Программа "Психологическая коррекция страхов у детей старшего дошкольного возраста"
рабочая программа по коррекционной педагогике (старшая группа) по теме
Проблема страхов у детей дошкольного возраста приобретает особую актуальность. На сегодняшний день отмечается тенденция к увеличению количества детей со страхами. Причина скрывается не только в индивидуальных особенностях детей, но и в наличии личностной неопределенности и беспокойства значительной части населения, большего количества стрессов, явной невротизации общества, в отсутствии безопасности.
Дошкольный возраст характеризуется сильнейшей зависимостью от взрослого, и прохождение этого этапа становления личности во многом определяется тем, как складываются отношения ребенка со взрослыми. Увеличение числа неврозов у родителей сказывается на увеличении числа страхов у детей, порождая замкнутый круг, разорвать который можно только одновременным оказанием эффективной и доступной психологической помощи всем его участникам.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Психологическая программа | 117.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПРОГРАММА
«Психологическая коррекция страхов
у детей старшего дошкольного возраста»
Пояснительная записка
Проблема страхов у детей дошкольного возраста приобретает особую актуальность. На сегодняшний день отмечается тенденция к увеличению количества детей со страхами. Причина скрывается не только в индивидуальных особенностях детей, но и в наличии личностной неопределенности и беспокойства значительной части населения, большего количества стрессов, явной невротизации общества, в отсутствии безопасности.
Дошкольный возраст характеризуется сильнейшей зависимостью от взрослого, и прохождение этого этапа становления личности во многом определяется тем, как складываются отношения ребенка со взрослыми. Увеличение числа неврозов у родителей сказывается на увеличении числа страхов у детей, порождая замкнутый круг, разорвать который можно только одновременным оказанием эффективной и доступной психологической помощи всем его участникам.
Ребенку ХХI века приходиться бороться с такими страхами, каких не испытывали его сверстники ХХ века: их вызывают, в частности, сюжеты фильмов ужасов, персонажи компьютерных игр, боевики со сценами насилия и убийствами и т.п.
В дошкольном возрасте страхи наиболее успешно подвергаются психологическому воздействию, поскольку они еще не завладели характером ребенка и чаще всего носят возрастной характер.
Схема работы по профилактике и коррекции
тревожности и страхов ребенка
Данная работа имеет цель – cоздание условий для преодоления страхов у детей дошкольного возраста.
В ходе достижения цели решаются следующие задачи:
- Совершенствовать умения у детей передачи своего эмоционального состояния.
- Нейтрализовать страхи и эмоционально-отрицательные переживания.
- Формировать навыки общения, контроля своего поведения.
- Обучение детей дошкольного возраста адекватной психологической защите.
- Содействовать развитию творческих задатков.
Принципы коррекционной работы:
1. Принцип безусловного принятия ребенка со стороны психолога, педагога.
2. Принцип демократизма в общении взрослого и ребенка, соблюдение равноправия на фоне общего безусловного принятия.
3. Принцип поощрения (и проявление этого психологического поощрения) достижений ребенка в плане обретения творческой самостоятельности и продуктивности.
4. Принцип символического отреагирования детских проблем, вызывающих тревогу и страхи, и превращение их в объект творческой проработки.
Диагностический блок.
- Первичная диагностика.
Цель – выявление уровня и количества страхов у детей старшего дошкольного возраста.
Для обследования детей использовались следующие методики:
1. Методика выявления страхов с помощью специального теста тревожности. (Р.Теммл, М.Дорки, В. Амен.).
2. Анкеты обратной связи от педагогов.
3. Диагностика количества страхов (тест: «Страхи в домиках» методика М.А. Панфиловой.)
Проводится индивидуальная беседа, в ходе которой выясняется, боится ли ребёнок одиночества, нападения (бандитов), заболеть, умереть, смерти родителей, некоторых людей, наказания, сказочных персонажей, темноты, животных, транспорта, стихии, высоты, глубины, воды, огня, врачей, крови.
- Заключительная диагностика.
Заключительная диагностика позволяет судить об эффективности проведенной работы, отследить динамику. Для оценивания берутся те же методики, что и для первичной диагностики.
Цель: Отслеживание эффективности проведенной коррекционной работы.
Тема | «Царство царицы Тьмы» Предлагаемое занятие рассчитано на работу с детьми 5-6 лет Форма работы: подгрупповая (5-6 человек) |
Цель: |
|
Оборудование |
|
Ход занятия | |
| Здравствуйте, ребята! Сегодня я предлагаю вам совершим путешествие в необычное царство. Царство царицы Тьмы. Вы готовы к путешествию? Тогда в путь! Дети встают в круг, в центре которого находится цветок. Берутся за руки и произносят «заклинание»: Волшебный цветок, в сказку веди, Не дай, Цветок, ослабнуть в пути. Ты смелость и свет нам скорей подари И сказку новую оживи! |
Вот и оказались мы в царстве Тьмы. Как же здесь темно! Как вы думаете, почему? (ответы детей) | |
Темно потому, что царица этой страны не любит свет. Она не сердитая и не страшная, она просто не может жить при свете. Но, кто это там стоит? | |
Я – Темнота. | |
Почему ты плачешь? | |
Я плачу потому, что очень люблю детей, а они меня почему-то бояться. | |
Что ты, Темнота, не все дети тебя бояться, а те, кто боится, не зают, как ты переживаешь. Ребята, кто боится Темноты? (ответы детей) Милая темнота, хочешь, мы с тобой поиграем? | |
Игра «Жмурки» | |
Водящий с завязанными глазами ловит других участников и узнает их на ощупь, психолог координирует движения. | |
Ой, как весело! Спасибо, ребята. Я хочу познакомить вас со своими друзьями. (Включает гирлянды) Вы, конечно же, узнали их. Это гирлянды. Гирлянды и салюты очень красиво смотрятся именно в темноте. | |
Ребята, а чем еще освещают таинственный мир темноты? (фонарями, свечами, светильниками …) | |
Ребята, я хочу познакомить вас с любимым моим развлечением. И это развлечение возможно только в темноте. | |
Просмотр диафильма «Ахи-Страхи», обсуждение увиденного. | |
Ребята, какие вы хорошие, смелые. Но ведь все остальные ребята так и будут меня бояться! | |
Милая Темнота, мы расскажем всем, всем, всем ребятам, что ты совсем не страшная. | |
Я им все время об этом говорю, но они меня не слышат. | |
Ребята, почему мы боимся темноты? Что можно сделать, чтобы не бояться ее? (ответы детей) | |
Конечно, меня не стоит бояться, но не забывайте о том, что я иногда сама не вижу, что во мне прячется. Остерегайтесь ямок и других неприятностей, которые можно просто не увидеть в темноте. | |
Поэтому нужно взять фонарик и посветить. Вот посмотрите (достает фонарик). Пожалуйста, не светите на нашу Темноту – она боиться света. Как вы думаете, почему? (ответы детей). | |
При свете я исчезаю. А если исчезну совсем и не спущусь на город вечером, то люди не узнают, что пора ложиться спать, а звездочки и луна не узнают что пора выходить на небосклон. Давайте поиграем! Ведь со мной редко кто играет | |
Игра «Кто поймает зайчика?» Дети по очереди ловят лучик фонарика под музыку. | |
Какие вы веселые ребята. Мне очень понравилось с вами играть! |
Тема: | «Путешествие в волшебную страну» Предлагаемое занятие рассчитано на работу с детьми 5-6 лет Форма работы: подгрупповая (5-6 человек) |
Цель: |
|
Оборудование: |
|
Ход занятия | |
Приветствие | Доброе утро! Я рада вас видеть Сегодня нас ждет увлекательное путешествие. Мы отправляемся в волшебную страну. Чтобы не сбиться с пути, я принесла волшебный клубок, сила которого увеличивается от добрых и ласковых слов. Вставайте в круг. Сначала я намотаю нитку на клубок и скажу ласковое слово, а теперь я передаю клубок Адель и так по очереди всем детям. Можно сказать доброе пожелание, комплимент. Вот и опять дошел до меня клубок. Каким он стал большим от добрых слов! Ему, как и мне, приятно отправляться в путешествие с такими хорошими детьми! Готовы к путешествию? Тогда в путь! (Психолог включает динамичную музыку) |
Упражнение «Поделись ты смелостью своей» | |
Мы с вами оказались на прекрасной поляне, на которой растут цветы. Они такие высокие, что можно играть в прятки. Предлагаю раздвинуть цветы, может в них кто-то спрятался? Да здесь прячется щенок! Похоже, он нас очень испугался. Поджал хвост, весь съежился, лапами прикрыл голову и со страхом выглядывает из-за цветов. Покажите, как боится щенок, как он весь трясется от страха. Но мы, храбрые ребята! Давайте поделимся храбростью со щенком: «Возьми, щенок, частичку моей храбрости. Она тебе пригодится». (В роли щенка сначала психолог, затем – дети.) А теперь сделайте так, чтобы смелость осталась у щенка навсегда. Встаньте вместе со щенком прямо, ноги расставьте для устойчивости, руки скрестите на груди, голову гордо поднимите. Взгляд смелый, гордый! Скажите: «Я - смелый, бесстрашный! Я – сильный!» Вот теперь я вижу, что вы смелые и сильные (звучит торжественная музыка) Дорогой щенок, кто тебя так сильно напугал? - Меня напугала страшилка. А как, я вам сейчас расскажу. | |
Игра - драматизация «Одюдюка» (с использованием мягких игрушек) | |
Жил-был сказочный лес. В жаркую погоду он укрывал своих жителей и гостей от палящих лучей солнца. В дождь давал всем пристанище и защиту. Лес был заботливым и внимательным, и его жители платили ему тем же. Каждое утро щенок Пиф подметал лесные дорожки, убирал поломанные ветки и чистил пруд. У него был друг – медвежонок Тимка, который осматривал все деревья и отмечал, какое из них выросло, какое зацвело, а какое нужно лечить. А еще в лесу жил дядюшка-медведь – Михаил Иванович. И был он самым мудрым, добрым и внимательным зверем в лесу. Если у кого-нибудь случалась беда, он всегда приходил на помощь. И вот однажды идет щенок Пиф по тропинке и слышит: «У-гу-гу». Попятился он, да вдруг прямо перед ним кто-то с ревом пролетел и стал Пифа пугать. От страха шерсть у щенка встала дыбом. Он залаял. Но страшилка не пропала, а продолжала летать вокруг Пифа и толкать его. В страхе Пиф побежал искать друга медвежонка Тима. А Тим в это время осматривал елочки, которые растил к Новому году. И вдруг позади на него кто-то налетел и толкнул изо всех сил. Медвежонок упал и увидел что-то мохнатое. Оно летало вокруг и завывало страшным голосом. Медвежонок испугался и побежал на поиски друга. Встретились они у дома дядюшки-медведя и стали думать, что же им дальше делать. Тут выходит из дома Михаил Иванович и спрашивает: - Что с вами произошло? Стали друзья наперебой рассказывать, а напоследок решили: - Поймаем того, кто нас напугал, накажем и выгоним из леса. Так и сделали. Поймали и хотели было взгреть хорошенько. Но Михаил Иванович предложил не наказывать страшилку, а подружиться с ней – может быть, что-то получится. Окружили ее звери и сорвали покрывало, под которым страшилка пряталась. И предстала перед ними страшилка Одюдюка во всей своей красе и давай ругаться: - Что вам от меня надо? Видно, мало я вас пугала! - Да погоди ты, не ругайся. Лучше расскажи, зачем в наш лес пожаловала. Видит Одюдюка – деваться ей некуда, пришлось рассказать о себе правду. История получилась очень печальная: - Мама и папа у меня потомственные Одюдюки. Мы всегда всех пугаем. Мама – папу и меня, папа – маму и меня. Мне за всю жизнь слова доброго никто не сказал. Вот и решила я навредить всем в добром лесу. Не хочу, чтобы все здесь жили дружно, чистоту и порядок наводили… А сейчас делайте со мной что хотите. Хотите – пугайте, хотите – поколотите, а хотите – придумайте что-то страшное, чтобы у меня кровь в жилах застыла. Стали звери совет держать. Думали-думали, как ее лучше наказать, а потом вдруг кто-то предложил ее пожалеть, ведь никто и никогда не говорил ей добрые слова. Как вы думаете, какие слова говорили звери Одюдюке? (Ответы детей) А потом, чтобы Одюдюка перестала быть злой и страшной, звери научили ее улыбаться. А вы можете научить Одюдюку улыбаться? | |
Упражнение «Дружба начинается с улыбки...» | |
Стоящие в кругу дети берутся за руки, смотрят соседу в глаза и дарят ему молча самую добрую, какая есть, улыбку по очереди. | |
Молодцы, ребята! Предлагаю вам прогуляться в волшебной стране и познакомиться с его обитателями. | |
Игра «Я страшилок не боюсь, в кого хочешь – превращусь» | |
Идут по кругу, держась за руки, и проговаривают хором слова: «Я страшилок не боюсь, в кого хочешь – превращусь». Когда водящий (первоначально им может быть ведущий) называет какого-либо страшного персонажа (Кощея, Баба Яга и т.п.), детям нужно быстро «превратиться» в него и замереть. Ведущий выбирает самого страшного Кощея, он становится водящим и продолжает игру |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Особенности проявления страхов у детей старшего дошкольного возраста из неполных семей и способы их коррекции
Страх преследует человека с незапамятных времен. Он также был у первобытного человека, находившегося постоянно под угрозой. Но его страх был инстинктивный и возникал в непосредственной опасности для ж...
Коррекция страхов у детей старшего дошкольного возраста методом психодрамы и сказкотерапии
Рeбeнoк, кoтoрый в свoe врeмя нe избавился oт страхoв, пoвзрoслeв и став мужeм или жeнoй, oтцoм или матeрью, испытываeт труднoсти в устанoвлeнии нoрмальн...
Возможности "Сказкотерапии" в коррекции страхов у детей старшего дошкольного возраста
Методика Захарова.Полный текст работы пишите на pochuevasveta.77@mail.ruс приложениями с выводами!...
Психологическая программа коррекции страхов у детей старшего дошкольного возраста.
Современная медицина утверждает , что 30-40 % хронических заболеваний имеет психогенную основу. Поэтому с особой остротой встаёт вопрос о том, что позволяет человеку в современных условиях сохр...
Коррекция страхов у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР
Страхи, эмоциональные нарушения поддаются коррекции и без последствий проходят у детей до 10 лет. Главное – вовремя заметить появление нового страха и помочь ребенку справиться с ним, а кроме то...
Гендерные особенности проявления страхов у детей старшего дошкольного возраста и их коррекция
Перед педагогическим сообществом стоит глобальная задача создания, апробации и внедрения новой модели образования. Дошкольное воспитание и обучение - первый уровень непрерывного образования, создающий...
Сенсомоторный дефицит у детей с ОВЗ и его коррекция (из опыта работы по коррекции звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста)
Формирование у детей дошкольного возраста умения различать смешиваемые звуки Т-К, Д-Г на слух и правильно произносить их в собственной речи с использованием авторского пособия "Звучащие кнопочки...