Перспективное планирование подгрупповых занятий по системе М.Монтессори.
календарно-тематическое планирование по коррекционной педагогике (младшая группа) на тему
Планирование занятий для детей с особыми образовательными потребностями
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
didakticheskiy_krug.doc | 80 КБ |
Предварительный просмотр:
Перспективное планирование подгрупповых занятий по системе М.Монтессори. Дидактический круг.
Сентябрь | |
1 неделя Упражнения практической жизни (УПЖ). «Вводные или подготовительные упражнения» Работаем с понятиями: «такой же, так же» Тема: «В гостях у куклы Маши.» Программное содержание: учить детей переносить различные предметы тихо и аккуратно (стул, поднос с материалом и т.д.), перекладывать ложкой крупу, пересыпать и переливать из одного кувшина в другой воду и сыпучие продукты. Углублять представления о свойствах геометрических фигур (шар, куб, цилиндр, призма). Продолжать развивать координацию рук и моторику пальцев Материал: три пирамиды, геометрические фигуры (шар, куб, цилиндр, призма), конфета-сюрприз, кукла Маша Цель: развивать внимание, координацию движений, мелкую моторику, самостоятельность. 1) «Основные упражнения практической жизни». Пермякова Л.В., Смирнова Н.Н. стр. 1- 5, 15- 24. 2) «Практическая Монтессори-педагогика» Е. Хилтунен. Стр.19- 22, 26-30. | |
2 неделя Упражнения практической жизни (УПЖ). «Вводные или подготовительные упражнения» Работаем с понятиями: «такой же, так же» Тема: «В гостях у куклы Маши.» Программное содержание: учить детей переносить различные предметы тихо и аккуратно (стул, поднос с материалом и т.д.), перекладывать ложкой крупу, пересыпать и переливать из одного кувшина в другой воду и сыпучие продукты. Углублять представления о свойствах геометрических фигур (шар, куб, цилиндр, призма). Формировать умение соотносить предмет с его графическим изображением.Продолжать развивать координацию рук и моторику пальцев. Материал: три пирамиды, геометрические фигуры (шар, куб, цилиндр, призма), кукла Маша,соленое тесто. Цель: развивать внимание, координацию движений, мелкую моторику, самостоятельность. 1) «Основные упражнения практической жизни». Пермякова Л.В., Смирнова Н.Н. стр. 1- 5, 15- 24. 2) «Практическая Монтессори-педагогика» Е. Хилтунен. Стр.19- 22, 26-30. | |
3 неделя Сенсорное воспитание. Упражнения практической жизни (УПЖ). «Размер». Работаем с понятиями: «такой же, так же», «большой, маленький» Тема: «В гостях у куклы Маши.» Программное содержание: визуальное различение величины в одном или двух измерениях при неизменной форме, на примере шариков и кубиков разного размера, при парном предъявлении, введение понятий размеров , в том числе в сравнительной степени. Углублять представления о свойствах геометрических фигур (шар, куб, цилиндр, призма). Формировать умение соотносить предмет с его графическим изображением. Материал: геометрические фигуры (шар, куб, цилиндр, призма), кукла Маша, соленое тесто, овощи для рассматривания среза, оставления следа-морковь, огурец; нож, разделочная доска, салфетки, тарелки( 2 штуки, сразу сортируем) Цель: визуальное различение величины в одном или двух измерениях при неизменной форме, научить сравнивать предметы по величине, выстраивать сериационный ряд, развивать мелкую моторику. «Практическая Монтессори-педагогика» Е. Хилтунен. Стр. 86- 89. | |
4 неделя Сенсорное воспитание. Упражнения практической жизни (УПЖ). «Размер» . Работаем с понятиями: «такой же, так же», «большой, маленький» Тема: «В гостях у куклы Маши.» Программное содержание: визуальное различение величины в одном или двух измерениях при неизменной форме, занятия с розовой башней, введение понятий размеров ( большой- маленький и т.д.), в том числе в сравнительной степени. Цель: визуальное различение величины в одном или двух измерениях при неизменной форме, научить сравнивать предметы по величине, выстраивать сериационный ряд, развивать мелкую моторику. «Практическая Монтессори-педагогика» Е. Хилтунен. Стр. 92- 94. | |
Октябрь | |
1 неделя. Упражнения практической жизни (УПЖ). «Вводные или подготовительные упражнения». Работаем с понятиями: «большой ,маленький, ( + сравнительная степень от данных прилагательных)», « целый, часть» Тема: «Чаепитие». Программное содержание: научить детей раскатывать и скатывать коврик для индивидуальных занятий на нем, научить сворачивать разворачивать салфетки различными способами. Материал: готовый к употреблению и разлитый по чашкам чай, угощения (печенье круглой и квадратной формы), банан ,нож, тарелки, салфетки, разделочная доска Цель: развивать координацию движений, самостоятельность, мелкую моторику, внимание, подготовка к сворачиванию и разворачиванию бумаги и одежды; учить внимательному отношению друг к другу, поведению за столом в соответствии с нормами поведения 1) «Основные упражнения практической жизни». Пермякова Л.В., Смирнова Н.Н. стр. стр. 6- 15 2) «Практическая Монтессори-педагогика» Е. Хилтунен. Стр.23- 26. | |
2 неделя. Упражнения практической жизни (УПЖ). Сенсорное воспитание «Размер». Работаем с понятиями: «большой-маленький, тонкий-толстый, длинный-короткий) Тема: «Поварята». Программное содержание: визуальное различение величины в одном или двух измерениях при неизменной форме, занятие с розовой башней, введение понятий размеров (+ толстый- тонкий, длинный -короткий и т.д.), в том числе в сравнительной степени. Материал: соленое тесто, ножи пластиковые по количеству детей, банан ,цветные ленты красного, желтого, голубого цвета разной длины. Цель: визуальное различение величины в одном или двух измерениях при неизменной форме, научить сравнивать предметы по величине, выстраивать сериационный ряд, развивать мелкую моторику. «Практическая Монтессори-педагогика» Е. Хилтунен. Стр. 94-99. | |
3 неделя. Исследовательская деятельность (опыты, экспер-ты). «Плавает или тонет». Работаем с понятиями: «большой-маленький, тонкий-толстый, длинный-короткий, тяжелый-легкий». Тема: «Поварята». Программное содержание: формировать умение ориентироваться в окружающем мире, наблюдать ,работать с заданным набором предметов, осуществляя пробы. Материал: шарики пластмассовые, шарики резиновые и стеклянные; кубики деревянные, кубики пластмассовые; перья цветные, пластины каменные того же цвета ,что и перья. Цель: поощрять ребенка исследовать, определить какие предметы плавают, а какие тонут, обучать простой классификации, уметь делать выводы по наблюдениям. «Работа в лаборатории для дошкольных Монтессори- групп. Часть 1. Вода» стр. 5- 8. | |
4 неделя. Исследовательская деятельность (опыты, экспер-ты). «Какая она вода» (цвет, запах ,форма). Работаем с понятиями: «большой-маленький, тонкий-толстый, длинный-короткий, тяжелый-легкий», «ароматный». Тема: «Поварята». Программное содержание: учить осуществлять пробы разного характера(пробовать, нюхать, сравнивать по весу(баррическое чувство),наблюдать. Материал: чай(травяная смесь),лимон, прозрачные чашки, чайник заварочный, яблоки, ножи пластиковые, сосуды разного цвета и размера (прозрачные). Цель: выяснить что вода не имеет запаха, не имеет собственной формы, а принимает форму сосуда, в которую её наливают. «Работа в лаборатории для дошкольных Монтессори - групп. Часть 1. Вода» стр. 9-14. | |
Ноябрь | |
1 неделя. Сенсорное воспитание. «Цвет». Работаем с понятиями: «такой же»,названиями основных цветов. Тема: «Художники». Материал:ящик №1 с цветными табличками, краски, кисти, бумага для рисования, штампики, кубики, картофельные трафареты, печати. Программное содержание: закрепление основных цветов, знакомство с дополнительными и смешанными цветами. Формировать умение соотносить предмет с его графическим изображением. Цель: знакомить с основными и смешанными цветами, учить уметь сравнивать и узнавать цвет. «Практическая Монтессори-педагогика» Е. Хилтунен. Стр. 99-103. | |
2 неделя. Упражнения практической жизни (УПЖ) «Забота о самом себе». Работаем с понятиями: «так же», «вверх-вниз». Тема: «На прогулку ». Материал:рамки, одежда для куклы, сюжетные картинки по теме «Осень». Программное содержание:занятие детей с рамками – застежками следующих видов: пуговицы, кнопки, молния.Беседа по картине «Осень». Цель: развивать мелкую моторику, концентрацию внимания, самостоятельность, координацию движений, последовательность действий.Умение слушать, отвечать на вопросы по теме «Осень». 1) «Основные упражнения практической жизни». Пермякова Л.В., Смирнова Н.Н. стр. стр. 32-46 2) «Практическая Монтессори-педагогика» Е. Хилтунен. Стр. 45. | |
3 неделя. «Тактильные чувства». Тема: «На прогулку». Работаем с понятиями: «шершавый-гладкий,толстый-тонкий,теплый,легкий». Материал:шершавые таблички,одежда для кукол,набор тканей,кукла. Программное содержание:занятие с шершавыми табличками, определение кончиками пальцев гладкой и шершавой поверхности; занятие с тканями различной фактуры, их сравнение и распознавние. Цель: утончение тактильных ощущений, различение поверхностей их сравнение, развитие мелкой моторики, введение названия тканей, их свойств. «Практическая Монтессори-педагогика» Е. Хилтунен. Стр. 106, 109, 112. | |
4 неделя. Сенсорное воспитание. «Тепловое восприятие». Тема: «Что там». Работаем с понятиями: «холодный-теплый», «такой же- другой». Материал: набор табличек, муфта Программное содержание: занятие с табличками из различных материалов (дерево, железо, стекло, войлок, камень) на их узнавание, составление на ощупь пар табличек одинаковых по теплоте материала из которого они сделаны. Цель: развивать тепловые ощущения от различных материалов, знакомить их с свойствами и применением в окружающей среде. «Практическая Монтессори-педагогика» Е. Хилтунен. Стр. 118. | |
Декабрь | |
1 неделя. Исследовательская деятельность (опыты, экспер-ты). «Снег превращается в воду». Тема: «Волшебники». Работаем с понятиями: «холодный-горячий», «твердый-жидкий» Материалы: снег, соответствующие емкости, свеча, краски, кисти . Программное содержание: закрепление основных цветов, знакомство с дополнительными и смешанными цветами. Формировать умение соотносить предмет с его графическим изображением. Цель: пронаблюдать превращение снега в воду, закрепить агрегатные состояния воды. «Работа в лаборатории для дошкольных Монтессори - групп. Часть 2. Вода и воздух» стр. 17-18. | |
2 неделя. Сенсорное воспитание. «Слух». Тема: «Что там» Работаем с понятиями: «тихо-громко», «такой же-другой». Материалы:шумящие коробочки Программное содержание:занятие с шумовыми корбочками, научить находить пары одинаково шумящ коробок, ввести понятие громко-тихо, сравнивать звучание. Цель: развивать и утончать слух, подготавливать к восприятию музыки, пробуждать акустическое внимание. «Практическая Монтессори-педагогика» Е. Хилтунен. Стр. 123-124. | |
3 неделя. Упражнения практической жизни (УПЖ) «Забота о самом себе». Тема: «Я расту». Работаем над понятиями: «мокрый-сухой, душистый, сначала, потом», глаголами соответственно ситуации. Программное содержание: научить ребенка мыть руки, соблюдая определенную последовательность действий, стирать мелкие предметы одежды. Цель: развивать мелкую моторику, концентрацию внимания, самостоятельность, координацию движений, последовательность действий. 1) «Основные упражнения практической жизни». Пермякова Л.В., Смирнова Н.Н. стр. стр. 64-76. 2) «Практическая Монтессори-педагогика» Е. Хилтунен. Стр. 38. | |
4 неделя. Сенсорное воспитание. «Угадай вкус» Тема: «Поварята». Работаем с понятиями: названием вкусовых качеств продуктов, «часть-целое» Материалы: соленые овощи, свежие и замороженные фрукты, йогурт, мед, хлопья кукурузные, ножи, салатники. Программное содержание: занятие с вкусовыми баночками, знакомство с различными вкусами, введение понятий сладкий - солёный, горький - кислый Цель: развивать способность к различению вкуса, знать название основных вкусовых ощущений. «Практическая Монтессори-педагогика» Е. Хилтунен. Стр. 119-120. | |
Январь | |
1 неделя. Сенсорное воспитание. «Угадай запах» Тема: «Как пахнет праздник». Работаем над понятиями: названия запахов :цитрусовые, ель, корица, гвоздика, шоколад, кофе ,перец и т.д. Материалы: реальные предметы и коробочки с запахами, позволяющими образовать соответствующие пары. Программное содержание:занятие с цилиндрами с запахами, знакомство детей с различными запахами, с названиями ароматических веществ, пряностей. Цель: тренировать способность к различению запахов, знать названия пахучих веществ. «Практическая Монтессори-педагогика» Е. Хилтунен. Стр. 120-121. | |
2 неделя. Упражнения практической жизни (УПЖ). «Забота об окружающей среде» Тема: «Старый Новый год». Работаем над понятиями: «чисто-грязно», глагольным словарем соответственно ситуации Материалы: сыпучие материалы, тряпки, веники, совки Программное содержание: научить детей протирать пыль, сметать со стола мусор, мыть стол. Цель: развивать самостоятельность, умение заботится об окружающей среде, познакомить с предметами существующими в помощь людям, воспитывать аккуратность, эстетическое восприятие. 1) «Основные упражнения практической жизни». Пермякова Л.В., Смирнова Н.Н. стр. стр. 77-79. 2) «Практическая Монтессори-педагогика» Е. Хилтунен. Стр. 37-38, 65-66. | |
3 неделя. Сенсорное воспитание. «Геометрические тела». Тема: «Строители». Работаем с понятиями: названием геометрических тел, их свойствами. Материалы: геометрические тела, план- схема постройки Программное содержание: знакомство с геометрическими телами, их свойствами, введение понятий шар, куб, цилиндр, конус, пирамида, призма. Закрепление умения ориентироваться на графическое изображение предмета- «след» при работе со строительным материалом. Цель: развитие стереогностического восприятия, подготовка к изучению математики, концентрация внимания, развития мускульного чувства. «Практическая Монтессори-педагогика» Е. Хилтунен. Стр. 130-132. | |
4 неделя. Сенсорное воспитание. «Таинственный мешочек» Тема: «Строители» Материалы: геометрические тела, план- схема постройки,мешочек Программное содержание: занятие с деревянными геометрическими фигурками помещенными в мешочек, откуда ребенок по просьбе педагога отыскивает на ощупь определенный предмет. Цель: развитие стереогностического восприятия, подготовка к изучению математики, концентрация внимания, развитие тонкой моторики. «Практическая Монтессори-педагогика» Е. Хилтунен. Стр. 133. | |
Февраль | |
1 неделя. Сенсорное воспитание. «Сортировка предметов» Тема: «Внимательный,старательный» Работаем над понятиями: названием конкретных групп предметов, предложенных для сортировки, характеристики на основе которых производится классификация по группам. Материалы: геометрические формы, пластмассовые буквы, мелкие предметы(игрушки) Программное содержание: занятие с набором мелких предметов, которые ребенок сортирует в определенные группы. Цель: развивать умение сравнивать, анализировать сортировать предметы, выстраивать связи со своими визуальными представлениями. «Практическая Монтессори-педагогика» Е. Хилтунен. Стр. 134-135. | |
2 неделя. Сенсорное воспитание. «Накладывающиеся геометрические фигуры» Тема: «Строители». Работаем над понятиями : названиями геометрических фигур и форм,размера и цветов,расположения в пространстве (выше ниже,на,над,под) Материалы: логические кубики Дьениша и схемы к ним. Программное содержание:занятие с геометрическими фигурами (круг, квадрат, треугольник), трех основных цветов (красного, синего, желтого), по 10 шт каждый, различного размера. Цель: утончение визуального чувства распознавание размеров, развитие конструктивных способностей, творчество, мышления. «Практическая Монтессори-педагогика» Е. Хилтунен. Стр. 149. | |
3 неделя. Упражнения практической жизни (УПЖ) «Особая форма движения» Тема: «Внимательный, старательный». Работаем над понятиями: «тихо,медленно- быстро». Материалы: ленты разных цветов для обозначения контура эллипса , запись мелодий разного характера, задающих темп движения. Программное содержание: научить красиво и грациозно двигаться по линии в форме эллипса, не нарушая её и не оступаясь, выдерживая ритм и темп сопровождающей мелодии, носить предметы. Цель: развивать крупную моторику, координацию движений, концентрацию внимания, формировать мышцы, вырабатывать правильную осанку, чувства равновесия. 1) «Основные упражнения практической жизни». Пермякова Л.В., Смирнова Н.Н. стр. стр. 26-29. 2) «Практическая Монтессори-педагогика» Е. Хилтунен. Стр. 72-74. | |
4 неделя Сенсорное воспитание. «Геометрический комод 1» Тема: «Внимательный,старательный». Работаем над понятиями: «такой же», названием геометрических форм Материалы: геометрический комод №1, карточки к нему. Программное содержание: занятие с деревянными геометрическими фигурами различных размеров, наборами карточек соответствующих фигурам. Цель: утончение зрительного чувства, сравнение и сопоставление форм различных размеров, развитие тонкой моторики, подготовка к геометрии. «Практическая Монтессори-педагогика» Е. Хилтунен. Стр. 137-141. | |
Март | |
1 неделя. Упражнения практической жизни (УПЖ) «Особая форма движения» Тема: «Внимательный,старательный». Работаем над понятиями: «тихо-громко», «медленно-быстро». Материалы: разноцветные ленты,колокольчкики,маракасы Программное содержание: установить тишину в комнате, научится её сохранять, стараться быть неподвижным непродолжительное время. Цель: воспитывать осознанное восприятие тишины, развивать самообладание, концентрацию внимания, терпение, умение расслабляться. 1) «Основные упражнения практической жизни». Пермякова Л.В., Смирнова Н.Н. стр. стр. 29-31. 2) «Практическая Монтессори-педагогика» Е. Хилтунен. Стр. 74-78. | |
2 неделя. Сенсорное воспитание. «Цветные цилиндры». Тема: «Старательные и внимательные». Работаем над понятиями: «такой же-другой». Материалы: цветные цилиндры Программное содержание: выстроить ряды цилиндров по принципу тождесвенности в цвете и сравнить сериационные ряды. Цель: утончение визуального чувства распознавание размеров, измерений , развитие конструктивных способностей, творчество, мышления. Подготовка к изучению математики. «Практическая Монтессори-педагогика» Е. Хилтунен. Стр. 135-136. | |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Перспективное планирование подгрупповых занятий с детьми с ФФН (старший возраст)
Перспективное планирование подгрупповых занятий с детьми с ФФН (старший возраст)...
Методика и перспективное планирование по ознакомлению с системой символов неговорящих детей с нарушенным интеллектом
В материале представлено перспективное планирование по ознакомлению с ситемой символов детей с множественными нарушениями развития, а также, объяснение основных символов (пиктограмм), варианты их соче...
Перспективно - тематическое планирование подгрупповых занятий для детей 5 - 6 лет.
Перспективно - тематическое планирование логопедических занятий....
Перспективное планирование подгрупповых занятий (подгруппа ОНР)
Представлено перспективное планирование коррекционной образовательной деятельности для дошкольников страшего возраста, имеющих заключение ОНР....
О комплексно-тематическом планировании образовательной деятельности с дошкольниками – как одном из необходимых условий реализации ФГОС. КАЛЕНДАРНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПОДГРУППОВЫХ ЗАНЯТИЙ НА 2016-2017 г
ФГОС о комплексно- тематическом планировании. Особенности тематического планирования в логопедической группе. Распределение работы учителя-логопеда и воспитателей по видам деятельности. Ка...
Перспективное календарно- тематическое планирование подгрупповых занятий с детьми 3-4 лет с общим недоразвитием речи 2 уровня
Перспективное календарно- тематическое планирование подгрупповых занятий с детьми 3-4 лет с общим недоразвитием речи 2 уровня. План разработан в соответствии с ФГОС ДО, материал выстроен в соотв...
Перспективное календарно- тематическое планирование подгрупповых занятий с детьми 3-4 лет с общим недоразвитием речи 1 уровня
Перспективное календарно- тематическое планирование подгрупповых занятий с детьми 3-4 лет с общим недоразвитием речи 1 уровня. План разработан в соответствии с ФГОС ДО, материал выстроен в соотв...