Психологическая программа комплексных коррекционно-развивающих занятий в подготовительной к школе группе
рабочая программа по коррекционной педагогике (подготовительная группа) по теме
Скоро в школу…
Для многих эти слова звучат как радостное ожидание, для других – как сигнал к действию, для третьих – как уравнение со множеством неизвестных. Но в любом случае, как для педагогов, так и для родителей встает вопрос о психологической готовности ребенка к обучению.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_psihologicheskaya.doc | 88 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа комплексных
коррекционно-развивающих занятий
в подготовительной к школе группе
Введение
Скоро в школу…
Для многих эти слова звучат как радостное ожидание, для других – как сигнал к действию, для третьих – как уравнение со множеством неизвестных. Но в любом случае, как для педагогов, так и для родителей встает вопрос о психологической готовности ребенка к обучению.
Проблемой психологической готовности к школе, ее изучением, обоснованием критериев готовности к школьному обучению занимались многие психологи, педагоги, физиологи. Интерес к указанной проблеме, по мнению Гуткиной Н.И. объясняется тем, что образно психологическую готовность к школьному обучению можно сравнить с фундаментом здания: хороший крепкий фундамент – залог надежности и качества будущей постройки.
Что же лежит в основе психологической готовности к школе?
В исследованиях отечественных психологов существует некоторое различие подходов к данной проблеме. Так, в работах Л.И. Божович выделяются несколько параметров психического развития ребенка, наиболее существенно влияющих на успешность обучения в школе. Среди них определенный уровень мотивационного развития ребенка, включающий познавательные и социальные мотивы учения, достаточное развитие произвольного поведения и интеллектуальной сферы. Основным критерием готовности к школе Л.И.Божович выделяет новообразование «внутренняя позиция школьника», представляющее собой синтез познавательной потребности и потребности в общении со взрослым на новом уровне.
Д.Б. Эльконин же на первое место ставил сформированность предпосылок к учебной деятельности. К наиболее важным предпосылкам он относил умение ребенка ориентироваться на систему правил в работе, умение слушать и выполнять инструкции взрослого, умение работать по образцу и некоторые другие.
В работах Е.Е. Кравцовой при характеристике психологической готовности детей к школе основной упор делается на роль общения в развитии ребенка. Выделяются три сферы – отношение к взрослому, к сверстнику и к самому себе, уровень развития которых определяет степень готовности к школе.
На данном этапе традиционно считают психологическую готовность понятием многокомпонентным, включающим в себя:
1 – Интеллектуальный компонент: сформированность мыслительных операций, способность концентрировать внимание, достаточно дифференцированное восприятие, умение устанавливать причинно-следственные связи и рассуждать, развитое воображение и мелкую моторику, умение выделять учебную задачу, владение произвольным логическим запоминанием, развитая способность действовать по образцу, достаточный уровень речевого развития и фонематического слуха.
2 - Эмоциональный (мотивационный компонент): подразумевает сформированность так называемой «внутренней позиции школьника» - это, прежде всего интерес к учебному содержанию занятий, способность выполнять требования взрослого (понимание социальной роли учителя), ослабление непосредственных, импульсивных реакций, умение контролировать свое поведение.
Жизнь будущего первоклассника предъявляет большие требования к воле ребенка: надо вовремя встать, успеть в школу точно до звонка, нужно выполнять многие правила на уроке и вне его. И каждое такое правило, каждое «надо» требует, чтобы ребенок подчинял им свои действия, мысли, желания, умел сдерживать и контролировать свое поведение. Именно такое поведение называется произвольным. Именно оно и позволяет бывшему дошкольнику быстрее и легче приспособиться к школе.
3 – Социальная (личностная) готовность. Социальная зрелость подразумевает потребность в общении со сверстниками, навыки установления контакта с другими детьми, способность принимать роль ученика.
С первых минут жизнь каждого человека вплетена в ткань человеческих отношений. Человек не может жить без общения с другими людьми, он никогда не станет человеком, если рядом не будет другого человека – источника внимания и поддержки, партнера по игре и труду, носителя знаний об окружающем мире и способах его познания.
К сожалению, в нашей культурной традиции воспитания преобладают в основном ценности интеллектуального развития (по результатам исследований, осуществленных под руководством Е.О.Смирновой). В современной России родители обнаруживают явное противоречие между желанием видеть своих детей добрыми, отзывчивыми, гуманными и теми занятиями, которыми они их увлекают. В семье ценится ребенок умный, умеющий читать, считать, писать и пр. Развитие познавательной сферы ребенка зачастую проходит мимо его личности. Вне поля зрения взрослых остается тот стихийно сложившийся опыт индивидуальной жизни, который в основном и составляет внутренний мир человека, является источником переживаний и важной составляющей психического своеобразия человека.
Контакты со сверстниками приносят ни с чем не сравнимую радость. Только со сверстниками дети учатся быть наравне, а значит строить особые (личностные, деловые, оценочные) отношения, которые они не могут иметь со взрослыми.
Уже к шести годам ребенок начинает осознавать, что другие дети, как и он сам, имеют устойчивые, не зависящие от ситуации характер и убеждения, с которыми нужно считаться. Это проявляется в сопереживании сверстнику и в потребности эмоциональной поддержки. Старшие дошкольники способны уже не только оценить себя, но и достоинства другого ребенка, соответственно к нему отнестись. Общение становится важным фактором развития, как своей личности, так и личности сверстника.
Однако далеко не все дети дошкольного возраста овладевают необходимыми способами и формами общения со взрослыми и сверстниками. Ведь для этого требуется определенное развитие познавательных способностей (в том числе речи и воображения), умение представить образно то, что отсутствует в наличной ситуации, действия в уме. Ребенку необходимо научиться социальному познанию – умению видеть и понимать тонкие эмоциональные проявления сверстников, взрослых. Многочисленные конфликты, которые возникают из-за эмоциональной возбудимости, подвижности, проявления агрессии и негативизма, недоброжелательности могут быть разрешены лишь при условии специального обучения детей умению договориться, быть позитивным, понимающим, вступить в партнерские отношения с ровесником.
Таким образом, исходя из представления о психологической готовности, как об образовании многокомпонентном, представленная программа коррекционно-развивающих занятий «Готовимся к школе вместе!» является комплексной, т.к. направлена на развитие всех вышеперечисленных компонентов психологической готовности к обучению в школе.
Почему программа носит название «Готовимся к школе вместе»?
Все очень просто:
- мы вместе развиваемся, тренируя свое воображение и память, совершенствуя мыслительные операции и речь,
- мы вместе учимся думать и рассуждать, находить выход из сложных ситуаций, управлять своим поведением и эмоциями, выстраивать позитивные отношения друг с другом,
- мы вместе пробуем сочувствовать, лучше понимать себя и других, осваиваем навыки саморегуляции,
- мы вместе, помогая друг другу, формируем позитивный образ своего «Я», учимся ощущать близость и тепло, ценить того, кто рядом.
И самое главное - просто получаем удовольствие оттого, что МЫ ВМЕСТЕ!
Кроме того, все те качества, которые приобретают дети в процессе коррекционно-развивающих занятий, обеспечат безболезненную адаптацию ребенка к новой социальной среде; будут способствовать созданию благоприятных условий для дальнейшего обучения в школе с желанием и радостью.
Цель и задачи программы.
Основная цель: способствовать формированию психологической готовности детей к обучению в школе через развитие познавательной, эмоционально-личностной и коммуникативной сферы ребенка.
Основные задачи:
- Способствовать индивидуальному самовыражению детей, формированию положительной школьной мотивации.
- Развитие у детей навыков общения и формирование адекватной оценочной деятельности, направленной на анализ собственного поведения и поступков окружающих людей.
- Совершенствование психических функций (памяти, внимания, мышления, восприятия, воображения, речи), развитие произвольной сферы.
- Способствовать повышению самооценки детей, их уверенности в себе.
- Развитие чувства эмпатии, лучшего понимания себя и других, обучение приемам снятия психоэмоционального напряжения.
Основные методы и приемы:
- Игры с правилами на развитие ВПФ, мелкой моторики, произвольной сферы.
- Этюды на развитие эмоциональной выразительности, снятие напряжения.
- Упражнения творческого и подражательно-исполнительского характера.
- Чтение художественных произведений с последующим обсуждением.
- Беседы.
- Моделирование и анализ проблемных ситуаций.
- Рассказы взрослого и детей, сочинение историй.
- Игры и упражнения на сотрудничество, развитие навыков межличностного взаимодействия, объединение детей.
Работа состоит из трех этапов:
- этап первичной диагностики,
- этап реализации коррекционно-развивающей программы,
- этап заключительной диагностики.
Диагностический этап включает в себя обследование детей, направленное на изучение сформированности компонентов психологической готовности к обучению в школе, использование метода наблюдения, анкетирование воспитателей.
Этап реализации коррекционно-развивающей программы.
Программа предназначена для работы с детьми подготовительных к школе групп и состоит из 15 занятий, которые проводятся 1 раз в неделю.
Оптимальное количество участников – 6-10 детей.
Каждое занятие включает в себя этюды, игры, упражнения и т.д. В качестве отдыха используются подвижные игры, «минутки шалости».
Занятие длится 30 минут.
Обязательным является наличие ритуалов:
1 – приветствия - добрые пожелания, комплименты, объединяющие слова и упражнения, предполагающие настроить детей на совместную деятельность;
2 – прощания – высказывания детьми своих чувств, эмоций, впечатлений от прожитого на занятии. Затем используется объединяющее упражнение: дети становятся в круг, соединяют ладошки и, покачивая их, хором говорят «До свидания!».
Виды заданий, составляющих занятие, могут повторяться, усложняться, упрощаться, группироваться в зависимости от проблем и успехов детей, составляющих группу.
По завершении программы коррекционно-развивающих занятий, осуществляется заключительный этап диагностики детей и анкетирование взрослых.
Оценка эффективности применения системы занятий.
О результативности применения цикла коррекционно-развивающих занятий «Готовимся к школе вместе!» можно говорить, исходя из динамики развития детей, которая отслеживается в процессе диагностического обследования дошкольников.
Диагностическая программа включает в себя следующий пакет методик:
- Диагностическая программа по определению психологической готовности детей 6-7 лет к школьному обучению Н.И.Гуткиной.
«Диагностическая программа…» Н.И.Гуткиной позволяет:
- в отличие от многих методик по определению готовности к школе выяснить мотивационную готовность к школе, а также особенности обучаемости ребенка;
- определить развитие ребенка в мотивационной, произвольной, интеллектуальной и речевой сферах;
- использовать на протяжении многих лет один и тот же стимульный материал, не требующий «размножения»;
- определить проблемы в развитии детей, начиная с 5,5 лет, для дальнейшей работы с ними.
Диагностическая программа включает в себя следующие методики:
- Методика по определению доминирования познавательного или игрового мотивов в аффективно-потребностной сфере ребенка
- Экспериментальная беседа по определению «внутренней позиции школьника»
- Методика «Домик»
- Методика «Да и нет»
- Методика «Сапожки»
- Методика «Последовательность событий»
- Методика «Звуковые прятки»
- Анкетирование воспитателей.
Анкета Т.А.Репиной «Сведения о личностных особенностях ребенка и его взаимоотношениях с окружающими»
С помощью анкетирования педагогов выявляются проблемные дети, определяется наличие конфликтности в общении со сверстниками, складывается представление о сформированности навыков межличностного взаимодействия ребенка с взрослыми и сверстниками.
3. Кроме того, возможно использование Метода наблюдения за детьми, как на организованных занятиях, так и в повседневной жизни. В процессе наблюдения фиксируется инициативность ребенка, способы выражения отношения к себе и другим, чувствительность к воздействию сверстников, преобладающий эмоциональный фон и т.д. Результаты наблюдения фиксируются.
Литература:
1) Венгер Л.А., Венгер А.Л.
Домашняя школа мышления. – М., 1985.
2) Гуткина Н.И.
Психологическая готовность к школе.
- М.: Академический Проект, 2000.
3) Ильина М.Н.
Подготовка к школе: развивающие упражнения и тесты.
- СПб.: Дельта, 1999.
4) Ковалева Е.С., Синицына Е.И. Готовим ребенка к школе.
- М.: КАРО, 2001.
5) Кравцова Е.Е.
Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе.
- М, 1991.
6) Нижегородцева Н.В., Шадриков В.Д.
Психолого-педагогическая готовность ребенка к школе.
- М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001.
7) Преодоление общего недоразвития речи дошкольников. Учебно-методическое пособие. /Под общ. ред. Т.В. Волосовец. - М.: Институт общегуманитарных исследований, 2002.
8) Семенака С.И.
Уроки добра: Коррекционно-развивающая программа для детей 5-7 лет.
- М., 2002.
9) Филичева Т.Б., Туманов Т.В.
Дети с общим недоразвитием речи. Воспитание и обучение. Учебно-методическое пособие. – М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2000.
10) Формирование нравственного здоровья дошкольников:
Занятия, игры, упражнения./ Под ред. Л.В.Кузнецовой, М.А.Панфиловой.
- М., 2002.
11) Хухлаева О.В.
Практические материалы для работы с детьми 3-9 лет. Психологические игры, упражнения, сказки.
- М., 2003.
12) Яковлева Н. Психологическая помощь дошкольнику.
- СПб., 2001
Занятие №1.
Цель: организовать работу группы, научить вступать в контакт и общаться в позитивном ключе; совершенствовать внимание; создать обстановку доверия и эмоционального комфорта; снятие психического напряжения.
Оборудование: Утенок – игрушка на руку, мячик «Улыбка», лепесток от Цветка Мудрости с пословицей.
1) «Знакомство»
Взрослый: Здравствуйте, ребята. С сегодняшнего дня начинаются наши встречи. На каждое занятие к вам будет приходить Утенок /игрушка на руку/. А вот и он. Появляется Утенок: Здравствуйте, ребята! Я очень рад вас видеть! Давайте по очереди поприветствуем друг друга и назовем свое имя.
Дети передают мяч по кругу и знакомятся.
Ребята, наши занятия называются «Готовимся к школе вместе!». А как вы думаете, что значит вместе»? /ответы детей/. Конечно, вы догадались: быть вместе – это значит вместе играть и веселиться, вместе думать и рассуждать, готовиться к школе, вместе находить выход из сложных ситуаций и дружить…
2) «Я хочу с тобой дружить» (установление контакта, доброжелательной атмосферы в группе)
Дети сидят в кругу. Выбирается водящий, который произносит слова: «Я хочу подружиться с…», а затем описывает внешность одного из детей группы. Тот ребенок, который узнал себя по описанию, подходит к водящему и они пожимают друг другу руки в знак дружбы. Затем водит данный ребенок.
3) Беседа о добрых и злых людях.
- Кого называют добрым? Кого называют злым?
- Как ведут себя добрые люди? А как ведут себя злые люди?
- Какие слова говорят добрые люди?
- Какие слова говорят злые люди?
- Кого из своих знакомых вы можете назвать добрыми людьми? Почему?
- Приведите героев злых героев из фильмов, мультфильмов. Почему они злые?
4) Тренинг эмоций.
Детям предлагается показать:
- шаловливых мышат;
- сердитых мышат;
- веселых мышат.
По окончании тренинга взрослый подводит детей к выводу:
- Каким лучше быть: добрым или злым?
5) «Бывает – не бывает» (развитие умения логически мыслить, развитие произвольного внимания).
Ведущий предлагает детям различные словосочетания и предложения, а дети должны определить – бывает такое или нет («Кошка гуляет по крыше», «Папа гуляет по крыше», «Летом дети катаются на санках», «Солнце красное» и т.д.).
7) «Мыльные пузыри» (развитие групповой сплоченности, снятие напряжения, психомышечная тренировка)
Ведущий: «Представьте себе, что вы – мыльные пузыри – яркие, красивые, разноцветные… Вы все живете в баночке для мыльных пузырей. (Дети подходят к ведущему – «баночке» и становятся близко-близко друг к другу). Почувствуйте, как нам всем тепло и уютно в баночке. А теперь наберем специальной палочкой пузырики и подуем на них (выполняет ведущий, а дети - пузырики разлетаются по группе, летают тихо, на носочках». По хлопку ведущего дети садятся на корточки. Ведущий подходит и дотрагивается до головки каждого «мыльного пузырика». Тот, до кого дотронулся ведущий, возвращается в баночку. Когда все пузырики соберутся в баночке, игра повторяется снова (2-3 раза).
8) Утенок: Ребята, с вами так интересно играть, заниматься, узнавать что-то новое... И я решил на каждое занятие приносить вам подарок от Тетушки Совы - по одному лепестку от волшебного Цветка Мудрости. На лепестке будет написан какой-то секрет – мудрость. А когда все занятия пройдут, мы с вами соберем целый Цветок Мудрости, которым вы по праву будете владеть. Согласны?
Утенок показывает детям первый лепесток Цветка Мудрости и читает:
«Дерево живет корнями, а человек – друзьями».
Затем взрослый обсуждает с детьми, как они поняли эту мудрость.
9) «До свидания» (ритуал прощания)
Дети становятся в круг, соединяют свои ладошки в середине – «по типу ромашки» и все вместе говорят: «До свидания!».
Занятие № 2.
Цель: развитие лучшего понимания себя и других; познакомить детей с понятием «настроение» и формами его проявления, учить детей понимать настроение другого человека; закреплять счетные навыки, умение работать в группе, развивать произвольность, самоконтроль.
Оборудование: волшебный мешочек, Утенок – игрушка на руку, лепесток от Цветка Мудрости.
1) «Доброе утро» (приветствие)
Взявшись за руки, дети все вместе произносят: «Доброе утро!» - сначала тихо, затем – обычным голосом, потом – громко.
2) «Мое настроение» (беседа-рассуждение с детьми)
Психолог спрашивает у каждого ребенка:
- Какое у тебя сейчас настроение?
- Какого цвета твое настроение?
- На что похоже твое настроение?
Затем психолог предлагает все отрицательные эмоции поместить в волшебный мешочек.
- Как можно изменить настроение (если оно плохое)?
- Как можно развеселить угрюмого, сердитого человека? (дети предлагают свои варианты: рассмешить, предложить игрушку, поиграть и т.д.)
Психолог предлагает детям улучшить свое настроение и поиграть.
3) Игра «Не пропусти цветок» (развитие способности к переключению внимания)
Ведущий перечисляет различные слова. Дети спокойно сидят на стульчиках. Как только ведущий скажет название любого цветка, дети должны хлопнуть в ладоши. Например: стул, лодка, бумага, тюльпан (хлоп), гвоздь, рубашка и т.д.
4) Игра «Запрещенное движение» (преодоление двигательных автоматизмов).
Дети выполняют различные движения за ведущим, но заранее договариваются, что одно движение делать нельзя, например, приседать. Задача детей – не выполнить «запретное движение».
5) «Атомы» (развитие умения договариваться, закрепление счетных навыков, развитие произвольного внимания)
Все участники врассыпную бегают по залу. Ведущий называет какое-то число. Играющие должны быстро составить группы (встать вместе, взявшись за руки), в каждой из которых столько участников, сколько назвал ведущий.
6) Этюды на расслабление, снятие напряжения.
Этюд «Сосулька»:
У нас под крышей
Белый гвоздь висит.
Солнце взойдет –
Гвоздь упадет.
Этюд «Шалтай-Болтай»
Шалтай - Болтай
Сидел на стене.
Шалтай - Болтай
Свалился во сне.
Ребенок скручивает туловище вправо – влево, при этом руки свободно болтаются. На слова «свалился во сне» - ребенок резко наклоняется вперед.
7) Утенок приносит детям второй лепесток от Цветка Мудрости, на котором написано:
«Счастливым быть – никому не досадить»
Психолог обсуждает с детьми, как они поняли это изречение. Затем второй лепесток прикрепляется к Цветку Мудрости.
8) «До свидания» (ритуал прощания).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект фронтальной коррекционно-развивающей деятельности для детей подготовительной к школе группы с нарушениями речи «История потерянной буквы»
Тип коррекционно-развивающей деятельности: подготовка детей к обучению грамоте.Вид: занятие-путешествие.Цель: закрепление навыка произношения и дифференциация звуков [л] и [л\']...
Конспект фронтальной коррекционно - развивающей деятельности для детей подготовительной к школе группы с нарушением речи "Профессии детского сада".
конспект фронтальной коррекционно - развивающей деятельности для детей подготовительной к школе группы с нарушением речи "Профессии детского сада"....
Календарно-тематическое планирование реализации коррекционно-развивающей деятельности с детьми подготовительной к школе группы для детей с ОНР
Календарно-тематическое планирование коррекционно-развивающей деятельности с детьми подготовительной к школе группы для детей с ОНРТемаОсновное содержаниедеятельности Литература Грамма...
Перспективное планирование коррекционно-развивающей работы с детьми подготовительной к школе группы компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи
Перспективное планирование коррекционно-развивающей работы с детьми подготовительной к школе группы компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи Сентябрь октябр...
Комплексного фронтального логопедического занятия в подготовительной к школе группе для детей с ОНР
Лексическая тема: «Обувь»Грамматическая тема: совершенствование грамматического строя речиФонетико-фонематическая тема: звук С...
Комплексное итоговое логопедическое занятие в подготовительной к школе группе "Скоро в школу!"
Тема: «Скоро в школу!» Цель: создать условия для творческой речевой активности детей с помощью дидактического материала и речевых игр. Программное содержание:*совершенствовать на...