Развитие связной речи. Лексическая тема "Насекомые".
план-конспект урока по логопедии (старшая группа) по теме

НОД в старшей группе компенсирующей направленности

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkryt.zanyat.nasekomye.doc56.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД  по лексической теме: «Насекомые»  (старшая группа)

Задачи:

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ

- Расширять и закреплять знания детей о насекомых, вводить в активный  словарь детей обобщающее понятие «насекомые». Продолжать упражнять в составлении предложений разных конструкций с использованием союза потому - что. Продолжать учить составлять небольшой рассказ по серии картин.

ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ

- Воспитывать  доброе отношение к маленьким соседям по планете.

РАЗВИВАЮЩИЕ

- Развивать зрительную и слуховую память.

- Активизировать, обогащать словарный запас детей по теме.

- Развивать связную речь.

- Развивать образность речи.

  Развивать словесно-логическое мышление детей, умение устанавливать причинно-следственные связи, рассуждать, делать выводы, исключать четвертый лишний предмет с обоснованием своего ответа.

- Продолжать учить отгадывать загадки и обосновывать свою отгадку.

- Развивать общую моторику, координацию.

- Продолжать учить группировать предметы по основным признакам.

Оборудование:  предметные картинки насекомых ( бабочка, пчела, кузнечик, муравей, гусеница, божья коровка, стрекоза).  Цветок, дидактическая игра «Разложи по группам», дидактическая игра «Четвертый лишний», «Что изменилось?» на слайдах.  Мягкая  игрушка  –   гусеница,  стол, покрытый зеленой тканью на котором расположены цветы, письмо, игрушки насекомые – пчела,  божья коровка, стрекоза, муравей,  жук,  муха.

Ход занятия:

1.Кинезиологическое упражнение  « Перекрёстные шаги»

Логопед:

- Сегодня мы с вами отправимся  в гости к маленьким жителям  лесной полянки – насекомым. Подготовимся к путешествию:

«Мы к лесной полянке вышли, поднимая ноги выше,

        Через кустики и кочки, через ветви пенечки.

         Кто так ловко шагал, не споткнулся, не упал?»

2.Организационный момент.

Дети подходят к столу, накрытому зеленой скатертью, на котором одни цветы и письмо.  Логопед обращает внимание детей на то, что на полянке никого нет. Там лежит письмо, из которого дети узнают, что злой паук заколдовал насекомых и спасти их можно, если выполним все задания паука.

Логопед:

- Посмотрите, на полянке никого нет, я не вижу ни одного насекомого. Только письмо лежит, интересно от кого оно? Читает  письмо: «Дорогие ребята, мы попали в беду, злой паук  заколдовал нас, помогите, нам, пожалуйста!»

3.Введение в тему.

Логопед:

- Ребята, с насекомыми что-то случилось, вы готовы помочь?  

Однажды над насекомыми

Пронёсся злой паук

На полянке разноцветной

Он всех заколдовал.

Чтоб бабочки порхали,

Трудился        муравей.
И осы чтоб жужжали,

Ты помоги скорей.

Возьми с собой ты знанья,

И доброту возьми,

И этим шестиногим

Малышкам  помоги!

Логопед:

-   А чтобы помочь нашим малышам, мы с вами тоже превратимся в насекомых. У меня есть волшебная цветок, который поможет нам. Логопед берет волшебный  цветок и произносит слова вместе с детьми:

-   Закройте все глаза и повторяйте за мной:

-  Нам, цветочек, помоги, в насекомых преврати! Вот мы  с вами превратились в насекомых и полетим мы с вами на лесную полянку. Проходите насекомые, садитесь.  А вот и первое задание от паука: «Нужно отгадать загадки и найти картинки – отгадки».

4.Загадки. Беседа по теме.

Логопед читает загадки, дети отгадывают. СЛАЙД №2

  • У нее четыре крыла,

Тело тонкое, словно стрела.

И большие, большие глаза,

Называют ее…(стрекоза).

Логопед:

- Как вы догадались, что это стрекоза, какие слова помогли найти отгадку?

  • Сок цветов душистых пьет,

 Дарит нам и воск, и мед.

 Людям всем она мила

 А зовут ее... (пчела).

Логопед:

- Какие слова помогли вам догадаться, что это пчела?

  • Он работник настоящий

Очень, очень работящий.

Под сосной в лесу густом

Из хвоинок строит дом. ( муравей).

Логопед:

- Какие слова помогли вам догадаться, что это муравей?

  • Она ярка, красива,

 Изящна, легкокрыла.

 Сама похожа на цветок

  И любит пить цветочный сок. (бабочка)

Логопед:

- Какие слова  вам подсказали, что это бабочка?

  • Всех жучков она милей,

Спинка алая на ней.

А на ней кружочки

Черненькие точки. ( Божья коровка).

Логопед:

- А в этой загадке, какие слова подсказали, что это божья коровка?

- Как можно назвать одним словом тех, кто изображен на картинках?

-  Какой основной признак всех насекомых? (У всех насекомых по 6 лапок.)

-  А паук – это насекомое?

-  Назовите насекомых, которые относятся к хищным (стрекоза, кузнечик, божья коровка)

- Почему их называют хищниками? (Потому что они охотятся за другими насекомыми.)

- Назовите полезных насекомых.( бабочка, пчела, муравей.)

- Какую пользу приносят  пчелы, бабочки, муравей? (  Пчелы опыляют цветы, дают нам мед и воск. Муравьи разносят по лесу семена многих растений. Бабочки опыляют цветы.)

- Назовите вредных насекомых. ( Муха –разносит микробы, гусеница – ест листья растений, комар.)

-  Молодцы все загадки отгадали, и  мы  спасли стрекозу и пчелу, но еще и другие насекомые ждут нашей помощи, пойдем дальше.

5.Физминутка «Сороконожка»

1. Шла сороконожка

 ( дети идут ритмичным шагом, слегка пружиня )

   По сухой дорожке

2. Вдруг закапал дождик: Кап-кап-кап!

  ( дети останавливаются и приседают.)

 - Ой, промокнут сорок лап!

3. Насморк мне не нужен

  (  дети идут, высоко поднимая колени, будто шагают через лужи),

    Обойду я лужи!

4. Грязи в дом не принесу

  (  дети останавливаются, трясут одной ногой),

    Каждой лапкой потрясу!

   (  трясут другой ногой).

5. И потопаю потом

  (  дети топают ногами)

- Ой, какой от лапок гром!

Логопед:

- Пойдем дальше, еще другие насекомые ждут нашей помощи.

6. Игра  «4 лишний»   Составление предложений  с союзом «потому что».

Логопед:

- Внимательно посмотрите на картинки и скажите, какая картинка здесь лишняя и почему вы так думаете? СЛАЙД №3

  • Лишний муравей, потому что он не летает, а остальные насекомые летают.
  • Лишняя пчела, потому что она летает, а остальные насекомые не летают.

Логопед:

- Вот мы с вами еще спасли муравья (появляется муравей). Продолжим наше путешествие.

7. Игра « Разложи бабочек на группы» (на ковре).

Логопед:

- Посмотрите,  какие к нам красивые прилетели бабочки. Предлагаю разложить  по группам. Катя, разложи бабочек.  

- Катя, по какому признаку  ты разложила бабочек? Ребенок объясняет:  

-Я  разложила бабочек по форме.

- А сейчас Диана разложит бабочек на группы, но по – другому. Диана, а ты по какому  признаку разложила бабочек? Ребенок:

- Я разложила бабочек по цвету. Логопед:

- А по какому еще признаку можно разложить бабочек? Ответы детей:

- По размеру. Логопед:

- Арина, разложи бабочек по размеру.

- Вот и кузнечика и жука мы с вами освободили. Какие вы молодцы! (Появляются кузнечик и жук). Логопед:

- Продолжим  путешествие. (Дети садятся на стульчики)

- Теперь мы снова будем спасать наших насекомых.

8.Игра «Запомни, что изменилось», «Считай и называй», «Кто, где живёт?»

«Какие спрятались насекомые»

СЛАЙДЫ №4 №5-6 №7 №8

9.Пальчиковая гимнастика «Пчела»

СЛАЙД №9

10. Составление описательного рассказа по схеме               

Логопед предлагает детям картинку с изображением бабочки. Дети по схеме, составляют описательный рассказ о бабочке. СЛАЙД № 10

11. Итог занятия.

  Вот и подошло наше  путешествие  к концу, какие вы все  молодцы,  что помогли насекомым.  Насекомые вас всех благодарят. Возьмите насекомых и поселите их на нашей лесной полянке.

(Дети берут насекомых-игрушки и размещают их на полянке возле цветов.)

Посмотрите, какая полянка красивая стала. Пусть ползают по земле муравьи и жуки, пусть прыгают по траве кузнечики, пусть летают бабочки и стрекозы и пусть мир, в котором мы живем, всегда остается голубым и зеленым! А нам пора возвращаться в детский сад. Но сначала нам опять нужно превратиться в детей. Логопед: берёт волшебный цветок и произносит слова.

-  Ты цветочек, помоги и в детей нас преврати!

- Вам понравилось быть насекомыми?

- А если бы у вас была такая возможность еще раз превратиться в насекомых в кого вы бы хотели превратиться и почему?

- Какая игра вам больше всего понравилась?

- Вы все сегодня были молодцы!



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие связной речи и лексико-грамматических компонентов по лексической теме: "Домашние животные"

Данное занятие учит детей составлять предложения о котёнке с опорой на сюжетные картинки. Формирует номинативную лексику по теме "Домашние животные"...

Конспект занятия по развитию связной речи по методике В.К. Воробьёвой. Лексическая тема "Перелётные птицы". Подготовительная группа

Конспект логопедического занятия по рассказу Н.И. Сладкова "Скворцы - знахари". Цели: развитие глагольной синонимии, формирование слоговой структуры слова, расширение представлений об окружающем мире ...

Конспект НОД по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи в подготовительной группе для детей с ОНР по лексической теме «Транспорт»

Конспект образовательной деятельности по формированию грамматических средств языка и развитию связной речи в подготовительной группе для детей с ОНР по лексической теме «Транспорт» разработан с ...

Конспект подгруппового логопедического занятия по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи у детей с тяжёлыми нарушениями речи старшего дошкольного возраста лексическая тема « Дикие животные»

конспект содержит  различные игры и задания , направленные на формирование лексико-грамматических категорий и развитие связной речи у детей  с тяжелыми нарушениями речи....

Презентация к занятию по развитию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи по лексической теме "Транспорт"

Презентация по лексической теме "Транспорт" предназначена для детей старшего дошкольного возраста.Задачи:Образовательные:- расширять представления детей о транспорте, видах транспорта (назем...

План - конспект непосредственно образовательной деятельности по формированию лексико-грамматического строя речи и развития связной речи в старшей группе по лексической теме «Посуда»

План - конспект непосредственно образовательной деятельности по формированию лексико-грамматического строя речи и развития связной речи в старшей группе по лексической теме«Посуда»...