Конспект подгруппового коррекционно-развивающего логопедического занятия в подготовительной группе «Насекомые. Лунтик в гостях у ребят»
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)
Конспект подгруппового коррекционно-развивающего логопедического занятия в подготовительной группе детей с ТНР и нарушением зрения с использованием современных образовательных технологий
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 24.23 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект подгруппового коррекционно-развивающего логопедического
занятия в подготовительной группе детей с ТНР и нарушением
зрения
Тема: «Насекомые. Лунтик в гостях у ребят»
Используемые технологии: здоровьесберегающие, игровые, технологии проблемного обучения, кинезиологические упражнения
Цель: обобщение и систематизация знаний детей по теме «Насекомые».
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
- формирование представлений о насекомых;
- учить отгадывать загадки по теме;
- закрепление в речи существительного с обобщающим значением “насекомые”;
- уточнение и расширение словаря по теме;
- совершенствование навыков словообразования и словоизменения.
- совершенствование связной речи детей.
Коррекционно-развивающие:
- развивать общие речевые навыки;
- упражнять детей в образовании глаголов в форме прошедшего времени, существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
-развивать общую, мелкую и артикуляторную моторику.
-формировать умение слушать, развивать слуховое внимание.
- развивать внимание, память, наглядно-образное и словесно-логическое мышление аналитико-синтетических способностей,
- развитие диалогической речи,
- развитие зрительного внимания, прослеживающей функции глаз,
- развитие фонематического восприятия, фонематического анализа,
- развитие артикуляционной, мелкой и общей моторики.
-развивать конструктивные навыки, мелкую моторику рук
Коррекционно-воспитательные:
- воспитывать у детей умение внимательно вслушиваться в речь педагога и других детей.
- воспитывать навыки сотрудничества в игре и на занятии, самостоятельность, инициативность, ответственность.
- воспитывать интерес к природе, осознанное и бережное отношение к ней.
Методы и приемы:
Оборудование: игрушка - Лунтик, настольные зеркала, иллюстрации к занятию, фонограмма звуков насекомых, лазерная указка, мяч, аэроболы с наклееными на мячика бабочками, цветные крышки и карточки с буквами для разбора слова, цветочная полянка из искусственных цветов и бабочки на магнитах к ней.
Ход занятия:
I. Орг. момент (Задачи: создание положительного настроя на занятие и интереса к нему, развивать слуховое восприятие через звуки насекомых, расширять глагольный словарь по теме, закрепление в речи существительного с обобщающим значением “насекомые”).
Логопед : Прислушайтесь, сколько разных звуков можно услышать около леса. Закройте глаза и послушайте.
Запись звуков насекомых.
Логопед : Кого вы услышали?
Дети: комара, пчелу, кузнечика, бабочку, стрекозу.
Логопед : Как они называются все вместе?
Д.: Насекомые
Логопед : Мы будем говорить сегодня о насекомых. Какие звуки издают насекомые?
Дети: Пчелы жужжат, комары – пищат, кузнечик – стрекочет.
Сюрпризный момент. Постановка цели. (Задачи: создание положительного настроя на занятие и интереса к нему, закреплять использование пространственных предлогов)
Приходит в гости Лунтик и просит помочь ему попасть обратно в свою волшебную страну. Для этого нужно собрать всех бабочек на цветочной полянке, выполнив задания и ответив на вопросы в конверте). Дети соглашаются помочь Лунтику.
II. Основная часть
Л.: Ребята, нам нужно хорошо подготовиться к выполнению заданий и показать Лунтику, что мы умеем.
Артикуляционная гимнастика (Задачи: развитие артикуляционной моторики)
Каждое утро Лунтик просыпается, улыбается (упр. «улыбка»). Спрыгивает с кроватки и быстро бежит в ванную чистить зубки перед завтраком. Сначала он чистит верхние зубки (упр. «Чистые зубки»). Затем также тщательно почистит нижние зубки. Тем временем баба Капа готовит завтрак, Лунтик ест блинчики (упр.”Блинчик”) с вкусным вареньем (облизываем губки), пьет чай из своей любимой чашечки (упр. «чашечка»). Говорит бабушке спасибо, довольно улыбается и отправляется играть с друзьями.
1 задание Лунтика. Лунтик показывает “фотографию” своих друзей, по которым скучает, и просит назвать его друзей и их расположение на “фотографии”. Дети выполняют задание. (Кузя на камне, Мила над озером, Пчеленок в траве и т. д.)
После выполнения задание дети прикрепляют на магните одну бабочку на цветочную полянку. Так же делается после каждого задания.
2 задание от Лунтика. Дыхательная гимнастика с использованием аэробола. (Задачи: развитие сильной направленной воздушной струи)
Логопед: На большой цветной ковер
Села эскадрилья –
То раскроет, то закроет
Расписные крылья. (Кто это?)
Посмотрите, к нам прилетели маленькие гости – бабочки (Дети берут аэроболы и мячики с наклеенными на них бабочками).
Л.: Наберите воздух через нос и медленно и плавно подуйте на бабочек, чтобы они закружились в воздухе. Возьмите в руки аэроболы , спинки прямые, вдох через носик - животик надулся, плечики не поднимать, выдох, животик сдулся, щечки не надувать.
3 задание от Лунтика. Зрительная гимнастика с использованием лазерной указки. (Задачи: развитие прослеживающей функции глаз, закрепление навыка ориентирования на плоскости, развитие навыка общения)
Логопед: Нам нужно пройти по клеткам квадрата лазерной указкой, назвать насекомых.
Дети сами по очереди задают траекторию движения друг другу, называют насекомых.
Логопед: Ребята, а вы ничего не заметили? Кто лишний в квадрате?
Д.: Лягушка, потому что она не насекомое.
4 задание от Лунтика. Дидактическое упражнение «Посчитай насекомых» (Задачи: закреплять навыки согласования существительных и прилагательных с числительными)
Логопед: Ребята, посмотрите, как много насекомых. Будем их считать,
-Одна полосатая пчела, 2…., 3, 4, 5… .
(Разноцветная гусеница, трудолюбивый муравей, веселая стрекоза).
Физминутка «Лунтик». (Задачи: координация речи с движением, снятие мышечного напряжения, расширение словаря)
Логопед предлагает детям отдохнуть и подвигаться.
Утром Лунтик наш проснулся,
Потянулся, улыбнулся.
Раз – росою он умылся,
Два – подпрыгнул, покружился,
Три – нагнулся и присел
На четыре – полетел.
У реки остановился,
И с друзьями очутился. (берутся за руки)
5 задание от Лунтика. Игра с мячом «Закончи предложение». (Задачи: упражнять в подборе антонимов)
Логопед. Давайте поиграем в игру с мячом «Закончи предложение». Вставайте в круг.
-Баба Капа большая, а Пчеленок?
1-й ребенок.. маленький.
Логопед. У Милы крылья короткие, а у Кузи?
2-й ребенок.. длинные.
Логопед. У Генерала Шера усы толстые, а у бабочки?
3-й ребенок.. тонкие.
Логопед. У Генерала Шера спина широкая, а у муравьишки?
4-й ребенок.. узкая.
Логопед: Вупсень и Пупсень жадные, а Лунтик?
Реб.: Добрый, щедрый.
Пальчиковая гимнастика (с элементами кинезиологических упражнений) (Задачи: развитие мелкой моторики рук, координации речи с движением, развитие межполушарных связей)
Логопед предлагает детям отдохнуть и потренировать свои руки.
Веселый Лунтик, озорной,
С Луны пришел он к нам домой. (кулак-ладонь)
Бегает, резвится,
Все время веселится.(кулак-ребро-ладонь)
Дарит радость всем вокруг.
Лунтик — самый лучший друг! (кулак-ладонь, в конце показываем большой палец)
6 задание от Лунтика. Д.и. “Что делают насекомые?) (Задачи: развитие глагольного словаря и словаря отглагольных прилагательных)
Логопед : - Как передвигаются насекомые? Мила, Пчеленок?
Дети: - Летают,
Л.: Вупсень и Пупсень, Муравьишки?
Д.: ползают,
Л.: Кузя
Д.: прыгает.
Логопед : - Молодцы, правильно. Если они летают, то они какие?
Дети: - Летающие и т. д. (ползающие, прыгающие).
Динамическая пауза. (Задачи: снятие мышечного напряжения, дифференциация насекомых по способу передвижения – летающих, ползающих, прыгающих.)
Имитация движений. Называется насекомое - друг Лунтика (Мила, Кузя, муравьи, Пчеленок, Вупсень, Лунтик), дети имитируют движение.
7 задание от Лунтика. Анализ слова «Мила». (Задачи: развитие навыка звукового анализа слов)
Логопед:
Это что за девочка,
Ходит в платье красном?
Косы вверх, как стрелочки.
Голосок прекрасный.
(Божья коровка Мила)
Логопед: Сколько слогов в слове –«Мила» (два). На какой гласный падает ударение?
Сколько гласных звуков, согласных, помогут нам в этом символы звуков и буквы.
Дети выкладывают слово и выполняют звукобуквенный анализ с помощью цветных крышек.
Лунтик благодарит детей, бабочки заняли все цветочки, теперь он сможет вернуться в свою страну. Он прощается с ребятами.
Игра “Да или нет” (Задачи: развитие внимания и слухового восприятия, воспитание осознанного и бережного отношения к природе)
Логопед: Ребята, на прощание я предлагаю вам поиграть в игру. Как знатоки природы, вы должны знать как ее оберегать, тогда всем ее обитателям будет хорошо. Я буду задавать вопросы, вы будете отвечать ДА или НЕТ.
Если я приду в лесок и сорву ромашку? (нет)
Если съем я пирожок и выброшу бумажку? (нет)
Если хлебушка кусок на пеньке оставлю? (да)
Если ветку подвяжу, колышек поставлю? (да)
Если разведу костер и тушить не буду? (нет)
Если сильно насорю, а убрать забуду? (нет)
Если мусор уберу, банку закопаю? (да)
Я люблю свою природу, я ей помогаю! (да)
III. Итог занятия.
- Ребята, вы сегодня молодцы! Верно справились со всеми заданиями.
Рефлексия (задачи: подведение итогов занятия, развитие диалоговой речи.)
Логопед: Кто у нас сегодня побывал в гостях?
-Что было интересного на занятии?
-Что тебе больше всего понравилось на занятии?
-Что показалось сложным?
Вы молодцы, до новых встреч!
Список использованной литературы:
1.Бардышева Т.Ю., Моносова Е.Н. Логопедические занятия в детском саду.Подготовительная группа. М.: Скрипторий, 2016.
2.Граб Л.М. Тематическое планирование коррекционной работы в логопедической группе для детей 6-7лет с ОНР. М.: ГНОМ и Д, 2005.
3.Крупенчук О.И. Научите меня говорить правильно! Комплексная методика подготовки ребёнка к школе. СПб.: Литера, 2011.
4.Метельская Н.Г. 100 физкультминуток на логопедических занятиях. М.: Сфера, 2010.
5.Нищева Н.В. «Конспекты подгрупповых логопедических занятий в подготовительной группе детского сада для детей с ОНР». - Спб., «Детство-пресс», 2017.
6. Крупенчук, О. И. Исправляем произношение. Комплексная методика коррекции артикуляционных расстройств. Для детей 4-7 лет / О.И. Крупенчук, Т. А. Воробьева. - М.: Литера, 2013.
7. Галкина, Г.Г. Пальцы помогают говорить. Коррекционные занятия по развитию мелкой моторики у детей / Галкина Галина Григорьевна. - М.: ГНОМ и Д, 2013.
8. Ткаченко Т. А. Формирование и развитие связной речи. Логопедическая тетрадь.-С-П. 1999
9. Филичева Т. Б., Чиркина Г. В. Устранение ОНР у детей дошкольного возраста. Практическое пособие М., 2005г.
10. Филичева Т. Б., Туманова Т. В. Чиркина Г. В. Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с ОНР. – Дрофа, 2009г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект подгрупповой коррекционно-развивающей деятельности по теме «Овощи» в подготовительной группе для детей с тяжёлым нарушением речи, заиканием, общим недоразвитием речи (второй год обучения). Учитель-логопед Рогулева И.Н. Этап шёпотной речи.
Конспект подгрупповой коррекционно-развивающей деятельности по теме «Овощи» в подготовительной группе для детей с тяжёлым нарушением речи, заиканием, общим недоразвитием речи (второй год обучения...

Конспект подгрупповой коррекционно-развивающей деятельности в старшей логопедической группе по автоматизации правильного произношения звука «Р» в словах, простых фразах с использованием сенсорно-интегративной технологии «В поисках сундука Пирата».
Конспект подгрупповой коррекционно-развивающей деятельности в старшей логопедической группе по автогматизации правильного произношения звука «Р» в словах, простых фразах с использованием с...

Конспект подгруппового коррекционно-развивающего занятия по развитию зрительного восприятия в подготовительной группе для детей с нарушением зрения «Волшебный мир фигур»
Занятие нацелено на систематизацию знаний детей с нарушением зрения о геометрических фигурах, геометрических телах.На занятии используются игры на развитие сохранных анализаторов; Мет...

Конспект подгруппового коррекционно –развивающего занятия с детьми подготовительной группы компенсирующей направленности с тяжелым нарушением речи.
Конспект подгруппового коррекционно –развивающего занятия с детьми подготовительной группы компенсирующей направленности с тяжелым нарушением речи. Тема: Использование здоровьесберегающих т...

Конспект НОД по финансовой грамотности в подготовительной группе «Муха-Цокотуха в гостях у ребят»
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида № 37 «Ягодка» города Губкина Белгородской области...

Подгрупповое коррекционно-развивающее открытое занятие в старшей группе по развитию лексико-грамматического строя речи. Лексическая тема «Насекомые. Заколдованная поляна».
Вашему вниманию представлен конспект открытого логопедического занятия по развитию лексико-грамматического строя речи в старшей группе. Лексическая тема "Насекомые"....
Конспект подгруппового коррекционно-развивающего психологического занятия в подготовительной группе с применением роботом Bee-Bot Умная Пчела
Материал полезен педагогам-психологам ДОУ...