Конспект коррекционно-развивающей деятельности в старшей, подготовительной группе по теме: «ЗИМА. ЗИМНИЕ МЕСЯЦЫ. ЗИМУЮЩИЕ ПТИЦЫ»
план-конспект занятия по логопедии

Забара Алина Александровна

Цель: актуализация и расширение словаря детей старшей группы по теме “Зима. Зимние месяцы. Зимующие птицы” на логопедическом занятии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zima.docx86.06 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект коррекционно-развивающей деятельности в старшей, подготовительной группе по теме: «ЗИМА. ЗИМНИЕ МЕСЯЦЫ. ЗИМУЮЩИЕ ПТИЦЫ»

Цель: актуализация и расширение словаря детей старшей группы по теме “Зима. Зимние месяцы. Зимующие птицы” на логопедическом занятии.

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

- Закрепление представлений о грибах, их строении, местонахождении;

- Расширение, уточнение и активизация словаря по теме: «Зима. Зимние месяцы. Зимующие птицы»;

- Совершенствование грамматического строя речи (образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами).

Коррекционно-развивающие:

- Развитие навыка классификации и обобщения, формирование обобщающих понятий;

- Развитие диалогической речи;

- Развитие мелкой моторики и зрительной координации.

Коррекционно-воспитательные:

- Формирование навыка сотрудничества, самостоятельности;

- Воспитание любви и бережного отношения к природе.

Оборудование: предметные картинки по лексической теме.

Ход занятия:

I. Организационный момент:

Здравствуйте, ребята!

Логопед: Ребята! Послушайте внимательно стихотворение «Наступили холода».

Наступили холода,

Обернулась в лед вода.

Длинноухий зайка серый

Обернулся зайкой белым.

Перестал медведь реветь:

В спячку впал в бору медведь.

Кто скажет, кто знает,

Когда это бывает?

Дети: Зимой!

Логопед: Молодцы! А кто-нибудь догадался, о чем мы будем с вами разговаривать?

Дети: О зиме.

 

2. Логопед: Верно! Сегодня мы будем разговаривать о зиме.

Но для начала давайте сделаем упражнение на дыхание «Погреем ручки». Встаньте все, руки поднесите к лицу. Делаем быстрый шумный вдох носом, затем медленный выдох ртом на кисти рук с призвуком «Ха-а-а».

Дети выполняют упражнение 5 раз. После чего садятся на свои места.

 

3. Стук в дверь группы. Логопед подходит и получает «Письмо Зимы».

Логопед: Дети! Посмотрите! Нам пришло…А что это? Кто знает?

Дети: Письмо!

Логопед: Да! Это письмо. Давайте же прочитаем, что в нем написано…

К нам пришло

Письмо одно,

Было странное оно.

Вместо марок -

Три снежинки,

А конверт -

Из чистой льдинки,

А письмо не на листке,

А на беленьком снежке:

- Скоро, скоро

К вам примчу,

На метели прилечу,

Запляшу и закружу,

Снегом землю наряжу,

И деревья и дома…

И подписано: «Зима».

Дети! Так от кого же пришло это письмо?

Дети: От зимы!

Логопед: Верно! Она уже вступила в свои права!

 

4. Логопед: К нам пришла зима.

Ребята, сколько зимних месяцев вы знаете? (три)

Перечислите зимние месяцы

Сейчас какой у нас идет месяц?(декабрь) А по счету какой он?

Что же у нас зимой изменяется вокруг? (в ходе беседы вывешиваются картинки).

Солнце светит, но плохо…

Дети: греет.

Логопед: Да, верно! А погода какая? На улице тепло?

Дети: Нет! На улице холодно, морозно, ветрено. Идет снег.

Логопед: Ребята! А вы заметили, что вечер наступает быстрее, а утром светлеет позже, чем летом?

Дети: Да!

Логопед: А на деревьях есть листья? А травка на земле?

Дети: Нет, на деревьях листьев нет, и травки тоже, вся земля покрыта белым снегом.

Логопед: Говорят, покрыта снегом как белым ковром или одеялом. А как живут зимой птицы и животные? Перелетные птицы улетают в теплые края, а хватает ли еды зимующим птицам?

Дети: Нет!

Логопед: Верно! Нет ни семян, ни насекомых и птицы голодают. Но им помогают. Как вы думаете кто и как?

Дети: Люди! Они строят им кормушки и подкармливают их.

Логопед: Молодцы! А вы помогаете голубям, воробьям, синичкам и другим зимующим птицам?

Дети отвечают на поставленный логопедом вопрос.

Логопед: Дети! А Что происходит с домашними животными? Она пасутся на лугах, щиплют травку?

Дети: Нет! Потому что холодно и травы нет.

Логопед: Верно! Домашние животные находятся в теплом хлеву. Хозяева кормят их…Чем? Кто знает, что дают вместо травы животным зимой?

Дети: Сено!

Логопед: Да! Их кормят сеном – это сушеная трава, ее заготавливают летом. А дикие животные? Барсук, ежик и медведь… Что они делают зимой?

Дети: Они спят до весны. Медведь спит и сосет лапу.

Логопед: Молодцы! Верно! Шерсть у животных зимой становится густой, теплой. Как вы думаете для чего?

Дети: Чтобы не замерзнуть от холода!

Логопед: Верно! А некоторые животные меняют цвет своей шубки. Кто и зачем?

Дети: Зайчик. Зимой у зайца не серая, а белая шубка, чтобы его не было видно среди белого снега. Он прячется от волка.

Логопед: А как люди себя ведут с приходом зимы? Как они готовятся к ней?

Дети: Люди одеваются в теплую зимнюю одежду, утепляют свои дома. В квартирах включают отопление, а в домах топят печь.

 

5. Логопед: Верно! А теперь давайте встанем и погреемся!

Мы погреемся немножко, (растирание кистей рук)

Мы похлопаем в ладошки, (4 хлопка)

Ножками потопаем (4 притопа ногами)

И себя похлопаем! (4 хлопка ладонями по предплечьям)

Дети выполняют знакомое им упражнение 3 раза. Садятся на стулья.

Игра «Доскажи словечко».

Логопед:  Зимой все вокруг покрыто белым пушистым снегом.

Зимушка: Давайте поиграем со  словом «снег».

«Тихо, тихо, как во сне,

Падает на землю ... (Снег.)

На дорожки, на лужок

Всё снижается ... (Снежок.)

Все бегут вперегонки,

Все хотят играть в ... (Снежки.)

Рядом снежная фигурка —

Эта девочка — ... (Снегурка.)

Словно в сказке, как во сне,

Землю всю украсил ... (Снег.)»

С неба всё скользят пушинки —

 Серебристые ... (Снежинки.)

Вот веселье для ребят —

Всё сильнее ... (Снегопад.)

Словно в белый пуховик

Нарядился ... (Снеговик.)

На снегу-то, посмотри —

С красной грудкой ... (Снегири.)

6. Логопед: Согрелись?

Дети: Да!

Логопед: А теперь поиграем в игру «Назови ласково». Я вам буду говорить слово, а вы мне должны будете назвать его ласково. Понятно?

Дети: Да!

Логопед: Снег.

Логопед: Лед.льдинка

Логопед: Метель. Метелица

Логопед: Сани.Саночки.

Логопед: Дед Мороз. Дедушка Мороз.

Логопед: Каток. Каточек.

Логопед: Горка.

Логопед: Ветер.

Логопед: Холод.

Логопед: Сугроб.

Логопед: Сосулька.

Логопед: Снегурка.

Логопед: И все это-зима!

14 ребенок: Зимушка.

 

7. Логопед: Молодцы! А теперь мы с вами позанимаемся с пальчиками. Упражнение называется «Мы во двор пошли гулять!»

Один, два, три, четыре, пять! (загибание пальцев по одному)

Мы во двор пошли гулять. («Идут» по столу пальцами)

Бабу снежную лепили, («лепят» комочек двумя руками)

Птичек крошкам кормили, («крошат хлебушек» двумя руками)

С горки мы потом катались, (ведут указательным пальцем правой руки

по ладони левой руки)

А еще в снегу валялись. (Ладони на стол то одной, то другой стороной)

Все в снегу домой пришли, (оттряхивание ладоней друг о друга)

Съели суп и спать легли. (Движение воображаемой ложкой, руки под щеку)

Дети выполняют пальчиковую гимнастику вместе с логопедом 3 раза, проговаривают ее.

 

8. Логопед: Умницы! А теперь мы поиграем в игру «Какой? Какая?»

Если зимой холодно, то она какая? Холодная!

Логопед: Да! Если зимой морозно, то она какая? Морозная!

Логопед: Верно! Если зима наступила поздно, то она какая?Поздняя!

Логопед: Молодец! А если наступила рано? Ранняя!

Логопед: Конечно! Если зимой много снега, то она какая? Снежная!

Логопед: Умница! Если снег блестит, то он какой? Блестящий!

Логопед: Да! А если искрится? Искрящийся!

Логопед: Верно! А если он как пушинки? Пушистый!

Логопед: Молодец! Если на улице мороз и он колет за щеки и нос, то он какой? Колючий!

Логопед: Конечно! Если зимой сильные ветра, то она какая? Ветреная!

Логопед: Умница! Если зимой много белого снега, то она какая? Белоснежная!

Логопед: Да! Если на горке скользко, то она какая? Скользкая!

Логопед: Верно! Если зима продлилась долго, то она какая? Долгая!

Логопед: Конечно! Если на дороге лед, то дорога какая? Ледяная!

-Посмотрите на страничку, где нарисованы предметы для зимних развлечений. Что вы видите?

Лыжи, снеговика, санки.

- Послушайте загадку об одном из этих предметов, изображенных на этой странице.

Две новые кленовые

Подошвы двухметровые.

На них поставишь две ноги –

И по большим снегам беги.

- Что это? Почему вы так решили? Объясните.

- Обведите лыжи по контуру и раскрасьте любым цветным карандашом.

http://logoped.ru/images/romaus01.gif

9. Как-то раз он решил нарисовать моих братьев  снеговичков,  но поторопился, и  не всё дорисовал.  Давайте поможем художнику - дорисуем снеговичков и расскажем об этом. Садитесь за стол и выбирайте  картинки.

 (Каждый ребёнок рассказывает о том, что он собирается делать и дорисовывает картинку.)

«У моего снеговика нет…(ведра, метлы, носа, глаз, рук). Я дорисую…»

(Снеговик хвалит детей, а логопед вывешивает картинки на магнитной доске.)

 

10. Логопед: Молодцы! Давайте вспомним, что же мы сегодня изучали?

Дети: Зиму.

Логопед: Да, Зиму. Во что играли, что вам больше всего понравилось?

Дети отвечают по очереди, делятся своими впечатлениями.

Логопед называет тех детей, кто был активнее и внимательнее, хвалит их.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект коррекционно-развивающего занятия психолога в старшей логопедической группе с применением утилиты "Несколько мышей" и с использованием лексичекой темы "Транспорт"

Одно занятие из цикла "Несколько мышей" в логопедической группе с использованием лексических тем, изучаемых в данный период....

Конспект коррекционно-развивающего занятия-практикума в старшей логопедической группе (ОНР) на тему: "Хотим быть здоровыми"

Познакомить родителей с методами и приемами массажа рук. Оптимизировать чувствительность рук у детей с ОНР с помощью пассивного массажа, который предусматривает использование разнообразных контрастных...

Конспект организованной образовательной деятельности в старшей логопедической группе по теме "Зима"

Данное подгрупповое логопедическое занятие по теме "Зима" направлено на формирование лексико-грамматических средств языка детей 5-6 лет....

Конспект НОД по коммуникативно-познавательной деятельности в подготовительной группе по теме: «Характеристика зимних месяцев: декабрь, январь и февраль. Рисование по представлению «Красота зимней природы»

План – конспект непосредственно образовательной деятельности в подготовительной к школе группе по коммуникативно-познавательной деятельности по теме «Характеристика зимних месяцев: декабрь, январь и ф...

Конспект непосредственно образовательной деятельности «Познание» в подготовительной группе по теме: «Зимующие птицы».

Цель: создание условий для закрепления знаний детей о зимующих птицах.Задачи:Образовательные:Расширение знаний о зимующих птицахАктивизация словарного запаса по теме «Зимующие птицы»Формир...