Формирование толерантного отношения к детям с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного образования
статья
«Если я чем-то на тебя не похож, я этим вовсе не оскорбляю тебя, а, напротив, одаряю».
Антуан де Сент-Экзюпери
Скачать:
Предварительный просмотр:
Формирование толерантного отношения к детям с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного образования
«Если я чем-то на тебя не похож, я этим вовсе не оскорбляю тебя, а, напротив, одаряю».
Антуан де Сент-Экзюпери
За период своего существования человеческая цивилизация прошла долгий и противоречивый путь в отношении к детям с ограниченными возможностями. Это был путь и духовной эволюции общества, на котором встречались как страницы равнодушия, ненависти и агрессии, так и примеры заботы, милосердия. Только одного не встречалось в былых отношениях – сотрудничества на равных условиях.
Ухудшение экологической обстановки, высокий уровень заболеваемости родителей (особенно матерей), ряд нерешенных социально-экономических, психолого-педагогических и медицинских проблем способствует увеличению числа детей-инвалидов.
В настоящее время в России насчитывается около 2 млн. детей с ограниченными возможностями здоровья или 8% всей детской популяции, причем 600 тысяч из них – инвалиды.
В числе основных международных документов, защищающих и гарантирующих права этой категории детей, можно назвать следующие: «Всеобщая Декларация прав человека», «Декларация о правах инвалидов», «Декларация о правах умственно отсталых лиц», «Конвенция о правах ребенка», «Стандартные правила обеспечения равных возможностей для инвалидов».
Главная проблема «особого ребенка» заключается в ограничении его связи с миром, бедности контактов со сверстниками и взрослыми, в ограниченности общения с природой, доступа к культурным ценностям, а иногда – и к элементарному образованию. А так же проблема негативного отношения к детям с ограниченными возможностями со стороны сверстников, наличия физических и психических барьеров, мешающих повышению качества образования детей с ограниченными возможностями. Проблемы усугубляет тот факт, что педагоги иногда сами интолерантно относятся к таким детям, называя их «неполноценными», «ущербными», «отсталыми». В связи с этим, одной из центральных задач в развитии нашего учреждения по отношению к детям с особыми потребностями является формирование у педагога педагогической толерантности, т.е. способности понять и принять ребенка таким, какой он есть, видя в нем носителя иных ценностей, логики мышления, иных форм поведения. А также воспитать у сверстников толерантное и уважительное отношение к детям с ограниченными возможностями здоровья.
Мы формируем толерантность в следующих целевых группах:
- Специалисты (врач-офтальмолог, врач-педиатр, учитель-логопед, учитель-дефектолог (тифлопедагог), медсестры-ортоптистки, воспитатели, инструктор по физической культуре, преподаватель изодеятельности), работающие с детьми
- Родители
- Дети
В нашем детском саду 7 детей-инвалидов: 2 ребенка инвалиды по зрению, 1 ребенок-инвалид с заболеванием опорно-двигательного аппарата, 4 ребенка-инвалида по общему заболеванию. Дети посещают группы компенсирующей, комбинированной направленности. Все дети имеют зрительную и речевую патологию.
Основными задачами инклюзивного воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья в нашем учреждении являются:
- укрепление здоровья детей и предупреждение возникновения вторичных нарушений физического и психического развития;
- обеспечение прав детей и родителей в получении необходимого комплекса коррекционно-образовательных услуг;
- осуществление своевременной социальной адаптации и интеграции ребенка в общество;
- своевременное исправление, компенсация нарушений психофизического развития;
- формирование жизненно значимого опыта и целенаправленное развитие у детей когнитивных, речевых, моторных, социальных способностей, позволяющих снизить зависимость от посторонней помощи и повысить социальную компетентность.
В работе с детьми мы, организуя свободное время дошкольников, делая их досуг содержательным, опираемся на сотрудничество с семьей. Создать в группе атмосферу сотрудничества, толерантности и поддержки помогают разнообразные формы работы с родителями:
- День открытых дверей
- Работа родительского клуба «И глаза вам скажут «Спасибо»
- Встречи со специалистами в гостиной «Родничка»
- Участие родителей в общих родительских собраниях, заседаниях педагогических и коррекционных советов, консультации, практикумы и тренинги
Цель таких мероприятий: создать условия для развития толерантности через воспитание с любовью и во имя любви, с добротой и милосердием, в духе мира и уважения к правам человека, вовлекая в процесс воспитания родителей.
Воспитание толерантности как личного качества в детях осуществляем через создание условий для развития ребенка. В специально организованной игровой деятельности воспитываем в детях открытость и уважение к другим людям, прививаем способность понимать других детей, сохраняя при этом свою индивидуальность.
Преимущества интеграционной системы для личности и когнитивного развития как детей с ограниченными возможностями здоровья, так и детей без подобных ограничений:
преимущества социального характера:
- развитие самостоятельности всех детей через предоставление помощи;
- обогащение социального (коммуникативного и нравственного) опыта детей;
- развитие толерантности, терпения, умение проявлять сочувствие и гуманность;
преимущества психологического характера
- исключение формирования чувства превосходства или развития комплекса неполноценности;
преимущества медицинского характера:
- подражание «здоровому» типу поведения как поведенческой норме конкретного социума;
- исключение социальной изоляции детей, усугубляющей патологию и ведущей к развитию «ограниченных возможностей»;
преимущества педагогического характера:
- рассмотрение развития каждого ребенка как уникального процесса (отказ от сравнивания детей друг с другом)
- активизация когнитивного развития через социальные акты коммуникации и имитации.
Наши дети – активные участники городских, областных, международных мероприятий: выставок, фестивалей, конкурсов разного уровня.
В нашем ДОУ ежегодно проводятся мероприятия:
- Выставка рисунков «Мир глазами ребенка»
- Спортивный праздник в зимнем лесу «Если с другом вышел в путь»
- Экскурсия в детскую библиотеку «Мир русских сказок»
- Музыкальный калейдоскоп «Минута славы»
- Индивидуальные консультации родителей по социально-правовой поддержке детей-инвалидов, вопросам их воспитания и обучения.
Опыт взаимодействия нормально развивающихся детей и детей, имеющих отклонения в развитии, способствует формированию у «нормы» альтруистического поведения, эмпатии и гуманности. Дети становятся более терпимыми по отношению друг к другу. «Нормальные» дети учатся воспринимать «особых» как нормальных членов общества. Включённость воспитанников с особыми нуждами в среду нормально развивающихся сверстников повышает их опыт общения, формирует навыки коммуникации, межличностного взаимодействия в разных ролевых и социальных позициях, что в целом повышает адаптационные возможности детей.
В заключение хотелось бы отметить, что поиск наиболее оптимальных путей, средств, методов для успешной адаптации и интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья в общество – это задача всех и каждого. Ведь помочь наполнить черно-белый мир «особого ребенка» яркими и светлыми тонами можно только совместными усилиями.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование толерантного отношения к детям с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательном пространстве Д/О через игровую деятельность.
Формирование толерантного отношения к детям с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательном пространстве Д/О через игровую деятельность....
Взаимодействие узких специалистов с родителями детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного образования в дошкольном учреждении
Одним из важных направлений в деятельности психолого-педагогической службы является работа с семьями (родителями) детей с ОВЗ. Работе с родителями детей с ОВЗ неслучайно уделяется достаточно большое в...
Краткосрочная образовательная практика по формированию толерантного отношения к детям с ограниченными возможностями здоровья «И глаза вам скажут «Спасибо!»
Проблема формирования толерантного отношения к людям с ограниченными возможностями здоровья является сложной социальной реальностью современного общества. Достаточно часто мы встре...
«Формирование толерантного отношения к детям с ограниченными возможностями здоровья»
Толерантность – терпимость к чужим мнениям, верованиям, поведению. Направления формирования толерантности в детском саду, формы работы по формированию толерантности у дошкольников, методические приемы...
Формы и содержание работы с родителями детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного образования.
В своей статье я хотела бы раскрать термин инклюзивное образование и исходя из этого предложить формы работы с родителями с детьми ОВЗ....
Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста по формированию толерантного отношения к детям с ограниченными возможностями здоровья
Цель: - развитие толерантного отношения к детям с ОВЗ.Задачи:- гармонизация межличностных отношений между условно здоровыми детьми и их сверстниками с ОВЗ,- формирование чувств сопереживания, уважения...
Формирование толерантного отношения к детям с ограниченными возможностями здоровья у детей старшего дошкольного возраста.
В статье акцентируется внимание на необходимости воспитания толерантности у детей старшего дошкольного возраста к детям с ограниченными возможностями здоровья, детям – логопатам. Рас...