Конспекты занятий по лексической теме "Ранняя весна. Мамин праздник"
план-конспект занятия по коррекционной педагогике (подготовительная группа) на тему

Пачкова Лариса Александровна

Конспекты занятий на март 1 неделя: 2 занятия по лексической теме и 1 занятие по обучению грамоте.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл in_port.docx31.04 КБ

Предварительный просмотр:

                                  МАРТ

                                  1 неделя

     Занятие 1

Тема «Ранняя весна .Мамин праздник»

Коррекционно-образовательные цели: Обобщение представленй о ранней весне и типичных явлениях в природе. Расширение, уточнение, актуализация словаря по теме. Совершенствование навыка рассматривания карины, формирование целостного представления об изображённом на картине. Совершенствование умения воспринимать цветовобогатство, окружающего мира. Совершенствование навыка звукового анализа слов.

Коррекционно- развивающие цели: Развитие связной речи, фонематических представлений, тонкой и общей моторики, выразительности движения, творческого воображения.

Оборудование: Запись пьесы П.Чайковского «Подснежнк», звуки природы -пение птиц, мольберт, предметные картинки с изображенем подснежников, картинки «Март», рассказ Скребицкого «Март», фишки для составления схемы слов ,карточки для составления и чтения слов.

                     Ход занятия
 1. Организационный момент.

Сейчас звучала пьеса Чайковского «Подснежник». Как вы представляете подснежник. Какой он? (нежный, хрупкий, изящный, с узкими зелёными листочками и прекрасным белоснежным цветком.)

Приметой какого времени года является появление подснежника.

(это примета ранней весны)

2.Рассматривание картины И Грабаря «Март».

Рассмотрите картину и скажите, какое время года изобразил художник. Опишите всё, что вы видите на картине: небо, снег, землю, деревья.(Художник нарисовал раннюю весну, мы видим высокое, голубое небо, всё вокруг залито солнцем.. На снегу голубые тени от деревьев. Снег тает. Уже появились проталины. Расцвела мать и мачеха. У берёз ветки кажутся розовыми, потому, что деревья уже проснулись от зимнего сна.)

Какое настроение вызывает эта картина.(когда смотришь на картину настроение радостное)

3.Чтение стихотворений о весне.

 Отшумела злая вьюга,

 Стала ночь короче дня.

 Теплый ветер дует с юга,

 Капли падают, звеня.

 Солнце, землю согревая,

 Гонит с нашей речки лёд.

 Тает баба снеговая

 И ручьями слезы льют.

Вот уж снег последний в поле тает

Тёплый пар восходит от земли

И кувшинчик синий расцветает

И зовут друг друга журавли.

Зима недаром злится,

Прошла ее пора –

Весна в окно стучится

И гонит со двора.

И все засуетилось,

Все нудит зиму вон –

И жаворонки в небе

Уж подняли трезвон.

Весна, весна! Как высоко

На крыльях ветерка.

Ласкаясь к солнечным лучам,

Летают облака!

Весна, весна! И всё ей радо.

Как в забытьи каком стоишь

И слышишь свежий запах сала

И тёплый запах талых крыш

Кругом вода журчит, сверкает,

Крик петухов звучит порой

А ветер мягкий и сырой

Глаза тихонько закрывает.

4. Пересказ рассказа «Март» по Скребицкому с использованием мнемотехники.

Я расскажу вам рассказ «Март»

Март- первый месяц весны. На земле ещё лежит снег, да и мороз иной раз ударит. Но посмотрите, как ослепительно. светит солнце. Его свет густой, золотистый. Лучи солнца греют лицо, руки.. И небо синее-синее, и по нему раскинулись пушистые облака. Начинается таяние снега. На буграх появляются первые проталины. В полях журчат ещё очень маленькие ручейки.. Ручьи, проталины, первые кучерявые облака – это и есть самое начало весны.

О чём этот рассказ. (это рассказ о весне) С чего он начинается. Чем март похож на зиму. Что сказано о солнце. Что значит светит ослепительно. Что сказано о небе? В марте начинается таяние снега. Что сказано в рассказе о ручейках? (ручейки журчат) А как сказать по другому. ( звенит, поёт) Какие приметы говорят о начале весны. Давайте рассмотрим таблицу и расскажем рассказ ещё раз.

5.Пальчиковая гимнастика «Дрозд-дроздок»

Дружок ты мой, дрозд,                        (Дети машут сложенными

В крапинку хвост,                            ( ладонями как крыльями.)

Носик — остренький,                         (Загибают по одному пальчику

Бочок — пестренький,                         обеих руках, начиная с большого.)

Перья — тонкие,

Песни — звонкие.

Весной распеваются,             (Снова машут, сложенными накрест ладонями)                 Зимой забываются.                                                                 

6.Упражнение «Снеговички»

Представьте, что вы снеговики, вы стоите на солнечной полянке. Пришла весна. Солнце стало пригревать. Вы стали подтаивать. Вы таете и приседаете всё ниже и ниже. Вы падаете на проталинку  и  полностью расслабляетесь .

7.Разгадывание шифровки.
Составьте звуковую схему слова МАРТ,

8. Окончание занятия. Оценка работы детей.

                                   МАРТ

                                  1 неделя

     Занятие 2

Тема «Звук и буква Ф-ф»

Коррекционно-образовательные цели:

Обобщение представленй о ранней весне и типичных явлениях в природе. Расширение, уточнение, актуализация словаря по теме. Совершенствование навыка рассматривания карины,формирование целостного представления об изображённом на картине.Совершенствование умения воспринимат цветовобогатство, окружающего мира. Совершенствование навыка звукового анализа слов.

Коррекционно-развивающие цели: Развитие связной речи,фонематических представлений,тонкой и общей моторики, выразительности движения,творческого воображения.

Оборудование: Запись пьесы П.Чайковского «Подснежнк», звуки природы -пение птиц,мольберт, предметные картинки с изображенем подснежников, картинки «Март», рассказ Скребицкого «Март», фишки для составления схемы слов ,карточки для составления и чтения слов.

                     Ход занятия

  1. Организационный момент.

Найдите в бассейне по одной букве поставьте, над той картитинкой  с которой она начинается.

2.Игра «Подними флажок»

Послушай стихотворение, какой звук встречается чаще всего.

Фиолетовый фломастер

Всё неправильно раскрасил

Флаг, жираф, фонтан – всё это

Фиолетового цвета. (звук Ф)

Звук Ф бывает мягким и твёрдым, он глухой.

Как только вы услышите в слове звук Ф подымите синий флажок.

3.Упражнение «Кто скорее?»

Я произнесу отдельные слоги а вы скажите, что получится если их произнести быстро вместе. Ф____  А  ФА, Ф_______У     ФУ…

4.Работа по букварю.

Посмотрите на картинку  в верхней части страницы.

Фиолетовый фломастер

Всё неправильно раскрасил

Флаг, жираф, фонтан – всё это

Фиолетового цвета

Назовите в каких словах есть звук Ф. А теперь посмотрите возле буквы Ф есть синий и зелёный кружок, что они обозначают.

Давайте составим букву из элементов : палочки и двух кружочков.

Чтение слогов и слов.

Давайте рассмотрим картинки и надписи под ними.

ПУФ – это мебель, на нём можно сидеть.

У Кати муфта. Муфта это одежда.  В муфту прячут от холода руки.

Тут Пиф.

Там Ниф-Ниф, Наф –Наф, Нуф-Нуф.

Кто такой Пиф? Это собака.

Кто такие Ниф, Наф, Нуф.Это поросята.

5. Пальчиковая гимнастика «Облака»

В синем небе облака       хлопают ритмично в ладоши

         Белоснежные облака      загибают по одному пальцу на обеих руках

        Это кот,                

        А вот это бегемот,

        Над рекой – высотный дом,

        А  за домом – снежный ком.

        Можно целый день сидеть,    (ритмично попеременно стучат ладонями

         В небо синее глядеть,                                                                    

         Где летают облака,         (поднимают руки над головой и хлопают

         Белоснежные бока.                               ритмично в ладони)

6. Работа в тетради.

Что вы видите в верхней части страницы. Раскрасьте буквы. Какой карандаш вам понадобится? Почему? А теперь раскрасьте флаг и футболку. Давайте напишем букву Ф в воздухе. Теперь посмотрите как я пишу эту букву на доске. Напишите эту букву в тетради.

7. Игра «Шифровка»

Я приготовила карточку. Какой буквы не хватает.(финики, фото, кофта)

8. Окончание занятия. Оценка работы детей.

                                 

                                                       

                                   

                                        МАРТ

                                  1 неделя

     Занятие 3

Тема «Ранняя весна . Мамин праздник»

Коррекционно-образовательные цели: Активизация и актуализация словаря по теме.

Совершенствование навыка рассматривания картины, формирование целостного представления об изображённом на ней. Совершенствование грамматической стороны речи( подбор определений, образование существительных с суффиксом единичности).

Совершенствование навыков звукового и слогового анализа слов.

Совершенствование синтаксического строя речи (составленепредложений с противопоставлением).

Автоматизация правильного произношения и дифференциация сонорных звуков в предложении;

Коррекционно- развивающие цели: Развитие связной речи, речевого слуха, фонематических представлений, зрительного внимания, восприятия, памяти, мышления, артикуляционной, тонкой моторики и выразительности движений.

Оборудование. Запись голосов природы, мольберт , репродукции картин

  И. Грабаря «Вешний поток», Бялыницкого -бирули «Изумруд весны», звуковые полоски и фишки, сосуд с питьевой водой и пластиковые стаканчики, горшочек со свежей травой, мяч.

                     Ход занятия

 1. Организационный момент.

Сегодня мы с вами продолжим разговор о весне, рассмотрим картины русских художников, почитаем стихи русских поэтов. Чтобы создать настроение для занятия, давайте прочитаем стихи. Посмотрите на картины, которые стоят перед вами, и послушайте стихи, которые как будто специально написаны к этим картинам.

Еще в полях белеет снег,

А воды уж весной шумят –

Бегут и будят сонный бег,

Бегут и блещут, и гласят…

Они гласят во все концы:

«Весна идет, весна идет!

Мы молодой весны гонцы,

Она нас выслала вперед!»

                                    Ф. Тютчев

Гонимы вешними лучами,

С окрестных гор уже снега

Сбежали мутными ручьями

На потопленные луга.

Улыбкой ясною природа

Сквозь сон встречает утро года;

Синея, блещут небеса.

Еще прозрачные, леса

Как будто пухом зеленеют…

                                       А. Пушкин

2. Рассматривание и сравнение картин И. Грабаря  «Вешний поток», В. Бялыницкого-Бирули «Изумруд весны».

Давайте рассмотрим картины. Одна из них называется «Вешний поток». Ее написал Игорь Грабарь. Вторая картина называется «Изумруд весны». Ее автор – художник Витольд Бялыницкий-Бируля. Как вы понимаете названия этих картин? Что значит «Вешний поток» и «Изумруд весны»?

(Вешний поток – это весенний поток, весенний ручей.

Изумруд весны – это зелень весны, первая зеленая травка.)

Расскажите, что изобразил художник на первой картине и почему он назвал ее «Вешний поток»?

(- На первой картине художник нарисовал синий прохладный ручей. Он бежит в лесу. На его берегах еще лежит снег. Снег тает, и в ручье становится все больше воды. На проталинках еще не появилась травка. Около ручья стоят большие деревья. На них еще нет листьев. Их ветки кажутся сухими.)

Что нарисовано на второй картине? Почему в ее названии есть слово изумруд?

 (- На второй картине художник нарисовал дорогу в лесу. Она грязная и сырая. Но вдоль дороги уже появилась первая зеленая травка. Вокруг большой лужи тоже зеленеет травка. В луже отражается синее небо. Вдали мы видим зеленое поле и деревню. На деревьях в лесу почки набухли, и ветки деревьев кажутся розовыми, потому что по ним движется сок.)

Вы очень хорошо рассказали об изображенном на картинах. А теперь подумайте, на какой из них изображена ранняя весна, а на какой – весна в разгаре.

А теперь давайте сравним картины и расскажем об этом. Я буду начинать предложение, а вы будете заканчивать его. На первой картине на земле еще лежит снег…

(А на второй картине снега нет.

На первой картине художник изобразил полноводный ручей…

А на второй картине от ручья осталась только глубокая лужа.)

А теперь попробуйте рассказать о траве и самостоятельно составьте предложение (На первой картине еще нет травы, а на второй на них уже появились почки, и ветки кажутся розоватыми.)

Сравните небо на картинах и расскажите о нем.

(На первой картине небо ярко-голубое, а на второй – бледно-синее.)

А теперь скажите, какая из картин вам нравится больше и почему.

(Дети рассказывают о своих впечатлениях).

3. Упражнение «Картина оживает».

Давайте представим, что картины оживают, и мы слышим, что происходит там, в лесу, изображенном на картине.

 Дети слушают 1 минуту запись журчащего ручья.

Что вы услышали? (Мы слышали, как журчит ручей.)

К какой картине подходит этот звуковой фон? (К первой картине.)

Звучит 1 минуту запись птичьего щебета.

Что вы услышали теперь?(Мы услышали пение птичек в лесу).

4. Упражнение «Узнай звук».

Звучит 1 минуту. запись весеннего ветра.

Что вы услышали? (Это шум ветра.)

Правильно. Это шум весеннего ветра. Вы услышали журчание ручья, щебет птиц и шум ветра. Давайте поиграем. Я буду включать эти звуки по очереди, а вы будете отгадывать, что звучит. Сядьте удобно. Расслабьтесь. Закройте глаза. Слушайте..

5. Упражнение «Расскажи, какая».

Сегодня на нашем занятии картины действительно оживают. Хотите попробовать воду из весеннего ручейка? Закройте глаза.

Откройте глаза. Эту воду я зачерпнула из ручейка. возьмите стаканчики я налью в них воду.( Дети пьют ее).

Расскажите, какая вода в весеннем ручейке. (Вода холодная, свежая, вкусная).

 Только запомните, что пить воду можно только из такого волшебного ручья, как на нашей картине. В лесу воду из ручья нужно сначала кипятить. А теперь посмотрите, какая трава у меня в горшочке. Она с картины «Изумруд весны». Расскажите, какая трава? (Трава изумрудная, зеленая, мягкая, свежая).

Потрогайте ее и сравните на ощупь траву  с шелковым платком. Какая трава на ощупь?. (Трава мягкая, шелковая.)

6. Подвижное упражнение «Весна, весна красная!».

Весна, весна красная!                            Идут по кругу, взявшись за руки.

Приди, весна, с радостью,

С радостью, с радостью,                       Идут в противоположную       сторону.

С великой милостью.

Со льном высоким,                              Останавливаются, поднимаются на

                                                               носки, тянут руки вверх, делают вдох.

С корнем глубоким,                             Опускают руки, приседают, выдох.

С хлебами обильными.                        Разводят руки перед собой.

7. Игра с мячом «Большой - маленький».

А теперь давайте поиграем в мяч. Я буду называть предмет и бросать вам мяч, а вы будете ловить мяч и называть его ласково и обязательно так, чтобы в слове было сочетание –инк-.

В игре с мячом образуются следующие формы имен существительных: проталина – проталинка; льдина – льдинка; дождь – дождинка; трава – травинка; снег – снежинка; тропа – тропинка; хвоя – хвоинка.

 8. Упражнение «Определи место звука в слове».

А сейчас будет  задание по картине «Изумруд весны». Найдите на ней предметы, в названиях которых есть звук (р). (Дорога, забор, трава, роща, крыша, деревья).

Определим место звука (р) в этих словах.(дети фишкой показывают, где звук (р) находится в слове: в начале, середине или конце.)

9. Упражнение «Подбери слова».

Последнее задание вы выполните по картине «Вешний поток». Найдите на картине предметы, названия которых делится на 2 слога. (ру-чей, бе-рег, не-бо, веет-ки, ро-ща, те-ни.)

Теперь найдите предметы, в названии которых только 1 слог.(снег, ствол, куст, тень.)

Найдите предметы, названия которых делятся на 3 слога.(бе-ре-га, де-ре-вья.)

Есть ли на картине предметы, в названиях которых 4 слога ( Про-та-ли-ны.)

10. Окончание занятия.  Оценка работы детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект занятия по лексической теме "Весна"

Совершенствование диалогической формы речи,  совершенствование мыслительной деятельности, развитие интонационной  выразительности речи, совершенствование  навыка связного речевого выска...

Конспект занятия по лексической теме "Весна"

Логопедическое занятие по лексической теме "Весна"...

Коррекционно-развивающая образовательная деятельность №3 по лексической теме "Весна. Мамин праздник" в старшей группе компенсирующей направленности

Коррекционно-развивающая деятельность предполагает уточнение и расширение словаря по теме недели, обобщение представлений о празднике 8 марта, повышение собственно познавательной активности детей сред...

Материал для занятий дома по лексической теме "Семья. Мамин праздник"

Материал для занятий дома по лексической теме "Семья. Мамин праздник"...

Лексическая тема «Весна. Приметы весны. Мамин праздник»

Лексическая тема «Весна. Приметы весны. Мамин праздник»...

Перспективное планирование по лексической теме "Ранняя весна. Мамин праздник" в подготовительной группе компенсирующей направленности

Перспективное планирование по лексической теме "Ранняя весна. Мамин праздник" в подготовительной группе компенсирующей направленности...

Конспект занятия в старшей логопедической группе "Мамин праздник"

Конспект занятия в старшей логопедической группе на тему " Мамин день. 8 Марта"....