Использование развивающей среды для ФЭМП у детей. Современные подходы к формированию и развитию математических способностей детей
презентация к уроку (подготовительная группа)
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
«Ведь от того, как заложены элементарные математические представления в значительной мере зависит дальнейший путь математического развития, успешность продвижения ребёнка в этой области знаний.» Л . А. Венгер
Цель: м отивировать педагогов к обновлению содержания дошкольного образования, повышать профессиональное мастерство педагогов ДОУ по вопросам развития у дошкольников элементарных математических представлений в соответствии с ФГОС ДО.
План: Математическое образование дошкольников в контексте ФГОС ДО; Использование развивающей среды и современных подходов для ФЭМП у воспитанников МАДОУ; Мастер-класс: технология изготовления развивающей игры по ФЭМП.
ФГОС ДО требует сделать процесс овладения элементарными математическими представлениями привлекательным, ненавязчивым, радостным. Овладение математическими представлениями будет эффективным и результативным только тогда, когда дети не видят, что их чему-то учат. Детям кажется что они только играют. Не заметно для себя в процессе игровых действий с игровым материалом считают, складывают, вычитают, решают логические задачи. Задача взрослого – поддерживать интерес ребенка.
Целевые ориентиры по ФГОС ДО Ребёнок проявляет любознательность, задаёт вопросы, касающиеся близких и далёких предметов и явлений, интересуется причинно- следственными связями (как? почему? зачем?), пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей. Склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, о предметном, природном, социальном и культурном мире, в котором он живёт. Знаком с книжной культурой, с детской литературой, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т. п., у ребёнка складываются предпосылки грамотности. Ребёнок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных сферах действительности.
Цели математического развития детей дошкольного возраста в соответствии с ФГОС ДО развитие логико-математических представлений и представлений о математических свойствах и отношениях предметов (конкретных величинах, числах, геометрических фигурах, зависимостях и закономерностях ); развитие сенсорных (предметно-действенных) способов познания математических свойств и отношений: обследование, сопоставление, группировка, упорядочение, разбиение; освоение детьми экспериментально-исследовательских способов познания математического содержания (воссоздание, экспериментирование, моделирование, трансформация); развитие у детей логических способов познания математических свойств и отношений (анализ, абстрагирование, отрицание, сравнение, обобщение, классификация, сериация ); овладение детьми математическими способами познания действительности: счет, измерение, простейшие вычисления; развитие интеллектуально-творческих проявлений детей: находчивости, смекалки, догадки, сообразительности, стремления к поиску нестандартных решений задач; развитие точной, аргументированной и доказательной речи, обогащение словаря ребенка; развитие активности и инициативности детей; воспитание готовности к обучению в школе: развитие самостоятельности, ответственности, настойчивости в преодолении трудностей, координации движений глаз и мелкой моторики рук, умений самоконтроля и самооценки.
Традиционные направления ФЭМП в дошкольном возрасте (математические эталоны)
К оличество
Величина
Ориентировка в пространстве
Ориентировка во времени
Цвет и форма
Принципы обучения математике Сознательность и активность; Наглядность; Деятельностный подход; Систематичность и последовательность; Прочность; Постоянная повторяемость; Научность; Доступность; Связь с жизнью; Развивающее обучение; Индивидуальный и дифференцированный подход-индивидуализация; Коррекционная направленность.
Формы работы по развитию элементарных математических представлений
Организованная образовательная деятельность
Опыты, эксперименты
Математические праздники, досуги
Театрализация с математическим содержанием
Обучение в повседневных бытовых ситуациях
Беседы
Самостоятельная деятельность в развивающей среде
Основополагающий принцип развития современного дошкольного образования, предложенный Федеральным государственным образовательным стандартом – принцип интеграции образовательных областей Интеграция – это состояние (или процесс, ведущий к такому состоянию) связанности, взаимопроникновения и взаимодействия отдельных образовательных областей содержания дошкольного образования, обеспечивающее целостность образовательного процесса .
Интеграция развития математических представлений осуществляется через все образовательные области: Социально-коммуникативное развитие; Познавательное развитие; Речевое развитие; Художественно-эстетическое развитие; Физическое развитие. Встречается во всех видах детской деятельности: Игровая; Коммуникативная; Познавательно-исследовательская; Восприятие художественной литературы и фольклора; Самообслуживание и элементарный бытовой труд; Конструирование из разного материала; Изобразительная (рисование, лепка, аппликация); Музыкальная; Двигательная.
Необходимыми педагогическими условиями математического развития дошкольников на основе интегрированного подхода являются: продуманная система организованной образовательной деятельности, включающая интегрированные занятия; рациональное совмещение различных видов деятельности (игровой, изобразительной, познавательной, исследовательской и др.) с вовлечением детей в решение проблемно-игровых ситуаций, сформулированных на основе личного опыта ребенка; активизация познавательного интереса к математике у старших дошкольников и стремления к усвоению новых знаний.
Целенаправленно организованная предметно-развивающая среда предполагает комфортабельную обстановку, рационально организованную в пространстве и во времени , насыщенную разнообразными предметами и игровым материалом. Трансформируемость и полифункциональность пространства дает возможность изменений предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей. Вариативность среды предполагает: наличие в ДОУ или группе различных пространств, а также разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей; периодическую сменяемость материала, появление новых предметов, стимулирующих познавательную деятельность детей Доступность среды обеспечивает: свободный доступ воспитанников, в том числе детей с ОВЗ, посещающих группу, к играм, игрушкам, материалам, пособиям; исправность и сохранность материалов и оборудования Безопасность предметно-пространственной среды предполагает: соответствие всех ее элементов требованиям по обеспечению надежности и безопасности их использования. Эстетическая привлекательность.
Создание предметно-развивающей среды для математического развития дошкольников
Выводы *Окружающая действительность, которую ребенок познает в процессе разнообразных видов деятельности, в общении со взрослыми является основным источником развития элементарных математических представлений. *Ненавязчивое влияние взрослых, самыми авторитетными из которых являются родители оказывает положительное отношение детей к развитию познавательного интереса у ребенка. *Формирование математических представлений в повседневной жизни не должно носить эпизодический характер. ОЧЕНЬ ВАЖНО, обеспечить систематизацию приобретенных знаний, чтобы все представления и понятия детей о множестве и числе, представления о величине, форме, о времени и пространстве давались в определенной системе и последовательности: «…математика – это цепь понятий: выпадает одно зернышко и непонятно будет дальнейшее» (Н. К. Крупская) *Разнообразные формы взаимодействия помогают родителям из «зрителей» и «наблюдателей» становиться активными участниками развития у ребенка математических представлений.
Мастер-класс для педагогов «Математический планшет « Геометрик »
Цель: создание условий для ознакомления педагогов с процессом изготовления и использованием математического планшета « Геометрик ». 3адачи: -Познакомить педагогов с процессом изготовления математического планшета « Геометрик ». -Практическое освоение участниками мастер-класса навыков работы с математическим планшетом « Геометрик ». -Способствовать развитию творчества и профессиональной активности педагогов в овладении способами работы с планшетом « Геометрик ».
Шаг 1 Для создания пособия понадобится: деревянная доска; с иловые кнопки; набор банковских резинок; линейка; карандаш; молоток .
Шаг 2 На доску наносим разметку необходимого размера.
Шаг 3 В места пересечения линий вбиваем силовые копки.
Шаг 4 Планшет готов! Приступаем к игре.
Задания Изобразите квадрат красного цвета, ромб желтого цвета, а прямоугольник зеленого цвета. Что за звёздочки резные На пальто и на платке? Все сквозные, вырезные, А возьмёшь — вода в руке. Эту цифру угадай-ка, Она большая зазнавайка ! Единицу сложишь с двойкой И получишь цифру … Вот огромный шумный мир, В нем четыреста квартир, Пять подъездов, домофоны, Остекленные балконы.
Благодарю за внимание! До новых встреч!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Современные подходы к формированию художественно-творческих способностей дошкольников в условиях продуктивных видов деятельности
Данная статья раскрывает современные подходы к формированию художественно-творческих способностей дошкольников....
«Современные подходы к формированию художественно-творческих способностей дошкольников в условиях продуктивных видов деятельности»
Воображение является основой всякой творческой деятельности. Оно помогает человеку освободиться от инерции мышления, преобразует представления памяти, тем самым обеспечивая создани...
Семинар-практикум для педагогов «Современные подходы к формированию художественно-творческих способностей дошкольников»
Семинар-практикум для педагогов «Современные подходы к формированию художественно-творческих способностей дошкольников»...
Выступление на районной методической конференции из опыта работы по теме: методической конференции по теме: «Современные подходы к формированию художественно - творческих способностей дошкольников в условиях продуктивных видов деятельности»
Уважаемые коллеги, сегодня мы с вами обсудим современные подходы к формированию художественно-творческих способностей дошкольников в условиях продуктивных видов деятельности.Сегодня много ...
заседание Центра методического сопровождения педагогов художественно-эстетического развития дошкольников на тему «Применение современных подходов к формированию художественно-творческих способностей дошкольников в продуктивных видах деятельности (аппликац
Попробовав хоть раз сделать поделки из фетра своими руками, невозможно остановиться. Это занятие очень увлекательно, хочется творить снова и снова....
"Современные подходы к формированию художественно-творческих способностей дошкольников в условиях продуктивных видов деятельности"
Сегодня много говориться о творческом развитии личности как о требовании времени. Само слово «творчество», по данным контент-анализа, сейчас входит в десятку наиболее употребительных слов ...
Семинар-практикум «Современные подходы к формированию художественно творческих способностей дошкольников в условиях продуктивных видов деятельности».
Цель: активизация творческого потенциала педагогов, расширение знаний о методах и приемах работы с детьми по развитию творческих способностей воспитанников.Задачи: повышение компетентности педагогов в...