Рабочая программа по развитию логического мышления и математических способностей « УМКА» для детей старшего дошкольного возраста
рабочая программа по математике (старшая группа) на тему

Коршунова Елена Евгеньевна

Ни одно человеческое исследование не может назваться истинной наукой, если оно не прошло через математические доказательства.

 

 

Леонардо да Винчи

Рабочая программа по развитию логического мышления основана на Программе воспитания и обучения в детском саду, под редакцией М.А.Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл departament_obrazovaniya_goroda_moskvy.docx33.19 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая  программа по развитию логического мышления и математических способностей

« УМКА»

для детей старшего дошкольного возраста

                                                                       Автор  программы:

                                                                              Воспитатель ГБОУ Школа 460

                                                                              Коршунова Елена Евгеньевна

                                                                              Высшая категория    

                                                                     

Москва, 2017 г.

 Пояснительная записка

                                                                           

Ни одно        человеческое исследование не может назваться истинной наукой, если оно не прошло через математические доказательства.

Леонардо да Винчи

Рабочая программа по развитию логического мышления основана на Программе воспитания и обучения в детском саду, под редакцией М.А.Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой.

В последние годы значительно  возросли требования родителей к развитию детей дошкольного возраста. От того, насколько удачно заложен в дошкольном детстве потенциал для дальнейшего познавательного, волевого и эмоционального развития ребенка, зависит его дальнейшая успешность в любом виде деятельности.

В «Концепции дошкольного воспитания» утверждены такие важные принципы, как:

  • интеллектуальное развитие;
  • создание условий для развития личности ребёнка, его творческих способностей.

Современные дети  живут и развиваются в эпоху информационных технологий. Это требует других подходов к образованию дошкольников – перехода от традиционного информационно – накопительного метода  обучения к наиболее  перспективному  - развивающему обучению.

Ребенок учится не только чувствовать, но и объяснять события и действия, изучать взаимодействие между предметами, рассуждать и делать свои умозаключения. Лучше всего это делать в игре! Ребенок учится воспринимать, думать, говорить; он овладевает многими способами действия с предметами, усваивает определенные правила и начинает управлять собой. Все это предполагает работу памяти. Роль памяти в развитии ребенка огромна. Усвоение знаний об окружающем мире и о самом себе, приобретение умений и навыков, привычек – все это связано с работой памяти. Особенно большие требования к памяти ребенка предъявляет школьное обучение.

Математическое развитие ребенка - это не только умение дошкольника считать и решать арифметические задачи, это и развитие способности видеть в окружающем мире отношения, зависимости, оперировать предметами, и знаками, символами. Наша задача - развивать эти способности, дать возможность маленькому человеку познавать мир на каждом этапе его взросления. Но надо помнить, что математическое развитие является длительным и весьма трудоёмким процессом для дошкольников, так как формирование основных приёмов логического познания требует не только высокой активности умственной деятельности, но и обобщённых знаний об общих и существенных признаках предметов и явлений действительности.

 Игра – наиболее доступный для детей вид деятельности, способ переработки полученных из окружающего мира впечатлений, знаний. В игре ярко проявляются особенности мышления и воображения ребенка, его эмоциональность, активность. Огромную роль в развитии математических способностей и в развитии интеллекта играют интеллектуальные игры.

Развивающие игры делают учение интересным занятием для малыша, снимают проблемы мотивационного плана, порождают интерес к приобретаемым знаниям, умениям, навыкам. Использование развивающих игр в педагогическом процессе позволяет перестроить образовательную деятельность: перейти от привычных занятий с детьми к познавательной игровой деятельности, организованной взрослыми или самостоятельно. «Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности». В.А. Сухомлинский. Окрашенное положительными эмоциями общение с взрослыми в игре, выполнение интересных игровых заданий, яркое, красочное оформление игровых пособий делает пребывание ребенка в дошкольном учреждении радостным. Как правило, игры не оставляют равнодушным ни детей, ни взрослых и дают импульс к творческим проявлениям. Используя возможности развития логического мышления и памяти дошкольников можно более успешно готовить детей к решению тех задач, которые ставит перед нами школьное обучение. Развитие логического мышления включает в себя использование дидактических игр, смекалок, головоломок, решение различных логических игр и лабиринтов и вызывает у детей большой интерес. В этой деятельности у детей формируются важные качества личности: самостоятельность, находчивость, сообразительность, вырабатывается усидчивость, развиваются конструктивные умения. Дети учатся планировать свои действия, обдумывать их, догадываться в поиске результата, проявляя при этом творчество. Игры логического содержания помогают воспитывать у детей познавательный интерес, способствовать к исследовательскому и 6 творческому поиску, желание и умение учиться. Дидактические игры как один из наиболее естественных видов деятельности детей и способствует становлению и развитию интеллектуальных и творческих проявлений, самовыражению и самостоятельности.

Цель  работы по данной программе – развитие логического мышления и математических способностей, как основы интеллектуального развития дошкольников.

Основными задачами реализации программы являются:

  • Обучение  пониманию и  решению логических задач.
  • Развитие процессов внимания, памяти, воображения, мышления.
  • Формирование таких умений, как абстрагирование, анализ, синтез, сравнение, классификация, обобщение, кодирование и декодирование.  
  • Развитие математических представлений о геометрических фигурах и их свойствах, количестве и счете, пространственной ориентировке.
  • Развитие мелкой моторики пальцев и рук, координации действий «глаз – рука».
  • Формирование умения понимать, прослеживать причинно-следственные связи, выстраивать простейшие умозаключения на их основе.
  • Развитие детской художественно – речевой деятельности, навыков речевого общения.
  • Развитие у детей навыка самоконтроля, самооценки, самостоятельности, инициативности, стремления к самоорганизации  в игровой и творческой видах деятельности.
  • Формирование элементов коммуникативной культуры: умения слушать друг друга, договариваться между собой в процессе решения различных задач, умения работать в парах.
  • Формирование устойчивого интереса у детей и родителей  к развивающим играм.
  • Ожидаемые результаты работы ориентированы не только на сформированность отдельных математических представлений и понятий у детей, но и на развитие умственных возможностей и способностей, чувство уверенности в своих знаниях, интереса к познанию, стремление к преодолению трудностей, интеллектуальному удовлетворению.
  • Развивая умственные способности детей, логическое мышление, умение рассуждать, отстаивать своё мнение, способность логично и обстоятельно выдвигать свои идеи, стремиться к тому, чтобы каждый ребёнок, посещающий детский сад, в дальнейшем мог стать интересным, грамотным человеком, личностью.

Возраст детей – 5-6 лет

 Продолжительность реализации программы и ожидаемые результаты.

Программа рассчитана на реализацию в течение  2016-2017 учебного года.

К концу года дети научатся:

  • различать, называть геометрические фигуры, составлять плоскостные изображения по схемам и по замыслу;
  • использовать приемы анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать  закономерность;
  • ориентироваться в пространстве и на плоскости;
  • Повышение степени активности в самостоятельной деятельности.
  • высказывать суждения, доказательства, объяснять свою позицию, выражать свое мнение.

Ожидаемым результатом в работе с родителями является:

  • Повышение педагогической культуры родителей.
  • Формирование интереса к развивающим играм.

ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ЗАНЯТИЙ:

  • Занятия по данной программе имеют различные формы:
  • -Традиционные
  • -Комбинированные
  • -практические занятия
  • -игры, конкурсы

Методы:

  • -Словесный метод обучения (объяснение, беседа, устное изложение, диалог, рассказ)
  • -Метод игры (дидактические игры, на развитие внимания, памяти, игры-конкурсы)
  • -Практический (выполнение работ на заданную тему, по инструкции)
  • -Наглядный (с помощью наглядных материалов: картин, рисунков, плакатов, фото)

 Основные принципы организации реализации программы:

  Единство:

  •   сотрудничество, сотворчество и совместная деятельность педагогов, родителей и детей;
  •   использование способов и средств, обеспечивающих понимание того, что субъектом взаимодействия является ребѐнок, с его интересами, потребностями, особенностями;
  •   педагогическая оценка актуального состояния развития ребѐнка - способность видеть, чувствовать, понимать каждого воспитанника;

 Систематичность и последовательность:

  •   использования различных способов реализации программы: запланированный, косвенный, ситуативный;
  •   решение поставленных задач не только в рамках непосредственной деятельности, но и при проведении режимных моментов;

 Наглядность:

  • использование в работе с детьми различных видов наглядности способствует успешному усвоению программного материала;
  • создание предметно-развивающей среды с использованием дидактических игр, смекалок, головоломок, решение различных логических игр и лабиринтов;

Доступность: 

  • учѐт возрастных интересов, потребностей, возможностей детей, зоны их ближайшего развития;

  Связь с жизнью:

  • эффективное, полноценное развитие личности ребѐнка – дошкольника обеспечивается в процессе ведущего вида деятельности – игровой, в которой наиболее полно реализуются потребности детей в познании, общении;

  Интеграции:

  • «Познание», «Коммуникация», «Социализация», «Художественное творчество».

Материально-техническое обеспечение:

доска настенная, магниты, ИКТ

  • Методическое обеспечение:
  • Учебные пособия.
  • Предметные картинки.
  • Раздаточный и счетный материал.
  • Набор цифр.
  • Набор геометрических плоскостных и объемных фигур.
  • Модель часов, весы.
  • Арифметическое домино, мозаика, пазлы.
  • Развивающие игры «Магический квадрат», «Рыбалка», разрезные картинки.
  • Строительный конструктор.
  • Кубики с сюжетными картинками.
  • Блоки Дьёныша.
  • Кубики Никитина.
  • Палочки Кьюйзенера
  • -Цветные счетные палочки
  • -Мозаика
  • -Объемные геометрические фигуры
  • -Шаблоны из геометрических фигур
  • -Конструкторы
  • -Раздаточный материал (цифры)
  • -Цветная бумага
  • -Крупа (гречка, рис)
  • -Цветные веревочки
  • -Пуговицы
  • - рабочие тетради
  • - тетради в клетку
  • - цифровая линейка
  • - цветные, простые карандаши
  • - тетради в крупную клетку

Творческий перспективный план для детей старшего дошкольного                возраста

«Развитие логического мышления средствами математики».

Сентябрь

Неделя.

Название, тема, программное содержание

1.

Тема: «Тетрадка в клетку».

Цель: Знакомство с тетрадью с клетчатой разлиновкой. Обложка, страница, лист, клетка, строчка, столбик. Стороны клетки: левая правая, верхняя, нижняя. Верхний правый угол, верхний левый 15 угол, нижний правый угол, нижний левый угол клетки. Деление клетки на 2, 4 равные части разными способами

2.

Тема: «Цвет, форма»

Игра: «Составим узор».

«Найди(назови) предмет такой же формы»

(Стихи)

Цель: Выявление простейших представлений у детей, умение различать предметы по цвету, форме расположению. Развитие речи, внимания, наблюдательности

3.

Тема:»Математические знаки».

Цель: Использование знаков  для сравнения чисел.

Использование знаков «+», «-» для решения примеров.

4.

Игра: «Фигурки спрятались»

Д/и «Подбери по форме»

(Загадки)

Цель: Развивать умение выявлять и абстрагировать свойства, умение «читать схему», закреплять навыки порядкового счета.

Закрепить свойства предметов.

Октябрь

Неделя.

Название, тема, программное содержание

1.

Тема: «Счет двойками. Многоугольник».

Цель: Прямой и обратный счет. Счет двойками от заданного числа. Понятие четных и нечетных чисел. Вершины, углы и стороны многоугольника, измерение длин сторон

2.

Игра: «Измерь дорожки шагами», «О чем говорят числа?»

(Стихи)

Цель: Определять значение цветных палочек. Учить устанавливать логические связи и закономерности. Развивать зрительный глазомер.

3.

Тема: «Счет тройками. Ромб и трапеция».

Цель: соотношение количества предметов с числами. Счет тройками. Сравнение ромба с трапецией. Углы, вершины и стороны ромба и трапеции

4.

Тема: «Количество и счёт»

Д.И «Сосчитай предметы»

«Собери цветок»,

( Стихи)

Цель: Совершенствовать умение считать в пределах 10. Закреплять навыки порядкового счёта.

Ноябрь

Неделя.

Название, тема, программное содержание

1.

Тема: « Временные понятия, дни недели, месяцы, времена года».

Цель: Закрепить понятия: вчера, позавчера, сегодня, завтра, послезавтра; утро, день, вечер, ночь; дни недели, месяцы, времена года, год.

Графический диктант

2.

Д/и  «Составим число»,

«Считай дальше», «Найди пропущенное число

Цель:. Закреплять умение составлять число из единиц в пределах 10

3.

Тема: « Ориентация в пространстве, во времени».

Цель: Учить быстро ориентироваться в пространстве, во времени, в двухмерном пространстве.

4.

Тема: Интеллектуальная игра «Близкие по значению»

Цель:  помочь  дошкольникам овладеть грамотностью речи значение противоположных слов, употребление их в речи

Декабрь

Неделя.

Название, тема, программное содержание

1.

Тема: «Знакомство с часами».

Цель: Учить определять время, пользоваться часами

2.

Тема: «Геометрические фигуры»

Д.и.«Кто больше назовёт?», «Найди нужную фигуру», «Найди предмет такой же формы»

Цель: Формировать умение видеть в окружающих предметах форму знакомых геометрических фигур. Совершенствовать умение различать и называть геометрические фигуры и тела.

3.

Тема: «Составление и решение задач по картинкам. Логические задачи».

Цель: Познакомить детей с составом задачи (условие, вопрос), сравнить с логическими задачами

4.

Тема: «Сенсорное развитие». Дидактические игры»Черный, серый, белый», «Волшебные краски», Игра с крупой»Разбери гречку и рис»

Цель: Развивать мелкую моторику рук, закреплять знания об ахроматических цветах и цветах спектра.

Январь

Неделя.

Название, тема, программное содержание

1.

Тема: Решение и «чтение» примеров.

Цель: учить детей быстро решать примеры, объяснять ход решения

2.

Тема: Дидактические игры «Определи на глаз»,  «Одинаковые или разные», «Что выше (шире) » Игра со счетными палочками» Выложи предмет по образцу,

Цель:развитие умения анализировать форму предметов развитие умения сравнивать по их свойствам развитие художественных способностей (выбор цвета, фона, расположения, композиции), закреплять знания о величине, развивать мелкую моторику

3.

Тема: Игры на развитие памяти, воображения.

Цель: развивать память игры: «Какую игрушку спрятали?», «Какая игрушка лишняя?», воображение (задания: нарисуй кривую линию, похожую на горы, нарисуй кривую линию, похожую на забор и т.п.), рисовать по памяти предметы, состоящие из 6-8 частей.

4.

Тема: «Задачи на смекалку»

Цель:Упражнять в счете групп предметов, в сравнении чисел и в определении, какое из двух чисел больше или меньше другого (7 — 9).

Развивать сообразительность, учить решать задачи на смекалку геометрического содержания.

Февраль

Неделя.

Название, тема, программное содержание

1.

Тема: Задачи на преобразование фигур.

Цель: Учить детей логически мыслить, переставлять одну или несколько палочек для получения другой фигуры

2.

Тема: Задачи на смекалку.

Цель: Повторить с детьми порядковый и обратный счёт; упражнять детей в решении задач, в разгадывании лабиринтов, в решении задач на логическое мышление; отчёт предметов по заданному числу; вспомнить с детьми пословицы, поговорки, где встречаются числа 7, 3. Создать у детей радостное настроение.

3.

Тема: Подборка и запись пропущенных слагаемых в уже решенных примерах.

Цель: учить детей решать примеры, в которых неизвестны одно из слагаемых, используя способы сложения или вычитания. (8 + ? = 12; 16 - ? = 7).

4.

Тема: «Ориентировка в пространстве»

«Найди предмет по плану», «Найди выход из лабиринта».

«Что, где?», «Разложи правильно», «Где находится?»,

«Реши головоломку», «Составь картину»

Игра: «Весёлые человечки».

Цель:Развивать представления: «толстый», «худой», «высокий», «низкий», «слева», «справа», «левее», «правее», «между». Развитие внимания, речи.

Упражнять в умении двигаться в заданном направлении. Совершенствовать умения ориентироваться

Март

Неделя.

Название, тема, программное содержание

1.

Тема: Порядковые значения чисел. Графический диктант.

 Цель: Продолжать учить детей называть порядковые значения чисел. Закреплять умение действовать по словесному указанию воспитателя (графический диктант).

2.

Тема:Ориентировка во времени

Игры – путешествие во времени.

«Когда это бывает?»,«Дни недели», «Расставь по порядку».

Игра: «Что сначала, что потом».

(Стихи)

Игра «Что мы делаем?»,

(Стихи)

Цель: Расширять представления о частях суток и уточнение понятия «сетки». Формировать представления о последовательности дней недели.

3.

Тема: Поиск закономерности и рисование четвертой фигуры. Сравнение размеров различных предметов «на глаз».

 Цель: Учить детей находить в строке или в столбце недостающую фигуру по двум признакам и рисовать ее. Сравнивать предметы «на глаз» и проверять свои предположения при помощи условной мерки.

4.

Тема: Формирование навыков сложения и вычитания.

«Распредели числа в домики», «Угадай-ка»

Счет в пределах 10. Состав чисел от 1 до 10.

Игра «Чей домик»

Штриховка цифры, выкладывание образа цифры из различных предметов.

Игра «Составим число»,

«Отгадай число».

Цель: Закрепление состава числа первого десятка

Развитие логического мышления, речи, внимания.

Закрепить представления о составе чисел от 1 до 10. Продолжать учить штриховки цифр.

Апрель

Неделя.

Название, тема, программное содержание

1.

Тема: Положительные и отрицательные числа.  

Цель: Познакомить детей с положительными и отрицательными числами на примерах.

2.

Тема: Отгадывание загадок. Развитие логичности мышления

Математические задачки в стихах

Цель: Закрепить навыки ориентировки в пространстве (справа, слева); количественного и порядкового счета, сложения и вычитания в пределах 10.

3.

Тема: Дробные числа. 

Цель: Познакомить детей с дробными числами, показать значение дробных чисел в жизни и деятельности человека.

4.

Тема: «Головоломки с палочками», «Танграм»

Цель: развитие конструктивных способностей детей,

развивать умение  анализировать геометрические фигуры, соотносить целое и часть;

развивать внимание, память, мышление, воображение, творческие способности детей.

  составлять геометрические фигуры из счетных палочек путём составления фигур на основе предварительного обдумывания хода решения;

 ознакомление с набором фигур к игре, преобразование их с целью составления из 2-3 имеющихся новой.

Май

Неделя.

Название, тема, программное содержание

1.

Тема: Стоимость.

Цель: Закрепить знания детей о деньгах. Сравнить понятия «деньги» и «стоимость».

2.

Тема: Головоломки с палочками,  «Колумбово яйцо»

Цель:  развитие конструктивных способностей детей.

 развивать умение  анализировать геометрические фигуры, соотносить целое и часть;

развивать внимание, память, мышление, воображение, творческие способности детей.

  развивать умение решать задачи путём целенаправленных практических проб и обдумывания хода решения.;

 ознакомление с набором фигур к игре, преобразование их с целью составления из 2-3 имеющихся новой.

3.

Тема: Математическое развлечение.

 Цель: Закрепить имеющиеся у детей знания. Воспитывать интерес к математике.

4.

Тема: Логические задачи на поиск недостающих фигур, «Танграм»

Цель: развитие конструктивных способностей детей.

 развивать умение  анализировать геометрические фигуры, соотносить целое и часть;

развивать внимание, память, мышление, воображение, творческие способности детей.

 развивать умение решать задачи путём зрительного и мыслительного анализа рядов фигур, упражнять детей в доказательстве решения;

 ознакомление с набором фигур к игре, преобразование их с целью составления из 2-3 имеющихся новой.

Список литературы :

• Т. Г. Любимова «Хочешь быть умным? Решай задачи».

o Е. В. Колесникова «Развитие математического мышления у детей 5-7лет. ».

• Е. А. Носова, Р. Л. Непомнящая «Логика и математика для дошкольников».

• Е. Н. Панова «Дидактические игры – занятия в ДОУ».

• А.В. Белошистая «Занятия по развитию математических способностей детей 5-6 лет».

• Л. Г. Петерсон, Н. П. Холина. «Раз – ступенька, два – ступенька

• Т. И. Ерофеева «Дошкольник изучает математику

• .В. Г. Яфаева «Развитие интеллектуальных способностей старших дошкольников»

• .Учебная хрестоматия. Математика в художественном слове

•. Е. В. Соловьева «Математика и логика для дошкольников»

•. Е. Н. Лебеденко. Формирование представлений о времени у дошкольников. «Детство-Пресс»,

• .Т. А. Шорыгина «Точные сказки». Формирование временных представлений. Москва 2004

  • Л. Г. Петерсон, Н. П. Холина. «Раз – ступенька, два – ступенька
  • Е. В. Соловьева «Математика и логика для дошкольников»
  • Т. И. Ерофеева «Дошкольник изучает математику
  • Е. А. Носова, Р. Л. Непомнящая «Логика и математика для дошкольников
  • Нина Никитина «Учимся правильно считать». От 5 до 10
  • Волина В.В. Праздник числа – М.: Знание, 2003


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по дополнительному образованию «Оздоровительная гимнастика с элементами стретчинга для детей старшего дошкольного возраста».

В программе представлены различные здоровьезберегающие технологии: Коммуникативные игры; суставная гимнастика; стретчинг; подвижные игры; точечный самомассаж; дыхательные упражнени...

«ОПЫТ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ РАЗВИВАЮЩИХ ИГР, СПОСОБСТВУЮЩИХ РАЗВИТИЮ ЭЛЕМЕНТОВ СЛОВЕСНО-ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ И ПРОСТРАНСТВЕННО-ВРЕМЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

Предстален опыт работы по развитию познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста, определы цели и задачи, содержание авторских игр...

Рабочая программа по преодолению фонетических и фонетико-фонематических нарушений речи у детей старшего дошкольного возраста

Рабочая программа по преодолению фонетических и фонетико-фонематических нарушений речи у детей старшего дошкольного возраста....

Рабочая программа на развитие социально-коммуникативных и художественно-эстетических навыков у детей старшего дошкольного возраста в рамках театральной студии "Мыльная феерия"

В рабочей программе отражены принципы и содержание работы с детьми старшего дошкольного возраста на развитие социально-коммуникативных и художественно-эстетических навыков....

Дополнительная образовательная общеразвивающая программа по развитию логического мышления, внимания, памяти и математических способностей «Развивайка» у детей старшего дошкольного возраста

Дошкольный возраст - самый благоприятный период для интенсивного развития физических и умственных функций детского организма, в том числе и для математического развития. Навыки, умения, приобретённые ...

Отчёт по самообразованию «Развитие логического мышления через опытно – экспериментальную деятельность у детей старшего дошкольного возраста»

Цели:Создать условия для эффективного использования логико-математических игр как эффективного средства подготовки детей к школе.Способствовать развитию познавательной активности детей. Задачи:1....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА с одарёнными детьми имеющими художественно-эстетические способности «Цветные ладошки» для старшего дошкольного возраста

Проблема работы с одаренными детьми чрезвычайно актуальна для современного российского общества. Огромные возможности открываются перед человеком в случае максимального использования и развития заложе...