Игры-пятиминутки, способствующие развитию речевого мышления, ассоциаций, семантических полей и речи детей старшего дошкольного возраста ( 6-7 лет)
картотека по коррекционной педагогике (подготовительная группа) на тему

Коряковцева Галина Николаевна

    Эти игры не требуют пособий и наглядного материала, не требуют много времени. В них можно играть в ожидании обеда, ужина, окончания дождя, сидя за столом и без него и т.д. Эти игры не только активизируют речь, но и способствуют развитию речевого мышления, ассоциаций и семантических полей. Их можно проводить и в форме соревнования, например, на таком мероприятии, как " Знатоки родного языка", и за каждый правильный ответ ребёнок получает фишку. Выигрывает тот, у кого наибольшее количество фишек.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igry_-_pyatiminutki_po_razvitiyu_rechi_detey.docx18.56 КБ

Предварительный просмотр:

Игры – пятиминутки для развития речи для детей старшего дошкольного возраста ( 6 - 7 лет)

Эти игры не требуют пособий и наглядного материала. В них можно играть в ожидании обеда, ужина, окончания дождя, сидя за столом и без него и т.д. Эти игры не только активизируют речь, но и способствуют развитию речевого мышления, ассоциаций и семантических полей. Их можно проводить и в форме соревнования, и за каждый правильный ответ ребёнок получает фишку. Выигрывает тот, у кого наибольшее количество фишек.

  1. Добавь  общее слово к двум другим словам.

               добавляем глаголы

  • Дерево, цветы –что делают? …( растут, цветут, увядают.. и т.д…)
  • Кошка, собака - что делают? …( сидят, стоят, лежат… и т.д…)
  • Дождь, снег – Что делают?..( идут..)
  • Муха, жук – что делают? ..( ползают, летают…)
  • Фрукты, овощи – что делают?.. ( созревают, растут, гниют..)
  • Самолёт, птица – что делают?  ( взлетают, летают, садятся..)
  • Лягушка, кузнечик – что делают?...( прыгают…)
  • Змея, червяк -  что делают? ( ползут, извиваются..)
  • Тарелка, кружка – что делают?.. ( стоят..)

                          добавляем существительные

  • Шумит, дует – что?.. (ветер..)
  • Льётся, журчит – что?.. ( ручеёк…)
  • Растёт, зеленеет – что?..( листва, трава, огурец…..)
  • Сидит, стоит – кто?.. ( животные, люди…)
  • Скрипит, качается – что?. ( дерево, качели…)
  • Летит, жужжит – кто?.. ( жук, шмель, пчела..)
  • Идёт, моросит (льёт) – что?.. ( дождь..)
  • Круглое, тёплое – что?..( солнце..)
  • Круглое, сочное – что?.. (  апельсин..)

                       добавляем определения

  • Мяч, яблоко – какие? ( круглые..)  
  • Сахар, мёд – какие?.. ( сладкие…)
  • Снег, лёд – какие?.. ( холодные…)
  • Молоко, вода – какие?.. ( жидкие, вкусные…)
  • Черепаха, улитка – какие? ( медленные..)
  • Стол, шкаф – какие? ..( деревянные…)
  • Лимон, клюква – какие? ..( кислые..)
  • Молоко, сахар – какие?..( белые..)
  • Гепард, заяц – какие? ( быстрые..)
  • Лимон, цыплёнок – какие?.. ( жёлтые..)

  1. Многозначность слов.

  • У кого или чего есть нос, носик? ( у зверей, у самолёта, обуви, чайника, лодки, поезда..)
  • У кого или чего есть ручка?.. ( у дверей, чайника, ножа, отвертки, молотка, кружки, сумки…Ручка, как предмет – это то, чем пишут..)
  • У кого или чего есть ножка? ( у людей, грибов, зверей, стола, табуретки, стула, скамейки…..)
  • У кого или чего есть крылья? ( у самолёта, птиц, насекомых, у человека – крылья носа)
  • У кого или чего есть хвост? ( у зверей, птиц, самолёта, поезда, причёска у девочек….)
  • У кого или чего есть спинка? ( у стула, кресла, дивана, человека, животных, у сиденья в транспорте, у скамейки..)
  • У кого или чего есть шляпка? ( у грибов, гвоздя, у подсолнуха, шляпа – головной убор..)
  • У кого или чего есть язычок? ( у людей, зверей, обуви…)    
  • У кого или чего есть горлышко? ( у людей, зверей, вазы, бутылки, пузырька, банки…)

В чужой стране, в чудной стране, где не бывать тебе и мне

Ботинок  чёрным язычком с утра лакает молочко,

И целый день в окошко глядит глазком картошка.

Бутылка горлышком поёт, концерты вечером даёт.

И стул на гнутых ножках танцует под гармошку.

 

                       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактическая игра "Отвечай быстро". Данная игра способствует развитию мышления и речи детей старшего дошкольного возраста

•Цель игры: Закреплять умение детей классифицировать предметы по цвету, форме, качеству. Активизировать словарь, воспитывать слуховое внимание, умение быстро думать.•Ход игры•Воспитатель: Если хочешь ...

Конспект занятия по развитию творческого мышления «Путешествие по лабиринту фантазии» для детей старшего дошкольного возраста

При развитие наглядно-действенного мышления учить детей выходить за рамки привычных мыслительных стереотипов, развивать оригинальность ...

«ОПЫТ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ РАЗВИВАЮЩИХ ИГР, СПОСОБСТВУЮЩИХ РАЗВИТИЮ ЭЛЕМЕНТОВ СЛОВЕСНО-ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ И ПРОСТРАНСТВЕННО-ВРЕМЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

Предстален опыт работы по развитию познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста, определы цели и задачи, содержание авторских игр...

Рабочая программа по развитию логического мышления и математических способностей « УМКА» для детей старшего дошкольного возраста

Ни одно человеческое исследование не может назваться истинной наукой, если оно не прошло через математические доказательства.  Леонардо да ВинчиРабочая программа по развитию логического мышл...

Отчёт по самообразованию «Развитие логического мышления через опытно – экспериментальную деятельность у детей старшего дошкольного возраста»

Цели:Создать условия для эффективного использования логико-математических игр как эффективного средства подготовки детей к школе.Способствовать развитию познавательной активности детей. Задачи:1....

Комплекс упражнений на развитие речевого дыхания, артикуляционной, мелкой и общей моторики детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи.

Комплекс упражнений разработан  на основе: учебно-методического комплекта «Комплексный подход к преодолению ОНР у дошкольников» О.С. Гомзяк – «Говорим правильно»...