«ОПЫТ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ РАЗВИВАЮЩИХ ИГР, СПОСОБСТВУЮЩИХ РАЗВИТИЮ ЭЛЕМЕНТОВ СЛОВЕСНО-ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ И ПРОСТРАНСТВЕННО-ВРЕМЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»
учебно-методическое пособие (подготовительная группа) на тему
Предстален опыт работы по развитию познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста, определы цели и задачи, содержание авторских игр
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
opyt_ispolzovaniya_razvivayushchikh_igr.docx | 32.55 КБ |
Предварительный просмотр:
«ОПЫТ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ РАЗВИВАЮЩИХ ИГР,
СПОСОБСТВУЮЩИХ РАЗВИТИЮ ЭЛЕМЕНТОВ СЛОВЕСНО-ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ И ПРОСТРАНСТВЕННО-ВРЕМЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ
У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»
Вышкова Марина Николаевна, педагог-психолог, II квалификационная категория
муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Детский сад комбинированного вида №4 г. Кировска»
Федеральные государственные образовательные стандарты дошкольного образования (ФГОС ДО) в качестве основного принципа дошкольного образования рассматривает формирование познавательных интересов и познавательных действий ребёнка в различных видах деятельности.
Познавательное развитие предполагает формирование познавательных действий, развитие любознательности и познавательной мотивации, воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о свойствах и отношениях объектов окружающего мира.
В этом возрасте дети проявляет способность оперировать не образами, а символами. Так же данный возрастной период характеризуется активным развитием речемыслительной деятельности.
Дети старшего дошкольного возраста нередко обнаруживает трудности в решении и объяснении логических задач, формулировании определённых правил и понятий, в установлении и обосновании причинно-следственных связей. Одна из распространённых причин такого положения — недостаточное развитие в дошкольном возрасте словесно-логического мышления.
Большая часть старших дошкольников владеет фразовой речью, знаниями и навыками в объёме программы массового детского сада. В то же время, анализ наблюдений за мыслительной деятельностью и владением речи детей показало, что у многих она имеет следующие особенности:
- поверхностный, непоследовательный анализ проблем и ситуаций, неумение выделить в них главное;
- неспособность синтезировать информацию;
- неумение планировать;
- неспособность отвлечься от внешнего и увидеть внутреннюю, глубинную сторону проблемы или явления;
- трудности в формулировании плана логической операции, её хода и результата.
Недостаточное развитие словесно-логического мышления приводит к трудностям при совершении любых логических действий (анализа, обобщения, выделения главного при построении выводов) и операций со словами.
Опираясь на результаты наблюдения за детьми старшего дошкольного возраста, я определила:
цель - способствовать развитию словесно - логического мышления у детей старшего дошкольного возраста с помощью речевых игр и упражнений;
Задачи:
- Развивать у детей умение самостоятельно применять доступные им способы познания (сравнение, классификация, обобщение и др.);
- Развивать у дошкольников последовательное логическое мышление.
- Развивать способность к построению простых высказываний о сущности выполненного действия на основе образца воспитателя (педагога – психолога).
Для эффективного овладения старшими дошкольниками элементами словесно – логического мышления я разработала игру «Метелочки» (модификация игры «Скажи наоборот»).
Программное содержание игры: способствовать развитию элементов словесно-логического мышления у детей старшего дошкольного возраста, активизировать их речь.
Основным педагогическим приёмом является создания проблемно – игровой развивающей ситуации на основе сказочного сюжета.
Материалы и оборудование: избушка, изготовленная из картона, две метелочки, изготовленные из картона разного цвета, прутики из белой бумаги (прутики межу метелочками скреплены; ножницы для разрезания прутиков). На каждом прутике одной метелочки написано слово; на прутике другой метелочки написано слово с противоположным значением, т.е. антоним).
Ход игры:
Дети, посмотрите, на полянке стоит Лесная избушка. В ней живут две метелочки. Они сейчас ссорятся, даже сцепились прутиками. И в доме беспорядок. Давайте попробуем их помирить. На каждом прутике метёлочек написано какое – то слово. Я его вам прочитаю, а вы подберёте слово, противоположное по значению. Если мы это сделали правильно, то тогда мы сможем разрезать ножницами прутик на метёлочке.
Например: (педагог говорит):
Добро -…(зло), свет -…(тьма), шум-…(тишина), глубокий-…(мелкий), скупой-…(щедрый), здоровый-…(больной); нагревать-…(охлаждать), здороваться (прощаться); радоваться-…(грустить).
Ребенок, который называет слово верно, подходит к столу и разрезает прутик ножницами. (Ножницы лежат рядом с педагогом).
После того, как все прутики разъединены, взрослый хвалит ребят и говорит о том, что метелочки теперь ссориться больше не будут, а в доме будет всегда порядок.
Усложнение: в качестве усложнений можно использовать глаголы, наречия, прилагательные. Задать вопрос: «Как вы думаете, ребята, почему метелочки помирились?».
Конец игре.
Ясюкова Л. использует в диагностике готовности ребенка к школе слова-антонимы для определения понятийного речевого мышления, Семаго Н. рассматривает их как компонент квазипространственных представлений в пространстве языка и речи. Оценивается понимание и возможность оперирования речевыми конструкциями различного уровня сложности, куда входит задание на подбор антонимов. Я рассматриваю владение сравнительным анализом противоположностей, как прямой элемент словесно-логического мышления. Провожу диагностику с использованием наглядно-стимульных материалов и исключительно в вербальном плане.
Положительная динамика развития элементов словесно-логического мышления у детей подготовительной группы, в частности знание (понимание) антонимов, прослеживается в результатах диагностики:
Начало года (2013-2014 уч. год) в % | Конец года (2013-2014 уч. год) в % |
Владеют (антонимы) | Владеют (антонимы) |
50 | 96 |
Дети старшего дошкольного возраста с трудом ориентируются во временных представлениях. Специфические особенности времени как объективной реальности затрудняют его восприятие детьми. Поэтому необходима постоянная работа по формированию у дошкольников представлений о времени. Знания и навыки, связанные с характеристикой временных промежутков, с овладением четкой системы временных эталонов, требуют систематического повторения и обыгрывания. Для овладения знаниями календарных временных эталонов (неделя) я разработала игру «Дом «Неделя»».
Для того чтобы система взаимосвязанных единиц времени (дней недели) могла быть четко осознана детьми, я представила ее в модели дома, который называется «Неделя». В дом с пустыми квартирами (их семь) нужно заселить дни недели. Такой дом помогает детям наглядно представить сравнительно длительные промежутки времени – неделю. В наглядности отражена взаимосвязь всех 7 дней - структурных единиц недели.
Игра «Домик «Неделя».
Цель: развитие пространственно-временных представлений (дней недели) у детей старшего дошкольного возраста.
Материалы: лист формата А-4, на котором нарисован длинный прямоугольник, разделенный на семь равных частей, каждая часть разделена линией по диагонали на два равных треугольника.
Инструкция: ребенку предлагается заселить в пустые квартиры дома дни недели.
Ход игры:
Взрослый говорит ребенку: « Назови день недели, который будет жить в первой квартире дома». Ребенок называет день недели «понедельник», если не знает, то взрослый называет сам.
Взрослый продолжает: «А теперь, на двери квартиры (в левом верхнем углу) напиши цифру «1» и букву «П» (в нижнем правом углу) - первую букву, с которой начинается название дня недели, понедельника. Ребенок смотрит на образец написания, который представлен ниже и копирует соответствующие буквы и цифры (на предложенном ниже образце цифры и первые буквы дней недели выделены жирным шрифтом).
Дом «НЕДЕЛЯ»
1 Понедельник |
2 Вторник |
3 Среда |
4 Четверг |
5 Пятница |
6 Суббота |
7 Воскресенье |
Усложнение.
В качестве усложнения можно задавать вопросы:
- На какие дни разделяется неделя? (рабочие дни (будни) и выходные дни)
- .Сколько будних дней в неделе? (5).
- Сколько выходных дней? (2).
- Сколько всего дней в неделе?
Так же в качестве усложнения можно предложить ребенку решить математический пример: к 5 дням рабочим прибавить 2 выходных дня получится (7)
Конец игре.
Используя данный материал в работе, я отметила, что:
- Дети гораздо быстрее стали быстрее ориентироваться во временных структурах (сутки, неделя, месяц) и их составе
- У них проявляется больший интерес к познанию через игру, чем при использовании других методик, например календаря;
- Дети не устают и готовы воспринимать больший объем информации и более продолжительное время и упражняться в усвоении и закреплении знаний;
- У старших дошкольников есть желание к написанию цифр и букв, им это нравится
Я предполагаю, что эффективное развитие у детей пространственно-временных представлений (дней недели) связано с использованием разработанного мною материала - игры и отражается в результатах диагностики:
Сформированность временных представлений (неделя)
у детей подготовительной группы:
Начало года (2013-2014 уч. год) в % | Конец года (2013-2014 уч. год) в % |
сформированы | сформированы |
20 | 88 |
Даже небольшой опыт использования обучающе развивающей игры по установлению временной последовательности показал, что достаточно выделить и наглядно представить ее детям, поупражнять их в самостоятельном установлении порядка структур, как они самостоятельно начинают использовать этот способ и вычленять последовательность дней в любом предложенном содержании. Умение дошкольников устанавливать временную последовательность развивает у них уверенность, самостоятельность и умение планировать деятельность.
Вывод: Таким образом, при условии правильно организованного педагогического процесса с применением развивающих игр, учитывающих особенности детского восприятия, а так же с правильно организованной предметно-развивающей средой дети могут уже в дошкольном возрасте без перегрузок и напряжения усвоить предложенный материал. А чем более подготовленным придет ребенок в школу – имеется в виду не количество накопленных знаний, а именно готовность к мыслительной деятельности, тем успешнее будет для него начало школьного детства.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа комплексных развивающих занятий с элементами арт-терапии «В гостях у сказки» (для детей старшего дошкольного возраста)
Программа направлена на гармонизацию эмоционально-личностного развития ребенка и формирование творческих способностей....
Конспект коррекционно-развивающего занятия по развитию лексико-грамматического строя речи на тему «Транспорт» для детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи группы компенсирующей направленности
Возраст детей: 6 -7 летВиды деятельности: коммуникативная, игровая, познавательно- исследовательская.Образовательные области: речевой развитие, познавательное развитие.Цель:...
Проект «Использование технологии развития критического мышления в формировании связной речи детей старшего дошкольного возраста»
В основе моего проекта заложены элементы технологии критического мышления. Я убеждена, что развитие связной речи будет успешным только лишь в результате продуктивной деятельности, на основе собственно...
Презентация "Использование игровых занимательных технологий в развитии логического мышления и умственных способностей у детей старшего дошкольного возраста."
Данная презентация направлена на использование игровых занимательных технологий в развитии логического мышления и умственных способностей у детей с....
Развитие пространственно - временных представлений у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР
Способность ориентироваться в пространстве и времени играет исключительную роль в формировании целостной картины мира ребенка и осознании им своего места в нем....
Образовательный проект «Формирование пространственно-временных представлений у детей старшего дошкольного возраста коррекционной группы для детей с ЗПР»
Метод проектов - это метод интегрированного обучения дошкольников, он основывается в первую очередь на интересах детей. Проект предполагает самостоятельную активность воспитанников детского сада. Толь...
Картотека игр на формирование и развитие пространственно-временных представлений у детей среднего дошкольного возраста
Дошкольный возраст - период интенсивного развития пространственно-временных представлений. Формирование временных представлений и освоение окружающего пространства помогает ребенку сформировать для се...