Конспект коррекционно-развивающего занятия в подготовительной группе по формированию коммуникативно-речевых навыков детей ОВЗ. Тема: Вслед за волшебным клубочком (по лексической теме «Одежда»)
план-конспект занятия по коррекционной педагогике (подготовительная группа) на тему
Аннотация:
ФГОС дошкольного образования направлено на решение задач:
-развитие связной монологической речи;
-развитие общения и взаимодействия ребёнка со взрослыми и сверстниками;
- формирование первичных представлений об объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира;
-формирование крупной и мелкой моторики обеих рук.
Актуальностью представленного занятия является то, что материал, содержание, методы и приёмы способствуют решению этих задач.
Инновационность и авторский характер разработки состоит в том, что в методической разработке все части занятия взаимосвязаны и последовательно сменяют друг друга, показывая детям последовательность производства ткани и одежды. В разработке используются разные способы организации детей на занятии с применением игровых заданий, мотивирующих самостоятельную речевую деятельность. Например: игровое задание - пойти за «волшебным клубочком», скрутить верёвочку из ваты, протягивать нити на ткацком станке, вложить ткань в конверт в игре «Ателье», раскрыть сюрприз (раскрутить ткань на сундучке) способствовали как развитию мелкой моторики, так и активизации и актуализации словаря по теме. Интересным для детей явилось предложение решить проблемные ситуации. Детям было предложено определить, как помочь жар-птице снова стать волшебницей. Дети захотели выручить чудо-дерево, которое растеряло свои слова. На занятии были созданы специальные педагогические ситуации: пройти по подиуму красиво, как это делают модели, и рассказать о своей одежде как эксперты моды. В методической разработке широко используется нетрадиционное оборудование, изготовленное логопедом: модели ткацких станков, «волшебный клубочек», жар-птица с перьями, украшенными тканями, подиум, завернутый в ткань сундучок с кукольной одеждой, которые позволили в сюжетно-ролевых играх использовать полученный на занятии социально-коммуникативный опыт.
Используемое оборудование позволило:
-дополнительно стимулировать активизацию коммуникативно-речевых навыков.
-решить задачи активизации и актуализации словаря детей;
-способствовать развитию связной речи;
-обогатить самостоятельный речевой опыт;
-заинтересовать детей;
-задействовать нескольких анализаторов;
-включить в занятие новые методы и приёмы.
Задачи, на решение которых она направлена.
Коррекционно-образовательные задачи. Закреплять знания о том, как изготавливают одежду. Упражнять в умении составлять рассказ-описание предметов одежды с опорой на вопросно-ответный план. Закреплять умение чёткого произношения звуков, имеющихся в речи детей.
Коррекционно-развивающие задачи. Активизировать словарь по данной лексической теме. Упражнять в использовании имен прилагательных со значением соотнесённости по материалу: ситцевая, шерстяная, шелковая, кожаная, меховая, трикотажная. Упражнять в умении преобразовывать одну грамматическую категорию в другую: одежда, одежка, надевать, одевать, переодевать, одёжная. Развивать связную речь, мелкую и артикуляционную моторику.
Коррекционно-воспитательные задачи. Воспитывать умение взаимодействовать со взрослыми и детьми. Способствовать формированию положительной самооценки, уверенности в себе.
Методическая компетентность.
Задача закрепления знаний об изготовлении одежды решалась на протяжении всего занятия с помощью мультимедиа презентации, игровых приёмов, решения проблемных ситуаций, упрощенного выполнения действий по изготовлению одежды.
Мотивировать детей на составление рассказа описания удалось с помощью создания педагогической ситуации. Подражание взрослым, тем более моделям и экспертам моды вызвало у детей небывалый интерес и способствовало формированию у них положительной самооценки, уверенности в себе.
В начале первого периода в подготовительной группе за четким произношением звуков может следить логопед, дети ещё не могут это сделать. Поэтому эта задача решалась с помощью показа логопедом образца правильного произношения.
На протяжении всего занятия активизировался словарь по лексической теме «Одежда». Ответы детей поощрялись словесно и с помощью сюрприза.
В использовании прилагательных со значением соотнесённости по материалу дети упражнялись в проблемной ситуации «Жар-птица», игре «Ателье». В них дети учились взаимодействовать, помогать друг другу.
Задача формирования умения преобразовывать одну грамматическую категорию в другую решалась с помощью дерева с однокоренными словами, использование иллюстраций помогло быстро выполнить задание.
Интересным оказался игровой приём с волшебными зеркалами, он способствовал тому, что дети качественно выполнили артикуляционную гимнастику.
Задача развития мелкой моторики решалась практически во всех играх и заданиях за счёт использования нетрадиционного оборудования.
Задачи, поставленные на занятии были решены, что говорит об адекватности и целесообразности использования практической разработки автора.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
smelaya_vsled_za_volshebnym_klubochkom_.docx | 29.25 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект коррекционно-развивающего занятия в подготовительной группе по формированию коммуникативно-речевых навыков детей ОВЗ.
Тема: Вслед за волшебным клубочком (по лексической теме «Одежда»)
Цель: Развивать речь и познавательные способности детей средствами творческого взаимодействия.
Коррекционно-образовательные задачи: Закреплять знания о том, как изготавливают одежду. Упражнять в умении составлять рассказ-описание предметов одежды с опорой на вопросно-ответный план. Закреплять умение чёткого произношения звуков, имеющихся в речи детей.
Коррекционно-развивающие задачи: Активизировать словарь по данной лексической теме. Упражнять в использовании имен прилагательных со значением соотнесённости по материалу: ситцевая, шерстяная, шелковая, кожаная, меховая, трикотажная. Упражнять в умении преобразовывать одну грамматическую категорию в другую: одежда, одежка, надевать, одевать, переодевать, одёжная. Развивать связную речь, мелкую и артикуляционную моторику, высшие психические функции.
Коррекционно-воспитательные задачи: Воспитывать умение взаимодействовать со взрослыми и детьми. Способствовать формированию положительной самооценки, уверенности в себе.
Предварительная работа:
1. Игры «Что из чего какое?», «Ателье».
2. Чтение литературных текстов с обсуждением: Г.-Х. Андерсен «Новый наряд короля», Ш. Перо «Кот в сапогах», «Красная Шапочка», Г. Снегирёв «Верблюжья варежка»
3. Роспись платья, сарафана, фартука, зарисовка модели одежды.
4. Аппликация «Коврик»
Оборудование: проектор; мультимедийная презентация «Из чего делают ткань»; «волшебный клубочек»; зеркала на каждого ребёнка; модели ткацких станков; игра «Однокоренные слова» (к слову одежда), игра «Ателье»; подиум; сундучок, завёрнутый в ткань; набор кукольной одежды, музыкальное сопровождение показа.
Интеграция образовательных областей: речевое развитие, познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие.
Интеграция видов деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская, двигательная.
Вид занятия: подгрупповое
Ход занятия:
Оргмомент:
Логопед:
-Я сегодня по дороге в детский сад нашла вот такой клубочек. Это не простой клубок, а волшебный. Он приглашает нас в путешествие. Пойдемте за ним.
Игра «Из чего делают ткань?»
Дети подходят к экрану. (На нём хлопковое поле)
-Куда мы пришли?
Дети:
-Это растёт хлопок.
Логопед:
-Для чего его выращивают?
Дети:
-Из него делают хлопчатобумажную ткань, а затем одежду.
Логопед:
-А это уже другое поле. Что на нём растёт?
Дети:
-Это лен. Из него делают льняную ткань, а затем шьют одежду.
Логопед:
-А это что?
Дети:
-Коконы тутового шелкопряда. Из них делают шёлковые нити, а затем ткань.
Логопед:
-Посмотрите, кто это?
Дети:
- Это овцы. Из их шерсти тоже изготавливают одежду.
Логопед:
-Пойдёмте дальше за клубком. Мы пришли в зеркальную страну.
Логопед вместе с детьми::
- Свет мой зеркальце скажи,
Да всю правду доложи!
Я ль на свете лучше всех,
И меня ли ждёт успех?
(Звучит запись ответа зеркал.)
Вы на свете всех умнее,
Всех старательней, мудрее.
Вы язык свой развивайте,
Упражнения выполняйте!
Научитесь чисто разговаривать
И все звуки выговаривать.
Логопед:
-Выполняем волшебные упражнения.
Артикуляционная гимнастика:
Упражнения для rуб.
Застегивание и расстегивание молнии. Улыбнуться, крепко сомкнуть губы, удерживать их в таком положении под счет до «пяти» (застегнули молнию). Разомкнуть губы (расстегнули молнию).
Большие пуговицы и маленькие пуговки. Максимально округлить губы (большая пуговица), вытянуть губы узкой «трубочкой» (маленькая пуговка). Упражнения для языка
Иголочка. Вытянуть «острый» язык как можно дальше изо рта и удерживать его в таком положении (под счет до «пяти-шести »).
Воротник с широкими и острыми краями. Чередовать положения «широкого» и «узкого» языка. Положить «широкий» язык на нижнюю губу «круглый воротничок»). Вытянуть «острый» язык «воротничок с острыми краями».
Белье на ветру. Широко открыть рот и прижать кончик языка к верхним зубам, удерживать его в таком положении (под счет до «шести»).
Шитье на разных швейных машинках. Широко открыть рот.
Поднять язык за верхние зубы, боковые края прижать к коренным зубам и произносить: «Д-д-д-д-д» (шьем на электрической швейной машинке), «Т-т-т-т-т» (шьем на ручной швейной машинке).
Логопед:
Развитие мелкой моторики.
Логопед:
-Вы сказали, что из хлопка делают вату. Давайте, попробуем из ваты вытянуть и скрутить нить. (Дети вытягивают и скручивают хлопковую нить.)
Логопед:
-А теперь мы будем ткать. ( Дети на станочках ткут.)
Логопед:
-Мы изготовили ткани. Идём за клубочком дальше. Мы пришли в тёмный лес. Что это там сияет?
Дети:
-Это Жар-птица.
Игра «Жар-птица» (Назови ткань)
Логопед:
-Это очень интересная птица. Она владелица сказочного ателье. Сегодня жар-птица растеряла свои волшебные качества, а почему давайте подумаем.
Дети:
-Она растеряла украшения для своих перьев. Надо ей помочь собрать их.
Логопед:
-Называете, из какой они ткани и прикрепляете на хвост птицы.
Дети называют, из какого материала перо (ситцевое, шелковое, шерстяное, трикотажное, кожаное, меховое).
Логопед:
-У неё есть сказочное ателье, называется «Жар-птица». Здесь шьют красивые наряды. Жар-птица в благодарность предлагает вам сшить себе наряды.
Игра «Ателье»
Логопед:
-Давайте попробуем сшить одежду. Дети вкладывают ткань в конверт и наклеивают детали.
-Назовите, что вы сшили и какие детали пришили?
Дети:
-Я сшила меховую шубу и пришила к ней воротник и пуговицы. Я сшила лёгкое платье и пришила к ней оборку, пояс и карманы и т.д.
Логопед:
-Волшебный клубочек зовёт нас путешествовать дальше. На что это похоже?
Дети:
-На подиум.
Игра «Подиум»
Логопед:
-Мы сейчас будем демонстрировать одежду.
Дети по очереди демонстрируют и описывают свою одежду. (Составляют описательный рассказ по вопросно-ответному плану)
Итог занятия
Логопед:
-Посмотрите, что-то завёрнуто в ткань. Давайте развернём. Когда вы будете разворачивать надо называть слова-действия по теме «Одежда».
Дети:
-Шьют, вяжут, выкраивают, гладят, чистят, стирают, складывают, ткут, скручивают, сушат, зашивают, перешивают, моделируют.
Открываем сундук. В ней одежда для куклы.
Логопед:
-Это вам подарок из волшебной страны. Какую одежду вам подарили?
Дети:
Платье, кофта, пальто, сарафан, джинсы, шуба, блузка.
Логопед:
-Понравилось ли вам путешествовать в волшебную страну?
Дети:
-Да, понравилось.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект открытого логопедического занятия в подготовительной группе по формированию лексико-грамматических категорий "Согласование множественного числа существительных с числительными в родительном падеже"
Занятие проводилось в подготовительной к школе группе для детей с ОНР III ур. Закреплялась лексика по темам " домашние животные", "зимующие птицы", "фрукты", дети знакомились с согласованием у дете...
Конспект фронтального логопедического занятия в подготовительной группе по формированию лексико-грамматического строя языка и связной речи. Тема: «Профессии»
цель занятия - закрепить знания детей о профессиях....
Конспект коррекционно-развивающего подгруппового занятия в средней группе "Поход за продуктами"
Занятие направлено на развитие познавательных психических процессов и речи...
Конспект коррекционно-развивающего логопедического занятия в средней группе. Лексическая тема: "Транспорт"
Данный конспект предназначен для детей средней группы детского сада. Развитие зрительного и слухового внимания, речевое развитие - словоизменение и словообразование....
Конспект коррекционно-развивающей деятельности в старшей, подготовительной группе по теме: «ЗИМА. ЗИМНИЕ МЕСЯЦЫ. ЗИМУЮЩИЕ ПТИЦЫ»
Цель: актуализация и расширение словаря детей старшей группы по теме “Зима. Зимние месяцы. Зимующие птицы” на логопедическом занятии....
КОНСПЕКТ коррекционно-развивающего логопедического занятия в старшей группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи № 9 «АБВГДешка» ТЕМА: «Зимушка - зима»
Развитие связной речи у детей с общим недоразвитием речи....
Конспект подгруппового коррекционно-развивающего психологического занятия в подготовительной группе с применением роботом Bee-Bot Умная Пчела
Материал полезен педагогам-психологам ДОУ...