Перспективное планирование НОД «Познавательное развитие» с детьми 1 - 2-х лет
методическая разработка по коррекционной педагогике (младшая группа) по теме
Пояснительгая записка и содержание образовательной области «Познавательное развитие» с детьми 1 - 2-х лет.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nod_poznavatelnoe_razvitie_1-2g.doc | 99.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Перспективное планирование НОД «Познавательное развитие»
с детьми 1 - 2-х лет
Пояснительная записка
Содержание образовательной области "Познавательное развитие" (обязательная часть) предполагает:
- развитие любознательности и познавательной мотивации;
- развитие умения детей наблюдать и анализировать различные явления и события, сопоставлять их, обобщать;
- побуждать включать движения рук по предмету в процессе знакомства с ним: обводить части предмета, гладить их и др.;
- формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.), о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных ьрадициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира.
Содержание психолого - педагогической работы в образовательной области "Познавательное развитие" отражается в следующих задачах воспитания и обучения детей второго года жизни:
- Расширять ориентировку детей в ближайшем окружении, пополнять запас понимаемых
слов и активный словарь, развивать потребность в речевом общении. Формировать умение
понимать слова, обозначающие названия предметов, действия;
- Формировать умение понимать простые предложения, небольшие рассказы;
- Содействовать формированию умения выражать словами, а затем короткими предложениями свои потребности и желания, отвечать на вопросы взрослого;
- Использовать окружающую обстановку и общение с ребенком для развития его
восприятия, мышления, внимания, памяти;
- Формировать умение действовать с игрушками, предметами ближайшего окружения в
соответствии с их особенностями и назначением; подражать игровым действиям взрослого,
отображать в игре по подражанию, образцу знакомые жизненные ситуации;
- Развивать познавательную и двигательную активность детей во всех видах игр;
- Развивать эстетическое восприятие. Обращать внимание детей на запахи, звуки, цвет,
размер предметов;
- Формировать умение рассматривать картинки, иллюстрации;
- Поощрять самостоятельную деятельность детей. Предоставлять им возможность играть с разнообразными дидактическими материалами. Приучать доводить начатую игру до конца.
В целях планомерного воздействия на развитие детей рекомендуется:
- проводить специальные игры – занятия;
- приучать детей слушать взрослого, следить за тем, что он делает и показывает,
подражать его словам и действиям, выполнять задания.
Игры - занятия по НОД "Познавательное развитие" с детьми второго года жизни включают в себя:
- игры – занятия с дидактическим материалом (2 занятия в неделю);
- игры – занятия со строительным материалом (1 занятие в неделю).
С детьми в возрасте 1 года — 1 года 6 месяцев игры-занятия проводятся по подгруппам
(по 2-4 человека). Длительность занятия 3-6 минут. Детей в возрасте 1 года 6 месяцев — 2 лет можно объединять по 4-6 человек в зависимости от вида занятия. Продолжительность занятия от 4 до 8-10 минут (Н.Е. Веракса "от рождения до школы", с.41)
Игры – занятия с дидактическим материалом планируются в соответствии с тематичеким календарем НОД. Каждая игра – занятие проводится в 2 этапа: обучение и закрепление. Закрепление организуется с применением другого оборудования без изменения программного содержания.
Все виды деятельности, относящиеся к образовательной области "Познавательное развитие", предусмотренные основной образовательной программой, но не нашедшие отражения в предлагаемом тематическом планировании, организуются и проводятся педагогом самостоятельно.
Сентябрь
Неделя | Игра - занятие | Программное содержание | ППРС |
3 | "Собери шишки" | Развивать ориентировку на количественный признак (много - мало) | Игры и занятия с детьми раннего возраста с психофизическими нарушениями: методическое пособие/ Под ред. Е.А. Стребелевой, Г.А. Мишиной, с.65 Оборудование: две корзинки, шишки (в эту игру можно играть и на прогулке) |
4 | "Угадай, кто в домике живет" | Учить дифференцировать звукоподражания | Игры и занятия с детьми раннего возраста с психофизическими нарушениями: методическое пособие/ Под ред. Е.А. Стребелевой, Г.А. Мишиной, с.72 Оборудование: два домика, собачка и кошечка |
Октябрь
Неделя | Тема | Программное содержание | ППРС |
1 | "Опусти игрушку в свой домик" | Вызывать интерес к свойству предметов окружающего мира, к овладению практическим способом вывления свойств этих предметов | Игры и занятия с детьми раннего возраста с психофизическими нарушениями: методическое пособие/ Под ред. Е.А. Стребелевой, Г.А. Мишиной, с.49 Оборудование: две коробки: одна – с круглой прорезью, другая – с квадратной прорезью, шарики и кубики одного цвета и размера на подносе |
2 | "Накорми куклу" | Развивать зрительную ориентировку на цвет предметов методом сличения (выбор из двух) | Игры и занятия с детьми раннего возраста с психофизическими нарушениями: методическое пособие/ Под ред. Е.А. Стребелевой, Г.А. Мишиной, с.62 Оборудование: две кулы, одетые в разные платья (красное и желтое), набор посуды (блюдца, чашки,ложки) двух цветов |
3 | "Катится - не катится" | Вызывать интерес к свойству предметов окружающего мира, к овладению практическим способом вывления свойств этих предметов | Игры и занятия с детьми раннего возраста с психофизическими нарушениями: методическое пособие/ Под ред. Е.А. Стребелевой, Г.А. Мишиной, с.48 Оборудование: деревянный желобок, пластмассовые (деревянные) шарики и кубики одного цвета и размера на подносе (после обучения можно катать с горки машинки) |
4 | "Перевези кубики" | Развивать зрительную ориентировку на цвет предметов методом сличения (такой – не такой) | Игры и занятия с детьми раннего возраста с психофизическими нарушениями: методическое пособие/ Под ред. Е.А. Стребелевой, Г.А. Мишиной, с.61 Оборудование: две машины двух цветов - желтого и красного, кубики соответствующего цвета и одинакового размера |
Ноябрь
Неделя | Тема | Программное содержание | ППРС |
1 | "Посади цветы" | Учить образовывать множества из неперерывных вещей | Игры и занятия с детьми раннего возраста с психофизическими нарушениями: методическое пособие/ Под ред. Е.А. Стребелевой, Г.А. Мишиной, с.66 Оборудование: напольный коврик с прикркпленными в разных местах "липучками"; цветы, в основании которых имеется вторая часть липкой ленты |
2 | "Налей воды в аквариум" | Учить образовывать множества из неперерывных вещей | Игры и занятия с детьми раннего возраста с психофизическими нарушениями: методическое пособие/ Под ред. Е.А. Стребелевой, Г.А. Мишиной, с.66 Оборудование: "аквариум", игрушечные рыбки, кружка, таз с водой |
3 | "Разложи" | Развивать зрительную ориентировку на форму предметов | Игры и занятия с детьми раннего возраста с психофизическими нарушениями: методическое пособие/ Под ред. Е.А. Стребелевой, Г.А. Мишиной, с.53 Оборудование: две пустых коробки, коробка с шариками и кубиками одного цвета и размера (после обучения можно "наводить порядок", раскладывая на две группы любые другие предметы и игрушки) |
4 | "Заполни кувшин" | Развивать ориентировку на количественный признак (много - мало) | Игры и занятия с детьми раннего возраста с психофизическими нарушениями: методическое пособие/ Под ред. Е.А. Стребелевой, Г.А. Мишиной, с.64 Оборудование: два пустых прозрачных кувшина, фасольв мешочке, кружка |
Декабрь
Неделя | Тема | Программное содержание | ППРС |
1 | "Волшебный мешочек" (вариант1) | Вызывать интерес к свойству предметов окружающего мира, к овладению практическим способом вывления свойств этих предметов | Игры и занятия с детьми раннего возраста с психофизическими нарушениями: методическое пособие/ Под ред. Е.А. Стребелевой, Г.А. Мишиной, с.52 Оборудование: мешочек, два шарика и два кубика одного размера и одного цвета, две ленточки соответствующего цвета (во время игры мешочек может принести игрушечный дед мороз) |
2 | "Волшебный мешочек" (вариант2) | Вызывать интерес к свойству предметов окружающего мира, к овладению практическим способом вывления свойств этих предметов | Игры и занятия с детьми раннего возраста с психофизическими нарушениями: методическое пособие/ Под ред. Е.А. Стребелевой, Г.А. Мишиной, с.53 Оборудование: мешочек, два шарика и два кубика одного размера и одного цвета (во время игры мешочек может принести игрушечный дед мороз) |
3 | "Подбери ленточку" | Развивать зрительную ориентировку на цвет предметов методом сличения (такой – не такой) | Игры и занятия с детьми раннего возраста с психофизическими нарушениями: методическое пособие/ Под ред. Е.А. Стребелевой, Г.А. Мишиной, с.63 Оборудование: два воздушных шарика разного цвета (воздушные шарики можно заменить новогодними) |
4 | "Подарки мишкам" | Продолжать формировать интерес к предметно – игровым действиям, выполнять их | Игры и занятия с детьми раннего возраста с психофизическими нарушениями: методическое пособие/ Под ред. Е.А. Стребелевой, Г.А. Мишиной, с.88 Оборудование: мишка, белка, "чудесный мешочек", шишка, грибок |
Январь
Неделя | Тема | Программное содержание | ППРС |
1 | "Спрячь шарик в ладошку" | Вызывать интерес к действиям с предметами окружающего мира, к овладению практическим способом действия с ними, ориентировку на свойство - величину | Игры и занятия с детьми раннего возраста с психофизическими нарушениями: методическое пособие/ Под ред. Е.А. Стребелевой, Г.А. Мишиной, с.54 Оборудование: шарики одного цвета и двух размеров (если взять шарики белого цвета, то получится игра со "снежками"; в эту же игру можно играть и на прогулке) |
2 | "Разложи шарики в корзинки" | Развивать зрительную ориентировку на величину предметов, формировать практические способы ориентировки (метод проб) | Игры и занятия с детьми раннего возраста с психофизическими нарушениями: методическое пособие/ Под ред. Е.А. Стребелевой, Г.А. Мишиной, с.56 Оборудование: две больших и две маленьких корзинки – вкладыши одного цвета; два больших и два маленьких шарика (если взять шарики белого цвета, то получится игра со "снежками"; в эту же игру можно играть на прогулке) |
3 | "Закрой окошко" | Развивать зрительную ориентировку на цвет предметов (такой – не такой) | Игры и занятия с детьми раннего возраста с психофизическими нарушениями: методическое пособие/ Под ред. Е.А. Стребелевой, Г.А. Мишиной, с.60 Оборудованиеп: два картонных домика разного цвета с вырезанными окошками, в середине которых изображены зайчики (птички и т.д.), окошки соответствующих цветов одинаковой формы и величины |
4 | "Спрячь игрушку" | Развивать интерес к свойствам предметов окружающего мира и орудийные действия по отношению к ним, учить набирать и пересыпать крупу ложкой | Игры и занятия с детьми раннего возраста с психофизическими нарушениями: методическое пособие/ Под ред. Е.А. Стребелевой, Г.А. Мишиной, с.84 Оборудование: миска с крупой, пустая миска, ложка, мелкая игрушка (в ходе игры можно предложить ребенку поиграть с игрушкой в прятки: засыпать ее снежком, а потом отыскать) |
Февраль
Неделя | Тема | Программное содержание | ППРС |
1 | "Кто в домике живет" | Учить дифференцировать звукоподражания | Игры и занятия с детьми раннего возраста с психофизическими нарушениями: методическое пособие/ Под ред. Е.А. Стребелевой, Г.А. Мишиной, с.79 Оборудование: игрушечные домики и игрушки (мышка, лягушка, петушок) (можно взять для игры героев сказки "Теремок", используемой в НОД "Речевое развитие") |
2 | "Моя семья" | Формировать представления о семье, взаимоотношениях между детьми, родителями, и другими членами семьи | Игры и занятия с детьми раннего возраста с психофизическими нарушениями: методическое пособие/ Под ред. Е.А. Стребелевой, Г.А. Мишиной, с.78 Оборудование: два набора вязаных пальчиков с изображениями персонажей семьи: папы, мамы, сына, дочки (можно соответствующим образом оформить обычные перчатки) |
3 | "Надень шапочки" | Учить детей целенаправленно выделять отдельно каждый палец, дифференцировать "один и много" | Игры и занятия с детьми раннего возраста с психофизическими нарушениями: методическое пособие/ Под ред. Е.А. Стребелевой, Г.А. Мишиной, с.68 Оборудование: наперстки (пять) (в этой игре можно использовать пальчиковую гимнастику "Этот пальчик – дедушка...") |
4 | "Бабушкины очки" | Учить удерживать вместе пальцы рук, соединяя большой и указательный пальцы, обращая внимание на получившуюся форму - "колечко" | Игры и занятия с детьми раннего возраста с психофизическими нарушениями: методическое пособие/ Под ред. Е.А. Стребелевой, Г.А. Мишиной, с.36 |
Март
Неделя | Тема | Программное содержание | ППРС |
1 | "Дружная семейка" | Познакомить с русской народной игрушкой "Матрешка"; развивать зрительную ориентировку на величину предметов | Игры и занятия с детьми раннего возраста с психофизическими нарушениями: методическое пособие/ Под ред. Е.А. Стребелевой, Г.А. Мишиной, с.78 Оборудование: набор матрешек |
2 | "Покатай матрешку" | Формировать интерес и положительное отношение к сюжетным действиям с игрушками; развивать зрительную ориентировку на величину предметов | Игры и занятия с детьми раннего возраста с психофизическими нарушениями: методическое пособие/ Под ред. Е.А. Стребелевой, Г.А. Мишиной, с.87 Оборудование: тележка, две матрешки (двухместные) |
3 | "Матрешка" | Развивать зрительную ориентировку на величину предметов, формировать практические способы ориентировки, учить пользоваться методом проб | Игры и занятия с детьми раннего возраста с психофизическими нарушениями: методическое пособие/ Под ред. Е.А. Стребелевой, Г.А. Мишиной, с.56 Оборудование: двухместная матрешка |
4 | "Угощаем матрешек" | Учить выполнять предметно – игровые действия с игрушками, обращая внимание на цвет и величину предлагаемых пар предметов; введение в понимание речи понятий "одинаковые", "такая же" | Игры и занятия с детьми раннего возраста с психофизическими нарушениями: методическое пособие/ Под ред. Е.А. Стребелевой, Г.А. Мишиной, с.88 Оборудование: две одинаковых матрешки, набор одинаковой детской посуды (две тарелки, две ложки, две чашки, чайник с водой), чечевица (др. крупа) в кастрюле |
Апрель
Неделя | Тема | Программное содержание | ППРС |
1 | "Плыви, кораблик" | Учить выделять объекты живой и неживой природы | Игры и занятия с детьми раннего возраста с психофизическими нарушениями: методическое пособие/ Под ред. Е.А. Стребелевой, Г.А. Мишиной, с.75 Оборудование: "Бассейн" с водой, плавающие предметы и игрушки (Можно эту игру разнообразить на примере игры "Тонет – не тонет", в этом случае ребенок получит представление о сравнении предметов по весу -"легкий", "тяжелый") |
2 | "Почтовый ящик" | Развивать зрительную ориентировку на форму предметов, формировать практические способы ориентировки (метод проб) | Игры и занятия с детьми раннего возраста с психофизическими нарушениями: методическое пособие/ Под ред. Е.А. Стребелевой, Г.А. Мишиной, с.50 Оборудование: коробка с двумя прорезями (квадратной и круглой), шарики и кубики одного цвета и размера находятся на подносе (в игре можно развивать воображение детей, применяя кубики и шарики в качестве предметов – заместителей, например, это "семена", которые нужно посадить, чтобы осенью собрать урожай) |
3 | "Почтовый ящик" | Развивать зрительную ориентировку на величину предметов, формировать практические способы ориентировки (метод проб) | Игры и занятия с детьми раннего возраста с психофизическими нарушениями: методическое пособие/ Под ред. Е.А. Стребелевой, Г.А. Мишиной, с.55 Оборудование: коробка с двумя прорезями (большое и маленькое круглое отверстие), шарики одного цвета и двух размеров находятся на подносе (в игре можно развивать воображение детей, применяя кубики и шарики в качестве предметов – заместителей, например, это "семена", которые нужно посадить, чтобы осенью собрать урожай) |
4 | "Посади репку" | Закреплять все изученные сенсорные эталоны (цвет, форма, величина) на основе предметных действий с мелкими игрушками; развивать соотносящие действия рук | Игры и занятия с детьми раннего возраста с психофизическими нарушениями: методическое пособие/ Под ред. Е.А. Стребелевой, Г.А. Мишиной, с.43 Оборудование: деревянная доска прямоугольной формы с ячейками, корзинка и мелкие предметы ("репка") (следует подобрать такие мелкие предметы, которые позволят обеспечить программное содержание) |
Май
Неделя | Тема | Программное содержание | ППРС |
1 | "Посади бабочку" | Развивать зрительную ориентировку на цвет предметов методом сличения (такой – не такой) | Игры и занятия с детьми раннего возраста с психофизическими нарушениями: методическое пособие/ Под ред. Е.А. Стребелевой, Г.А. Мишиной, с.59 Оборудование: два карьонныхкруга ("полянки") двух цветов – желтого и красного, бабочки только одного цвета (желтого или красного) одинакового размера |
2 | "Красивый цветочек" | Учить воспринимать и выделять из окружающей среды растение – цветок, обращая внимание на его качественные характеристики | Игры и занятия с детьми раннего возраста с психофизическими нарушениями: методическое пособие/ Под ред. Е.А. Стребелевой, Г.А. Мишиной, с.74 |
3 | "Свети, солнышко" | Учить обращать внимание на явление природы – солнце, обращая внимание на его качественные характеристики | Игры и занятия с детьми раннего возраста с психофизическими нарушениями: методическое пособие/ Под ред. Е.А. Стребелевой, Г.А. Мишиной, с.76 |
4 | "Кто кричит" | Закреплять названия знакомых птиц и животных; продолжать учить дифференцировать их по голосу | Игры и занятия с детьми раннего возраста с психофизическими нарушениями: методическое пособие/ Под ред. Е.А. Стребелевой, Г.А. Мишиной, с.72 Оборудование: музыкальный центр с животными и их голосами (либо любые аудиозаписи голосов с голосами птиц и животных) (можно проводить игру на прогулке или экскурсии, учиься слушать голоса живой природы) |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
перспективное планирование по познавательному развитию и исследовательской деятельности
блочное планирование по познавательному развитию и исследовательской деятельности на учебный год...
Перспективное планирование по познавательному развитию в старшей логопедической группе (ОНР)) логопедической группе
Сентябрь НеделяЛексическаятемаПознавательное развитиеЦелиЛитератураФормаработы1Обследование 2Обследование 3 Детский сад...
Перспективное планирование по познавательному развитию во 2 мл. группе
Перспективное планирование по познавательному развитию во 2 мл. группе...
Перспективное планирование по познавательному развитию во 2 мл. группе
Перспективное планирование по познавательному развитию во 2 мл. группе...
Перспективное планирование по познавательному развитию детей средней группы (познавательно-исследовательская деятельность)
Перспективное планирование по познавательному развитию детей средней группы(познавательно-исследовательская деятельность)...
Перспективное планирование по познавательному развитию детей раннего возраста (Сенсорное развитие)
Сенсорное развитие...
Перспективное планирование по познавательному развитию, раздел - сенсорное развитие.
Перспективное планирование адресовано: воспитателям второй младшей группы для формирования сенсорного развития. Для развития восприятие цвета, формы и величины предметов у детей своей группы я и...