Логопедическое занятие с использованием элементов логоритмики "Урожай мы собираем и на зиму запасаем"
план-конспект занятия по коррекционной педагогике (старшая группа) на тему

Петрова Татьяна Юрьевна

Цели:
Образовательная:

- формировать и расширять у детей семантическое поле «Овощи, фрукты»;

Развивающие:

- развивать у детей: фонематический слух, восприятие, координацию речи с движением;

- развивать грамматический строй речи (образование относительных прилагательных, согласование прилагательных с существительными, согласование числительных с существительными, правильное использование форм родительного, винительного, творительного падежей имен существительных,  согласование прилагательных с существительными в роде, числе, падеже).

Воспитательная:

- воспитывать у детей самоконтроль за речью.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urozhay_sobiraem_i_na_zimu_zapasaem.docx27.95 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

детский сад комбинированного вида № 11 «Радость»

Конспект открытого

логопедического занятия с элементами логоритмики

по формированию лексико – грамматической системы языка

« Урожай собираем и на зиму запасаем»

в старшей логопедической группе № 11

Речевое развитие

                                        Составила и провела учитель – логопед

               Т.Ю. Петрова

г. Дмитров, Московская обл.

Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное», «Физическая культура», «Художественно - эстетическое», «Познавательное развитие»

Цели:
Образовательная:

- формировать и расширять у детей семантическое поле «Овощи, фрукты»;

Развивающие:

- развивать у детей: фонематический слух, восприятие, координацию речи с движением;

- развивать грамматический строй речи (образование относительных прилагательных, согласование прилагательных с существительными, согласование числительных с существительными, правильное использование форм родительного, винительного, творительного падежей имен существительных,  согласование прилагательных с существительными в роде, числе, падеже).

Воспитательная:

- воспитывать у детей самоконтроль за речью.

Логопед: Посмотрите, ребята, у нас сегодня гости, давайте поздороваемся.

Пальчиковая игра «Здравствуй!» Т. Сикачева

Здравствуй, солнце золотое!            Дети пальцами правой руки

по очереди «здороваются» с пальцами левой, похлопывая друг друга кончиками, начиная с больших пальцев.

Здравствуй, небо голубое!

Здравствуй, вольный ветерок!

Здравствуй, маленький дубок!

Мы живем в одном краю —

Всех я вас приветствую!        Переплетают пальцы

«замочком» и поднимают руки      над головой.

                 

Логопед: Все, что летом зеленело, -

                 Пожелтело, покраснело:

                 Груши, яблоки в садах,

                 Помидоры на полях.

                Пришло время сбора урожая.

Ребята, а какой урожай мы с вами собираем?

Дети: урожай фруктов и овощей. (слайд)

Логопед: У меня для вас сюрприз,  в этих мешочках урожай, который собрали этой осенью. Угадайте и расскажите, урожай чего вы собрали?

Игра «Чудесный мешочек -Угадай фрукт, овощ?»

( нужно с закрытыми глазами, определить что это?)

Дети отвечают: Я соберу урожай яблок и т.д.

Логопед: Расскажите, как вы убирали овощи и фрукты?

Игра «Собираем урожай» - образование формы винительного падежа существительных. Подобрать овощи, фрукты

Свеклу выдергиваем,                         огурцы срываем,         

картошку – выкапываем,                 капусту срезают,

яблоки – срываем,                         лук – выкапываем,

сливы – срываем,                         помидоры – срываем,

баклажан – срезаем,                         морковь выдергиваем

Логопед: Давайте заглянем на огород, может, что – нибудь там осталось.

Общеразвивающие упражнения «На огороде» Е. Благинина

Приходите в огород        Дети маршируют.

Посмотреть, как все растет,

Как играют в прятки        И.п. — основная стойка,

руки на поясе. На счет «1» — приседают, ладонями закрывая лицо, на счет «2» —

Огурцы на грядке.        возвращаются в и.п.

Как подсолнухи в картошке              И.п. — основная стойка,

руки опущены. На счет «1» — поднимают руки через стороны вверх и встают на носки, на счет «2» —

Тянут к солнышку ладошки.             возвращаются в и.п.

Как от утренней росы        И.п. — основная стойка,

руки на поясе. Наклоняют

У бобов блестят усы.        корпус вправо и влево.

Как краснеют у забора        И.п. — основная стойка,

                                                         руки на поясе. Поворачивают

Великаны-помидоры.        корпус вправо и влево.

Все растет, все цветет,        И.п. — основная стойка,

руки на поясе. На счет «1» — наклоняют корпус вперед, разводя руки в стороны, на счет «2» — возвращаются в и.п.

Никому не тесно.        

Приходите в огород —        Прыгают на двух ногах с

Очень интересно.        хлопками над головой.

Логопед: В какое время года собирают урожай? А скажите, как называется явление, когда падают листья? Урожай мы собрали, теперь можно отдохнуть, посмотрите, сколько листьев опало, давайте погуляем и  подуем на листочки

Дыхательное упражнение «Листопад»

Логопед: Да, на огороде остались еще овощи и фрукты, помогите мне собрать весь урожай. Но надо его не просто собрать, а рассортировать. В большую корзинку – большие фрукты, овощи, в маленькую корзинку – маленькие.

Игра «Большой, маленький» - образование существительных с уменьшительно – ласкательным суффиксом в единственном и множественном числе.

Логопед: Давайте, расскажем, как мы собирали урожай.

Хоровод «Урожай собирай» А. Филиппенко

закреплять знания по теме «Овощи», развивать творческое воображение, фантазию, формировать интерес к танцевально-игровому творчеству.

Мы корзиночки несем,            Дети идут по кругу, взявшись за руки.

Хором песенки поем.

Урожай собирай

И на зиму запасай.

Ой-да, собирай        Хлопают в ладоши 2 раза, при-

топывают (3 раза).

И на зиму запасай.        Кружатся на топающем шаге.

Мы — ребята-молодцы,        Слегка наклоняются вперед,

опуская правую руку, затем сгибая ее в локте и прикасаясь к ладони левой руки ( «складывают в корзинку».

Собираем огурцы,

И фасоль, и горох.

Урожай у нас не плох!

Ой-да, и горох.        Повторяют движения 1-го куп-

лета.

Урожай у нас не плох!

Ты, пузатый кабачок,        Грозят пальцем.

Отлежал себе бочок.

Не ленись, не зевай,        Водят указательным пальцем

из стороны в сторону.

А в корзину полезай!        «Зовут» руками к себе.

Ой-да, не зевай,        Повторяют движения 1-го куп-

лета.

А в корзину полезай.

Едем, едем мы домой        Идут друг за другом топающим

шагом,руки «держатруль». Садятся на места.

На машине грузовой.

Ворота отворяй,

Едет с поля урожай!

Ой-да, отворяй,

Едет с поля урожай!  

Логопед: Расскажите, что вы здесь собрали в корзинки?

Чистоговорка

Ох-ох-ох — лучше всех горох.        Дети соединяют  ритмично большой и
                                                                      указательный пальцы
.
Ха-ха-ха — это чепуха!        
                     Хлопают в ладоши.

Ор-ор-ор — всех вкуснее помидор.           Ударяют кулачками по коленям.
Овь-овь-овь — сладкая морковь.        
Хлопают ладонями по коленям.
Ла-ла-ла — вкусная свекла.        Ритмично сжимают пальцы в кулаки.
Оп-оп-оп — душистый укроп.        Ритмично сжимают и разжимают  

                                                            пальцы,    подняв руки вверх

Логопед: Ребята, посмотрите,  к нам на огород приполз ежик, чтобы тоже собрать урожай себе на зиму (слайд ежик)

Самомассаж   мячиком «Су – Джок»

Ходит ежик без дорожек,

Не бежит ни от кого.

С головы до ножек

Весь в иголках ежик

Как же взять его.

Ежик, ежик, где гулял

Где колючки потерял?

Ты беги скорей к нам ежик,

Мы сейчас тебе поможем.

Логопед: Посмотрите,  наш ежик спрятался под листочком, давайте сдуем листочек, чтобы наш ежик убежал к себе домой.(слайд ежик с листиком)

Зарядка для глаз «Листья падают» (слайд)

Логопед: Ежик убежал, и оставил нам овощи и фрукты, помогите собрать                                                                                      

Дидактическая игра «Найди свою корзинку» и «Опиши фрукт, овощ»

-развивать ловкость, внимание, точность движений, составлять описательный рассказ об овощах, фруктах по пиктограммам

Дети бегают или маршируют, в зависимости от темпа музыки по кругу. Когда музыка остановится, говорят слова, потом нужно взять муляж.  И разложить по корзинкам в одну –овощи, в другую фрукты

«Огород»

В огороде много гряд.

 Здесь капуста и салат.

Тут и свекла и горох,

А картофель разве плох?

Наш зеленый огород

Нас прокормит целый год.

Логопед: Опишите овощ или фрукт.

Логопед: А давайте сравним овощи и фрукты.

Игра «Сравни по образцу»  - образование сравнительной степени прилагательных (на столе лежат картинки с двумя предметами)

Капуста большая, а тыква больше.

Кабачок зеленый, а огурец зеленее.

Картофель твердый, а тыква тверже.

Редис мелкий, а горох мельче.

Горох вкусный, а кукуруза вкуснее.

Яблоко сладкое, а груша слаще.

Апельсин кислый, а лимон кислее.

Банан мягкий, а слива мягче.

Логопед:  И в полоску блузы

                 Выбрали арбузы.

Мимическое упражнение «Арбуз»

Дети передают мяч-«арбуз» по кругу под слова:

Он зеленый, круглый, гладкий,

А внутри он – красный, сладкий. (В. Степанов)

После окончания слов ребенок, у которого оказался «арбуз», делает вид, что пробует его, и мимикой показывает, какой арбуз — кислый или сладкий.

Логопед: Примерял помидор

                Красную рубашку.

Дыхательное упражнение «Синьор-помидор» (по М. Лазареву)
   И.п. — стоя. Кисти на грудной клетке, большие пальцы направлены назад. На вдохе руки сопротивляются расхождению ребер. Пауза. На выдохе — плотно сжатые губы препятствуют выдоху воздуха. Руки с силой выжимают грудную клетку. Предельное напряжение всех мышц (лицо краснеет от напряжения). Повторить 3—4 раза. Упражнение создает сопротивление на выдохе.

Игра «Доскажи словечко»

Развитие слухового внимания, фонематического восприятия, анализа и синтеза 

Логопед: Поздним летом в огород

Собирается народ.

Зрел все лето урожай!

Что собрали? Отгадай!

Здесь весной было пусто

Летом выросла…..капуста

Солнышко светило,

чтоб ярче зеленел….укроп

Собираем мы в лукошко

Очень крупную….картошку

От дождя земля намокла –

Вылезай толстушка….свекла

Надо поклонится низко,

Чтобы вытащить….редиску

Помогает деду внук –

Собирает с грядок ….лук

Просит дедушку Федюшку:

-Собери еще….петрушку

Вот зеленый толстячок –

Крупный, гладкий….кабачок

И красавец великан –

Темно – синий…..баклажан

Он круглый и красный,

Как глаз светофора.

Среди овощей нет сочней…помидора

Летом в огороде

Свежие, зеленые,

А зимою  - в бочке

Крепкие, соленые ….огурцы

В огороде много гряд.

Тут и там растет….салат

Из земли –за чуб плутовку

Тянем сочную….морковку

Массаж носа «Морковь» М. Картушина

Вот-вот-вот —             Потереть большими пальцами указательные.

Морковки водят хоровод.

Ава-ава-ава —             Массировать ноздри указательными

Веселая забава.           пальцами сверху вниз и снизу вверх

Овь-овь-овь —

Вкусная морковь.

Логопед: Вот и все!

Хоть и устали,

Урожай мы весь собрали!

Логопед: Давайте поиграем.

Русская народная игра «Огуречик»

Выбирается «мышка». Она сидит в своей норке. Дети-огурцы подходят к ней и, грозя пальчиком, говорят:

Хором:    Огуречик, огуречик,

                Не ходи на тот конечик!

               Там мышка живет,

               Тебе хвостик отгрызет!

После окончания чтения потешки «мышка» догоняет ребят.

Логопед: Устали овощи, сели отдыхать.

Упражнение на релаксацию

Отдувается капуста: «Ах! Ах!»         Обмахивать лицо ладошками.

Морковка: «Эх! Эх!»                         Хлопать по коленям.

Горох: «О-хо-хох!»                           Легко ударять пальчиками по коленям.

Огурец: «Ух! Ух!»                              Хлопать в ладоши.

Логопед: Теперь мы все собрали, пора отправляться домой.

Самомассаж фаланг пальцев зубными щётками «Прощай огород»

На каждый ударный слог - разминание фаланги одного пальца, направление массажных движений - от ногтевой фаланги (подушечки) к основанию пальца.

Левая рука:

Вырос у нас чесночок,         (Дети разминают указательный палец)

Перец, томат, кабачок,         (средний палец)

Тыква, капуста, картошка,  (безымянный палец)

Лук и немного горошка.      (мизинец)

Правая рука:

Овощи мы собирали.           (разминают мизинец)

Ими друзей угощали,          (безымянный палец)

Квасили, ели, солили,          (средний палец)

С дачи домой увозили.        (указательный палец)

Прощай же на год,

Наш друг-огород.               (машем- пока)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект логопедического занятия с использованием элементов фонетической ритмики и пальчиковых игр на основе деятельностного метода

Конспект логопедического занятия с использованием элементов фонетической ритмики и пальчиковых игр на основе деятельностного метода. Цель: закрепить знания детей по развитию речи и обучению...

Урожай собирай и на зиму запасай

Тема. Урожай собирай и на зиму запасай Цель. Формирование знаний о фруктах и овощах.Интеграция образовательных областей.Познание – ведущий вид деятельности.Социализация. Сортируем овощи и ф...

"Яркие краски зимы". Конспект фронтального логопедического занятия с использованием элементов здоровьесберегающих технологий

Подробный конспект открытого фронтального занятия, подготовленный для участия в конкурсе "Воспитатель года - 2011" (г. Орёл)....

Открытое занятие с использованием элементов ТРИЗ в старшей логопедической группе по теме "Долгожданная зима".

Вашему вниманию предлагается конспект занятия по теме "Долгожданная зима" с элементами ТРИЗ. Занятие для детей старщего дошкольного возраста. Занятие построено в увлекательной форме, предполагает прос...

Конспект непосредственно- образовательной деятельности (логопедическое занятие с использованием элементов хромотерапии) Тема: "Путешествие в Красную страну"

Конспект открытого занятия в старшей   группе компенсирующей направленности для детей с ТНР с использованием элементов хромотерапии...

Методическая разработка подгруппового логопедического занятия с использованием элементов цветотерапии "Путешествие в Желтую страну"

Методическая разработка  подгруппового  логопедического занятия  с использованием элементов цветотерапии "Путешествие в Желтую  страну"...