Психологическая программа "Волшебный мир сенсорной комнаты"
рабочая программа по коррекционной педагогике (подготовительная группа) по теме

Майорова Ирина Александровна

 «Самое прекрасное, что мы можем испытать, - это ощущение тайны. Она источник всякого подлинного искусства и науки. Тот, кто никогда не испытывал этого чувства, кто не умеет остановиться и задуматься, охваченный робким восторгом, тот подобен мертвецу, и глаза его закрыты…»

Альберт Эйнштейн

 

 Волшебный мир сенсорных комнат не оставляет равнодушным никого.

 Оптимальное комплексное воздействие на все органы чувств и нервную систему человека, очарование «живой сказки», создающее радостное настроение и ощущение полной безопасности – все это позволяет говорить об уникальности и ценности сенсорных комнат. 

 Сенсорная комната представляет собой помещение,  где ребенок или взрослый, пребывая в безопасной, комфортной обстановке, наполненной разнообразными стимулами, самостоятельно или при сопровождении специалиста исследует окружающее.

Основа сенсорной комнаты – свет, так как более 90% информации человек получает через глаза.  Свет определенного цвета воздействует сразу на физическом и психологическом уровнях, гармонизирует состояние человека, способствует созданию чувства комфорта и уверенности, придает силы, исцеляет. Разнообразные необычные световые приборы создают настоящее «чудо света», способное удивить каждого.

    Сенсорная комната  является мощным инструментом для расширения и развития мировоззрения, сенсорного и познавательного развития.  Обстановка    сенсорная комната  способствует нормализации психического состояния   детей.

 Сочетание разных стимулов (музыки, цвета, запахов, тактильных ощущений) оказывает различное воздействие на психическое и эмоциональное состояние ребенка: как успокаивающее, расслабляющее, так и тонизирующее, стимулирующее, восстанавливающее. Поэтому сенсорная комната не только способствует достижению релаксации, но и позволяет активизировать различные функции центральной нервной системы:

1) стимулирует все сенсорные процессы;

2) создает положительный эмоциональный фон и помогает преодолеть нарушения в эмоционально-волевой сфере;

3) возбуждает интерес к исследовательской деятельности;

4) корректирует нарушенные высшие корковые функции;

5) развивает общую и мелкую моторику и корректирует двигательные нарушения.

Занятия в сенсорной комнате помогают поднять простые ощущения на уровень осознанного восприятия, стимулируя тем самым процессы саморегуляции центральной нервной системы - психоэмоциональная сфера ребенка начинает ограждать себя от негативного воздействия стрессовых ситуаций.  Комплексное воздействие на все органы чувств гармонизирует, способствует расслаблению, снижению утомляемости, повышению работоспособности, развитию устойчивости к стрессовым ситуациям, активизации собственных защитных сил организма.

В настоящее время под сенсорной комнатой чаще всего понимается «темная сенсорная комната», «релаксационная комната», «комната релаксации и психоэмоциональной разгрузки», то есть интерактивная среда, в которой присутствуют специальная мебель, световые эффекты, релаксационные или, наоборот, активизирующее звуки, запахи и т.д. при полном или частичном общем затмении.

Одним из главных условий темной сенсорной комнаты является создание затемнения, достаточного для того, чтобы наблюдать светоэффекты. Дизайн этой комнаты продуман таким образом, что все предметы, которые находятся здесь, являются безопасными при передвижении в полумраке.

Темная сенсорная комната – это волшебная сказка, в которой все журчит, звучит, переливается, манит, ненавязчиво заставляет забыть страхи, успокаивает. Специальное оборудование, установленное в сенсорной комнате, воздействует на все органы чувств человека. Лежа  на мягких пуфиках, в волнах медленно плывущего света, слушая успокаивающую музыку, ребенок сам становится героем сказки. Ощущение полной безопасности, комфорта, загадочности наилучшем образом способствует установлению спокойных, доверительных отношений между ним и специалистом.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabota_po_sensor._komnateword_-_kopiya.doc361.5 КБ

Предварительный просмотр:

        

 

        

        

Процедуры психологического и психотерапевтического воздействия в условиях сенсорной комнаты

 

 

Ограничения и противопоказания к занятиям в темной сенсорной комнате

Проблема

Рекомендации по работе с детьми

Предварительная работа

  •  Изучить анамнез (выявить заболевания, связанные со зрительной, слуховой, интеллектуальной или двигательной патологией)

Ограничения

Астенические  проявления

Активная стимуляция детей  с астеническим синдромом к разнообразной деятельности в интерактивной среде часто приводит к быстрому их утомлению.

Время пребывания в темной сенсорной комнате необходимо наращивать от занятия к занятию (от 7 до 15-20 минут)

Коммуникативные нарушения

При работе с детьми, имеющими коммуникативные нарушения,  рекомендуется выявить наиболее «приятные» раздражители, создающие эмоциональный комфорт.

Синдром гиперактивности (синдром двигательной расторможенности)

Регламентированное использование  аудиовизуальных и тактильных раздражителей

Эпилептический синдром или готовность к эпилепсии

Консультация с врачем-психоневрологом;

Звуковые и световые сигналы не должны быть ритмичными;

Отказ от мелькающих эффектов  

Исключить:

- зеркальный шар,

- проектор «Меркурий»

- прибор динамической заливки света

- набор «Бегущие огни»

Ограниченно время пребывания в сенсорной комнате.

Умеренная и тяжелая умственная отсталость

Индивидуальная работа, на этапе достаточно точной ориентировки в пространстве темной сенсорной комнаты и под контролем специалиста.

Психоневрологические заболевания

Консультации  лечащего врача

Нарушение зрения

Комплексное взаимодействие педагога-психолога и тифлопедагога

Нарушение слуха

Комплексное взаимодействие педагога-психолога и сурдопедагога.

Противопоказания

  • Использование большого количества интерактивных приборов одновременно
  • Одномоментное  восприятие одинаковых по эффекту воздействия приборов

Организация  работы в сенсорной комнате

Основные этапы работы в сенсорной комнате

Название этапа работы

Содержание работы

1.

Предварительный этап.

Формирование групп. Заполнение   учетных карт на каждого ребенка, где имеется информация об уровне  эмоционально-волевой сферы и характере межличностных отношений ребенка.

2.

Диагностический этап

  1. Первичная диагностика.

 Цель – выявление уровня и количества страхов у детей старшего дошкольного возраста.

Для обследования детей использовались следующие методики:

1. Методика выявления страхов с помощью специального теста тревожности. (Р.Теммл, М.Дорки, В. Амен.).

2. Анкеты обратной связи от педагогов.

3. Диагностика количества страхов (тест: «Страхи в домиках» методика М.А. Панфиловой.)

 

 II. Методика «Дерево» 

Цель: экспресс – анализ  результативности занятия в интерактивной среде темной сенсорной комнаты.

3.

Основной этап

Групповая работа (8 занятий), направленная на выполнение конкретных задач программы.

4.

Заключительный этап

Итоговая диагностика.

Цель:  получение информации о результатах проделанной работы, возможных изменениях в индивидуально-психологических,   поведенческих особенностях ребенка.

Для оценивания берутся те же методики, что и для первичной диагностики.

Режим работы группы

Программа включает 10 занятий:  первое и последнее занятия — диагностические.

Занятия проводятся 1–2 раза в неделю.

Длительность одного занятия — 30 мин.

Задачи программы

  • расширение знаний детей об эмоциях;
  • развитие у них умения адекватно выражать свои эмоции;
  • стабилизация эмоционального состояния, оптимизация уровня тревожности и агрессии;
  • формирование коммуникативных умений.

Цели программы

  • коррекция и развитие эмоциональной сферы детей;
  • формирование коммуникативных навыков у дошкольников.

Ориентировочная структура занятия

  • Ритуал приветствия.

Разминка   с целью создания атмосферы доверия в группе, положительного настроя детей на работу.

  • Основная часть  направлена на решение задач программы.

 

  • Заключительная часть:

 - рефлексия прошедшего занятия    

 - ритуал прощания  

Формы работы

  • игры
  • мышечная  релаксация
  • дыхательная релаксация
  • этюды
  • беседа

Предполагаемый результат

  • сформированность умения понимать эмоциональное состояние свое и окружающих;
  • сформированность умения действовать в группе,
  • снижение тревожности, улучшение психоэмоционального состояния ребенка.

Занятие № 1

«Знакомство с волшебной комнатой»

Цель:

  • Развивать когнитивную сферу детей;
  • Активизировать произвольное внимание, умственные способности;
  • Развивать тактильную чувствительность, мелкую моторику;
  • Формировать умение соотносить зрительно-моторную и слухо-моторную координацию;
  • Закреплять умение передавать свои чувства и ощущения в связной речи;
  • Развивать коммуникативные навыки;
  • Формировать навыки саморегуляции.

Оборудование:

сенсорная тропа для ног, проектор «Жар-птица», панно «Живая вода», детский зеркальный уголок с пузырьковой колонной, зеркальный шар, настенный ковер «Млечный путь», релаксационная музыка, набор подвесных фигурок «звенящие человечки», сундучок с разноцветными платочками.

Ход занятия

Игра «Приветствие»

- Здравствуйте! Я очень рада вас видеть. Сегодня у нас с вами  первая встреча.   Для того  чтобы попасть в волшебную комнату, необходимо каждому из вас дотронуться до «звенящих человечков». Они очень рады, что мы пришли в гости к ним. Послушайте, как   звенят. А теперь, вы улыбнитесь им и весело скажите «Здравствуйте!»

Упражнение « Волшебная тропинка»

Вы готовы отправиться в путешествие? Тогда в путь! Начнется путешествие с волшебной тропинки. Идти будем друг за другом, чтобы не сбиться с пути. Руки расставьте в стороны. Мы пройдем по мостику, окажемся на травке, затем по камушкам дойдем до песочка и попадем на полянку.

- Что чувствуют ваши ножки? (ответы детей)

- Вот и добрались мы до волшебной полянки. (Включить проектор «Жар-птица»)

- Посмотрите как  красиво! Но  что  за звуки слышатся здесь?  

- Шум воды!

- Конечно, ведь перед нами большой водопад. (Панно «Жива вода») Посмотрите, как падает вода с вершины горы, как сверкает она и рассыпается на разноцветные брызги. Послушайте, как журчит вода.

Упражнение «Найди свою рыбку»

- Перед вами  еще один обитатель  волшебной комнаты (включить «Пузырьковую колонну») Садитесь полукругом вокруг пузырьковой колонны. Пусть каждый из вас выберет свою рыбку и объяснит, почему выбрал именно ее, какого она цвета?

- Ребята, понаблюдайте за своими рыбками, старайтесь не упускать их из вида.

- Как вы думаете, что ваша рыбка сейчас будет делать: опускаться, или подниматься?

(Ответы детей)

Упражнение «Что в сундучке лежит?»

Путешественники,  посмотрите, какой красивый сундучок нам подарили волшебные рыбки.

- Что же  в нем  лежит? (Открыть. В сундучке лежат разноцветные платочки).

- Что это? (ответы детей)

- Выбирайте, кому, какой нравится. Подбросьте свои платочки как можно выше; понаблюдайте, как они падают вниз.

- А сейчас надо не просто подбросить платочки, но и постараться, чтобы они подольше не опускались на пол. Для этого надо дуть на них – вот так (Показ.)

(Предлагается подбросить платочки несколько раз).

Упражнение «Звездные зайчики»

- Целый день мы путешествовали с вами! Уже стемнело и на небе появились звезды. (Включается настенный ковер «Млечный путь»). Ребята, посмотрите на звездное небо. Как ярко светят чудесные звездочки! Проследите за движениями звезд, за сменой их цвета. Каждый из вас может найти среди них свою звезду, только свою, неповторимую путеводную звезду. Запомните, какого цвета звезды вам понравились больше всего. Возьмите в кулачок понравившиеся звездочки и поднесите кулачок ко рту. Подуйте на него. (В это время включается  зеркальный шар).

Да это же  звездные зайчики! Они немного похожи на солнечных зайчиков, но в тоже время такие разные, яркие, праздничные и  загадочные. Посмотрите, как изменяется их цвет в зависимости от положения. Когда они рядом, они маленькие и очень яркие. Но стоит им отодвинуться подальше, они увеличиваются в размере, и цвет их уже не такой насыщенный. Попробуйте угадать, в какую сторону они сейчас повернут? (ответы детей)

- К сожалению, зайчикам пора возвращаться домой. Давайте скажем им «до свидания»!

- Пора отдохнуть и нам с вами.  Отдыхать мы будем на этой большой поляне. Располагайтесь на ней (мягкое напольное покрытие.) Звучит релаксационная музыка.

Закройте глаза и слушайте мой голос.

Упражнение «Волшебный сон»

Представьте себе, что вы в лесу в прекрасный летний день. Вокруг вас много красивых растений, ярких разноцветных цветов. Вы чувствуете себя совершенно спокойными и счастливыми. Приятное ощущение свежести и бодрости охватывает все тело: лоб, лицо, спину, живот, руки и ноги. Вы чувствуете, как тело становится легким, сильным и послушным. Ветерок обдувает ваше тело легкой свежестью (использовать веер). Воздух чист и прозрачен. Дышится легко и свободно. Настроение становится бодрым и жизнерадостным – хочется встать и двигаться. Потянулись, улыбнулись. Мы открываем глаза. Мы полны сил и энергии. Постарайтесь сохранить это ощущение на весь день.

Прощание

Все встают в круг.

- На этом наше сегодняшнее путешествие заканчивается. Пора прощаться. Внимательно посмотрите друг на друга, улыбнитесь, а затем хором произнесите:

Мы  славно трудились,

Немало мы узнали,

Чуть-чуть добрее стали,

И дружно поиграли.

Молодцы! Ребята, давайте улыбнемся нашим «звенящим человечкам» и попрощаемся с ними: «До свидания!».

Упражнение «Скалолаз»

Пришло время прощаться с жителями страны Чувств. Вот и появилась волшебная змейка, которая укажет нам путь. («Волшебную нить», выложенная в большой круг) Путь будет проходить через горы. Будьте очень внимательными в пути, что бы ни оступиться и не упасть в пропасть.

Дети встают по краям, позой изображая скалы, валуны и т.п.

Выбирается водящий - «Скалолаз». Задача скалолаза пройти по «Волшебной нити»,  «не упав в пропасть», а затем вернуться к другим участникам и вместе с ними изображать горы.

Упражнение продолжается до тех пор, пока в роли водящего не побывает каждый ребенок.

Прощание

Ребята,  я предлагаю всем вам встать в круг и произнести следующие слова:

- Наше путешествие закончилось, я прощаюсь со своим другом!

Попрощаться друг с другом можно так, как хочется: кивком головы, пожатием рук, объятиями и т.д.

Молодцы! А теперь нам остается  улыбнуться нашим «звенящим человечкам» и попрощаться  с ними: «До свидания!».

 

 РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА.

1. "Сенсорная комната - волшебный мир здоровья" Учебно-методическое пособие под общей редакцией В.Л. Жевнерова

2. Брусиловский Л.С. Музыкотерапия, в кн.: “Руководство по психотерапии”, Ташкент, 1979.

3. Комната психологической разгрузки (из опыта работы детско-подросткового отделения психоневрологического интерната № 10) Сост. Горошенкова Н.В., - СПб, 2000.

4. Хватова М.В. Влияние пролонгированного музыкального воздействия на развитие функций мозга ребёнка. Автореферат, - Тамбов, 1996.

5. Сенсорные комнаты “Снузлин” (сборник статей и методические рекомендации. -М.: ООО Фирма “Вариант”, 2001.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Сенсорная комната" Демонстрационное открытое занятие для педагогов во второй младшей группе в сенсорной комнате.

Открытое занятие направлено на формирование представлений у воспитателей о сенсорной комнате, ее оборудовании, методах и сферах его применения в детском саду...

Сенсорная комната как средство психологического оздоровления детей дошкольного возраста.

Консультация для родителей. Сенсорная комната как средство психологического оздоровления детей дошкольного возраста....

Копилка психологических игр, игр на саморегуляцию, анималотерапевтических упражнений, упражнений в сенсорной комнате

Игры и упражнения предназначены в адаптационный период к условиям дошкольного учреждения....

Рабочая программа коррекционно-развивающих занятий в комнате с интерактивным сенсорным оборудованием «Релаксационный комплекс» Разработана на основе учебно–методического пособия В. И. Шевлякова «Организация занятий в сенсорной комнате»

Рабочая программакоррекционно-развивающих занятий в комнатес интерактивным сенсорным оборудованием«Релаксационный комплекс»Разработана на основе учебно–методического  пособия В. И. Шевлякова«Орга...

Сенсорная комната - психологическое здоровье дошкольника

Сенсорная комната представляет собой специально организованную многофункциональную среду, наполненную соответствующим оборудованием, в которой каждый ребенок может получить необходимые ему в данный мо...

Дополнительная общеобразовательная программа социально-личностной направленности занятий в сенсорной комнате (кабинет психологической разгрузки) «Радужное ожерелье»

Рабочая программа разработана на основе парциальной программы «Радужное настроение», практических рекомендаций группы специалистов по использованию оборудования сенсорной комнаты: программ...

Психологическое занятие в сенсорной комнате. Тема: "Здоровье"

Психологическое занятие в сенсорной комнате. Тема: "Здоровье"Цель: сохранение и укрепление психофизиологического и эмоционального здоровья учащихся с помощью мультисенсорной среды.Зада...