формирование элементарных математических представлений у детей с ЗПР
методическая разработка по коррекционной педагогике (старшая группа) на тему
ФЭМП - старшая группа с ЗПР
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formirovanie_elementarnyh_matematicheskih_predstavleniy.docx | 23.27 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие сенсорных представлений и формирование элементарных математических представлений:
Месяц | Неделя | Содержание |
Сентябрь | 1-я (01.09-02.09) | Выявить умения: считать предметы (отсчитывать из большего количества) предметы в пределах 5; сравнивать группы и числа на основе составленных пар; уравнивать группы, убирая из большей или добавляя к меньшей один предмет. Закреплять знание геометрических фигур. Учить: ориентироваться на плоскости и обозначать в речи основные пространственные направления. |
2-я (04.09-09.09) | Выявить умения: считать предметы (отсчитывать из большего количества) предметы в пределах 5; сравнивать группы и числа на основе составленных пар; уравнивать группы, убирая из большей или добавляя к меньшей один предмет. Закреплять знание геометрических фигур. Учить: ориентироваться на плоскости и обозначать в речи основные пространственные направления. | |
3-я (11.09-16.09) | Познакомить с понятием «множество». Учить составлять множество из разных по качеству элементов. Выяснить, имеют ли дети представление о частях суток, их последовательность; устанавливать отношение между целым множеством и его частью. Продолжить формировать представление о величине (длине, ширине, высоте) предметов. Формировать пространственно-временные представления: сначала, потом, до, после. | |
4-я (18.09-23.09) | Продолжить работу по ознакомлению с количественным составом чисел из единиц (в пределах 5). Формировать представление о том, что число не зависит от формы расположения предметов. Учить анализировать форму реальных предметов, находить предметы одинаковой и разной формы, называть их. | |
5-я (25.09-30.09) | Учить: использовать знание о предметах; дифференцировать их и объединять в группы по общему признаку. Развивать умение видеть общее количество и называть его, фиксировать единицы чисел, объединять их, называя общим числом. Закреплять представления об основных цветах. | |
Октябрь | 1-я (02.10-07.10) | Учить считать до 6 на основе сравнения равных и неравных по численности групп предметов, выраженных числами 5 и 5, 5 и 6, 6 и 6. Уточнять представления о независимости чисел от пространственно-количественных признаков: величины, формы; расположения и направления счета (слева направо, справа налево). Знакомить с составом числа 6. Формировать понятие о том, что количество предметов можно узнать, не только сосчитав их, но и глядя на цифры. Учить: соотносить цифру и количество предметов; рисовать цифру в воздухе, обводить пальцем изображение цифры. Познакомить с цифрой 0. Познакомить с понятием «объемная геометрическая фигура». Учить выделять и соотносить объемные и плоскостные геометрические фигуры: круг, шар. Учить замечать предметы похожие по форме в своем ближайшем окружении. |
2-я (09.10-14.10) | Учить считать до 7 на основе сравнения равных и неравных по численности групп предметов, выраженных числами 6 и 6, 6 и 7, 7 и 7. Уточнять представления о независимости чисел от пространственно-количественных признаков. Знакомить с составом числа 7. Формировать умение отсчитывать предметы в пределах 7. Продолжать формировать понятие о том, что количество предметов можно узнать, не только сосчитав их, но и глядя на цифры. Учить: соотносить цифру и количество предметов; рисовать цифру в воздухе, обводить пальцем изображение цифры. Закрепить представления о цифре 0, познакомить с цифрой 1. Познакомить с новым основным цветом (оттенком): оранжевый. Показать как получается данный цвет. | |
3-я (16.10-21.10) | Учить считать до 8 на основе сравнения равных и неравных по численности групп предметов, выраженных числами 7 и 7, 7 и 8, 8 и 8. Знакомить с составом числа 8. Формировать умение отсчитывать предметы в пределах 8. Формировать понятие о том, что количество предметов можно узнать, не только сосчитав их, но и глядя на цифры. Учить: соотносить цифру и количество предметов. Закрепить представления о цифре 0, 1, познакомить с цифрой 2. Ввести понятие «соседи числа». Закреплять знание о плоскостных и объемных геометрических фигурах. Продолжать учить выделять предметы заданной формы в своем ближайшем окружении. | |
4-я (23.10-28.10) | Учить считать до 9 на основе сравнения равных и неравных по численности групп предметов, выраженных числами 8 и 8, 8 и 9,9 и 9. Знакомить с составом числа 9. Формировать умение отсчитывать предметы в пределах 9. Учить: соотносить цифру и количество предметов. Познакомить с цифрой 3. Продолжать закреплять понятие «соседи числа». Закреплять представление о цветах и оттенках. Продолжать систематизировать знания о частях суток и днях недели. | |
Ноябрь | 1-я (30.10-04.11) | Учить считать до 10 на основе сравнения равных и неравных по численности групп предметов, выраженных числами 9 и 9,9 и 10, 10 и 10. Знакомить с составом числа 10. Формировать умение отсчитывать предметы в пределах 10. Учить: соотносить цифру и количество предметов. Познакомить с цифрой 4. Учить называть «Соседи числа». Упражнять в обратном счете с опорой на цифры. |
2-я (06.11-11.11) | Формировать умениям навыки отсчитывания предметов в пределах 10 по образцу и заданному числу. Упражнять в счете по осязанию, на слух. Учить отвечать на вопрос «Сколько?». Учить: соотносить цифру и количество предметов. Познакомить с цифрой 5. «Соседи числа». Упражнять в обратном счете с опорой на цифры. Закреплять знание о плоскостных и объемных геометрических фигурах. | |
3-я (13.11-18.11) | Закреплять представления о том, что группы предметов могут быть равными и тогда, когда один занимает больше места, а другой меньше; умение отвечать на вопросы: «Сколько было?», «Сколько добавили?», «Сколько убрали?», «Сколько стало (осталось)?». Продолжить формировать представление о величине (длине, ширине, высоте) предметов. | |
4-я (20.11-25.11) | Упражнять в умении выявлять нарушение в закономерности расположения предметов («Разложи по порядку», «Построй по росту», «Найди место предмета» и т. д.). Закреплять умение сравнивать величину предмета на глаз. Упражнять в составлении числового ряда (в пределах 5). Упражнять в обратном счете с опорой на цифры. Познакомить с новым основным цветом (оттенком): голубой. Показать как получается данный цвет. | |
5-я (27.11-02.12) | Упражнять в умении выявлять нарушение в закономерности расположения предметов («Разложи по порядку», «Построй по росту», «Найди место предмета» и т. д.). Закреплять умение сравнивать величину предмета на глаз. Упражнять в составлении числового ряда (в пределах 5). Упражнять в обратном счете с опорой на цифры. Продолжать систематизировать знания о частях суток и днях недели. | |
Декабрь | 1-я (04.12-09.12) | Познакомить с порядковым счетом до 6. Учить определять порядковое место того или иного предмета. Учить соотносить цифру и количество предметов. Познакомить с цифрой 6. Упражнять в составлении числового ряда. Упражнять в обратном счете с опорой на цифры. Продолжать знакомить с понятием «объемная геометрическая фигура». Учить выделять и соотносить объемные и плоскостные геометрические фигуры: квадрат, куб. Выяснить опытным путем отличия: плоскостных фигур от плоских; отличия шара от куба. Учить замечать предметы похожие по форме в своем ближайшем окружении. |
2-я (11.12-16.12) | Познакомить с порядковым счетом до 7. Учить определять порядковое место того или иного предмета. Учить соотносить цифру и количество предметов. Познакомить с цифрой 7. Упражнять в составлении числового ряда. Упражнять в обратном счете с опорой на цифры. Продолжить формировать представление о величине (длине, ширине, высоте) предметов. | |
3-я (18.12-23.12) | Познакомить с порядковым счетом до 8. Учить определять порядковое место того или иного предмета. Учить соотносить цифру и количество предметов. Познакомить с цифрой 8. Упражнять в составлении числового ряда. Упражнять в обратном счете с опорой на цифры. Закреплять представление о цветах и оттенках. | |
4-я (25.12-30.12) | Познакомить с порядковым счетом до 9. Учить отвечать на вопрос «Какой по счету?»; определять порядковое место того или иного предмета. Познакомить с цифрой 9. Упражнять в составлении числового ряда. Упражнять в обратном счете с опорой на цифры. «Соседи числа». Продолжать систематизировать знания о частях суток и днях недели. Упражнять в назывании дней недели и определении их порядка. | |
Январь | 1-я (08.01-13.01) | Познакомить с порядковым счетом до 10. Закреплять умение отвечать на вопрос: «Какой по счету?». Развивать умение пользоваться порядковыми числительными. Учить соотносить цифру и количество предметов. Познакомить с цифрой 10. Упражнять в составлении числового ряда (в пределах 10). Упражнять в обратном счете. «Соседи числа». Закреплять представления об объемных и плоскостных геометрических фигурах (их отличия). |
2-я (15.01-20.01) | Учить порядковому счету в пределах 10. Развивать понимание значения порядковых числительных и вопросов: «Сколько всего?», «Какой?», «Который по счету?». Упражнять в прямом и обратном счете. Продолжить формировать представление о величине (длине, ширине, высоте) предметов. | |
3-я (22.01-27.01) | Учить понимать и различать вопросы: «Какой?», «Который?». Упражнять в сравнении предметов по величине и цвету. Упражнять в прямом и обратном счете. Упражнять в назывании дней недели и определении их порядка. | |
Февраль | 1-я (29.01-03.02) | Продолжать учить сравнивать предметы по величине (длине, ширине, высоте), раскладывать предметы (до 10) в порядке убывания или возрастания их размеров. Упражнять в назывании дней недели и определении их порядка. Упражнять в прямом и обратном счете. |
2-я (05.02-10.02) | Упражнять в умении выявлять нарушение в закономерности расположения предметов («Разложи по порядку», «Построй по росту», «Найди место предмета» и т. д.). | |
3-я (12.02-17.02) | Закреплять умение сравнивать предметы по величине; способы получения равенства из неравенства и неравенства из равенства путем добавления или удаления одного предмета из группы. | |
4-я (19.02-22.02) | Вспомнить, какие геометрические фигуры известны. Закреплять умение раскладывать в порядке убывания величины, сравнивать их по углам. Познакомить с новой геометрической фигурой – овал. Учить сравнивать овал с известными фигурами: кругом, прямоугольником; развивать геометрическую зоркость: распознавать геометрические фигуры: шар, куб, круг, овал, квадрат, треугольник в пределах окружающего мира. | |
Март | 1-я (26.02-03.03) | Продолжать учить ориентироваться в пространстве и на листе бумаги. Учить понимать предложения: «Предмет справа (слева, рядом, между, за кем, перед кем)»; определять свое положение в пространстве, умение двигаться в заданном направлении. Закреплять умение находить заданные геометрические фигуры. |
2-я (05.03-10.03) | Познакомить с новым основным цветом (оттенком): фиолетовый. Показать как получается данный цвет. Закреплять умение считать в прямом и обратном порядке. Продолжать закреплять умение составлять числовой ряд. «Соседи числа». | |
3-я (12.03-17.03) | Упражнять в умении выявлять нарушение в закономерности расположения предметов («Разложи по порядку», «Построй по росту», «Найди место предмета» и т. д.). Закреплять умение классифицировать предметы в зависимости от формы; называть фигуры. Учить выкладывать из геометрических фигур различные узоры и предметы; развивать геометрическую зоркость: распознавать геометрические фигуры в пределах окружающего мира. | |
4-я (19.03-24.03) | Закреплять умение считать в прямом и обратном порядке. Продолжать закреплять умение составлять числовой ряд. «Соседи числа». Продолжать упражнять в уравнивании неравенств, решении простых арифметических задач. Упражнять в назывании дней недели и определении их порядка. | |
5-я (26.03-31.03) | Познакомить с новой геометрической фигурой – прямоугольник. Учить сравнивать квадрат и прямоугольник; уточнять, чем они отличаются и чем похожи. Формировать умение делать обобщения. Развивать представления: квадрат и прямоугольник являются четырехугольниками. Продолжать учить ориентироваться в пространстве и на листе бумаги. Учить понимать и различать вопросы: «Какой?», «Который?». Упражнять в сравнении предметов по величине, цвету, форме. Упражнять в прямом и обратном счете. | |
Апрель | 1-я (02.04-07.04) | Учить ориентироваться на ограниченной поверхности (листе |
2-я (09.04-14.04) | Упражнять в ориентировке на листе бумаги. Развивать умение создавать повторяющиеся последовательности, различные ритмические узоры. Закреплять представления о геометрических фигурах и формах. Продолжать учить замечать различия геометрических фигур. Закреплять навыки прямого и обратного счета, составления числового ряда. | |
3-я (16.04-21.04) | Закреплять понятие частей суток: утро, день вечер, ночь; представление о частях суток при рассматривании фотографий, картин, в процессе наблюдения за сменой их в природе. Познакомить с понятием «сутки». Закреплять навыки прямого и обратного счета, составления числового ряда. | |
4-я (23.04-28.04) | Формировать представление о выходных и рабочих днях. Учить понимать закономерность в их чередовании. Знакомить с понятиями: сначала, потом, раньше. Формировать умение использовать слова при воспроизведении последовательности каких-либо событий. Закреплять навыки прямого и обратного счета, составления числового ряда. | |
Май | 1-я (30.05-05.05) | Закреплять знание порядковых числительных в названии каждого дня недели. Продолжать формировать осознания связи в названии каждого дня недели с его порядковым номером. Закреплять представления об основных цветах и оттенках, учить находить предметы заданного цвета в ближайшем окружении. |
2-я (07.05-12.05) | Закреплять представления о геометрических фигурах и формах. Продолжать учить замечать различия геометрических фигур. Закреплять навыки прямого и обратного счета, составления числового ряда. Продолжать упражнять в пространственной ориентировке в пространстве и на листе бумаги. | |
3-я (14.05-19.05) | Закреплять знание порядковых числительных в названии каждого дня недели. Закреплять осознание связи в названии каждого дня недели с его порядковым номером. | |
4-я (21.05-26.05) | Упражнять в составлении числового ряда (в пределах 10). Упражнять в прямом и обратном счете. «Соседи числа». Составление и решение простых арифметических задач. Закреплять понятие частей суток: утро, день вечер, ночь; представление о частях суток при рассматривании фотографий, картин, в процессе наблюдения за сменой их в природе. | |
5-я (28.05-02.06) | Упражнять в порядковом счете. Упражнять в составлении числового ряда (в пределах 10). Упражнять в прямом и обратном счете. «Соседи числа». Составление и решение простых арифметических задач. Закрепление знаний о геометрических фигурах. Упражнять в сравнении предметов по величине, цвету, форме. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Занятие по формированию элементарных математических представлений у детей старшей группы с игровой мотивацией: "Путешествие по Математической улице".
Занятие по формированию элементарных математических представлений у детей старшей группы с игровой мотивацией: "Путешествие по Математической улице".Опубликовано 01.12.2012 - 19:53 - Федичкина Ольга Ю...
конспект занятия по формированию элементарных математических представлений для детей с нарушением интеллекта (4г. о.) "Путешествие в Город Математических Загадок"
Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений. Содержит материал для закрепления умений соотносить множества предметов, воспринимаемых разными анализаторами (зрительным, с...
Конспект непосредственно образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений для детей подготовительной к школе группы "Открытие математических островов"
Увлекательное занятие для детей старшего дошкольного возраста....
Презентация «Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста с использованием занимательного математического материала"
Презентация "Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста с использованием занимательного математического материала"...
Открытое занятие по формированию элементарных математических представлений для детей старшей группы на тему: "Путешествие в Математическое Королевство". с использованием логических блоков Дьенеша
Открытое занятие по формированию элементарных математических представлений для детей старшей группы на тему: "Путешествие в Математическое Королевство". с использованием логических блоков Дь...
ПРОЕКТ по формированию элементарных математических представлений у детей 3-4 лет «Дидактические игры математического содержания» (2 младшая группа)
МБДОУ Д/с №27 «Сказка» ПРОЕКТ по формированию элементарных математических представлений у детей 3-4 лет«Дидактические игры математического содержан...
Организованная образовательная деятельность по формированию элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста «Путешествие по математической галактике»
Закрепление математических представлений у детей старшего дошкольного возраста посредством игры – путешествия...