Адаптированная основная общеобразовательная программа дошкольного образования для детей с ТНР.
рабочая программа по коррекционной педагогике на тему
Адаптированная основная общеобразовательная программа дошкольного образования для детей с ТНР.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Подготовила воспитатель:
Михаилина Галина Дмитриевна
Адаптированная основная общеобразовательная программа дошкольного образования для детей с ТНР.
1.1. Деятельность Государственного бюджетного образовательного учреждения дошкольного образования №1015 СП №1 г. Москвы в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» направлена на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста (статья 64 пункт 1), коррекцию физического и психического развития детей с ОВЗ.
Адаптированная образовательная программа дошкольного образования для детей с ТНР Государственного бюджетного образовательного учреждения дошкольного образования №1015 СП №1 г. Москвы (далее Программа) разработана в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании», Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, Конвенцией ООН о правах ребенка, Всемирной декларацией об обеспечении выживания, защиты и развития детей, Декларацией прав ребенка, Санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях, с учетом Проекта программы «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой и «Примерной адаптированной основная образовательная программы для детей с тяжелыми нарушениями речи(общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет», автор Нищева Н.В. (в связи с отсутствием в реестре примерных основных образовательных программ дошкольного образования и примерных основных адаптированных образовательных программ дошкольного образования).
.Программа определяет содержание и организацию образовательной деятельности в ГБОУ ДО и обеспечивает построение целостного педагогического процесса. Целью данной Программы является построение системы работы в группах компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) в возрасте с 3 до 7 лет, предусматривающей полную интеграцию действий всех специалистов дошкольного образовательного учреждения и родителей дошкольников. Планирование работы во всех пяти образовательных областях учитывает особенности речевого и общего развития детей с тяжелой речевой патологией. Комплексность педагогического воздействия направлена на выравнивание речевого и психофизического развития детей и обеспечение их всестороннего гармоничного развития: физическое, социально-коммуникативное, познавательное, речевое, художественно-эстетическое – во взаимосвязи.
1.2.Программа соответствует принципу развивающего образования, целью которого является развитие ребенка;
Главная идея Программы заключается в реализации общеобразовательных задач дошкольного образования с привлечением синхронного выравнивания речевого и психического развития детей с общим недоразвиием речи, то есть одним из основных принципов Программы является принцип природосообразности. Программа учитывает общность развития нормально развивающихся детей и детей с общим недоразвитием речи и основывается на онтогенетическом принципе, учитывая закономерности развития детской речи в норме;
сочетает принципы научной обоснованности и практической применимости (содержание программы соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики, при этом имеет возможность реализации в массовой практике дошкольного образования);
соответствует критериям полноты, необходимости и достаточности (позволять решать поставленные цели и задачи только на необходимом и достаточном материале, максимально приближаться к разумному "минимуму");
обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста, в процессе реализации которых формируются такие знания, умения и навыки, которые имеют непосредственное отношение к развитию детей дошкольного возраста;
строится с учетом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей;
основывается на комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса;
предусматривает решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования;
предполагает построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми. Основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является игра.
Соответствует принципу дифференциации и раскрывается в дифференцированном подходе к воспитанию и образованию детей в соответствии с их возможностями, проблемами, уровнем речевого развития и механизмом системной речевой недостаточности
Программа сформирована как программа психолого-педагогической поддержки позитивной социализации и индивидуализации, развития личности детей дошкольного возраста, обеспечивающая разностороннее развитие воспитанников ГБОУ ДО с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей, в том числе достижение ими уровня развития, необходимого и достаточного для успешного освоения ими образовательных программ начального общего образования, на основе индивидуального подхода и специфичных для детей дошкольного возраста видов деятельности.
Одной из основных задач Программы является овладение детьми самостоятельной, связной, грамматически правильной речью и коммуникативными навыками, фонетической системой русского языка, элементами грамоты, что формирует психологическую готовность к обучению в школе и обеспечивает преемственность со следующей ступенью системы общего образования.
Программа является внутренним стандартом для всех участников образовательного процесса:
-определяет приоритеты в содержании образования и способствует интеграции и координации деятельности всех педагогов ГБОУ ДО;
-способствует адекватности интегративного подхода в содержании образовании
-способствует накоплению спонтанного опыта детей в организованной обобщенной предметной среде; в специально продуманной и мотивированной самостоятельной деятельности; в реальном и опосредованном обучении;
-обеспечивает реализацию права родителей на информацию об образовательных услугах ГБОУ ДО, право на выбор образовательных услуг и право на гарантию качества получаемых услуг.
Все коррекционно-развивающие индивидуальные, подгрупповые, групповые, интегрированные занятия в соответствии с Программой носят игровой характер, насыщены разнообразными играми и развивающими игровыми упражнениями и ни в коей мере не дублируют школьных форм обучения.
Работой по образовательной области «Речевое развитие» руководит учитель-логопед, а другие специалисты подключаются к работе и планируют образовательную деятельность в соответствии с рекомендациями учителя-логопеда.
В работе по образовательной области «Познавательное развитие» участвуют воспитатели, педагог-психолог, учитель-логопед. При этом педагог-психолог руководит работой по сенсорному развитию, развитию высших психических функций, становлению сознания, развитию воображения и творческой активности, совершенствованию эмоционально-волевой сферы, а воспитатели работают над развитием любознательности и познавательной мотивации, формированием познавательных действий, первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира. Учитель-логопед подключается к этой деятельности и помогает воспитателям выбрать адекватные методы и приемы работы с учетом индивидуальных особенностей и возможностей каждого ребенка с ОНР и этапа коррекционной работы.
Основными специалистами в области «Социально-коммуникативное развитие» выступают воспитатели, педагог-психолог, учитель-логопед при условии, что остальные специалисты и родители дошкольников подключаются к их работе. Решение задач этой области осуществляется в ходе режимных моментов, коррекционных играх - занятиях с педагогом-психологом, в игровой деятельности детей, во взаимодействии с родителями.
В образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» принимают участие воспитатели, музыкальный руководитель и учитель-логопед.
Работу в образовательных области «Физическое развитие»» осуществляют воспитатели и инструктор по лечебной физкультуре при обязательном подключении всех остальных педагогов и родителей дошкольников.
В ДО коррекционное направление работы является приоритетным, так как целью его является выравнивание речевого и психофизического развития детей. Все педагоги следят за речью детей и закрепляют речевые навыки, сформированные учителем-логопедом. Кроме того, все специалисты и родители дошкольников под руководством учителя-логопеда занимаются коррекционно-развивающей работой, участвуют в исправлении речевого нарушения и связанных с ним процессов.
Программа реализуется в течение всего времени пребывания детей в ГБОУ ДО.
Программа может корректироваться в связи с изменениями:
- нормативно-правовой базы ГБОУ ДО,
- образовательного запроса родителей,
- выходом примерных основных адаптированных образовательных программ.
- возрастного состава детей
- диагноза поступающего контингента детей
ГБОУ ДО создает условия для реализации гарантированного гражданам Российской Федерации права на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования.
1.3.Характеристика уровней развития речи контингента детей, посещающих ГБОУ ДО
Характеристика 1 уровня речевого развития.
При первом уровне речевого развития речевые средства ребенка ограничены, активный словарь практически не сформирован и состоит из звукоподражаний, звукокомплексов, лепетных слов. Высказывания сопровождаются жестами и мимикой. Характерна многозначность употребляемых слов, когда одни и те же лепетные слова используются для обозначения разных предметов и явлений. Возможна замена названий предметов названиями действий и наоборот. В активной речи преобладают корневые слова, лишенные флексий. Пассивный словарь шире активного, но тоже крайне ограничен. Практически отсутствует понимание категории числа существительных и глаголов, времени, рода, падежа. Произношение звуков носит диффузный характер. Фонематическое развитие находится в зачаточном состоянии. Ограничена способность восприятия и воспроизведения слоговой структуры слова.
Характеристика 2 уровня речевого развития.
При переходе ко второму уровню речевого развития речевая активность ребенка возрастает. Активный словарный запас расширяется за счет обиходной предметной и глагольной лексики. Возможно использование местоимений, союзов и иногда простых предлогов. В самостоятельных высказываниях ребенка уже есть простые нераспространенные предложения. При этом отмечаются грубые ошибки в употреблении грамматических конструкций, отсутствует согласование прилагательных с существительными, отмечается смешение падежных форм. Понимание обращенной речи значительно развивается, хотя пассивный словарный запас ограничен, не сформирован предметный и глагольный словарь, связанный с трудовыми действиями взрослых, растительным и животным миром. Отмечается незнание не только оттенков цветов, но и основных цветов.
Типичны грубые нарушения слоговой структуры и звуконаполняемости слов. У детей выявляется недостаточность фонетической стороны речи (большое количество несформированных звуков).
Характеристика 3 уровня речевого развития.
Третий уровень речевого развития характеризуется наличием развернутой фразовой речи с элементами лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития. Отмечаются попытки употребления даже предложений сложных конструкций. Лексика ребенка включает все части речи. При этом может наблюдаться неточное употребление лексических значений слов. Появляются первые навыки словообразования. Ребенок образует существительные и прилагательные с уменьшительными суффиксами, глаголы движения с приставками. Отмечаются трудности при образовании прилагательных от существительных. По-прежнему отмечаются множественные аграмматизмы. Ребенок может неправильно употреблять предлоги, допускает ошибки в согласовании прилагательных и числительных с существительными. Характерно недифференцированное произношение звуков, причем замены могут быть нестойкими. Недостатки произношения могут выражаться в искажении, замене или смешении звуков. Более устойчивым становится произношение слов сложной слоговой структуры. Ребенок может повторять трех- и четырехсложные слова вслед за взрослым, но искажает их в речевом потоке. Понимание речи приближается к норме, хотя отмечается недостаточное понимание значений слов, выраженных приставками и суффиксами.
Характеристика 4 уровня речевого развития.
Четвертый уровень речевого развития характеризуется незначительными нарушениями компонентов языковой системы ребенка. Отмечается недостаточная дифференциация звуков [т—т'—с—с'—ц], [р—р'— л—л'—о! и т.д. Характерны своеобразные нарушения слоговой структуры слов, проявляющиеся в неспособности ребенка удерживать в памяти фонематический образ слова при понимании его значения. Следствием этого является искажение звуконаполняемости слов в различных вариантах. Недостаточная внятность речи и нечеткая дикция оставляют впечатление «смазанности». Остаются стойкими ошибки при употреблении суффиксов (единичности, эмоционально-оттеночных, уменьшительно-ласкательных). Отмечаются трудности в образовании сложных слов. Кроме того, ребенок испытывает затруднения при планировании высказывания и отборе соответствующих языковых средств, что обусловливает своеобразие его связной речи. Особую трудность для этой категории детей представляют сложные предложения с разными придаточными.
Дети с общим недоразвитием речи имеют по сравнению с возрастной нормой особенности развития сенсомоторных, высших психических функций, психической активности.
Характеристика заикающихся детей.
Заикание является выражением самых разнообразных затруднений в овладении коммуникативной функцией речи. Оно обычно усиливается в ситуации общения и ослабевает в условиях речи, обращенной к себе, а не к другим. По-разному протекает общение ребенка со взрослыми и детьми, с близкими и незнакомыми, с детьми старше и моложе себя, в коллективе или с единичным собеседником. Вне общения ребенок полностью освобождается от прерывистой речи. Он не заикается в речи без видимого собеседника или с мнимым собеседником, как это бывает в игре, когда ослабевает коммуникативная ответственность.
Проявления заикания связаны с тем, что дети начинают затрудняться в построении речи, не всегда могут быстро и точно подобрать нужные слова, иногда создается впечатление, что в момент высказывания они не могут вспомнить названия некоторых предметов, действий, качеств, хотя имеют I достаточный по возрасту запас знаний и представлений. Самостоятельные высказывания детей начинают сопровождаться повтором слов, слогов, звуков, паузами при поиске слов.
При наличии нормального объема активного словаря и достаточной сформированности грамматического строя речь дошкольников изобилует вставными словами и звуками: ну, вот, как его, и, эй др. В самостоятельных развернутых высказываниях часто встречаются незаконченные предложения, неточные, приближенные по смыслу ответы на вопросы, часто их рассказы бывают непоследовательными. Подробно описывая малозначащие детали, дети упускают главное содержание мысли. Некоторые заикающиеся говорят в более быстром темпе по сравнению со своими незаикающимися сверстниками. Довольно часто заикание сопровождается сопутствующими или насильственными движениями (подергиванием век, морганием, постукиванием пальцами, притопыванием и т. д.).
У заикающихся детей отмечаются специфические особенности общего и речевого поведения: повышенная импульсивность высказывания и в связи с этим недоучет точного содержания речи собеседника, слабость волевого напряжения, замедленное или опережающее включение в деятельность, неустойчивость внимания, несобранность, неумение вовремя переключиться с одного объекта на другой. Все это проявляется на фоне быстрой утомляемости, повышенной истощаемости и ведет к различного рода ошибкам при выполнении заданий.
Некоторые из указанных особенностей свойственны и незаикающимся дошкольникам, но у заикающихся детей они выражены более ярко. У данной категории детей чаще проявляется резкая неустойчивость внимания, пониженная регуляция и саморегуляция деятельности.
Если ребенок включается в коррекционное обучение в младшем дошкольном возрасте, ступени обучения соответствуют как основным дошкольным возрастам, так и уровням речевого развития. Если ребенок поступил в дошкольное учреждение позже, содержание коррекционно-логопедической работы определяется образовательным маршрутом, учитывающим уровень речевого развития, возрастным и индивидуально-типологическим особенностям развития ребенка.
Указанные особенности определяют специфичность задач коррекционно-развивающего воздействия.
Программа рассчитана на пребывание ребенка в логопедической группе с трехлетнего, четырехлетнего, пятилетнего или шестилетнего возраста.
Она ориентирована на детей с первым, вторым, третьим, четвертым уровнями речевого развития. При наличии детей с заиканием, будет доработан раздел работы для заикающихся.
1.4. К целевым ориентирам дошкольного образования (на этапе завершения дошкольного образования) в соответствии с ФГОС ДО и в соответствии с данной Программой относятся следующие социально-нормативные характеристики возможных достижений ребенка:
- ребенок хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, проявляет инициативу в общении, умеет задавать вопросы, делать умозаключения, знает и умеет пересказывать сказки, рассказывать стихи, составлять рассказы по серии сюжетных картинок или по сюжетной картинке; у него сформированы элементарные навыки звуко-слогового анализа, что обеспечивает формирование предпосылок грамотности;
- ребенок любознателен; склонен наблюдать, экспериментировать; он обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире;
- ребенок способен к принятию собственных решений с опорой на знания и умения в различных видах деятельности;
- ребенок инициативен, самостоятелен в различных видах деятельности, способен выбрать себе занятия и партнеров по совместной деятельности;
- ребенок активен, успешно взаимодействует со сверстниками и взрослыми; у ребенка сформировалось положительное отношение к самому себе, окружающим, к различным видам деятельности;
- ребенок способен адекватно проявлять свои чувства, умеет радоваться успехам и сопереживать неудачам других, способен договариваться, старается разрешать конфликты;
- ребенок обладает чувством собственного достоинства, чувством веры в себя;
- ребенок обладает развитым воображением, которое реализует в разных видах деятельности;
- ребенок умеет подчиняться правилам и социальным нормам, способен к волевым усилиям;
- у ребенка развиты крупная и мелкая моторика, он подвижен и вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения, умеет управлять ими.
Целевые ориентиры Программы выступают основаниями преемственности дошкольного и начального общего образования.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа адаптированной основной общеобразовательной программы дошкольного образования для обучающихся с РАС 5-го года обучения
Рабочая программа...
Рабочая программа адаптированной основной общеобразовательной программы дошкольного образования для обучающихся с УО 3-го года обучения
Рабочая программа...
Рабочая программа адаптированной основной общеобразовательной программы дошкольного образования для обучающихся с ЗПР 4-го года обучения
Рабочая программа адаптированной основной общеобразовательной программы дошкольного образования для обучающихся с ЗПР 4-го года обучения...
Рабочая программа адаптированной основной общеобразовательной программы дошкольного образования для обучающихся с ЗПР 3-го года обучения
Рабочая программа адаптированной основной общеобразовательной программы дошкольного образования для обучающихся с ЗПР...
Рабочая программа адаптированной основной общеобразовательной программы дошкольного образования для обучающихся с ЗПР 4-го года обучения
Рабочая программа адаптированной основной общеобразовательной программы дошкольного образования лоя обучающихся с ЗПР 4-го года обучения...
Рабочая программа адаптированной основной общеобразовательной программы дошкольного образования для обучающихся с ЗПР 5-го года обучения
Рабочая программа адаптированной основной общеобразовательной программы дошкольного образования для обучающихся с ЗПР 5-го года обучения...
Рабочая программа адаптированной основной общеобразовательной программы дошкольного образования для обучающихся с УО 4-го года обучения
Рабочая программа адаптированной основной общеобразовательной программы дошкольного образования для обучающихся с УО 4-го года обучения...