Программа коррекции страхов у детей старшего дошкольного возраста
рабочая программа по психологии (старшая группа)
Цель программы: помочь детям старшего дошкольного возраста справиться с переживаниями, которые препятствуют нормальному самочувствию и общению со сверстниками.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_korrektsii_strahov_u_detey_starshego_doshkolnogo_vozrasta_1732983881.doc | 128.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа коррекции страхов и тревожности у детей старшего дошкольного возраста.
Цели программы.
Помочь детям старшего дошкольного возраста справиться с переживаниями, которые препятствуют их нормальному эмоциональному самочувствию и общению со сверстниками, в частности с переживанием чувства страха.
Содержание программы.
Блок 1. Снятие состояния эмоционального дискомфорта. Развитие социальных эмоций.
Задачи. Снизить эмоциональное напряжение; создать положительное эмоциональное настроение и атмосферу принятия каждого; развить способности понимать эмоциональное состояние другого и умение выразить свое; обучить приемам ауторелаксации.
Блок 2. Коррекция тревожности. Формирование социального доверия.
Задачи. Помочь в преодолении негативных переживаний и снятии страхов; уменьшить тревожность; воспитать уверенность в себе; снизить эмоциональное напряжение.
Блок 3. Снижение чувства страха.
Задачи. Расширение представлений детей о страхе; снятие мышечных зажимов; учить распознавать эмоции.
На каждый блок отводится 4 занятия. Первое занятие каждого последующего блока – повторение пройденного – служит плавным переходом к новой теме.
Структура группового занятия включает следующие элементы: ритуал приветствия, разминку, основное содержание, рефлексию (в рисунках), ритуал прощан
Тематическое планирование психокоррекционных занятий
Раздел и темы программы | Используемая литература |
Блок 1
«Моё имя (начало), «Угадай, кого не стало», «Узнай по голосу». Рисование на тему «Автопортрет» | Овчарова Р.В. Практическая психология в начальной школе. – М., 1996. Самоукина Н.В. Игры в школе и дома: Психотехнические упражнения и коррекционные программы. – М., 1993. Чистякова М.И. Психогимнастика. – М., 1995. |
«Связующая нить», «Прогулка», «Моё имя» (продолжение), «Угадай, кто я?», «Возьми и передай». Рисование на тему «Я в трех зеркалах». | Клюева Н.В., Касаткина Ю.В. Учим детей общению. – Ярославль, 1996. Овчарова Р.В. Практическая психология в начальной школе. – М., 1996. Ермолаева М.В. Психология развивающей и коррекционной работы с дошкольниками. – М., Воронеж, 1998. Чистякова М.И. Психогимнастика. – М., 1995 |
«Переходы», «Разыщи радость», «Подари движение». Рисование на тему «Я люблю больше всего …». | Самоукина Н.В. Игры в школе и дома: Психотехнические упражнения и коррекционные программы. – М., 1993. Ермолаева М.В. Психология развивающей и коррекционной работы с дошкольниками. – М., Воронеж, 1998. Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира детей. – Ярославль, 1997. |
«Солнечный зайчик», «Требуем эмоции», «Передай улыбку другому», «Фотоальбом». Рисование на тему «Мое настроение» | Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира детей. – Ярославль, 1997. Овчарова Р.В. Практическая психология в начальной школе. – М., 1996. |
Блок 2. 5. «Настроение (продолжение). «На что похоже настроение», «Настроение и походка», сценка «Котята», игра «Хоровод». Рисование на тему сценки. | Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира детей. – Ярославль, 1997. |
6. «Наши страхи» (начало). Сценка «Тараканище», «Расскажи свой страх», «Музыкальная мозаика». Рисование на тему «Мои страхи». | Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира детей. – Ярославль, 1997. Чистякова М.И. Психогимнастика. – М., 1995 Яковлева Н. Психологическая помощь дошкольнику. – М., СПб., 2002. |
7. «Наши страхи» (продолжение). «Беседа о страхах», «Ночные звуки», этюд «Змей Горыныч». Рисование на тему «Я больше тебя не боюсь». | Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира детей. – Ярославль, 1997. Яковлева Н. Психологическая помощь дошкольнику. – М., СПб., 2002. |
8. «Я больше не боюсь». «Смелые ребята», «В темной норе», «На лесной поляне», «Страшные сказки», «Кораблик» | Диагностика и коррекция психического развития дошкольника. По ред. Я.Л.Коломинского, Е.Л. Панько. – Мн., 1997. Самоукина Н.В. Игры в школе и дома: - М., 1993. Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира детей. – Ярославль, 1997. Клюева Н.В., Касаткина Ю.В. Учим детей общению. Ярославль, 1996. Овчарова Р.В. Справочная книга школьного психолога. – М., 1996 |
Блок 3. 9. «Встреча с эмоцией» «Оживление дорожки», Дорожный танец», игра «Что в домике лежит». «Встреча с эмоцией», изготовление куклы для «Стены эмоций», упражнение «Чудесная кровать». | Крюкова С.В. «Здравствуй, я сам!». – М., 2002. Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира детей. – Ярославль, 1997. |
10. «Чудесная кровать» «Дорожный танец», «Вспомни соседей», «Что в домике лежит?», «Ежик в тумане», «Чудесная кровать» | Крюкова С.В. «Здравствуй, я сам!». – М., 2002. Петрушин В.И. Музыкальная терапия. – М.: Владос, 1999 |
11. «Страшный зверь» «Дорожный танец», Вспомни соседа», Что в домике лежит?», «Страшный зверь». Поиск в своем теле места, где живет та или иная эмоция. | Крюкова С.В. «Здравствуй, я сам!». – М., 2002. Клюева Н.В., Касаткина Ю.В. Учим детей общению. Ярославль, 1996. |
12. «Протрет страха» «Дорожный танец», «Что в домике лежит?», подбор картинок из журналов, иллюстрирующих страх, изготовление человечков, лица которых отражают страх, «Портрет страхов», «Чудесная кровать». | Крюкова С.В. «Здравствуй, я сам!». – М., 2002. Гайлен Х. Тихие упражнения. Из педагогической практики. – 1978. |
БЛОК 1. Снятие состояния эмоционального дискомфорта.
Развитие социальных эмоций.
Занятие 1. «Знакомство»
Приветствие
Дети вместе с психологом сидят в кругу. Всем предлагается разучить приветствие, которое нужно пропеть, а не проговорить:
Доброе утро, Саша (улыбнуться и кивнуть головой), доброе утро, Маша… (называются имена детей по кругу), доброе утро, Ирина Михайловна, доброе утро, солнце (все поднимают руки, затем опускают), доброе утро, небо (аналогичные движения руками), доброе утро, всем нам (все разводят руки в стороны, затем опускают)!
Игра. «Моё имя»
Цели. Идентификация себя со своим именем, формирование позитивного отношения ребенка к своему «Я».
Ведущий задает вопросы; дети по кругу отвечают.
- Тебе нравится твое имя?
- Хотел бы ты, чтобы тебя звали по другому? Как?
При затруднении в ответах ведущий называет ласкательные производные от имени ребенка, а тот выбирает наиболее ему понравившееся.
Ведущий говорит: «Известно ли вам, что имена растут вместе с людьми? Сегодня вы маленькие и имя у вас маленькое. Когда вы подрастете и пойдете в школу, имя подрастет вместе с вами и станет полным, например: Ваня – Иван, Маша – Мария и т.д.
Игра «Угадай, кого не стало»
Цели. Развитие внимания, наблюдательности, принятие детьми друг друга.
Дети должны догадаться, кто вышел из комнаты, и описать его.
Игра «Узнай по голосу»
Цели. Развитие внимания, умения узнавать друг друга по голосу, создание положительного эмоционального фона.
Дети встают в круг, выбирают водящего. Он встает в центр круга и старается узнать детей по голосу.
Рисование на тему «Автопортрет»
Расслабление
Дети садятся или ложатся на пол в удобной для них позе. Ведущий говорит: «Устраивайтесь поудобнее, расслабьтесь, закройте глаза и послушайте, что происходит вокруг и внутри вас. Произнесите свое имя сначала так, как вас зовут сейчас. А потом так, как вас будут звать, когда вы вырастете. Почувствуйте, какие у вас красивые имена, они только ваши».
По окончании упражнения дети встают в круг, держатся за руки, каждый говорит соседу «до свидания», назвав его «взрослым» именем.
Домашнее задание
С воспитателями и родителями дети должны выполнить аппликацию «Ромашка». В центр цветка вписать свое имя, на лепестках – ласкательные производные от имени или семейные прозвища, внизу на стебельке имя, с которым мама обращается к ребенку, когда сердится. Божью коровку приклеить на лепесток с обращением, которое ребенку нравится больше всего.
Занятие 2. «Мое имя»
Приветствие
См. занятие 1.
Беседа
Цели. Раскрытие своего «Я», разгадывание характера с опорой на художественное изображение.
Дети раскладывают свои автопортреты, выполненные на прошлом занятии. Ведущий предлагает детям сказать что-нибудь хорошее о каждом из рисунков. Если дети испытывают затруднения или высказывают негативную оценку, ведущий помогает исправить положение. После этого на автопортрет ребенка приклеивается «ромашка» с именем ребенка. Психолог говорит: «Теперь наши имена всегда с нами.
Игра «Связующая нить»
Цель. Формирование чувства близости с другими людьми.
Дети, сидя в кругу, передают клубок ниток. Передача клубка сопровождается высказываниями о том, что тот, кто держит клубок, чувствует, что хочет для себя и что может пожелать другим. При затруднении психолог помогает ребенку – бросает клубок ему еще раз. Этот прием диагностичен: можно увидеть детей, испытывающих трудности в общении, - у ведущего с ними будут двойные, тройные связи. Когда клубок вернется к ведущему, дети натягивают нить и закрывают глаза, представляя, что они составляют одно целое, что каждый из них важен и значим в этом целом.
Игра «Прогулка»
Цель. Двигательная и эмоциональная разминка.
Ведущий. Летний день. Дети гуляют. Пошел дождь. Дети бегут домой. Прибежали они вовремя, началась гроза. Гроза прошла быстро, перестал идти дождь. Дети снова вышли на улицу и стали бегать по лужам.
В игре используется народная музыка, музыка Д.Львова-Компанейца «Хорошее настроение», П.Христова «Золотые капельки», К.Караваева «Сцена грозы».
Рисование самого себя
Цель. Раскрытие своего «Я», формирование стремления к самосовершенствованию.
Психолог предлагает детям нарисовать себя в трех зеркалах:
- в зеленом – таким, каким они представляются себе;
- в голубом – такими, какими они хотят быть;
- в красном – такими, какими их видят друзья.
Игра «Возьми и передай»
Цели. Достижение взаимопонимания и сплоченности, умение передавать положительное эмоциональное состояние.
Дети встают в круг, берутся за руки, смотрят друг другу в глаза и мимикой передают радостное настроение, добрую улыбку.
Домашнее задание
Дети должны расспросить родителей о своем имени, почему их так назвали. (Может, у кого-то есть «история» его имени, - назвали Светочкой; или назвали в честь кого-то из родственников, так называют всех первенцев и т.п.).
Расставание
Занятие 3. «Я люблю»
Приветствие
Беседа
Ведущий беседует с детьми по теме домашнего задания об «истории» их имени. Психолог говорит, что для каждого человека его имя – самый важный и сладкий звук на Земле, который звучит, как самая лучшая в мире музыка. Поэтому каждый раз, начиная занятия, мы приветствуем друг друга по имени. Но имя можно не просто пропеть, а пропеть на разные лады, например: тихо, как капает дождик, как стучит барабан, как звучит эхо в горах. Давайте это сделаем.
Игра «Переходы»
Цели. Развитие навыков кооперации, снятие психофизической нагрузки.
Дети встают в круг и смотрят друг на друга. Затем по команде строятся по росту, цвету глаз, цвету волос и т.д.
Игра «Разыщи радость»
Цели. Формирование эмоционального оптимального тонуса, открытости внешним впечатлениям, развитие любознательности. Нивелирование тревожности.
Психолог просит детей назвать по очереди все вещи, события, явления, которые приносят им радость. Предлагает завести книгу-тетрадь со следующими главами:
- качества, которые нравятся в людях;
- дела, которые удается делать хорошо;
- вещи, которые люблю;
- любимые книги, фильмы, мультфильмы;
- любимые места;
- приятные сны;
- наши мечты.
Рисование на тему «Я люблю больше всего…»
Цели. Укрепление положительного впечатления от предыдущей игры, перевод в зрительный ряд.
Дети рисуют то, что они больше всего любят. Все рисунки складываются в специальную папку; если кто-либо нуждается в дополнительной доле положительных эмоций, он может пересмотреть рисунки и снова пережить от них радость.
Танцевальный этюд «Подари движение»
Цель. Укрепление эмоциональных контактов, взаимопонимания и доверия.
Участники встают в круг. Звучит веселая музыка. Ведущий начинает танец, выполняя какие-то однотипные движения в течение 15-20 с. Остальные повторяют эти движения. Затем кивком головы ведущий дает знак кому-то из детей продолжить движения в такт музыке, тот в свою очередь передает это право следующему – и так по кругу.
Расставание
Занятие 4. «Настроение»
Приветствие
Ведущий читает английскую народную песенку в переводе С. Маршака:
Два маленьких котенка поссорились в углу
Сердитая хозяйка взяла свою метлу
И вымела из кухни дерущихся котят,
Не справившись при этом, кто прав, кто виноват.
А дело было ночью, зимою, в январе,
Два маленьких котенка озябли во дворе.
Легли они, свернувшись, на камень у крыльца,
Носы уткнули в лапки и стали ждать конца.
Но сжалилась хозяйка и отворила дверь.
«Ну что, - она спросила, - не ссоритесь теперь?»
Прошли они тихонько в свой угол на ночлег,
Со шкурки отряхнули холодный мокрый снег,
И оба перед печкой заснули сладким сном,
А вьюга до рассвета шумела за окном.
После чтения ведущий спрашивает детей: изменялось ли их самочувствие во время прослушивания стихотворения? Как? Было грустно или весело?
Этюд «Солнечный зайчик»
Цели. Снятие психоэмоционального напряжения, развитие способности понимать свое эмоциональное состояние и умение его выразить.
Дети сидят в кругу. Ведущий говорит: «Солнечный зайчик заглянул вам в глаза. Закройте их. Он побежал дальше по лицу. Нежно погладьте его ладонями: на лбу, носу, ротика, щекам, подбородке, аккуратно поглаживайте, чтобы не спугнуть, голову, шею, животик, руки, ноги, он забрался за шиворот – погладьте его и там. Он не озорник, он любит и ласкает вас, а вы погладьте и подружитесь с ним. Улыбнитесь ему».
Беседа
Ведущий говорит с детьми об изменении их самочувствия во время прослушивания стихотворения и выполнения этюда, объясняет им, почему у них изменилось настроение.
Рисование на тему «Мое настроение»
Цели. Осознание своего эмоционального состояния, умение адекватно его выразить.
Преподаватель приготавливает заранее мокрый лист и краски. После выполнения рисунков дети рассказывают, какое настроение они изобразили.
Упражнение «Тренируем эмоции»
Цель. Развитие умения чувствовать настроение и сопереживать окружающим.
Ведущий предлагает детям:
а) нахмурится как:
- осенняя туча,
- рассерженный человек;
б) позлиться, как:
- злая волшебница,
- два барана на мосту,
- голодный волк,
- ребенок, у которого отняли мяч;
в) испугаться, как:
- заяц, увидевший волка,
- птенец, упавший из гнезда,
- котенок, на которого лает злая собака;
г) улыбнуться, как:
- кот на солнышке,
- само солнце,
- хитрая лиса,
- будто ты увидел чудо.
Игра «Передай улыбку другому»
Цель. Ауторелаксация.
Расставание.
БЛОК 2. Коррекция тревожности.
Формирование социального доверия.
Занятие 5. «Настроение» (продолжение)
Приветствие
Беседа
Цели. Помощь в преодолении негативных переживаний, учить самостоятельно, принимать решение, уменьшение тревожности.
Дети по кругу предлагают способы, как можно повысить настроение.
Например: сделать доброе дело, поговорить с другом, поиграть с домашними животными, посмотреть любимый мультфильм, нарисовать картину, улыбнуться себе в зеркале, подарить улыбку другу.
Игра «На что похоже настроение?»
Цели. Эмоциональное осознание своего самочувствия, развитие симпатии.
Участники игры по кругу при помощи сравнения говорят, на какое время года, природное явление, погоду похоже их настроение. Начинает игру ведущий: «Мое настроение похоже на белое пушистое облачко в спокойном голубом небе. А твое?» Ведущий обобщает – какое же сегодня у всей группы настроение: грустное, веселое, смешное, злое, и т.д.
Разыгрывание сценки «Котята» (см. занятие 4)
Цели. Развитие понимания эмоционального состояния и поступков другого человека, умения выразить свое.
Дети, послушав песенку, по очереди изображают мимику хозяйки, озябших котят, сладкий сон согревшихся котят. Затем разыгрывают сценку полностью.
Рисование самого запомнившегося эпизода сценки «Котята»
Цели. Рефлексия с опорой на художественное изображение.
Под звучание спокойной мелодии дети рисуют, затем обсуждают рисунки. Каждый рассказывает, почему он изобразил именно этот эпизод, какие чувства при этом испытал.
Игра «Настроение и походка»
Цели. Снижение эмоционального напряжения, уменьшение тревожности, снятие мышечных зажимов.
Ведущий показывает движения и просит изобразить настроение: «Покапаем, как мелкий и частый дождик, а теперь – как тяжелые, большие капли. Полетаем, как воробей, а теперь – как чайка, как орел. Походим, как старая бабушка, попрыгаем, как веселый клоун. Пройдемся, как маленький ребенок, который учится ходить. Осторожно подкрадываемся, как кошка к птичке. Пощупаем кочки на болоте. Задумчиво, пройдемся, как рассеянный человек. Побежим навстречу маме, прыгнем ей на шею и обнимем её».
Игра «Хоровод»
Дети встают в круг, берутся за руки, смотрят друг другу в глаза, передают мимикой свое настроение.
Занятие 6. «Наши страхи»
Приветствие
Сценка по произведению К.И. Чуковского «Тараканище»
Цели. Развитие умения выражать различные эмоциональные состояния, имитация преувеличенного чувства страха.
Ведущий предлагает детям исполнить сценки, где звери пугались «страшного» и усатого тараканища, используя при этом выразительные движения: задрожать от страха, спрятаться, убежать и т.д. По окончании инсценировки ведущий просит объяснить пословицу: «У страха глаза велики».
Упражнение «Расскажи свои страхи»
Цели. Выявление реальных страхов детей, развитие умения говорить о своих негативных переживаниях открыто в кругу сверстников, формирование социального доверия.
Начинает рассказывать о своих страхах взрослый: «Когда я был таким маленьким, как вы, то…». Затем задает вопрос: «А у вас такое бывало?», «А кто еще боится чего-то, расскажите!». Дети по желанию рассказывают о ситуациях. Когда им было страшно. Ведущий каждый раз просит поднять руки тех, у кого было что-то похожее. (Ведущий должен следить, чтобы сюжеты рассказов не повторялись, обговорите все возможные детские страхи: темноты, одиночества, смерти, чужих людей, животных, злых сказочных героев и т.д.).
Рисование на тему «Мои страхи»
Цели. Снятие страхов. Осознание своих страхов.
Дети рассаживаются за столами и рисуют. Звучит тихая музыка. Затем ведущий просит детей по желанию рассказать: что страшное он изобразил, предлагает оставить рисунки со страхами в кабинете у психолога на ночь, а дома подумать и на следующем занятии рассказать: появлялся ли страх опять, как можно с ним справиться.
Комплекс «Музыкальная мозаика»
Цели. Ауторелаксация, развитие умения двигаться в такт музыкальным фрагментам разных темпов.
Звучит плавная музыка, под эту музыку движения детей мягкие, текучие, переходящие одно в другое; под импульсивную – резкие, сильные, четкие, рубящие; под лирическую – тонкие, изящные, нежные; под спокойную тихую музыку – стоят без движения и слушают свое тело.
Расставание.
Занятие 7. «Наши страхи» (продолжение)
Беседа о страхах
Цели. Уменьшение тревожности; развитие уверенности в себе.
Ведущий просит детей ответить на вопросы: «Все ли страхи плохие? Бояться – это плохо или хорошо? А бывает ли страх «хорошим»? например, если мама боится за тебя – это плохо? Бывают ли полезные страхи? Как вы думаете, кто больше боится – дети или взрослые?».
Далее рассматривает с детьми рисунки, сделанные на прошлом занятии, которые предварительно развешаны на стене кабинета, и спрашивает: кто какой страх изобразил? Как побороть его? А может, его можно пожалеть? Ведь он стал маленьким, если помещается на альбомном листочке?
Рисование на тему «Я тебя больше не боюсь»
Цель. Помощь в преодолении негативных переживаний.
После прозвучавших предложений о том, как можно побороть свой страх, психолог предлагает нарисовать картину на эту тему. Он раздает детям рисунки с их страхами и чистые листочки бумаги, чтобы у каждого был свой выбор – на чем рисовать (на старом рисунке или изобразить страх снова и способ избавления от него: закрасит, нарисовать рыцаря и т.д.), или просто порвать рисунок со страхом и выбросить его и таким образом от него избавиться.
Этюд «Змей Горыныч»
Цель. Обесценивание страхов.
В сказочном городе (поставленные по кругу стулья) живут Царевич, Царевна и ремесленники. Сторожит город стражник, Иван-царевич уходит на охоту, Царевна вышивает, ремесленники заняты каждый своим делом (кузнец – кует, маляр – красит и т.д.) стражник обходит город. Налетает Змей Горыныч. Он смертельно ранит стражника, убивает ремесленников, а Царевну уносит в свою пещеру. Змей Горыныч летает перед входом в пещеру, сторожит Царевну. Иван-царевич возвращается с охоты. Стражник показывает, куда Змей Горыныч унес Царевну, падает. Иван-царевич берет меч, идет сражаться со Змеем Горынычем и побеждает его. Из пещеры выходит Царевна. Иван-Царевич ведет Царевну в город.
Этюд «Ночные звуки»
Цель. Нейтрализация страхов, развитие уверенности в себе.
Утенок убежал с птичьего двора, ночь застает его в лесу, идет дождь, завывает ветер. Деревья громко скрипят и гнутся под напором ветра почти до земли, а утенку кажется, что его хватают большие темные и мокрые лапы. Перекликаются филины, а утенок думает, что это кто-то кричит от боли. Мечется утенок по лесу, пока не находит себе местечко в маленькой пещерке (под столом), где можно спрятаться. Он собирается в комочек и дрожит.
В комнате притемняется свет. Все дети, кроме ребенка-утенка. Изображают деревья, коряги, пеньки. Пока звучит музыка Ф. Бургмюллера «Баллада», дети принимают угрожающие позы и издают громкие, пугающие звуки: завывают, ухают.
Музыка перестает звучать, включают свет. Этюд закончен.
Расставание
Дети становятся в круг, улыбаются друг другу и прощаются до следующей встречи.
Занятие 8. «Я больше не боюсь»
Приветствие
Этюд «смелые ребята»
Цели. Преодоление негативных переживаний, воспитание уверенности в себе.
Дети выбирают ведущего – он страшный дракон. Ребенок становится на стул и говорит грозным голосом: «Бойтесь меня, бойтесь!» Дети отвечают: «Не боимся мы тебя!» Так повторяется 2-3 раза. От слов детей дракон постепенно уменьшается (ребенок спрыгивает со стула), превращается в маленького воробышка. Начинает чирикать, летать по комнате.
Игра «В темной норе»
Цель. Снятие страха перед темнотой.
В комнате, где находятся дети, как бы по ошибке выключают на 3-5 минут свет. Психолог предлагает представить, что они попали в нору к кроту. К нему в гости спешит светлячок со своим волшебным фонариком. На роль светлячка выбирается ребенок, боящийся темноты (психолог узнает об этом из рисунков или из предварительной беседы с родителями). Он с помощью своего волшебного фонарика (использовать любой, заранее приготовленный фонарик) помогает детям дойти до освещенного места.
Комплекс «На лесной поляне»
Цель. Снятие эмоционального напряжения, мышечных зажимов. Ауторелаксация.
Ведущий предлагает детям представить, что они попали на залитую солнцем поляну. На нее со всех сторон сбежались и слетелись лесные жители – всевозможные букашка, таракашки.
Звучит ритмичная, задорная музыка. Кузнечики высоко подпрыгивают. Сгибают лапки, лягаются, весело скачут по поляне. Бабочки порхают с цветка на цветок. Жучки жужжат и перелетают с травинки на травинку. Гусеницы ползают между стеблей. Задорные муравьишки-непоседы снуют туда-сюда.
Игра «Страшные сказки»
Цель. Развивается смелость, уверенность в себе, снимается тревога.
Гасится свет или зашторены шторами окна. Дети по очереди начинают в темноте рассказывать страшные сказки. Если уровень доверия высок, то дети воспроизводят свои реальные страхи. Очень полезно их тут же разыгрывать, также в темноте.
Игра «Кораблик»
Цель. Повышение самооценки, уверенности в себе.
Двое взрослых (психолог и педагог) раскачивают за углы одеяло – это кораблик. При словах «тихая, спокойная погода, светит солнышко» все дети изображают хорошую погоду.
При слове «буря» они начинают создавать шум, кораблик качается все сильнее. Ребенок, находящийся в кораблике, должен перекричать бурю: «Я не боюсь бури, я самый сильный матрос!»
Обсуждение
Ведущий обсуждает с детьми их самочувствие во время последних игр. Было ли им уютно в своих ролях? Что хотелось сделать во время игры? Как изменить ситуацию? Какую роль было исполнять сложнее? Было ли страшно, если «нет», то почему?
Хоровод
Дети, стоя в кругу, берут друг друга за руки, гладят, улыбаются.
БЛОК 3. Снижение чувства страха.
Занятие 9. «Встреча с эмоцией»
Цели. Расширение представлений детей о страхе. Развитие произвольности, укрепление доверия в группе. Создание благоприятных условий для проявления чувств.
Ход занятия.
Доброе утро! Ребенок, чье имя я назову сейчас, садится на стульчик и называет имя мальчика или девочки, кто сядет справа от него. Миша, проходи и садись. Кто сядет рядом с тобой? Гриша. Отлично! Гриша, назови имя того, кто сядет справа от тебя. Так продолжается до тех пор, пока все дети не будут сидеть на стульях в кругу. Давайте возьмемся за руки и скажем «Доброе утро!» шепотом, обычным голосом и прокричим так громко, чтобы нас услышали все в детском саду.
На прошлых занятиях мы с вами путешествовали по желтой дорожке к домику радости. Сегодня мы отправимся в другой домик. Сейчас я включу музыкальную запись, а вы подумаете или вспомните, какие чувства она вызывает (Р.Шуман, «Прорыв»).
Кто догадался, по какой дорожке мы начнем путешествовать, поднимите вверх большой палец. Вслух цвет не называйте. Первой палец подняла Катя. Я подойду у тебе с подносом, выбери ленточку любого цвета. Напиши на ней свое имя и привяжи к нужной нам дорожке. Как вы думаете, правильно выбран цвет дорожки или нет? Если выбор неправильный, продолжите работу. Если дорожка определена верно, дети «оживляют» её, привязывая разноцветные ленточки со своими именами.
А теперь давайте все вместе исполним «Дорожный танец». (Дети под музыку выполняют ритмичные движения, передающие страх.)
Вот и добрались мы до коричневого домика. К нему приклеено лицо испуганного человечка. Давайте его внимательно рассмотрим. А теперь достанем предметы, которые лежат в домике. Это зеркало, кусочек обоев, цветной карандаш, фломастер, восковой мелок, ручка и блокнот. Вы понимаете, для чего все это нужно?
Дети пытаются найти в зеркале свой страх, придать своим лицам испуганные выражения и заканчивают предложение «Когда я испуган, мой страх похож на…».
Далее совместными усилиями изготавливается соответствующая кукла, которая помещается на «Стену эмоций» рядом с куклой радостного человека.
Прощание. Упражнение «Чудесная кровать».
Ребята пришла пора прощаться. Сегодня наше прощание будет необычным. Правда, сначала придется потрудиться. Мы будем надувать воздушные шарики, часть уже надута, а вы будете относить их в отгороженное стульчиками место. Отлично! Теперь мы накроем шары покрывалом. У нас получилась чудесная кровать. Кто самый смелый и хочет полежать на ней? Кровать может не выдержать веса всех ребят одновременно, и шарики начнут лопаться, поэтому буду приглашать вас по одному. (Ведущий называет имя ребенка, который захотел полежать на «кровати». Как правило, дети с удовольствием выполняют это упражнение. Если кто-то из них не отважился лечь на «чудесную кровать», предложите ему «прогнать свой страх»: сесть на отдельный надутый воздушный шарик так, чтобы он лопнул, проткнуть его кнопкой или просто сдуть воздух.)
А теперь наше занятие заканчивается. До свидания!
Занятие 10. «Чудесная кровать»
Цели. Расширение представлений детей о страхе. Развитие творческого мышления, памяти, координации движений. Снятие мышечных зажимов. Развитие произвольного улавливания неприятных ощущений (дрожь, холодок).
Ход занятий.
Приветствие.
Дети берутся за руки и произносят «Доброе утро!» обычным голосом, шепотом и громко.
«Дорожный танец»
«Вспомни соседей» (игра с разноцветными ленточками)
«Что в домике лежит?»
сегодня мы продолжаем говорить о страхе. Давайте будем передавать по кругу зеркало и пробовать изображать на своем лице эмоцию страха. Когда вы смотрелись в зеркало, вы верили, что на вас смотрит испуганный человек? Отлично!
Сейчас я предлагаю вам посмотреть мультфильм «Ежик в тумане». Дети смотрят мультфильм до эпизода, в котором ежик падает в воду. «Я в реке», - сообразил ежик и похолодел от страха. (На этом месте мультфильм останавливается. Пока дети смотрят мультфильм ведущий рисует на листе бумаги фигурку мальчика. Обведенный контур фигурки кладется на пол в центр круга.)
Ребята, смотрите как интересно! Когда мы с вами говорили о радости, мы искали в своем теле теплое местечко, а ежик в мультфильме от страха похолодел. Значит, разные эмоции могут вызывать в нашем теле разные ощущения. От одних мы теплеем внутри, от других – холодеем. Давайте представим себя на месте ежика. Закройте глаза. Вы идете в тумане, и вам ничего не видно. Вдруг, бултых! Вы упали в воду и похолодели не только от воды, но и от страха. Найдите в своем теле местечко, в котором холодно и все дрожит. Запомните это место. А теперь открывайте глаза. Я буду по одному подзывать вас, а вы коричневым восковым мелком на обведенном контуре фигурки мальчика раскрасьте место, где поселился ваш страх. Рядом с обозначенными местами ведущий подписывает имена детей.
Лист прикрепляется к «Стене эмоций».
Давайте посмотрим мультфильм «Ежик в тумане» до конца.
А теперь представьте себе, что мы. Как в сказке «Ежик в тумане», сидим вместе с друзьями, пьем чай, который нас согревает. (Воспитатель угощает детей заранее приготовленным теплым сладким чаем.) Мы согрелись, холодок пропал, страх исчез.
Прощание. Упражнение «Чудесная кровать».
Занятие 11. «Страшный зверь»
Цели. Развитие творческого мышления, памяти, координации движений.
Снятие мышечных зажимов. Наблюдение за ощущениями в теле. Развитие произвольного улавливания неприятных ощущений (дрожь, холодок).
Ход занятия.
Дети рассаживаются на стульчики и произносят фразу «Доброе утро!» в разном темпе (со скоростью улитки, пулеметной очереди, с обычной скоростью).
«Дорожный танец».
Давайте посмотрим, что сегодня лежит в нашем домике. Восковые мелки коричневого цвета, фигурка девочки, широкий скотч, ножницы. А еще мешочек с природным материалом. В нем камушки, семечки, веточки, ягодки, травка, мох. А еще в домике есть записочка с текстом «Возьмите лист бумаги». Как вы думаете, для чего нам это все понадобится? (За день до занятия на прогулке дети собирают природные материалы, которые ассоциируются у них со страхом.)
(Ведущий обводит на листе бумаги контур фигуры девочки и просит детей закрыть глаза.) Вспомните мультфильм, который мы смотрели на прошлом занятии. Как он назывался? Что чувствовал ежик? Чего он боялся? А вы когда-нибудь попадали в ситуации, когда чего0то пугались? Вспомните пожалуйста. Прислушайтесь к своему телу. Где задрожал холодок внутри вашего тела? Запомнили? Можете открыть глаза. Посмотрите на природные материалы, которые лежат на полу. Найдите глазами тот предмет, на который похож ваш страх. Встаньте. Возьмите его и возвращайтесь на место. Теперь по очереди покажите, что вы выбрали, и приложите этот предмет к той части вашего тела, где вы чувствовали холодок. Кто может рассказать о своем страхе? Дима, о каком страхе ты вспомнил? Покажи, где он находится в теле. В животе. Приложи к животу каштан, который ты выбрал. Вспомни еще раз эту ситуацию. Испугайся хорошенько. А теперь выйди в центр круга и коричневым карандашом раскрась место своего страха на нарисованном контуре. Положи на него каштан, который обозначает твой страх, а я скотчем прикреплю его к бумаге. Смотри, вот так. Теперь это уже не твой страх. Он больше не может тебя напугать. Скажи ему, что ты его больше не боишься. (Дети поочередно выполняют упражнение.) Лист занимает свое место на «Стене эмоций».
Прощание. Упражнение «Чудесная кровать».
Занятие 12. «Портрет страха»
Цели. Расширение представлений детей о страхе. Продолжение наблюдения за ощущениями в теле. Формирование положительного эмоционального настроя.
Ход занятия.
Приветствие.
«Дорожный танец»
Игра «Что в домике лежит?»
Посмотрите. Перед вами лежат разноцветные вырезки из журналов. Сейчас тот, кто услышит свое имя, встанет, выберет самую страшную, на его взгляд, картинку и приклеит её в любое место на коричневом домике.
Замечательно! Домик готов. А теперь пусть каждый возьмет себе фигурку человечка, сделанную из белого картона. Нарисуйте их лица так, чтобы было понятно: ваши человечки испытывают страх. Не забудьте про одежду и обувь. Посмотрите, чем эти фигурки отличаются от фигурок радостных человечков?
У кого человечек готов, подходите ко мне, мы найдем ему место в сказочном городке.
А теперь давайте посмотрим мультфильм «Волшебные фонарики». В нем рассказывается о мышонке, который победил страх всего леса. (Можно прочитать книжку, по которой был снят этот мультфильм.)
(Было интересно наблюдать, как некоторые дети сначала поместили фигурки своих человечков в домик, а после просмотра мультфильма переместили из на улицы сказочного городка, рядом с радостными человечками. «Может быть, так им не будет очень страшно, - сказала четырехлетняя Лиза. – Я принесла фотоаппарат и приглашаю всех сфотографироваться на память. Изобразите, пожалуйста, испуганное выражение лица. Фотография нашей группы будет называться «Портрет страха».)
Давайте еще раз потанцуем под тревожную музыку. Только теперь старайтесь делать такие движения, как будто вы стряхиваете с себя накопившийся страх.
Нам удалось справиться со страхом. Вместо коричневой дорожки с привязанными к ней ленточками мы сделаем праздничные флажки.
Прощание. Упражнение «Чудесная кровать».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа коррекции межличностных отношений детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет) «Что такое хорошо, а что такое плохо».
Проблема межличностных отношений дошкольников является одной из актуальных проблем современного дошкольного образования. Именно в дошкольном детстве зарождаются и развиваются отношения с окружающими л...
Особенности проявления страхов у детей старшего дошкольного возраста из неполных семей и способы их коррекции
Страх преследует человека с незапамятных времен. Он также был у первобытного человека, находившегося постоянно под угрозой. Но его страх был инстинктивный и возникал в непосредственной опасности для ж...
Коррекция страхов у детей старшего дошкольного возраста методом психодрамы и сказкотерапии
Рeбeнoк, кoтoрый в свoe врeмя нe избавился oт страхoв, пoвзрoслeв и став мужeм или жeнoй, oтцoм или матeрью, испытываeт труднoсти в устанoвлeнии нoрмальн...
Возможности "Сказкотерапии" в коррекции страхов у детей старшего дошкольного возраста
Методика Захарова.Полный текст работы пишите на pochuevasveta.77@mail.ruс приложениями с выводами!...
Программа "Психологическая коррекция страхов у детей старшего дошкольного возраста"
Проблема страхов у детей дошкольного возраста приобретает особую актуальность. На сегодняшний день отмечается тенденция к увеличению количества детей со страхами. Причина скрывается не только в ...
Психологическая программа коррекции страхов у детей старшего дошкольного возраста.
Современная медицина утверждает , что 30-40 % хронических заболеваний имеет психогенную основу. Поэтому с особой остротой встаёт вопрос о том, что позволяет человеку в современных условиях сохр...
Коррекция страхов у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР
Страхи, эмоциональные нарушения поддаются коррекции и без последствий проходят у детей до 10 лет. Главное – вовремя заметить появление нового страха и помочь ребенку справиться с ним, а кроме то...