Конспект фронтальной коррекционно-развивающей деятельности для детей подготовительной к школе группы с нарушениями речи «История потерянной буквы»
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) по теме
Тип коррекционно-развивающей деятельности: подготовка детей к обучению грамоте.
Вид: занятие-путешествие.
Цель: закрепление навыка произношения и дифференциация звуков [л] и [л'] в словах и предложениях на материале лексической темы «Транспорт».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект фронтальной коррекционно-развивающей деятельности | 57.34 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: История потерянной буквы .
Группа: подготовительная к школе группа для детей с нарушениями речи.
Тип коррекционно-развивающей деятельности: подготовка детей к обучению грамоте.
Вид: занятие-путешествие.
Цель: закрепление навыка произношения и дифференциация звуков [л] и [л'] в словах и предложениях на материале лексической темы «Транспорт».
Задачи:
- Коррекционно-образовательные:
- активизация словаря по теме «Транспорт»;
- закрепление обобщающих понятий;
- совершенствование умения классифицировать предметы по определенному признаку;
- уточнения артикуляции звуков [л] и [л'];
- закрепление навыка слогового анализа слов;
- совершенствование навыка составления предложений по опорной схеме;
- закрепление в речи правильного употребления предлогов;
- совершенствование навыка чтения слов и предложений;
- профилактика нарушений письменной речи.
- Коррекционно-развивающие:
- развитие навыков фонематических дифференцировок;
- развитие зрительного внимания и гнозиса;
- развитие артикуляционной, тонкой и общей моторики;
- развитие внимания, памяти, мышления.
- Воспитательные:
- воспитание навыков сотрудничества;
- воспитание взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности.
Оборудование: мультимедийное оборудование, презентация, индивидуальные зеркала (8 шт.), плоскостные куклы – «Звуковички», модели шлюпок (синяя и зеленая), предметные картинки со звуками [л] и [л'] в разных позициях: в начале, середине, конце слова, индивидуальные слоговые схемы, перфокарты – «зашумленные буквы», 8 простых карандашей, смайлики.
Ход деятельности
I этап. Организационный момент (5 минут)
Логопед: Здравствуйте, ребята! Давайте познакомимся друг с другом. Меня зовут Наталья Александровна, а вы представитесь, назвав свое имя - «ласково».
Логопед: Ребята, я к вам сегодня я пришла не случайно. Я получила видеописьмо от первоклассника Пети Иванова. Давайте его посмотрим.
Текст: Здравствуйте ребята! Меня зовут Петя Иванов. Я учусь в первом классе. У меня случилось беда: я правильно сделал домашнее задание, но учительница в школе поставила мне двойку и сказала, что я допустил много ошибок. Вот посмотрите и помогите мне, пожалуйста (просмотр видеозаписи):
Логопед: Вы догадались, какая беда случилась с Петей?
Дети: Потерялась буква Л.
Логопед: Я догадываюсь что произошло, букву Л съел Буквоед. Кто скажет, что такое буква?
Дети: Буква – это домик для звука.
Логопед: Чтобы помочь Пете надо спешить на поиски потерянной буквы. Буквоед вернет нам букву лишь после того, как мы справимся со всеми заданиями. Буквоед живет в тридевятом царстве, за тридевять земель. Путь предстоит длинный, и помогут нам звуковички.
Логопед: Какие звуки живут в букве Л?
Дети: Звук [л] и звук [л'].
Логопед: Какие это звуки?
Дети: Согласные.
Логопед: Давайте проверим!
(уточнения артикуляции звуков [л] и [л'] – упражнение «Пароход» и «Пароходик»).
Логопед: Чем они похожи? Чем отличаются?
(слайд – схема характеристика согласных звуков).
Логопед: Ребята чтобы звуки произносить четко и правильно необходимо сделать гимнастику для язычка.
Логопед: Замечательно! Итак, вперед! В сказочное путешествие на поиски потерянной буквы!
II этап. Основная часть
- Игровое упражнение «4-ый лишний» по теме «Транспорт» с использованием слайдовой презентации (3 минуты)
Логопед: Ребята, скажите, а как мы можем попасть в волшебную далекую страну? Что мы можем сделать?
Дети: (дойти, доехать, долететь, доплыть).
Логопед: Хорошо! А как одним словом назвать, то на чем мы можем долететь, доплыть, доехать?
Дети: Транспорт.
Логопед: Правильно! Вот и первое задание Буквоеда: найдите какой вид транспорта лишний и объясните почему?
(показ слайдов).
Логопед: Замечательно! Справились! Пора в путь! Ребята оказывается Буквоед заколдовал транспорт, но звуковички помогли нам, они смогли расколдовать только тот транспорт, в названии которого есть звук [л] или звук [л']. Как вы думаете, какой это транспорт? (ответы детей).
Логопед: Посмотрите, впереди море, каким транспортом мы можем воспользоваться? Помните: в названии транспорта должен быть обязательно звук [л] или звук [л']
Дети: Теплоход.
Логопед: Правильно. Кто управляет теплоходом?
Дети: Капитан.
Логопед: Отправляемся в плавание!
- Игровое упражнение на дифференциацию звуков [л] и [л'] (5 минут)
Логопед: Ребята, посмотрите, в открытом море кто-то потерпел кораблекрушение. Нужно срочно подать шлюпки. Будьте внимательны: в синюю шлюпку предметы со звуком [л], в зеленую со звуком [л'].
(дети раскладывают предметные картинки в разные шлюпки)
Логопед: Молодцы! Справились с заданием и помогли терпевшим бедствие. Вот земля, мы приплываем в порт. Чтобы продолжить путешествие нам следует выбрать другой вид транспорта. Отгадав загадку, вы узнаете этот транспорт:
Смело в небе проплывает,
Обгоняя птиц полет.
Человек им управляет,
Что же это?-…(самолет).
Логопед: Верно! Кто управляет самолетом?
Дети: Пилот.
- Игровое упражнение по слоговому анализу слов (5 минут)
Логопед: Чтобы пройти на борт самолета, необходимо приобрести авиабилеты. Для этого следует выполнить задание: разделить словечко на слоги, назвать количество слогов, если ответ правильный - получаете билет. Давайте вспомним правило о соотношении гласных звуков и слогов в слове.
Дети: Сколько в слове гласных звуков столько и слогов.
Логопед: Замечательно, все купили билеты, тогда в полет.
- Физ.минутка. Самолет (2 минуты)
Руки в стороны - в полёт
Отправляем самолёт.
Правое крыло вперёд,
Левое крыло вперёд.
Раз, два, три, четыре
Полетел наш самолёт.
Руки в стороны держите,
Друг на друга посмотрите.
Опустите руки вниз,
И на место все садись!
- Игровое задание на анализ и синтез предложений (5 минут)
Логопед: Посмотрите, ребята, мы у главных ворот волшебной страны! Ворота закрыты, открыть их сможем, назвав предложение по схеме, используя картинки (теплоход, плот, самолет, троллейбус, велосипед, автомобиль). Посмотрите внимательно, сколько слов должно быть в предложении?
Дети: В предложении 4 слова.
Логопед: Что обозначает короткая полоска?
Дети: Предлог.
Логопед: Что такое предлог?
Дети: Предлог – это короткое слово.
Логопед: Как пишем предлоги в предложении?
Дети: Предлоги пишем отдельно от других слов.
Логопед: Послушайте мое предложение: Вертолет стоит в ангаре. Теперь назовите свое предложение.
Логопед: Замечательно! Мне очень понравились ваши предложения. Ворота вы смогли открыть, но посмотрите, Буквоед букву держит крепко. Посмотрите внимательно, на что похожа буква Л? Из каких элементов она состоит? (ответы детей).
- Работа с перфокартами (3 минуты)
Логопед: Буквоед отдаст букву, если справитесь с заданием: найдите на карточке все буквы Л, обведите их в кружок, а количество найденных букв запишите цифрой в правом верхнем углу.
(дети работают с перфокартами)
Логопед: Молодцы! С заданием справились и букву расколдовали.
Логопед: Теперь мы можем поставить на место букву Л в словах Пети Иванова.
III этап. Заключительная часть (2 минуты)
(дети определяют место буквы в словах)
III этап. Заключительная часть (2 минуты)
Логопед: Ребята, вы сегодня все были молодцы. Вы очень старались, были внимательны, справились со всеми заданиями и помогли первокласснику Пете Иванову. Вам понравилось занятие? Что понравилось больше всего? Что запомнилось? Что нового вы узнали? (ответы детей).
Логопед: Если вам понравилось путешествие, оставьте мне на память веселый портретик, если нет – грустный.
Спасибо ребята! Пришло время попрощаться. До свидания! До скорых встреч!
Предполагаемое время: 30 минут.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Коррекционно-развивающие занятие для развития пальцевой моторики у дошкольников с нарушением речи в старшей группе
Коррекционно-развивающие занятие для развития пальцевой моторики у дошкольников с нарушением речи в старшей группе«Засолка капусты»Мы капусту рубим, (резкие движения прямыми кистями рук вниз и вв...
Использование приемов мнемотехники в коррекционно-развивающей работе с детьми старшего дошкольного возраста с ОВЗ (нарушение речи)
Конспект коррекционно – развивающего занятия с использованием приемов мнемотехники в старшей группе детей с ОВЗ (нарушение речи)...
Проект «Здоровьесберегающие технологии в системе коррекционно-развивающей работы с детьми 5-7 лет с тяжелыми нарушениями речи»
Практико-ориентированный долгосрочный проект «Здоровьесберегающие технологии в системе коррекционно-развивающей работы с детьми 5-7 лет с тяжелыми нарушениями речи» направлен на созд...
Консультация логопеда «Коррекционно-развивающие задачи специалистов ДОУ в работе с детьми с нарушениями речи»
Консультация логопеда коррекционно - развивающие задачи специалистов в ДОУ в работе с детьми с нарушениями речи...
КОНСПЕКТ ОРГАНИЗОВАННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЛЯ ДЕТЕЙ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЫ С ТЯЖЁЛЫМ НАРУШЕНИЕМ РЕЧИ "СПАСЕНИЕ ПРИНЦЕССЫ СОФИ"
КОНСПЕКТ ОРГАНИЗОВАННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЛЯ ДЕТЕЙ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЫ С ТЯЖЁЛЫМ НАРУШЕНИЕМ РЕЧИ "СПАСЕНИЕ ПРИНЦЕССЫ СОФИ"....
«Разработка коррекционно- развивающего занятия с элементами нейропсихологии для ребенка с тяжелыми нарушениями речи»
Конспект занятия с элементами нейропсихологии для ребенка с тяжелыми нарушениями речи» ...
Конспект индивидуального коррекционно-развивающего занятия с обучающимся старшего дошкольного возраста с тяжелым нарушением речи на тему «Дикие и домашние животные»
Данный конспект логопедического занятия разработан с целью закрепления и расширения представлений ребенка о диких и домашних животных, а также для автоматизация звука [р] в предложениях....