Конспект коррекционно-развивающего занятия в подготовительной группе по формированию коммуникативно-речевых навыков детей ОВЗ. Тема: Вслед за волшебным клубочком (по лексической теме «Одежда»)
план-конспект занятия по коррекционной педагогике (подготовительная группа) на тему

Смелая Ольга Васильевна

Аннотация:

         ФГОС дошкольного образования направлено на решение задач:

-развитие связной монологической речи;

-развитие общения и взаимодействия ребёнка со взрослыми и сверстниками;

- формирование первичных представлений об объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира;

-формирование крупной и мелкой моторики обеих рук.

Актуальностью представленного занятия является то, что материал, содержание, методы и приёмы способствуют решению этих задач.

         Инновационность и авторский характер разработки состоит в том, что в методической разработке все части занятия взаимосвязаны и последовательно сменяют друг друга, показывая детям последовательность производства ткани и одежды. В разработке используются разные способы организации детей на занятии с применением игровых заданий, мотивирующих самостоятельную речевую деятельность. Например: игровое задание - пойти за «волшебным клубочком», скрутить верёвочку из ваты, протягивать нити на ткацком станке, вложить ткань в конверт в игре «Ателье», раскрыть сюрприз (раскрутить ткань на сундучке) способствовали как развитию мелкой моторики, так и активизации и актуализации словаря по теме. Интересным для детей явилось предложение решить проблемные ситуации. Детям было предложено определить, как помочь жар-птице снова стать волшебницей. Дети захотели выручить чудо-дерево, которое растеряло свои слова. На занятии были созданы специальные педагогические ситуации: пройти по подиуму красиво, как это делают модели, и рассказать о своей одежде как эксперты моды. В методической разработке широко используется нетрадиционное оборудование, изготовленное  логопедом: модели ткацких станков, «волшебный клубочек», жар-птица с перьями, украшенными тканями, подиум, завернутый в ткань сундучок с кукольной одеждой, которые позволили в сюжетно-ролевых играх использовать полученный на занятии социально-коммуникативный опыт.

         Используемое оборудование позволило:

-дополнительно стимулировать активизацию коммуникативно-речевых навыков.

-решить задачи активизации и актуализации словаря детей;

-способствовать развитию связной речи;

-обогатить самостоятельный речевой опыт;

-заинтересовать детей;

-задействовать нескольких анализаторов;

-включить в занятие новые методы и приёмы.

         Задачи, на решение которых она направлена.

Коррекционно-образовательные задачи.  Закреплять  знания о том, как изготавливают одежду. Упражнять в  умении  составлять   рассказ-описание предметов одежды с опорой на  вопросно-ответный план. Закреплять умение чёткого произношения звуков, имеющихся в речи детей.

Коррекционно-развивающие задачи. Активизировать словарь по данной лексической теме. Упражнять в использовании имен прилагательных со значением соотнесённости по материалу: ситцевая, шерстяная, шелковая, кожаная, меховая, трикотажная. Упражнять в умении преобразовывать одну грамматическую категорию в другую: одежда, одежка, надевать, одевать, переодевать, одёжная. Развивать связную речь, мелкую и артикуляционную моторику.

Коррекционно-воспитательные задачи. Воспитывать умение взаимодействовать  со взрослыми и детьми. Способствовать формированию положительной самооценки, уверенности в себе.

         Методическая компетентность.

          Задача закрепления знаний об изготовлении одежды решалась на протяжении всего занятия с помощью мультимедиа презентации, игровых приёмов, решения проблемных ситуаций, упрощенного выполнения действий по изготовлению одежды.

         Мотивировать детей на составление рассказа описания удалось с помощью создания педагогической ситуации. Подражание взрослым, тем более моделям и экспертам моды вызвало у детей небывалый интерес и способствовало формированию у них положительной самооценки, уверенности в себе.

         В начале первого периода в подготовительной группе за четким произношением звуков может следить логопед, дети ещё не могут это сделать. Поэтому эта задача решалась с помощью показа логопедом образца правильного произношения.

         На протяжении всего занятия активизировался словарь по лексической теме «Одежда». Ответы детей поощрялись словесно и с помощью сюрприза.

         В использовании прилагательных со значением соотнесённости по материалу дети упражнялись в проблемной ситуации «Жар-птица», игре «Ателье». В них дети учились  взаимодействовать, помогать друг другу.

         Задача формирования умения преобразовывать одну грамматическую категорию в другую решалась с помощью дерева с однокоренными словами, использование иллюстраций помогло быстро выполнить задание.

         Интересным оказался игровой приём с волшебными зеркалами, он способствовал тому, что дети качественно выполнили артикуляционную гимнастику.

         Задача развития мелкой моторики решалась практически во всех играх и заданиях за счёт использования нетрадиционного оборудования.

         Задачи, поставленные на занятии были решены, что говорит об адекватности и целесообразности использования практической разработки автора.

        

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл smelaya_vsled_za_volshebnym_klubochkom_.docx29.25 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект коррекционно-развивающего занятия   в подготовительной группе по формированию коммуникативно-речевых навыков  детей ОВЗ.

Тема: Вслед за волшебным клубочком (по лексической теме «Одежда»)

Цель: Развивать речь и познавательные способности детей средствами творческого взаимодействия.

Коррекционно-образовательные задачи: Закреплять  знания о том, как изготавливают одежду. Упражнять в  умении  составлять   рассказ-описание предметов одежды с опорой на  вопросно-ответный план. Закреплять умение чёткого произношения звуков, имеющихся в речи детей.

Коррекционно-развивающие задачи: Активизировать словарь по данной лексической теме. Упражнять в использовании имен прилагательных со значением соотнесённости по материалу: ситцевая, шерстяная, шелковая, кожаная, меховая, трикотажная. Упражнять в умении преобразовывать одну грамматическую категорию в другую: одежда, одежка, надевать, одевать, переодевать, одёжная. Развивать связную речь, мелкую и артикуляционную моторику, высшие психические функции.

Коррекционно-воспитательные задачи: Воспитывать умение взаимодействовать  со взрослыми и детьми. Способствовать формированию положительной самооценки, уверенности в себе.

Предварительная работа:

1.        Игры «Что из чего какое?», «Ателье».

2. Чтение литературных текстов с обсуждением: Г.-Х. Андерсен «Новый наряд короля», Ш. Перо «Кот в сапогах», «Красная Шапочка», Г. Снегирёв «Верблюжья варежка»

3. Роспись платья, сарафана, фартука, зарисовка модели одежды.

4. Аппликация «Коврик»

Оборудование: проектор; мультимедийная презентация «Из чего делают ткань»; «волшебный клубочек»; зеркала на каждого ребёнка; модели ткацких станков; игра «Однокоренные слова» (к слову одежда), игра «Ателье»;  подиум; сундучок, завёрнутый в ткань; набор кукольной одежды, музыкальное сопровождение показа.

Интеграция образовательных областей: речевое развитие, познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие.

Интеграция видов деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская, двигательная.

Вид занятия: подгрупповое

Ход занятия:

Оргмомент:

Логопед:

-Я сегодня по дороге в детский сад нашла вот такой клубочек.  Это не простой клубок, а волшебный. Он приглашает нас в путешествие. Пойдемте за ним.

Игра «Из чего делают ткань?»

Дети подходят к экрану.  (На нём хлопковое поле)

-Куда мы пришли?

Дети:

-Это растёт хлопок.

Логопед:

-Для чего его выращивают?

Дети:

-Из него делают хлопчатобумажную ткань, а затем одежду.

Логопед:

-А это уже другое поле. Что на нём растёт?

Дети:

-Это лен. Из него делают льняную ткань, а затем шьют одежду.

Логопед:

-А это что?

Дети:

-Коконы тутового шелкопряда. Из них делают шёлковые нити, а затем ткань.

Логопед:

-Посмотрите, кто это?

Дети:

- Это овцы. Из их шерсти тоже изготавливают одежду.

Логопед:

-Пойдёмте дальше за клубком. Мы пришли в зеркальную страну.

Логопед вместе с детьми::

- Свет мой зеркальце скажи,

 Да всю правду доложи!

Я ль на свете лучше всех,

И меня ли ждёт успех?

(Звучит запись ответа зеркал.)

 Вы на свете всех умнее,

 Всех старательней, мудрее.

 Вы язык свой развивайте,

 Упражнения выполняйте!

 Научитесь чисто разговаривать

 И все звуки выговаривать.

Логопед:

-Выполняем волшебные упражнения.

Артикуляционная гимнастика:

Упражнения для rуб.

Застегивание и расстегивание молнии. Улыбнуться, крепко сомкнуть губы, удерживать их в таком положении под счет до «пяти» (застегнули молнию). Разомкнуть губы (расстегнули молнию).
Большие пуговицы и маленькие пуговки. Максимально округлить губы (большая пуговица), вытянуть губы узкой «трубочкой» (маленькая пуговка).
 Упражнения для языка

Иголочка. Вытянуть «острый» язык как можно дальше изо рта и удерживать его в таком положении (под счет до «пяти-шести »).
Воротник с широкими и острыми краями. Чередовать положения «широкого» и «узкого» языка. Положить «широкий» язык на нижнюю губу «круглый воротничок»). Вытянуть «острый» язык «воротничок  с острыми краями».
Белье на ветру. Широко открыть рот и прижать кончик языка к верхним зубам, удерживать его в таком положении (под счет до «шести»).
Шитье на разных швейных машинках. Широко открыть рот.
Поднять язык за верхние зубы, боковые края прижать к коренным зубам и произносить: «Д-д-д-д-д» (шьем на электрической швейной машинке), «Т-т-т-т-т» (шьем на ручной швейной машинке).
Логопед:

Развитие мелкой моторики.

Логопед:

-Вы сказали, что из хлопка делают вату. Давайте, попробуем из ваты вытянуть и скрутить нить. (Дети  вытягивают и скручивают хлопковую нить.)

Логопед:

 -А теперь мы будем ткать. ( Дети на станочках ткут.)

Логопед:

-Мы изготовили ткани. Идём за клубочком дальше. Мы пришли в тёмный лес. Что это там сияет?

Дети:

-Это Жар-птица.

Игра «Жар-птица» (Назови ткань)

 Логопед:

-Это очень интересная птица. Она владелица сказочного ателье. Сегодня жар-птица растеряла свои волшебные качества, а почему давайте подумаем.

Дети:

-Она растеряла украшения для своих перьев. Надо ей помочь собрать их.

Логопед:

-Называете, из какой они ткани и прикрепляете на хвост птицы.

Дети называют, из какого материала перо (ситцевое, шелковое, шерстяное, трикотажное, кожаное, меховое).

Логопед:

-У неё есть сказочное ателье,  называется «Жар-птица». Здесь шьют красивые наряды. Жар-птица в благодарность  предлагает вам сшить себе наряды.

Игра «Ателье»

Логопед:

 -Давайте попробуем сшить одежду. Дети вкладывают ткань в конверт и наклеивают детали.

-Назовите, что вы сшили и какие детали пришили?

Дети:

-Я сшила меховую шубу и пришила к ней воротник и пуговицы. Я сшила лёгкое платье и пришила к ней оборку, пояс и карманы и т.д.

Логопед:

-Волшебный клубочек зовёт нас путешествовать дальше. На что это похоже?

Дети:

-На подиум.

Игра «Подиум»

Логопед:

-Мы сейчас будем демонстрировать одежду.

Дети по очереди демонстрируют и описывают свою одежду. (Составляют описательный рассказ по вопросно-ответному плану)

Итог занятия

Логопед:

-Посмотрите, что-то завёрнуто в ткань. Давайте развернём. Когда вы будете разворачивать надо называть слова-действия по теме «Одежда».

Дети:

 -Шьют, вяжут, выкраивают, гладят, чистят, стирают, складывают, ткут, скручивают, сушат, зашивают, перешивают, моделируют.

Открываем сундук. В ней одежда для куклы.

Логопед:

-Это вам подарок из волшебной страны. Какую одежду вам подарили?

Дети:

Платье, кофта, пальто, сарафан, джинсы, шуба, блузка.

Логопед:

-Понравилось ли вам путешествовать в волшебную страну?

Дети:

-Да, понравилось.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого логопедического занятия в подготовительной группе по формированию лексико-грамматических категорий "Согласование множественного числа существительных с числительными в родительном падеже"

Занятие проводилось в подготовительной к школе группе для детей с ОНР III ур.  Закреплялась лексика по темам " домашние животные", "зимующие птицы", "фрукты", дети знакомились с согласованием   у дете...

Конспект коррекционно-развивающего подгруппового занятия в средней группе "Поход за продуктами"

Занятие направлено на развитие познавательных психических процессов и речи...

Конспект коррекционно-развивающего логопедического занятия в средней группе. Лексическая тема: "Транспорт"

Данный конспект предназначен для детей средней группы детского сада. Развитие зрительного и слухового внимания, речевое развитие - словоизменение и словообразование....

Конспект коррекционно-развивающей деятельности в старшей, подготовительной группе по теме: «ЗИМА. ЗИМНИЕ МЕСЯЦЫ. ЗИМУЮЩИЕ ПТИЦЫ»

Цель: актуализация и расширение словаря детей старшей группы по теме “Зима. Зимние месяцы. Зимующие птицы” на логопедическом занятии....