Консультация для родителей "Технологии работы с детьми с тяжелыми нарушениями речи"
консультация по коррекционной педагогике

Кальницкая Елена Николаевна

В консультации для родителей приведены технологии работы с детьми с тяжелыми нарушениями речи.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение  детский сад  «Белочка»

Консультация

Технологии работы с детьми с тяжелыми нарушениями речи

Подготовила:

Кальницкая Елена Николаевна

старший воспитатель

пгт. Федоровский, 2022 г.

  1. При работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи (ТНР) важным этапом является определение актуального уровня речевого развития ребенка. Вовремя и правильно сформулированные логопедические заключения, являются основой успешной педагогической и коррекционно-развивающей деятельности в абилитации и (или) реабилитации ребенка. Для определения уровня речевого развития предлагаются следующие задания для детей и отслеживается актуальные произносительные возможности ребенка.
  1. Определение уровня речевого развития относительно сформированности слоговой структуры слова.

- ломоток (молоток) - _2,3,НОНР___________________________________________

- барабанческая (барабанщица)_3.НОНР_____________________________________

- ведмедь (медведь)__2,3,НОНР___________________________________________

- гуя (гулять)__1________________________________________________________

- астобус (автобус)___2__________________________________________________

- мимиционер (милиционер)_2,3,НОНР_____________________________________

- вокорода (сковорода)_3,НОНР___________________________________________

-экод (экскурсовод)_2____________________________________________________

- кабенотики (бегемотики)_2,3,НОНР______________________________________

  1. Определение уровня речевого развития относительно сформированности процесса словообразования по образцам детских высказываний.

- Чей у лисы хвост? Свой хвост._2__________________________________________

- Чья у белки мордочка? Бельчачья.__3______________________________________

- Чей у свиньи пятачок? Свинячий._3________________________________________

-Назови сок из яблок? Яба.__1______________________________________________

- Кто строит дома? Доматель.__3_________________________________________

  1.  «Дифференциальная диагностика речевых нарушений».

Каждый уровень речевого развития ребенка характеризуется наличием или отсутствием признаков по определенным критериям: звукопроизношение, слоговая структура речи, фонематическое восприятие, фонематический анализ и синтез, пассивный словарь, активный словарь, словообразование, связная речь, словоизменение.

Критерии

ОНР

(I уровень)

ОНР

(II уровень)

ОНР

(III уровень)

НОНР

ФФН

Звукопроизношение

У детей отсутствует большинство звуков родного языка. Чаще всего сохранными остаются фонемы раннего онтогенеза («П», «ПЬ», «М», «МЬ», «Б», «БЬ», «Н», «НЬ», «Д», «ДЬ», «Т», «ТЬ», «К», «КЬ», «Г», «ГЬ», «Х», «ХЬ», «ЛЬ») Отмечается нестойкость в произношении звуков, их диффузность

Звукопроизношение грубо нарушено (до 20 дефектных фонем). Встречаются все типы нарушений звукопроизношения: искажения, замены, смешения и отсутствие звуков.

может наблюдаться от 2 до 16-20 дефектных фонем. Наблюдаются все типы нарушения звукопроизношения

трудности в воспроизведении слов 3-4 сложной структуры: - парафазии - персеверации - вставки (овощи - вовощи);  - замена звуков - добавление слогов

В речи детей сокращается количество антиципаций и контаминаций

не отмечается ярких нарушений звукопроизношения.

не отмечается ярких нарушений звукопроизношения

Слоговая структура

в речи преобладают в основном одно-двусложные слова.

Слоговая структура слова грубо нарушена. Своеобразием нарушением слоговой структуры является то, что, понимая значение слова, ребенок не удерживает в памяти его фонематический образ. В речи детей с данным уровнем речевого развития встречаются следующие ошибки  в 2-3 сложных словах:  персеверации парафазии, антиципации,  контаминации, вставки, элизии

В высказываниях детей появляются не только трехсложные но и четырех-, и пятисложные слова. В пятисложных словах наблюдаются элизии

понимая значение слова, ребенок не удерживает в памяти его фонематический образ. В результате наблюдаются ошибки слоговой структуры в 4-х, 5-ти и более сложных слов: - персеверации - (библиотекарь - блиблиотекарь); - парафазии - (баскетболист - баксетболист); - элизии (сокращение согласных при стечении) (ткачиха - качиха).

У детей с НОНР отсутствуют два вида ошибок слоговой структуры слова - антиципации и контаминации

Как в 3 уровне и НОНР

Фонематическое восприятие

Дети испытывают трудности в различении неречевых звучаний, не справляются с заданиями на дифференциацию близких и далеких по акустико-артикуляционным параметрам фонем.

различают неречевые звуки, допускают ошибки при дифференциации фонем, различных по акустико-фонематическим параметрам, например, «а» - «б»; не различают звуки, сходные по акустико-фонематическим параметрам, например, «с» - «ш»

успешно справляются с заданием на дифференциацию звуков, различных по акустико-артикуляционным параметрам, однако

затрудняются при различении сходных по параметрам звуков.

имеет место лишь недостаточная дифференцированность звуков «р, рь, л, ль, й», согласных парных звуков по мягкости - твердости, звонкости – глухости

Как в 3 уровне и НОНР

Фонематический анализ и синтез

Не  доступен

не сформирован

Операции слогового анализа и синтеза оказываются недостаточно сформированными

Ошибки в сложных словах

Как в 3 уровне и НОНР

Пассивный словарь

Понимают обращенную речь, резко ограничен

ограничен

соответствует низкой возрастной норме.

соответствует низкой возрастной норме.

соответствует низкой возрастной норме.

Активный словарь

аморфные или корневые слова, диффузные слова, или слова, не имеющие аналога в родном языке, «облегченные» слова,  слова-звукоподражания

наблюдается заметное улучшение состояния словарного запаса не только по количественным, но и по качественным параметрам. Расширяется объем употребляемых существительных, глаголов и прилагательных, появляются некоторые наречия, числительные.

Для бытовых ситуаций словарный запас достаточен, но при подробном обследовании выясняется незнание мало употребляемых ребенком слов (локоть, подбородок, веко). Сохраняется тенденция к множественным семантическим заменам (корзина – сумка), (перчатки - эти на руки которые). Типичным для детей данного уровня является неточное понимание и употребление обобщающих понятий (одежда - вещи, транспорт - машины).

смешивают родовые и видовые понятия Особую сложность для этих детей представляют конструкции предложений с разными придаточными, где дети допускают следующие ошибки: - пропуски союзов; - замена союзов; - инверсия.

соответствует низкой возрастной норме.

Словообразование

Не доступно

Не доступно

может самостоятельно образовывать новые слова по некоторым наиболее распространенным образовательным моделям, но наряду с этим ребенок допускает ряд типичных ошибок: - неадекватное использование суффиксов, (хвост лисы - лисячий хвост); - неправильный подбор производящей основы, (сталевар - варитель); - дефектное произношение звуков, например, при замене фонемы «щ» на «ч», слово «мойщик» будет звучать как «мочик»; - неверное образование существительных при помощи уменьшительноласкательного суффикса (голосок - голосенок).

ошибки в образовании слов: - при обозначении лиц мужского и женского рода дети используют одну и ту же словоформу (он летчик - она летчик); - при использовании увеличительного суффикса (сапожище - очень большой сапог); - при образовании существительных с использованием суффикса единичности (изюм - изюмка); - при образовании притяжательных и относительных прилагательных (волчий, сливовый). - при образовании сложных слов с соединительной гласной «о» (книголюб - книжник, ледокол - ледник)

Могут образовывать слова

Связная речь

отсутствует

характеризуется недостаточной передачей некоторых смысловых отношений и может сводиться к простому перечислению увиденных событий и предметов

недостаточный уровень сформированности связной речи.

в беседе, при составлении рассказа по заданной теме, картине, серии сюжетных картинок констатируются нарушения логической последовательности, «застревание» на второстепенных деталях, пропуски главных событий, повтор отдельных эпизодов; - рассказывая о событиях из своей жизни, составляя рассказ на свободную тему с элементами творчества, дошкольники используют в основном малоинформативные предложения. Остаются трудности при планировании высказываний и отборе соответствующих языковых средств

Составляют рассказ

Словоизменение

Не сформировано

начинают активно пользоваться простыми предлогами, хотя не всегда верно употребляют их в спонтанной речи допускают множество аграмматизмов

сокращается число ошибок, связанных с изменением слов по грамматическим категориям рода, числа и падежа, лица и времени и т.д.

Отсутствуют ошибки в употреблении простых предлогов, проявляются незначительные затруднения в согласовании прилагательных с существительными. Однако остаются выраженные трудности в использовании сложных предлогов, в согласовании числительных с существительными

Ошибки в окончании негрубый уровень нарушений

IV. Как правило, не существует четко отграниченных признаков того или иного клинико-педагогического диагноза, формы проявлений  нарушений в развитии детей чаще всего носят комплексный характер, речевые  нарушения могут являться признаками более сложных  патологий, поэтому не всегда легко правильно определить обследуемую патологию. Ниже в таблице приводятся отличительные признаки ОНР от других патологий.

Патология

Основные отличия от ОНР

ЗРР (задержка речевого развития)

1. Отставание в темпах становления речевой функции, носящее временный характер и относительно легко ликвидируемое в условиях коррекционной работы

2. При ЗРР компенсация дефекта происходит в более короткие сроки (от 6 до 12 месяцев)

3. Характер использования грамматических структур детьми с задержкой речевого развития соответствует уровню речевого развития нормального ребенка, младшего по возрасту.

4. Дети с задержкой речевого развития способны к самостоятельному овладению языковыми обобщениями, что малодоступно детям с общим недоразвитием речи

ОЛИГОФРЕНИЯ

1. Особый вид недоразвития сложных форм психической деятельности, и прежде всего абстрактного логического мышления, который возникает вследствие органического поражения коры головного мозга в период внутриутробного развития плода или в самом раннем периоде жизни ребенка

2. Диффузное недоразвитие высших форм познавательной деятельности

3. Недоступно выделение существенных признаков.

4. Олигофрены не могут преодолеть наглядных ситуационных форм мышления на всех этапах своего развития

5. Интеллектуальная недостаточность, эмоциональная бедность, неспособность к познавательной деятельности

ЗПР

1. Речевые нарушения при задержке психического развития обусловлены в первую очередь недостаточностью межанализаторного взаимодействия

2. Недостаточная сформировaннocть функций произвольного внимания, памяти и других высших психических функций. У одной группы детей с задержкой психического развития преобладает интеллектуальная недостаточность, у другой - эмоционально-волевые нарушения по типу психического инфантилизма

АУТИЗМ

1.нарушено формирование эмоционального контакта ребенка с окружающим миром. Основным признаком аутизма является не контактность ребенка: нарушены все формы довербального общения (экспрессивно-мимическое, предметно-действенное), не формируется зрительный контакт

2. Сначала появляются глаголы, слов предметов мало

 3. Эхолалия

НАРУШЕНИЕ СЛУХА

Речевые расстройства, обусловленных нарушениями слуха.

Для обучения детей связной речи часто используется опорный материал – картинки с изображением предметов или действий  или пиктограммы. С помощью этого материала детям предлагается составлять рассказы. Можно использовать как прямой порядок составления рассказа,  так и обратный .

  1. Составьте рассказ из 5-6 предложений и зарисуйте его в пиктограммах.

Маша пошла в лес. В лесу она собирала ягоды. Ягоды красные. Пошел дождик. Маша спряталась под деревом.

    

 

     

                   

VI. По методике А.В. Лагутиной последовательность этапов по обучению чтению дошкольников с ОНР выглядит следующим образом:

1 этап добукварный  -  педагог учит детей определять гласные звуки на слух

2 этап – педагог  знакомит детей  с буквами (со стихотворениями)

3 этап  слоговые ступеньки – педагог учит  соединять гласные с гласными (2, затем 3,4), гласные с согласными, затем простые   слова

Используется      2  метода – звуковой аналитико-синтетический и слоговой

VII. В структуре занятия по обучению составлению рассказа по картине выделяются следующие компоненты:

-вводно-мотивационная часть (1-3мин) :приветствие и установление (поддержание)эмоционально-положительного контакта

-операционно-исполнительная часть :предусматривает реализацию целей определенного этапа обучения

-оценочно-рефлексивная часть(2-3мин):подведение итогов, оценивание

Сравнивая структурные компоненты занятия по обучению составлению рассказа по картине с детьми с ОНР (II уровень) и с детьми с ОНР (III уровень) можно определить отличия.

В структуре занятия  с детьми с ОНР (III уровень) выделяется компонент – словарная  работа. В конце занятия дополнительный картинный материал убирают. Дети составляют рассказ по основной картине.

VIII. Необходимо составление тезисного плана к занятию по формированию лексико-грамматических категорий и связной речи. Например, тема: «Обучение составлению рассказа по серии сюжетных картинок. Профессии».

  1. Предварительная беседа по теме рассказа. Кто лечит детей? Где работают врачи? Какие инструменты нужны врачу для работы?
  2. Рассматривание картинок, которое сопровождается вопросами логопеда. Данные вопросы являются планом для будущего высказывания

Что делает мальчик?  Что случилось с мальчиком на улице?   Почему мальчик лежит в постели?   Как помочь мальчику?   Как вызвать врача?   Кто изображен на картинке?   Для чего приехал врач?  Что будет делать врач?  Как чувствует себя мальчик? Куда отправился мальчик?

  1. Словарная работа врач, телефон, лекарства.
  2. Образец рассказа логопеда. Текст должен состоять из не менее 10 предложений. К каждому предложению предоставляется картинный материал. Дополнительный картинный материал располагается под основным.

гулялзаболелдоктор пришелktxbkbрадость

звонитодетчто естьосмотрелаптека

Саша пошел гулять во двор. Во дворе была лужа, в которой Саша промочил ноги. К вечеру Саша  заболел, и у него поднялась температура. Мама позвонила по  телефону и вызвала врача.  Приехал врач  и осмотрел больного мальчика. Он выписал ему лекарства и назначил лечение. Саша пил лекарства и полоскал горло. Вскоре  он выздоровел. Мальчик снова пошел гулять во двор. Теперь Саша знает, что нужно гулять только в сухую погоду, чтобы не простудиться.

IX. Другой формой развития связной речи у детей является составление цепного текст из 7-8 предложений с зарисовкой схемы рассказа. Используются при работе фишки запрета (3 фишки - на предикаты, 3 фишки -  на субъекты). Выполняется лексическая примерка слов. Пример:

Маленький цыпленок проснулся утром и увидел во дворе собаку,

Собака сидела  на цепи  и грызла кость,

Кость вынесла ей хозяйка,

Хозяйка  накормила  еще и поросенка

Поросенок  рыл своим пятачком землю

А в земле спрятался от цыпленка червячок

Но червячка уже увидел цыпленок и стал звать на помощь свою маму курицу, которая поймала червяка и накормила цыпленка.

Цыпленок -  детеныш- птица         Накормила- угостила - потчевала

Собака -  животное- друг                  Рыл – копал - рыхлил

Кость- пища- еда                               Спрятался –укрылся –уединился

X. При работе с детьми с НОНР при составлении связного текста основным приемом является прием коллективного творчества. Дошкольники с опорой на картинный и словесный планы самостоятельно составляют предложения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Степ-аэробика – как здоровьесберегающая технология в работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи), в системе взаимодействия учителя-логопеда и воспитателя на базе логопедической группы».

Пояснительная записка к программе «Степ-аэробика – как здоровьесберегающая технология в работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи), в системе взаимодействия учителя-логопед...

Консультация с презентацией "ТРИЗ в системе коррекционной работы с детьми с тяжелыми нарушениями речи».

Описание методов ТРИЗ технологии в системе коррекционной работы с детьми с тяжелыми нарушениями речи....

Консультация для родителей "Использование мнемотаблиц при работе с детьми, имеющие тяжелые нарушения речи"

Данная консультация делает процесс запоминания простым и непринужденным....

РЕЧЬ, МАССАЖ, РИТМ, МУЗЫКА – В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ

Речь тесно связана с ритмом, музыкой и массажем, когда все работает в содружестве, речь становится лучше....

Консультация для педагогов "Квест технологии в работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи."

Квест технологии в работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи...

Консультация для родителей на тему «Использование кинезиологических упражнений в коррекционно-развивающей работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи»

Систематические упражнения по тренировке движений пальцев наряду со стимулирующим влиянием на развитие речи являются «мощным средством повышения работоспособности головного мозга». Посколь...

Консультация для педагогов "Особенности работы с детьми, имеющими тяжелые нарушения речи (ТНР)"

Данная консультация адресована воспитателям и другим педагогам дошкольной образовательной организации, работающим с детьми, имеющими тяжелые нарушения речи (ТНР). В консультации раскрывается понятие ...