Методика и перспективное планирование по ознакомлению с системой символов неговорящих детей с нарушенным интеллектом
методическая разработка
В материале представлено перспективное планирование по ознакомлению с ситемой символов детей с множественными нарушениями развития, а также, объяснение основных символов (пиктограмм), варианты их сочетаний и игры и упражнения для детей на тему.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 76.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 2 компенсирующего вида
Кировского района Санкт-Петербурга
Обобщение опыта по теме
«Методика ознакомления с символами,
разработанная для успешного формирования
невербальных навыков коммуникациии
у неговорящих детей с нарушенным интеллектом»
Материал подготовила учитель-дефектолог И.А.Жолобова
1 этап
1. Диагностическое обследование детей группы.
2. Отбор детей с проблемами в общении (дети с сенсорной алалией, тяжелыми двигательными дефектами – ДЦП, дети с аутистическим спектром и т.п.)
3. Подбор материала для каждого ребенка индивидуально, исходя из его интеллектуальных и физических особенностей.
4. Перспективное планирование работы по ознакомлению ребенка с символами на текущий учебный год.
5. Консультации для родителей, привлечение их к участию в формировании у ребенка невербальных способов общения.
2 этап /предварительный/
Знакомство ребенка с окружающими его предметами (от 5 - 10 предметов; ориентировочно 5 – 9 месяцев) – игрушки, предметы мебели, посуды, одежды, овощи, фрукты и т.п.
3 этап
1. Обучение ребенка умению узнавать знакомый предмет на картинке, умению находить знакомый предмет, предъявленный в виде картинки, в окружающем пространстве (от 5 - 10 до 40-50 картинок; ориентировочно 4-6 месяцев).
2. Обучение ребенка умению узнавать знакомое действие на картинке, выполнять это действие сначала вслед за взрослым, а затем самостоятельно при предъявлении картинки (от 5 – 10 картинок; ориентировочно 1 учебный год).
3. Обучение умению понимать инструкцию взрослого, выраженную с помощью двух /трех/ картинок /предмет + действие/ (ориентировочно 5 – 9 месяцев).
4. Обучение самостоятельному использованию картинок (от 1 до 2 – 3) для исполнения собственных бытовых желаний.
3 этап
Третий этап аналогичен первому, только картинки постепенно заменяются общепризнанными пиктограммами. А также вводятся некоторые признаки (цвет, сезонные явления, обобщающие понятия, времена года).
Вводить пиктографические символы возможно и на втором этапе, в том случае, когда ребенок успешно усваивает картинки, понимает смысл изображения на них.
На протяжении всей работы её результаты фиксируются три раза в год (в сентябре, январе и мае) и заносятся в диагностическую таблицу. По итогам обследования в конце каждого года составляется диаграмма для выявления результативности работы по методике.
Во время знакомства с предметами, картинками, пиктограммами с детьми проводятся как специальные упражнения, так и разнообразные игры.
Картинки и пиктограммы находятся на специально оборудованном стенде в доступном для ребенка месте в группе. Кроме того, специально для каждого ребенка оформляется совместно с родителями папка с картинками и пиктограммами, которую ребенок может ежедневно забирать домой.
Объяснение основных символов (пиктограмм)
Я Цель: Построение самораспознания и чувства собственности
Материал: Фото, большое зеркало
Жест: Указывать на свою грудь
Просьба Цель: Объявление желания
Материал: Хлопать в ладоши, или указывать глазами на желаемый предмет
Жест: Делать пожалуйста – пожалуйста
Давать Цель: Исполнение желания
Материал: Предмет повседневного обихода
Жест: Поднять руку ребенка ладонью вверх
Указывать Цель: Исполнение общего действия
Материал: Речь и жесты
Жест: Указать пальцем (рукой), тыльная сторона ладони вверх
Синонимы: Сажать, ставить, класть, приносить, назад, вперед, вверх и вниз
Приветствовать Цель: С кем-то поздороваться
Материал: Показ жеста
Жест: Положить ладони одна на другую и пожать
Делать Цель: Энергично заставлять
Материал: Речь, показ и жест
Жест: Показать кулак
Спасибо Цель: Благодарить
Материал: Речь, показ и жест
Жест: Отвести кисть ото рта с небольшим поклоном
Да/хорошо Цель: С чем-то соглашаться
Материал: Речь, кивать головой, жест
Жест: Большой палец руки вверх
Синоним: Хорошо (без кивания головой)
Нет/плохо Цель: Что-то отрицать
Материал: Речь, поворачивать головой, жест
Жест: Большой палец руки вверх
Синоним: Плохо (без покачивания головой), «да» и «нет» могут выражаться индивидуально
Прекратить Цель: Что-либо закончить
Материал: Речь и жест
Жест: Поднять руку вверх ладонью от себя
Синоним: Стоп, остановись, достаточно
Пить Цель: Просить пить
Материал: речь, жест, кружка
Жест: Подносить руку ко рту, делая глотательные движения и наклоняя назад голову
Большой/много Цель: Что-либо большое или чего-либо много
Материал: Речь, жест, большие и маленькие игрушки,
много одинаковых картинок
Жест: Поднять правую руку вверх или развести руки
широко в стороны
Туалет Цель: Приучать к опрятности
Материал: Речь, горшок, жест
Жест: Круговые движения рукой по животу
Одевать Цель: Что-либо одевать
Материал: Речь, жест, предмет одежды
Жест: Имитировать жест при натягивании рубашки или колготок одной или двумя руками, в зависимости от возможностей ребенка
Спать Цель: Ложиться спать/укладывать игрушку
Материал: Речь, жест, кукла, игрушечная кроватка с постельными принадлежностями
Жест: Сложенные ладони прикладывать к щеке и/или закрывать глаза
Мыть Цель: Приучать умываться
Материал: Речь, жест, умывальник, мыло, полотенце
Жест: Круговые движения руками, имитирующие
намыливание
Играть Цель: Играть с играми самостоятельно или с кем-либо
Материал: Игрушки, речь, жест
Жест: Показать рукой или пальцем на игровой уголок
или игрушку
Смотреть Цель: Посмотреть на что-либо
Материал: Речь, жест, несколько разных предметов
Жест: Прикоснуться пальцем к верхнему веку, а затем к
нужному предмету
Гулять Цель: Идти гулять
Материал: Речь, жест
Жест: Показать рукой в сторону раздевальной комнаты
или игрушку, с которой обычно гуляют (совочек)
Кушать Цель: Показать, что ты голоден
Материал: Речь, жест, кусочек пищи
Жест: Показать пальцем на приоткрытый рот или сделать
глотательное движение
Дом Цель: Знать свой дом
Материал: Фото дома, картинка с изображением дома,
речь, жест
Жест: Сложить ладони в виде «крыши»
Круглый Цель: Что-либо круглое
Материал: Речь, жест, круглые предметы (круг, шар, мяч)
Жест: Сделать руками круговой жест
Красный/ Цель: Различать одинаковые предметы разных цветов
Синий Материал: Речь, жест, карточки с разными цветами
Жест: Указать пальцем сначала на нужный предмет, а затем на цвет
Люблю Цель: Чувство привязанности, симпатии, любви
Материал: Речь, жест
Жест: Руками обнять себя, улыбнуться
Мальчик/ Цель: Различать мальчиков и девочек
Девочка Материал: Речь, картинки, фото
Игрушки Цель: Знать о многообразии игрушек
Материал: Речь, картинки, разные игрушки
Сидеть Цель: Действия, выполняемые человеком
Материал: Речь, жест, стул
Жест: похлопать ладонью 1-2 раза по стулу
Идти Цель: Действия, выполняемые человеком
Материал: Речь, жест, картинка
Жест: Несколько шагов на месте
Холодно Цель: Признак зимы, поздней осени, ощущения человека
Материал: Речь, жест, картинка
Жест: Потереть ладонью по ладони
Плакать/ Цель: Понимать свое эмоциональное состояние и
Смеяться эмоциональное состояние другого человека.
Материал: Речь, жест, картинка
Жест: Потереть кулачками глазки или улыбнуться
ВАРИАНТЫ СОЧЕТАНИЙ СИМВОЛОВ /ПИКТОГРАММ/
Из двух пиктограмм:
Дай машинку Цель: Исполнение бытовых желаний
Материал: игрушечная машинка, картинка с изображением машинки, пиктограмма (картинка) ДАЙ, жест.
Хочу пить Цель: исполнение бытовых желаний, в
частности желания пить
Материал: Речь, жест, картинки, предметы
Принеси книгу Цель: та же
Материал: яркая книга, знакомая ребенку, картинка с изображением книги, пиктограмма ДАЙ.
Одеваемся гулять Цель: та же
Материал: пиктограмма (картинка) ОДЕВАТЬСЯ, пиктограмма ГУЛЯТЬ
Кукла плачет Цель: привлечение внимания во время сюжетной игры к эмоциональному состоянию другого, понимание этого состояния
Материал: кукла, картинка плачущей куклы, платок
Копай лопаткой Цель: выполнение игровых действий на прогулке
Материал: песок, лопатка, жест, картинка с изображением лопатки.
Играть машинкой Цель: исполнение бытовых желаний
Материал: пиктограмма ИГРАТЬ, МАШИНА
Из трех пиктограмм:
Дай белого медвежонка
Цель: исполнение бытовых желаний
Материал: пиктограмма ДАЙ, картинка БЕЛЫЙ, пиктограмма МИШКА
Принеси куклу в красном платье
Цель: та же
Материал: пиктограммы КУКЛА, ДАВАТЬ, картинка КРАСНЫЙ
Принеси большую ложку
Цель: та же
Материал: пиктограммы ДАВАТЬ, БОЛЬШОЙ, картинка с изображением ложки
Положи мяч на стул
Цель: выполнение инструкции взрослого
Материал: картинки с изображением стула, мяча, жест, стул
Я хочу пить
Цель: исполнение бытовых желаний
Материал: пиктограмма Я, ДАВАТЬ, ПИТЬ
ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ
«Кто в домике живет?»
Цель: Учить узнавать домашних животных, понимать, что они живут рядом с человеком.
Материал: картинки с изображением домашних животных (от2-х до 5-6), картинка с изображением деревенского дома и картинка с изображением леса.
«Найди домик»
Цель: Учить узнавать диких животных, понимать, что они живут в лесу.
Материал: картинки с изображением диких животных (от2-х до 5-6), картинка с изображением леса и картинка с изображением дома.
«Чей домик»
Цель: учить узнавать диких животных и их жилье, соотносить картинку с изображением дикого животного с картинкой, изображающей домик животного (нора, дупло, берлога).
Материал: картинки с изображением животных и их «домики» (от 2 до 5-6).
«Кто где живет?»
Цель: учить различать диких и домашних животных и места их обитания (дом и лес).
Материал: картинки с изображением диких и домашних животных, леса и дома.
«Овощи»
Цель: учить узнавать овощи, изображенные на картинке, понимать, что они растут в земле (на огороде).
Предварительная работа: по просьбе педагога родители на даче рассматривают с детьми, где растут разные овощи, обращают особое внимание на землю, показывая, что овощи растут из земли.
Материал: луковица в горшочке, картинки с изображением овощей и огорода.
«Фрукты»
Цель: учить узнавать фрукты, изображенные на картинках, понимать, что они растут на деревьях (в саду).
Предварительная работа: по просьбе педагога родители рассматривают с детьми фруктовые деревья (яблоня, груша, слива, вишня).
Материал: картинки с изображением фруктов и дерева (яблони без фруктов).
«Что где растет?»
Цель: учить классифицировать фрукты и овощи, соотносить фрукты и овощи с местом их произрастания.
Материал: картинки с изображениями фруктов и овощей, огорода и сада (дерева).
«Зима»
Цель: учить узнавать время года – зиму на картинке, выделять основные явления в природе в зимний период (снег, деревья без листьев, ветер, санки и т.п.)
Предварительная работа: наблюдение за сезонными изменениями в природе на прогулке зимой.
Материал: картинка с изображением зимы и маленькие картинки с отдельными явлениями природы.
«Кукла»
Цель: учить узнавать игрушку на картинке; соотносить предмет с картинкой; учить показывать игрушку (или приносить) при предъявлении картинки взрослым.
Материал: 2 – 3 куклы, картинка с изображением куклы.
Аналогично проводится знакомство и с другими игрушками и окружающими предметами.
«Наши глазки»
Цель: учить узнавать часть лица – глаза на картинке, показывать по предъявленной картинке глаза (рот, нос, уши и т.д.)
Материал: цветные картинки с изображением частей лица и тела (в последующем пиктограммы)
«Дождик кап-кап»
Цель: учить узнавать на картинке знакомое сезонное явление неживой природы – дождь; изображать дождь с помощью жеста.
Подготовительная работа: наблюдение на прогулке за дождем
Материал: картинка /пиктограмма/, жест, вода в мисочке.
«Подбери картинку»
Цель: учить узнавать знакомые изображения на картинке и пиктограмме, подбирать их друг к другу попарно.
Материал: картинки и пиктограмм хорошо знакомые детям (от 2-3) и новые (1-2).
«Наведи порядок»
Цель: закрепление представлений о посуде и продуктах питания (одежде и мебели, разных помещениях, частях тела и лица); обучение умению дифференцировать картинки (пиктограммы) на группы.
Материал: картинки с изображением посуды и продуктов питания, большие картинки с изображением холодильника и посудного шкафа.
Аналогично проводятся и другие игры (по ознакомлению детей с предметами мебели, одежды, посуды, игрушек, сезонными изменениями в природе, временах года и т.п.).
Проводятся игры типа - «Разложи по местам» (посуда, продукты питания, одежда), «Что, где стоит?» (мебель, принадлежности для умывания, посуда), «Наведи порядок», «Гараж для машин», «Когда это бывает?» и другие.
ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ С ПИКТОГРАММАМИ
НА УЧЕБНЫЙ ГОД ____________________________________
Месяц | Тема работы | Результат |
Сентябрь | ||
Октябрь | ||
Ноябрь | ||
Декабрь | ||
Январь | ||
Февраль | ||
Март | ||
Апрель | ||
Май |
ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ
Месяц | Тема работы | Примечание |
Сентябрь | ||
Октябрь | ||
Ноябрь | ||
Декабрь | ||
Январь | ||
Февраль | ||
Март | ||
Апрель | ||
Май |
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Щипицыны Л.М. «Развитие навыков общения лиц с нарушением интеллекта». СПб, 2000г.
- Леб – система /Пер. с нем. Минск, 1997 г.
- Баряева Л.Б. Пиктограммы. СПб, 2008 г.
- Щипицына Л.М., Защирская О.В. «Азбука общения. Развитие личности ребенка, навыков общения со взрослыми и сверстниками». СПб, 1998 г.
- Питерси М., Трилор Р. «Маленькие ступеньки. Программа ранней педагогической помощи детям с отклонениями в развитии». М. 1997г.
- Князева, Стеркина «Программа Я – ТЫ – МЫ»
- 3 журнала «Дети с проблемами в развитии»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план по ознакомлению с художественной литературой для детей имеющих нарушения слуха от 3 до 7 лет, на основе книг Б.Д. Корсунской "Читаю сам" (1, 2).
Перспективный план по ознакомлению с художественной литературой, помогает педагогу в формировании нравственных, этических представлений, норм поведения в быту у детей с недостатками слуха. План ...

Автоматизация звуков с использованием знаков-символов. Автоматизация звука [р] в начале слова с открытым слогом. (индивидуальное занятие для детей с нарушением интеллекта 4 год обучения)
Коррекционно-образовательные цели:-автоматизация правильного произношения звука [р] в прямых слогах, в начале слова;-обучение навыку звукового анализа слова (определение места звука в слове);-развитие...
Музыкально-дидактические игры в системе коррекционно-воспитательной работы для детей с нарушением интеллекта.
Представляю опыт работы музыкального руководителя с детьми имеющиеми ограниченные возможности здоровья. В раммках данной работы расскрываю теоретические положения, систему работы с музыкальной-д...

Методики диагностики умственного развития детей с нарушением интеллекта
Методики диагностики умственного развития детей с нарушением интеллекта...
Перспективное планирование по валеологии для детей с нарушением интеллекта
Перспективное планирование по валеологии для детей с нарушением интеллекта 2,3,4 годов обучения...
Система обучения и воспитания детей с нарушениями интеллекта.
СОДЕРЖАНИЕ Введение1. Зарубежный опыт обучения и воспитания детей с нарушениями интеллекта2. Педагогическая система обучения и воспитания детей с нарушениями интеллекта2.1 Характеристика нарушени...

Перспективное тематическое планирование для детей первого года обучения (младший дошкольный возраст). Дети, имеющие нарушения интеллекта
В планировании предложено перспективное планирование по программе: Адаптированная основная образовательная программа дошкольного образования детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нар...