"Яркие краски зимы". Конспект фронтального логопедического занятия с использованием элементов здоровьесберегающих технологий
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) по теме
Подробный конспект открытого фронтального занятия, подготовленный для участия в конкурсе "Воспитатель года - 2011" (г. Орёл).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
yarkie_kraski_zimy.doc | 45 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Яркие краски зимы
Цель: активизировать словарный запас по лексической теме «Зима»
Задачи:
Образовательные:
- расширять активный и пассивный словарь детей;
- упражнять в подборе определений, глаголов;
- закреплять навыки согласования имён прилагательных и причастий с именами существительными;
- закреплять у детей навыки словообразования;
- совершенствовать навыки грамматически правильного построения предложений;
- развивать связную речь.
Коррекционно-развивающие:
- использовать потенциал музотерапии, цветотерапии, ароматерапии для создания благоприятного психоэмоционального настроя на занятии, предупреждения тревожности, развития чувства уверенности в себе, активизации мыслительной и речевой деятельности;
- развивать речевое дыхание;
- укреплять мелкую моторику пальцев, совершенствовать зрительно-моторную координацию, умение согласовывать движения со словесным сопровождением;
- способствовать профилактике оптической дисграфии;
- развивать зрительный анализ и синтез;
- способствовать развитию у детей пространственных представлений;
- развивать зрительное восприятие;
Оборудование: бейджики – снежинки с именами детей, бумажные снежинки для проведения зрительной и дыхательной гимнастики с ароматом хвои, пустая рамка для картины, картина «Зимний пейзаж», индивидуальные подносы с манной крупой, образцы снежинок, предметные картинки, силуэтные картинки, контурные изображения предметов, тканевое полотно красного цвета (для активизации мыслительной деятельности), фрагмент музыкального произведения «Размышления» Ж. Массне.
Ход занятия
- Организационное начало занятия
(Входит логопед, подходит к детям, которые стоят на ковре)
Логопед: Здравствуйте, меня зовут Елизавета Сергеевна. Давайте познакомимся. Я принесла с собой вам волшебные подарки. (Из коробки достаю бейджики-снежинки с именами детей)
Как тебя зовут? (вешаю бейджики).
- Эти чудесные снежинки с вашими именами помогут вам быть на занятии самыми внимательными, умными и сообразительными. Ну и конечно не забудем о том, что отвечать будем полным предложением, чётко и красиво!
- Проходите, присаживайтесь на стулья.
- Сообщение темы и цели занятия
(Дети проходят и садятся каждый на свой стул. Перед детьми стоит мольберт с картиной накрытый красным полотном.)
Логопед: Я принесла вам очень красивую зимнюю картину.
Закройте глаза. Представьте себе, что бы вы могли там увидеть. Один! Два! Три! Открывайте!
(Логопед снимает полотно, а там вместо картины пустая рамка)
Логопед: Ах! Картина-то исчезла! Это волшебница Зима заколдовала её и сделала невидимой. Давайте расколдуем её.
Логопед: Мы нарисуем новую картину! Но у нас нет ни карандашей, ни красок, ни фломастеров… Придумала! Мы будем рисовать картину с помощью слов. Как вы думаете, какие слова мы должны будем подбирать для нашей картины?
- Обычные, простые, которыми пользуемся каждый день, или будем стараться подбирать красивые, необычные слова?
Дети: Красивые, необычные.
- Работа по теме занятия
Логопед: Итак, с чего же нам начать… Мы же будем рисовать картину с изображением зимы.
- Как вы думаете, какой цвет будет самым главным на нашей картине?
Дети: Белый
А) Упражнение на согласование имён прилагательных с именами существительными
Логопед: Да на улице всё белым – бело! Повсюду, и тут и там лежит белый снег. Давайте назовём, что побелело зимой. Я вам буду показывать картинки, а вы называете, например, деревья покрыты белым снегом, какие они? – белые деревья.
Картинки: крыша, дерево, дома, куст, забор,
Логопед: Но неужели наша картина будет просто белой. Какой же тогда унылой и скучной получится она… Чтобы наша картина стала более весёлой, какой день мы нарисуем на ней?
Дети: солнечный, морозный, погожий, ясный, светлый, яркий, безоблачный…
Б) Упражнение на согласование имён прилагательных
Снег на солнышке искрится, значит он какой? (Искристый, искрящийся). Снег сверкает … (сверкающий), серебрится …(серебристый), рассыпается…(рассыпчатый), хрустит… (хрустящий). А снежинка какая? (Хрустальная, серебристая, искристая.)
В) Упражнение «Нарисуй снежинку»
Логопед: Подойдите к столам. Посмотрите, снег лежит даже у вас на тарелочках. Давайте нарисуем снежинки для нашей картины. Вам поможет образец.
Логопед: Ведём прямую горизонтальную линию слева направо, затем ставим точку в верхнем левом углу и ведём наклонную линию наискосок в правый нижний угол. Ставим точку в верхнем правом углу и ведём наклонную линию наискосок в левый нижний угол. Нарисуем в середине кружок, дуги на каждом луче снежинки.
(Звучит тихая музыка. Дети по инструкции и зрительному образцу пальцем рисуют снежинки на манной крупе)
- Какая у тебя снежинка?
- Как твоя снежинка будет падать на землю?
(Индивидуальная работа. Помощь логопеда детям при затруднениях в выполнении работы)
Логопед: Снежинки у вас получились замечательные, нежные как настоящие, живые… Молодцы! Мы с вами нарисовали столько разных снежинок, что у нас может получиться на картине целый снегопад.
- Внимательно рассмотрите свои снежинки. Только рассматривать мы их будем только глазами. Возьмите со столов снежинки в вытянутую левую руку.
Г) Гимнастика для глаз
Раз снежинка, два снежинка (вверх-вниз)
Лучики кристаллики (влево-вправо)
Раз снежинка, два снежинка (вверх-вниз)
Снежные фонарики (влево-вправо)
Спрятались снежинки, белые пушинки
А мы веки опускаем, наши глазки отдыхают.
(закрыть глаза)
Д) Упражнение на развитие направленного выдоха
Логопед: Посмотрите, снежинки «ожили». Давайте подуем на них холодным ветерком, чтобы они не растаяли.
Ледяные мотыльки, белые снежинки
Невесомы и легки, будто бы пушинки
И летают день и ночь, устали не знают
Серебристою каймой, землю укрывают.
Логопед: Вместе с нашими снежинками мы переместились в зимний лес.
Давайте вдохнём морозный воздух зимнего леса. (Дети вдыхают воздух, ощущая запах ароматического масла хвои)
- Чем пахнет в зимнем лесу? Глубокий вдох.
Дети: Хвоей, свежестью, морозом.
4.Физминутка «Зимний лес»
Вот пришли мы в зимний лес
Здесь полным – полно чудес.
Вот берёзка в белой шубке,
Это ель в пушистой юбке
Вот снежинки полетели
И на землю тихо сели.
5. Работа по теме занятия (продолжение)
Е) Беседа по теме занятия
Логопед: Какие другие краски можно увидеть в зимнем лесу? Встретится ли нам что-нибудь, например, красного цвета?
Дети: Грозди рябины, ягоды боярышника, калины, грудка у снегиря
Логопед: А что мы можем встретить в лесу жёлтого цвета?
Дети: Ясное солнце, грудку у синички…
Логопед: Голубого (небо)? Коричневого (стволы деревьев), оранжевого (лису), серого (белку, волка).
Логопед: А ели посмотреть на искрящиеся под лучами солнца снежинки, то какого цвета они будут?
Дети: Разноцветные
Логопед: Сколько оказывается красок в белом зимнем лесу!
Ж) Упражнение по подбору глаголов к именам существительным
Логопед: Какая же зима без веселья и зимних забав! Как можно веселиться?
А вот мои маленькие подсказки. (Детям предлагаются силуэтные изображения предметов для зимних игр.)
Логопед: Что можно делать на санках?
Дети: Ехать, катиться, спускаться, мчаться…
Логопед: На лыжах?
Дети: Ехать, кататься, бежать…
И т. д.
З) Работа по составлению предложений
Логопед: Как вы думаете, какое настроение у детей? Каким цветом вы нарисовали его на нашей картине?
(Появляется картина, прикрытая калькой. На кальке нарисованы контурные изображения предметов, которые есть на картине.)
Логопед: Посмотрите, какие-то образы стали проявляться, но нашу картину словно запорошило инеем. Какие предметы вы можете разглядеть?
(Дети ищут контурные изображения предметов, нарисованных на кальке. Показывают их указкой).
Логопед: Составим предложения, используя красивые слова, которые мы проговаривали на занятии.
6. Подведение итогов занятия.
Логопед: Мы расколдовали нашу картину. Какая же картина получилась у нас? Подберите подходящие слова –признаки.
- Что понравилось на занятии больше всего?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект подгруппового логопедического занятия с использованием информационно -коммуникативных технологий (авторских электронных учебных пособий) по лексической теме "Насекомые весной"
Конспект подгруппового логопедического занятия по развитию звукового анализа и синтеза с детьми 6-7 лет, имеющими фонетико-фонематическое недоразвитие речи с использованием информационно-коммуникативн...
Конспект индивидуального логопедического занятия с использованием современных образовательных технологий (точечный массаж речевой мускулатуры, самомассаж профессора Ф.Р. Ауглина, самомассаж кистей рук)
Конспект индивидуального логопедического занятия с использованием современных образовательных технологий (точечный массаж речевой мускулатуры, самомассаж профессора Ф.Р. Ауглина,самомассаж...
Конспект индивидуального логопедического занятия с использованием современных образовательных технологий (инструментальный массаж мышц артикуляционного аппарата О. Приходько) с ребёнком 6-и лет с
Конспект индивидуального логопедическогозанятия с использованием современных образовательных технологий (инструментальный массаж мышц артикуляционного аппарата О. Приходько) с ребёнком 6-и...
Конспект фронтального логопедического занятия с использованием ИКТ в подготовительной к школе группе для детей с ОНР
Конспект фронтального логопедического занятия с использованием ИКТ в подготовительной к школе группе для детей с ОНР по теме: "Наша Родина-Россия"...
Конспект индивидуального логопедического занятия с использованием современных образовательных технологий (информационно-коммуникационные технологии) «Цирк»
В данном конспекте в игровой форме ребенок выполняет задания по автоматизации звука [р] в слогах, словах и предложениях. В занятии используются: компьютерная презентация, здоровьесберегающие технологи...
Конспект индивидуального логопедического занятия с использованием современных образовательных технологий (информационно-коммуникационные технологии) «Цирк»
Цель: автоматизация звука [Р] в слогах, словах, предложениях.Задачи:Коррекционно-образовательные:- закреплять правильное произношение звука [Р] в слогах, словах и предложениях;- развивать ф...
Конспект фронтального логопедического занятия с использованием ИКТ на тему «Космос»
Конспект фронтального логопедического занятия с использование ИКТ в старшей группе...