Перспективное планирование НОД «Познавательное развитие» с детьми 1 - 2-х лет
методическая разработка по коррекционной педагогике (младшая группа) по теме

Морозова Елена Александровна

Пояснительгая записка и содержание образовательной области «Познавательное развитие» с детьми 1 - 2-х лет.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon nod_poznavatelnoe_razvitie_1-2g.doc99.5 КБ

Предварительный просмотр:

Перспективное планирование НОД «Познавательное развитие»

с детьми 1 - 2-х лет

Пояснительная записка

      Содержание образовательной области "Познавательное развитие" (обязательная часть) предполагает:

  • развитие любознательности и познавательной мотивации;
  • развитие умения детей наблюдать и анализировать различные явления и события, сопоставлять их, обобщать;
  • побуждать включать движения рук по предмету в процессе знакомства с ним: обводить части предмета, гладить их и др.;
  • формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.), о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных ьрадициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира.

       Содержание психолого - педагогической работы в образовательной области "Познавательное развитие" отражается в следующих задачах воспитания и обучения детей второго года жизни:

  • Расширять ориентировку детей в ближайшем окружении, пополнять запас понимаемых

слов и активный словарь, развивать потребность в речевом общении. Формировать умение

понимать слова, обозначающие названия предметов, действия;

  • Формировать умение понимать простые предложения, небольшие рассказы;
  • Содействовать формированию умения выражать словами, а затем короткими предложениями свои потребности и желания, отвечать на вопросы взрослого;
  • Использовать окружающую обстановку и общение с ребенком для развития его

восприятия, мышления, внимания, памяти;

  • Формировать умение действовать с игрушками, предметами ближайшего окружения в

соответствии с их особенностями и назначением; подражать игровым действиям взрослого,

отображать в игре по подражанию, образцу знакомые жизненные ситуации;

  • Развивать познавательную и двигательную активность детей во всех видах игр;
  • Развивать эстетическое восприятие. Обращать внимание детей на запахи, звуки, цвет,

размер предметов;

  • Формировать умение рассматривать картинки, иллюстрации;
  • Поощрять самостоятельную деятельность детей. Предоставлять им возможность играть с разнообразными дидактическими материалами. Приучать доводить начатую игру до конца.

      В целях планомерного воздействия на развитие детей рекомендуется:

  • проводить специальные игры – занятия;
  • приучать детей слушать взрослого, следить за тем, что он делает и показывает,

подражать его словам и действиям, выполнять задания.

       Игры - занятия по НОД "Познавательное развитие" с детьми второго года жизни включают в себя:

  • игры – занятия с дидактическим материалом (2 занятия в неделю);
  • игры – занятия со строительным материалом (1 занятие в неделю).

С детьми в возрасте 1 года — 1 года 6 месяцев игры-занятия проводятся по подгруппам

(по 2-4 человека). Длительность занятия 3-6 минут. Детей в возрасте 1 года 6 месяцев — 2 лет можно объединять по 4-6 человек в зависимости от вида занятия. Продолжительность занятия от 4 до 8-10 минут (Н.Е. Веракса "от рождения до школы", с.41)

      Игры – занятия с дидактическим материалом планируются в соответствии с тематичеким календарем НОД. Каждая игра – занятие проводится в 2 этапа: обучение и закрепление. Закрепление организуется с применением другого оборудования без изменения программного содержания.

      Все виды деятельности, относящиеся к образовательной области "Познавательное развитие", предусмотренные основной образовательной программой, но не нашедшие отражения в предлагаемом тематическом планировании, организуются и проводятся педагогом самостоятельно.

Сентябрь

 Неделя

Игра - занятие

Программное содержание

ППРС

 3

"Собери шишки"

Развивать ориентировку на количественный признак (много - мало)

Игры и занятия с детьми раннего возраста с психофизическими нарушениями: методическое пособие/ Под ред. Е.А. Стребелевой, Г.А. Мишиной, с.65

Оборудование: две корзинки, шишки

(в эту игру можно играть и на прогулке)

4

"Угадай, кто в домике живет"

Учить дифференцировать звукоподражания

Игры и занятия с детьми раннего возраста с психофизическими нарушениями: методическое пособие/ Под ред. Е.А. Стребелевой, Г.А. Мишиной, с.72

Оборудование:  два домика, собачка и кошечка

Октябрь

 Неделя

Тема

Программное содержание

ППРС

1

"Опусти игрушку в свой домик"

Вызывать интерес к свойству предметов окружающего мира, к овладению практическим способом вывления свойств этих предметов

Игры и занятия с детьми раннего возраста с психофизическими нарушениями: методическое пособие/ Под ред. Е.А. Стребелевой, Г.А. Мишиной, с.49

Оборудование: две коробки: одна – с круглой прорезью, другая – с квадратной прорезью, шарики и кубики одного цвета и размера на подносе

2

"Накорми куклу"

Развивать зрительную ориентировку на цвет предметов методом сличения (выбор из двух)

Игры и занятия с детьми раннего возраста с психофизическими нарушениями: методическое пособие/ Под ред. Е.А. Стребелевой, Г.А. Мишиной, с.62

Оборудование: две кулы, одетые в разные платья (красное и желтое), набор посуды (блюдца, чашки,ложки) двух цветов

3

"Катится  - не катится"

Вызывать интерес к свойству предметов окружающего мира, к овладению практическим способом вывления свойств этих предметов

Игры и занятия с детьми раннего возраста с психофизическими нарушениями: методическое пособие/ Под ред. Е.А. Стребелевой, Г.А. Мишиной, с.48

Оборудование:

деревянный желобок, пластмассовые (деревянные) шарики и кубики одного цвета и размера на подносе

(после обучения можно катать с горки машинки)

4

"Перевези кубики"

Развивать зрительную ориентировку на цвет предметов методом сличения (такой – не такой)

Игры и занятия с детьми раннего возраста с психофизическими нарушениями: методическое пособие/ Под ред. Е.А. Стребелевой, Г.А. Мишиной, с.61

Оборудование: две машины двух цветов - желтого и красного, кубики соответствующего цвета и одинакового размера

Ноябрь

 Неделя

Тема

Программное содержание

ППРС

1

"Посади цветы"

Учить образовывать множества из неперерывных вещей

Игры и занятия с детьми раннего возраста с психофизическими нарушениями: методическое пособие/ Под ред. Е.А. Стребелевой, Г.А. Мишиной, с.66

Оборудование: напольный коврик с прикркпленными в разных местах "липучками"; цветы, в основании которых имеется вторая часть липкой ленты

2

"Налей воды в аквариум"

Учить образовывать множества из неперерывных вещей

Игры и занятия с детьми раннего возраста с психофизическими нарушениями: методическое пособие/ Под ред. Е.А. Стребелевой, Г.А. Мишиной, с.66

Оборудование: "аквариум", игрушечные рыбки, кружка, таз с водой

3

"Разложи"

Развивать зрительную ориентировку на форму предметов

Игры и занятия с детьми раннего возраста с психофизическими нарушениями: методическое пособие/ Под ред. Е.А. Стребелевой, Г.А. Мишиной, с.53

Оборудование: две пустых коробки, коробка с шариками и кубиками одного цвета и размера

(после обучения можно "наводить порядок", раскладывая на две группы любые другие предметы и игрушки)

4

"Заполни кувшин"

Развивать ориентировку на количественный признак (много - мало)

Игры и занятия с детьми раннего возраста с психофизическими нарушениями: методическое пособие/ Под ред. Е.А. Стребелевой, Г.А. Мишиной, с.64

Оборудование: два пустых прозрачных кувшина, фасольв мешочке, кружка

Декабрь

 Неделя

Тема

Программное содержание

ППРС

1

"Волшебный мешочек" (вариант1)

Вызывать интерес к свойству предметов окружающего мира, к овладению практическим способом вывления свойств этих предметов

Игры и занятия с детьми раннего возраста с психофизическими нарушениями: методическое пособие/ Под ред. Е.А. Стребелевой, Г.А. Мишиной, с.52

Оборудование: мешочек, два шарика и два кубика одного размера и одного цвета, две ленточки соответствующего цвета

(во время игры мешочек может принести игрушечный дед мороз)

2

"Волшебный мешочек" (вариант2)

Вызывать интерес к свойству предметов окружающего мира, к овладению практическим способом вывления свойств этих предметов

Игры и занятия с детьми раннего возраста с психофизическими нарушениями: методическое пособие/ Под ред. Е.А. Стребелевой, Г.А. Мишиной, с.53

Оборудование: мешочек, два шарика и два кубика одного размера и одного цвета

(во время игры мешочек может принести игрушечный дед мороз)

3

"Подбери ленточку"

Развивать зрительную ориентировку на цвет предметов методом сличения (такой – не такой)

Игры и занятия с детьми раннего возраста с психофизическими нарушениями: методическое пособие/ Под ред. Е.А. Стребелевой, Г.А. Мишиной, с.63

Оборудование: два воздушных шарика разного цвета

(воздушные шарики можно заменить новогодними)

4

"Подарки мишкам"

Продолжать формировать интерес к предметно – игровым действиям, выполнять их

Игры и занятия с детьми раннего возраста с психофизическими нарушениями: методическое пособие/ Под ред. Е.А. Стребелевой, Г.А. Мишиной, с.88

Оборудование: мишка, белка, "чудесный мешочек", шишка, грибок

Январь

 Неделя

Тема

Программное содержание

ППРС

1

"Спрячь шарик в ладошку"

Вызывать интерес к действиям с предметами окружающего мира, к овладению практическим способом действия с ними, ориентировку на свойство - величину

Игры и занятия с детьми раннего возраста с психофизическими нарушениями: методическое пособие/ Под ред. Е.А. Стребелевой, Г.А. Мишиной, с.54

Оборудование: шарики одного цвета и двух размеров

(если взять шарики белого цвета, то получится игра со "снежками"; в эту же игру можно играть и на прогулке)

2

"Разложи шарики в корзинки"

Развивать зрительную ориентировку на величину предметов, формировать практические способы ориентировки (метод проб)

Игры и занятия с детьми раннего возраста с психофизическими нарушениями: методическое пособие/ Под ред. Е.А. Стребелевой, Г.А. Мишиной, с.56

Оборудование: две больших и две маленьких корзинки – вкладыши одного цвета; два больших и два маленьких шарика

(если взять шарики белого цвета, то получится игра со "снежками"; в эту же игру можно играть на прогулке)

3

"Закрой окошко"

Развивать зрительную ориентировку на цвет предметов (такой – не такой)

Игры и занятия с детьми раннего возраста с психофизическими нарушениями: методическое пособие/ Под ред. Е.А. Стребелевой, Г.А. Мишиной, с.60

Оборудованиеп: два картонных домика разного цвета с вырезанными окошками, в середине которых изображены зайчики (птички и т.д.), окошки соответствующих цветов одинаковой формы и величины

4

"Спрячь игрушку"

Развивать интерес к свойствам предметов окружающего мира и орудийные действия по отношению к ним, учить набирать и пересыпать крупу ложкой

Игры и занятия с детьми раннего возраста с психофизическими нарушениями: методическое пособие/ Под ред. Е.А. Стребелевой, Г.А. Мишиной, с.84

Оборудование: миска с крупой, пустая миска, ложка, мелкая игрушка

(в ходе игры можно предложить ребенку поиграть с игрушкой в прятки: засыпать ее снежком, а потом отыскать)

Февраль

 Неделя

Тема

Программное содержание

ППРС

1

"Кто в домике живет"

Учить дифференцировать звукоподражания

Игры и занятия с детьми раннего возраста с психофизическими нарушениями: методическое пособие/ Под ред. Е.А. Стребелевой, Г.А. Мишиной, с.79

Оборудование: игрушечные домики и игрушки (мышка, лягушка, петушок)

(можно взять для игры героев сказки "Теремок", используемой в НОД "Речевое развитие")

2

"Моя семья"

Формировать представления о семье, взаимоотношениях между детьми, родителями, и другими членами семьи

Игры и занятия с детьми раннего возраста с психофизическими нарушениями: методическое пособие/ Под ред. Е.А. Стребелевой, Г.А. Мишиной, с.78

Оборудование: два набора вязаных пальчиков с изображениями персонажей семьи: папы, мамы, сына, дочки

(можно соответствующим образом оформить обычные перчатки)

3

"Надень шапочки"

Учить детей целенаправленно выделять отдельно каждый палец, дифференцировать "один и много"

Игры и занятия с детьми раннего возраста с психофизическими нарушениями: методическое пособие/ Под ред. Е.А. Стребелевой, Г.А. Мишиной, с.68

Оборудование: наперстки (пять)

(в этой игре можно использовать пальчиковую гимнастику "Этот пальчик – дедушка...")

4

"Бабушкины очки"

Учить удерживать вместе пальцы рук, соединяя большой и указательный пальцы, обращая внимание на получившуюся форму - "колечко"

Игры и занятия с детьми раннего возраста с психофизическими нарушениями: методическое пособие/ Под ред. Е.А. Стребелевой, Г.А. Мишиной, с.36

Март

 Неделя

Тема

Программное содержание

ППРС

1

"Дружная семейка"

Познакомить  с русской народной игрушкой "Матрешка"; развивать зрительную ориентировку на величину предметов

Игры и занятия с детьми раннего возраста с психофизическими нарушениями: методическое пособие/ Под ред. Е.А. Стребелевой, Г.А. Мишиной, с.78

Оборудование: набор матрешек

2

"Покатай матрешку"

Формировать интерес и положительное отношение к сюжетным действиям с игрушками; развивать зрительную ориентировку на величину предметов

Игры и занятия с детьми раннего возраста с психофизическими нарушениями: методическое пособие/ Под ред. Е.А. Стребелевой, Г.А. Мишиной, с.87

Оборудование: тележка, две матрешки (двухместные)

3

"Матрешка"

Развивать зрительную ориентировку на величину предметов, формировать практические способы ориентировки, учить пользоваться методом проб

Игры и занятия с детьми раннего возраста с психофизическими нарушениями: методическое пособие/ Под ред. Е.А. Стребелевой, Г.А. Мишиной, с.56

Оборудование: двухместная матрешка

4

"Угощаем  матрешек"

Учить выполнять предметно – игровые действия с игрушками,  обращая внимание на цвет и величину предлагаемых пар  предметов; введение в понимание речи  понятий "одинаковые", "такая же"

Игры и занятия с детьми раннего возраста с психофизическими нарушениями: методическое пособие/ Под ред. Е.А. Стребелевой, Г.А. Мишиной, с.88

Оборудование: две одинаковых матрешки, набор одинаковой детской посуды (две тарелки, две ложки, две чашки, чайник с водой), чечевица (др. крупа) в кастрюле

Апрель

 Неделя

Тема

Программное содержание

ППРС

1

"Плыви, кораблик"

Учить выделять объекты живой и неживой природы

Игры и занятия с детьми раннего возраста с психофизическими нарушениями: методическое пособие/ Под ред. Е.А. Стребелевой, Г.А. Мишиной, с.75

Оборудование: "Бассейн" с водой, плавающие предметы и игрушки

(Можно эту игру разнообразить на примере игры "Тонет – не тонет", в этом случае ребенок получит представление о сравнении предметов по весу -"легкий", "тяжелый")

2

"Почтовый ящик"

Развивать зрительную ориентировку на форму предметов, формировать практические способы ориентировки (метод проб)

Игры и занятия с детьми раннего возраста с психофизическими нарушениями: методическое пособие/ Под ред. Е.А. Стребелевой, Г.А. Мишиной, с.50

Оборудование: коробка с двумя прорезями (квадратной и круглой), шарики и кубики одного цвета и размера находятся на подносе 

(в игре можно развивать воображение детей, применяя кубики и шарики в качестве предметов – заместителей, например, это "семена", которые нужно посадить, чтобы осенью собрать урожай)

3

"Почтовый ящик"

Развивать зрительную ориентировку на  величину предметов, формировать практические способы ориентировки (метод проб)

Игры и занятия с детьми раннего возраста с психофизическими нарушениями: методическое пособие/ Под ред. Е.А. Стребелевой, Г.А. Мишиной, с.55

Оборудование: коробка с двумя прорезями (большое и маленькое круглое отверстие), шарики одного цвета и двух размеров находятся на подносе

(в игре можно развивать воображение детей, применяя кубики и шарики в качестве предметов – заместителей, например, это "семена", которые нужно посадить, чтобы осенью собрать урожай)

4

"Посади репку"

Закреплять все изученные сенсорные эталоны (цвет, форма, величина) на основе предметных действий с мелкими игрушками; развивать соотносящие действия рук

Игры и занятия с детьми раннего возраста с психофизическими нарушениями: методическое пособие/ Под ред. Е.А. Стребелевой, Г.А. Мишиной, с.43

Оборудование: деревянная доска прямоугольной формы с ячейками, корзинка и мелкие предметы ("репка")

(следует подобрать такие мелкие предметы, которые позволят обеспечить программное содержание)

Май

 Неделя

Тема

Программное содержание

ППРС

1

"Посади бабочку"

Развивать зрительную ориентировку на цвет предметов методом сличения (такой – не такой)

Игры и занятия с детьми раннего возраста с психофизическими нарушениями: методическое пособие/ Под ред. Е.А. Стребелевой, Г.А. Мишиной, с.59

Оборудование: два карьонныхкруга ("полянки") двух цветов – желтого и красного, бабочки только одного цвета (желтого или красного) одинакового размера

2

"Красивый цветочек"

Учить воспринимать и выделять из окружающей среды растение – цветок, обращая внимание на его качественные характеристики

Игры и занятия с детьми раннего возраста с психофизическими нарушениями: методическое пособие/ Под ред. Е.А. Стребелевой, Г.А. Мишиной, с.74

3

"Свети, солнышко"

Учить обращать внимание на явление природы – солнце, обращая внимание на его качественные характеристики

Игры и занятия с детьми раннего возраста с психофизическими нарушениями: методическое пособие/ Под ред. Е.А. Стребелевой, Г.А. Мишиной, с.76

4

"Кто кричит"

Закреплять названия знакомых птиц и животных; продолжать учить дифференцировать их по голосу

Игры и занятия с детьми раннего возраста с психофизическими нарушениями: методическое пособие/ Под ред. Е.А. Стребелевой, Г.А. Мишиной, с.72

Оборудование: музыкальный центр с животными и их голосами (либо любые аудиозаписи голосов с голосами птиц и животных)

(можно проводить игру на прогулке или экскурсии, учиься слушать голоса живой природы)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

перспективное планирование по познавательному развитию и исследовательской деятельности

блочное планирование по познавательному развитию и исследовательской деятельности на учебный год...

Перспективное планирование по познавательному развитию в старшей логопедической группе (ОНР)) логопедической группе

Сентябрь  НеделяЛексическаятемаПознавательное  развитиеЦелиЛитератураФормаработы1Обследование    2Обследование    3 Детский сад...

Перспективное планирование по познавательному развитию во 2 мл. группе

Перспективное планирование по познавательному развитию во 2 мл. группе...

Перспективное планирование по познавательному развитию во 2 мл. группе

Перспективное планирование по познавательному развитию во 2 мл. группе...

Перспективное планирование по познавательному развитию детей средней группы (познавательно-исследовательская деятельность)

Перспективное планирование по познавательному развитию детей средней группы(познавательно-исследовательская деятельность)...

Перспективное планирование по познавательному развитию, раздел - сенсорное развитие.

Перспективное планирование  адресовано: воспитателям второй младшей группы для формирования сенсорного развития. Для развития восприятие цвета, формы и величины предметов у детей своей группы я и...