формирование элементарных математических представлений у детей с ЗПР
методическая разработка по коррекционной педагогике (старшая группа) на тему

Поповских Наталья Васильевна

ФЭМП - старшая группа с ЗПР

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл formirovanie_elementarnyh_matematicheskih_predstavleniy.docx23.27 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие сенсорных представлений  и формирование элементарных математических представлений:

Месяц

Неделя

Содержание

Сентябрь

1-я (01.09-02.09)

Выявить умения: считать предметы (отсчитывать из большего количества) предметы в пределах 5; сравнивать группы и числа на основе составленных пар; уравнивать группы, убирая из большей или добавляя к меньшей один предмет.  Закреплять знание геометрических фигур.  Учить: ориентироваться на плоскости и обозначать в речи основные пространственные направления.

2-я (04.09-09.09)

Выявить умения: считать предметы (отсчитывать из большего количества) предметы в пределах 5; сравнивать группы и числа на основе составленных пар; уравнивать группы, убирая из большей или добавляя к меньшей один предмет.  Закреплять знание геометрических фигур.  Учить: ориентироваться на плоскости и обозначать в речи основные пространственные направления.

3-я (11.09-16.09)

Познакомить с понятием «множество». Учить составлять множество из разных по качеству элементов. Выяснить, имеют ли дети представление о частях суток, их последовательность; устанавливать отношение между целым множеством и его частью. Продолжить формировать представление о величине (длине, ширине, высоте) предметов. Формировать пространственно-временные представления: сначала, потом, до, после.

4-я (18.09-23.09)

Продолжить работу по ознакомлению с количественным составом чисел из единиц (в пределах 5). Формировать представление о том, что число не зависит от формы расположения предметов. Учить анализировать форму реальных предметов, находить предметы одинаковой и разной формы, называть их.

5-я (25.09-30.09)

Учить: использовать знание о предметах; дифференцировать их и объединять в группы по общему признаку. Развивать умение видеть общее количество и называть его, фиксировать единицы чисел, объединять их, называя общим числом. Закреплять представления об основных цветах.

Октябрь

1-я (02.10-07.10)

Учить считать до 6 на основе сравнения равных и неравных по численности групп предметов, выраженных числами 5 и 5, 5 и 6, 6 и 6. Уточнять представления о независимости чисел от пространственно-количественных признаков: величины, формы; расположения и направления счета (слева направо, справа налево). Знакомить с составом числа 6. Формировать понятие о том, что количество предметов можно узнать, не только сосчитав их, но и глядя на цифры. Учить: соотносить цифру и количество предметов; рисовать цифру в воздухе, обводить пальцем изображение цифры. Познакомить с цифрой 0. Познакомить с понятием «объемная геометрическая фигура». Учить выделять и соотносить объемные и плоскостные геометрические фигуры: круг, шар. Учить замечать предметы похожие по форме в своем ближайшем окружении.

2-я (09.10-14.10)

Учить считать до 7 на основе сравнения равных и неравных по численности групп предметов, выраженных числами 6 и 6, 6 и 7, 7 и 7. Уточнять представления о независимости чисел от пространственно-количественных признаков. Знакомить с составом числа 7. Формировать умение отсчитывать предметы в пределах 7. Продолжать формировать понятие о том, что количество предметов можно узнать, не только сосчитав их, но и глядя на цифры. Учить: соотносить цифру и количество предметов; рисовать цифру в воздухе, обводить пальцем изображение цифры. Закрепить представления о цифре 0, познакомить с цифрой 1.  Познакомить с новым основным цветом (оттенком): оранжевый. Показать как получается данный цвет.

3-я (16.10-21.10)

Учить считать до 8 на основе сравнения равных и неравных по численности групп предметов, выраженных числами 7 и 7, 7 и 8, 8 и 8. Знакомить с составом числа 8. Формировать умение отсчитывать предметы в пределах 8. Формировать понятие о том, что количество предметов можно узнать, не только сосчитав их, но и глядя на цифры. Учить: соотносить цифру и количество предметов. Закрепить представления о цифре  0, 1, познакомить с цифрой 2. Ввести понятие «соседи числа». Закреплять знание о плоскостных и объемных геометрических фигурах. Продолжать учить выделять предметы заданной формы в своем ближайшем окружении.

4-я (23.10-28.10)

Учить считать до 9 на основе сравнения равных и неравных по численности групп предметов, выраженных числами 8 и 8, 8 и 9,9 и 9. Знакомить с составом числа 9. Формировать умение отсчитывать предметы в пределах 9. Учить: соотносить цифру и количество предметов. Познакомить с цифрой 3.  Продолжать закреплять понятие «соседи числа». Закреплять представление о цветах и оттенках. Продолжать систематизировать знания о частях суток и днях недели.

Ноябрь

1-я (30.10-04.11)

 Учить считать до 10 на основе сравнения равных и неравных по численности групп предметов, выраженных числами 9 и 9,9 и 10, 10 и 10. Знакомить с составом числа 10. Формировать умение отсчитывать предметы в пределах 10. Учить: соотносить цифру и количество предметов. Познакомить с цифрой 4. Учить называть «Соседи числа». Упражнять в обратном счете с опорой на цифры.

2-я (06.11-11.11)

Формировать умениям навыки отсчитывания предметов в пределах 10 по образцу и заданному числу. Упражнять в счете по осязанию, на слух. Учить отвечать на вопрос «Сколько?». Учить: соотносить цифру и количество предметов. Познакомить с цифрой 5. «Соседи числа». Упражнять в обратном счете с опорой на цифры. Закреплять знание о плоскостных и объемных геометрических фигурах.

3-я (13.11-18.11)

Закреплять представления о том, что группы предметов могут быть равными и тогда, когда один занимает больше места, а другой меньше; умение отвечать на вопросы: «Сколько было?», «Сколько добавили?», «Сколько убрали?», «Сколько стало (осталось)?». Продолжить формировать представление о величине (длине, ширине, высоте) предметов.

4-я (20.11-25.11)

Упражнять в умении выявлять нарушение в закономерности расположения предметов («Разложи по порядку», «Построй по росту», «Найди место предмета» и т. д.). Закреплять умение сравнивать величину предмета на глаз. Упражнять в составлении числового ряда (в пределах 5). Упражнять в обратном счете с опорой на цифры. Познакомить с новым основным цветом (оттенком): голубой. Показать как получается данный цвет.

5-я (27.11-02.12)

Упражнять в умении выявлять нарушение в закономерности расположения предметов («Разложи по порядку», «Построй по росту», «Найди место предмета» и т. д.). Закреплять умение сравнивать величину предмета на глаз. Упражнять в составлении числового ряда (в пределах 5). Упражнять в обратном счете с опорой на цифры. Продолжать систематизировать знания о частях суток и днях недели.

Декабрь

1-я (04.12-09.12)

Познакомить с порядковым счетом до 6. Учить определять порядковое место того или иного предмета. Учить соотносить цифру и количество предметов. Познакомить с цифрой 6. Упражнять в составлении числового ряда. Упражнять в обратном счете с опорой на цифры. Продолжать знакомить с понятием «объемная геометрическая фигура». Учить выделять и соотносить объемные и плоскостные геометрические фигуры: квадрат, куб. Выяснить опытным путем отличия: плоскостных фигур от плоских;  отличия шара от куба.  Учить замечать предметы похожие по форме в своем ближайшем окружении.

2-я (11.12-16.12)

Познакомить с порядковым счетом до 7. Учить определять порядковое место того или иного предмета. Учить соотносить цифру и количество предметов. Познакомить с цифрой 7. Упражнять в составлении числового ряда. Упражнять в обратном счете с опорой на цифры. Продолжить формировать представление о величине (длине, ширине, высоте) предметов.

3-я (18.12-23.12)

Познакомить с порядковым счетом до 8. Учить определять порядковое место того или иного предмета. Учить соотносить цифру и количество предметов. Познакомить с цифрой 8. Упражнять в составлении числового ряда. Упражнять в обратном счете с опорой на цифры. Закреплять представление о цветах и оттенках.

4-я (25.12-30.12)

Познакомить с порядковым счетом до 9. Учить отвечать на вопрос «Какой по счету?»; определять порядковое место того или иного предмета. Познакомить с цифрой 9. Упражнять в составлении числового ряда. Упражнять в обратном счете с опорой на цифры. «Соседи числа». Продолжать систематизировать знания о частях суток и днях недели. Упражнять в назывании дней недели и определении их порядка.

Январь

1-я (08.01-13.01)

Познакомить с порядковым счетом до 10. Закреплять умение отвечать на вопрос: «Какой по счету?». Развивать умение пользоваться порядковыми числительными. Учить соотносить цифру и количество предметов. Познакомить с цифрой 10. Упражнять в составлении числового ряда (в пределах 10). Упражнять в обратном счете. «Соседи числа».  Закреплять представления об объемных и плоскостных геометрических фигурах (их отличия).

2-я (15.01-20.01)

Учить порядковому счету в пределах 10. Развивать понимание значения порядковых числительных и вопросов: «Сколько всего?», «Какой?», «Который по счету?». Упражнять в прямом и обратном счете. Продолжить формировать представление о величине (длине, ширине, высоте) предметов.

3-я (22.01-27.01)

Учить понимать и различать вопросы: «Какой?», «Который?». Упражнять в сравнении предметов по величине и цвету. Упражнять в прямом и обратном счете. Упражнять в назывании дней недели и определении их порядка.

Февраль

1-я (29.01-03.02)

Продолжать учить сравнивать предметы по величине (длине, ширине, высоте), раскладывать предметы (до 10) в порядке убывания или возрастания их размеров. Упражнять в назывании дней недели и определении их порядка. Упражнять в прямом и обратном счете.

2-я (05.02-10.02)

Упражнять в умении выявлять нарушение в закономерности расположения предметов («Разложи по порядку», «Построй по росту», «Найди место предмета» и т. д.).

3-я (12.02-17.02)

Закреплять умение сравнивать предметы по величине; способы получения равенства из неравенства и неравенства из равенства путем добавления или удаления одного предмета из группы.

4-я (19.02-22.02)

Вспомнить, какие геометрические фигуры известны. Закреплять умение раскладывать в порядке убывания величины, сравнивать их по углам. Познакомить с новой геометрической фигурой – овал. Учить сравнивать овал с известными фигурами: кругом, прямоугольником; развивать геометрическую зоркость: распознавать геометрические фигуры: шар, куб, круг, овал, квадрат, треугольник в пределах окружающего мира.

Март

1-я (26.02-03.03)

Продолжать учить ориентироваться в пространстве и на листе бумаги. Учить понимать предложения: «Предмет справа (слева, рядом, между, за кем, перед кем)»; определять свое положение в пространстве, умение двигаться в заданном направлении. Закреплять умение находить заданные геометрические фигуры.

2-я (05.03-10.03)

Познакомить с новым основным цветом (оттенком): фиолетовый. Показать как получается данный цвет. Закреплять умение считать в прямом и обратном порядке. Продолжать закреплять умение составлять числовой ряд. «Соседи числа».

3-я (12.03-17.03)

Упражнять в умении выявлять нарушение в закономерности расположения предметов («Разложи по порядку», «Построй по росту», «Найди место предмета» и т. д.). Закреплять умение классифицировать предметы в зависимости от формы; называть фигуры. Учить выкладывать из геометрических фигур различные узоры и предметы; развивать геометрическую зоркость: распознавать геометрические фигуры в пределах окружающего мира.

4-я (19.03-24.03)

Закреплять умение считать в прямом и обратном порядке. Продолжать закреплять умение составлять числовой ряд. «Соседи числа». Продолжать упражнять в уравнивании неравенств, решении простых арифметических задач. Упражнять в назывании дней недели и определении их порядка.

5-я (26.03-31.03)

Познакомить с новой геометрической фигурой – прямоугольник. Учить сравнивать квадрат и прямоугольник; уточнять, чем они отличаются и чем похожи. Формировать умение делать обобщения. Развивать представления: квадрат и прямоугольник являются четырехугольниками. Продолжать учить ориентироваться в пространстве и на листе бумаги. Учить понимать и различать вопросы: «Какой?», «Который?». Упражнять в сравнении предметов по величине, цвету, форме. Упражнять в прямом и обратном счете.

Апрель

1-я (02.04-07.04)

Учить ориентироваться на ограниченной поверхности (листе
бумаги); употреблять слова, обозначающие расположение на плоскости: слева от, справа от, выше - ниже, ближе - дальше, около, из-за, вдоль, между, рядом. Упражнять в назывании дней недели и определении их порядка. Упражнять в прямом и обратном счете. Закреплять представление о цветах и оттенках.

2-я (09.04-14.04)

Упражнять в ориентировке на листе бумаги. Развивать умение создавать повторяющиеся последовательности, различные ритмические узоры. Закреплять представления о геометрических фигурах и формах. Продолжать учить замечать различия геометрических фигур. Закреплять навыки прямого и обратного счета, составления числового ряда.

3-я (16.04-21.04)

Закреплять понятие частей суток: утро, день вечер, ночь; представление о частях суток при рассматривании фотографий, картин, в процессе наблюдения за сменой их в природе. Познакомить с понятием «сутки».  Закреплять навыки прямого и обратного счета, составления числового ряда.

4-я (23.04-28.04)

Формировать представление о выходных и рабочих днях. Учить понимать закономерность в их чередовании. Знакомить с понятиями: сначала, потом, раньше. Формировать умение использовать слова при воспроизведении последовательности каких-либо событий. Закреплять навыки прямого и обратного счета, составления числового ряда.

Май

1-я (30.05-05.05)

Закреплять знание порядковых числительных в названии каждого дня недели. Продолжать формировать осознания связи в названии каждого дня недели с его порядковым номером. Закреплять представления об основных цветах и оттенках, учить находить предметы заданного цвета в ближайшем окружении.

2-я (07.05-12.05)

Закреплять представления о геометрических фигурах и формах. Продолжать учить замечать различия геометрических фигур. Закреплять навыки прямого и обратного счета, составления числового ряда. Продолжать упражнять в пространственной ориентировке в пространстве и на листе бумаги.

3-я (14.05-19.05)

Закреплять знание порядковых числительных в названии каждого дня недели. Закреплять осознание связи в названии каждого дня недели с его порядковым номером.

4-я (21.05-26.05)

Упражнять в составлении числового ряда (в пределах 10). Упражнять в прямом и обратном счете. «Соседи числа». Составление и решение простых арифметических задач.  Закреплять понятие частей суток: утро, день вечер, ночь; представление о частях суток при рассматривании фотографий, картин, в процессе наблюдения за сменой их в природе.

5-я (28.05-02.06)

Упражнять в порядковом счете. Упражнять в составлении числового ряда (в пределах 10). Упражнять в прямом и обратном счете. «Соседи числа». Составление и решение простых арифметических задач. Закрепление знаний о геометрических фигурах.  Упражнять в сравнении предметов по величине, цвету, форме.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие по формированию элементарных математических представлений у детей старшей группы с игровой мотивацией: "Путешествие по Математической улице".

Занятие по формированию элементарных математических представлений у детей старшей группы с игровой мотивацией: "Путешествие по Математической улице".Опубликовано 01.12.2012 - 19:53 - Федичкина Ольга Ю...

конспект занятия по формированию элементарных математических представлений для детей с нарушением интеллекта (4г. о.) "Путешествие в Город Математических Загадок"

Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений. Содержит материал для закрепления умений соотносить множества предметов, воспринимаемых разными анализаторами (зрительным, с...

Презентация «Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста с использованием занимательного математического материала"

Презентация "Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста с использованием занимательного математического материала"...

Открытое занятие по формированию элементарных математических представлений для детей старшей группы на тему: "Путешествие в Математическое Королевство". с использованием логических блоков Дьенеша

Открытое занятие по формированию элементарных математических представлений для детей старшей группы на тему: "Путешествие в Математическое Королевство". с использованием логических блоков Дь...

ПРОЕКТ по формированию элементарных математических представлений у детей 3-4 лет «Дидактические игры математического содержания» (2 младшая группа)

МБДОУ Д/с №27 «Сказка»     ПРОЕКТ по формированию элементарных математических представлений у детей 3-4 лет«Дидактические игры математического содержан...