Конспект подгруппового коррекционно-развивающего логопедического занятия в подготовительной группе «Насекомые. Лунтик в гостях у ребят»
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)

Петрова Марина Валентиновна

Конспект подгруппового коррекционно-развивающего логопедического занятия в подготовительной группе детей с ТНР и нарушением зрения с использованием современных образовательных технологий

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon конспект насекомые24.23 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект подгруппового коррекционно-развивающего логопедического

 занятия в подготовительной группе детей с ТНР и нарушением

зрения

Тема: «Насекомые. Лунтик в гостях у ребят»

Используемые технологии: здоровьесберегающие, игровые, технологии проблемного обучения, кинезиологические упражнения

Цель: обобщение и систематизация знаний детей по теме «Насекомые».

Задачи: 
Коррекционно-образовательные:

- формирование представлений о насекомых;

- учить отгадывать загадки по теме;

- закрепление в  речи существительного с обобщающим значением “насекомые”;

- уточнение и расширение словаря по теме;

- совершенствование навыков словообразования и словоизменения.

- совершенствование связной речи детей.

Коррекционно-развивающие:
- развивать общие речевые навыки;

- упражнять детей в образовании глаголов в форме прошедшего времени, существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

-развивать общую, мелкую и артикуляторную моторику.
-формировать умение слушать, развивать слуховое внимание.
- развивать внимание, память, наглядно-образное и словесно-логическое мышление аналитико-синтетических способностей,

- развитие диалогической речи,

- развитие зрительного внимания, прослеживающей функции глаз,

- развитие фонематического восприятия, фонематического анализа,

- развитие артикуляционной, мелкой и общей моторики.

-развивать конструктивные навыки, мелкую моторику рук

Коррекционно-воспитательные:
- воспитывать у детей умение внимательно вслушиваться в речь педагога и других детей.

- воспитывать навыки сотрудничества в игре и на занятии, самостоятельность, инициативность, ответственность.

  • воспитывать  интерес к природе, осознанное и бережное отношение к ней.

Методы и приемы:

Оборудование: игрушка - Лунтик, настольные зеркала, иллюстрации к занятию, фонограмма звуков насекомых, лазерная указка, мяч, аэроболы с наклееными на мячика бабочками, цветные крышки и карточки с буквами для разбора слова, цветочная полянка из искусственных цветов и бабочки на магнитах к ней.

Ход занятия:

I.  Орг. момент (Задачи: создание положительного настроя на занятие и интереса к нему, развивать слуховое восприятие через звуки насекомых, расширять глагольный словарь по теме, закрепление в  речи существительного с обобщающим значением “насекомые”).

Логопед : Прислушайтесь, сколько разных звуков можно услышать около леса. Закройте глаза и послушайте.

Запись звуков насекомых.

Логопед : Кого  вы услышали?  

Дети:  комара, пчелу, кузнечика, бабочку, стрекозу.

Логопед : Как они называются все вместе?

Д.: Насекомые

Логопед : Мы будем говорить сегодня о насекомых. Какие звуки издают насекомые?

Дети: Пчелы жужжат, комары – пищат, кузнечик – стрекочет.

 Сюрпризный момент. Постановка цели.  (Задачи: создание положительного настроя на занятие и интереса к нему, закреплять использование пространственных предлогов)

Приходит в гости Лунтик и просит помочь ему попасть обратно в свою волшебную страну. Для этого нужно собрать всех бабочек на цветочной полянке, выполнив задания и ответив на вопросы в конверте). Дети соглашаются помочь Лунтику.

II. Основная часть

Л.: Ребята, нам нужно хорошо подготовиться к выполнению заданий и показать Лунтику, что мы умеем.

Артикуляционная гимнастика  (Задачи: развитие артикуляционной моторики)

Каждое утро Лунтик просыпается, улыбается (упр. «улыбка»). Спрыгивает с кроватки и быстро бежит в ванную чистить зубки перед завтраком.  Сначала он чистит верхние зубки (упр. «Чистые зубки»). Затем также тщательно почистит нижние зубки.  Тем временем баба Капа готовит завтрак, Лунтик ест блинчики (упр.”Блинчик”) с вкусным вареньем (облизываем губки), пьет чай из своей любимой чашечки (упр. «чашечка»). Говорит бабушке спасибо, довольно улыбается и отправляется играть с друзьями.  

1 задание Лунтика. Лунтик показывает “фотографию” своих друзей, по которым скучает, и просит назвать его друзей и их расположение на “фотографии”. Дети выполняют задание. (Кузя на камне, Мила над озером, Пчеленок в траве и т. д.)

После выполнения задание дети прикрепляют на магните одну бабочку на цветочную полянку. Так же делается после каждого задания.

2 задание от Лунтика. Дыхательная гимнастика с использованием аэробола. (Задачи: развитие сильной направленной воздушной струи)

Логопед: На большой цветной ковер

                 Села эскадрилья –

                 То раскроет, то закроет

                 Расписные крылья. (Кто это?)

Посмотрите, к нам прилетели маленькие гости – бабочки (Дети берут аэроболы и мячики с наклеенными на них бабочками).

Л.: Наберите воздух через нос и медленно и плавно подуйте на бабочек, чтобы они закружились в воздухе. Возьмите в руки аэроболы , спинки прямые, вдох через носик - животик надулся, плечики не поднимать, выдох, животик сдулся, щечки не надувать.

3 задание от Лунтика. Зрительная гимнастика с использованием лазерной указки. (Задачи: развитие прослеживающей функции глаз, закрепление навыка ориентирования на плоскости, развитие навыка общения)

Логопед: Нам нужно пройти по клеткам квадрата лазерной указкой, назвать насекомых.

Дети сами по очереди задают траекторию движения друг другу, называют насекомых.

Логопед: Ребята, а вы ничего не заметили? Кто лишний в квадрате?

Д.: Лягушка, потому что она не насекомое.

4 задание от Лунтика.  Дидактическое упражнение «Посчитай насекомых»  (Задачи: закреплять навыки согласования существительных и прилагательных с числительными)

 Логопед: Ребята, посмотрите, как много насекомых. Будем их считать,

-Одна полосатая пчела, 2…., 3, 4, 5… .

(Разноцветная гусеница, трудолюбивый муравей, веселая стрекоза).

Физминутка «Лунтик». (Задачи: координация речи с движением, снятие мышечного напряжения, расширение словаря)

Логопед предлагает детям отдохнуть и подвигаться.

                             Утром Лунтик наш проснулся,

                             Потянулся, улыбнулся.

                             Раз – росою он умылся,

                             Два – подпрыгнул, покружился,

                             Три – нагнулся и присел

                              На четыре – полетел.

                              У реки остановился,

                              И с друзьями очутился. (берутся за руки)

5 задание от Лунтика.  Игра с мячом «Закончи предложение».   (Задачи: упражнять в подборе антонимов)

Логопед. Давайте поиграем в  игру с мячом «Закончи предложение». Вставайте в круг.

-Баба Капа большая, а Пчеленок?

1-й ребенок.. маленький.

Логопед. У Милы крылья короткие, а у Кузи?

2-й ребенок.. длинные.

Логопед. У Генерала Шера усы толстые, а у бабочки?

3-й ребенок.. тонкие.

Логопед. У  Генерала Шера спина широкая, а у муравьишки?

4-й ребенок.. узкая.

Логопед: Вупсень и Пупсень жадные, а Лунтик?

Реб.: Добрый, щедрый.

 Пальчиковая гимнастика (с элементами кинезиологических упражнений) (Задачи: развитие мелкой моторики рук, координации речи с движением, развитие межполушарных связей)

Логопед предлагает детям отдохнуть и потренировать свои руки.

Веселый Лунтик, озорной,
С Луны пришел он к нам домой. (кулак-ладонь)
Бегает, резвится,
Все время веселится.(кулак-ребро-ладонь)
Дарит радость всем вокруг.
Лунтик — самый лучший друг! (кулак-ладонь, в конце показываем большой палец)

 6 задание от Лунтика. Д.и. “Что делают насекомые?)  (Задачи: развитие глагольного словаря и словаря отглагольных прилагательных)

Логопед : - Как передвигаются насекомые? Мила, Пчеленок?

Дети: - Летают,

Л.: Вупсень и Пупсень, Муравьишки?

Д.: ползают,

Л.: Кузя

Д.: прыгает.

Логопед : - Молодцы, правильно. Если они летают, то они какие?

Дети: - Летающие и т. д. (ползающие, прыгающие).

Динамическая пауза. (Задачи: снятие мышечного напряжения, дифференциация насекомых по способу передвижения – летающих, ползающих, прыгающих.)

Имитация движений. Называется насекомое - друг Лунтика (Мила, Кузя, муравьи, Пчеленок, Вупсень, Лунтик), дети имитируют движение.

 7 задание от Лунтика. Анализ слова «Мила». (Задачи: развитие навыка звукового анализа слов)

Логопед:

 Это что за девочка,
Ходит в платье красном?
Косы вверх, как стрелочки.
Голосок прекрасный.
(Божья коровка Мила) 


Логопед: Сколько слогов в слове –«Мила» (два). На какой гласный падает ударение?

Сколько гласных звуков, согласных, помогут нам в этом символы звуков и буквы.

Дети выкладывают слово  и выполняют звукобуквенный анализ с помощью цветных крышек.

Лунтик благодарит детей, бабочки заняли все цветочки, теперь он сможет вернуться в свою страну. Он прощается с ребятами.

 Игра “Да или нет” (Задачи:  развитие внимания и слухового восприятия, воспитание осознанного и бережного отношения к природе)

Логопед: Ребята, на прощание я предлагаю вам поиграть в игру. Как  знатоки природы,  вы должны знать как  ее оберегать, тогда всем ее обитателям будет хорошо. Я буду задавать вопросы, вы будете отвечать ДА или НЕТ.

Если я приду в лесок и сорву ромашку? (нет)

Если съем я пирожок и выброшу бумажку? (нет)

Если хлебушка кусок на пеньке оставлю? (да)

Если ветку подвяжу, колышек поставлю? (да)

Если разведу костер и тушить не буду? (нет)

Если сильно насорю, а убрать забуду? (нет)

Если мусор уберу, банку закопаю? (да)

Я люблю свою природу, я ей помогаю! (да)

III. Итог занятия.

- Ребята, вы сегодня молодцы! Верно справились со всеми заданиями.

Рефлексия (задачи: подведение итогов занятия, развитие диалоговой речи.)

Логопед: Кто у нас сегодня побывал в гостях?

-Что было интересного на занятии?

 -Что тебе больше всего понравилось на занятии?

-Что показалось сложным?

Вы молодцы, до новых встреч!  

Список использованной литературы:

1.Бардышева Т.Ю., Моносова Е.Н. Логопедические занятия в детском саду.Подготовительная группа. М.: Скрипторий, 2016.

2.Граб Л.М. Тематическое планирование коррекционной работы в логопедической группе для детей 6-7лет с ОНР. М.: ГНОМ и Д, 2005.

3.Крупенчук О.И. Научите меня говорить правильно! Комплексная методика подготовки ребёнка к школе. СПб.: Литера, 2011.

4.Метельская Н.Г. 100 физкультминуток на логопедических занятиях. М.: Сфера, 2010.

5.Нищева Н.В. «Конспекты подгрупповых логопедических занятий в подготовительной группе детского сада для детей с ОНР». - Спб., «Детство-пресс», 2017.

6. Крупенчук, О. И. Исправляем произношение. Комплексная методика коррекции артикуляционных расстройств. Для детей 4-7 лет / О.И. Крупенчук, Т. А. Воробьева. - М.: Литера, 2013.

7. Галкина, Г.Г. Пальцы помогают говорить. Коррекционные занятия по развитию мелкой моторики у детей / Галкина Галина Григорьевна. - М.: ГНОМ и Д, 2013.

8. Ткаченко Т. А. Формирование и развитие связной речи. Логопедическая тетрадь.-С-П. 1999

9. Филичева Т. Б., Чиркина Г. В. Устранение ОНР у детей дошкольного возраста. Практическое пособие М., 2005г.

10. Филичева Т. Б., Туманова Т. В. Чиркина Г. В. Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с ОНР. – Дрофа, 2009г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект подгрупповой коррекционно-развивающей деятельности по теме «Овощи» в подготовительной группе для детей с тяжёлым нарушением речи, заиканием, общим недоразвитием речи (второй год обучения). Учитель-логопед Рогулева И.Н. Этап шёпотной речи.

Конспект подгрупповой коррекционно-развивающей деятельности по теме «Овощи» в подготовительной группе для детей с тяжёлым нарушением речи, заиканием, общим недоразвитием речи (второй год обучения...

Конспект подгрупповой коррекционно-развивающей деятельности в старшей логопедической группе по автоматизации правильного произношения звука «Р» в словах, простых фразах с использованием сенсорно-интегративной технологии «В поисках сундука Пирата».

Конспект подгрупповой коррекционно-развивающей деятельности в старшей логопедической группе по автогматизации правильного произношения звука «Р» в словах, простых фразах с использованием с...

Конспект подгруппового коррекционно-развивающего занятия по развитию зрительного восприятия в подготовительной группе для детей с нарушением зрения «Волшебный мир фигур»

Занятие нацелено на систематизацию знаний детей с нарушением зрения о геометрических фигурах, геометрических телах.На  занятии используются игры на развитие сохранных анализаторов; Мет...

Конспект подгруппового коррекционно –развивающего занятия с детьми подготовительной группы компенсирующей направленности с тяжелым нарушением речи.

Конспект подгруппового коррекционно –развивающего занятия с детьми подготовительной группы компенсирующей направленности с тяжелым нарушением речи. Тема: Использование здоровьесберегающих т...

Конспект НОД по финансовой грамотности в подготовительной группе «Муха-Цокотуха в гостях у ребят»

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение  «Детский сад  комбинированного вида № 37 «Ягодка» города Губкина Белгородской  области...

Подгрупповое коррекционно-развивающее открытое занятие в старшей группе по развитию лексико-грамматического строя речи. Лексическая тема «Насекомые. Заколдованная поляна».

Вашему вниманию представлен конспект открытого логопедического занятия по развитию лексико-грамматического строя речи в старшей группе. Лексическая тема "Насекомые"....