Конспект фронтальной коррекционно-развивающей деятельности для детей подготовительной к школе группы с нарушениями речи «История потерянной буквы»
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) по теме

Телепнева Наталья Александровна

 

Тип коррекционно-развивающей деятельности: подготовка детей к обучению грамоте.

Вид: занятие-путешествие.

Цель:  закрепление навыка произношения и дифференциация  звуков [л] и  [л'] в словах и предложениях на материале лексической темы «Транспорт».  

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: История потерянной буквы .

Группа: подготовительная к школе группа для детей с нарушениями речи.

Тип коррекционно-развивающей деятельности: подготовка детей к обучению грамоте.

Вид: занятие-путешествие.

Цель:  закрепление навыка произношения и дифференциация  звуков [л] и  [л'] в словах и предложениях на материале лексической темы «Транспорт».  

Задачи:

  1. Коррекционно-образовательные:
  1. активизация словаря по теме «Транспорт»;
  2. закрепление обобщающих понятий;
  3. совершенствование умения классифицировать предметы по определенному признаку;
  4. уточнения артикуляции  звуков  [л] и  [л'];  
  5. закрепление навыка слогового  анализа слов;
  6. совершенствование  навыка составления предложений по опорной схеме;
  7. закрепление в речи правильного употребления предлогов;
  8.  совершенствование навыка чтения слов и предложений;
  9.  профилактика нарушений письменной речи.
  1. Коррекционно-развивающие:
  1. развитие навыков фонематических дифференцировок;
  2. развитие  зрительного внимания и  гнозиса;
  3. развитие  артикуляционной, тонкой и общей моторики;
  4. развитие внимания, памяти, мышления.
  1. Воспитательные:
  1. воспитание навыков сотрудничества;
  2. воспитание взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности.

Оборудование: мультимедийное оборудование, презентация,    индивидуальные зеркала (8 шт.),  плоскостные куклы – «Звуковички», модели шлюпок (синяя и зеленая), предметные  картинки со звуками [л] и  [л'] в разных позициях: в начале, середине, конце слова,  индивидуальные слоговые схемы,  перфокарты – «зашумленные буквы»,   8 простых карандашей, смайлики.

Ход деятельности

I этап. Организационный момент (5 минут)

Логопед: Здравствуйте, ребята! Давайте познакомимся друг с другом. Меня зовут Наталья Александровна, а вы представитесь, назвав  свое имя -  «ласково».

Логопед: Ребята, я  к вам сегодня я пришла не случайно. Я получила видеописьмо от первоклассника Пети Иванова. Давайте его посмотрим.

Текст: Здравствуйте ребята! Меня зовут Петя Иванов.  Я учусь в первом классе. У меня  случилось  беда:  я правильно сделал домашнее задание, но учительница в школе  поставила мне  двойку и сказала,  что я допустил много ошибок. Вот посмотрите  и помогите мне, пожалуйста (просмотр видеозаписи):  

Логопед:  Вы догадались,  какая беда случилась с Петей?

Дети:  Потерялась буква Л.

Логопед: Я догадываюсь что произошло, букву Л  съел Буквоед. Кто скажет,  что такое буква?

Дети: Буква – это домик для звука.  

Логопед: Чтобы помочь Пете надо спешить  на поиски потерянной буквы. Буквоед  вернет нам букву лишь после того,  как мы справимся со всеми заданиями. Буквоед живет в тридевятом царстве, за тридевять земель. Путь предстоит длинный, и  помогут нам звуковички.

Логопед: Какие  звуки живут в букве Л?

Дети: Звук [л] и звук [л'].

Логопед: Какие это звуки?

Дети: Согласные.

Логопед: Давайте проверим!

(уточнения артикуляции звуков [л] и  [л'] – упражнение «Пароход» и «Пароходик»).

Логопед:  Чем они похожи? Чем отличаются?

 (слайд – схема характеристика согласных звуков).

Логопед: Ребята чтобы звуки произносить четко и правильно необходимо сделать гимнастику для язычка.

Логопед: Замечательно! Итак, вперед! В сказочное путешествие на поиски потерянной буквы!

II этап. Основная часть

  1. Игровое упражнение  «4-ый лишний» по теме «Транспорт»  с использованием слайдовой презентации (3 минуты)

Логопед: Ребята, скажите, а как мы можем попасть в волшебную далекую  страну? Что мы можем сделать?

Дети: (дойти, доехать, долететь, доплыть).

Логопед: Хорошо! А как одним словом назвать, то на чем мы можем долететь, доплыть, доехать?

Дети: Транспорт.

Логопед:  Правильно!  Вот и первое задание Буквоеда:  найдите  какой вид транспорта лишний и объясните почему?  

(показ слайдов).

Логопед: Замечательно! Справились! Пора в путь!  Ребята оказывается  Буквоед заколдовал транспорт, но звуковички помогли нам, они смогли расколдовать только тот транспорт,  в названии которого есть звук [л] или звук [л']. Как вы думаете, какой это  транспорт? (ответы детей).

Логопед: Посмотрите, впереди море, каким транспортом мы можем воспользоваться?  Помните:  в названии транспорта должен быть обязательно звук [л] или звук [л']

Дети: Теплоход.

Логопед: Правильно. Кто управляет теплоходом?

Дети: Капитан.

Логопед: Отправляемся в плавание!

  1. Игровое упражнение на дифференциацию звуков [л] и [л'] (5 минут)

Логопед: Ребята,  посмотрите, в открытом море кто-то потерпел кораблекрушение. Нужно срочно подать шлюпки. Будьте внимательны: в синюю шлюпку предметы со звуком [л], в зеленую со звуком [л'].

(дети раскладывают предметные картинки в разные шлюпки)

Логопед: Молодцы! Справились с заданием и помогли терпевшим бедствие.  Вот земля, мы приплываем в порт. Чтобы продолжить путешествие нам  следует выбрать другой вид транспорта. Отгадав загадку, вы узнаете этот транспорт:

Смело в небе проплывает,

Обгоняя птиц полет.

Человек им управляет,

Что же это?-…(самолет).

Логопед: Верно! Кто управляет самолетом?

Дети: Пилот.

  1. Игровое упражнение по слоговому анализу  слов (5 минут)

Логопед:   Чтобы  пройти на борт самолета,  необходимо приобрести авиабилеты. Для этого следует  выполнить  задание:  разделить словечко на слоги, назвать количество слогов,  если ответ правильный - получаете билет.   Давайте вспомним правило о соотношении гласных звуков и слогов в слове.

Дети: Сколько в слове гласных звуков столько и слогов.

Логопед: Замечательно, все купили  билеты, тогда в полет.

  1. Физ.минутка. Самолет (2 минуты)

Руки в стороны - в полёт
Отправляем самолёт.
Правое крыло вперёд,
Левое крыло вперёд.
Раз, два, три, четыре
Полетел наш самолёт.
Руки в стороны держите,
Друг на друга посмотрите.
Опустите руки вниз,
И на место все садись!

  1. Игровое задание на анализ и синтез предложений (5 минут)

Логопед: Посмотрите,  ребята,  мы  у главных ворот волшебной страны!  Ворота  закрыты,  открыть их  сможем,    назвав   предложение по  схеме,  используя картинки (теплоход, плот, самолет, троллейбус, велосипед, автомобиль). Посмотрите внимательно, сколько слов должно быть  в предложении?

Дети: В предложении 4 слова.

Логопед: Что обозначает короткая полоска?

Дети: Предлог.

Логопед: Что такое предлог?

Дети: Предлог – это короткое слово.

Логопед: Как пишем предлоги в предложении?

Дети:  Предлоги пишем отдельно от других слов.

Логопед: Послушайте мое предложение: Вертолет стоит в ангаре. Теперь назовите свое предложение.

 

Логопед: Замечательно! Мне очень понравились ваши предложения.  Ворота вы смогли открыть,  но посмотрите,  Буквоед  букву держит крепко.  Посмотрите внимательно, на  что похожа буква Л? Из каких элементов она состоит? (ответы детей).

  1. Работа с перфокартами (3 минуты)

Логопед: Буквоед  отдаст букву,  если справитесь с заданием: найдите на карточке все  буквы Л, обведите  их в кружок, а количество найденных букв запишите  цифрой в правом верхнем углу.

(дети работают с перфокартами)

Логопед:  Молодцы! С заданием справились  и букву расколдовали.

Логопед:  Теперь мы можем поставить  на место букву Л в словах Пети Иванова.

III этап. Заключительная часть (2  минуты)        

(дети  определяют место буквы в словах)

III этап. Заключительная часть (2 минуты)

Логопед: Ребята, вы сегодня все были молодцы. Вы очень старались,  были внимательны,  справились со всеми заданиями и помогли первокласснику Пете Иванову. Вам понравилось занятие? Что  понравилось больше всего? Что запомнилось? Что нового вы узнали? (ответы детей).

Логопед: Если вам понравилось путешествие, оставьте мне на память веселый портретик, если нет – грустный.

Спасибо  ребята! Пришло время  попрощаться. До свидания! До скорых встреч!

Предполагаемое время: 30 минут.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коррекционно-развивающие занятие для развития пальцевой моторики у дошкольников с нарушением речи в старшей группе

Коррекционно-развивающие занятие для развития пальцевой моторики у дошкольников с нарушением речи в старшей группе«Засолка капусты»Мы капусту рубим, (резкие движения прямыми кистями рук вниз и вв...

Использование приемов мнемотехники в коррекционно-развивающей работе с детьми старшего дошкольного возраста с ОВЗ (нарушение речи)

Конспект коррекционно – развивающего занятия с использованием приемов мнемотехники в старшей группе детей с ОВЗ (нарушение речи)...

Проект «Здоровьесберегающие технологии в системе коррекционно-развивающей работы с детьми 5-7 лет с тяжелыми нарушениями речи»

Практико-ориентированный долгосрочный проект «Здоровьесберегающие технологии в системе коррекционно-развивающей работы с детьми 5-7 лет с тяжелыми нарушениями речи» направлен на  созд...

Консультация логопеда «Коррекционно-развивающие задачи специалистов ДОУ в работе с детьми с нарушениями речи»

Консультация логопеда коррекционно - развивающие задачи специалистов в ДОУ в работе с детьми с нарушениями речи...

КОНСПЕКТ ОРГАНИЗОВАННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЛЯ ДЕТЕЙ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЫ С ТЯЖЁЛЫМ НАРУШЕНИЕМ РЕЧИ "СПАСЕНИЕ ПРИНЦЕССЫ СОФИ"

КОНСПЕКТ ОРГАНИЗОВАННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЛЯ ДЕТЕЙ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЫ С ТЯЖЁЛЫМ НАРУШЕНИЕМ РЕЧИ "СПАСЕНИЕ ПРИНЦЕССЫ СОФИ"....

«Разработка коррекционно- развивающего занятия с элементами нейропсихологии для ребенка с тяжелыми нарушениями речи»

Конспект занятия с элементами нейропсихологии для ребенка с тяжелыми нарушениями речи» ...

Конспект индивидуального коррекционно-развивающего занятия с обучающимся старшего дошкольного возраста с тяжелым нарушением речи на тему «Дикие и домашние животные»

Данный конспект логопедического занятия разработан с целью закрепления и расширения представлений ребенка о диких и домашних животных, а также для автоматизация звука [р] в предложениях....