной группы с логопедическим заключением ФФН. Автоматизация звука [р], знакомство с буквой Р. Тема: «Пришельцы из космоса».

Цель: закрепление навыка правильного произношения звука [р],  знакомство с буквой Р. Задачи:Коррекционно-образовательные:активизация слухового внимания;четкое произнесение и характеристика з...