Логопедическое занятие с использованием элементов логоритмики "Урожай мы собираем и на зиму запасаем"
план-конспект занятия по коррекционной педагогике (старшая группа) на тему
Цели:
Образовательная:
- формировать и расширять у детей семантическое поле «Овощи, фрукты»;
Развивающие:
- развивать у детей: фонематический слух, восприятие, координацию речи с движением;
- развивать грамматический строй речи (образование относительных прилагательных, согласование прилагательных с существительными, согласование числительных с существительными, правильное использование форм родительного, винительного, творительного падежей имен существительных, согласование прилагательных с существительными в роде, числе, падеже).
Воспитательная:
- воспитывать у детей самоконтроль за речью.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urozhay_sobiraem_i_na_zimu_zapasaem.docx | 27.95 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
детский сад комбинированного вида № 11 «Радость»
Конспект открытого
логопедического занятия с элементами логоритмики
по формированию лексико – грамматической системы языка
« Урожай собираем и на зиму запасаем»
в старшей логопедической группе № 11
Речевое развитие
Составила и провела учитель – логопед
Т.Ю. Петрова
г. Дмитров, Московская обл.
Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное», «Физическая культура», «Художественно - эстетическое», «Познавательное развитие»
Цели:
Образовательная:
- формировать и расширять у детей семантическое поле «Овощи, фрукты»;
Развивающие:
- развивать у детей: фонематический слух, восприятие, координацию речи с движением;
- развивать грамматический строй речи (образование относительных прилагательных, согласование прилагательных с существительными, согласование числительных с существительными, правильное использование форм родительного, винительного, творительного падежей имен существительных, согласование прилагательных с существительными в роде, числе, падеже).
Воспитательная:
- воспитывать у детей самоконтроль за речью.
Логопед: Посмотрите, ребята, у нас сегодня гости, давайте поздороваемся.
Пальчиковая игра «Здравствуй!» Т. Сикачева
Здравствуй, солнце золотое! Дети пальцами правой руки
по очереди «здороваются» с пальцами левой, похлопывая друг друга кончиками, начиная с больших пальцев.
Здравствуй, небо голубое!
Здравствуй, вольный ветерок!
Здравствуй, маленький дубок!
Мы живем в одном краю —
Всех я вас приветствую! Переплетают пальцы
«замочком» и поднимают руки над головой.
Логопед: Все, что летом зеленело, -
Пожелтело, покраснело:
Груши, яблоки в садах,
Помидоры на полях.
Пришло время сбора урожая.
Ребята, а какой урожай мы с вами собираем?
Дети: урожай фруктов и овощей. (слайд)
Логопед: У меня для вас сюрприз, в этих мешочках урожай, который собрали этой осенью. Угадайте и расскажите, урожай чего вы собрали?
Игра «Чудесный мешочек -Угадай фрукт, овощ?»
( нужно с закрытыми глазами, определить что это?)
Дети отвечают: Я соберу урожай яблок и т.д.
Логопед: Расскажите, как вы убирали овощи и фрукты?
Игра «Собираем урожай» - образование формы винительного падежа существительных. Подобрать овощи, фрукты
Свеклу выдергиваем, огурцы срываем,
картошку – выкапываем, капусту срезают,
яблоки – срываем, лук – выкапываем,
сливы – срываем, помидоры – срываем,
баклажан – срезаем, морковь выдергиваем
Логопед: Давайте заглянем на огород, может, что – нибудь там осталось.
Общеразвивающие упражнения «На огороде» Е. Благинина
Приходите в огород Дети маршируют.
Посмотреть, как все растет,
Как играют в прятки И.п. — основная стойка,
руки на поясе. На счет «1» — приседают, ладонями закрывая лицо, на счет «2» —
Огурцы на грядке. возвращаются в и.п.
Как подсолнухи в картошке И.п. — основная стойка,
руки опущены. На счет «1» — поднимают руки через стороны вверх и встают на носки, на счет «2» —
Тянут к солнышку ладошки. возвращаются в и.п.
Как от утренней росы И.п. — основная стойка,
руки на поясе. Наклоняют
У бобов блестят усы. корпус вправо и влево.
Как краснеют у забора И.п. — основная стойка,
руки на поясе. Поворачивают
Великаны-помидоры. корпус вправо и влево.
Все растет, все цветет, И.п. — основная стойка,
руки на поясе. На счет «1» — наклоняют корпус вперед, разводя руки в стороны, на счет «2» — возвращаются в и.п.
Никому не тесно.
Приходите в огород — Прыгают на двух ногах с
Очень интересно. хлопками над головой.
Логопед: В какое время года собирают урожай? А скажите, как называется явление, когда падают листья? Урожай мы собрали, теперь можно отдохнуть, посмотрите, сколько листьев опало, давайте погуляем и подуем на листочки
Дыхательное упражнение «Листопад»
Логопед: Да, на огороде остались еще овощи и фрукты, помогите мне собрать весь урожай. Но надо его не просто собрать, а рассортировать. В большую корзинку – большие фрукты, овощи, в маленькую корзинку – маленькие.
Игра «Большой, маленький» - образование существительных с уменьшительно – ласкательным суффиксом в единственном и множественном числе.
Логопед: Давайте, расскажем, как мы собирали урожай.
Хоровод «Урожай собирай» А. Филиппенко
закреплять знания по теме «Овощи», развивать творческое воображение, фантазию, формировать интерес к танцевально-игровому творчеству.
Мы корзиночки несем, Дети идут по кругу, взявшись за руки.
Хором песенки поем.
Урожай собирай
И на зиму запасай.
Ой-да, собирай Хлопают в ладоши 2 раза, при-
топывают (3 раза).
И на зиму запасай. Кружатся на топающем шаге.
Мы — ребята-молодцы, Слегка наклоняются вперед,
опуская правую руку, затем сгибая ее в локте и прикасаясь к ладони левой руки ( «складывают в корзинку».
Собираем огурцы,
И фасоль, и горох.
Урожай у нас не плох!
Ой-да, и горох. Повторяют движения 1-го куп-
лета.
Урожай у нас не плох!
Ты, пузатый кабачок, Грозят пальцем.
Отлежал себе бочок.
Не ленись, не зевай, Водят указательным пальцем
из стороны в сторону.
А в корзину полезай! «Зовут» руками к себе.
Ой-да, не зевай, Повторяют движения 1-го куп-
лета.
А в корзину полезай.
Едем, едем мы домой Идут друг за другом топающим
шагом,руки «держатруль». Садятся на места.
На машине грузовой.
Ворота отворяй,
Едет с поля урожай!
Ой-да, отворяй,
Едет с поля урожай!
Логопед: Расскажите, что вы здесь собрали в корзинки?
Чистоговорка
Ох-ох-ох — лучше всех горох. Дети соединяют ритмично большой и
указательный пальцы.
Ха-ха-ха — это чепуха! Хлопают в ладоши.
Ор-ор-ор — всех вкуснее помидор. Ударяют кулачками по коленям.
Овь-овь-овь — сладкая морковь. Хлопают ладонями по коленям.
Ла-ла-ла — вкусная свекла. Ритмично сжимают пальцы в кулаки.
Оп-оп-оп — душистый укроп. Ритмично сжимают и разжимают
пальцы, подняв руки вверх
Логопед: Ребята, посмотрите, к нам на огород приполз ежик, чтобы тоже собрать урожай себе на зиму (слайд ежик)
Самомассаж мячиком «Су – Джок»
Ходит ежик без дорожек,
Не бежит ни от кого.
С головы до ножек
Весь в иголках ежик
Как же взять его.
Ежик, ежик, где гулял
Где колючки потерял?
Ты беги скорей к нам ежик,
Мы сейчас тебе поможем.
Логопед: Посмотрите, наш ежик спрятался под листочком, давайте сдуем листочек, чтобы наш ежик убежал к себе домой.(слайд ежик с листиком)
Зарядка для глаз «Листья падают» (слайд)
Логопед: Ежик убежал, и оставил нам овощи и фрукты, помогите собрать
Дидактическая игра «Найди свою корзинку» и «Опиши фрукт, овощ»
-развивать ловкость, внимание, точность движений, составлять описательный рассказ об овощах, фруктах по пиктограммам
Дети бегают или маршируют, в зависимости от темпа музыки по кругу. Когда музыка остановится, говорят слова, потом нужно взять муляж. И разложить по корзинкам в одну –овощи, в другую фрукты
«Огород»
В огороде много гряд.
Здесь капуста и салат.
Тут и свекла и горох,
А картофель разве плох?
Наш зеленый огород
Нас прокормит целый год.
Логопед: Опишите овощ или фрукт.
Логопед: А давайте сравним овощи и фрукты.
Игра «Сравни по образцу» - образование сравнительной степени прилагательных (на столе лежат картинки с двумя предметами)
Капуста большая, а тыква больше.
Кабачок зеленый, а огурец зеленее.
Картофель твердый, а тыква тверже.
Редис мелкий, а горох мельче.
Горох вкусный, а кукуруза вкуснее.
Яблоко сладкое, а груша слаще.
Апельсин кислый, а лимон кислее.
Банан мягкий, а слива мягче.
Логопед: И в полоску блузы
Выбрали арбузы.
Мимическое упражнение «Арбуз»
Дети передают мяч-«арбуз» по кругу под слова:
Он зеленый, круглый, гладкий,
А внутри он – красный, сладкий. (В. Степанов)
После окончания слов ребенок, у которого оказался «арбуз», делает вид, что пробует его, и мимикой показывает, какой арбуз — кислый или сладкий.
Логопед: Примерял помидор
Красную рубашку.
Дыхательное упражнение «Синьор-помидор» (по М. Лазареву)
И.п. — стоя. Кисти на грудной клетке, большие пальцы направлены назад. На вдохе руки сопротивляются расхождению ребер. Пауза. На выдохе — плотно сжатые губы препятствуют выдоху воздуха. Руки с силой выжимают грудную клетку. Предельное напряжение всех мышц (лицо краснеет от напряжения). Повторить 3—4 раза. Упражнение создает сопротивление на выдохе.
Игра «Доскажи словечко»
Развитие слухового внимания, фонематического восприятия, анализа и синтеза
Логопед: Поздним летом в огород
Собирается народ.
Зрел все лето урожай!
Что собрали? Отгадай!
Здесь весной было пусто Летом выросла…..капуста | Солнышко светило, чтоб ярче зеленел….укроп |
Собираем мы в лукошко Очень крупную….картошку | От дождя земля намокла – Вылезай толстушка….свекла |
Надо поклонится низко, Чтобы вытащить….редиску | Помогает деду внук – Собирает с грядок ….лук |
Просит дедушку Федюшку: -Собери еще….петрушку | Вот зеленый толстячок – Крупный, гладкий….кабачок |
И красавец великан – Темно – синий…..баклажан | Он круглый и красный, Как глаз светофора. Среди овощей нет сочней…помидора |
Летом в огороде Свежие, зеленые, А зимою - в бочке Крепкие, соленые ….огурцы | В огороде много гряд. Тут и там растет….салат |
Из земли –за чуб плутовку Тянем сочную….морковку |
Массаж носа «Морковь» М. Картушина
Вот-вот-вот — Потереть большими пальцами указательные.
Морковки водят хоровод.
Ава-ава-ава — Массировать ноздри указательными
Веселая забава. пальцами сверху вниз и снизу вверх
Овь-овь-овь —
Вкусная морковь.
Логопед: Вот и все!
Хоть и устали,
Урожай мы весь собрали!
Логопед: Давайте поиграем.
Русская народная игра «Огуречик»
Выбирается «мышка». Она сидит в своей норке. Дети-огурцы подходят к ней и, грозя пальчиком, говорят:
Хором: Огуречик, огуречик,
Не ходи на тот конечик!
Там мышка живет,
Тебе хвостик отгрызет!
После окончания чтения потешки «мышка» догоняет ребят.
Логопед: Устали овощи, сели отдыхать.
Упражнение на релаксацию
Отдувается капуста: «Ах! Ах!» Обмахивать лицо ладошками.
Морковка: «Эх! Эх!» Хлопать по коленям.
Горох: «О-хо-хох!» Легко ударять пальчиками по коленям.
Огурец: «Ух! Ух!» Хлопать в ладоши.
Логопед: Теперь мы все собрали, пора отправляться домой.
Самомассаж фаланг пальцев зубными щётками «Прощай огород»
На каждый ударный слог - разминание фаланги одного пальца, направление массажных движений - от ногтевой фаланги (подушечки) к основанию пальца.
Левая рука:
Вырос у нас чесночок, (Дети разминают указательный палец)
Перец, томат, кабачок, (средний палец)
Тыква, капуста, картошка, (безымянный палец)
Лук и немного горошка. (мизинец)
Правая рука:
Овощи мы собирали. (разминают мизинец)
Ими друзей угощали, (безымянный палец)
Квасили, ели, солили, (средний палец)
С дачи домой увозили. (указательный палец)
Прощай же на год,
Наш друг-огород. (машем- пока)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект логопедического занятия с использованием элементов фонетической ритмики и пальчиковых игр на основе деятельностного метода
Конспект логопедического занятия с использованием элементов фонетической ритмики и пальчиковых игр на основе деятельностного метода. Цель: закрепить знания детей по развитию речи и обучению...
Урожай собирай и на зиму запасай
Тема. Урожай собирай и на зиму запасай Цель. Формирование знаний о фруктах и овощах.Интеграция образовательных областей.Познание – ведущий вид деятельности.Социализация. Сортируем овощи и ф...
"Яркие краски зимы". Конспект фронтального логопедического занятия с использованием элементов здоровьесберегающих технологий
Подробный конспект открытого фронтального занятия, подготовленный для участия в конкурсе "Воспитатель года - 2011" (г. Орёл)....
Открытое занятие с использованием элементов ТРИЗ в старшей логопедической группе по теме "Долгожданная зима".
Вашему вниманию предлагается конспект занятия по теме "Долгожданная зима" с элементами ТРИЗ. Занятие для детей старщего дошкольного возраста. Занятие построено в увлекательной форме, предполагает прос...
Конспект непосредственно- образовательной деятельности (логопедическое занятие с использованием элементов хромотерапии) Тема: "Путешествие в Красную страну"
Конспект открытого занятия в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ТНР с использованием элементов хромотерапии...
Методическая разработка подгруппового логопедического занятия с использованием элементов цветотерапии "Путешествие в Желтую страну"
Методическая разработка подгруппового логопедического занятия с использованием элементов цветотерапии "Путешествие в Желтую страну"...
Логопедическое занятие с использованием элементов программы мозжечковой стимуляции по автоматизации звука Л в слогах, словах и словосочетаниях
Автоматизация звука Л в слогах, словах и словосочетаниях...