Перспективное планирование подгрупповых занятий по системе М.Монтессори.
календарно-тематическое планирование по коррекционной педагогике (младшая группа) на тему

Мишина Наталья Борисовна

Планирование  занятий для детей с особыми образовательными потребностями

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon didakticheskiy_krug.doc80 КБ

Предварительный просмотр:

Перспективное планирование подгрупповых занятий по системе М.Монтессори.  Дидактический круг.

                             

Сентябрь

1 неделя

Упражнения практической жизни (УПЖ).

«Вводные или подготовительные упражнения»

Работаем с понятиями: «такой же, так же»

Тема:

«В гостях у куклы Маши.»

Программное содержание: учить детей переносить различные предметы тихо и аккуратно (стул, поднос с материалом и т.д.), перекладывать ложкой крупу, пересыпать и переливать из одного кувшина в другой воду и сыпучие продукты. Углублять представления о свойствах геометрических фигур (шар, куб, цилиндр, призма). Продолжать развивать координацию рук и моторику пальцев

Материал: три пирамиды, геометрические фигуры (шар, куб, цилиндр, призма), конфета-сюрприз, кукла Маша

Цель: развивать внимание, координацию движений, мелкую моторику, самостоятельность.

1) «Основные упражнения практической жизни». Пермякова Л.В., Смирнова Н.Н. стр. 1- 5, 15- 24.

2) «Практическая Монтессори-педагогика» Е. Хилтунен. Стр.19- 22,

26-30.

2 неделя

Упражнения практической жизни (УПЖ).

«Вводные или подготовительные упражнения»

Работаем с понятиями: «такой же, так же»

Тема:

«В гостях у куклы Маши.»

Программное содержание: учить детей переносить различные предметы тихо и аккуратно (стул, поднос с материалом и т.д.), перекладывать ложкой крупу, пересыпать и переливать из одного кувшина в другой воду и сыпучие продукты. Углублять представления о свойствах геометрических фигур (шар, куб, цилиндр, призма).         Формировать умение соотносить предмет с его графическим изображением.Продолжать развивать координацию рук и моторику пальцев.

Материал: три пирамиды, геометрические фигуры (шар, куб, цилиндр, призма), кукла Маша,соленое тесто.

Цель: развивать внимание, координацию движений, мелкую моторику, самостоятельность.

1) «Основные упражнения практической жизни». Пермякова Л.В., Смирнова Н.Н. стр. 1- 5, 15- 24.

2) «Практическая Монтессори-педагогика» Е. Хилтунен. Стр.19- 22,

26-30.

3 неделя

Сенсорное воспитание. Упражнения практической жизни (УПЖ).

«Размер».

Работаем с понятиями: «такой же, так же», «большой, маленький»

Тема:

«В гостях у куклы Маши.»

Программное содержание: визуальное различение величины в одном или двух измерениях при неизменной форме, на примере шариков и кубиков разного размера, при парном предъявлении,  введение понятий размеров , в том числе в сравнительной степени. Углублять представления о свойствах геометрических фигур (шар, куб, цилиндр, призма). Формировать умение соотносить предмет с его графическим изображением.

Материал: геометрические фигуры (шар, куб, цилиндр, призма), кукла Маша, соленое тесто, овощи для рассматривания среза, оставления следа-морковь, огурец; нож, разделочная доска, салфетки, тарелки( 2 штуки, сразу сортируем)

Цель:  визуальное различение величины в одном или двух измерениях при неизменной форме, научить сравнивать предметы по величине, выстраивать сериационный ряд, развивать мелкую моторику.

«Практическая Монтессори-педагогика» Е. Хилтунен. Стр. 86- 89.

4 неделя

Сенсорное воспитание. Упражнения практической жизни (УПЖ).

«Размер» .

Работаем с понятиями: «такой же, так же», «большой, маленький»

 Тема:

«В гостях у куклы Маши.»

Программное содержание: визуальное различение величины в одном или двух измерениях при неизменной форме, занятия с розовой башней, введение понятий размеров ( большой- маленький и т.д.), в том числе в сравнительной степени.

Цель:  визуальное различение величины в одном или двух измерениях при неизменной форме, научить сравнивать предметы по величине, выстраивать сериационный ряд, развивать мелкую моторику.

«Практическая Монтессори-педагогика» Е. Хилтунен. Стр. 92- 94.

Октябрь

1 неделя.

Упражнения практической жизни (УПЖ).

«Вводные или подготовительные упражнения».

Работаем с понятиями: «большой ,маленький, ( + сравнительная степень от данных прилагательных)», « целый, часть»

Тема: «Чаепитие».

Программное содержание: научить детей раскатывать и скатывать коврик для индивидуальных занятий на нем, научить сворачивать разворачивать салфетки различными способами.

Материал: готовый к употреблению и разлитый по чашкам чай, угощения (печенье круглой и квадратной формы), банан ,нож, тарелки, салфетки, разделочная доска

Цель: развивать координацию движений, самостоятельность, мелкую моторику, внимание, подготовка к сворачиванию и разворачиванию бумаги и одежды; учить внимательному отношению друг к другу, поведению за столом в соответствии с нормами поведения

1) «Основные упражнения практической жизни». Пермякова Л.В., Смирнова Н.Н. стр. стр. 6- 15

2) «Практическая Монтессори-педагогика» Е. Хилтунен. Стр.23- 26.

2 неделя.

Упражнения практической жизни (УПЖ). Сенсорное воспитание

 «Размер».

 Работаем  с понятиями: «большой-маленький, тонкий-толстый, длинный-короткий)

Тема: «Поварята».

Программное содержание: визуальное различение величины в одном или двух измерениях при неизменной форме, занятие с  розовой башней, введение понятий размеров (+ толстый- тонкий, длинный -короткий и т.д.), в том числе в сравнительной степени.

 Материал: соленое тесто, ножи  пластиковые по количеству детей,  банан ,цветные ленты красного, желтого, голубого цвета разной длины.

Цель:  визуальное различение величины в одном или двух измерениях при неизменной форме, научить сравнивать предметы по величине, выстраивать сериационный ряд, развивать мелкую моторику.

«Практическая Монтессори-педагогика» Е. Хилтунен. Стр. 94-99.

3 неделя.

Исследовательская деятельность (опыты, экспер-ты).

«Плавает или тонет».

 Работаем с понятиями: «большой-маленький, тонкий-толстый, длинный-короткий, тяжелый-легкий».

Тема: «Поварята».

Программное содержание: формировать умение ориентироваться в окружающем мире, наблюдать ,работать  с заданным набором предметов, осуществляя пробы.

Материал: шарики пластмассовые, шарики резиновые и стеклянные; кубики деревянные, кубики пластмассовые; перья цветные, пластины каменные того же цвета ,что и перья.

Цель: поощрять ребенка исследовать, определить какие предметы плавают, а какие тонут, обучать простой классификации, уметь делать выводы по наблюдениям.

«Работа в лаборатории для дошкольных Монтессори- групп. Часть 1. Вода» стр. 5- 8.

4 неделя.

 Исследовательская деятельность (опыты, экспер-ты).

«Какая она вода» (цвет, запах   ,форма).

Работаем с понятиями: «большой-маленький, тонкий-толстый, длинный-короткий, тяжелый-легкий», «ароматный».

Тема: «Поварята».

Программное содержание: учить осуществлять пробы разного характера(пробовать, нюхать, сравнивать по весу(баррическое чувство),наблюдать.

Материал: чай(травяная смесь),лимон, прозрачные чашки, чайник заварочный,  яблоки, ножи пластиковые, сосуды разного цвета и размера (прозрачные).

Цель: выяснить что вода не имеет запаха, не имеет собственной формы, а принимает форму сосуда, в которую её наливают.

«Работа в лаборатории для дошкольных Монтессори - групп. Часть 1. Вода» стр. 9-14.

Ноябрь

1 неделя.

Сенсорное воспитание.

«Цвет».

Работаем с понятиями: «такой же»,названиями основных цветов.

Тема: «Художники».

Материал:ящик №1  с цветными табличками, краски, кисти, бумага для рисования, штампики, кубики, картофельные трафареты, печати.

Программное содержание: закрепление основных цветов, знакомство с дополнительными и смешанными цветами.  Формировать умение соотносить предмет с его графическим изображением.

Цель: знакомить с основными и смешанными цветами, учить уметь сравнивать и узнавать цвет.

«Практическая Монтессори-педагогика» Е. Хилтунен. Стр. 99-103.

2  неделя.

 Упражнения практической жизни (УПЖ)

«Забота о самом себе».

Работаем с понятиями: «так же»,  «вверх-вниз».

Тема: «На прогулку ».

Материал:рамки, одежда для куклы, сюжетные картинки по теме «Осень».

 Программное содержание:занятие детей с рамками – застежками следующих видов: пуговицы, кнопки, молния.Беседа по картине «Осень».

Цель: развивать мелкую моторику, концентрацию внимания, самостоятельность, координацию движений, последовательность действий.Умение слушать, отвечать на вопросы по теме «Осень».

1) «Основные упражнения практической жизни». Пермякова Л.В., Смирнова Н.Н. стр. стр. 32-46

2) «Практическая Монтессори-педагогика» Е. Хилтунен. Стр. 45.

3 неделя.

«Тактильные чувства».

Тема: «На прогулку».

Работаем с понятиями: «шершавый-гладкий,толстый-тонкий,теплый,легкий».

Материал:шершавые  таблички,одежда для кукол,набор тканей,кукла.

Программное содержание:занятие с шершавыми табличками, определение кончиками пальцев гладкой и шершавой поверхности; занятие с тканями различной фактуры, их сравнение и распознавние.

Цель: утончение тактильных ощущений, различение поверхностей их сравнение, развитие мелкой моторики, введение названия тканей, их свойств.

«Практическая Монтессори-педагогика» Е. Хилтунен. Стр. 106, 109, 112.

4  неделя.

 Сенсорное воспитание.

«Тепловое восприятие».

Тема: «Что там».

Работаем с понятиями: «холодный-теплый», «такой же- другой».

Материал: набор табличек, муфта

Программное содержание: занятие с табличками из различных материалов (дерево, железо, стекло, войлок, камень) на их узнавание, составление на ощупь пар табличек одинаковых по теплоте материала из которого они сделаны.

Цель: развивать тепловые ощущения от различных материалов, знакомить их с свойствами и применением в окружающей среде.

«Практическая Монтессори-педагогика» Е. Хилтунен. Стр. 118.

Декабрь

1 неделя.

Исследовательская деятельность (опыты, экспер-ты).

«Снег превращается в воду».

Тема: «Волшебники».

Работаем с понятиями: «холодный-горячий», «твердый-жидкий»

Материалы: снег, соответствующие емкости, свеча, краски, кисти .

Программное содержание: закрепление основных цветов, знакомство с дополнительными и смешанными цветами.  Формировать умение соотносить предмет с его графическим изображением.

Цель: пронаблюдать превращение снега в воду, закрепить агрегатные состояния воды.

«Работа в лаборатории для дошкольных Монтессори - групп. Часть 2. Вода и воздух» стр. 17-18.

2 неделя.

Сенсорное воспитание.

«Слух».

Тема: «Что там»

Работаем с понятиями: «тихо-громко», «такой же-другой».

Материалы:шумящие коробочки

Программное содержание:занятие с шумовыми корбочками, научить находить пары одинаково шумящ коробок, ввести понятие громко-тихо, сравнивать звучание.

Цель: развивать и утончать слух, подготавливать к восприятию музыки, пробуждать акустическое внимание.

«Практическая Монтессори-педагогика» Е. Хилтунен. Стр. 123-124.

3 неделя.

Упражнения практической жизни (УПЖ)

«Забота о самом себе».

Тема: «Я  расту».

Работаем над понятиями: «мокрый-сухой,  душистый, сначала, потом», глаголами соответственно ситуации.

 Программное содержание: научить ребенка мыть руки, соблюдая определенную последовательность действий, стирать мелкие предметы одежды.

Цель: развивать мелкую моторику, концентрацию внимания, самостоятельность, координацию движений, последовательность действий.

1) «Основные упражнения практической жизни». Пермякова Л.В., Смирнова Н.Н. стр. стр. 64-76.

2) «Практическая Монтессори-педагогика» Е. Хилтунен. Стр. 38.

4 неделя.

 Сенсорное воспитание.

 «Угадай вкус»

Тема: «Поварята».

Работаем с понятиями: названием вкусовых качеств продуктов, «часть-целое»

Материалы: соленые овощи, свежие и замороженные фрукты, йогурт, мед, хлопья кукурузные, ножи, салатники.

Программное содержание: занятие с вкусовыми баночками, знакомство с различными вкусами, введение понятий сладкий - солёный, горький - кислый

Цель: развивать способность к различению вкуса, знать название основных вкусовых ощущений.

«Практическая Монтессори-педагогика» Е. Хилтунен. Стр. 119-120.

Январь

1 неделя.

Сенсорное воспитание.

«Угадай запах»

Тема: «Как пахнет праздник».

Работаем над понятиями: названия запахов  :цитрусовые, ель, корица, гвоздика, шоколад, кофе ,перец и т.д.

Материалы: реальные предметы и коробочки с запахами, позволяющими образовать соответствующие пары.

Программное содержание:занятие с цилиндрами с запахами, знакомство детей с различными запахами, с названиями ароматических веществ, пряностей.

Цель: тренировать способность к различению запахов, знать названия пахучих веществ.

«Практическая Монтессори-педагогика» Е. Хилтунен. Стр. 120-121.

2 неделя.

Упражнения практической жизни (УПЖ).

«Забота об окружающей среде»

Тема: «Старый Новый год».

Работаем над понятиями: «чисто-грязно», глагольным словарем  соответственно ситуации

Материалы: сыпучие  материалы, тряпки, веники, совки

 Программное содержание: научить детей протирать пыль, сметать со стола мусор, мыть стол.

Цель: развивать самостоятельность, умение заботится об окружающей среде, познакомить с предметами существующими в помощь людям, воспитывать аккуратность, эстетическое восприятие.

1) «Основные упражнения практической жизни». Пермякова Л.В., Смирнова Н.Н. стр. стр. 77-79.

2) «Практическая Монтессори-педагогика» Е. Хилтунен. Стр. 37-38, 65-66.

3 неделя.

 Сенсорное воспитание.

«Геометрические тела».

Тема: «Строители».

Работаем с понятиями: названием геометрических тел,  их свойствами.

Материалы: геометрические тела, план- схема постройки

Программное содержание:  знакомство с геометрическими телами, их свойствами, введение понятий шар, куб, цилиндр, конус, пирамида, призма. Закрепление умения ориентироваться на графическое изображение предмета- «след» при работе со строительным материалом.

Цель: развитие стереогностического восприятия, подготовка к изучению математики, концентрация внимания, развития мускульного чувства.

«Практическая Монтессори-педагогика» Е. Хилтунен. Стр. 130-132.

4 неделя.

Сенсорное воспитание.

«Таинственный мешочек»

Тема: «Строители»

Материалы: геометрические тела, план- схема постройки,мешочек

Программное содержание: занятие с деревянными геометрическими фигурками помещенными в мешочек, откуда ребенок по просьбе педагога отыскивает на ощупь определенный предмет.

Цель:  развитие стереогностического восприятия, подготовка к изучению математики, концентрация внимания, развитие тонкой моторики.

«Практическая Монтессори-педагогика» Е. Хилтунен. Стр. 133.

Февраль

1 неделя.

 Сенсорное воспитание.

 «Сортировка предметов»

Тема: «Внимательный,старательный»

Работаем над понятиями: названием конкретных групп предметов, предложенных для сортировки, характеристики  на основе которых производится классификация по группам.

Материалы: геометрические формы, пластмассовые буквы, мелкие предметы(игрушки)

Программное содержание: занятие с набором мелких предметов, которые ребенок сортирует в определенные группы.

Цель:  развивать умение сравнивать, анализировать сортировать предметы, выстраивать связи со своими визуальными представлениями.

«Практическая Монтессори-педагогика» Е. Хилтунен. Стр. 134-135.

2 неделя.

 Сенсорное воспитание.

«Накладывающиеся геометрические фигуры»

Тема: «Строители».

Работаем над понятиями : названиями геометрических фигур и форм,размера и цветов,расположения в пространстве (выше ниже,на,над,под)

Материалы: логические кубики Дьениша и схемы к ним.

Программное содержание:занятие с геометрическими фигурами (круг, квадрат, треугольник), трех основных цветов (красного, синего, желтого), по 10 шт каждый, различного размера.

Цель: утончение визуального чувства распознавание размеров, развитие конструктивных способностей, творчество, мышления.

«Практическая Монтессори-педагогика» Е. Хилтунен. Стр. 149.

3 неделя.

 Упражнения практической жизни (УПЖ)

«Особая форма движения»

Тема: «Внимательный, старательный».

Работаем над понятиями: «тихо,медленно- быстро».

Материалы: ленты разных цветов для обозначения контура эллипса , запись мелодий разного характера, задающих темп движения.

 Программное содержание: научить красиво и грациозно двигаться по линии в форме эллипса, не нарушая её и не оступаясь, выдерживая ритм и темп сопровождающей мелодии, носить предметы.

Цель: развивать крупную моторику, координацию движений, концентрацию внимания, формировать мышцы, вырабатывать правильную осанку, чувства равновесия.

1) «Основные упражнения практической жизни». Пермякова Л.В., Смирнова Н.Н. стр. стр. 26-29.

2) «Практическая Монтессори-педагогика» Е. Хилтунен. Стр. 72-74.

4 неделя

 Сенсорное воспитание.

 «Геометрический комод 1»

Тема: «Внимательный,старательный».

Работаем над понятиями: «такой же», названием  геометрических форм

Материалы: геометрический комод №1, карточки к нему.

Программное содержание: занятие с деревянными геометрическими фигурами различных размеров, наборами карточек соответствующих фигурам.

Цель: утончение зрительного чувства, сравнение и сопоставление форм различных размеров, развитие тонкой моторики, подготовка к геометрии.

«Практическая Монтессори-педагогика» Е. Хилтунен. Стр. 137-141.

Март

1 неделя.

 Упражнения практической жизни (УПЖ)

«Особая форма движения»

Тема: «Внимательный,старательный».

Работаем над понятиями: «тихо-громко», «медленно-быстро».

Материалы: разноцветные ленты,колокольчкики,маракасы

 Программное содержание: установить тишину в комнате, научится её сохранять, стараться быть неподвижным  непродолжительное время.

Цель: воспитывать осознанное восприятие тишины, развивать самообладание, концентрацию внимания, терпение, умение расслабляться.

1) «Основные упражнения практической жизни». Пермякова Л.В., Смирнова Н.Н. стр. стр. 29-31.

2) «Практическая Монтессори-педагогика» Е. Хилтунен. Стр. 74-78.

2 неделя.

Сенсорное воспитание.

«Цветные цилиндры».

Тема: «Старательные и внимательные».

Работаем над понятиями: «такой же-другой».

Материалы: цветные цилиндры

Программное содержание: выстроить ряды цилиндров по принципу тождесвенности в цвете и сравнить сериационные ряды.

Цель: утончение визуального чувства распознавание размеров, измерений , развитие конструктивных способностей, творчество, мышления. Подготовка к изучению математики.

«Практическая Монтессори-педагогика» Е. Хилтунен. Стр. 135-136.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективное планирование подгрупповых занятий с детьми с ФФН (старший возраст)

Перспективное планирование подгрупповых занятий с детьми с ФФН (старший возраст)...

Методика и перспективное планирование по ознакомлению с системой символов неговорящих детей с нарушенным интеллектом

В материале представлено перспективное планирование по ознакомлению с ситемой символов детей с множественными нарушениями развития, а также, объяснение основных символов (пиктограмм), варианты их соче...

Перспективно - тематическое планирование подгрупповых занятий для детей 5 - 6 лет.

Перспективно - тематическое  планирование логопедических занятий....

Перспективное планирование подгрупповых занятий (подгруппа ОНР)

Представлено перспективное планирование коррекционной образовательной деятельности для дошкольников страшего возраста, имеющих заключение ОНР....

О комплексно-тематическом планировании образовательной деятельности с дошкольниками – как одном из необходимых условий реализации ФГОС. КАЛЕНДАРНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПОДГРУППОВЫХ ЗАНЯТИЙ НА 2016-2017 г

ФГОС о комплексно- тематическом планировании. Особенности  тематического планирования  в логопедической группе. Распределение работы учителя-логопеда и воспитателей по видам деятельности. Ка...

Перспективное календарно- тематическое планирование подгрупповых занятий с детьми 3-4 лет с общим недоразвитием речи 2 уровня

Перспективное календарно- тематическое планирование подгрупповых занятий с детьми 3-4 лет  с общим недоразвитием речи 2 уровня. План разработан в соответствии с ФГОС ДО, материал выстроен в соотв...

Перспективное календарно- тематическое планирование подгрупповых занятий с детьми 3-4 лет с общим недоразвитием речи 1 уровня

Перспективное календарно- тематическое планирование подгрупповых занятий с детьми 3-4 лет  с общим недоразвитием речи 1 уровня. План разработан в соответствии с ФГОС ДО, материал выстроен в соотв...