Сопровождение детей дошкольного возраста с ОВЗ в ДОУ в условиях временной частичной интеграции
статья по коррекционной педагогике на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
valikova.doc | 79 КБ |
Предварительный просмотр:
СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОВЗ В ДОУ В УСЛОВИЯХ ВРЕМЕННОЙ ЧАСТИЧНОЙ ИНТЕГРАЦИИ
И.В. Валикова
Изучение теоретических, нормативно-правовых источников, публикаций (особенно за последнее десятилетие) показывает, что проблемы интегрированного обучения детей с различными нарушениями в развитии рассматриваются в числе актуальных проблем. При этом часть общества по тем или иным причинам пока не в полной мере готова принять как равного человека с сенсорными или двигательными недостатками, а сами эти люди психологически не готовы к интеграции в социум. В итоге дети с различной степенью и тяжестью заболевания оказываются изолированными у себя дома, лишаются возможности общаться со сверстниками, реализовать свои гражданские права, в том числе и право на получение качественного образования.
Зачастую и дети, и взрослые в таких семьях очень ранимы: родители тяжело переживают состояние своего ребенка, имеющего ограниченные возможности. Они замыкаются на своих проблемах, считая себя и своих близких не нужными обществу и брошенными на произвол судьбы, даже, несмотря на то, что зачастую обладают разносторонними талантами, и, безусловно, достаточным потенциалом для реализации себя, как личности. Тем не менее, в некоторых странах дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) растут рядом со своими здоровыми сверстниками, они не обращают внимания на свой дефект и живут полноценной жизнью, посещая те же заведения, что и здоровый ребенок.
В России на протяжении нескольких десятилетий вся государственная политика в отношении детей-инвалидов была ориентирована на их изоляцию от общества. На детей с ограниченными возможностями здоровья смотрели как на некий балласт или в лучшем случае отдавали их в специализированные учреждения, где развитие их внутренних ресурсов не только не осуществлялось на должном уровне, но и тормозилось развитие личности в целом, усугубляя инвалидность. Существовала практика разделения детей на «обучаемых» и «необучаемых».
На сегодняшний день взгляд на данную проблему существенно изменился – и за последние годы уже накоплен достаточный опыт интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья. Ежегодно в России ширится список учебных заведений – от ДОО до вузов с разнообразием педагогических услуг, где созданы все условия необходимые для получения человеком с ОВЗ качественного образования в общем потоке.
Большая часть детских учреждений решает задачи общего развития детей, но уже имеются учреждения ставящие целью полную или временную интеграцию воспитания здоровых детей и детей с некоторыми проблемами развития, создание дошкольных групп кратковременного пребывания и др.
В нашем МБДОУ «Центр развития ребенка – детский сад № 188» г. Воронежа действует модель «временной частичной интеграции»[1], как одна из альтернативных форм совместного воспитания и обучения детей специальной и массовой групп детского сада.
Детский сад наш был открыт в 1990 году. Тогда же небольшой круг родителей, чьи дети больны детским церебральным параличом (ДЦП), обратился к администрации города с просьбой выделить для их детей несколько групп хотя бы в одном дошкольном учреждении. Выбор пал на детский сад № 188. Так открылся в Воронеже первый и до недавнего времени единственный в городе детский сад, имеющий группы детей с ограниченными физическими и умственными возможностями. Сегодня это не просто детский сад, а «Центр развития ребенка», «Центр адаптации детей с нарушением опорно-двигательной системы» с богатой материальной базой, интересной развивающей средой, талантливыми опытными педагогами.
На сегодняшний день в нашем детском саду 1 коррекционная группы детей с диагнозами ДЦП и синдром Дауна со списочным состав 15 человек. Дети находятся полностью на гособеспечении. Психолого-педагогическое сопровождение детей этой группы ориентировано на интеграцию в детский коллектив, их физическую реабилитацию и социальную адаптацию, преодоление психологического барьера в общении со сверстниками, в том числе с детьми без патологии.
У детей с ДЦП в той или иной степени выключена из деятельности важнейшая функциональная система – двигательная. Двигательная патология в сочетании с сенсорной недостаточностью может быть одной из причин недоразвития познавательной деятельности и интеллекта. У большинства больных ДЦП имеются расстройства зрения, кинестезий, вестибулярной системы, схемы тела, что влечет за собой патологию пространственных представлений, а отсюда – нарушения чтения и письма. У некоторой части детей с ДЦП отмечается сильное снижение активности, отсутствие мотивации к деятельности и общению с окружающими, нарушение развития познавательной деятельности, эмоционально-волевые расстройства.
Так чем же хороша, на наш взгляд, используемая нами модель? С одной стороны дети с ОВЗ получают весь спектр необходимых педагогических, коррекционных, оздоровительных услуг в системе, на местах, а с другой – имеют так необходимое им общение со сверстниками, взрослыми людьми, что облегчает их социализацию. С детьми с ОВЗ ежедневно проводится работа по физической реабилитации, психологической коррекции, логопедическая работа, консультирование родителей и их обучение коррекционным приемам.
Сотрудничество педагогов, родителей и специалистов - очень важное звено в решении вопросов интегрированного обучения, так как на всех участниках образовательного процесса лежит ответственность за развитие, обучение и воспитание как обычных детей, так и их сверстников с отклонениями в развитии.
Дети, имеющие ограниченные возможности, поступают в наш детский сад, пройдя психолого-медико-педагогическую комиссию. Затем с родителями проводится консультация о психоэмоциональной подготовке ребенка, об основных режимных моментах в МБДОУ. Папы и мамы детей получают ответы на волнующие их вопросы, советы педагога-психолога, дефектолога, врача, делятся своими заботами и радостями, понимая, что сохранить ребенка в детском коллективе, помочь специалистам создать для любимого человечка адекватные условия обучения и воспитания - это значит сохранить его стремление к жизни вместе с другими людьми, стремлением быть таким как все.
Знакомство ребенка с ОВЗ с детским садом начинается с медицинского кабинета: врач проводит полный осмотр малыша, знакомится с заключением писхолого-медико-педагогической комиссии, назначает план профилактических мероприятий на время адаптационного периода.
В ДОУ используется ступенчатая система адаптации: начиная с 2-х часов пребывания ребенка в группе и до полного дня.
В коррекционной группе с детьми работают 2 воспитателя, помощник воспитателя, дефектолог. Кроме этого функционирует учебно-оздоровительный блок, в состав которого входят:
- педагог-психолог, инструктор по физкультуре, музыкальный руководитель;
- коллектив медицинских работников: врач-педиатр, врач-физиотерапевт, невропатолог, хирург-ортопед, инструктор по ЛФК, массажист, медсестра, медсестра физиотерапевтического кабинета.
В нашем детском саду создана необходимая материально-техническая база. Мы располагаем спортивным залом, залом лечебной физкультуры, тренажерным залом, массажным кабинетом, плавательным бассейном, имеется музыкальный зал, спортивный зал, логопедический кабинет, кабинет педагога-психолога, физиотереапевтический блок, который оснащен необходимым оборудованием для проведения электролечения, светолечения, виброакустической терапии, магнито- и рефлексотерапии, озокеритолечения (всего 26 наименований), имеется ингаляторий.
В связи с тем, что у большинства детей есть нарушения в опорно-двигательной системе, мы много внимания уделяем повышению двигательной активности детей. С этой целью приобрели сухой бассейн, горку, лабиринт-улитку, домашний стадион, «лего» для развития мелкой моторики рук, специальные тренажеры, коррекционные мячи, коррекционные дорожки, массажеры.
В группе также имеются мягкие модули, много практического материала М. Монтессори. Есть детям и где отдохнуть, и уединиться. Для этого имеется группах мягкий уголок, французские домики уединения.
Уделяется также большое внимание организации двигательного режима на свежем воздухе. На территории ДОУ имеется разнообразное современное спортивно-игровое оборудование, качалки, спортивный стадион, гимнастический городок.
Весь коррекционно-педагогический процесс имеет 2 ступени.
I ступень – подготовительный (адаптационный) процесс, который включает в себя воспитание детей от 3 до 4 лет. На этой ступени осуществляется адаптация ребенка в дошкольном учреждении, создание положительной установки на посещение группы, первичная диагностика психического развития, составляются и реализуются индивидуальные программы развития и проводится подготовительная работа к усвоению программ II ступени. Главная задача для наших педагогов на этой ступени является формирование у малышей с ОВЗ готовности к образовательной деятельности, развитие интереса к окружающему миру, предметно – практической деятельности общении с детьми и взрослыми, а также базовых навыков самообслуживания, общения, и социального поведения на основе доверительного отношения между педагогом и ребенком.
II ступень – основной процесс, который включает в себя воспитание детей от 4 до 7 лет. На этой ступени реализуются задачи специального дошкольного образования, и формируется готовность к школьному обучению. Акцент в работе делается на формирование социально значимых навыков и умений, их применение в доступной детской деятельности.
На этой ступени дошкольного образования решается ряд педагогических задач, позволяющих сформировать коммуникативные, бытовые, умения и навыки, необходимые малышам для первичной адаптации в обществе и продолжении образования. Продолжается мониторинг и работа по индивидуальным программам развития познавательной деятельности. На этом этапе мы включаем программы «Трудотерапия» и «Адаптация» (разработанные на основе рекомендаций И.А. Смирновой «Специальное образование дошкольников с ДЦП», С. - Пб., «Детство-Пресс»).
Программа «Адаптация»нацелена на обеспечение оптимального вхождения детей с ОВЗ в общественную жизнь. С этой целью мы работаем над такими проблемами, как:
1. Обогащение представлений об окружающем мире.
2. Развитие познавательной деятельности путем формирования способов познания окружающего.
3. Развитие речи.
4. Развитие игровой деятельности.
5. Формирование умений ориентироваться в окружающем.
6. Формирование навыков общения в различных ситуациях.
7.Формирование навыков самообслуживания.
8. Формирование культурно-гигиенических навыков.
9. Формирование навыков поведения в различных ситуациях с коррекцией эмоционально-волевых нарушений.
10. Формирование самосознания личности.
Планируя работу по данной программе, мы учитываем коррекционную направленность, связь с дефектологом по развитию познавательной деятельности детей. Ознакомление с окружающим в любом случае связано с развитием сенсомоторной сферы, речи, внимания, памяти, мышления, математических представлений. И этот процесс носит систематический и планомерный характер. В целом вся работа по адаптации у нас направлена на формирование нравственного осознания человеческих отношений, восприятия эстетики окружающего и стремление к ней в быту, оптимистической позиции.
Программа «Трудотерапия» в нашей работе – незаменимое средство социальной абилитации. Трудотерапия призвана повысить уверенность ребенка в своих силах, его самостоятельность. Родителям при этом через реализацию программы «Трудотерапия» мы помогаем реально и оптимистически оценить возможности больных детей и избежать гиперопеки в их воспитании. Целью трудотерапии является максимальное развитие качеств личности, обеспечивающих социальную адаптацию ребенка. Поэтому мы для реализации этой цели работаем над следующими задачами:
- Формирование осознания значимости собственной личности за счет оценки результатов трудовой деятельности.
- Формирование навыков общения в процессе трудовой деятельности, умения работать в коллективе.
- Развитие зрительной памяти и восприятия.
- Развитие функции руки – опорной, указательной, отталкивающей, хватательной.
- Развитие зрительно-моторной координации.
- Развитие внимания, памяти.
- Развитие мышления через формирование умения планировать свою деятельность.
- Корригирование эмоционально-волевой сферы и поведения, развитие ответственности, самостоятельности, настойчивости, выдержки, самоконтроля и самооценки.
- Развитие желания заниматься трудом, воспитание привычки к трудовому усилию, готовность участвовать в интересной работе.
- Формирование навыков и культуры труда.
- Воспитания творческого воображения, художественного вкуса.
- Развитие умений изготавливать некоторые виды поделок.
При отборе содержания программы воспитатели учитывают характер трудовых операций. Предпочтение отдается, прежде всего, видам деятельности, при которых наиболее успешно развивается ручная моторика. В процессе трудотерапии обеспечивается не только моторное, но и сенсорное развитие. При изготовлении поделок воспитатели обращают внимание детей на цвет, форму, фактуру, звучание материалов и инструментов. Также мы учитываем и характер двигательной недостаточности ребенка, и его индивидуальные возможности. Правила личной гигиены, навыки самообслуживания – вот начальный момент трудотерапии. Уходят в прошлое капризы, ожидание выполнения всех видов деятельности вместо себя родителями. Да и родители начинают видеть не только болезнь детей, но и то, что их дети, преодолевая трудности, одерживают хоть и маленькие, но очень значительные Победы над беспомощностью и недугом.
Благодаря специально организованной форме проведения педпроцесса, в нашем детском саду создана широкая возможность для разнообразного общения детей, как с взрослыми, так и со сверстниками. Маленькие воспитанники коррекционной группы ежедневно общаются со здоровыми детьми на прогулке, совместных праздниках и развлечениях, объединяются для проведения совместных мероприятий воспитательного характера. При этом проблемы общения здоровых детей и детей с ограниченными возможностями у нас в ДОУ не существует. Более того, подобного рода общение обогащает социально-эмоциональное развитие нормально развивающихся детей уникальным и необходимым в будущей взрослой жизни опытом взаимодействия с теми, кто в силу не зависящих от них обстоятельств оказался менее смышленым, умелым, но от этого не менее добрым и отзывчивым. Здоровые дети с особой заботой и пониманием относятся к детям с ограниченными возможностями: умеют поделиться игрушками, уступить место, принести укатившийся мяч и т.п., в их душах закладываются основы толерантности, понимания, терпимого отношения к особым детям.
В детском саду стало традицией проведение совместных мероприятий - праздников, вечеров развлечений - для родителей и детей из обычных групп и группы кратковременного пребывания. Такая форма организации работы ДОУ способствует достижению детьми-инвалидами прогресса в своем психофизическом и социальном развитии. Совместное воспитание и обучение дает основу для их социальной адаптации. Благодаря общению, занятиям, играм с другими детьми они учатся оценивать свои возможности, а это важно для того, чтобы в дальнейшем они могли лучше обращаться со своей инвалидностью и достигать большей автономии.
Для родителей детей с ОВЗ проводятся лекции-семинары, индивидуальные беседы-разъяснения по воспитанию и обучению детей. Разработана система психолого-педагогической помощи семье, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии. Ее основное содержание - формирование адекватных способов взаимодействия родителей и их ребенка. Поэтому важным моментом в работе стали регулярные встречи родителей, педагогов, различных специалистов, где обсуждаются эти и другие вопросы, решаются возникающие проблемы.
Одной из форм сотрудничества с родителями воспитанников стало проведение «круглых столов». На этих встречах педагоги рассказывают о маленьких достижениях детей этой группы в сфере эмоционального общения и развития. Родители, в свою очередь, говорят о своих проблемах, задают вопросы, принимают совместные решения.
Еще одной формой работы с родителями стали «Дни совместных игр». Они дали детям возможность почувствовать радость общения со взрослыми и способствовали организации сотрудничества педагогов и родителей.
Педагоги обсуждают с родителями сценарии праздников, в которых они принимали непосредственное участие, исполняя роли вместе с детьми, и такое совместное творчество стало традицией. Необходимыми оказались для родителей и занятия по обучению детей навыкам самообслуживания, в результате чего к концу года некоторые дети стали обедать без помощи взрослых.
Результатом взаимодействия между родителями и специалистами стало взаимопонимание - исчезли напряжение, недоверие, боязнь за ребенка. Теперь родители сами становятся инициаторами общих мероприятий для детей: отмечают дни рождения детей в детском саду, готовясь к этому заранее, продумывая игры, забавы.
Результатом нашей работы стало то, что нашим ребятам легче адаптироваться к обычной жизни и ничем не отличаться от обычных людей.
В условиях работы нашего ДОУ мы постарались создать благоприятные условия для психического и физического здоровья детей, для реализации индивидуального подхода к ребенку, для общения и жизни в одном коллективе.
Несомненным достижением данной работы является то, что каждый год часть выпускников поступают в массовую школу. Наши выпускники успешно проходят адаптацию в социум, многие из них добились больших успехов в жизни. Мы гордимся нашей выпускницей – Еленой Бурдыкиной, ставшей многократной паралимпийской чемпионкой Мира, Европы, России по легкой атлетике.
Подводя итог, хочется отметить, что существование образовательных учреждений с установкой на интеграцию, хотя бы частичную – эффективный способ борьбы с дискриминацией, формирования добрых отношений в обществе, и построения общества ПРИЕМЛИМОГО ДЛЯ ВСЕХ. Общество должно осознавать, что дети разные, но при этом могут и должны общаться, уважая потребности и возможности друг друга. Терпимость, приятие, как и уважение, сочувствие, а также готовность прийти на помощь тому, кто в ней нуждается, необходимо воспитывать у детей с дошкольного возраста.
Вместе с тем, дети с ОВЗ имеют право на перспективы разностороннего развития, счастья от успешности в жизни, от реализации своих возможностей. Ведь спектр способностей человека столь велик, что довести до совершенства развитие каждой невозможно. Нужно сделать выбор в пользу реализации одной или нескольких способностей. Так, проблема со слухом не мешает стать художником, а проблема со зрением не препятствует развитию литературного таланта. Таких примеров в жизни достаточно.
Сегодняшние дети завтра станут работодателями, служащими, политиками. Дети, обучающиеся с непохожими на них сверстниками, будут готовы к разнообразию в обществе, будут терпимы и сострадательны и, безусловно, подарят миру равенство и гармонию.
[1] ¹ «Совместное воспитание и обучение – закономерный этап развития системы образования », Малофеев Н.Н., Маркович М.М.. Шматко Н.Д., журн. «Управление ДОУ» № 6 , 2010 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Психолого-педагогическое сопровождение детей дошкольного возраста в условиях ДОУ
Существует множество форм и методов взаимодействия с родителями в рамках ФГОС. Для решения задач обучающего плана нужно знать, что хотят родители в общении с педагогом. Родители хотят быть увере...
Психолого-педагогическое сопровождение детей дошкольного возраста в условиях введения ФГОС ДО
В системе дошкольного образования произошли большие изменения.С 1 сентября 2013 г. вступил в силу новый закон «Об образовании в Российской Федерации», в котором впервые дошкольное образование закрепле...
Организация модели сопровождения детей дошкольного возраста, не охваченных дошкольным образованием, в условиях социокультурного пространства МА ДОУ
Каждый ребенок дошкольного возраста имеет право на обеспечение доступности образовательных услуг дошкольного образования, но в реальности родители не могут этим воспользоваться из-за...
"Особенности тьюторского сопровождения детей дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи в условиях инклюзии"
В статье рассматриваются теоретические аспекты детей дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи и важности тьюторского сопровождения в условиях инклюзивного образования....
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В УСЛОВИЯХ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Приоритетным направлением развития системы государственной помощи детям с особыми нуждами является создание оптимальных условий для их обучения и воспитания, прежде всего – создание общей безбар...
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В УСЛОВИЯХ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Приоритетным направлением развития системы государственной помощи детям с особыми нуждами является создание оптимальных условий для их обучения и воспитания, прежде всего – создание общей безбар...
ЛОГОПЕДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС
Аннотация. В статье раскрывается вопрос использования инновационныхобразовательных технологий, их практическое применение в образовательном процессе с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Оп...
- Мне нравится (2)