Развитие связной речи и лексико-грамматических компонентов по лексической теме: "Домашние животные"
план-конспект занятия (логопедия, младшая группа) по теме
Данное занятие учит детей составлять предложения о котёнке с опорой на сюжетные картинки. Формирует номинативную лексику по теме "Домашние животные"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_zanyatiya_v_mladshey_gruppe_Domashnii_zhivotnye.doc | 48 КБ |
Предварительный просмотр:
Краевое государственное образовательное учреждение
для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
«Специальный (коррекционный) детский дом № 2 для детей-сирот и детей,
оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья»
Конспект занятия в младшей группе
Тема: «Домашние животные»
Подготовила: Лазебная Наталья Васильевна
Учитель-логопед
Хабаровск 2011
ТЕМА: «Домашние животные»
Коррекционно-образовательные цели. Учить составлять предложения о котёнке с опорой на сюжетные картинки. Формировать номинативную лексику по теме: «Домашние животные». Расширять представления об образе жизни домашних животных. Учить употреблять в речи существительные в форме родительного падежа единственного числа
Коррекционно-развивающие цели. Развитие диалогической речи, артикуляционной, тонкой и обшей моторики. Формировать целостное восприятие предметов (изображений животных). Формировать зрительно-пространственное восприятие.
Коррекционно-воспитательные цели. Развивать эмоциональную отзывчивость при восприятии изображения животных. Воспитывать у детей чувство любви к домашним животным, желание им помочь.
Оборудование. Плоскостные изображения домашних животных, сарай, будка для собаки, изображения животных без частей тела, игрушка котенка.
Ход занятия
- Организационный момент.
(Сообщение цели.)
-Дети, какое время года? (зима)
-Что падает с неба зимой? (снег)
- Посмотрите, сколько снега намело! Какой большой сугроб! (мяу-мяу)
- Кто это там кричит? Иди сюда, маленький.
-Кто это дети? (котёнок)
- Как ты оказался, озорник, в сугробе?
Ответ котёнка:
- Я выбежал из дома, увидел большие сугробы, испугался и побежал. А теперь не могу найти свою маму.
-Ребята, поможем котенку найти его маму? (да)
Мы сегодня с котенком будем искать его маму.
II. Рассматривание котенка.
- Как тебя зовут? (Пушок)
-Ребята, котенок замерз, дрожит. Давайте его успокоим. Погладьте его.
-Какая шерстка у котенка? (мягкая, пушистая, теплая)
-Что у него есть на мордочке? (маленькие ушки, глазки и усы)
-А это что? (хвост)
-А это лапки. На них мягкие подушечки. А на лаках что? (когти)
- Да, когда котенок сердится, он выпускает когти и царапается.
- А что еще может делать котенок? (бегать, прыгать, лазать, мяукать, лакать)
- Какой котенок? (забавный, маленький, озорной, пушистый, беленький (рыженький))
- Пойдемте искать его маму.
-Пушок пробежал по снегу и оставил следы. Пойдемте по следам. Это кошачьи следы.
Звучат голоса животных.
- Куда же они нас привели? (к животным)
Животные со своими детенышами вышли погулять.
- Закрепление знаний о детенышах домашних животных.
Учить употреблять в речи образование существительных в родительном падеже и единственном числе. Закрепление понятие «Домашние животные».
Корова (рассматривание коровы).
Послушайте. Что ты услышал? (му-му)
- Пушок, это твоя мама? (Нет, это не моя мама.)
- Почему это не твоя мама? (Это корова. У коровы есть теленок.)
- Ребята, посмотрите, художник нарисовал на картине корову. Что он забыл нарисовать? Какой части тела нет у коровы? (нет рогов)
-Зачем корове рога? (она бодается, защищается от врагов.)
- Какую пользу приносит корова человеку? (даёт молоко.)
- И котенок любит молоко! Где же его мама?
-Может это его мама?
Лошадь (рассматривание лошади).
Дети: «Нет, это не его мама».
- А чья это мама? (жеребенка)
- Кто у жеребенка мама? (лошадь)
-А зачем лошадь нужна человеку? (Чтобы перевозить грузы.)
- И здесь на картине художник забыл что-то нарисовать. Чего нет у лошади? (хвоста)
- А хвост нужен лошади? (Да, нужен. Она им отгоняет мух, комаров.)
Собака (рассматривание собаки).
- Пушок, это твоя мама? (Нет, не моя. Это собака. Это мама щенка.)
- Где живет собака? (в будке)
-Какую она пользу приносит человеку? (охраняет дом)
- Посмотрите, чего у собаки нет на картине? (уха)
-Зачем уши собаке? (чтобы слушать)
Кошка.
-Ребята, а это чья мама? (Это мама котёнка.)
- Чего нет на картине у кошки? (глаза)
- Зачем кошке глаза? (Чтобы она хорошо видела не только днем, но и ночью.)
- А кошка зачем нужна человеку? (чтоб ловить мышей)
- Ребята как одним словом назвать корову, лошадь, собаку, кошку? (домашние животные)
-А почему их называют домашние животные.
-Потому что они живут рядом с человеком и приносят ему пользу.
- Котенок обрадовался, что нашлась его мама. Кошка бросилась к котенку и начала его облизывать и ласково мурлыкать. Как? (мур-мур)
-Что делает кошка, когда кричит «мур»? (мурлычет - закрепить)
-Молодцы, ребята, помогли котенку найти его маму. Давайте покажем, какие мы ребята молодцы.
IV. Физминутка.
[Развитие координации движений, общей моторики и тонкой моторики.]
Мы, ребята-молодцы, (шагают на месте)
Вот какие удальцы! (поднимают руки вверх, встают на носочки)
Дружные и смелые, (загибают поочередно пальцы обеих рук Ловкие, умелые, начиная с большого пальца)
Мы тебя, Пушок, спасли,
И к маме отнесли.
Давайте расскажем маме кошке, что случилось с ее Пушком.
V. Составление рассказа по картинкам.
- Послушайте, что случилось с Пушком.
Образец рассказа:
Котёнок проснулся, полакал из блюдечка молока, поиграл фантиком, залез под кровать, отдохнул, дверь открылась, и котенок вышел на улицу.
Дети составляют предложения по картинкам (по вопросам).
VI. Итог.
До свидания, Пушок. Больше не убегай из дома.
Список использованной литературы
- Т.А. Шорыгина «Домашние животные. Какие они?» ГНОМ и Д; 2011г.
- Лалаева Р. И. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников (формирование лексики и грамматического строя). – СПб.: Союз, 1999
- О.Н. Земцова «Что нас окружает. Познаем мир»
- Филичева Т.Б, Т.Туманова. Совершенствование связной речи М.1994-311с
- Н.В. Нищева «Картотека подвижных игр, упражнений, физкультминуток, пальчиковой гимнастики». Детство-пресс.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ЗАНЯТИЕ ПО РАЗВИТИЮ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ (старшая//подготовительная группы) ТЕМА: «ДОМАШНИЕ ЖИВОТНЫЕ»
Занятие по развитию лексико-грамматических представлений в старшем дошкольном возрасте по лексической теме "Домашние животные"...
Конспект занятия по развитию связной речи и лексико-грамматических средств языка в старшей логопедической группе.
Занятие поможет в игровой форме учить детей составлять описательный рассказ с опорой на схему,согласовывать местоимения с глаголами настоящего времени,образовывать относительные прилагательные, а такж...
Лексико - грамматические задания для дошкольников по теме "Домашние животные".
Лексико - грамматические задания для дошкольников по теме "Домашние животные"....
Методическая разработка по развитию связной речи и лексико-грамматического строя речи в старшей группе.
методическая разработка по развитию речи и лексико-граматического строя речи в старшей группе....
Конспект логопедического занятия по формированию лексико-грамматического строя речи для детей с ЗПР по лексической теме «Домашние животные и их детёныши»
Конспект занятия по формированию лексико-грамматических средств языка и связной речи у детей с ЗПР для старшей группы компенсирующей направленности. Работа по данному конспекту позволит обобщить и сис...
КОРРЕКЦИЯ РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ И ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКИХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ТНР (общее недоразвитие речи)
Задачи коррекционной работы по формированию лексико-грамматических представлений и связной речи. Этапы логопедической работы по развитию связной речи и лексико-грамматического строя речи. Ст...
Конспект по формированию лексико-грамматических категорий у дошкольников по теме "Домашние животные", средняя группа.
Предложенный вариант конспекта занятия по формированию лексико-грамматических категорий в средней группе поможет начинающим учителям-логопедам спланировать занятие по теме "Домашние животные"...