Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Удивительный песок"
рабочая программа по развитию речи (младшая группа)

Карелкина Людмила Валерьевна

Игра в песок как один из способов развития и песочная терапия - это самые интересные и эффективные методы работы с детьми, начиная с раннего возраста. 

Достоинство песочной терапии в том, что она может применяться не только с детьми, но и со взрослыми. Именно позволяя себе играть, мы общаемся с миром и с самим собой, снимаем внутреннее напряжение, восстанавливаем свою психическую целостность, находим правильные для себя решения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kruzhok_udivitelnyy_pesok_.doc163 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное  автономное общеобразовательное учреждение Вагайскаясредняя общеобразовательная школаструктурное подразделение детский сад «Солнышко»

627060, ул.Кирова 5 А, с.Вагай, Омутинский район, Тюменская  область

Телефон/факс 8(34544)2-51-79, эл.адрес: vagay001@gmail.com

                                                                                Утверждена

                                                                                Приказом №_____ от______2022г.

                                                                     Директор МАОУ Вагайская СОШ

                           ______________________ Е.В.Володин

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ

 ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

Направление художественно - эстетическое

«Удивительный песок»

Возраст детей: 3 – 4 лет

Срок реализации: 1 год

Принята решением                                                                                    Руководитель:

педагогического совета                                                                            воспитатель

от __________2024г.                                                  Карелкина Л.В.

Протокол №__________

С.Вагай, 2024г.

I. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

  1. Актуальности программы.

        В последнее время в детских дошкольных образовательных учреждениях много внимания уделяется интеллектуальному развитию ребенка, применяются многочисленные методики раннего развития, детей рано стремятся обучить речи, чтению, письму, счету, языкам. Все это основывается на запросе родителей, которые хотят видеть своих детей умными, образованными и успешными. Но при такой высокой интеллектуальной нагрузке строго необходимо соблюдать баланс, активно работая и с эмоциональной сферой ребенка, с его чувствами, эмоциями, переживаниями. Установление федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования, требующих “принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, основываться должны на самом понятном для дошкольника уровне -  игре.  А самая близкая для ребенка в этот период игра– это игра в песок.  Тут и приходит на помощь песочная терапия.        

        Игры в песочнице – одна из форм естественной деятельности детей. Поэтому целесообразно использовать песочницу в развивающих и обучающих занятиях. Играя в песок вместе с ребенком, педагог передает в органичной для ребенка форме знания и жизненный опыт, события и законы окружающего мира.

Приоритет программы это – эмоционально - личностное развитие ребенка, которое включает в себя формирование:

• творческого потенциала

 • способности понимать свои чувства и конструктивно их выражать; 

• умения понимать чувства других людей, учитывать их точку зрения; 

• творческого мышления, гибкости, умения адаптироваться в меняющихся условиях; 

• исследовательского интереса, познавательной активности.

Данная программа направлена:

  • На гармоничное и всестороннее развитие личности ребенка через самовыражение и познание себя. Песочная терапия в этом случае – самый простой и результативный способ психологической работы с детьми.
  • Обеспечение активности, успешности ребенка в социальном мире, сохранение и укрепление его психологического здоровья через введение элементов песочной терапии в практику работы ДОУ.

  1. Цель программы

Цель: развитие эмоционально-личностной сферы и мелкой моторики рук посредством песочной игротерапии.

3.  Задачи программы

1.Способствовать обеспечению психологического благополучия и здоровья детей.

2. Развивать тактильно-кинетическую чувствительность, мелкую моторику рук.

3.Пробуждать познавательную активность детей, расширять коммуникативные навыки, обогащать словарный запас.

4. Способствовать снятию мышечной напряжённости, стабилизации эмоционального состояния.

5.Развивать творческое воображение, зрительно-пространственную ориентировку, творческие (креативные) способности.

6.Способствовать развитию объективной самооценки, чувству контроля своего поведения, воспитывать положительные качества личности: усидчивость, терпение и т. д.

4. Особенности программы.

Игра в песок как способ развития и песочная терапия - самые интересные и эффективные методы работы с детьми, начиная с раннего возраста.

Во-первых, при играх с песком существенно усиливается желание ребёнка узнавать что-то новое, экспериментировать, работать самостоятельно.

Во-вторых, в песочнице мощно развивается тактильная чувствительность как основа развития «ручного интеллекта».

В-третьих, в играх с песком более гармонично и интенсивно развиваются все познавательные функции (восприятие, внимание, память, мышление), а так же речь и моторика.

В-четвертых, совершенствуется развитие предметно-игровой деятельности, что в дальнейшем способствует развитию сюжетно-ролевой игры и коммуникативных навыков ребёнка.

В-пятых, песок, как и вода, способен «заземлять» отрицательную энергию.

Отличие песочной терапии от других психотерапевтических форм в том, что она позволяет создавать мир с помощью символов и образов. Один символ или образ может передать чувства, эмоции, конфликты, больше, чем сто слов. Особенно это помогает детям, которым трудно облечь свои переживания в слова.

Достоинство песочной терапии в том, что она может применяться не только с детьми, но и с взрослыми. Именно позволяя себе играть, мы общаемся с миром и с самим собой, снимаем внутреннее напряжение, восстанавливаем свою психическую целостность, находим правильные для себя решения.

5. Возрастная категория

Возрастная категория обучающихся по Программе -дети 3-4 лет.

6.Срок реализации

Срок реализации Программы составляет 1 год

Формы и режим занятий

Формы организации деятельности обучающихся – групповая. На занятиях применяется индивидуальный подход к каждому обучающемуся.  Занятие проводится 1 раз в неделю 15 мин.

В организации образовательного процесса применяются следующие структурные компоненты занятия:

  • беседы;
  • практические методы (показ);
  • игровые;
  • наглядный.

  1. Планируемые результаты реализации дополнительной общеразвивающей программы

По итогам реализации дополнительной программы у детей на достаточном уровне:

• Обеспечение психологического эмоционального благополучия, снятие мышечной напряжённости, стабилизация эмоционального состояния;

• Снижение негативных проявлений (страх, агрессия, тревожность, уменьшение проявлений отрицательных эмоций (злость, обида, гнев и т.д.);

• Повышение тактильно-кинетической чувствительности, познавательной активности и мелкой моторики рук;

• Повышение уровня развития психических познавательных процессов;

• Повышение и обогащение словарного запаса, коммуникативных навыков детей;

• Повышение самооценки дошкольника;

• Воспитание положительных нравственных качеств личности.

  1. Учебный план

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа

Художественно-эстетической  направленности

Раздел. Тема.

Количество часов

Теория

Практика

Всего

 «Здравствуй, песок!»

0,5

0,5

1

«Наше настроение»

0,5

0,5

1

«Песочный садик»

0,5

0,5

1

«Песочные узоры»

0,5

0,5

1

«Песочный дождь»

0,5

0,5

1

«Песочный город»

0,5

0,5

1

 «Моя Вообразилия»

0,5

0,5

1

 «Моя сказка»

0,5

0,5

1

«Формы и цвета»

0,5

0,5

1

 «Песочная страна»

0,5

0,5

1

 «Животные»

0,5

0,5

1

«В поисках клада»

0,5

0,5

1

«Умелые ручки»

0,5

0,5

1

«Наше творчество»

0,5

0,5

1

 «Мы путешествуем»

0,5

0,5

1

«День Защитника Отечества»

0,5

0,5

1

«Весна»

0,5

0,5

1

«Весенние цветы»

0,5

0,5

1

«Космос»

0,5

0,5

1

«Бабочки»

0,5

0,5

1

«Мои друзья»

0,5

0,5

1

«Радость»

0,5

0,5

1

«Веселые игры»

0,5

0,5

1

«Наше настроение»

0,5

0,5

1

« Дорожка из песка»

0,5

0,5

1

«Песочная аппликация»

0,5

0,5

1

«Бусы для весны»

0,5

0,5

1

 «Необыкновенные следы»

0,5

0,5

1

«Бусы для весны»

0,5

0,5

1

«Найди клад»

0,5

0,5

1

«Угадалки»

0,5

0,5

1

«Извержение вулкана»

0,5

0,5

1

  1. Содержание учебного плана  3-4 лет

Тема

Цель и программное содержание

Содержание

Дата проведения

1.

 «Здравствуй, песок!»

1.Знакомство детей с правилами поведения в песочнице.

2.Развивать сплоченность детей.

3.Знакомство детей с песком, его свойствами.

4. Развивать навыки общения детей.

1.  «Правила Песочной страны»

2. Приветствие «Ладошки»

3.Упражнение «Здравствуй, песок»

4. Игра «Интервью»

октябрь

2.

«Наше настроение»

1. Учит детей устанавливать тактильный контакт.

2.Учить детей делать дорожки и использовать их в игровой деятельности

3.Создание позитивного настроения детей

1. Приветствие «Радость»

2. Упражнение «Дорожки из

Песка».

3. Игра «Представь себя»

октябрь

3.

«Песочный садик»

1.Учить детей говорить приятное друг другу

2. Регуляция мышечного напряжения, расслабления

3.Учить детей снимать внутреннее напряжение

1. Приветствие «Снежный ком»

2. Упражнение «Песочный дождь»

3.Игра «Сказка Репка»

октябрь

4.

«Песочные узоры»

1. Учит детей устанавливать тактильный контакт.

2. Развитие тактильной чувствительности, воображения

3. Учить создавать позитивное настроение детей.

1. Приветствие: «Радуга»

2. Упражнение «Необыкновенные следы»

3.Игра «Настроение»

октябрь

5.

«Песочный дождь»

1.Развитие сплоченности детей.

2. Развитие зрительного и тактильного восприятия

3.Учить ребенка справляться с грустью.

1.Приветствие «Солнечные лучики»

2.Упражнение «Отпечатки»

3. Игра «Подари улыбку»

октябрь

6.

«Песочный город»

1.Продолжать учить детей устанавливать тактильный контакт.

2.Развивать внимание, воображение, мелкую моторику рук.

3.Развивать в детях чувство эмпатии, настроить на спокойный лад.

1.Приветствие «Радуга»

2.Упражнение «Песочный садик»

3.Игра «Глаза в глаза»

ноябрь

7.

 «Моя Вообразилия»

1.Учить детей устанавливать тактильный контакт.

2.Развивать мелкую моторику рук, формировать представление об изменчивости формы песка.

3.Развитие чувства доверия друг к другу.

1.Приветствие «Радуга»

2.Упражнение «Печем куличики»

3.Игра «Ласковое имя»

ноябрь

8.

 «Моя сказка»

1.Развивать доброжелательность детей.

2.Учить детей управлять вдохом и выдохом.

3.Развитие мелкой моторики.

4.Учить детей снимать напряженность.

1.Приветствие «Чуткие руки»

2. Упражнение «Песочный ветер»

3. «Песочные узоры»

4.Игра «Шалтай-Болтай»

ноябрь

9.

«Формы и цвета»

1.Развивать сплоченность детей.

2.Ознакомление с окружающим миром.

3.Развитие мышления, речи, фантазии, моторики.

1.Приветствие «Ладошки»

2.«Секретное задание для крота»

3.«Праздничные украшения»

4. «Солнечные лучики»

ноябрь

10.

 «Песочная страна»

1.Учить детей говорить друг другу приятное.

2.Стимулировать внимание, учить детей сравнивать, развивать моторику рук

3.Учить детей снимать негативное настроение, развивать речь

1.Приветствие «Снежный ком»

2.Упражнение «Секреты мокрого и сухого песка»

3.Игра «Тух, тух»

декабрь

11.

 «Животные»

1.Развивать доброжелательность детей.

2.Учить строить из песка, развивать речь, воображение.

3.Учить детей задерживать внимание детей на разнообразных мышечных ощущениях.

1. Приветствие «Чуткие ручки»

2. Упражнение «Мы строим, строим»

3. Игра «Зайчики»

декабрь

12

«В поисках клада»

1.Развивать сплоченность детей.

2. Развитие зрительно- моторной координации, воображения.

3.Учить детей создавать картинки, рисунки на песке, используя камешки, развивать фантазию.

4.Развитие коммуникативных навыков детей.

1.Приветствие «Ладошки»

2. «Узоры на песке»

3. «Узоры из камешков»

4. «Друзья»

декабрь

13

«Умелые ручки»

1.Продолжать учить детей быть внимательными друг к другу.

2.Развивать внимание, речь, мелкую моторику рук.

3.Учить детей снимать психомышечное напряжение.

1. Приветствие «Злюка»

2. Упражнение «Песочная аппликация для мамы»

3. Игра «Волшебный сон»

декабрь

14

«Наше творчество»

1.Развивать доброжелательность детей.

2.Учить строить из песка, развивать речь, воображение.

3.Учить детей задерживать внимание детей на разнообразных мышечных ощущениях.

1. Приветствие «Чуткие ручки»

2. Упражнение «Мы строим, строим»

3. Игра «Зайчики»

январь

15.

 «Мы путешествуем»

1.Учить устанавливать тактильный контакт.

2.Направить активность детей на самостоятельный поиск способов создания фантастических образов.

3.Развивать психомышечную тренировку.

1.Приветствие «Радуга»

2.Упражнение «Построй звезду»

3.Игра « Солнышко и тучка»

январь

16.

«День Защитника Отечества»

1.Развивать доброжелательность детей.

2. Учить находить предмет и определять его на ощупь.

3. Развивать навыки взаимодействия и сотрудничества.

1. Приветствие «Чуткие ручки»

2.Упражнение «Саперы»

3. Игра «Мы дружные ребята»

январь

17.

«Весна»

1.Развивать доброжелательность детей.

2.Учить детей на песке с помощью дидактического пособия Фребеля составлять цветочные композиции разной формы, цвета и размера.

3.Учить детей снимать мышечное напряжение.

1.Приветствие

2.Упражнение «Бусы для весны»

3. Игра «Волшебный сад»

январь

18.

«Весенние цветы»

1.Учить устанавливать тактильный контакт.

2.Направить активность детей на самостоятельный поиск способов создания фантастических образов.

3.Развивать психомышечную тренировку.

1.Приветствие «Радуга»

2.Упражнение «Построй звезду»

3.Игра « Солнышко и тучка»

февраль

19.

«Космос»

1.Учить детей устанавливать тактильный контакт.

2.Развивать воображение, творческое мышление.

3.Развивать выдержку, коммуникативные навыки.

1.Приветствие «Радуга»

2.Упражнение «Город фантазий»

3.Игра «Дождь»

февраль

20.

«Бабочки»

1.Развивать доброжелательность детей.

2.Упражнять детей в ориентировке на «песочном листке».

3.Развивать психомышечную тренировку.

1.Приветствие «Солнечные лучики»

2.Упражнение «Волшебный клад»

3. Игра « Солнышко и тучка»

февраль

21

«Мои друзья»

1.Учить детей быть внимательными друг к другу.

2.Развивать тактильную чувствительность, воображения.

3.Учить детей создавать позитивное настроение.

1. Приветствие «Злюка»

2. Упражнение «Идут медвежата»

3. Игра «Бутон»

февраль

25.        25.

22

«Радость»

1.Развивать доброжелательность детей.

2.Развивать внимание, воображение

3.Развивать выдержку, коммуникативные навыки.

1.Приветствие «Солнечные лучики»

2.Упражнение «Песочные прятки»

3.Игра «Дождь»

март

23.

«Веселые игры»

1.Развивать наблюдательность детей.

2.Развивать воображение, логическое мышление, фантазию.

3.Развивать эмоционально – выразительные движения рук

1.Приветствие «Радость»

2.Упражнение «Игра с игрушками»

3.Игра «Дружная семья»

март

24.

«Наше настроение»

1.Развивать наблюдательность детей.

2.Развивать мелкую моторику рук, внимание.

3.Учить детей снимать напряжение, злость.

1.Приветствие «Радость»

2.Упражнение «Песочное царство»

3.Игра «Два барана»

март

25.

« Дорожка из песка»

1.Учить детей корректировать свою агрессию.

2.Развивать тактильные ощущения, учить выстраивать композиции на песке.

3.Учить детей снимать эмоциональное напряжение.

1.Приветствие «Злость»

2.Упражнение «Дорожка из песка»

3.Игра «Вернись в круг»

март

26.

«Песочная аппликация»

1.Продолжать учить детей устанавливать тактильный контакт.

2.Развивать внимание, воображение, мелкую моторику рук.

3.Развивать в детях чувство эмпатии, настроить на спокойный лад.

1.Приветствие «Радуга»

2.Упражнение «Песочный садик»

3.Игра «Глаза в глаза»

апрель

27.

 «Необыкновенные следы»

1.Развивать доброжелательность детей.

2.Учить детей управлять вдохом и выдохом.

3.Развитие мелкой моторики.

4.Учить детей снимать напряженность.

1.Приветствие «Чуткие руки»

2. Упражнение «Песочный ветер»

3. «Песочные узоры»

4.Игра «Шалтай-Болтай»

апрель

28.

«Бусы для весны»

1.Развивать доброжелательность детей.

2.Учить детей на песке с помощью дидактического пособия Фребеля составлять цветочные композиции разной формы, цвета и размера.

3.Учить детей снимать мышечное напряжение.

1.Приветствие

2.Упражнение «Бусы для весны»

3. Игра «Волшебный сад»

апрель

29.

«Найди клад»

1.Учить детей устанавливать тактильный контакт.

2.Способствовать развитию мелкой моторики, зрительного и тактильного восприятия;

3. Учить находить предмет и определять его на ощупь.

4. Развивать навыки взаимодействия и сотрудничества.

1.Приветствие «Радуга»

2.«Саперы»

3.«Найди клад»

4.«Мы дружные ребята»

май

30.

«Угадалки»

1.Развитие сплоченности детей.

2.Развивать умения представлять предметы по их словесному описанию.

3. Развивать у детей способность к счету, внимание, память.

4. Развивать коммуникативные навыки детей.

1.Приветствие «Солнечные лучики»

 «Угадай, что спрятано в песке?»

«Угадай, какую цифру я нарисовала на песке?»

«Угадай, чьи руки?»

май

31.

«Извержение вулкана»

1.Развитие сплоченности детей.

2.Ознакомление с окружающим миром.

3.Развитие мышления, речи, фантазии, моторики.

1.Приветствие «Солнечные лучики»

2.«Найди вулкан»

3.«Разбуди вулкан»

4.«Водопад»

май

Развивающая предметно-пространственная среда

1.Ящик для песка (интерактивная песочница, размер в сантиметрах: 100х75х20. Считается, что такой размер песочницы отвечает объему поля зрительного восприятия.

2. Чистый, просеянный песок.

3. «Коллекция» миниатюрных фигурок и различный природный материал.

- Лопатки

- Миниатюрные игрушки (люди, животные, растения, насекомые)

- Кубики разного материала (дерево, железо, пластмасса)

- Камешки

- Бусинки

- Пуговки

- Кисточки

- Набор мелкой посуды

- Палочки

- Веточки

4.Музыкальные произведения.

Развивающая предметно- пространственная среда соответствует возрастным особенностям детей.

 Мониторинг

Для отслеживания результатов работы по программе используются следующие психодиагностические методы: беседа, наблюдение, тестирование.

Мониторинг проводится в два этапа – начало и конец учебного года.

ФИО

Эмоциональное состояние

внимание

коммуникация

Результаты

н

к

н

к

н

к

н

к

10. Работа с родителями

- Анкетирование родителей «кружок «Удивительный песок»

- Индивидуальные беседы с родителями «Эмоциональная сфера дошкольника»

- Консультация для родителей «Волшебная сила песка»

11. Список литературы

1. Грабенко Т. М., Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Чудеса на песке: Практикум по песочной терапии. – Спб., 2001.

2. Епанчинцева О. Ю. Роль песочной терапии в эмоциональной сфере детей дошкольного возраста: Конспекты занятий. Картотека игр. – Спб.: ООО «Издательство «Детство-Пресс», 2010.

3. Игры с песком, или Песочная терапия. «Дошкольное воспитание», № 3, 2004.

4. Сакович Н. А. Технология игры в песок. Игры на мосту. - СПб. : Речь, 2006.

5. Хухлаева, О. В. Практические материалы для работы с детьми 3-9 лет. Психологические игры, упражнения, сказки. [Текст] / О.В.Хухлаева – М.: Генезис, 2003г.- с. 176

6.Песочная терапия на сайте ndou195.ru›index.php…

7. Чудеса из песка на сайте stranagnomov.ru 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа дополнительного образования детей с ограниченными возможностями здоровья и (или) инвалидностью

При воспитании и обучении детей с ОВЗ существует ряд проблем, обусловленных психофизическими особенностями: стойкое нарушение познавательной деятельности, недоразвитие высших познавательных функций, к...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа дополнительного образования по художественно – эстетическому развитию «Чудеса на ткани» для воспитанников 6-7 лет

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа дополнительного образования   по художественно – эстетическому развитию  «Чудеса на ткани»  для воспи...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа дополнительного образования «Играем, двигаемся, говорим» (речедвигательный тренинг)

2.Цель и задачи программыЦель программы: развитие неречевых процессов (зрительное и слуховое восприятие, внимания, различных видов памяти, снижение психоэмоционального и телесного напряжения), развити...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа дополнительного образования детей социально-педагогической направленности «Английский для малышей» (для детей 6-7 лет)

Лополнительная образовательная программа на 2021 год кружка "Английский для малышей". Разработана для подготовительной группы....

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа дополнительного образования по естественнонаучной направленности «Ментальная Арифметика»

Программа направлена на обучение детей дошкольного возраста ментальной арифметике - это программа развития умственных способностей и творческого потенциала с помощью арифметических вычислений на японс...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа развития творческих способностей одарённых детей посредством техники рисования песком «Живой песок»

Дополнительная общеразвивающая программа «Живой песок» разработана на основе программ "Песочная терапия" Большебратская Э.Э...