Использование развивающих методик для развития творческих способностей детей 5-7 лет
консультация по коррекционной педагогике (старшая группа) на тему
Использование развивающих методик для развития
творческих способностей детей 5-7 лет
В проекте исследуется как развивающие методики блоки Дьенеша и палочки Кюизенера влияют на развитие творческих способностей детей 5-7 лет.
Цель исследования: Создать развивающую среду для развития творческих способностей детей 5-7 лет.
Объект исследования: Развитие творческих способностей детей 5-7 лет.
Предмет исследования: Развивающие методики, способствующие творческому развитию детей 5-7 лет.
Были поставлены следующие задачи:
Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме развития творческих способностей детей 5-7 лет в образовательном учреждении.
Изучить особенности организации развивающей среды в образовательном учреждении.
Разработать модель развивающей среды образовательного учреждения для реализации творческих способностей детей 5-7 лет.
Творческие способности (творчество) означает созидание нового, под которым могут подразумеваться как преобразования в сознании и поведении человека, так и порождаемые им продукты, которые он отдаёт другим (Ярошевский).
Под развитием психических механизмов, как основы творческих способностей понимают развитие памяти, внимания, воображения и наблюдательности.
Для исследования образной креативности я использую тест «Дорисовывание», в котором оцениваются беглость, гибкость, оригинальность, а также характер рисунка – важный показатель творческих способностей ребенка. Исследование проводилось в подготовительной группе (15 детей).
Полученные результаты показаны на слайде. Вывод. Исходя из полученных результатов можно судить о том, что большинство детей в подготовительной группе имеют высокий уровень творческих способностей.
По итогам теста были получены следующие результаты:
Беглость. 1 балл получили 6 детей; 2 балла – 8 детей; 3 балла – 1 ребенок.
Гибкость. 1 балл – 1 ребенок; 2 балла – 3 детей; 3 балла – 11 детей.
Оригинальность. 1 балл – 2 детей; 2 балла – 3 детей; 3 балла – 6 детей; 5 баллов – 4 ребенка.
Характер рисунка (показатель творческих способностей ребенка). 1 балл – 2 детей; 2 балла – 8 детей; 3 балла – 5 детей.
Общий результат. 4 балла – 1 ребенок; 5 баллов – 2 детей; 6 баллов – 4 ребенка; 9 баллов – 3 ребенка; 12 баллов – 3 ребенка; 13 баллов – 2 ребенка; 15 баллов – 1 ребенок.
В норме дети должны набрать 6-9 баллов, получив по 1-2 балла за беглость, гибкость и оригинальность и 3-4 балла за характер рисунка. Норма не зависит от возраста, который влияет только на изменение стимульного материала. При большом количестве баллов (11 и выше) можно говорить о высоких творческих способностях ребенка, его одаренности. Дети, набравшие меньше 2-3 баллов, фактически не обладают творческими способностями, хотя могут иметь высокий интеллектуальный уровень.
Для анализа развития психических механизмов как основы развития творческих способностей на начало и на конец учебного года как результат применения блоков Э.Дьенеша и палочек Х.Кюизенера я провожу обследование детей.
15 детей | |||
| Низкий уровень | Средний уровень | Высокий уровень |
Начало года | 5 детей 33% | 10 детей 67% | 0% |
Конец года | 1 7% | 3 20% | 11 73% |
Вывод | Стабильно положительные результаты |
Динамика
художественно-творческого
развития
33
На начало года – положительные результаты наблюдаются у 67% детей.
На конец года – у 93% детей.
Вывод. После запланированной, целенаправленной и скорректированной работы с детьми, педагогическое обследование в конце года показало, что творческие способности детей дали стабильные положительные результаты.
Низкий уровень. Ребенок классифицирует геометрические фигуры, величины по одному-двум свойствам, определяет форму предметов, ориентируясь на эталон. На основе сравнения предметов, чисел выделяет количественные отношения, выполняет действия в заданной последовательности. Способы деятельности, связи изменения и неизменности не устанавливает, не объясняет сущность действий. Самостоятельность и творчества не проявляет. Затрудняется в речевых формулировках, касающихся определения свойств, зависимостей, результатов сравнения.
Средний уровень. Ребенок осуществляет классификацию по одному-двум свойствам, самостоятельно выделяет признак, по которому можно классифицировать; считает, измеряет, сравнивает числа. С помощью воспитателя выражает в речи логические связи, предполагаемые изменения в группах предметов, величин. Не проявляет инициативы и творчества.
Высокий уровень. Ребенок имеет обобщенное представление о свойствах предметов, выделяет самостоятельно признак классификации, обнаруживает логические связи и отражает их в речи, считает, измеряет, решает простые задачи на увеличение и уменьшение. Самостоятельно составляет алгоритмы, поясняет свои действия. Проявляет инициативу и творчество, оказывает помощь сверстникам.
Также Вашему вниманию представляю небольшой отчет в виде фотографий, о том, как дети «рисуют» различные композиции с использованием палочек и блоков.
В работе с детьми я практикую использование таких методик как полочки Кюизенера и блоки Дьенеша. Наблюдая за играми детей, я заметила, что им интересно используя их составлять различные сюжеты. Детям нравится «дорисовывать» уже нарисованные рисунки, используя палочки или блоки. Например, как показано на нижней фотографии, дети дорисовывают в аквариуме рыбок, используя палочки Кюизенера. Причем, дети с более низким уровнем развития творческих способностей подражают детям с высоким уровнем.
Для создания благоприятной обстановки, эмоционального настроя, снижения утомляемости часто использую музыкальное сопровождение. Спокойные, ненавязчивые мелодии являются хорошим фоном для творческой деятельности. Например, прослушивая «Вальс цветов» девочки решили изобразить палочками и блоками цветы, фотография внизу. Мальчиков привлекает рисовать различные машины, они каждый раз придумывают все новые и новые.
Дети не сидят на месте, они могут стоять, переходить от одного места к другому и творить лежа. Это создает непринужденную обстановку, когда все внимание сосредоточено на творчестве. Иногда темой для «рисования» служит лексическая тема, например как показано на фотографии сверху, девочка выкладывает из палочек Кюизенера диких животных в зимнем лесу.
«Рисование» палочками и блоками очень удобно, в любой момент можно изменить цвет, форму, что-то подправить, переделать, все время идет придумывание сюжета. Детские «рисунки» фотографируются и делаются стенгазеты.
При выполнении коллективных работ дети обучаются способам сотрудничества, договариваются об этапах работы над общей композицией рисунка, что будут использовать: блоки, палочки или то и другое. Решают, что именно они будут изображать.
Заключение
На основе проведенных исследований можно сделать следующее заключение: внедрение в образовательный процесс современных методик, таких как блоки Э.Дьенеша и палочки Х.Кюизенера, положительно влияют на развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста. Немаловажную роль играет построение сюжетной линии, для увлечения и сосредоточения каждого ребенка. Непременным условием детского творчества является развивающая предметная среда. Также необходимо акцентировать внимание родителей на проблему развития творчества.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_tvorcheskih_sposobnostey.docx | 30.88 КБ |
Предварительный просмотр:
Использование развивающих методик для развития
творческих способностей детей 5-7 лет
В проекте исследуется как развивающие методики блоки Дьенеша и палочки Кюизенера влияют на развитие творческих способностей детей 5-7 лет.
Цель исследования: Создать развивающую среду для развития творческих способностей детей 5-7 лет.
Объект исследования: Развитие творческих способностей детей 5-7 лет.
Предмет исследования: Развивающие методики, способствующие творческому развитию детей 5-7 лет.
Были поставлены следующие задачи:
- Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме развития творческих способностей детей 5-7 лет в образовательном учреждении.
- Изучить особенности организации развивающей среды в образовательном учреждении.
- Разработать модель развивающей среды образовательного учреждения для реализации творческих способностей детей 5-7 лет.
Творческие способности (творчество) означает созидание нового, под которым могут подразумеваться как преобразования в сознании и поведении человека, так и порождаемые им продукты, которые он отдаёт другим (Ярошевский).
Под развитием психических механизмов, как основы творческих способностей понимают развитие памяти, внимания, воображения и наблюдательности.
Для исследования образной креативности я использую тест «Дорисовывание», в котором оцениваются беглость, гибкость, оригинальность, а также характер рисунка – важный показатель творческих способностей ребенка. Исследование проводилось в подготовительной группе (15 детей).
Полученные результаты показаны на слайде. Вывод. Исходя из полученных результатов можно судить о том, что большинство детей в подготовительной группе имеют высокий уровень творческих способностей.
По итогам теста были получены следующие результаты:
Беглость. 1 балл получили 6 детей; 2 балла – 8 детей; 3 балла – 1 ребенок.
Гибкость. 1 балл – 1 ребенок; 2 балла – 3 детей; 3 балла – 11 детей.
Оригинальность. 1 балл – 2 детей; 2 балла – 3 детей; 3 балла – 6 детей; 5 баллов – 4 ребенка.
Характер рисунка (показатель творческих способностей ребенка). 1 балл – 2 детей; 2 балла – 8 детей; 3 балла – 5 детей.
Общий результат. 4 балла – 1 ребенок; 5 баллов – 2 детей; 6 баллов – 4 ребенка; 9 баллов – 3 ребенка; 12 баллов – 3 ребенка; 13 баллов – 2 ребенка; 15 баллов – 1 ребенок.
В норме дети должны набрать 6-9 баллов, получив по 1-2 балла за беглость, гибкость и оригинальность и 3-4 балла за характер рисунка. Норма не зависит от возраста, который влияет только на изменение стимульного материала. При большом количестве баллов (11 и выше) можно говорить о высоких творческих способностях ребенка, его одаренности. Дети, набравшие меньше 2-3 баллов, фактически не обладают творческими способностями, хотя могут иметь высокий интеллектуальный уровень.
Для анализа развития психических механизмов как основы развития творческих способностей на начало и на конец учебного года как результат применения блоков Э.Дьенеша и палочек Х.Кюизенера я провожу обследование детей.
|
На начало года – положительные результаты наблюдаются у 67% детей.
На конец года – у 93% детей.
Вывод. После запланированной, целенаправленной и скорректированной работы с детьми, педагогическое обследование в конце года показало, что творческие способности детей дали стабильные положительные результаты.
Низкий уровень. Ребенок классифицирует геометрические фигуры, величины по одному-двум свойствам, определяет форму предметов, ориентируясь на эталон. На основе сравнения предметов, чисел выделяет количественные отношения, выполняет действия в заданной последовательности. Способы деятельности, связи изменения и неизменности не устанавливает, не объясняет сущность действий. Самостоятельность и творчества не проявляет. Затрудняется в речевых формулировках, касающихся определения свойств, зависимостей, результатов сравнения.
Средний уровень. Ребенок осуществляет классификацию по одному-двум свойствам, самостоятельно выделяет признак, по которому можно классифицировать; считает, измеряет, сравнивает числа. С помощью воспитателя выражает в речи логические связи, предполагаемые изменения в группах предметов, величин. Не проявляет инициативы и творчества.
Высокий уровень. Ребенок имеет обобщенное представление о свойствах предметов, выделяет самостоятельно признак классификации, обнаруживает логические связи и отражает их в речи, считает, измеряет, решает простые задачи на увеличение и уменьшение. Самостоятельно составляет алгоритмы, поясняет свои действия. Проявляет инициативу и творчество, оказывает помощь сверстникам.
Также Вашему вниманию представляю небольшой отчет в виде фотографий, о том, как дети «рисуют» различные композиции с использованием палочек и блоков.
В работе с детьми я практикую использование таких методик как полочки Кюизенера и блоки Дьенеша. Наблюдая за играми детей, я заметила, что им интересно используя их составлять различные сюжеты. Детям нравится «дорисовывать» уже нарисованные рисунки, используя палочки или блоки. Например, как показано на нижней фотографии, дети дорисовывают в аквариуме рыбок, используя палочки Кюизенера. Причем, дети с более низким уровнем развития творческих способностей подражают детям с высоким уровнем.
Для создания благоприятной обстановки, эмоционального настроя, снижения утомляемости часто использую музыкальное сопровождение. Спокойные, ненавязчивые мелодии являются хорошим фоном для творческой деятельности. Например, прослушивая «Вальс цветов» девочки решили изобразить палочками и блоками цветы, фотография внизу. Мальчиков привлекает рисовать различные машины, они каждый раз придумывают все новые и новые.
Дети не сидят на месте, они могут стоять, переходить от одного места к другому и творить лежа. Это создает непринужденную обстановку, когда все внимание сосредоточено на творчестве. Иногда темой для «рисования» служит лексическая тема, например как показано на фотографии сверху, девочка выкладывает из палочек Кюизенера диких животных в зимнем лесу.
«Рисование» палочками и блоками очень удобно, в любой момент можно изменить цвет, форму, что-то подправить, переделать, все время идет придумывание сюжета. Детские «рисунки» фотографируются и делаются стенгазеты.
При выполнении коллективных работ дети обучаются способам сотрудничества, договариваются об этапах работы над общей композицией рисунка, что будут использовать: блоки, палочки или то и другое. Решают, что именно они будут изображать.
Заключение
На основе проведенных исследований можно сделать следующее заключение: внедрение в образовательный процесс современных методик, таких как блоки Э.Дьенеша и палочки Х.Кюизенера, положительно влияют на развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста. Немаловажную роль играет построение сюжетной линии, для увлечения и сосредоточения каждого ребенка. Непременным условием детского творчества является развивающая предметная среда. Также необходимо акцентировать внимание родителей на проблему развития творчества.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для педагогов «Методика развития творческих способностей детей средствами театрализованной деятельности»
Творческие способности у детей проявляются и развиваются на основе театрализованной деятельности. Эта деятельность развивает личность ребенка, прививает устойчивый интерес к литературе, музыке, театру...
Конспект НОД с использованием развивающей методике В. В. Воскобовича
Конспект занятия Тема: "Прогулка в фиолетовый лес"...
Технологическая карта непосредственно образовательной деятельности с использованием развивающей методики В.В. Воскобовича Тема: «Ознакомление с городом Якутск – история острога»
Технологическая карта непосредственно образовательной деятельностис использованием развивающей методики В.В. ВоскобовичаТема: «Ознакомление с городом Якутск – история острога»...
Технологическая карта непосредственно образовательной деятельности с использованием развивающей методики В.В. Воскобовича Тема: «Как письмо лягушат нашло своего адресата»
Технологическая карта непосредственно образовательной деятельностис использованием развивающей методики В.В. ВоскобовичаТема: «Как письмо лягушат нашло своего адресата»...
Открытое занятие по познавательному развитию в подготовительной речевой группе "Поможем жителям фиолетового леса" с использованием развивающей методики В.Воскобовича
Образовательная область: познавательное развитиеВид занятия: познавательное развитие (формирование элементарных математических представлений)Цель:создать условия для развития интеллектуальных способно...
Конспект "Организации интегрированной деятельности в 1 мл.гр. с использованием развивающих методик"
Программное содержание: Социально-коммуникативное развитие.Формировать у детей первичный практический опыт морального поведения в окружении сверстников.Фо...