Конспект занятия по развитию связной речи по методике В.К. Воробьёвой. Лексическая тема "Перелётные птицы". Подготовительная группа
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) по теме
Конспект логопедического занятия по рассказу Н.И. Сладкова "Скворцы - знахари". Цели: развитие глагольной синонимии, формирование слоговой структуры слова, расширение представлений об окружающем мире по лексической теме "Перелётные птицы"
Скачать:
Предварительный просмотр:
Конспект занятия по развитию связной речи по методике В.К. Воробьёвой.
(По рассказу Н.И.Сладкова «Скворцы – знахари»)
Подготовительная логопедическая группа для детей с ОНР.
Цель:
- развитие глагольной синонимии: научить группировать глагольные слова по значению;
- формирование слоговой структуры.
- расширение знаний и представлений об окружающем мире по теме «Перелётные птицы»
- Лексический материал:
1. Текст.
Однажды в гнезде развелись птичьи блохи. Блохи кусали скворчат. Скворчата выпрыгивали на траву. В траве сидели старые скворцы. Скворцы щипали клювами голубые листочки с резким запахом. Этими листочками они выстилали свое гнездо. Из гнезда сразу начали выскакивать блохи – кусаки. Оказывается, блохи не выносят запаха голубой травы, которая называется горькая полынь.
- Глагольные слова, направленные на группировку синонимичного ряда.
Впивались, вгрызались, жалили.
Рвали, плевали, дергали.
Выкладывали, помещали, прощали.
- Слова, сложные по слоговой структуре.
Скворцы – 2-х сложное слово с закрытым слогом, со сложным стечением в начале (звук “с” - щелевой, “к” - смычный взрывной, “в” - смычный) и в середине слова (“р”-смычный, “ц” - смычно - щелевой).
Скворчата - 3-х сложное слово с 1 закрытым слогом, со сложным стечением в начале (звук “с” - щелевой, “к” - смычный взрывной, “в” - смычный) и в середине слова (“р” - смычный, “ч”-смычно-щелевой).
Выстилали – 4-х сложное слово со стечением в середине (“с” - щелевой, “т” -смычный).
Дидактический материал: предметно – постановочная таблица, предметные картинки, стрелки, магниты.
Ход занятия.
I. Организационный момент.
Приветствие детей.
- Самостоятельное составление предметно – графического плана.
Л.: Послушайте, какую интересную историю мне недавно рассказали. (Читает рассказ).
Кто поможет мне придумать название этого рассказа?
Р.: “Как скворцы прогнали блох - кусак”, “Как чудесная трава помогла скворцам”.
Л.: Перед вами лежат картинки и висит чистая страница, на которой мы сейчас будем записывать наш рассказ.
Кто может сам с помощью картинок составить и записать наш рассказ от начала и до конца? (К доске выходит 1 ребенок).
Л.: Другие ребята внимательно смотрят и молча проверяют.
После того как ребенок выполнил задание, составленный рассказ проверяется и пересказывается.
Л.: Почему у нас получился рассказ?
Р.: Потому что все предложения дружат между собой.
- Словарная работа.
Л.: Посмотрите внимательно на этот знак – это знак запрета. Сегодня он будет работать вместе с нами. Этот знак указывает на то, что данное слово называть нельзя. Надо придумать другое, новое слово.
Инструкция: Назовите 2-е предложение.
Р.: Блохи кусали скворчат.
Инструкция: Назовите слово – стрелку.
Р.: Кусали.
Л.: Теперь мы это слово не будем произносить. Я закрываю слово – стрелку знаком запрета. Мы должны подобрать новые слова.
Инструкция: Я произнесу три слова. Запомните их! (впивались - вгрызались - жалили).
Л.: Как вы думаете, какое слово не подходит к нашему предложению? (вгрызались).
- -Скажите, какие слова остались? (впивались - жалили).
“Примерим” каждое отобранное слово к нашему предложению (дети воспроизводят предложение с новыми словами). Подходят? (Да.)
Инструкция: Теперь один из вас “прочитает” предложение по-старому, а другой – с новым словом.
Л.: Изменился смысл предложения? (Нет). Значит, можно составить предложение с разными словами? (Да). Видите, слово в предложении изменилось, а его смысл остался прежним.
Л.: А теперь разберем 5-е предложение.
Инструкция: Назовите 5-е предложение.
Р.: Скворцы щипали клювами голубые листочки с резким запахом.
Инструкция: Назовите слово – стрелку.
Р.: Щипали.
Л.: Теперь мы это слово не будем произносить. Я закрываю слово-стрелку знаком запрета. Наша задача подобрать новые слова.
Инструкция: Я произнесу три слова. Запомните их! (рвали, плевали, дергали).
Л.: Как вы думаете, какое слово не подходит к нашему предложению (плевали).
- -А кто правильно произнесет эти слова?
Аналогичная работа проводится с 6-м предложением.
Цепочка глагольных слов для 6-го предложения : выкладывали, помещали, прощали.
- Работа над слоговой структурой слова.
Разбор слов скворцы, скворчата, выстилали.
Инструкция: Повторите за мной медленно по слогам, немного растянув звук “с”: сквор – цы, сквор – ча - та. Какая часть у этих слов общая? (Сквор). Скворчата – детеныши скворцов.
Инструкция: Давайте отхлопаем по слогам : вы-сти-ла-ли.
- Пересказ рассказа.
К доске выходят два ребенка. Один ребенок пересказывает по старому плану, а второй – по новому.
- Итог занятия.
Л.: Чему мы сегодня учились?
Р.: Составляли рассказ о скворцах. Подбирали новые слова.
Список использованной литературы:
- Воробьева В.К. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи: учеб. пособие / В.К. Воробьева. — М.: ACT: Астрель : Транзиткнига, 2006. — 158[2] с. — (Высшая школа).
- Сладков Н.И. Лесные тайнички (рассказы и сказки). – М.: Дет.лит., 2011. – 428 с. – (Школ. б-ка)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по развитию связной речи с помощью карт-схем В.Я.Проппа в подготовительной группе «Олимпийская сказка»
Цель занятия: знакомство детей с картами В.Я. Проппа; обучение детей использованию карт для сочинения новых сказок....
Конспект занятия по развитию связной речи. Составление рассказа «Собака-санитар» по серии сюжетных картин (подготовительная группа).
Конспект занятия по развитию связной речи....
Конспект занятия по развитию связной речи Составление рассказа «Собака-санитар» по серии сюжетных картин (подготовительная к школе группа)
Конспект занятия по развитию связной речиСоставление рассказа «Собака-санитар» по серии сюжетных картин(подготовительная к школе группа)...
Конспект НОД по развитию связной речи «Составление описательного рассказа о зимних видах спорта» в подготовительной группе для детей с ОВЗ (ТНР).
Конспект НОД по развитию связной речи «Составление описательного рассказа о зимних видах спорта» в подготовительной группе для детей с ОВЗ (ТНР)....
Конспект логопедического занятия по развитию связной речи на материале русской народной сказки "Три медведя" в подготовительной группе
Обучающие:активизировать словарь по лексическим темам: «Посуда», «Мебель», «Дикие животные»;отрабатывать грамматические категории (уменьшительно-ласкательные формы ...
Конспект логопедического занятия по развитию связной речи на материале русской народной сказки "Три медведя" в подготовительной группе
Обучающие:активизировать словарь по лексическим темам: «Посуда», «Мебель», «Дикие животные»;отрабатывать грамматические категории (уменьшительно-ласкательные формы ...
Конспект логопедического занятия по развитию связной речи на материале русской народной сказки "Три медведя" в подготовительной группе
развивать зрительное и слуховое внимание;совершенствовать звуковую сторону речи в сфере произношения, восприятия и выразительности;развивать общую и мелкую моторику;развивать мыслительные процессы....