Консультация для педагогов "Квест технологии в работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи."
консультация по коррекционной педагогике (подготовительная группа)

Артемьева С.А.

Квест технологии в работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи

Скачать:


Предварительный просмотр:

Квест технологии в работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи.

Ребенок-дошкольник – человек играющий, поэтому и обучение входит в его жизнь через «ворота детской игры». Квест – это путешествие в форме игры к определенной цели через преодоление трудностей. Это форма взаимодействия педагога и детей.
На сегодняшний день в современном мире количество детей с речевой патологией значительно возросло, особенно детей с ТНР. Специфическими проявлениями нарушений эмоциональной сферы детей с ТНР является повышенная раздражительность, обидчивость, снижение мотивации, самоконтроля, наблюдательности, затруднение в общении с окружающими людьми.

Проведенные наблюдения за деятельностью дошкольников с ТНР показали, что большинство детей выражают стремление к коммуникации, но не умеют её проявлять. Дошкольники играют вместе, но при этом каждый действует самостоятельно. Взаимодействие в игре у детей данной группы эпизодические, они редко обсуждают игровые действия, интересуясь только своим исполнением.

Таким образом, особенности личностной сферы дошкольников с ТНР заключается в отсутствии навыков распознавать эмоции других людей, нарушение коммуникативного воздействия.

Игровые приёмы и средства являются одним из способов всестороннего и гармоничного развития дошкольников. Опыт показывает, что современные дети легче усваивают новую информацию только в процессе её самостоятельного добывания.

  Квест — универсальная игровая технология, которая помогает реализовать следующие задачи:

 Образовательные: усвоение новых знаний и закрепление имеющихся. Развивающие: в процессе игры у детей повышается образовательная мотивация, развивается логическое мышление, творческие способности и формируется исследовательское навыки.

Воспитательные: формирование навыков взаимодействия со сверстниками и взрослыми, толерантности, эмпатии, взаимопонимания и индивидуальных положительных качеств детей.

Коррекционные: создается мотивация общения, формируются и развиваются коммуникативные навыки, способность извлекать информацию из речевого контакта.

 Психопрофилактические: спектр положительных эмоций, непередаваемые ощущения настоящих приключений, полное погружение в атмосферу интересных заданий; реализация социально приемлемых форм проявления эмоций и чувств.

Квест — это развлекательная игра, приключение для команды из нескольких человек в специально подготовленном помещении, пространстве. В квесте, как правило, есть определенная цель, задача игроков заключается в том, чтобы применить логику, смекалку, творческую инициативу, активность, самостоятельность, умение работать в команде, проявлять аналитические и коммуникативные способности. В каждом квесте есть элемент обучения, которое происходит ненавязчиво для дошкольников. Но самое главное — это настоящая командная игра, объединяющая дошкольников, помогая проявить лидерские качества.

В игре этого жанра всегда предполагается выполнение нескольких заданий, в которых надо что-то разыскать — предмет, подсказку. Игра проходит в условиях дефицита времени. Когда дети тесно общаются друг с другом, то начинают лучше понимать своих сверстников, вместе находить выход из сложившейся ситуации, вместе радоваться успеху и победе.

Командные конкурсы для детей сближают их, помогают лучше понять друг друга, рождают чувство ответственности за всех членов команды. В командные игры могут играть дети с детьми, дети против родителей или смешанные команды.

Достоинства квеста для детей дошкольного возраста с ОВЗ:
• Позволяет воспитателю  выделять для ознакомления те объекты, которые он считает наиболее значимыми с точки зрения решения образовательных задач в группе и учитывать при этом интересы детей в полном объёме.
• Квест дает возможность введения в игру разнообразных речевых заданий, а так же позволяет решать бесчисленное множество интеллектуальных и творческих задач. Создаются комфортные условия обучения, при которых каждый ребёнок чувствует свою успешность.
• Квест-игра является привлекательной для ребёнка, позволяет активизировать его внимание и развивать познавательный интерес в ходе выполнения заданий.
• Формирует у детей ощущение личной заинтересованности при выполнении задания.
• Обогащает детей сходными впечатлениями для совместного обсуждения.
• Формирует у детей унифицированную базу знаний и представлений, к которой можно обращаться во время работы в группе.
• В ходе выполнения групповых заданий дети учатся слушать собеседника, не перебивая. Дети учатся оценивать свою работу, работу товарища, помогать друг другу. Квест помогает реализовать принцип сотрудничества.
Квест – это игра, в которой задействуется одновременно и интеллект участников, их физические способности, воображение и творчество. Участники учатся договариваться друг с другом, распределять обязанности, действовать вместе, переживать друг за друга, помогать. Квест-игры – одно из интересных средств, направленных на самовоспитание и саморазвитие ребёнка как личности творческой, с активной познавательной позицией. Что и является основным требованием ГОС ДО.

В современном образовательном процессе становится актуальным использование педагогами инновационных методик и технологий, позволяющих расширить рамки образовательного процесса.

Итак, если Вы целеустремлённый, творческий, современный и играющий педагог, ищущий нестандартные подходы в образовательной деятельности детей, если вы стремитесь развивать в дошкольниках самостоятельность, логическое мышление, то образовательный квест непременно найдёт применение в вашей практической деятельности.

 Литература:

1. Арцишевская И.Л. Работа психолога с гиперактивными детьми в детском саду.—М., 2011

2. Панфилова М.А. Игротерапия общения. Тесты и коррекционные игры.—М., 2000

 3. Уханова А. Завтра в школу! Развитие эмоций и навыков общения у ребёнка.—СПб., 2011

4. Фокина А. Приёмы взаимодействия родителей с детьми с нарушением речи// Справочник педагога-психолога.— 2017г—№ 2.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Степ-аэробика – как здоровьесберегающая технология в работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи), в системе взаимодействия учителя-логопеда и воспитателя на базе логопедической группы».

Пояснительная записка к программе «Степ-аэробика – как здоровьесберегающая технология в работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи), в системе взаимодействия учителя-логопед...

Консультация для родителей "Технологии работы с детьми с тяжелыми нарушениями речи"

В консультации для родителей приведены технологии работы с детьми с тяжелыми нарушениями речи....

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТРИЗ-ТЕХНОЛОГИИ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ В УСЛОВИЯХ ГРУППЫ КОМБИНИРОВАННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ

в статье отмечено, что использование ТРИЗ-технологии (система коллективных игр, занятий) в работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи в условиях группы компенсирующей направленности позволяет специал...

Современные образовательные технологии в работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи.

Аннотация: «Теремки Воскобовича» - это игровое занимательное пособие для обучения детей старшего возраста грамоте.Разработано на принципах традиционной методики, основанной на звуковом ана...

Авторская парциальная образовательная программа «Использование инновационных здоровьеориентированных технологий в работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи 5-7 лет» «Движение и речь»

Речевые нарушения остаются одной из наиболее  распространенных проблем психофизического развития детей дошкольного возраста.Специфика нарушений речи и их коррекция у детей определяется особенност...

Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи.

Одной из важнейших задач является содействие максимально полной реализации личностного потенциала человека, а одним из принципиальных условий для этого является высокий уровень его здоровья, от состоя...