Гендерные особенности проявления страхов у детей старшего дошкольного возраста и их коррекция
материал по коррекционной педагогике (старшая группа)
Перед педагогическим сообществом стоит глобальная задача создания, апробации и внедрения новой модели образования. Дошкольное воспитание и обучение - первый уровень непрерывного образования, создающий развивающую среду для полноценного формирования личности ребенка с учетом возрастных и индивидуальных особенностей.
Введение Высшей ценностью нашего общества является человек. Внимание к воспитанию ребенка, забота о всестороннем развитии его способностей, совершенствование личных качеств входят в круг проблем современного общества. Это находит отражение в системе образования и воспитания, соответственно возникает проблема предупреждения и преодоления у детей таких проявлений, как страх, отклонения от норм поведения, трудности взаимоотношений с окружающими. В последние годы, по сравнению с предшествующим периодом, количество детей с постоянными интенсивными страхами, существенно увеличилось в нашей стране. Проявляются признаки неблагополучия, напряженности в контактах, страхи, тревога. Психологическое самоощущение детей, поступающих в школу, характеризуется нехваткой любви, теплых надёжных отношений в семье, эмоциональной привязанности.
Дошкольный возраст характеризуется сильной зависимостью от родителей, и прохождение этого этапа становления личности во многом определяется тем, как складываются отношения ребенка с родителями и другими взрослыми. Увеличение числа неврозов у родителей сказывается на увеличении числа страхов у детей, порождая своеобразный замкнутый круг, разорвать который можно только одновременным оказанием эффективной и доступной психологической помощи всем его участникам.
Детям трудно отделить реальное от воображаемого. Каждый час приносит им новые загадки, удивления, потрясения и переживая эти часы, маленький ребенок остро осознает свою беспомощность по сравнению с взрослыми.
Вместе с тем, особое место в современной психологии и педагогике занимает вопрос гендерных аспектов состояния страха и поведения детей. Исследования, которые есть в настоящее время, показывают, что интенсивность и направленность переживания тревоги, уровень тревожности у мальчиков и девочек имеют существенные различия. Так, Е.И. Рогов отмечает, что в дошкольном возрасте мальчики более тревожны, чем девочки, что, в первую очередь, связано с тем, с какими ситуациями связана тревога, как ее объясняют, чего опасаются [56].
Тема является актуальной, так как нам представляется перспективным исследование гендерных особенностей проявления страхов у детей старшего дошкольного возраста и их коррекция. Актуальность проблемы состоит в том, что дети приходят в детский сад с низкой социальной компетентностью, не адевактной ориентировкой ребенка в социальных отношениях в семье или во взаимоотношениях ребенка со сверстниками. Поэтому, исследование гендерных особенностей проявления страхов у детей старшего возраста должны стать предметом специальной подготовки ребенка к взрослой жизни. Оптимальной формой является их коррекция. Отсюда важность и актуальность рассмотрения теории применения игровой терапии в исследовании гендерных особенностей проявления страхов у детей старшего дошкольного возраста.
Гипотеза: если я буду применять целенаправленную коррекционную работу, то это благоприятно будет воздействовать на эмоциональное состояние детей и способствовать стабилизации психологических расстройств, вызванных переживанием страхов, а также раскрепощению ребенка его, как самостоятельной личности.
При исследовании гипотезы. я предполагаю, что:
1. Эмоциональное развитие мальчиков старшего дошкольного возраста будет характеризоваться более высоким уровнем тревожности по сравнению с девочками-сверстницами.
2. Проявления тревожности у мальчиков и девочек старшего дошкольного возраста будет иметь различную форму проявления.
Объект исследования - выступили страхи старших дошкольников под влиянием коррекции - игротерапии.
Предмет исследования - гендерные особенности проявления страхов у детей старшего дошкольного возраста и их коррекция.
Цель исследования: изучить гендерные особенности проявления страхов у детей старшего дошкольного возраста и их коррекция.
В соответствии с целью сформулированы задачи исследования:
1.Анализ психолого - педагогической литературы по проблеме исследования;
2. Изучение гендерных особенностей проявления страхов у детей старшего дошкольного возраста и их коррекция;
3. Анализ результатов исследования гендерных особенностей проявления страхов у детей старшего дошкольного возраста и их коррекции.
Методы исследования теоретические: анализ психолого - педагогической литературы по данной проблеме исследования, наблюдения, опрос, обобщение, методы обработки данных.
Практическая значимость работы заключается в том, что полученные результаты исследования могут быть использованы в работе воспитателей и родителей при решении проблем страхов у детей старшего дошкольного возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vvedenie.docx | 64.64 КБ |
Предварительный просмотр:
ВВЕДЕНИЕ
Перед педагогическим сообществом стоит глобальная задача создания, апробации и внедрения новой модели образования. Дошкольное воспитание и обучение - первый уровень непрерывного образования, создающий развивающую среду для полноценного формирования личности ребенка с учетом возрастных и индивидуальных особенностей.
Введение Высшей ценностью нашего общества является человек. Внимание к воспитанию ребенка, забота о всестороннем развитии его способностей, совершенствование личных качеств входят в круг проблем современного общества. Это находит отражение в системе образования и воспитания, соответственно возникает проблема предупреждения и преодоления у детей таких проявлений, как страх, отклонения от норм поведения, трудности взаимоотношений с окружающими. В последние годы, по сравнению с предшествующим периодом, количество детей с постоянными интенсивными страхами, существенно увеличилось в нашей стране. Проявляются признаки неблагополучия, напряженности в контактах, страхи, тревога. Психологическое самоощущение детей, поступающих в школу, характеризуется нехваткой любви, теплых надёжных отношений в семье, эмоциональной привязанности.
Дошкольный возраст характеризуется сильной зависимостью от родителей, и прохождение этого этапа становления личности во многом определяется тем, как складываются отношения ребенка с родителями и другими взрослыми. Увеличение числа неврозов у родителей сказывается на увеличении числа страхов у детей, порождая своеобразный замкнутый круг, разорвать который можно только одновременным оказанием эффективной и доступной психологической помощи всем его участникам.
Детям трудно отделить реальное от воображаемого. Каждый час приносит им новые загадки, удивления, потрясения и переживая эти часы, маленький ребенок остро осознает свою беспомощность по сравнению с взрослыми.
Вместе с тем, особое место в современной психологии и педагогике занимает вопрос гендерных аспектов состояния страха и поведения детей. Исследования, которые есть в настоящее время, показывают, что интенсивность и направленность переживания тревоги, уровень тревожности у мальчиков и девочек имеют существенные различия. Так, Е.И. Рогов отмечает, что в дошкольном возрасте мальчики более тревожны, чем девочки, что, в первую очередь, связано с тем, с какими ситуациями связана тревога, как ее объясняют, чего опасаются [56].
Тема является актуальной, так как нам представляется перспективным исследование гендерных особенностей проявления страхов у детей старшего дошкольного возраста и их коррекция. Актуальность проблемы состоит в том, что дети приходят в детский сад с низкой социальной компетентностью, не адевактной ориентировкой ребенка в социальных отношениях в семье или во взаимоотношениях ребенка со сверстниками. Поэтому, исследование гендерных особенностей проявления страхов у детей старшего возраста должны стать предметом специальной подготовки ребенка к взрослой жизни. Оптимальной формой является их коррекция. Отсюда важность и актуальность рассмотрения теории применения игровой терапии в исследовании гендерных особенностей проявления страхов у детей старшего дошкольного возраста.
Гипотеза: если я буду применять целенаправленную коррекционную работу, то это благоприятно будет воздействовать на эмоциональное состояние детей и способствовать стабилизации психологических расстройств, вызванных переживанием страхов, а также раскрепощению ребенка его, как самостоятельной личности.
При исследовании гипотезы. я предполагаю, что:
1. Эмоциональное развитие мальчиков старшего дошкольного возраста будет характеризоваться более высоким уровнем тревожности по сравнению с девочками-сверстницами.
2. Проявления тревожности у мальчиков и девочек старшего дошкольного возраста будет иметь различную форму проявления.
Объект исследования - выступили страхи старших дошкольников под влиянием коррекции - игротерапии.
Предмет исследования - гендерные особенности проявления страхов у детей старшего дошкольного возраста и их коррекция.
Цель исследования: изучить гендерные особенности проявления страхов у детей старшего дошкольного возраста и их коррекция.
В соответствии с целью сформулированы задачи исследования:
1.Анализ психолого - педагогической литературы по проблеме исследования;
2. Изучение гендерных особенностей проявления страхов у детей старшего дошкольного возраста и их коррекция;
3. Анализ результатов исследования гендерных особенностей проявления страхов у детей старшего дошкольного возраста и их коррекции.
Методы исследования теоретические: анализ психолого - педагогической литературы по данной проблеме исследования, наблюдения, опрос, обобщение, методы обработки данных.
Практическая значимость работы заключается в том, что полученные результаты исследования могут быть использованы в работе воспитателей и родителей при решении проблем страхов у детей старшего дошкольного возраста.
База исследования и характеристика выборки. Исследование проводилось на базе МБ ДОУ "ДЕТСКИЙ САД № 2"АГО, в период с сентября 2019 года по декабрь 2019 года. В исследовании участвовали 20 детей старшего дошкольного возраста (13 мальчиков и 7 девочек), возраст испытуемых дошкольников составил 5-6 лет.
ГЛАВА 1. ТЕОРИТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ГЕНДЕРНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ ПРОЯВЛЕНИЯ СТРАХОВ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ
1.1. Изучение зарубежных и отечественных научных исследований по проявлению страхов у детей старшего дошкольного возраста
Исследования, посвященные страху, создают прекрасные основания для дальнейшего изучения этой важной эмоции. Литературы по данной теме разработано не много. Хотя проблема страхов у старших дошкольников актуальна в наше время, проблема страхов мало или вообще не используется в практике детских дошкольных учреждений. Хотя, будучи в детском саду дети должны пройти все тесты тревожности и преодолеть барьер страха в своем сознании.
Страх, как состояние, привлекает к себе внимание многих ученых различных направлений. Философами экзистенциального направления рассматривается страх, как переживание человеком чуждости окружающего мира, покинутости, одиночества и абсурдности своего существования [71]. Изучая страх, они разводят два понятия: первое - это боязнь конкретной опасности, второе понятие представляется, как переживание безотчетного, экзистенциального страха - тоски. Специалисты экзистенциального направления считают страх обязательным атрибутом существования человека. Так, П.Тиллих (современный философ- экзистенциалист) полагает, что страх, присущ человеку по его природе и определяет ее как "экзистенциальное осознание своего небытия". По мнению философа, страх порожден осознанием человеком неизбежности собственной смерти [72]. Это состояние страха невозможно устранить; в этой ситуации индивид должен найти силы принять ее.
Отечественные ученые Ф.Б. Березин и Ю.Л.Ханин полагают, что страх - это временное психологическое состояние, которое возникает под воздействием внешних стрессовых факторов [5]. Другой отечественный ученый В.А. Ананьев отмечает, что страх, в первую очередь, - это психическое состояние, детерминирующим фактором, в возникновении которого являются условия неопределенности. По мнению автора, в ситуации неопределенности, то есть при наличии "дефицита" информации, посредством индивидуальных механизмов антиципации возникает генерализованная боязнь неудовлетворения как биологических, так и социальных потребностей, что в свою очередь ведет к дезорганизации психических и соматических функций организма. Схожую точку зрения выражают Б.И. Кочубей и Е.В.Новикова, которые полагают, что страх опосредован ощущением неконкретной, неопределенной угрозы, неясное чувство опасности [38]. По мнению Я. Рейковского, страх - это негативное эмоциональное состояние [55].
Как уже отмечалось, философ-экзистенциалист П. Тиллих рассматривает страх, как неприятное по своей окраске эмоциональное состояние или внутреннее условие, характеризующееся субъективными ощущениями напряжения, мрачных предчувствий и беспокойства [51].
Интересен факт, что многими исследователями страх рассматривается как явление, возникающее в стрессовых ситуациях, депривации жизненных важнейших потребностей (B.C.Мерлин, Н.Д.Левитов, Б.А. Вяткин, Ф. Розенцвейг, Р. Вудвортс, Д. Доллард и др.).
Понятие страха разрабатывалось многими исследователями и имеет разные трактовки. В современном словаре по психологии под редакцией В.В.Юрчук мы находим, что «страх - аффективно чувственная эмоция, которая возникает в обстоятельствах превентивности - угрозы - боязни за свою социальную или же биологическую экзистенцию у субъекта» [60].
Артур Ребер в большом толковом психологическом словаре трактует страх как «эмоциональное состояние, возникающее в присутствии или предвосхищении опасного или вредного стимула. Страх обычно характеризуется внутренним, субъективным переживанием очень сильного возбуждения, желания бежать или нападать и рядом симпатических реакций» [4].
Согласно З.Фрейду «страх - это состояние аффекта - объединение определённых ощущений ряда удовольствие - неудовольствие с соответствующими иннервациями разрядки напряжения и их восприятия, а так же вероятно, и отражение определённого значимого события» [52].
В.Даль в «Толковом словаре живого великого русского языка» определяет страх как страсть, боязнь, робость, сильное опасенье, тревожное состояние души от испуга от грозящего или воображаемого бедствия [12].
Р.Ф. Овчарова рассматривает страх, как эффективное (эмоционально заострённое), отражение в сознании человека конкретной угрозы для его жизни и благополучия [7].
Известный физиолог И.П.Павлов трактует страх как «проявление естественного рефлекса, пассивно-оборонительной реакции с лёгким торможением коры больших полушарий. Страх основан на инстинкте самосохранения, имеет защитный рефлекс и сопровождается определёнными физиологическими изменениями высшей нервной деятельности, что отражается на частоте пульса и дыхания, показателях артериального давления, выделении желудочного сока» [46].
Ю.А.Неймер, А.В.Петровский, М.Г.Ярошевский рассматривают страх как «эмоциональное состояние, возникающее в ситуациях угрозы биологическому или социальному существованию индивида и направленное на источник действительной и воображаемой опасности» [44].
По Р. Плутчику первичная эмоция страха – это защита первоначально в ответ на боль или угрозу боли [10].
Страх возникает в ответ на действие угрожающего стимула. Существуют две угрозы, имеющие универсальный и одновременно фатальный в своём исходе характер. Это смерть и крах жизненных ценностей, противостоящих таким понятиям как жизнь, здоровье, самоутверждение, личное и социальное благополучие. Но и помимо крайних выражений страха всегда подразумевает переживание какой-либо реальной или воображаемой опасности [24].
В зависимости от авторов отмечаются различные причины, вызывающие страх. Дж. Боулби отмечает, что причиной страха может быть как присутствие чего-либо угрожающего, так и отсутствие того, что обеспечивает безопасность (например, матери для ребенка). Боулби выделил две группы причин страха: «природные стимулы» и «их производные». Он полагает, что врожденные детерминанты страха связаны с ситуациями, которые действительно имеют высокую вероятность опасности. Производные стимулы больше подвержены влиянию культуры и контекста ситуации, чем природные стимулы. Дж. Боулби считает одиночество наиболее глубокой и важной причиной страха. Он связывает это с тем, что как в детстве, так и в старости вероятность опасности при болезни или одиночестве значительно возрастает. Кроме того, такие природные стимулы страха, как незнакомость и внезапные изменения стимуляции, значительно сильнее пугают на фоне одиночества [25].
Дж. Грэй считает, страх может возникнуть, если событие не происходит в ожидаемом месте и в ожидаемое время. Многие авторы отмечают, что страх вызывается объектом (предметом, человеком, явлением природы), но что бывают и беспредметные страхи, т. е. не связанные ни с чем конкретным [36].
К. Изард подразделяет причины страха на внешние (внешние процессы и события) и внутренние (влечения и гомеостатические процессы, т. е. потребности, и когнитивные процессы, т. е. представление человеком опасности при воспоминании или предвидении). Во внешних причинах он выделяет культурные детерминанты страха, являющиеся, как показано результатом исключительно научения (например, сигнал воздушной тревоги). С этой точкой зрения не согласен Дж. Боулби, который полагает, что многие культурные детерминанты страха при ближайшем рассмотрении могут оказаться связанными с природными детерминантами, замаскированными различными формами неправильного истолкования, рационализации или проекции. Например, боязнь воров или привидений может быть рационализацией страха темноты, страх перед попаданием молнии - рационализацией страха грома и т. д. Многие страхи связаны с боязнью боли: ситуации, которые вызывают боль (угроза боли), могут вызывать страх независимо от наличного ощущения боли [24].
С. Речмен возражает против концепции травматического обуславливания страха, которая импонирует многим ученым (среди отечественных ученых большое место связи боли и различных видов страха уделяет В. С. Дерябин). Он отмечает тот факт, что многие люди боятся змей, однако никогда не имели с ними контакта, тем более болезненного [25].
П.Ф. Каптерев одной из главных причин детских страхов считал способность ребенка испытывать эмоции, радость. В результате, по его мнению, дети получают опыт в страдании. Им приходится испытывать неприятные ощущения, переживать более или менее сильные неприятности [26].
А. С. Зобов все опасности, вызывающие страх, разделил на три группы:
1) реальные, объективно угрожающие здоровью и благополучию личности;
2) мнимые, объективно не угрожающие личности, но воспринимаемые как угроза благополучию;
3) престижные, угрожающие поколебать авторитет личности в группе [23].
В психологии и педагогике существуют разные классификации страхов. В психологическом словаре выделяется 3 основных вида страхов: реальный, невротический и страх свободный.
Реальный страх - рациональное выражение инстинкта самосохранения как нормальная реакция на восприятие внешней опасности.
Страх невротический - разнообразные формы «бесцельного страха» невротиков, возникают из-за отвлечения либидо от нормального применения, либо из-за отказа психических инстанций.
Страх свободный - общая неопределённая боязливость, готовая на время привязаться к любой появившейся возможности и выражающаяся в состоянии «боязливого ожидания», страх беспредметный, не связанный с каким-либо объектом, вызывающим этот страх [30].
Овчарова Р.В. выделяет следующие виды страхов:
Возрастные страхи;
Невротические страхи;
Возрастные страхи отмечаются у эмоционально чувствительных детей как отражение особенностей их психического и личностного развития. Возникают они под действием следующих факторов: наличие страхов у родителей, тревожность в отношениях с ребёнком, избыточное предохранение его от опасностей и изоляция от общения со сверстниками. Большое количество запретов со стороны родителя того же пола или полное предоставление свободы ребёнку родителями и другого пола, а также многочисленные нереализуемые угрозы всех взрослых в семье, отсутствие возможности для ролевой идентификации с родителями того же пола, преимущественно у мальчиков. Конфликтные отношения между родителями, психические травмы типа испуга, психологическое заражение страхами в процессе общения со сверстниками и взрослыми.
Невротические страхи характеризуются большой эмоциональной интенсивностью и напряжённостью, длительным течением или постоянством, неблагоприятным влиянием на формирование характера и личности, взаимосвязью с другими невротическими расстройствами и переживаниями, избеганием объекта страха. Невротические страхи могут быть результатом длительных и неразрешимых переживаний [54].
Но наиболее полной можно считать классификацию страхов А.Захарова:
1. По характеру - природные, социальные, ситуативные, личностные.
2. По степени реальности - реальные и воображаемые.
3. По степени интенсивности - острые и хронические [15].
Природные страхи основаны на инстинкте самосохранения [27].
Социальные страхи – те страхи, которые связаны с жизнью ребенка в обществе. Страхи одиночества, каких-то людей, наказания, не успеть, опоздать, осуждения и т.д. [23].
Ситуативный страх возникает в необычной, крайне опасной или шокирующей взрослого человека или ребенка обстановке, например при стихийном бедствии, нападении собаки и т. д. Часто он появляется в результате психического заражения паникой в группе людей, тревожных предчувствий со стороны членов семьи, тяжелых испытаний, конфликтов и жизненных неудач.
Личностно обусловленный страх предопределен характером человека, например его повышенной мнительностью, и способен появляться в новой обстановке или при контактах с незнакомыми людьми. Ситуативно и личностно обусловленные страхи часто смешиваются и дополняют друг друга.
Реальный и острый страхи предопределены ситуацией, а воображаемый и хронический — особенностями личности [15].
Острый страх возникает неожиданно и длится какое-то непродолжительное время. Хронический страх, раз возникнув, продолжается достаточно длительное время, позволяющее говорить о его постоянном характере [23].
Одним из первых (в 1927 году) предпринял попытку дифференцировать разные виды страха психолог и психиатр Н. Е. Осипов. Он писал, что при восприятии реальной опасности у человека появляется страх, при восприятии таинственного, фантастического - жуть, а при восприятии комбинации того и другого - боязнь. Ужас испытывается при наличии всяких моментов опасности одновременно. Эта классификация опирается лишь на внешние причины появления страха, но не раскрывает психофизиологические различия разных видов страха [25].
По степени выраженности принято выделять: волнение, тревогу, беспокойство, испуг, опасение, ужас.
Волнение - самое легкое по интенсивности выражение страха, его можно сравнить с легким дуновением ветерка в практически безветренную погоду. В отличие от других проявлений страха волнение может носить приятный оттенок. Так волнуется мать при первом знакомстве со своим малышом, подобное волнение вызывает у многих родителей первый школьный звонок, зовущий их ребенка на первый в его жизни урок [23].
Беспокойство - это уже более выраженный страх. Если говорить дословно, то это состояние, когда человек временно теряет покой. Часто беспокойство сопровождается чувством нерешительности, а иногда и вызвано им. Следует отметить, что чувство беспокойства входит как отдельный компонент в состав других проявлений страха, например тревоги и собственно страха. В нашем сравнительном ряду беспокойство можно приравнять к легкому, но достаточно интенсивному бризу. В отличие от волнения беспокойство уже имеет лишь негативную окраску.
Опасение - это следующее по интенсивности проявление страха. В данном случае можно говорить не только о потере покоя, но и о том, что человек чего-то боится. Это выражение страха, естественно, имеет только отрицательную окраску [23].
Ужас характеризуются как наиболее интенсивные формы выражения страха. Человек в панике убегает от опасности не потому, что в результате торможения коры головного мозга растормаживается подкорка, а потому, что заражается эмоцией страха от других людей, подчас не понимая даже саму опасность. Об этом пишет и Черникова: «В панике человек бежит от опасности, стремясь только к одному - спастись. Властное стремление уйти от опасности гонит его слепо и неудержимо, умножая физические силы. Но в этом бегстве нет разумного контроля и здоровой оценки создавшихся условий. Доводы морали и разума тускнеют перед властью панического страха - самого сильного деморализующего чувства, которому может быть подвержен человек» [24].
Особой, фило- и онтогенетически первой формой страха является испуг или «неожиданный страх». Испуг, как отмечал И. И. Сеченов, - явление инстинктивное (поэтому К. Д. Ушинский называл его инстинктивным, или органическим, страхом), а возникающие в результате его защитные действия - непроизвольные. Он возникает в ответ на неожиданно появляющийся сильный звук, какой-либо объект и проявляется в трех формах: оцепенении, паническом бегстве и беспорядочном мышечном возбуждении. Для него характерна кратковременность протекания: оцепенение быстро проходит и может смениться двигательным возбуждением [24].
По мнению К. Изарда, результаты ряда исследований убеждают в том, что необходимо различать страх и тревогу, хотя ключевой эмоцией при тревоге является страх [27].
Страх - это эмоциональное состояние, отражающее защитную биологическую реакцию человека или животного при переживании ими реальной или мнимой опасности для их здоровья и благополучия. Следовательно, для человека как биологического существа возникновение страха не только целесообразно, но и полезно. Однако для человека как социального существа страх часто становится препятствием для достижения поставленных им целей [7].
1.2. Особенности проявления страхов у детей старшего дошкольного возраста: причины развития, формы и виды проявления, особенности протекания
В настоящее время увеличилось число страхов у детей, отличающихся повышенным беспокойством, неуверенностью, эмоциональной неустойчивостью. Возникновение и закрепление страха связано с неудовлетворением возрастных потребностей ребенка.
Страх оказывает влияние на все сферы психики ребенка, страдает аффективно-эмоциональная, коммуникативная, морально- волевая и когнитивная сфера.
Формирование чувства личной и культурной идентичности, происходящее между двумя и шестью годами,сопровождается разнообразными сильными эмоциями и переживаниями, которые ребенок должен научится интегрировать в структуру собственной личности. Дети находят множество решений этой сложной задачи, но каким бы оно ни было, они все-таки переживают конфликт [48].
В различном возрасте проявляются разные страхи, что зависит от процессов созревания и развития детей [31].
Известно, что дети очень боязливы. В старшем дошкольном возрасте возникает максимум страхов – это обусловлено и психологическими и физиологическими причинами; в возрасте, когда заметно уменьшается интенсивность связей между страхами, но когда страх более сложно психологически мотивирован и несет в себе больший интеллектуальный заряд. Эмоциональное развитие в основных чертах заканчивается к 5 годам, когда эмоции отличаются зрелостью и устойчивостью. Начиная с пяти лет, на первый план выходит интеллектуальное развитие, в первую очередь мышления. Ребенок в большей степени, чем раньше, начинает понимать, что способно причинить ему вред, чего следует бояться и избегать. Следовательно, в старшем дошкольном возрасте наиболее часто выявляемых страхов, можно уже говорить не только об эмоциональной, но и об интеллектуальной основе страхов как особой психической структуре формирующейся личности человека [1].
В классическом исследовании детских страхов Джерсильд и Холмс обнаружили, что маленькие дети в большинстве случаев пугаются чего-то определенного, Напротив, дети пяти-шести лет сильнее боятся воображаемых и абстрактных вещей. Полвека спустя ученые обнаружили у дошкольников практически тот же самый набор страхов, за исключением страха темноты, боязни одиночества, чужих людей и незнакомых предметов, которые появляются теперь в более раннем возрасте [27].
По данным П. С. Зобова, в дошкольном возрасте преобладают мнимые (выдуманные, фантастические) страхи над реальными, в содержании которых фигурируют фантастические образы из прочитанных сказок, фильмов ужасов и т. п.; в последующие годы значимость мнимых опасностей снижается, а реальных – возрастает [2].
Среди реальных страхов в дошкольные годы первое место занимает боязнь воды. Второе место занимает страх, вызванный угрозой нападения животных. Боязнь животных обычно появляется у детей после трех лет, достигая, пика в четыре года, третье - боязнь падения с большой высоты и боязнь дорожно-транспортных происшествий.
Среди мнимых страхов выделяются боязнь темноты и недовольства взрослых. Дети часто боятся ходить в пустую, темную комнату и взять там какую-либо вещь; боятся выходить из дома на улицу или в поле, когда уже наступила ночь; боятся спускаться в темные погреба; боятся спать без огня или одни. Темнота, скрывающая от взора обычные предметы, производит сильное устрашающее впечатление на детей, вызывает в них даже какой-то мистический ужас. Немногие дети уберегаются от этого специального страха; напротив, очень многие дети не поддаются никаким разумным убеждениям относительно безвредности темноты в данном частном случае и с наступлением каждой ночи делаются необыкновенно боязливыми [26].
Обсуждая природу этого страха, К. Д. Ушинский писал: «Некоторые, как напр., Рид и отчасти Руссо, думают, что дети уже по природе боятся темноты. Темнота, скрывая от нас окружающее, может сильно способствовать развитию в нас всякого рода страхов, которые зависят уже от других причин, но сама по себе темнота едва ли может быть причиной страха. Вообще трудно решить, есть ли в природе предметы, внушающие страх человеку и животному даже и тогда, когда они видят эти предметы в первый раз. Кажется, что такие предметы есть для животных: голубь, никогда не видевший змеи, выказывает все признаки сильного страха, когда она наведет на него глаза свои. Но есть ли такие предметы для человека - мы не знаем. Кажется, мы можем принять за истину, что человек не боится ничего, пока собственные опыты или рассказы других не покажут ему, что у него не всегда станет сил для преодоления препятствий, и не познакомят его с душевным страхом, с чувством силы, отступающей от препятствий, вместо того чтобы кинуться на них...» [15].
Причины страхов.
Причинами страха могут быть события, условия или ситуации, являющиеся сигналом опасности. Угроза, также как и потенциальный ущерб, может быть как физической, так и психологической, Как указывает Боулби, причиной страха может быть либо присутствие чего-то угрожающего, либо отсутствие чего-то, что обеспечивает безопасность.
Как отмечает Грэй, страх может быть вызван тем, что событие не происходит в ожидаемом месте или в ожидаемое время.
Вызывает ли какое-то событие страх, зависит от того контекста, в котором оно происходит, от индивидуальных различий в темпераменте или его предрасположенностях и от опыта и возраста индивида.
Изард причины страха разделил на четыре класса:
а) внешние события и процессы;
б) влечения и потребности;
в) эмоции;
г) когнитивные процессы субъекта.
Причины, относящиеся к каждому из этих классов, могут быть врожденными или приобретенными.
Выяснив причины возникновения страха, обратимся к нейрофизиологии страха. При страхе, как отмечает Толекинс [12], возрастает нейронная активность. При этом происходит ряд изменений работы внутренних органов и всего организма[12]
А именно:
-Увеличение частоты сердцебиений, а также силы сердечных сокращений, сужение кровеносных сосудов в органах брюшной полости, расширение периферических сосудов (сосудов конечностей), расширение коронарных сосудов, повышение кровяного давления.
-Снижение тонуса мышц желудочно-кишечного тракта, прекращение
деятельности пищеварительных желез.
-Расширение зрачка, Напряжение мышц, обеспечивающих психомоторную реакцию.
-Усиление потоотделения.
-Усиление секреторной функции мозгового вещества надпочечников, вследствие чего увеличивается содержание адреналина в крови.
Система физиологических сдвигов имеет внешне выразительный фон. Выражение лица при страхе приобретает характерные особенности. При страхе брови почти прямые и кажутся несколько приподнятыми.
Внутренние углы бровей сдвинуты друг к другу, имеются горизонтальные морщины, занимающие две трети или три четверти лба. Экман и Фризен [12] утверждают, что если из всех этих проявлений присутствуют только положение бровей, то в этом случае имеется некоторое предчувствие страха, беспокойство или же контролируемый страх. Глаза при страхе раскрыты более широко, чем в нормальном состоянии, нижнее веко напряжено, а верхнее слегка приподнято. Рот при страхе открыт, губы напряжены и немного растянуты. Обычно интенсивность страха, которая варьирует от предчувствия чего-то неприятного до ужаса, коррелирует с напряжением различных мышц в районах бровей, глаз, рта, которые участвуют в мимических реакциях страха. Одним из наиболее ярких показателей интенсивности страха является степень оттянутости назад уголков рта, натягивающих и выпрямляющих губы над зубами.
Итак, мы рассмотрели 3 основных компонента, характеризующие устройство эмоции страха:
а) психологические составляющие;
б) систему физиологических сдвигов;
в) внешнее выражение
На сегодняшний день нет единой классификации страхов. Рассмотрим основные подходы к классификации страхов у детей Овчаровой Р.В.,ЗахароваА.В.
Овчарова Р.В. выделяет следующие виды страхов [21] возрастные и невротические.
Возрастным страхам подвергаются практически все дети. Наиболее они проявляются у эмоционально чувствительных детей, как отображение особенностей психического и личностного развития. Поводом их возникновения являются:
• Наличие страхов у родных. При этом большинство страхов передаются от родителей неосознанно, но есть и другая категория - внушаемые страхи, такие как: Баба Яга, Гуси-Лебеди, пауки и т. д.). Это те персонажи, которыми родители обычно запугивают своих детей, чтобы добиться определённого послушания
•Тревожность в обращении с ребёнком.
•Избыточное предохранение от опасности.
•Большое количество запретов.
• Многочисленные нереализуемые угрозы взрослых в семье.
• Психологическая травма типа испуга, шока.
• Испытываемые матерью нервно-психические перегрузки, вследствие
вынужденной подмены семейных ролей.
• Конфликтные ситуации в семье и т.д.
Кроме возрастных страхов, Овчарова Р.В. выделяет невротические страхи.
Невротическими страхи становятся в результате:
• Длительных и неразрешимых переживаний или острых психических потрясений нередко на фоне уже болезненного перенапряжения нервных процессов. Обычно, это страхи темноты, одиночества, животных.
• Недостаточная уверенность в себе, отсутствие адекватной самооценки, психологической защиты, наличие многочисленных страхов - являются признаком неврозов.
Наиболее полная классификация страхов предлагается А.Захаровым [7]. Он пишет, что страх условно делится на ситуативный и личностный.
Ситуативный страх возникает в необычной, крайне опасной или шокирующей взрослого или ребенка обстановке. Например, при нападении собаки. Часто он появляется в результате психического заражения паникой в группе людей, тревожных предчувствий со стороны членов семьи, конфликтов и жизненных неудач.
Личностно-обусловленный страх появляется в незнакомой обстановке, при новых знакомствах и предопределен характером человека, например, его повышенной мнительностью.
Также, по классификации А.Захарова [7] условно страхи можно разделить на две большие группы " врожденные" и "приобретенные".
Страхи, названные нами "врожденными" сопровождают определенный возрастной период развития (или возрастные). Когда проходит трёхлетний возраст, начинается бурное развитие фантазии, воображения, образного мышления притом, что дети ещё очень наивны и внушаемы. Маленькие дети могут бояться всего: любого резкого звука, темноты, игрушки.
"Приобретенные" страхи. Их причины:
Первая причина - это некое вполне конкретное событие, случай, реально произошедший с ребенком. Например, ребенок боится заходить в лифт (или в другое замкнутое пространство), потому что в нем ранее застревал, испытав при этом ощущение беспомощности, страха, ужаса.
Вторая причина – он может быть связан с объектами, лицами. Сюда относятся страхи отрицательных персонажей и … "нехороших" людей. Такого рода страхи легче других поддаются коррекции и если неприятные события не повторяются, то нередко проходят сами собой.
Третья причина - это запугивание в воспитании - внушённые страхи.
Дети-дошкольники из конфликтных семей более часто, чем их сверстники боятся животных, природных стихий, заболеваний, смерти, им чаще снятся кошмары. Четвертая причина – (дополнительные источники страхов) СМИ, какую информацию ребенок получает из средств массовой информации, что он видит в новостях, как реагирует. Рядом с телевидением стоит литература. Чем меньше возраст ребенка, тем большее впечатление производит на него чтение.
Дневные и ночные страхи.
По А.И.Захарову, дети испытывают страх не только днём, но и ночью, поэтому он делит страхи на «дневные» и « ночные» [6]
«Дневные страхи» - это специфическое, острое эмоциональное состояние, особая чувственная реакция, проявляющаяся в опасной ситуации. Страх вызывается всегда конкретной и близкой, уже наступившей опасностью.
«Ночные страхи»
Помимо дневных страхов существуют ещё страхи ночные. Сны как правополушарный вид деятельности могут предвосхищать опасность, но гораздо чаще они отражают то, что уже РЕАЛЬНО произошло с нами, то есть являются подсознательной переработкой ранее имевших место переживаний. У детей и страхов больше, и ночных ужасов. Анализировать их труднее: дети не любят о них говорить, как о головной боли, отделываясь, в лучшем случае, односложными фразами. Да и часто совсем не хотят их вспоминать, забывают, вытесняют.
Между тем разобраться в детских снах и оказать помощь - более чем гуманная задача родителей, педагогов, психологов и врачей.
На основании трудов А.И.Захарова: «Дневные и ночные страхи у детей», «Как помочь нашим детям избавиться от страха», нами составлена таблица характера детских страхов, в которой прослеживается линия усложнения переживания страха ребенком. Это еще раз подтверждает идею о том, что своевременная коррекция страхов, особенно в дошкольном возрасте очень нужна.
Возрастная динамика формирования страхов.
Изучение и анализ работ П.С.Зобова, А. И. Захарова, позволил нам обобщить данные и проследить возрастную динамику развития страхов у детей.
А. И. Захаров, выделив 29 страхов детей, путем опроса последних выявил существенное увеличение их количества в дошкольном возрасте. Кроме того, обнаружилось, что, кроме трехлеток, у девочек количество страхов больше, чем у мальчиков. По данным П.С.Зобова, [12] в дошкольном возрасте преобладают мнимые (выдуманные, фантастические) страхи над реальными, в содержании которых фигурируют фантастические образы из прочитанных сказок, фильмов ужасов и т.п.; в последующие годы значимость мнимых опасностей снижается, а реальных - возрастает.
Среди реальных страхов в дошкольные годы первое место занимает боязнь воды. Второе место занимает страх, вызванный угрозой нападения животных, третье - боязнь падения с большой высоты и боязнь дорожно-транспортных происшествий. По данным Захарова, у взрослых из детских страхов остаются страхи высоты (больше у мужчин) и смерти родителей (больше у женщин). У женщин в значительно большей степени выражены также страх войны, сделать что-либо неправильно или не успеть.
Таким образом, не откорректированные переживания страхов оказывают влияние на дальнейшую жизнь человека. Как мы видим, проблема страхов существует во всех возрастах, и чаще всего корни страхов взрослого человека уходят в его детство.
Т.В. Лаврентьева, исследуя возрастную динамику тревожности, отмечает, что старший дошкольник, в отличие от раннего дошкольного возраста, не показывает страх или слезы. Он в период дошкольного детства не только учится управлять выражением своих эмоций и чувств, но и осознанно пользоваться ими, показывая окружающих о своих переживаниях, оказывая воздействие на них [53].
Несмотря на учение, дошкольники являются импульсивными и непосредственными. Эмоции у них легко угадываются во всем их поведении. Многие авторы отмечают определенные черты, которые свидетельствуют о наличии тревожности у ребенка: подавленность настроения, растерянность, отсутствие приподнятости настроения, выражение лица грустное или индифферентное. Часто у этих детей возникают проблемы в общении и установлении контакта со сверстниками. Ребенок нередко плачет, обидчив часто без видимой и объективной причины, часто одинок, познавательные мотивы снижены.
Старшие дошкольники с высоким уровнем тревожности часто не уверены в себе, обладают неустойчивой самооценкой. Испытываемое ими чувство страха перед неопределенностью и неизвестностью приводит к тому, что дети редко проявляют инициативу. Будучи весьма послушными, они предпочитают оставаться "в тени", чтобы не обращать на себя внимание со стороны, ведут себя исключительно примерно и в детском саду, и в кругу близких дома, стараются точно выполнять требования воспитателей, родителей, других значимых взрослых. Всегда стараются соблюдать дисциплину, убирают игрушки, по любому позыву взрослого оказывают помощь. Тревожные дети стараются произвести на окружающих хорошее впечатление, знают, как надо себя вести, чтобы не было к ним замечаний со стороны взрослых. Эти дети отличаются скромностью и застенчивостью.
Однако, такая примерность, аккуратность, дисциплинированность носит защитный характер, то есть ребенок делает все, чтобы избежать неудачи [50].
Также следует отметить, что причинами ситуативной тревожности у детей могут быть: разлука с матерью, расставание с родителями, изменение привычной обстановки, поступление в детский сад и др. Часто высокотревожные дети проявляют завышенную самооценку. Этим детям типично чрезмерное желание, чтобы их принимали. Однако, такое стремление выдается за действительное, что не соответствует ситуации в реальности. Зачастую в такой ситуации возникает внутренний конфликт личности у ребенка и психологической защитой у ребенка может выступать агрессия, направленная на других. В этой ситуации оправдательной позицией ребенка выступает умозаключение о том, "чтобы ничего не боятся, нужно сделать так, чтобы боялись меня". В свою очередь, под маской агрессией тщательно скрывается повышенная тревожность и уязвимость ребенка, которая направлена не только на внешнюю среду, но и на самого себя [38].
Учеными было замечено, что интенсивность тревоги, ее уровень имеет гендерные различия. Интересным является тот факт, что в дошкольном периоде детства мальчики более тревожны, нежели их сверстницы. Зачастую такое положение вещей зависит от того, какими ситуациями опосредована тревога, чем она объясняется. Также было выявлено, что чем старше дети, тем заметнее разница. Так, у девочек дошкольного возраста тревога связана с другими людьми, с отношениями с ними, это могут быть друзья, родные, воспитатели. У мальчиков тревожность в большей мере связана с наличием физического воздействия (травмы, несчастные случаи, наказания, которые можно ожидать от родителей или воспитателей) [38].
М. Кравцова [39] выделяет несколько групп детей, где основанием выступают характерные проявления тревожности детей:
"Невротики". Их отличают соматические проявления (тики, энурез, заикание и т.д.).
"Расторможенные". Дети активные, эмоционально возбудимые с глубоко спрятанными страхами.
"Застенчивые". Дети обаятельные и тихие. "Замкнутые". Мрачные, неприветливые дети.
Важно отметить, что в дошкольном возрасте часто встречаются две формы выражения тревожности [39]:
1) открытая, которая отличается сознательным переживанием, и проявляется в поведении и деятельности в виде состояния тревоги. Она может существовать в различных формах:
· острая, нерегулируемая тревожность, чаще всего дезорганизующая деятельность человека;
· регулируемая и компенсируемая тревожность, которая может использоваться человеком в качестве стимула для выполнения соответствующей деятельности, что, впрочем, возможно преимущественно в стабильных, привычных ситуациях;
· культивируемая тревожность, связанная с поиском "вторичных выгод" от собственной тревожности;
2) скрытая - это чаще тревога неосознаваемая, которая проявляется либо в чрезмерном спокойствии, нечувствительности к реальному неблагополучию и даже в отрицании его, либо косвенным путем - через специфические способы поведения. В психологической литературе проявление такой тревожности определяется, как "неадекватное спокойствие". В таких ситуациях ребенок, тщательно скрывая тревогу, вырабатывает определенные (жесткие, сильные) способы защиты от нее, которые препятствуют осознанию как определенных угроз в окружающем мире, так и собственных переживаний.
Обращает на себя внимание то, что у некоторых детей старшего дошкольного возраста открытая тревожность и неадекватное спокойствие чередуются. Создается впечатление, что "неадекватное спокойствие" в этом случае выступает как некоторый временный "отдых" от тревоги в тех случаях, когда ее действие приобретает реально угрожающий психическому здоровью индивида характер [46].
Так А.И Захаров [25] показывает, что тревожность матери передается ребенку через ритм е? сердцебиения, имеющий существенное значение для плода в перинатальный период, а в постнатальный период развития - через ощущения напряженности ее рук во время прикосновения к младенцу и особенно тогда, когда она берет его на руки. В ряде того, передача беспокойства от матери к младенцу относится к самому периоду беременности. Так известный отечественный психиатр и психотерапевт А.И. Захаров пишет "Беспокойство, испытывающее женщиной во время беременности, является первым "опытом" беспокойства у ребенка. Во второй половине беременности интенсивно развивается кровеносная система плода, и он получает через плаценту и пуповину гормонально опосредованную порцию беспокойства всякий раз, когда мать находиться в состоянии тревоги" [25].
По мнению О.Н. Кирьяновой [33], также существует "прямая зависимость между количеством страхов у детей и родителей, особенно матерей. Мать, находящаяся в состоянии тревоги, непроизвольно старается оберегать психику ребенка от событий, так или иначе напоминающих о ее страхах. Усилению в ребенке тревожности могут способствовать такие факторы, как завышенные требования со стороны взрослых, так как они вызывают ситуацию хронической не успешности. Еще один фактор, способствующий формированию страха, - частые упреки, вызывающие чувство вины. В этом случае ребенок постоянно боится оказаться виноватым перед родителями. Часто причиной страха у детей является и сдержанность родителей в выражении чувств при наличии многочисленных предостережений".
По мнению психолога М.Кузьминой существует несколько причин тревожности, кроющихся в семье [59]:
"Традиционализм отношений в семье". В этих семьях взаимоотношения с ребенком построены по принципу "должен" и "обязан".
"Открытые посылы и прямые угрозы". Обычно в подобных семьях ребенку говорят: "Сейчас же иди..." или "Если ты не пойдешь в детский сад, то я...".
"Недоверие ребенку". Многие родители проверяют карманы у детей, заглядывают в "потайные" места, указывают, с кем общаться и дружить.
"Отдаленность родителей". Многие родители ходят в гости, театр или ездят отдыхать без детей. Ребенок ощущает себя брошенным, ему не с кем поговорить о своих проблемах и тревогах, что в конечном счете, вызывает страх одиночества.
Наряду с важным опытом детско-родительских отношений в семье, у ребенка, посещающего детский сад значительно расширяется спектр социальных контактов, что, несомненно, отражается на его эмоционально- личностной сфере, общем развитии.
Важным является тот факт, что страхи старшего дошкольника может быть вызвана непоследовательностью воспитателей, а именно тем, что они не дают детям возможности прогнозировать собственное поведение. Постоянная изменчивость требований воспитателя, зависимость его поведения от настроения, эмоциональная лабильность влекут за собой растерянность у ребенка, невозможность решить, как ему следует поступить в том или ином случае.
В старшем дошкольном возрасте страх также может возникать в ситуациях соперничества и конкуренции, т.е. попадая в ситуацию соперничества, ребенок стремиться быть первым, любой ценой достигнуть самых высоких результатов. Также провоцировать повышения тревожности может ситуация повышенной ответственности, когда тревога обусловлена страхом не оправдать надежду, ожиданий взрослого и быть им отвергнутым. Испытывая повышенную ответственность за все происходящее, они склонны винить себя во всех неприятностях. В этой ситуации возможны уходы ребенка в мир фантазий, выработке такой своеобразной психологической защиты. "В фантазиях ребенок разрешает свои неразрешимые конфликты, в мечтах находят удовлетворение его невоплощенные потребности" [30]. Отрыв от реальности в самом содержании тревожных фантазий, которые не имеют ничего общего с фактическими возможностями и способностями, перспективами развития ребенка. Такие дети мечтают вовсе не о том, к чему действительно лежит у них душа, в чем они на самом деле могли бы проявить себя [38].
Важно отметить, что, как правило, тревожные дети не сообщают о своих проблемах открыто, а иногда даже скрывают их. Поэтому если ребенок заявляет взрослым, что он ничего не боится, это не означает, что его слова соответствуют действительности. Скорее всего, это и есть проявление страха, в которой ребенок не может или не хочет признаться.
Исходя из описанного выше, можно сказать, что страхи в старшем дошкольном возрасте является наиболее распространенным явлением в современном обществе. Причем формирование тревожности опосредовано различными причинами, к которым относятся особенности семейного воспитания и внутрисемейного взаимодействия, сензитивность нервной системы, средовые изменения (поступление в детский сад, переезд), непосильные запросы к ребенку со стороны социума, внутренний конфликт и др. При этом учеными установлено, что у детей тревожность выражается в двух формах: открытой (демонстрируется в деятельности и поведении) и скрытой (внешнее спокойствие с глубокой внутренней напряженностью). Также немаловажным является тот факт, что тревожность в старшем дошкольном возрасте также имеет гендерную специфику и особенности проявления, что подробно отражено нами в следующем параграфе.
1.3 Гендерные особенности проявления страхов у детей старшего дошкольного возраста
Важно отметить, что при нахождении в среде, которая прививает ведущую роль феминных ценностей (в основе которых лежит бесконфликтность, пассивность, послушание и т.д.), мальчики старшего дошкольного возраста в реальной жизни в поведенческих механизмах приспосабливаются к маскулинным требованиям значимых для них взрослых: умение защищать более слабого и себя, умение отстоять свою точку зрения и добиваться своего, способность контролировать эмоции. В конечном итоге это создает основу для внутреннего "конфликта гендерных ценностей" у старших дошкольников мальчиков, что провоцирует усиление страха. Для девочек этот период проходит более сглажено и безболезненно, так как требования взрослых (зачастую одного с ними пола) для них более понятны, что, в конечном счете, формирует у девочек определенную модель поведения, разделяются ценности, которые соответствуют полоролевому стереотипу.
В последние десятилетия гендерные аспекты дошкольного развития привлекают внимание специалистов различных дисциплин: психологии, педагогики, медицины, социологи и др. Направления исследований гендерных аспектов развития и формирования личности ребенка востребованы в связи еще и с тем, что современная психолого- педагогическая наука развиваются по пути "индивидуализации", что, по нашему мнению, невозможно без учета половых особенностей детей. При этом одно из важнейших мест в современных научных изысканиях и практике отводится изучению гендерных аспектов эмоционального развития детей . Важно отметить, что современное общество характеризуется существенным изменением ценностных и нравственных ориентаций в сфере взаимоотношений между мужским и женским. В нем происходит растворение границ между гендерными социальными ролями, постоянно возрастает воздействие негативного информационного фона, который провоцирует эмоциональные дисфункции у дошкольников (агрессию у девочек и тревожность у мальчиков). На фоне постоянно возрастающего числа научных публикаций, которые касаются межполовых различий, вопрос гендерных проявлений страхов в развитии детей старшего дошкольного возраста остается очень востребованной и недостаточно изученной.
Так, Ш. Берн считает, что само по себе понятие "гендер" должно рассматриваться как социально-биологическая характеристика, при помощи которой дается определение таким понятиям, как "женская психология", "мужская психология", а также раскрывается сама суть понятий "женщина" и "мужчина" [6].
Э. Гидденс определяет "гендер" так: "Если пол имеет отношение к физическим, телесным различиям между мужчиной и женщиной, то понятие "гендер" затрагивает их психологические, социальные и культурные особенности" [17].
Другой западный автор Д. Майерс отмечает, что "гендер - это одна из базовых характеристик личности, обуславливающих психологическое и социальное развитие человека, которая определяется биологическим полом, гендерными стереотипами, гендерными нормами и гендерной идентичностью" [45].
Дж. Скотт, в свою очередь, видит в понятии гендер - "элемент социальных отношений, основанный на воспринимаемых различиях между полами" [63].
Р. Гейл анализирует понятие гендер с позиции комплекса соглашений, которые регулируют биологический пол в контексте предмет общественной деятельности [61].
По мнению Ю. Батлер, гендер - это "перфомация (образование, создание) идентичности в данный момент у данного субъекта под влиянием определенных социальных стереотипов" [4].
В отечественной психологической науке также встречается множество определений "гендеру". Так, И.С. Клецина утверждает, что гендер необходимо изучать и рассматривать с точки зрения "социального статуса и социально-психологических позиций личности, которые связаны с полом и сексуальностью, но возникают во взаимодействии с другими людьми" [34].
О.А. Воронина рассматривает гендер, как "сложный социокультурный процесс формирования (конструирования) обществом различий в мужских и женских ролях, поведении, ментальных и эмоциональных характеристиках и сам результат - социальный конструкт гендера" [10].
В целом можно говорить о том, что пол рассматривается исследователями с позиций биологического статуса личности, тогда как гендер необходимо рассматривать в контексте социально-психологического статуса личности, который формируется под воздействием многочисленных социокультурных факторов. Западные авторы такие, как Дж. Стоккард, М. Джонсон, Е. Маккоби и др. (представители подхода "новой психологии пола") отмечают, что врожденный или биологический пол помогает спрогнозировать лишь потенциальное поведение человека, тогда как гендер является главным и значимым, являющийся полом психологическим, социальным и усваивающийся индивидом прижизненно.
Представители биологической детерминации межполовых различий утверждают, что психология различий между мужчинами и женщинами есть продолжение биологических различий, где основанием для развития и становления мужчины и женщины служат генетически заложенные детерминанты, формирующие гендер; при этом сторонники этой концепции полагают, что социальный фактор в формировании гендерных различий выступает как второстепенный. В подтверждение вышесказанного выступают зарубежные исследования, в которых выявлены связи индивидуальных особенностей гормонального фона и эффективности решения пространственных задач, о большей развитости мозолистого тела (который отвечает за связь между полушариями) в мозге у женщин. Отечественными учеными также выявлены половые различия в мозговой организации различных психических функций у представителей женского пола и мужского [28].
Другие экспериментальные исследования, направленные на изучение влияния социальных факторов (которые рассматриваются как преобладающие) гендерных различий, убедительно показывают, что пол выступает, как некий сигнал к реализации определенных воспитательных мер в развитии личности и примерке на себя в будущем стереотипных гендерных ролей [46]. Учеными обнаружено, что в младенчестве к детям у родителей формируется отличное отношение в зависимости от пола ребенка. Родители мальчиков описывают своих новорожденных детей, как подвижных, сильных и требовательных, тогда как родители, у которых ребенок - девочка, описывают их как зависимых и нежных. По нашему мнению, такое сходство в оценке родителей своих детей связано с таким механизмом социальной перцепции, как эффект стереотипизации, который накладывает отпечаток на восприятие младенца в зависимости от его половой принадлежности.
В этой связи необходимо отметить, что срабатывают сразу несколько механизмов. Во-первых, такое восприятие родителями своих чад формирует вполне определенные стереотипные ожидания, которые, во-вторых, провоцируют родителей на дальнейшее стереотипное воспитание. В этой связи формируется родителями определенная предметно-пространственная среда (обустройство комнаты, приобретение коляски и т.п.), выбор одежды, методы и способы воспитания, где основополагающим фактором выступает половая принадлежность ребенка.
Важно отметить, что в период старшего дошкольного возраста ведущей деятельностью ребенка выступает игра, через которую дети "впитывают" в себя полоролевые (гендерные) стереотипы, причем касающиеся не только поведенческих особенностей, но и особенностей мышления.
Исходя из вышесказанного, можно заключить следующее. Основой психологических гендерных различий между мальчиками и девочками служат объективные биологические факторы, тогда как степень выраженности приобретаемых психологических гендерных различий определятся направленностью и спецификой социального воздействия, который приобретает влияние через социальный, зачастую стереотипизированный, заказ социума.
Сложившиеся в обществе стереотипы при воспитании детей в целом содействуют у девочек старшего дошкольного возраста формированию развитых эмпатийных способностей и умение более глубоко понимать и примерять на себя чувства других. Такое положение вещей у девочек оказывает благополучное влияние на развитие эмоциональной сферы, формируется более тесная связь с матерью. Требования общества помогают вырабатывать и развивать коммуникативный потенциал девочек. В период социализации среди девочек поощряется потребность в общении, развитие коммуникативных навыков, привязанности, экспрессия своих чувств.
Для мальчиков отводится несколько иная роль - от них требуется, наоборот, умение скрывать и подавлять свои чувства, т.е. поощряется сдерживание и вытеснение чувств. У мальчиков старшего дошкольного возраста стимулируется соперничество в поведении, при этом вытесняется диалог и компромисс, а открытое проявление чувств ассоциируется со слабостью (что свойственно женскому стилю поведения). В конечном счете, усваиваются основные поведенческие стратегии, такие как соперничество, авторитарность и манипуляция. По нашему мнению, подобные стили взаимодействия и поведения реализуют недоверие к мнению других людей, стагнирует или регрессирует развитие эмпатии, что в дальнейшем провоцирует развитие и усиление тревожно-негативных ощущений и состояний у мальчиков старшего дошкольного возраста. Все это связано с тем, что в социуме сформированы определенные нормы поведения для мужчин и женщин, где выраженная отзывчивость, пассивность, эмоциональная лабильность и экспрессия соответствует исключительно женской роли, и не соответствуют мужскому типу поведения. В этой связи в обществе традиционно с самого раннего детства у мальчиков воспитывают установку того, что он не должен проявлять такие чувства и состояния, как страх, тревога, грусть или чрезмерное проявление сочувствия, чтобы не показаться "женственным" в глазах других. В результате мальчику приходится соответствовать традиционной мужской гендерной роли, которая подразумевает вытеснение и подавление своих чувств и эмоций, которые должны быть отреагированы конструктивно. В дальнейшем это только будет усиливать внутреннее напряжение, возрастание тревоги и провоцирование других негативно-окрашенных внутренних переживаний.
Таким образом, можно сказать, что воспитание в мальчиках феминных ценностей в сочетание с маскулинными требованиями традиционного общества провоцирует развитие негативных последствий, к которым относится весьма ограниченная эмоциональная жизнь, трудности в установлении близких доверительных отношений с другими людьми, постоянные переживания потери контроля над собой и как результат возрастание не только реактивной, но и личностной тревожности.
Некоторые авторы (Каган В.Е., Брейкуэлл Г., Чадороу Н. и др.) видят причину гендерных различий проявления тревожности в сложном, противоречивом для мальчиков процессе гендерной идентификации в старшем дошкольном возрасте. Гендерная идентификация является механизмом гендерной социализации (процесс усвоения правил и норм поведения, определенных установок, которые соответствуют культурным и традиционным представлениями о роли, положении, ценностях и предназначении мужчины и женщины в том или ином обществе) [35]. Ребенок через семью, детский сад усваивает, что, значит быть мальчиком или девочкой, мужчиной или женщиной. В старшем дошкольном возрасте мы уже можем говорить о первоначальной гендерной идентичности - это ощущение себя мужчиной или женщиной.
По мнению В.Е. Кагана [31], для мальчиков возраст от 4-х до 6-ти лет становится кризисным периодом для гендерной идентификации (вязанный с формированием образа "Я"), так как именно в этот период времени для ребенка эмоционально-когнитивный диссонанс достигает выраженного конфликтного уровня. Систему выраженного такого диссонанса определяется как типичное сочетание (для современной культуры) когнитивной ориентации маскулинной направленности в сочетании с эмоциональным предпочтением женской направленности. И здесь встает вопрос о разрешении этого диссонансого конфликта, где пути у мальчиков и девочек различны. Ученый исследовал когнитивные эмоциональные аспекты гендерных установок у детей 3-7 лет и выявил, что у детей, как мальчиков, так и девочек, эмоциональное восприятие сверстниц женского пола позитивнее, чем мужского. К семи годам жизни такое предпочтение женского пола достигает одинакового уровня в обеих группах. У девочек когнитивная ориентация на мужской пол, выявляемая на четвертом году жизни, в это же время уравновешивается эмоциональной ориентацией на женский пол. Последняя же с возрастом становится все более достоверной и находит выражение также на уровне относящихся к мальчикам когнитивных отношений. У мальчиков когнитивная ориентация на мужской пол сочетается на четвертом году жизни е отсутствием эмоциональной дифференциации восприятия мальчиков и девочек. Только на пятом году жизни у мальчиков возникает дифференциация себя и девочек с эмоциональной негативизацией образа собственного Я, тогда как у девочек на год раньше, наоборот, формируется эмоционально-позитивный образ Я в отличии себя от мальчиков. Вышеизложенное заставляет искать объяснения в особенностях воспитательных влияний, которые, по мнению В.Е. Кагана, связаны с негативным отношением к маскулинному поведению мальчиков.
Американский психолог Н. Чадороу утверждает, что в старшем дошкольном возрасте в процессе гендерной идентификации сложность в большей мере испытывают мальчики, чем их сверстницы. Такое положение вещей автор связывает с тем, что первоначальная детская идентифицикация себя ассоциирована с матерью, и лишь к возрасту 4-х - 6-ти лет мальчики оказываются в ситуации вынужденной смены идентификации, которая провоцирует эмоциональные и поведенческие трудности. Одновременно у девочек усиливается и укрепляется женская идентификация, а период этот становится более стабильным и спокойным [6].
К 5-7 летнему возрасту, дети по большей части стараются идентифицировать себя с родителем своего пола, где мальчики стараются быть похожими на отца как непосредственного представителя мужского пола, как девочки ориентированы на свою мать, что придает им еще большей уверенности в общении со своими сверстницами.
Существенную роль в развитии тревожных состояний играет наличие или отсутствие отца и воспитательный стиль матери для мальчиков и девочек. Так, при отсутствии отца у мальчиков в старшем дошкольном возрасте при гипер опеке матери порождает несамостоятельность, инфантильность и повышение тревожности. Тогда как у девочек повышение тревоги и нарастание страхов определяется самим фактом взаимодействия с тревожной и лишенной "мужского плеча" матерью.
Важно отметить, что у девочек отсутствие идентификации с матерью влечет потерю уверенности в себе. Отсутствие родителя мужского пола у девочек проявляется в отсутствии наличного выражения любви к отцу, что ведет к снижении жизнерадостности, а тревожность, в свою очередь, дополняется мнительностью, а в подростковый период это приводит к депрессивному типу настроения, ощущению никчемности, неопределенности желаний и чувств.
Л.В. Макшанцева утверждает, что в дошкольном и младшем школьном возрасте мальчики более тревожны, чем девочки. Так, в 3,5 года число мальчиков с высокой тревожностью в 7,4 раза больше, чем девочек, в 4 года - в 2,9, в 5 лет - в 1,4. в 6 лет - в 1,8. Девочки чаще связывают свою тревогу с другими людьми, взаимоотношениями, Мальчики же боятся физических травм, несчастных случаев, а также наказаний, которых можно ожидать от родителей или других взрослых. Так как в процессе воспитания девочек больше ориентируют на общение с другими, заботу о других, а мальчиков на инструментальные действия, достижения, то вполне закономерно, что девочки чаще связывают свою тревогу с другими людьми, а мальчики - с физическим ущербом [46].
Выражение тревоги в конкретной, "объективизированной" форме А.И. Захаров определяет как страх; "в некоторых случаях страх представляет собой своеобразный клапан для вывода лежащей под ним тревоги, подобно лаве, вытекающей из жерла вулкана". Ученый отмечает, что возникновение боязни самого факта возникновения страха (так называемый страх страха) указывает уже на наличие высокой тревожности, поскольку его опасения лишь субьективно угрожают его жизни и благополучию [22]. А.И. Захаровым было экспериментально подтверждено, что у девочек количество страхов больше, чем у мальчиков, причем как в дошкольном, так и в школьном возрасте.
Результаты исследований гендерных особенностей тревожности [46] и страхов [22] детей старшего дошкольного возраста показывают, что количество страхов у девочек больше, в то время как уровень тревожности значительно выше у мальчиков. Тревожность как диффузное чувство беспокойства ослабляет выраженность большинства страхов, контуры которых становятся менее определенными, более размытыми. Кроме того, мальчики могут "мстить" страхам, не выражая их, считая страхи проявлением не подобающей мужчинам слабости. Это подавление страхов является результатом усвоенных из социума в детстве установок, половых стереотипов "мужского поведения" ("Мальчики не должны бояться", "Ты же мужчина - а мужчина должен быть всегда смелым" и др.) и ведет к росту внутреннего напряжения, тревоги, которая со временем превращается в устойчивую черту личности - тревожность. Раннее принуждение "не бояться" со стороны отца по отношению к сыну оборачивается не уменьшением, а усилением тревожности у последнего. Одновременно мальчик испытывает компенсаторно-заостренную потребность в эмоциональной безопасности и привязанности со стороны матери и тем самым нередко оказывается в ситуации повышенной опеки и беспокойства с ее стороны [29]. Девочкам же не запрещают бояться, и нередко в процессе воспитания даже поощряют проявление слабости.
Процесс воспитания девочек в семье (детском саду и т.д.) не сопровождается навязыванием со стороны взрослых запрета на проявление страха, поэтому их внутренняя тревога "находит выход" на внешние объекты (объекты страха: вода, собака, таракан и пр.). В связи с этим в старшем дошкольном возрасте - периоде активной гендерной идентификации - у девочек большее количество страхов, а у мальчиков - более высокие показатели тревожности.
В.Д. Еремеева и Т.П. Хризман отмечают, что эмоциональная сфера девочек характеризуется тем, что они чаще и ярче выражают сочувствие другому человеку. У них выше сопротивляемость стрессовым ситуациям, большая гибкость в адаптации к новым условиям, чем у мальчиков [20].
В.И. Гарбузов считает, что более выраженная тревожность у мальчиков может объясняться, в частности, их физиологией: мальчики в большинстве случаев отличаются большей активностью, подвижностью, что, несомненно, отражается на поведении. Это ведет к большим, чем у девочек, ограничениям, отрицательным эмоциональным контактам, наказаниям, что может способствовать формированию тревожных состояний, беспокойства, чувства вины [16].
Выявлена также гендерная специфика взаимосвязи тревожности с интеллектуальной активностью ребенка [32]. Если повышенная тревожность у мальчиков практически никак не сказывается на интеллектуальных возможностях ребенка, то повышенная тревожность девочек, как правило, сопровождается замедлением темпов интеллектуального развития.
Исследование, проведенное И.И. Таран [66], показало наличие половых различий в уровне тревожности у детей среднего и старшего дошкольного возраста. Причем было выявлено, что в группах мальчиков и девочек особенно значительными оказались различия в количестве детей, имеющих высокий и средний уровень индекс тревожности (ИТ). Высокий уровень ИТ преимущественно выражен у мальчиков, тогда как у девочек высокий уровень типичен реже. Обратную ситуацию можно наблюдать в отношении среднего уровня ИТ, где мальчики данный уровень проявляют реже, чем девочки. В свою очередь, количество дошкольников, имеющих низкий уровень тревожности, оказалось примерно одинаковым в обеих группах полов. Автор отмечает, что "разный социальный опыт и воздействие социальной среды в большей степени являются факторами, детерминирующие различия в тревожности мальчиков и девочек с разной степенью достоверности. Значительно большее количество мальчиков имеет высокий уровень тревожности, являющийся одним из показателей неблагополучной гендерной социализации" [66].
Таким образом, гендерные различия в проявлении тревожности детей старшего дошкольного возраста отмечаются исследователями. Однако в науке до сих пор не существует единого мнения относительно природы этих различий. Обобщив точки зрения различных авторов по этой проблеме, можно выделить ряд факторов, способствующих развитию более высокой тревожности у мальчиков старшего дошкольного возраста в сравнении в сравнении с девочками:
сложность, противоречивость для мальчиков становления гендерной идентичности 5-7 лет (смена объекта идентификации, эмоционально-когнитивный диссонанс);
нарушенные эмоциональные отношения с матерью в "Эдипову стадию" (по З. Фрейду);
конфликт гендерных ценностей в современном обществе ("привитие" мальчику фемининно-ориентированных ценностей при маскулинно - ориентированных требованиях к его поведению);
специфика средовых и воспитательных влияний, которые связаны с эмоционально-негативно окрашенным отношением к маскулинному типу поведения мальчиков;
отсутствие учета со стороны взрослых биологических факторов, которые обуславливают гендерные особенности детей, где у девочек и мальчиков различна мозговая организация психических функций;
социальное навязывание стереотипных гендерных установок (половых стереотипов "мужского поведения"), норм и правил, где происходит подавление у мальчиков страхов и чувств, и, как результат, усиление внутренней напряженности и рост тревожности;
Тревожность в дошкольном возрасте имеет гендерную специфику: у девочек тревога связана с другими людьми, с отношениями с ними, это могут быть друзья, родные, воспитатели, тогда как у мальчиков тревожность в большей мере связана с наличием физического воздействия (травмы, несчастные случаи, наказания, которые можно ожидать от родителей или воспитателей).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Особенности проявления страхов у детей старшего дошкольного возраста из неполных семей и способы их коррекции
Страх преследует человека с незапамятных времен. Он также был у первобытного человека, находившегося постоянно под угрозой. Но его страх был инстинктивный и возникал в непосредственной опасности для ж...
Коррекция страхов у детей старшего дошкольного возраста методом психодрамы и сказкотерапии
Рeбeнoк, кoтoрый в свoe врeмя нe избавился oт страхoв, пoвзрoслeв и став мужeм или жeнoй, oтцoм или матeрью, испытываeт труднoсти в устанoвлeнии нoрмальн...
Возможности "Сказкотерапии" в коррекции страхов у детей старшего дошкольного возраста
Методика Захарова.Полный текст работы пишите на pochuevasveta.77@mail.ruс приложениями с выводами!...
ОСОБЕННОСТИ ПРОЯВЛЕНИЯ САМООЦЕНКИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
ОСОБЕННОСТИ ПРОЯВЛЕНИЯ САМООЦЕНКИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА...
Особенности проявления страхов у детей старшего дошкольного возраста
Изучение психологических особенностей проявления страхов у детей старшего дошкольного возраста....
Проявления страхов у детей старшего дошкольного возраста
Теоретический анализ проблемы. Понятие страх в психолого-педагогической литературе. Характеристика страхов у детей дошкольного возраста. Технология профилактики и коррекции детских страхов .Анализ сос...
Особенности проявления эмоций у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.
В статье рассматриваются особенности проявления эмоций у детей с задержкой психического развития....