Коррекция страхов у детей старшего дошкольного возраста методом психодрамы и сказкотерапии
рабочая программа (подготовительная группа) на тему
Рeбeнoк, кoтoрый в свoe врeмя нe избавился oт страхoв, пoвзрoслeв и став мужeм или жeнoй, oтцoм или матeрью, испытываeт труднoсти в устанoвлeнии нoрмальных сeмeйных oтнoшeний и, скoрee всeгo, пeрeдаст свoи вoлнeния, трeвoги, страхи ужe свoeму рeбeнку.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
korrektsiya_strahov_2012.doc | 263 КБ |
Предварительный просмотр:
МОСКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
Выпускная работа
Курс: Сказкотерапия средствами психодрамы и ролевой игры»
Тема: «Коррекция страхов у детей старшего дошкольного возраста методом психодрамы и сказкотерапии»
Составитель: педагог-психолог Блинова С.А.
педагог-психолог Валухина Т. Ю.
педагог-психолог Король Е. В.
педагог-психолог Лукашева Ю.А
педагог-психолог Шелудякова Л. А.
педагог Джгаркава Г.И.
педагог Зевальд А.М.
педагог Костылова Е.С.
педагог Коршунова С.А.
педагог Начинкина Н.А.
педагог Никишина Т.А.
педагог Прокофьева О.
Руководитель: Доцент кафедры клинической и специальной психологии МГППУ Семёнов В.В.
Преподаватель: научный сотрудник ИСМО РАО Парамонова Н.В.
Москва 2012 год
Значение сказкотерапии в работе с гиперактивными детьми
Цель программы и основные задачи
1 Занятие: «В некотором царстве…»
Занятие 2. «Царевичи и царевны»
3 Занятие. «Сивка-бурка, серый волк и печка-матушка…»
4 Занятие. «Там, на неведомых дорожках…»
5 Занятие. «Следы неведомых зверей…»
6 Занятие. «Избушка там, на курьих ножках …»
7 Занятие. «Как победить дракона».
10 Занятие. «На золотом крыльце сидели…».
Приложение 1 Диагностика тревожности и страхов. Методики.
Приложение 2. «Рекомендованные игры:
Приложение 3. Рекомендации воспитателям для работы с детьми со страхами
Актуальность темы.
Жизнь человека наполнена различными эмоциями, и не последнее место среди них занимает аффект страха. Социально-экономические условия жизни большей части населения нашей страны привели к тому, что эмоция страха стала постоянным спутником жизни людей разных поколений.
Сложность изучения проблемы страхов обусловлена разнородностью данных, получаемых отечественными и зарубежными авторами даже на относительно одинаковом контингенте испытуемых. Это связано с различиями в методических приемах, выделении возрастных групп испытуемых, категоризации страхов. Изучение страхов важно для раскрытия возрастных закономерностей развития эмоциональной сферы ребенка, так как их наличие мешает полноценному гармоничному развитию личности, затрудняет процессы обучения и воспитания, сказывается на успешности познавательной деятельности, что может остро проявляться в дошкольном возрасте.
Последствия страхов
Нет ни oднoй психичeскoй функции, кoтoрая не могла бы прeтeрпeть нeблагoприятных измeнeний. В первую очередь это относится к эмоциональной сфере, кoгда страх прoпитываeт всe чувства трeвoжнoй oкраскoй. В рядe случаeв страх пoглoщаeт так мнoгo эмoций, чтo их начинаeт нe хватать для выражeния других чувств, а сам страх, пoдoбнo oпухoли, разрастаeтся в психикe чeлoвeка, затoрмаживая ee. Развиваются хрoничeская, эмoциoнальная нeудoвлeтвoрeннoсть и удручeннoсть, нeспoсoбнoсть радoваться, трeвoжнo-пeссимистичeская oцeнка будущeгo. Прoисхoдящee под влиянием страха сoстoяниe эмoциoнальнoгo пeрeнапряжeния прoявляeтся нe тoлькo oбщeй затoрмoжeннoстью и раздражитeльнoй слабoстью, нo и импульсивными, внeзапнo вoзникающими, труднo прeдсказуeмыми дeйствиями. Исчeзают такиe пoлoжитeльныe эмoции, как смeх, жизнeрадoстнoсть, oщущeниe пoлнoты жизни.
Страх, как мина замeдлeннoгo дeйствия, пoдрываeт увeрeннoсть в сeбe, рeшитeльнoсть в дeйствиях и пoступках, настoйчивoсть и упoрствo в дoстижeнии цeли. Наличиe устoйчивых страхoв гoвoрит o нeспoсoбнoсти справиться сo свoими чувствами, кoнтрoлирoвать их, кoгда пугаются вмeстo тoгo, чтoбы дeйствoвать, и нe мoгут oстанoвить “разгулявшиeся” чувства. Нeвoзмoжнoсть управлять сoбoй пoрoждаeт чувствo бeссилия и бeзнадeжнoсти, пoнижая eщe бoльшe жизнeнный тoнус, культивируя пассивнoсть и пeссимизм. Бeз вeры в свoи силы чeлoвeк ужe нe мoжeт эффeктивнo бoрoться, oтстаивать свoи права, настраивает сeбя на наудачу и часто терпит пoражeния, всe бoльшe и бoльшe убeждаясь в свoeй нeспoсoбнoсти и никчeмнoсти. В этих услoвиях вoзрастаeт пoтрeбнoсть в успoкаивающих срeдствах, в тoм числe срeдствах, заглушающих oстрoту пeрeживаний.
Рeбeнoк, кoтoрый в свoe врeмя нe избавился oт страхoв, пoвзрoслeв и став мужeм или жeнoй, oтцoм или матeрью, испытываeт труднoсти в устанoвлeнии нoрмальных сeмeйных oтнoшeний и, скoрee всeгo, пeрeдаст свoи вoлнeния, трeвoги, страхи ужe свoeму рeбeнку.
Мышлeниe пoд влияниeм страха станoвится быстрым, хаoтичным в сoстoянии трeвoги, или вялым, затoрмoжeнным при страхe. В oбoих случаях мышлeниe тeряeт гибкoсть, станoвится скoванным бeскoнeчными oпасeниями, прeдчувствиями и сoмнeниями. Вoсприятиe лишаeтся цeлoстнoсти и нeпoсрeдствeннoсти, а втoрoстeпeнныe дeтали выхoдят на пeрвый план, заслoняя главнoe.
У чeлoвeка из-за нарастающeй эмoциoнальнoй напряжeннoсти и бoязни пoказаться смeшным, сдeлать нe тo, нe так, как oжидаeтся, трeбуeтся, умeньшаются пoзнаватeльная активнoсть, любoзнатeльнoсть, любoпытствo. Всe нoвoe, нeизвeстнoe вoспринимаeтся с извeстнoй дoлeй настoрoжeннoсти и нeдoвeрия, а всe пoвeдeниe приoбрeтаeт пассивный и излишнe oстoрoжный характeр. В нeкoтoрых случаях люди настoлькo устают oт страхoв, чтo oтказываются oт любых прoявлeний инициативы и внeшнe прoизвoдят впeчатлeниe равнoдушных и бeзразличных людeй. Чтoбы прeдoхранить психику чeлoвeка oт дальнeйших, эмoциoнальных пeрeгрузoк, у нeгo развиваeтся защитнoe тoрмoжeниe мoзга.
Судьба таких людeй - жить в страхe, пoстoяннo oглядываясь назад, исхoдить из свoeгo травмирующeгo прoшлoгo и нe видeть будущeгo, eгo жизнeутвeрждающeгo начала. Вoзникающий в этих услoвиях трeвoжнo-пeссимистичeский настрoй привoдит к тoму, чтo всe случайнoe, нeприятнoe приoбрeтаeт рoкoвoe значeниe, станoвиться пoстoянным знакoм oпаснoсти. Чeлoвeк ужe нe спoсoбeн там, гдe нужнo, пoйти на риск, слeдoвать нeпрoтoрeнными путями, нe пугаться тайн и сoмнeний, т.e. oн нe спoсoбeн кo всeму тoму, чтo сoставляeт oснoву твoрчeскoгo и в бoлee ширoкoм планe сoзидатeльнoгo прoцeсса.
На фoнe трeвoжнoсти развиваeтся мнитeльнoсть, так как при длитeльнo дeйствующeм страхe, искажающeм эмoциoнальнo-вoлeвую сфeру и мышлeниe, oтнoшeниe oкружающих вoспринимаeтся всe бoлee нeадeкватным oбразoм. Кажeтся, чтo oни нe так oтнoсятся, как раньшe, нe пoнимают, oсуждают…
Психичeскиe измeнeния пoд влияниeм страха привoдят к развитию труднoпeрeнoсимoй сoциальнo-психoлoгичeскoй изoляции, из кoтoрoй нeт лeгкoгo выхoда, нeсмoтря на жeланиe быть вмeстe сo всeми и жить пoлнoцeннoй, твoрчeски активнoй и насыщeннoй жизнью. Eщe Ларoшфукo сказал: «Мы oбeщаeм сoгласнo свoим надeждам, а пoступаeм сoгласнo свoим страхам».
Значение сказкотерапии в работе с гиперактивными детьми
Можно ли устранить страхи и скорректировать дезадаптивное поведение ребенка? На наш взгляд, наиболее эффективными при устранении страхов в детском возрасте являются игровые методы и технологии. Язык игры наиболее понятен и доступен детям в любом возрасте, начиная с самого раннего. Именно игры (игры с правилами, подвижные игры, ролевые игры, игры-драматизации и т.д.) способны за достаточно короткий срок снять страхи у ребенка, изменить его социальный статус, скорректировать детско-родительские отношения, дезадаптивное поведение. Наибольший результат при этом достигается при использовании подвижных игр, где при свободном передвижении ребенка в пространстве условной игровой ситуации и происходит освобождение от отрицательных эмоций. К тому же игра обладает терапевтической функцией, поскольку в ней травмирующие жизненные обстоятельства переживаются в условном, а значит в ослабленном виде и, кроме того, происходит их эмоциональное преодоление – катарсис.
В психодраматической символической игре ребенок может представлять свою собственную реальность именно так, как он ее в настоящий момент переживает, чувствует и интерпретирует. Кроме того, в психодраматической игре происходит присвоение ребенком реальности и ее преобразование, причем таким образом, что игра приносит положительные эмоции, даже если в ней проигрываются конфликтные ситуации. В игре дети проявляют присущую им творческую способность получать радость и удовольствие даже от ситуаций, связанных с опасностью или несчастьем. Свободно оформляя свой жизненный опыт в пространстве игры, дети становятся более уверенными и учатся контролировать чувства, связанные с пережитыми ранее событиями.
Когда ребенок сам играет в сказки, он одновременно представляет себя в различных ролях, становясь по ходу сюжета то Иванушкой, то Бабой Ягой. После подобной игры он уже не так боится Бабы Яги, поскольку не она, а он управляет ею. Ребенок, надевая на себя роль того или иного персонажа, расширяет границы своего поведенческого репертуара, развивает пространство своих возможностей. Естественно, роли рано или поздно приходится снимать, но чувство своей непобедимости, ощущение от своего могущества останется.
Психодрама нам дает инструменты, техники (дублирование, метод зеркала, обмен ролями), которые помогают ребенку прочувствовать, осознать, взаимодействовать со своим незнакомым внутренним миром неопознанных чувств, беспокоящих проблем. Дети начинают спокойнее осознавать свои страхи, чаще проявляют их в рассказах, а осознавая свои проблемы, ребенок легче и быстрее справляется с неблагоприятными воздействиями социальной среды.
Умственное развитие детей от трех до шести лет характеризуется формированием образного мышления, которое позволяет ребенку думать о предметах, сравнивать их в уме даже тогда, когда он их не видит. Ребенок начинает формировать модели той действительности, с которой имеет дело, строить ее описание. Делает он это с помощью сказки. Четыре-пять лет - апогей сказочного мышления. Сказка - это такая знаковая система, с помощью которой ребенок интерпретирует окружающую действительность.
У каждой группы сказок есть своя возрастная аудитория. Детям 3-5 лет наиболее понятны и близки сказки о животных и сказки о взаимодействии людей и животных. В этом возрасте дети часто идентифицируют себя с животными, легко перевоплощаются в них, копируя их манеру поведения.
Начиная с 5 лет, ребенок идентифицирует себя преимущественно с человеческими персонажами: Принцами, Царевнами, Солдатами и пр. Чем старше становится ребенок, тем с большим удовольствием он читает истории и сказки о людях, потому что в этих историях содержится рассказ о том, как человек познает мир. Примерно с 5-6 лет ребенок предпочитает волшебные сказки.
Цель программы и основные задачи
Данная программа ориентирована для групповой работы с детьми от 6-7 лет, в условиях детского сада.
Показания для набора в группу являются наличие страхов, превышающих возрастную норму, другие эмоционально-личностные проблемы, характерные для дезадаптивного поведения (сниженная самооценка, повышенная тревожность, отказ от посещения детского сада).
Предварительная диагностика проводиться педагогом-психологом в старших-подготовительных группах в начале года. Для отбора в данную группу коррекции необходимо использовать проективные диагностические методики, примерный перечень которых дается в конце нашей программы. Посещение психоневролога до начала цикла занятий и после завершения обязательно.
Групповые занятия проводятся один раз в неделю в течение 30-40 минут. В работе участвует группа детей в количестве 5-7 человек. Продолжительность цикла - 10 занятий. Для проведения занятий необходимо: просторный игровой зал, мягкие игрушки различных размеров, мягкие модули, спортивный инвентарь, детали костюмов для героев сказок, цветные карандаши, бумага для рисования, диски или кассеты с музыкой.
Цель программы: оздоровление эмоциональной сферы и психологическая адаптация дошкольника средствами сказкотерапии.
Задачи:
- диагностика и отслеживание в динамике текущих состояний;
- снятие психоэмоционального напряжения;
- знакомство детей с эмоцией страха;
- создание условий для осознания дошкольником своих страхов;
- демонстрация детям способов преодоления страхов в заданной игровой ситуации;
- повышение самооценки ребенка;
- обучение детей навыкам взаимодействия с партнером, для формирования доверия к окружающим.
Содержание програмы
Знакомство. Вводное занятие | «В некотором царстве…» | |
Какие мы. Вводное занятие | «Царевичи и царевны…» | |
Волшебные помощники | «Сивка-бурка, серый волк и печка-матушка…» | |
Черный лес(темнота) | «Там, на неведомых дорожках…» | |
Дикие звери (страх животных) | «Следы неведомых зверей» | |
Избушка Бабы Яги (одиночество) | «Избушка там, на курьих ножках» | |
Дракон (вымышленное существо) | «Как победить дракона» | |
Битва с Лихом (борьба со страхами) | «Великая битва» | |
Возвращение в королевство(закрепление) | «Сказ про нас» | |
Королевство (закрепление, триумф) | «На золотом крыльце сидели…». |
1 Занятие: «В некотором царстве…»
Цель: знакомство детей между собой, установление контакта, доверительных отношений.
Оборудование: Разноцветные ленты, прыгалки, шнуры, мячик, цветные карандаши, бумага, кассета со спокойной музыкой.
Ход занятия:
Приветствие: Мы с вами очутились в сказочном королевстве. Оно совсем не похоже на наш мир. Здесь, например, когда здороваются, поворачиваются спиной, и трутся друг о дружку. Давайте и мы поздороваемся по очереди.
А когда люди в этом королевстве знакомятся, они называют свое имя и свое самое любимое блюдо, чтобы все знали, чем можно угощать дорогого гостя. (Знакомство). Чтобы лучше запомнить имя своего нового знакомого, жители сказочного королевства придумывают добрые и красивые слова, начинающиеся на ту же букву, что и его имя. Вот, например: Саша – славный, смелый, сладкий, скромный, сердечный, сверхбыстрый! (помочь
Прекрасно. В сказочном королевстве вовсе не обязательно ходить по тропинкам. В некоторые дни это даже запрещается. И все жители королевства весело прыгают через дорожки. Хотите попробовать? (игра «Лабиринт» с правилами «наоборот», дети ходят по полянке, перешагивая и перепрыгивая через разноцветные шнурки, ленты и прыгалки).
Наши игры в том королевстве тоже бы очень понравились, но только правила в них пришлось немного изменить. Например, как бы выглядела там наша игра «Летает – не летает»? «Съедобное - несъедобное»? (детям предлагается поиграть в эти игры).
А самая любимая игра детей в том королевстве – «Гуси-лебеди». Только гуси в ней смелые, а волки – робкие. Хотите попробовать поиграть в такую игру?
(соответственно новым правилам, меняется текст заклички:
«- Волки-волки. - Гав-гав,гав.
- Есть хотите? - Да, да, да!
- Ну, бегите! - Нам нельзя. Серый гусь под горой не пускает нас домой!
-Вы бегите, вы скачите, хвост и уши берегите!»
Игра проводиться 2-3 раза, пока все участники не побудут в ролях волков и гусей).
Вот это королевство! Понравилось вам путешествовать по нему? А что вам особенно понравилось? (шеринг)
Давайте, на память о нашем путешествии нарисуем небольшой рисунок и оставим его здесь, на полянке (тема «Что бывает в королевстве, где все наоборот». Рисунки дети оставляют на магнитной доске, или просто на ковре).
А вернуться домой из сказочного королевства я предлагаю вам на облаке.
(игра на расслабление «Путешествие на облаке»).
Спасибо, сказочное королевство, мы в тебя еще вернемся (последнюю фразу говорят все участники группы).
Занятие 2. «Царевичи и царевны»
Цель: установление контакта в группе, повышение уверенности в себе.
Оборудование: плащи, шарфы, веера, меч, лук, лампа Аладдина, туфелька Золушки, другая сказочная атрибутика, цветные карандаши, бумага, кассета со спокойной музыкой.
Ход занятия:
В некотором царстве, в некотором государстве… А что же происходило в этом самом царстве? Давайте вспомним, какие правила там были.
Ритуал встречи.
А кто же жил в этом самом царстве? Не мальчики и не девочки, а царевичи и царевны. И звали их…
Ритуал знакомства. Теперь к нему добавляется титул: царевна Таня, - вареная сгущенка и сдобные булочки. Царевич Сережа – овсяный кисель.
Больше всего на свете царевичи и царевны любили играть. Сколько игр они знали! Но иногда они страшно шумели и мешали царю заниматься важными государственными делами. Тогда царь запретил им на некоторое время разговаривать. Но играть-то он им не запретил! И они придумали игры, где нужно было молчать. Попробуем и мы в них поиграть!
«Отгадай, чем я занимаюсь?», «Море волнуется раз».
Еще царевичи и царевны любили сказки. Особенно те, в которых рассказывалось про разных королей, принцев, шейхов, султанов, князей. Давайте вспомним некоторые из них. Какие в этих сказках короли, принцы? Всегда ли они умные, смелые? Ест ли сказки, где королевы бывают злы, короли глупы, раджи – жадными? Смотрите, сколько разных сказок вы вспомнили. Давайте теперь попытаемся превратиться в разных королей, царевен и принцесс. У меня есть плащи, шарфы, веера, мечи, луки. Пусть каждый придумает, какого персонажа он хочет нам показать. Если ему нужны помощники, мы все с удовольствием поучаствуем.
Проводиться театрализованная игра «Представление», где персонаж не только предстает в образе, но и говорит, кто он и какой, возможно из текста произведения, или сам, от себя. Остальные дети - публика в театре.
Очень хорошо. Вот какие у нас замечательные персонажи живут в нашем королевстве. Но вы не забыли? Больше всего они любят играть. Давайте поиграем!
Игра: «Клей» Дети выстраиваются в цепочку, по мере того, как водящий «клей» дотрагивается до них и двигаются змейкой, пока все участники не присоединяться к шествию.
Весело живется царевичам и царевнам! А что вам больше всего понравилось в нашем сегодняшнем путешествии? (шеринг).
Нарисуйте себя в образе сказочного героя (дети рисуют и оставляют рисунки).
Обратно вернуться нам поможет тучка-летучка. (упражнение проводиться аналогично «Облаку»).
Спасибо, сказочное королевство, мы в тебя еще вернемся.
3 Занятие. «Сивка-бурка, серый волк и печка-матушка…»
Цель: Выявление детских страхов, формирование уверенности в себе и окружающих.
Оборудование: Различная театральная атрибутика, шали, яблоки на тарелочках, мечи, шапочки волка, лошадка на палочке, цветные карандаши, бумага, кассета со спокойной восточной музыкой.
Ход занятия:
Приветствие.
Разминка: «Зеркало» (парные этюды, где дети по очереди «зеркалят» простые движения), «Угадай, кто позвал».
В некотором царстве, в некотором государстве… Случилась страшная беда. А какие беды обычно происходят в сказочных царствах?
Дети обсуждают знакомые сказки.
Вот и в нашей сказке тоже появились злые персонажи. И как же нам с ними справиться? Ведь даже самые могучие герои, богатыри и те не отправляются в путешествие без надежных помощников.
Дети вспоминают разных волшебных помощников.
Я хочу вам предложить игру. Вы выберете себе того помощника, который вам больше всего нравиться. И того из ребят, кто сможет сыграть его. И мы с вами покажем маленькие спектакли с общим названием: «Как мы в путь дорогу собирались»
Дети разыгрывают небольшие сценки, психолог следит за тем, чтобы все дети оказались в роли помощников, невыбранных приглашает в свой этюд.
С такими помощниками нам никакой путь не страшен! А вы не забыли, что наши царевичи и царевны больше всего любят играть?
Игра: «Соломинка на ветру»
Шеринг
Рисование «Я и мой волшебный помощник»
А вернуться домой я предлагаю вам на ковре-самолете. Он тоже волшебный помощник (аналог «облака»).
Спасибо, сказочное королевство, мы в тебя еще вернемся.
4 Занятие. «Там, на неведомых дорожках…»
Цель работа со страхом темноты, дать представление о нем, формировать умение справляться со страхом.
Оборудование: Модули или стулья, платок для завязывания глаз, набор небольших предметов и игрушек, цветные карандаши, бумага, кассета с музыкой «В пещере горного короля» Эдварда Грига.
Ход занятия:
Приветствие.
Разминка: «Зеркало» (парные этюды, где дети по очереди «зеркалят» простые движения), «Угадай, кто позвал».
В некотором царстве, в некотором государстве, отправились царевны и царевичи в дальний путь-дорогу. Не одни, с волшебными помощниками. А на дороге у них стоит густой, дремучий, темный лес. До самого неба верхушками елей достает. И никак его не объехать. Смотрят наши путешественники – тропинка в самую чащу прячется. А там темно, как будто ночь. Ни один лучик солнца не пробивается. Страшно. А почему страшно? Что может быть в темноте? Где еще бывает темно?
Дети рассказывают о своем видении темноты, ее обитателей, о возможных опасностях, связанных с темнотой.
Как вы думаете, есть ли такие существа, которым темнота ничуть не страшна, даже наоборот? (дети вспоминают летучую мышь, сову, филина и т.д). Я предлагаю вам превратиться в ночных птиц сов и филинов. Это очень мудрые и быстрые птицы. Во многих сказках к ним отправляются герои за советом.
Проводиться игра «День- ночь». Дети «спят» днем, а ночью летают по залу, огибая расставленные модули, стулья.
Есть еще игры, в которые можно играть в темноте. Например «Угадай на ощупь».
Проводиться аналог игры «Волшебный мешочек», только тут детям завязывают глаза, и они по очереди узнают разные забавные предметы и игрушки.
А самая веселая игра в темноте, это, конечно же, жмурки.
Проводиться игра «Жмурки с колокольчиком». На роль жмурки зовутся все дети, но тот, кто боится завязывать глаза, может ловить без платка, просто прижмуривая немного глаза.
Вот так, весело играя, совершенно незаметно вслед за мудрой совой, мы вышли из темного леса. Расскажите, что вам особенно понравилось?
Шеринг
Рисование «Там, на неведомых дорожках». Дети рисуют любых обитателей темного леса.
А теперь я предлагаю вам стать смешными лесными троллями. Они живут в нашем темном лесу. Игра наша будет проходить под музыку (дальнейшее упражнение «Тролли» проходит под музыку «В пещере горного короля» Эдварда Грига, по показу психолога) Возьмите ленточки и платки, они помогут вам превратиться в лесных существ. Ночью, когда темно, все лесные тролли выходят на полянку. Они боязливо озираются, не смотрит ли на них кто? Потом они становятся смелее. Весело бегут они по кругу, машут косматыми лапками, танцуют, дразнятся, прыгают, да так, что ветер поднимается. И вдруг вдали слышен крик петуха. Тролли в испуге замирают, превращаясь в кустики, деревья, камушки. Они ведь очень робкие и совершенно не выносят света. Замечательные, смешные троллики. Положите ленточки в корзинку, превратитесь обратно в веселых ребят.
Спасибо, сказочное королевство, мы в тебя еще вернемся.
5 Занятие. «Следы неведомых зверей…»
Цель: работа со страхом животных, дать детям возможность отыграть свой страх, повышение уверенности в себе.
Оборудование: Разноцветные ленты, платки, шнуры, ружье, сабля, гимнастические палки, цветные карандаши, бумага, кассета с музыкой «В пещере горного короля» Эдварда Грига.
Ход занятия:
Приветствие.
Разминка: «Трусливый котенок» (дети передают друг друга маленького мягкого котенка-игрушку, успокаивая его добрыми словами), «Сердитый - добрый» (упражнения, в котором дети плавными движениями рук, поглаживающими колени, изображают доброго котенка, а сжатыми, скрюченными, напряженными пальцам -, когтистого, сердитого. Движения сопровождаются голосом – мяуканьем или шипением).
В некотором царстве, в некотором государстве, отправились царевны и царевичи в дальний путь-дорогу. Прошли они дремучий, темный лес, вышли в лес дикий. А в нем зверей видимо-невидимо. Видимо, потому что следов полно. А невидимо – потому, что звери все попрятались. Какие же звери могут обитать в диком лесу?
Дети предлагают разные варианты опасных зверей, описывают размеры, «оснастку» хищников (зубы, когти, светящиеся глаза, шипы, броня).
Давайте представим, что мы повстречали в лесу таких зверей. Как мы их будем бояться?
Парные этюды «Хищник – путник». Дети меняются ролями.
Очень страшно! Но идти дальше нам нужно. Давайте придумает, что можно сделать, чтобы страшные звери все же не смогли нас задержать?
Обсуждение. Парные этюды «Укротитель – хищник». Животных можно напугать громким звуком, ружьем, палкой, хлыстом, прикормить лакомством, приручить добрым словом. Напомнить детям про волшебных помощников. Дети меняются ролями.
А я знаю одного мальчика, который жил с дикими зверями, и ни капли их не боялся. Да, это Маугли. Он понимал язык зверей. У кого из вас есть домашние животные? Что они делают, когда радуются? Когда сердятся? Когда хотят есть? Вот видите, мы тоже немного знаем теперь язык зверей.
Давайте поиграем в их игры!
Игра «Волк и зайцы», «Медвежонок»
Вот и дикий лес остался позади. Расскажите, что вам особенно понравилось?
Шеринг
Рисование «Мой дикий зверь». Дети рисуют себя и своего воображаемого питомца.
А теперь я предлагаю вам стать смешными лесными троллями.
Упражнение «Тролли» проходит под музыку «В пещере горного короля» Эдварда Грига, по показу психолога)
Спасибо, сказочное королевство, мы в тебя еще вернемся.
6 Занятие. «Избушка там, на курьих ножках …»
Цель: работа со страхом одиночества, обыгрывание своего страха, повышение самооценки.
Оборудование: Разноцветные ленты, платки, мягкие модули, стулья, шнуры, кукла маленькой Бабы-Яги, цветные карандаши, бумага, кассета с музыкой «В пещере горного короля» Эдварда Грига.
Ход занятия:
Приветствие.
Разминка: «Трусливый котенок», «Сердитый – добрый».
В некотором царстве, в некотором государстве, отправились царевны и царевичи в дальний путь-дорогу. Прошли они темный лес, с дикими зверями познакомились. И вот вышли они на полянку, а там стоит избушка на курьих ножках. Ой, а какая она, эта избушка?
Дети строят из стульев, мягких модулей, веревок, лент избушку.
А в ней…Кто-то плачет. Баба- Яга. Сидит на печи и ревет. Как маленькая. И точно, маленькая. Маленькая Баба-Ёжка. Оказывается, ее мама улетела с гусями-лебедями за продуктами в соседнее королевство, а дочку дома одну оставила. Вот она и боится. Давайте покажем, как маленькая баба Яга боялась оставаться дома.
Этюд «Один дома». Дети по очереди входят в «избушку», озираясь, оглядываясь. Ежатся, закрывают лицо от страха, приседают.
Чего же боялась наша маленькая Яга? Давайте пофантазируем.
Дети озвучивают возможные неприятности от одиночества.
Вот и наша сказочная героиня боялась остаться дома одна. Она не знала, чем себя занять. Давайте поможем ей, научим играть в разные веселые игры.
«Иголка и нитка», «Туннель из стульев», «Найди и помолчи».
А чем еще можно заняться, если мама пошла по делам?
Дети предлагают разные варианты.
Можно нарисовать подарок для мамы, и тогда, когда она вернется, это будет для нее большая радость. Давайте нарисуем для нашей Яги ее портреты. Она украсит ими свой домик.
Рисование «Мой подарок». Дети рисуют подарок для украшения дома Бабы-Яги, оставляют его в «доме».
Расскажите, что вам особенно понравилось?
Шеринг
А теперь я предлагаю вам стать настоящими бабками-ежками, в ступах, на метлах, на гусях-лебедях.
Упражнение «Баба-Яга» проходит под музыку «Полет валькирии» Вагнера, по показу психолога. Дети имитируют стремительный и удалой полет по кругу, кружение, спуск на землю, поднятие к облакам и мягкую посадку).
Спасибо, сказочное королевство, мы в тебя еще вернемся.
7 Занятие. «Как победить дракона».
Цель: работа со страхом, знакомство с понятием «ужас», обыгрывание страха, повышение самооценки, развитие воображения.
Оборудование: Разноцветные ленты, платки, прозрачный кристалл (или шар), мягкие модули, стулья, шнуры, ружье, сабля, гимнастические палки, чистая тетрадь с надписью «Сто советов как победить дракона», цветные карандаши, бумага, блестки, разноцветные звездочки, клеевые карандаши, кассета с музыкой «Полет валькирии» Вагнера.
Ход занятия:
Приветствие.
Разминка: «Добрые слова» ( передают друг другу прозрачный кристалл, говорят добрые слова, чтобы он согрелся и согрел товарища), упражнение «Сердитый – добрый».
В некотором царстве, в некотором государстве, отправились царевны и царевичи в дальний путь-дорогу. Прошли они темный лес, с дикими зверями познакомились, маленькой Бабе Яге помогли. Вышли они в чисто поле. А там дым клубиться. Земля дрожит. Гром гремит. Не то вулкан, не то пожар. Ой, это же дракон! А какой он?
Дети «рисуют словесный портрет» чудовища.
Ох, и страшный! Такого увидишь – до смерти испугаешься. Представьте, едет царевич по полю и тут… Или, идет царевна по тропинке, а там…Это уже не страх, это ужас!
Дети отыгрывают ужас поочередно, дракона играют остальные участники, сбившиеся в кучу.
Да, с таким нелегко будет справиться. Тут без науки не обойтись. Вон, в библиотеке, сколько книг. «Сто способов сварить суп». «Сто советов как воспитывать детей». Ага, вот это нам подойдет. «Сто способов как справиться с драконом». Ой, что это? Все листы чистые. Только надпись на первой странице «Заполни книжку сам». Придется самим составлять. Давайте придумаем, как можно победить такого драконищу.
Дети придумывают способы борьбы с драконом. Потом отыгрывают в этюдах. «Драконоборцы» – все дети по очереди. Дракон – стайка детей. Они должны стремительно и комично убегать, падать в обморок, рассыпаться, дрожать от ужаса при различных попытках героя победить дракона.
Испугался дракон, запросил пощады. Не губите меня, добры-молодцы, красны-девицы. Я вам пригожусь. И от меня польза может быть. А какая от дракона может быть польза? Давайте придумаем!
Дети придумывают пользу от дракона – патрулирование границ царства. Разведение огня и его тушение, катание детей на празднике.
Проводиться игра «Дракон кусает свой хвост».
Вот и с драконом мы справились. Какое удивительное было сегодня у нас путешествие. Расскажите, что вам особенно понравилось?
Шеринг
Рисование сказочного дракона, раскрашивание его самыми веселыми цветами, украшение блестками и звездами.
А теперь я предлагаю вам полетать на драконе.
Упражнение «Полет дракона» проходит под музыку «Полет валькирии» Вагнера, по показу психолога. Дети имитируют стремительный и удалой полет по кругу, кружение, спуск на землю, поднятие к облакам и мягкую посадку).
Спасибо, сказочное королевство, мы в тебя еще вернемся.
8 Занятие. «Великая битва».
Цель: работа со страхом, обыгрывание своего страха, повышение самооценки, развитие воображения.
Оборудование: Разноцветные ленты, платки, мягкие мячи, снежки из ваты, цветные карандаши, бумага, блестки, разноцветные звездочки, клеевые карандаши, бумага, кассета со спокойной музыкой.
Ход занятия:
Приветствие.
Разминка: «Добрые слова» ( передают друг другу прозрачный кристалл говорят добрые слова, чтобы он согрелся и согрел товарища), упражнение «Сердитый – добрый».
В некотором царстве, в некотором государстве, отправились царевны и царевичи в дальний путь-дорогу. Прошли они темный лес, с дикими зверями познакомились, маленькой Бабе Яге помогли, дракона оседлали. Вышли они к самому сказочному замку. А там…Лихо. Оно замок захватило. И хочет все королевство себе забрать. Всех людей в чудовища превратить. Солнце погасить. Лес – в болото. Поля – в пустыню. Как вы думаете, как Лихо выглядит?
На мольберте по рассказу детей рисуется портрет Лиха. (с копировальной бумагой, число копий – по кол-ву детей)
И войско у Лиха уже готово – страхи-мрахи. Страхи разные, большие и малые. Но и мы не с пустыми руками на битву вышли. У нас есть волшебные помощники. У нас есть знакомые персонажи сказочные и даже книга «Сто советов как справиться с драконом». Готовы вы к битве? Сперва Лихо темноту на нас наслало. Какие игры мы знаем, чтобы темноты не боятся?
Проводится игра «Жмурки с колокольчиком».
Темнота так с нами заигралась, что про Лихо и забыла. Стала просто Ночкой темной, и в лесную чащу спать отправилась. А у Лиха уже другой страх к битве готовится . Дикие звери называется. Да только мы зверей не боимся!
Игра «Волк и зайцы».
Вот и звери наши в дикий лес ушли, не хотят Лиху служить. Тогда Лихо дракона на нас послало. Так это же наш знакомый дракончик! Мы с ним уже играли!
Проводиться игра «Дракон кусает свой хвост».
Тогда Лихо само в бой пошло. Я, говорит, самое страшное! Меня они точно испугаются. А с ним и мелкие страхи-мрахи. Готовы вы к битве?
Игра «Необычное сражение». Дети делятся на две команды «страхи» и герои. Вместо мячей можно использовать ватные снежки или поролоновые мячики. По команде психолога в конце раунда «страхи» падают на ковер и замирают. Потом команды меняются местами.
Вот и не осталось у Лиха страхов. И его никто из нас не боится
Упражнение «Смелые ребята».
А чтобы Лихо совсем силу потеряла, давайте перерисуем его во что-нибудь нестрашное.
Дети раскрашивают, заклеивают, перерисовывают портреты Лиха.
Вот и Лихо мы победили. Освободили сказочное королевство. Расскажите, что вам особенно понравилось?
Шеринг.
А вернуться домой из сказочного королевства я предлагаю вам на облаке.
(игра на расслабление «Путешествие на облаке»).
Спасибо, сказочное королевство, мы в тебя еще вернемся.
9 Занятие. «Сказ про нас».
Цель: Использование полученных навыков работы со страхами в сказочном пространстве занятия, закрепление полученного опыта отреагирования и проживание своих страхов.
Оборудование: Сказочная театральная атрибутика, использовавшаяся во всех предыдущих занятиях.
Ход занятия:
На этом занятии дети под руководством психолога разыгрывают сказку по мотивам предыдущих историй, с теми же или новыми персонажами. Сюжет: царство, беда, путешествие, встречи в пути, битва, победа. Структура занятия остается примерно той же:
Приветствие.
Разминка.
Сказка.
Шеринг.
Рисование.
Спокойное упражнение на расслабление.
Спасибо, сказочное королевство, мы в тебя еще вернемся.
10 Занятие. «На золотом крыльце сидели…».
Цель: Закрепление положительного опыта преодоления страха, моделирование уверенного поведения,
Оборудование: Сказочная театральная атрибутика, использовавшаяся во всех предыдущих занятиях. Короны из картона, блестки, стразы, пуговицы, клеевой карандаш, двусторонний скотч, рисунки детей, угощение (которое могут принести сами дети).
Ход занятия:
Приветствие.
Разминка: «Добрые слова» (передают друг другу прозрачный кристалл говорят добрые слова, чтобы он согрелся и согрел товарища), упражнение «Какой я царевич, царевна» (дети называют свои сильные черты, если они затрудняются, им помогают другие дети).
В некотором царстве, в некотором государстве… Помните, как начиналась наша сказка? Так вот, в нашем государстве сегодня праздник! Наши царевичи и царевны победили злое Лихо и его страхи-мрахи и вернулись домой, в свой замок. Посмотрите-ка, какие прекрасные картинки есть в нашей книге сказок!
Дети рассматривают свои рисунки, вспоминают, что на них изображено. Психолог просит подарить ему по одному рисунку, и объяснить, почему выбран именно он.
Напомните-ка мне, чем больше всего любили заниматься царевичи и царевны? Правильно, играть. А сними вместе играли и дикие звери, и Баба Яга, и дракон, и даже Темная ночка.
Проводится три игры по желанию детей.
А теперь посмотрите, какие короны приготовили для своих королевичей благодарные жители королевства. Вот только они не знали, какие украшения понравятся вам. Давайте украсим наши короны сами.
Дети украшают и раскрашивают короны. Проводится коронация каждого участника группы с добавлением «коронационного» имени (Мария Бесстрашная, Женя Смелый).
Какой же праздник без пира? Посмотрите, кажется, нас с вами ждет королевское угощение.
Дети получают небольшое угощение. Звучит веселая музыка, дети танцуют танец веселых страхов с лентами и шарфами, «понарошку» пугая.
Вот и закончилось наше удивительное путешествие. Что вам больше всего понравилось в нем?
Шеринг.
Спасибо, сказочное королевство, мы покидаем тебя.
Литература
- АрефьеваТ.А., Галкина Н.И. Преодоление страхов у детей «Психотерапия» Москва 2009 г.
- Арцишевская И.Л. «Работа психолога в детском саду». Серия «Психологическая служба». «Книголюб» – 2003г.
- Захаров А. И. Предупреждение отклонений в поведении ребенка СПб 1997 г.
- Захаров А. И. Дневные и ночные страхи у детей СПб 2000 г.
- Зинкевич-Евстигнева Т.Д Практикум по сказкотерапии СПб 2000
- Лютова Е. К, Монина Г. Б. Шпаргалка для взрослых: Психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными и тревожными детьми. –М. , 2000.
- Психолог в детском дошкольном учреждении: Методические рекомендации к практической деятельности / Под ред. Т.В. Лаврентьевой. М.: Новая школа, 1996.
- Сакович Н.А. Практика сказкотерапии СПб 2006
- Хухлаева О. В. Хухлаев В. «Маленькие игры в большое счастье. Как
сохранить психическое здоровье дошкольника» М. Генезис 2002 г. - Эльконин Д. Б. Психология игры М. Владос 1999 г.
- Эмберляйн Г. Страхи здоровых детей - М.: Знание, 1981 г.
Приложение 1 Диагностика тревожности и страхов. Методики.
- Возрастные особенности проявления страхов: (по А.И.Захарову)
- Тест «Страхи в домиках»
- Тест «Рисунок человека» (по А.Л. Венгеру).
- Методика CAT
- Проективная методика для диагностики школьной тревожности (А.М.Прихожан)
- Методика «Нарисуй свой страх» (авторская модификация упражнения «Пугаться или нет» Н.В. Краснощековой)
Цель: выявление спонтанной эмоции страха и определение градации страхов у детей 6-7 лет
Ребенку предлагается чистый лист бумаги и цветные карандаши. Дается задание нарисовать очень страшную картинку, глядя на которую, хотелось бы сказать: «Ужас какой!». После выполнения работы, каждому ребенку предлагалось рассказать о том, что он нарисовал. Особенности процесса рисования и рассказы детей фиксируются в протоколе. При обработке результатов используются принципы интерпретации детского рисунка по А.Л. Венгеру.
Приложение 2. «Рекомендованные игры:
Игры на релаксацию, расслабление.
Путешествие на облаке
Цель. Эта игра поможет привести детей в «рабочее» состояние перед началом занятий.
Материалы: в качестве сопровождения желательно использовать спокойную инструментальную музыку.
Инструкция детям. Сядьте поудобнее и закройте глаза. Два-три раза глубоко вдохните и выдохните...
Я хочу пригласить тебя в путешествие на облаке. Прыгни на белое пушистое облако, похожее на мягкую гору из пухлых подушек. Почувствуй, как твои ноги, спина, попка удобно расположились на этой большой облачной подушке.
Теперь начинается путешествие. Твое облако медленно поднимается в синее небо.
Чувствуешь, как ветер овевает твое лицо?
Здесь, высоко в небе, все спокойно и тихо. Пусть твое облако перенесет тебя сейчас в такое место, где ты будешь счастлив.
Постарайся мысленно «увидеть» это место как можно более точно. Здесь ты чувствуешь себя совершенно спокойно и счастливо. Здесь может произойти что-нибудь чудесное и волшебное... (30 секунд.)
Теперь ты снова на своем облаке, и оно везет тебя назад, на твое место. Слезь с облака и поблагодари его за то, что оно так хорошо тебя покатало... Теперь понаблюдай, как оно медленно растает в воздухе... Потянись, выпрямись и снова будь бодрый, свежий и внимательный.
Водопад
Цели. Эта игра на воображение также поможет детям расслабиться. После нее стоит заниматься чем-нибудь спокойным, позволяющим детям использовать свою интуицию.
Инструкция детям. Сядьте поудобнее и закройте глаза. Два-три раза глубоко вдохните и выдохните...
Представь себе, что ты стоишь возле водопада. Но это не обычный водопад. Вместо воды в нем падает вниз мягкий белый свет. Теперь представь себя под этим водопадом и почувствуй, как этот прекрасный белый свет струится по твоей голове... Ты чувствуешь, как расслабляется твой лоб, затем рот, как расслабляются мышцы шеи.
Белый свет течет по твоим плечам, затылку и помогает им стать мягкими и
расслабленными.
Белый свет стекает с твоей спины, и ты замечаешь, как в спине исчезает напряжение и она тоже становится мягкой и расслабленной.
А свет течет по твоей груди, по животу. Ты чувствуешь, как он расслабляются, и ты сам собой, без всякого усилия, можешь глубже вдыхать и выдыхать. Это позволяет тебе ощущать себя очень расслабленно и приятно.
Пусть свет течет также по твоим рукам, по ладоням, по пальцам. Ты замечаешь, как руки и ладони становятся все мягче и расслабленнее. Свет течет и по ногам, спускается к твоим ступням. Ты чувствуешь, что и они расслабляются и становятся мягкими.
Этот удивительный водопад из белого света обтекает все твое тело. Ты чувствуешь себя совершенно спокойно и безмятежно, и с каждым вдохом и выдохом ты все глубже расслабляешься и наполняешься свежими силами... (30 секунд)
Теперь поблагодари этот водопад света за то, что он тебя так чудесно расслабил... Немного потянись, выпрямись и открой глаза.
Глубокий сон
Цели. Это прекрасный и эффективный способ как следует расслабиться. Дети работают в парах и по очереди помогают друг другу достичь более глубокого расслабления.
Инструкция детям. Разделитесь на пары и договоритесь, кто в каждой паре будет А, а кто — Б. А должен лечь на пол и представить себе, что он (или она) глубоко заснул (а) и ему (ей) что-то снится. Б должен начать осторожно двигать ноги и руки А. Тот, кто лежит, представляет себе, что его руки и ноги так глубоко спят, что он лишь едва чувствует то, что делает с ним Б. Б может, например, медленно поднимать и опускать руку А или же осторожно сгибать и разгибать ее в локте. Все эти движения делайте аккуратно и нежно, чтобы не разбудить своего партнера. (Через 2 минуты дети меняются ролями.)
Танцующие руки
Цели. Если дети неспокойны или расстроены, эта игра даст им прекрасную возможность прояснить свои чувства и внутренне расслабиться.
Материалы. Большие листы оберточной бумаги (или старые обои), клейкая лента, цветные мелки. Игра сопровождается оживленной музыкой.
Разложите оберточную бумагу длинной полосой на полу. (Другой вариант состоит в том, чтобы прикрепить листы клейкой лентой к столу и дать детям возможность рисовать стоя.)
Инструкция детям. Возьмите каждый по два мелка. Выберите для каждой руки мелок нравящегося вам цвета. Теперь лягте спиной на разложенную бумагу так, чтобы руки, от кисти до локтя, находились над бумагой. (Иными словами, так, чтобы у детей был простор для рисования.) Закройте глаза, и когда начнется музыка, вы можете обеими руками рисовать на бумаге.
Двигайте руками в такт музыке. Потом вы сможете посмотреть, что у вас получилось.
(2—3 минуты.)
Штанга Вариант 1
Цель: расслабить мышцы спины.
"Сейчас мы с вами будем спортсменами-тяжелоатлетами. Представьте, что на полу лежит тяжелая штанга. Сделайте вдох, оторвите штангу от пола на вытянутых руках, приподнимите ее. Очень тяжело. Выдохните, бросьте штангу на пол, отдохните.
Попробуем еще раз".
Вариант 2
Цель: расслабить мышцы рук и спины, дать возможность ребенку почувствовать себя успешным.
"А теперь возьмем штангу полегче и будем поднимать ее над головой. Сделали вдох, подняли штангу, зафиксировали это положение, чтобы судьи засчитали вам победу.
Тяжело так стоять, бросьте штангу, выдохните. Расслабьтесь. Ура! Вы все чемпионы.
Можете поклониться зрителям. Вам все хлопают, поклонитесь еще раз, как
чемпионы". Упражнение можно выполнить несколько раз.
"Сосулька"
Цель: расслабить мышцы рук.
"Ребята, я хочу загадать вам загадку:
У нас под крышей
Белый гвоздь висит,
Солнце взойдет,
Гвоздь упадет. (В. Селиверстов)
Правильно, это сосулька. Давайте представим, что мы с вами артисты и ставим
спектакль для малышей. Диктор (это я) читает им эту загадку, а вы будете
изображать сосульки. Когда я прочитаю первые две строчки, вы сделаете вдох и
поднимете руки над головой, а на третью, четвертую — уроните расслабленные руки
вниз. Итак, репетируем... А теперь выступаем. Здорово получилось!"
"Шалтай-Болтай"
Цель: расслабить мышцы рук, спины и груди.
"Давайте поставим еще один маленький спектакль. Он называется "Шалтай-Болтай".
Шалтай-Болтай
Сидел на стене.
Шалтай-Болтай
Свалился во сне. (С. Маршак)
Сначала будем поворачивать туловище вправо-влево, руки при этом свободно болтаются, как у тряпичной куклы. На слова "свалился во сне" — резко наклоняем корпус тела вниз".
"Винт"
Цель: снять мышечные зажимы в области плечевого пояса.
"Ребята, давайте попробуем превратиться в винт. Для этого поставьте пятки и носки вместе. По моей команде "Начали" будем поворачивать корпус то влево, то вправо. Одновременно с этим руки будут свободно следовать за корпусом в том же направлении. Начали! ...Стоп!" Этюд может сопровождаться музыкой Н. Римского-Корсакова "Пляска скоморохов" из оперы "Снегурочка".
"Слушай команду"
Цель игры. Развитие способности к сосредоточению.
Процедура игры. Дети маршируют под музыку. Затем музыка внезапно прерывается, и ведущий шепотом произносит команду (сесть на стулья, поднять правую руку, присесть, взяться за руки и т. п.).
Примечания:
- Команды даются только на выполнение спокойных движений.
- Игра выполняется до тех пор, пока дети хорошо слушают и контролируют себя.
"Кто за кем?"
Цель игры. Снижение возбужденности детей.
Процедура игры. Звучит спокойная музыка (например, "Гавот" А. Ферро или "Инвенция"
И. С. Баха). В комнате расставлены стулья. Ведущий называет первого ребенка, он начинает двигаться между стульями и, когда в музыке возникает перерыв, садится на стул.
(Другие дети — стоят в стороне и смотрят.)
Затем ведущий вызывает другого ребенка, под музыку он тоже двигается между стульями и садится тогда, когда возникает перерыв. Игра продолжается до тех пор, пока на стулья не сядут все дети.
«Необычная радуга»
Психолог включает спокойную расслабляющую музыку и говорит: «Лягте удобно, расслабьтесь, дышите ровно и глубоко. Закройте глаза. Представьте, что перед вашими глазами необычная радуга.
Первый цвет- голубой. Голубой может быть мягким и успокаивающим, как струящаяся вода. Голубой приятно ласкает глаз в жару, он освежает тебя как купание в озере. Ощутите эту свежесть.
Следующий - желтый цвет. Желтый приносит нам радость, он согревает нас, как солнышко, он напоминает нам нежного пушистого цыпленка, и мы улыбаемся. Если нал/ грустно и одиноко, он поднимает настроение.
Зеленый - цвет мягкой лужайки, листьев и теплого лета. Если нам не по себе, и мы чувствуем себя неуверенно, зеленый цвет поможет чувствовать себя лучше.
Откройте глаза. Что вы чувствовали и ощущали, когда представляли себе, что смотрите голубой, желтый и зеленый цвет? Возьмите с собой эти ощущения на весь день».
«Корабль и ветер».
Цель: настроить группу на общий лад, особенно, если дети устали.
«Представьте себе, что наш парусник плывет по волнам, но вдруг он остановился. Давай поможем ему и пригласим на помощь ветер. Вдохните в себя воздух, сильно втяните щеки... А теперь шумно выдохните через рот воздух, и пусть вырвавшийся на волю ветер подгоняет кораблик. Давайте попробуем еще раз. Я хочу услышать, как шумит ветер!»
«Облака»
Представьте себе тёплый летний вечер. Вы лежите на траве и смотрите на проплывающие в небе облака - такие белые, большие, пушистые облака в голубом небе. Вокруг всё тихо и спокойно, вам тепло и уютно. С каждым вздохом и выдохом вы начинаете медленно, плавно подниматься в воздух, всё выше и выше, к самым облакам. Ваши ручки лёгкие, лёгкие, ваши ножки лёгкие, все ваше тело становится лёгким, как облачко. Вот вы подплываете к самому большому и пушистому, к самому красивому облаку на небе. Ближе и ближе. И вот вы уже лежите на этом облаке, чувствуете, как оно нежно гладит вас, это пушистое и нежное облако ... (пауза - поглаживание детей). Гладит ..., поглаживает ... Вам хорошо и приятно. Вы расслаблены и спокойны. Но вот облачко опустило вас на полянку. Улыбнитесь своему облачку. Потянитесь и на счёт «три» откройте глаза. Вы хорошо отдохнули на облачке.
Волны
Дети садятся в круг, а взрослый предлагает им вспомнить лето, когда они купались в речке, в пруду… «Но лучше всего купаться в море, потому что в море волны, и так приятно, когда они ласково гладят и обмывают тебя. Волны такие веселые, добрые! И все очень похожие друг на друга. Давайте попробуем искупать друг - друга в волнах! Давайте встанем, улыбнемся, и попробуем изобразить волны руками», - говорит он. Дети изображают волны вслед за ведущим , который следит за тем, чтобы все волны были ласковые и веселые.
После такой «тренировки» взрослый предлагает всем детям по очереди «искупаться в море». «Купающийся» становится в центре, а «волны» по одной подбегают к нему и ласково поглаживают его, совершая одинаковые движения. Когда все «волны» погладят «купальщика» , он превращается в волну, а в море «ныряет» следующий.
Эхо.
Взрослый рассказывает детям про Эхо, которое живет в горах или в большом пустом помещении, увидеть его нельзя, а услышать можно: оно повторяет все, даже самые странные звуки.
После этого дети разбиваются на две группы, одна из которых изображает путников в горах, а другая - Эхо. Первая группа детей гуськом (по цепочке) «путешествует по комнате» и по очереди издает разные звуки (не слова, а звукосочетания), например.: «Ау-у-у!» или «Тр-р-р-п» и т.п. Между звуками должны быть большие паузы, которые лучше регулировать ведущему. Он же может следить за очередностью произносимых звуков, то есть показывать, кому из детей и когда издавать свой звук. Дети второй группы прячутся в разные места комнаты, внимательно прислушиваются и стараются как можно точнее воспроизвести все, что услышали. Если Эхо работает «несинхронно», то есть воспроизводит звуки не одновременно, это не страшно. Важно, чтобы оно не искажало звуки и в точности воспроизводило их.
Игры на развитие уверенности
Капитан.
Цель игры: развитие уверенного поведения.
Выбирается водящий, который на время покидает игровую комнату. Дети договариваются, кто из них будет капитаном. «Капитан» выполняет различные действия (хлопает в ладоши, приседает и т.д), все дети в точности должны повторять движения за ним. Вернувшийся водящий, внимательно наблюдая за группой, должен угадать, кто же капитан.
Похвали друга.
Цель игры: повышение уверенности в себе.
Дети стоят в кругу, руки спрятаны за спиной. Ведущий ходит за кругом и незаметно вкладывает в ладошку одного из детей мелкий предмет (колечко, цветочек, игрушку). Затем говорит: «Кто сегодня самый добрый и приветливый у нас? Выходи-ка в круг сейчас!» Ребенок, у которого в руке оказался предмет, выходит в круг, дотрагивается им до кого-нибудь из детей и говорит о нем что-нибудь доброе, хорошее. А остальные дети добавляют: «Да, а еще он…»
Затем за круг выходит следующий ребенок и становится ведущим.
Угадай, о ком говорим
Цель игры: развитие уверенности в себе
Выбирается водящий. Дети загадывают одного из участников и дают водящему его позитивное описание, не называя его по имени и не описывая его одежду. Например, « У этого человека красивые длинные светлые волосы, голубые глаза. Его любимая игра в прятки. Он хорошо рисует, любит заниматься на физкультуре и т.д»
Задача ведущего узнать о ком идет речь.
Дрессировщики.
Цель игры: развитие уверенности в себе, умения работать в паре.
Ведущий предлагает детям «отправиться в цирк». Дети делятся на пары: один играет роль зверя, второй – дрессировщика.
Задача каждой пары - придумать и показать свой номер всей группе.
Задача остальных детей - догадаться, какое животное представляет дрессировщик.
Отгадай-ка.
Цель: повышение уверенности в себе .
Дети сидят на стульях, а ведущий предлагает отгадать, про кого он говорит:
- Кто всегда очень вежлив с другими?
- У кого голубые (зеленые, серые…) глаза?
- Кто самый веселый?
- Кто самый серьезный?
- Кто самый добрый?
- Кто самый честный?
- Кто самый справедливый?
- Кто никогда не кричит?
- Кто лучше всех собирает игрушки?
- Кто лучше всех поет?
Примечание:
Важно, чтобы каждый ребенок услышал о себе что-нибудь хорошее.
Игры на доверие
«Мышь и мышеловка» (для детей с 5 лет)
Необходимое количество играющих 5 – 6 человек. Все встают в круг, плотно прижимаются друг к другу ногами, бедрами, плечами и обнимаются за пояс – это мышеловка (м.б., сеть). Водящий – в кругу. Его задача всеми возможными способами вылезти из мышеловки: отыскать «дыру», уговорить кого-то раздвинуть играющих, найти другие способы действий, но выбраться из создавшейся ситуации.
Предупреждение:
1. Взрослый следит, чтобы ноги «мышеловки» не пинались, не делали больно мышке.
2. Если взрослый замечает, что мышонок загрустил и не может выбраться, он регулирует ситуацию, например: «Давайте все вместе поможем мышонку, расслабим ножки и руки, пожалеем его».
«Кораблик» (для детей с 5 лет)
Необходимо небольшое одеяло. Количество играющих минимум 2 взрослых и ребенок, либо 5 – 6 детей. Одеяло это корабль, красивый парусник. Дети - матросы. Один ребенок - капитан. Капитан любит свой корабль и верит в своих матросов. Игрой руководит взрослый. Он объясняет капитану задачу быть в центре корабля, в момент сильной качки он должен громким голосом дать матросам команду «Бросить якорь!», или «Стоп машина!», или «Все наверх!», чтобы спасти корабль и матросов. Затем матросы берутся за края одеяла и начинают медленно раскачивать корабль. По команде ведущего «Буря!» качка усиливается. Капитану напоминают о его задаче. Как только он громким голосом прокричит команды, корабль спокойно опускается на пол, капитану все жмут руки и хвалят его.
«Качели» (для детей с 4 лет)
В упражнении могут участвовать ребенок и родитель или двое детей. Один садится в позу «зародыша»: поднимает колени и наклоняет к ним голову, ступни плотно прижаты к полу, руки обхватывают колени, глаза закрыты.
Второй встает сзади, кладет руки на плечи сидящему и осторожно начинает медленно покачивать его, как качели. Ритм медленный, движения плавные. Выполнять упражнение 2 – 3 минуты.
Предупреждение: Сидящий не должен «цепляться» ногами за пол и открывать глаза. Можно надеть на глаза повязку.
Затем участники меняются местами.
«Неваляшка» (для детей с 6 лет)
Необходимое количество участников трое, желательно, родители и ребенок, либо один взрослый и двое детей. Двое встают на расстоянии метра лицом друг к другу. Ноги стоят устойчиво, делается упор на одну. Руки выставлены вперед. Между ними стоит третий участник с закрытыми или завязанными глазами. Ему дается команда: «Ноги от пола не отрывай и смело падай назад!» Выставленные руки подхватывают падающего и направляют падение вперед, там ребенок встречает снова выставленные руки. Подобное покачивание продолжается в течение 2 – 3 минут, при этом амплитуда раскачивания может увеличиваться.
Предупреждение: Дети с сильными страхами и робостью могут выполнять упражнения с открытыми глазами, амплитуда раскачивания может быть сначала минимальной.
«Соломинка на ветру» (для детей с 6 лет)
Упражнение выполняется с группой детей и взрослых не менее 6 – 7 человек. Все встают в круг вытягивают руки ладонями вперед. Выбирается «соломинка». Она встает в центр круга с завязанными или закрытыми глазами. По команде взрослого: «Не отрывай ноги от пола и падай назад!», – участники игры по очереди прикасаются к плечам «соломинки» и, осторожно поддерживая, передают ее следующему. В результате каждый страхует другого, и «соломинка» плавно покачивается по кругу.
Предупреждение: Недоверчивые и робкие дети сначала должны побывать в роли поддерживающих. Приятные ощущения и улыбка на лицах «соломинок» заставит их побывать в этой роли. Участие в игре взрослых обязательно.
«Гармоничный танец» (для детей с 6 лет)
В игре участвуют двое. Один закрывает глаза (Лучше надеть повязку). Встают друг против друга, прикасаются легко ладонями. Звучит плавная музыка. Ведущий делает плавные движения руками, телом, приседает, слегка отходит в стороны, вперед, назад. Задача ведомого следовать за руками ведущего и повторять его движения, не потеряться.
Предупреждение: Не допускать смены ролей, то есть ведомый не должен вести ведущего. Можно разрешить ведомому выполнять упражнение сначала с открытыми глазами.
«Поссорились два петушка»
Цель игры. Развитие раскованности, самоконтроля.
Процедура игры. Звучит веселая музыка (желательно А. Райчева "Поссорились два петушка"). Дети двигаются по типу "броуновского движения" и слегка толкаются плечами.
Примечание. Не разрешается, чтобы удары детей были слишком сильными и
болезненными. Дети обязательно должны играть "по правде" и одновременно держать символизм игры ("понарошку").
«Иголка и нитка»
Цель игры. Развитие произвольности.
Процедура игры. Выбирается водящий из детей. Под веселую музыку он играет роль иголки, а все другие дети - роль нитки. "Иголка" бегает между стульями, а "нитка" (группа детей друг за другом) — за ней.
Примечание. Если в группе имеется зажатый, аутичный ребенок, то предложите роль "иголки" ему. В ходе игры, когда он будет водить за собой группу детей, у него будут развиваться коммуникативные и организаторские способности.
«Дракон кусает свой хвост»
Цель игры. Снятие напряженности, невротических состояний, страхов.
Процедура игры. Звучит веселая музыка. Дети «встают в цепочку и крепко держатся друг
за друга »(за плечи). Первый ребенок — "голова дракона", {последний — "хвост дракона".
"Голова дракона" "пытается поймать "хвост", а тот уворачивается от «нее. Примечания:
1. Следите, чтобы дети не отпускали друг друга.
2.Следите также, чтобы роли "головы дракона" и "хвост" выполняли все желающие.
«Зеркало»
Перед началом игры проводится «разминка». Взрослый становится перед детьми и просит как можно точнее повторять его движения. Он демонстрирует легкие физические упражнения, а дети воспроизводят его движения. После этого дети разбиваются на пары и каждая пара по очереди «выступают» перед остальными. В каждой паре один совершает какое-либо действие ( например: хлопает в ладоши, поднимает руки, или делает наклон в сторону), а другой пытается как можно точнее воспроизвести его движения, как в зеркале. Каждая пара сама решает, кто будет показывать, а кто воспроизводит движение. Все остальные оценивают, насколько хорошо работает зеркало. Показателями «правильности» зеркала являются точность и одновременность движений.
Если зеркало искажает или опаздывает, оно испорченное. Паре детей предлагается потренироваться и «починить» испорченное зеркало. Показав 2-3 движения, пара детей садится на места, а следующая демонстрирует свою «зеркальность».
Игры на работу со страхами.
«Нарисуй свой страх, победи его» (для детей с 5 лет)
До упражнения желательно поговорить с ребенком: «Чего ты боишься, когда тебе бывает страшно, было ли такое, когда ты сильно испугался?». Затем ребенку предлагают нарисовать то, чего он боится. Необходим большой лист бумаги, карандаши или краски. После рисования еще раз поговорите, чего же он конкретно боится. Затем возьмите ножницы и попросите ребенка разрезать «страх» на мелкие кусочки, а мелкие – еще на более мелкие, помогите ребенку в этом. Когда «страх» рассыплется на крошечные кусочки, покажите ребенку, что теперь его собрать невозможно. Заверните эти мелкие кусочки в большую бумагу, подойдите к мусорному ведру и выкиньте туда, затем с ребенком сходите и выбросите весь мусор – он вам не нужен, его увезут и сожгут, а вместе с мусором сожгут и «страх», и больше его никогда не будет.
Замечание: Повторите упражнение через 1– 2 недели. Посмотрите, что изменилось в изображении страха (цвет, сюжет, композиция), и делайте это до того момента, пока не увидите недоуменное выражение лица ребенка в ответ на просьбу: «Нарисуй свой страх».
«Художники-натуралисты» (для детей с 4 лет)
Для выполнения этого задания родители тоже должны поработать над своими страхами и предубеждениями.
Возьмите большой лист белой бумаги, либо кусок старых обоев, и положите на клеенку или газеты. Перед играющими поставьте блюдца с жидкими красками. Разрешите себе и ребенку рисовать не кисточками, а пальцами, кулачками, ладошками, локтями, ногами, щечками, носиком. Сюжет рисунка можно выбрать любой: «Падают листья», «Следы невидимых зверей», «Фантастическая планета», «Разноцветная мозаика» и т.д.
Замечание: После упражнения желательно хорошо помыться, вспоминал то раскрепощение и ощущение свободы и радости, которое все почувствовали.
Хорошо проводить это упражнение на природе перед купанием и отмывать всем вместе друг друга.
«Дизайнеры» (для детей с 4 лет)
Для игры необходимо накопить несколько непонравившихся маме по какой-то причине тюбиков губной помады. Играть можно всей семьей и с друзьями ребенка. Каждый получает по тюбику и ему разрешается подойти к любому участнику и «украсить» его лицо, руки, ноги. В результате игры вы увидите преобразовавшиеся в своем выражении и красоте лица игроков.
Следите, чтобы «украшали» всех, не забывайте позволять «украшать» себя.
Совет: После игры хорошенько отмойтесь.
«Жмурки» (для детей с 4 лет)
Старинная, проверенная веками игра. Водящему завязывают глаза, остальные игроки бегают по комнате, издавая веселые звуки: «ку-ку», «ля-ля», «а вот и я!» Схватив попавшегося, водящий угадывает, кто это, и только после снимает повязку.
Предостережение: Следите, чтобы ребенок долго не «жмурился» в поисках игроков, как только почувствуете, что они затянулись, поддайтесь с радостью.
«Маски» (для детей с 6 лет)
Минимальное количество участников – 2, но чем больше, тем интереснее и полезнее игра. Необходимы краски и бумага, липкая лента. На бумаге рисуются страшные маски, затем каждый участник примеряет себе любую, остается в ней какое-то время, можно потанцевать «дикие» танцы, побегать, погоняться друг за другом. Затем происходит ритуал снятия масок, все берутся за руки, улыбаются друг другу, можно плавно потанцевать.
Совет: Чтобы закрепить маски на лице, лучше использовать липкую ленту или пластырь.
«Расскажи свой страх» (для детей с 5 лет)
Минимальное количество участников – 2, чем больше, тем продуктивнее упражнение. В тесном доверительном круге взрослый рассказывает о детских страхах: «А вот когда я был таким, как ты, то...» Затем задает вопрос: «А у вас было такое?» «А кто чего боится, расскажите!» Дети, по желанию, рассказывают о ситуациях, когда им было страшно.
Ведущий каждый раз просит поднять руку тех, у кого было похожее.
Предостережение: Следите, чтобы сюжеты рассказов были непохожими, обговорите все возможные детские страхи: темноты, одиночества, смерти, чужих людей, животных, злых сказочных героев и т.д.
«Необычное сражение» (для детей с 5 лет)
Количество участников – не менее 2-х человек. В просторном помещении или на улице накидывается много маленький мячей или собранных заранее высохших еловых шишек.
Представив, что в предстоящей «битве» обязательно надо победить, участники игры пытаются нападать и защищаться, кидая шишки или мячи. Каждый должен собрать больше трофеев, а свои запасы беречь.
Замечание: Объясните, что попадание мячом или шишкой это немного больно, но таким образом можно стать отважным, сильным, смелым победителем.
«Рыбаки и рыбка» (для детей с 6 лет)
Чем больше участников, тем игра интереснее и полезнее, но не менее 6.
Два участника – рыбки. Остальные встают парами лицом друг к другу в две линии, берут друг друга за руки – это сеть. Рыбка хочет выбраться из сети, она знает, что это опасно, но впереди ее ждет свобода. Она должна проползти на животе под сцепленными руками, которые при этом усердно задевают ее по спине, слегка постукивают по ней, щекочут. Выползая из сети, рыбка ждет свою подругу, ползущую за ней, они берутся за руки и становятся сетью. Процесс смены ролей повторяется 2 – 3 раза.
Предупреждение: Движения сети должны быть в меру агрессивными.
«Медвежонок» (для детей с 4 лет)
Все встают в круг, берутся за руки. «Медвежонок» сидит внутри с закрытыми глазами. Все хором говорят (лучше петь) стихотворение и медленно движутся к центру круга:
Медвежонок, медвежонок. Спит в своей берлоге. И хотя он не опасен, Будьте осторожны: Вы такому шалуну, Никогда не верьте.
«Медвежонок» по окончании стишка (песенки) неожиданно вскакивает и старается дотронуться до кого-нибудь из детей.
«Я страшилок не боюсь, в кого хочешь – превращусь»
Дети идут по кругу, держась за руки, и проговаривая хором эти слова. Когда водящий (первоначально им может быть психолог) называет какого-либо страшного персонажа (Кощея, Волка, льва, и т.п.) детям нужно быстро «превратиться в него и замереть. Ведущий выбирает самого страшного Кощея, тот становится водящим и продолжает игру.
Упражнение «У страха глаза велики».
Психолог (ведущий): А теперь давайте поиграем со страхом. Представьте, что у вас большой, огромный страх (дети широко разводят руки в стороны). У всех, кто боится, от страха большие глаза (Изображают большие круглые глаза при помощи рук). Но теперь страх уменьшается (дети сдвигают руки). А затем и вовсе исчезает (пожимают плечами и в недоумении разводят руками). Посмотрите друг на друга и убедитесь, что ни у кого нет больше больших глаз и, следовательно, никто из вас ничего не боится, потому что страх исчез. Улыбнитесь друг другу!
«ВОЛК И ЗАЙЦЫ»
Цель: коррекция страха
Из числа игроков выбирается водящий - волк, остальные зайцы. Когда волк засыпает, зайцы потихоньку выходят на прогулку, но заслышав шаги, волк просыпается и набрасывается на зайцев, ловит их. После окончания игры, проходит обсуждение: какие эмоции испытывают игроки, побывавшие в роли зайцев. Было ли им страшно?
Упражнение «Веселый страх»
Цель: коррекция тревожности, страхов.
Психолог рассказывает сказку: «Жил – был Страх. Все его боялись, и никто не хотел с ним играть. Грустно и скучно стало страху одному, и решил он пойти поискать себе друзей, но никого не нашел, потому что все его боялись и прятались от него. Надоело Страху всех пугать, и решил он стать веселым и смешным. Что сделать Страху, чтобы детям стало весело?…». Дети предлагают свои варианты.
«Смелый разведчик»
Цель: коррекция страхов, тревожности.
Возраст: для детей 5-8 лет.
Можно играть в компании, а можно вдвоем со взрослым. Лучше вплести эпизод про смелого разведчика в развернутую игру в войну, чтобы все получилось естественней и интересней. В какой-то момент ребенок (называемый, опять-таки, своим настоящим именем) получает задание сходить ночью на разведку. В затемненном помещении раскладывается оружие, принадлежащее врагу. Ребенок должен все сосчитать и доложить командиру. Командир награждает его медалью за отвагу.
Приложение 3. Рекомендации воспитателям для работы с детьми со страхами
- воспитатель должен следить за выражением своего лица, чаще улыбаться, убеждать ребенка, что все будет хорошо;
- помочь ребенку в преодолении тревоги, создавая условия, в которых ему будет не так страшно;
- если ребенок напряжен, предложить ему упражнения на расслабление: глубокий вдох, улыбнуться, представить что-то приятное;
- если не удается разговорить ребенка, но есть подозреваете, что его что-то гнетет, лучше всего поиграть с ним;
- с высоко тревожным ребенком целесообразно заниматься ролевыми играми, в которых любимые персонажи ребенка попадают в «страшную» для него историю и успешно справляются с нею;
- целесообразно проводить с ребенком беседы «анализирующие» страх;
- организовывать игры с манипулированием предметами страха;
- ребенок может нарисовать свой страх, а потом уничтожить его тем, или иным образом, при этом воспитатель должен проговаривать: «Смотри – ты его напугал, смотри - он от тебя убежал»;
- избегать состязаний и каких-либо видов работ, учитывающих скорость;
- не сравнивать ребенка с окружающими;
- чаще использовать телесный контакт, упражнения на релаксацию;
- способствовать повышению самооценки ребенка, чаще хвалить его, но так, чтобы он знал, за что;
- чаще обращаться к ребенку по имени;
- не предъявлять к ребенку завышенных требований; если ребенку с трудом даются какое-либо умения, лучше лишний раз помочь ему и оказать поддержку, а при достижении даже малейших успехов, обязательно похвалить;
- быть последовательным в воспитании ребенка, и не запрещать без всяких причин того, что разрешалось раньше;
- стараться делать ребенку меньше замечаний;
- помочь ребенку найти дело по душе, где он мог бы проявить свои способности и не чувствовал бы себя ущемленным.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Особенности проявления страхов у детей старшего дошкольного возраста из неполных семей и способы их коррекции
Страх преследует человека с незапамятных времен. Он также был у первобытного человека, находившегося постоянно под угрозой. Но его страх был инстинктивный и возникал в непосредственной опасности для ж...
Возможности "Сказкотерапии" в коррекции страхов у детей старшего дошкольного возраста
Методика Захарова.Полный текст работы пишите на pochuevasveta.77@mail.ruс приложениями с выводами!...
Программа "Психологическая коррекция страхов у детей старшего дошкольного возраста"
Проблема страхов у детей дошкольного возраста приобретает особую актуальность. На сегодняшний день отмечается тенденция к увеличению количества детей со страхами. Причина скрывается не только в ...
Психологическая программа коррекции страхов у детей старшего дошкольного возраста.
Современная медицина утверждает , что 30-40 % хронических заболеваний имеет психогенную основу. Поэтому с особой остротой встаёт вопрос о том, что позволяет человеку в современных условиях сохр...
Коррекционная программа по снижению уровня тревожности и устранению страхов у детей старшего дошкольного возраста посредством сказкотерапии "Ничего я не боюсь"
В настоящее время увеличилось количество тревожных детей, отличающихся повышенным беспокойством, эмоциональной неустойчивостью и наличием страхов. Страх считается одной из фундаментальных эмоций челов...
Коррекция страхов у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР
Страхи, эмоциональные нарушения поддаются коррекции и без последствий проходят у детей до 10 лет. Главное – вовремя заметить появление нового страха и помочь ребенку справиться с ним, а кроме то...
Гендерные особенности проявления страхов у детей старшего дошкольного возраста и их коррекция
Перед педагогическим сообществом стоит глобальная задача создания, апробации и внедрения новой модели образования. Дошкольное воспитание и обучение - первый уровень непрерывного образования, создающий...