Методика и перспективное планирование по ознакомлению с системой символов неговорящих детей с нарушенным интеллектом
методическая разработка

Жолобова Ирина Анатольевна

В материале представлено перспективное планирование по ознакомлению с ситемой символов детей с множественными нарушениями развития, а также, объяснение основных символов (пиктограмм), варианты их сочетаний и игры и упражнения для детей на тему.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metodika_i_persp.plan_.doc76.5 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 2 компенсирующего вида

Кировского района Санкт-Петербурга

Обобщение опыта по теме

«Методика ознакомления с символами,

разработанная для успешного формирования

невербальных навыков коммуникациии

у неговорящих детей с нарушенным интеллектом»

Материал подготовила учитель-дефектолог И.А.Жолобова

1 этап

1. Диагностическое обследование детей группы.

2. Отбор детей с проблемами в общении (дети с сенсорной алалией, тяжелыми двигательными дефектами – ДЦП, дети с аутистическим спектром и т.п.)

3. Подбор материала для каждого ребенка индивидуально, исходя из его интеллектуальных и физических особенностей.

4. Перспективное планирование работы по ознакомлению ребенка с символами на текущий учебный год.

5. Консультации для родителей, привлечение их к участию в формировании у ребенка невербальных способов общения.

                2 этап  /предварительный/

Знакомство ребенка с окружающими его предметами (от 5 - 10 предметов; ориентировочно 5 – 9 месяцев) – игрушки, предметы мебели, посуды, одежды, овощи, фрукты и т.п.

                3 этап

1. Обучение ребенка умению узнавать знакомый предмет на картинке, умению находить знакомый предмет, предъявленный в виде картинки, в окружающем пространстве (от 5 - 10 до 40-50 картинок; ориентировочно 4-6 месяцев).

2. Обучение ребенка умению узнавать знакомое действие на картинке, выполнять это действие сначала вслед за взрослым, а затем самостоятельно при предъявлении картинки (от 5 – 10 картинок; ориентировочно 1 учебный год).

3. Обучение умению понимать инструкцию взрослого, выраженную с помощью двух /трех/ картинок /предмет + действие/ (ориентировочно 5 – 9 месяцев).

4. Обучение самостоятельному использованию картинок (от 1 до 2 – 3) для исполнения собственных бытовых желаний.

                

3 этап

Третий этап аналогичен первому, только картинки постепенно заменяются общепризнанными пиктограммами. А также вводятся некоторые признаки (цвет, сезонные явления, обобщающие понятия, времена года).

Вводить пиктографические символы возможно и на втором этапе, в том случае, когда ребенок успешно усваивает картинки, понимает смысл изображения на них.

        На протяжении всей работы её результаты фиксируются три раза в год (в сентябре, январе и мае) и заносятся в диагностическую таблицу. По итогам обследования в конце каждого года составляется диаграмма для выявления результативности работы по методике.

        Во время знакомства с предметами, картинками, пиктограммами с детьми проводятся как специальные упражнения, так и разнообразные игры.

Картинки и пиктограммы находятся на специально оборудованном стенде в доступном для ребенка месте в группе. Кроме того, специально для каждого ребенка оформляется совместно с родителями папка с картинками и пиктограммами, которую ребенок может ежедневно забирать домой.

Объяснение основных символов (пиктограмм)

Я        Цель: Построение самораспознания и чувства собственности

        Материал: Фото, большое зеркало

        Жест: Указывать на свою грудь

Просьба         Цель: Объявление желания

        Материал: Хлопать в ладоши, или указывать глазами на желаемый предмет

        Жест: Делать пожалуйста – пожалуйста

Давать        Цель: Исполнение желания

        Материал: Предмет повседневного обихода

        Жест: Поднять руку ребенка ладонью вверх

Указывать        Цель: Исполнение общего действия

        Материал: Речь и жесты

        Жест: Указать пальцем (рукой), тыльная сторона ладони вверх

        Синонимы: Сажать, ставить, класть, приносить, назад, вперед, вверх и вниз

Приветствовать        Цель: С кем-то поздороваться

        Материал: Показ жеста

        Жест: Положить ладони одна на другую и пожать

Делать        Цель: Энергично заставлять

        Материал: Речь, показ и жест

        Жест: Показать кулак

Спасибо        Цель: Благодарить

        Материал: Речь, показ и жест

        Жест: Отвести кисть ото рта с небольшим поклоном

 

Да/хорошо        Цель: С чем-то соглашаться

        Материал: Речь, кивать головой, жест

        Жест: Большой палец руки вверх

        Синоним: Хорошо (без кивания головой)

Нет/плохо        Цель: Что-то отрицать

        Материал: Речь, поворачивать головой, жест

        Жест: Большой палец руки вверх

        Синоним: Плохо (без покачивания головой), «да» и «нет» могут выражаться индивидуально

Прекратить        Цель: Что-либо закончить

        Материал: Речь и жест

        Жест: Поднять руку вверх ладонью от себя

        Синоним: Стоп, остановись, достаточно

Пить        Цель: Просить пить

        Материал: речь, жест, кружка

        Жест: Подносить руку ко рту, делая глотательные движения и наклоняя назад голову

Большой/много Цель: Что-либо большое или чего-либо много

                            Материал: Речь, жест, большие  и маленькие игрушки,

                            много одинаковых картинок

                            Жест: Поднять правую руку вверх или развести руки

                            широко в стороны

Туалет        Цель: Приучать к опрятности

        Материал: Речь, горшок, жест

        Жест: Круговые движения рукой по животу

Одевать        Цель: Что-либо одевать

        Материал: Речь, жест, предмет одежды

        Жест: Имитировать жест при натягивании рубашки или колготок одной или двумя руками, в зависимости от возможностей ребенка

Спать        Цель: Ложиться спать/укладывать игрушку

        Материал: Речь, жест, кукла, игрушечная кроватка с постельными принадлежностями

Жест: Сложенные ладони прикладывать к щеке и/или закрывать глаза

Мыть                        Цель: Приучать умываться

                        Материал: Речь, жест, умывальник, мыло, полотенце

                        Жест: Круговые движения руками, имитирующие    

                               намыливание

Играть                Цель: Играть с играми самостоятельно или с кем-либо

                        Материал: Игрушки, речь, жест

                        Жест: Показать рукой или пальцем на игровой уголок

или игрушку

Смотреть                Цель: Посмотреть на что-либо

                        Материал: Речь, жест, несколько разных предметов

                        Жест: Прикоснуться пальцем к верхнему веку, а затем к

                              нужному предмету

Гулять                Цель: Идти гулять

                        Материал: Речь, жест

                        Жест: Показать рукой в сторону раздевальной комнаты

или игрушку, с которой обычно гуляют (совочек)

Кушать                Цель: Показать, что ты голоден

                        Материал: Речь, жест, кусочек пищи

                        Жест: Показать пальцем на приоткрытый рот или сделать

глотательное движение

Дом                        Цель: Знать свой дом

                        Материал: Фото дома, картинка с изображением дома,

речь, жест

                        Жест: Сложить ладони в виде «крыши»

Круглый                 Цель: Что-либо круглое

                        Материал: Речь, жест, круглые предметы (круг, шар, мяч)

                        Жест: Сделать руками круговой жест

Красный/                Цель: Различать одинаковые предметы разных цветов

Синий                Материал: Речь, жест, карточки с разными цветами

Жест: Указать пальцем сначала на нужный предмет, а затем на цвет

Люблю                Цель: Чувство привязанности, симпатии, любви

                        Материал: Речь, жест

                        Жест: Руками обнять себя, улыбнуться

Мальчик/                Цель: Различать мальчиков и девочек

Девочка                 Материал: Речь, картинки, фото

Игрушки                Цель: Знать о многообразии игрушек

                        Материал: Речь, картинки, разные игрушки

Сидеть                Цель: Действия, выполняемые человеком

                        Материал: Речь, жест, стул

                        Жест: похлопать ладонью 1-2 раза по стулу

Идти                        Цель: Действия, выполняемые человеком

                        Материал: Речь, жест, картинка

                        Жест: Несколько шагов на месте

Холодно                Цель: Признак зимы, поздней осени, ощущения человека

                        Материал: Речь, жест, картинка

                        Жест: Потереть ладонью по ладони

Плакать/                Цель: Понимать свое эмоциональное состояние и

Смеяться                эмоциональное состояние другого человека.

                        Материал: Речь, жест, картинка

                        Жест: Потереть кулачками глазки или улыбнуться

ВАРИАНТЫ   СОЧЕТАНИЙ  СИМВОЛОВ /ПИКТОГРАММ/

Из двух пиктограмм:

Дай машинку                Цель: Исполнение бытовых желаний

Материал: игрушечная машинка, картинка с изображением машинки, пиктограмма (картинка) ДАЙ, жест.

Хочу пить                 Цель: исполнение бытовых желаний, в

                                        частности желания пить

Материал: Речь, жест, картинки, предметы

Принеси книгу                Цель: та же

Материал: яркая книга, знакомая ребенку, картинка с изображением книги, пиктограмма ДАЙ.

Одеваемся гулять                Цель: та же

Материал: пиктограмма (картинка) ОДЕВАТЬСЯ, пиктограмма ГУЛЯТЬ

Кукла плачет        Цель: привлечение внимания во время сюжетной игры к эмоциональному состоянию другого, понимание этого состояния

        Материал: кукла, картинка плачущей куклы, платок

Копай лопаткой                Цель: выполнение игровых действий на прогулке

Материал: песок, лопатка, жест, картинка с изображением лопатки.

Играть машинкой        Цель: исполнение бытовых желаний

                                Материал: пиктограмма ИГРАТЬ, МАШИНА

Из трех пиктограмм:

Дай белого медвежонка

Цель: исполнение бытовых желаний

Материал: пиктограмма ДАЙ, картинка БЕЛЫЙ, пиктограмма МИШКА

Принеси куклу в красном платье

Цель: та же

Материал: пиктограммы КУКЛА, ДАВАТЬ, картинка КРАСНЫЙ

Принеси большую ложку

Цель: та же

Материал: пиктограммы ДАВАТЬ, БОЛЬШОЙ, картинка с изображением ложки

Положи мяч на стул

Цель: выполнение инструкции взрослого

Материал: картинки с изображением стула, мяча, жест, стул

Я хочу пить

Цель: исполнение бытовых желаний

Материал: пиктограмма Я, ДАВАТЬ, ПИТЬ

ИГРЫ  И   УПРАЖНЕНИЯ

                «Кто в домике живет?»

Цель: Учить узнавать домашних животных, понимать, что они живут рядом с человеком.

Материал: картинки с изображением домашних животных (от2-х до 5-6), картинка с изображением деревенского дома и картинка с изображением леса.

        

                   «Найди домик»

Цель: Учить узнавать диких животных, понимать, что они живут в лесу.

Материал: картинки с изображением диких животных (от2-х до 5-6), картинка с изображением леса и картинка с изображением дома.

                «Чей домик»

Цель: учить узнавать диких животных и их жилье, соотносить картинку с изображением дикого животного с картинкой, изображающей домик животного (нора, дупло, берлога).

Материал: картинки с изображением животных и их «домики» (от 2 до 5-6).

                «Кто где живет?»

Цель: учить различать диких и домашних животных и места их обитания (дом и лес).

Материал: картинки с изображением диких и домашних животных, леса и дома.

                

«Овощи»

Цель: учить узнавать овощи, изображенные на картинке, понимать, что они растут в земле (на огороде).

Предварительная работа: по просьбе педагога родители на даче рассматривают с детьми, где растут разные овощи, обращают особое внимание на землю, показывая, что овощи растут из земли.

Материал: луковица в горшочке, картинки с изображением овощей и огорода.

                «Фрукты»

Цель: учить узнавать фрукты, изображенные на картинках, понимать, что они растут на деревьях (в саду).

Предварительная работа: по просьбе педагога родители рассматривают с детьми фруктовые деревья (яблоня, груша, слива, вишня).

Материал: картинки с изображением фруктов и дерева (яблони без фруктов).

                «Что где растет?»

Цель: учить классифицировать фрукты и овощи, соотносить фрукты и овощи с местом их произрастания.

Материал: картинки с изображениями фруктов и овощей, огорода и сада (дерева).

                

«Зима»

Цель: учить узнавать время года – зиму на картинке, выделять основные явления в природе в зимний период (снег, деревья без листьев, ветер, санки и т.п.)

Предварительная работа: наблюдение за сезонными изменениями в природе на прогулке зимой.

Материал: картинка с изображением зимы и маленькие картинки с отдельными явлениями природы.

                

«Кукла»

Цель: учить узнавать игрушку на картинке; соотносить предмет с картинкой; учить показывать игрушку (или приносить) при предъявлении картинки взрослым.

Материал: 2 – 3 куклы, картинка с изображением куклы.

Аналогично проводится знакомство и с другими игрушками и окружающими предметами.

                «Наши глазки»

Цель: учить узнавать часть лица – глаза на картинке, показывать по предъявленной картинке глаза (рот, нос, уши и т.д.)

Материал: цветные картинки с изображением частей лица и тела (в последующем пиктограммы)

                «Дождик кап-кап»

Цель: учить узнавать на картинке знакомое сезонное явление неживой природы – дождь; изображать дождь с помощью жеста.

Подготовительная работа: наблюдение на прогулке за дождем

Материал: картинка /пиктограмма/, жест, вода в мисочке.

                

«Подбери картинку»

Цель: учить узнавать знакомые изображения на картинке и пиктограмме, подбирать их друг к другу попарно.

Материал: картинки и пиктограмм хорошо знакомые детям (от 2-3) и новые (1-2).

                «Наведи порядок»

Цель: закрепление представлений о посуде и продуктах питания (одежде и мебели, разных помещениях, частях тела и лица); обучение умению дифференцировать картинки (пиктограммы) на группы.

Материал: картинки с изображением посуды и продуктов питания, большие картинки с изображением холодильника и посудного шкафа.

        Аналогично проводятся и другие игры (по ознакомлению детей с предметами мебели, одежды, посуды, игрушек, сезонными изменениями в природе, временах года и т.п.).

Проводятся игры типа - «Разложи по местам» (посуда, продукты питания, одежда), «Что, где стоит?» (мебель, принадлежности для умывания, посуда), «Наведи порядок», «Гараж для машин», «Когда это бывает?» и другие.

ПЕРСПЕКТИВНЫЙ  ПЛАН РАБОТЫ ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ С ПИКТОГРАММАМИ

НА                     УЧЕБНЫЙ ГОД    ____________________________________

Месяц

Тема работы

Результат




Сентябрь







Октябрь







Ноябрь







Декабрь







Январь







Февраль







Март







Апрель







Май



ПЕРСПЕКТИВНЫЙ  ПЛАН   РАБОТЫ  С   РОДИТЕЛЯМИ

Месяц

Тема работы

Примечание

Сентябрь


Октябрь


Ноябрь


Декабрь


Январь


Февраль


Март


Апрель


Май


СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Щипицыны Л.М. «Развитие навыков общения лиц с нарушением интеллекта». СПб, 2000г.
  2. Леб – система /Пер. с нем. Минск, 1997 г.
  3. Баряева Л.Б. Пиктограммы. СПб, 2008 г.
  4. Щипицына Л.М., Защирская О.В. «Азбука общения. Развитие личности ребенка, навыков общения со взрослыми и сверстниками». СПб, 1998 г.
  5. Питерси М., Трилор Р. «Маленькие ступеньки. Программа ранней педагогической помощи детям с отклонениями в развитии». М. 1997г.
  6. Князева, Стеркина «Программа Я – ТЫ – МЫ»
  7. 3 журнала «Дети с проблемами в развитии»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план по ознакомлению с художественной литературой для детей имеющих нарушения слуха от 3 до 7 лет, на основе книг Б.Д. Корсунской "Читаю сам" (1, 2).

Перспективный план по ознакомлению с художественной литературой, помогает педагогу  в формировании нравственных, этических представлений, норм поведения в быту у детей с недостатками слуха. План ...

Автоматизация звуков с использованием знаков-символов. Автоматизация звука [р] в начале слова с открытым слогом. (индивидуальное занятие для детей с нарушением интеллекта 4 год обучения)

Коррекционно-образовательные цели:-автоматизация правильного произношения звука [р] в прямых слогах, в начале слова;-обучение навыку звукового анализа слова (определение места звука в слове);-развитие...

Музыкально-дидактические игры в системе коррекционно-воспитательной работы для детей с нарушением интеллекта.

Представляю опыт работы музыкального руководителя с детьми имеющиеми ограниченные возможности здоровья. В раммках данной работы расскрываю  теоретические положения, систему работы с музыкальной-д...

Методики диагностики умственного развития детей с нарушением интеллекта

Методики диагностики умственного развития детей с нарушением интеллекта...

Перспективное планирование по валеологии для детей с нарушением интеллекта

Перспективное планирование по валеологии для детей с нарушением интеллекта 2,3,4 годов обучения...

Система обучения и воспитания детей с нарушениями интеллекта.

СОДЕРЖАНИЕ Введение1. Зарубежный опыт обучения и воспитания детей с нарушениями интеллекта2. Педагогическая система обучения и воспитания детей с нарушениями интеллекта2.1 Характеристика нарушени...

Методическая разработка: "Методика организации различных видах деятельности, общения и обучение детей с нарушением интеллекта"

Специфика обучения детей дошкольного возраста с нарушениями в интеллектуальной сфере заключается в организации учебного процесса, а также, в подборе разнообразных специальных методов и приемов. ...